Кафедральный собор бразилиа

Кафедральный собор бразилиа

Кафедральный собор Бразилиа

Кафедральный собор в Бразилиа невозможно описать словами – настолько он прекрасен в своей самобытности. Подобного храма нет нигде в мире, он уникален, начиная от его необычной формы и заканчивая огромным светлым пространством внутри. Здание поражает одновременно сложностью и простотой – это удивительно, но это правда.

В 1958 г. собор задумывался президентом страны Жуселину Кубичеком как государственное учреждение, не принадлежащее определенной конфессии, место, куда для общения с Богом мог бы прийти человек любого вероисповедования. В дело вмешались финансы, вернее, их нехватка. Католическая церковь взяла на себя расходы по строительству храма, и в 1970 г. он был открыт. Проект разработал архитектор Оскар Нимейер, а реализовать его помог градостроитель Лусио Коста. Примечательно, что оба они – атеисты и коммунисты. Возможно, именно поэтому собор представляет собой сооружение, совершенно не похожее внешне на традиционное религиозное здание, но в этой оригинальности и состоит его главный плюс. Спустя 18 лет после открытия храма Нимейер получил за него притцкеровскую премию.

Внешний вид

Кафедральный собор сразу стал одной из достопримечательностей в Бразилии благодаря своему необыкновенному футуристическому облику. Потрясающий фьюжн из стекла, стали и бетона имеет не привычную прямоугольную или квадратную форму, а вид конуса, венчающегося короной (кто-то видит в ней терновый венец). Диаметр сооружения составляет 70 м, основу его образуют 16 бетонных белоснежных колонн общим весом 90 т. Каждая из них изгибается в виде параболы, устремляясь острыми концами в разные стороны. Под ними сверкает стекло, оно эффектно выглядит снаружи, но внутри помещения производит еще более потрясающее впечатление. Высота собора – 40 м, а венчает его классический четырехконечный крест.

Было бы странно, выстроив такое нетипичное архитектурное чудо, поставить рядом с ним традиционную колокольню. Разумеется, она также представляет собой в некотором роде модернистский шедевр – нечто вроде огромной буквы Т. На перекладине установлены четыре колокола, ежедневно призывающие верующих на мессу.

Статуи у входа

Посетители, увидевшие Кафедральный собор Бразилиа издалека, уже поражены его внешним видом, а при приближении к входу их ждет еще большее удивление. Гостей встречают четыре огромные бронзовые скульптуры Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Каждая из них около 3 м в высоту. Это работа скульпторов Альфредо Чешиатти и Данте Кроче.

Внутри собора

Заходя в церковь, чувствуешь себя песчинкой в мироздании – настолько много здесь пространства и света. В отличие от привычных полутемных католических храмов, собор Пресвятой Девы Марии в Бразилии буквально наполнен дневным освещением. Так и было задумано архитекторами, чтобы нежные бело-голубые витражи потолка пропускали в помещение солнечные лучи. Ощущение простора создается за счет отсутствия лишних деталей. Интерьер очень минималистичен – лишь алтарь и скамейки для молящихся. Над алтарем парят в воздухе бронзовые фигуры ангелов, но они не скрадывают пространства, наоборот, своими внушительными размерами лишь подчеркивают его объемность. Икон нет, есть скульптурное изображение Девы Марии, склонившейся над снятым с распятия Иисусом.

Как добраться?

Кафедральный собор Девы Марии находится в восточной части Бразилиа, недалеко от водохранилища Параноа. Добраться до него можно автобусами № 011, 103, 104, 107, 111, 113, 115, 140, выйдя на остановке Via S Um Leste.

Кафедральный собор в Бразилиа

Собор Пресвятой Девы Марии (Catedral Metropolitana de Nossa Senhora Aparecida)

Собор Пресвятой Девы Марии — главный храм города Бразилиа, который считается одним из самых красивых католических соборов в мире. Он освящен в честь покровительницы церкви и семьи Девы Марии Апаресидской, но сами бразильцы называют его храмом Тернового венца.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Кафедральный собор в Бразилиа

Основные моменты

Необычное здание строилось с 1958 по 1970 год знаменитым латиноамериканским архитектором Оскаром Нимейером в стиле модернизм. Кафедральный собор в Бразилиа похож на метропольный собор в английском городе Ливерпуле. Однако, бразильский храм обладает более утонченными формами, а также особой пластичностью и выразительностью.

Здание возведено из бетона и поднимается на высоту 40 метров. На самом верху установлен тонкий высокий крест. Футуристичное сооружение представляет собой ребристую конструкцию, сложенную из шестнадцати изогнутых гиперболоидных колонн. По замыслу архитектора они должны напоминать воздетые к небу руки. Но существуют и иные точки зрения. Некоторые находят, что собор Пресвятой Девы Марии похож на гигантский цветок из бетона, а другие видят в его форме языки пламени или песочные часы. Пространство между колоннами занято большими стеклянными витражами, поэтому храм кажется очень легким и воздушным. Обилие стеклянных стен наполняет внутреннее пространство светом.

Оскар Нимейер был атеистом, поэтому католическая церковь поначалу не хотела освящать новый храм в Бразилиа. Однако, за два года до официального открытия состоялась церемония освящения, которую провел кардинал Эудженио Сталь. Потом собор Пресвятой Девы Марии получил признание во всем мире, и в 2013 году папа римский Франциск, совершая визит в Бразилию, отслужил мессу именно в этом храме.

За разработку и успешную реализацию проекта в 1988 году Оскара Нимейера наградили почетной Притцкеровской премией, которой отмечают лучшие разработки в области архитектуры. С 1990 года кафедральный собор в Бразилиа признан национальным достоянием и внесен в список самых значимых памятников Бразилии.

Для посетителей он открыт ежедневно с 8.00 до 19.30. Вход свободный.

Особенности архитектуры

Здание кафедрального собора в Бразилиа имеет площадь 3848 м². Каждое из 16 бетонных ребер весит 90 тонн, а диаметр округлого основания составляет 60 метров. Примечательно, что, как и во многих зданиях, построенных Нимейером, основание храма окружено водой.

В стороне от собора можно увидеть колокольню с четырьмя большими колоколами, которую Бразилия получила в дар от правительства Испании. Перед входом возвышаются высокие бронзовые фигуры, изображающие четырех евангелистов.

Во время проектирования храма были совершены технические просчеты, поэтому католический собор Пресвятой Девы Марии обладает не очень хорошей акустикой. Недостатком конструкции считают также почти полное отсутствие системы вентиляции. Храм стоит на открытом месте, не имеет дополнительной светозащиты, поэтому внутри него бывает жарко. Чтобы решить эту проблему, в 2000 году часть витражных панелей заменили особым стеклом, которое пропускает свет, но задерживает тепло.

Читайте также  Из чего сделана красная площадь

Кафедральный собор в Бразилиа обладает еще одной архитектурной особенностью. По пути к главному залу входящие в него посетители проходят через длинный темный тоннель, пол и стены которого отделаны черным гранитом.

Интерьеры

Круглый неф собора Пресвятой Девы Марии рассчитан на 4000 молящихся. Из него существует два выхода, по которым можно попасть в баптистерий и служебные помещения. Над скамьями для верующих помещено монументальное распятие, а под куполом можно увидеть фигуры трех ангелов, автором которых является скульптор Альфредо Ческьятти. Самый большой из ангелов имеет длину 4,25 м и весит 300 кг.

Внутренняя часть колонн облицована белоснежным каррарским мрамором. Прозрачные витражи выполнены француженкой Марианной Перетти и выдержаны в зеленом, синем и бежевом цветах. Холодная гамма стеклянного купола создает ощущение свежести и прохлады. В тех местах, где на куполе нет цветного оформления, через стекло проглядывают небо и облака, поэтому у верующих создается впечатление, что они разговаривают прямо с небесами.

Крещальня обладает символической формой яйца и отделана керамическим плитками. Рисунки для них выполнены по эскизам художника Атоса Бурсау. Этот же мастер украсил изображениями из жизни Девы Марии стелу, стоящую у входа в храм.

Алтарь был подарен кафедральному собору римским папой Павлом VI. Помещенная на нем скульптура Девы Марии является копией статуи Богоматери, которая стоит в католическом соборе бразильского города Сан-Паулу.

Видео: Внутри собора в Бразилиа

Как добраться

Собор Пресвятой Девы Марии расположен на Esplanada dos Ministérios lote, 12. Ближе всего к храму находится станция метро «Galeria». Кроме того, мимо кафедрального собора в Бразилиа проложены маршруты нескольких городских автобусов. Выходить нужно на остановке «Via L2 Sul» или «Via S Um Leste».

Католический Кафедральный собор в городе Бразилиа: история, описание и современное положение

Кафедральный собор в Бразилиа — «новичок» среди подобных ему сооружений в мире, да еще и с нетрадиционным для церкви экстерьером. Его строительство продлилось 12 лет, а началось оно в период основания современной столицы Бразилии. Этот город за свою непродолжительную историю сумел занять 4-е место в стране по численности населения, стать 3-ей по счету столицей и войти в список всемирного наследия ЮНЕСКО с почетным статусом шедевра градостроительного искусства XX в. Здания и сооружения города являют собой единство архитектурного ансамбля современного технополиса. Его символом стал Кафедральный собор, вознесшийся в небесную лазурь огромным конусом.

Это уникальное во всех смыслах строение, омываемое водой, основная часть которого расположена на подземном этаже. По первоначальному замыслу здесь должны были объединиться все существующие вероисповедания страны, но собор стал католическим и получил название в честь Пресвятой Девы Марии Апаресидской.

  1. Создание проекта и его воплощение
  2. Собор как следствие градообразования
  3. Исторические этапы в жизни собора
  4. Архитектура и внутренний интерьер
  5. Особенности экстерьера
  6. Внутреннее убранство
  7. Недочеты и огрехи проекта
  8. Расположение и практические советы
  9. Видео о соборе внутри и снаружи

Создание проекта и его воплощение

Разработка и чертежи здания церкви были частью плана застройки нового города в середине XX в. Несмотря на критику и скептическое отношение современников к основным принципам и концепциям проекта, воплотившись в жизнь, он стал шедевром мировой архитектуры и судьбоносным сооружением в карьере своего создателя.

Собор как следствие градообразования

Идею переноса столицы в самое сердце страны бразильские власти вынашивали еще с середины XVII в. Позднее (XIX в.), в государственной Конституции даже появился пункт о необходимости строительства нового города. Но только в конце 50-х годов XX в. президентом Жуселину Кубичеком были организованы масштабные работы по проектированию и строительству. И весной 1960 г. на месте глухих и диких джунглей вырос город нового типа.

В конкурсе градостроителей победил Лусио Коста, в подчинении которого и находился создатель уникального собора — Оскар Нимейер. К слову сказать, этот талантливый архитектор спроектировал большую часть административных и общественно-культурных зданий в столице. Ему удалось отойти от устоявшихся стереотипов и явить миру свои новаторские формы.

Собор стал главным проектом Нимейера. Строительство длилось с 1958 по 1970 гг.

Это здание в стиле модернизм специалисты часто сравнивают с метропольным собором в английском городе Ливерпуль. Возможно, в его чертах архитектор почерпнул вдохновение. Однако бразильский вариант выглядит более изящным и выразительным.

Также простые обыватели проводят аналогии с:

  • огромным баобабом;
  • распускающимся цветком;
  • языками пламени;
  • вознесенными к небу руками;
  • песочными часами;
  • терновым венцом;
  • гигантской карандашницей.

Сам же Оскар Нимейер сказал так: «Я спроектировал бразильский Кафедральный собор как монументальную структуру, несущую в себе религиозную идею, момент богослужения, его изогнутые колонны возносятся к небу Бразилиа, как жест мольбы и общения.»

Исторические этапы в жизни собора

На данный момент в истории собора можно выделить пять важных дат:

  1. 3 мая 1957 г. — проведена первая месса на месте будущего храма.
  2. 12 сентября 1958 г. — заложен первый камень в фундамент, по традиции ознаменовавший начало строительства.
  3. 31 мая 1970 г. — официальное открытие.
  4. 15 июля 1990 г. — признан национальным достоянием Бразилии. Включен в список самых значимых исторических и художественных памятников страны.
  5. 25 июля 2013 г. — почетное богослужение с участием Папы Римского Франциска.

Есть важная дата и в жизни создателя кафедрального собора. В 1988 г. Оскар Нимейер за столь удачный и уникальный проект был удостоен почетной награды — Притцкеровской премии.

Это аналог Нобелевской премии, но за достижения в области архитектуры. Вот так самое величественное сооружение в жизни принесло ему мировую славу и известность. В дальнейшем Нимейер работал и проводил выставки по всему земному шару.

Истории также известен тот факт, что прославившийся архитектор был атеистом и приверженцем коммунистических взглядов, и когда высшее духовенство церкви узнало об этом, поначалу отказывалось освящать храм. Тем не менее обряд состоялся при участии кардинала Эудженио Сталь за два года до официального открытия. И по настоящее время храм является действующим и процветающим. Для посетителей собор открыт ежедневно с 8:00 до 19:30. Вход свободный. А насколько значимое место он занимает в столице и, в целом, по стране, красноречиво говорят четвертый и пятый пункты вышеуказанного списка.

Архитектура и внутренний интерьер

Внутри храм не менее интересен и уникален, чем снаружи. Многочисленные посетители всегда выражают восхищение и восторг от увиденного.

Особенности экстерьера

Внешне Кафедральный собор представляет собой огромный стеклянный конус, опоясанный изогнутыми гиперболоидными колоннами, повторяющими форму церкви и уходящими в небо. Пространство между колоннами заполнено пластиковыми витражами голубых, бирюзовых, белых и бежевых оттенков. Снаружи бетонные колонны выкрашены в белый цвет, изнутри отделаны белым мрамором. На самой вершине сооружения водружен исполинский крест, украшенный восходящими лучами, символизирующими Вифлеемскую звезду.

У входа в собор стоят бронзовые 3-х метровые статуи евангелистов. Их фигуры часто сравнивают со статуями пещерного египетского храма Абу-Симбел. Дополняет общий облик храма необычная колокольня в стиле авангард с 4-мя большими колоколами. Это подарок Бразилии от правительства Испании к открытию католического собора.

Читайте также  Сретенский новодевичий монастырь

Размеры и технические характеристики:

  • высота — 40 м;
  • диаметр основания — 60 м;
  • площадь — 3848 м²;
  • количество обрамляющих колонн — 16, каждая весом по 90 тонн;
  • высота креста — 10 м;
  • 4 статуи евангелистов при входе высотой до 3-х м;
  • самая большая фигура ангела внутри высотой 4,25 м и весом более 300 кг;
  • вместимость — 4000 человек;
  • высота колокольни — 20 м.

Внутреннее убранство

Основание здания имеет круглую форму, и расположено на три метра ниже уровня надземного «купола». Вход в собор идет через длинный темный коридор, уходящий под землю. Его стены и пол облицованы черным мрамором, отчего усиливается контраст света и цвета внутри огромного и просторного помещения, что, по словам Нимейера, создает «атмосферу облегчения и благородства». Такой вход символизирует дорогу очищения к Творцу. Начиная путь в полумраке, посетители с каждым шагом приближаются к светлому, залитому солнцем центральному залу. Огромные витражи благодаря своей холодной гамме создают ощущение отсутствия стен и эффект чистоты и свежести. Там где нет цветного стекла, хорошо видно голубое небо и облака. Автор витражного оформления — француженка Марианна Перетти.

Водная стихия — важнейшая составляющая символичной системы Нимейера. Об этом говорит обрамление храма водой, сине-зеленые стекла витражей и полы голубого цвета.

Под потолком на металлических тросах парят три гипсовые скульптуры ангелов. А внизу внутреннее пространство заполнено многочисленными скамьями для прихожан. Над ними возвышается монументальное распятие. Здесь же в центральном зале крещальня в форме яйца, главный алтарь и вход в подземную крипту за ним. Алтарь оформлен образом покровительницы собора Богоматери Апаресиды, который является точной копией скульптуры в католическом соборе Девы Марии в Сан-Паулу. Алтарь — подарок папы Павла VI.

Недочеты и огрехи проекта

Несмотря на всемирное признание, проект Оскара Нимейера все же имеет два важных упущения:

  • не доработана система вентиляции;
  • слабая акустика.

Из-за большого количества витражей и отсутствия светозащиты внутренне пространство очень быстро нагревается, и в полуденный зной долго находиться внутри опасно для здоровья.

Просчеты в проекте храма привели к очень слабой акустике. Услышать голос пастора практически нереально, особенно с дальних рядов.

Правительством Бразилии в 2012 г. была запланирована глобальная реконструкция многих зданий в городе, и церковь находилась в первых пунктах этого списка.

Расположение и практические советы

В настоящее время Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии Апаресидской является действующим, он принадлежит католической епархии города Бразилиа. Посетить его может любой желающий. Вход свободный, правила поведения типичны и традиционны, как и для любого храма.

Расположена достопримечательность столицы недалеко от Республиканского культурного комплекса по адресу Esplanada dos Ministérios lote 12. Ближайшая станция метро Estacao Central или Galeria. Отсюда можно дойти пешком, время в пути — 5-7 минут. Также рядом есть автобусная остановка Via L2 Sul. Доехать можно на любом автобусе, идущем через центр. Но, как правило, самый удобный способ — автомобиль (арендованный или такси).

Из-за сложной финансовой обстановки в стране столица не пользуется большим спросом у туристов. Многие предпочитают Бразилиа яркий и веселый Рио-Де-Жанейро с его пляжами и развлечениями. Но те, кто посетил уникальный бразильский город, не уедет оттуда без позитивных впечатлений.

Видео о соборе внутри и снаружи

Небольшое видео поможет более детально изучить элементы собора внутри.

И короткое обзорное видео внешних фасадов.

Кафедральный собор бразилиа

Собор Пресвятой Девы Марии — кафедральный собор католической архиепархии Бразилиа. Сооружён в стиле модернизм по проекту известного архитектора Оскара Нимейера.

При проектировании Оскар Нимейер вдохновлялся Ливерпульским собором. Само здание состоит из 16 гиперболоидных колонн, символизирующих руки, воздетые к небу.

Пространство между колоннами закрыто витражами. Из-за особенностей архитектуры внутреннее пространство заполнено светом, для большего визуального эффекта архитектор задумал достаточно долгий и темный коридор перед входом в главное помещение.

Так как Нимейер атеист, то католическая церковь очень долго отказывалась его освящать. Из-за определенных просчетов, в зале очень слабая акустика, и не продумана система вентиляции, а из-за того что здание находится в солнечной местности и практически не имеет светозащиты, внутреннее пространство очень быстро нагревается.

Глобальная реконструкция проходящая во всех значимых зданиях столицы, должна устранить данные проблемы.

В 1988 году Оскар Нимейер получил притцкеровскую премию за проект Собора.

25 июля 2013 года во время XXVIII Всемирного дня молодёжи Папа Римский Франциск посетил собор и отслужил там мессу.

Собор Пресвятой Девы Марии, Бразилиа, Бразилия

Собор Пресвятой Девы Марии, Бразилиа, Бразилия

Собор Пресвятой Девы Марии, Бразилиа, Бразилия

Собор Пресвятой Девы Марии, Бразилиа, Бразилия

Собор Пресвятой Девы Марии, Бразилиа, Бразилия

Собор Пресвятой Девы Марии, Бразилиа, Бразилия

Собор Пресвятой Девы Марии, Бразилиа, Бразилия

Собор Пресвятой Девы Марии, Бразилиа, Бразилия

Собор Пресвятой Девы Марии, Бразилиа, Бразилия

Собор Пресвятой Девы Марии, Бразилиа, Бразилия

Собор Пресвятой Девы Марии, Бразилиа, Бразилия

Собор Пресвятой Девы Марии, Бразилиа, Бразилия

Собор Пресвятой Девы Марии, Бразилиа, Бразилия

Собор Пресвятой Девы Марии, Бразилиа, Бразилия

Источник:

Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.
Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак некоммерческой организации

Десять важнейших проектов Оскара Нимейера в Бразилии

За свою долгую жизнь Оскар Нимейер не только наблюдал, как архитектурные стили сменяют друг друга, но и напрямую влиял на процесс. Его знает весь мир, по его проектам построены сотни зданий от Белу-Оризонти до Парижа. Ему удалось то, что не удавалось больше почти никому – стать автором архитектуры целого города. Самое большое количество творческих сил он вложил, конечно, в работу для своей страны.

Самые удивительные, значимые и знаменитые из его работ.

Комплекс в Пампулье. Церковь Франциска Ассизского, Белу-Оризонти, 1945

Церковь Франциска Ассизского в Пампулье © blog.turismodeminas.com.br

Комплекс в Пампулье – церковь, яхт-клуб, казино, зал для танцев – был заказан Нимейеру будущим президентом Бразилии Жуселину Кубичеком. Для церкви архитектор применил необычное для ритуального строения решение. Четыре незаконченные арки разной высоты формируют сложный объем с особой пластикой, чувственной и изящной, созвучной бразильской природе.

Здесь начал ярко проявляться синтез искусств, присущий творениям Нимейера. Панно из азулежу с росписью на религиозную тему выполнено в модернистской стилистике художником Портинари. Ландшафтный дизайн сливается с архитектурой: мощение из белого и черного мрамора перед фасадом, обращенным к озеру, проходит через панорамное остекление и продолжается внутри церкви.

Дворец Национального конгресса, Бразилиа, 1960

Национальный конгресс © archdaily.com.br

Когда началось проектирование новой столицы, президент Бразилии Кубичек назначил Нимейера главным архитектором. Главное здание города, Национальный конгресс, спроектировано как лаконичное сочетание простых форм, простое, но выразительное. Огромные чаша и купол из железобетона построены на грани строительных возможностей того времени.

Читайте также  Кто построил третьяковскую галерею

Здание «Копан», Сан-Паулу, 1951

Здание «Копан» в Сан-Паулу © veja.abril.com.br

Плавная S-образная форма здания оживляет геометричную ткань города.

Северный фасад отделан бетонными плитами, играющими роль гигантских бриз-солей и защищающими внутренние помещения от солнца. Южный фасад – остекление, украшенное отстоящими объемами лифтовой шахты и лестницы.

Архитектурный объем поднят высоко над улицей на гигантских опорах. Такое решение не дает зданию стать преградой для циркуляции людских потоков, а расположенные там торговые площади обеспечивает зданию окупаемость.

Дворец «Алворада». Резиденция президента Бразилии, Бразилиа, 1958

Дворец «Алворада» © design-milk.com

Одним из первых зданий, спроектированных Нимейером для новой столицы, стала резиденция президента. В плане здание представляет собой вариацию на основе греческого периптера. Изящная форма колонн стала одним из символов Бразилиа.

Дворец «Итамарати». Здание Министерства иностранных дел, Бразилиа, 1966

Здание Министерства иностранных дел © elversodeluniverso.wordpress.com

Здание Министерства иностранных дел – еще один шедевр, созданный для Бразилиа.

Арки несут дополнительную кровлю, которая приподнята над внутренним объемом здания. За счет такого нетривиального для того времени решения появляется комфортная зона на крыше основного объема, на которой, в тени основной кровли, организован тропический сад.

Кафедральный собор, Бразилиа, 1960–1970

Интерьер Кафедрального собора Бразилиа © trover.com

Восемь изогнутых ребер формируют купол, сделанный полностью из витражей. Витражи создают внутри волшебные световые эффекты, но они же являются главной проблемой собора – воздух внутри помещения слишком сильно нагревается.

Оригинально и символично организован вход в собор. Чтобы попасть внутрь, нужно пройти по подземному переходу, отделанному черным камнем. Тем сильнее впечатление от залитого светом пространства, которое усиливает белоснежная лестница, ведущая наверх в собор из подземного коридора.

Самбодром, Рио-де-Жанейро, 1984

Комплекс для карнавального шествия © blogdaarquitetura.com

Подиум для главного народного ежегодного события, карнавала, подарил городу еще один символ – арку на площади Апофеоза. Самбодром вмещает 130 тысяч зрителей и имеет помещения для занятий самбой, расположенные под трибунами и рассчитанные на 15 тысяч учеников.

Комплекс со сложной инженерной конструкцией был возведен всего за три с половиной месяца.

Музей современного искусства, Нитерой, 1991

Музей современного искусства © cacholamagica.blogspot.com

Форма здания, прозванная в народе «летающей тарелкой», отчасти повторяет проект архитектора для музея в Каракасе.

Эффектность проекту добавляет месторасположение: стоящий на высоком берегу футуристический объем сразу привлекает внимание.

Музей был построен, чтобы разместить вторую по величине в Бразилии частную коллекцию современного искусства бизнесмена Жоау Сатамини.

Музей Оскара Нимейера, Куритиба, 2002

Музей Оскара Нимейера © Carlos Renato Fernandes

Известный на весь мир «глаз», на самом деле, отдельный павильон, пристроенный намного позже к основному ансамблю музея. «К моему удивлению, трансформация здания, построенного мной много лет назад, не доставила трудностей», – вспоминал архитектор.

На первый взгляд, павильон решает задачи визуального обновления. На самом деле, за реформой скрывается глобальная перепланировка и логистическая оптимизация, после которой музей функционирует более эффективно и экономично.

Концертный павильон Аудиториу Ибирапуэра, Сан-Паулу, 2004

Павильон в парке Ибирапуэра © blogdaarquitetura.com

Парк Ибирапуэра в Сан-Паулу считается важнейшим местом отдыха горожан и одним из лучших парков мира. Нимейер работал над ансамблем парка в разные годы, начиная с середины прошлого века. Здесь расположены многочисленные музеи и проходит знаменитая Биеннале. Простая треугольная форма была выбрана архитектором в пару к уже существующему на той же площади зданию в виде белого купола. Архитектурную свежесть павильону придает причудливая маркиза ярко красного цвета. Частью интерьера стала грандиозная инсталляция художницы Томи Отаке, такая же динамичная по форме и цвету, как и навес над входом.

Человек, который построил Бразилиа

«Я с детства угол не любил, я с детства рисовал овал» – так Оскар Нимейер говорил о себе, перефразируя или, с точностью до наоборот цитируя стихотворение поэта-нонкорфомиста Павла Когана, которое тот написал в 1936 году. Случайное совпадение? А возможно и нет, спросить мы уже не сможем, ведь гениальный архитектор, лауреат Притцкеровской премии Оскар Рибейру ди Алмейда ди Нимейер Соарис Филью покинул нас 5 декабря 2012 года, на 105 году жизни. А 15 декабря – это день его рождения.

С президентом Жуселином Оливейра Кубичеком молодой Оскар познакомился, еще в 1940-м, спроектировав для него яхт-клуб и казино в Пампулье, где Кубичек был мэром. После победы на президентских выборах в 1956 году Жуселин Кубичек вспомнил про архитектора-модерниста и, несмотря на то, что Нимейер был в списках политически неблагонадежных (поддерживал коммунистов), поручил Оскару построить с нуля город на пустынном берегу искусственного озера Параноа.

Генеральный план Бразилиа, напоминающий то ли птицу, то ли ночную бабочку, – придумал Лусио Коста, а застройкой занялся Нимейер, ученик Коста и Корбюзье.

К тому времени Нимейер уже выработал собственный архитектурный стиль. И застройка Бразилиа – это его лучшая иллюстрация.

Чувственная кривая и железобетон – именно так можно охарактеризовать здания Нимейера, относящиеся к брутализму, но удивительно легкие и органичные.

Модернизм и модерн

Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии Апаресидской, вернее его надземная часть – это воронка с 15-ю гнутыми стрелообразными колоннами. Конструкция собора – образец «гиперболической геометрии», которую также применял Гауди. Зал и другие помещения собора, который является также кафедрой архиепископа Бразилии, расположены под землей. Купол украшен витражами, расписанными вручную, с преобладанием синего и бирюзового цвета. Именно за этот проект в 1988 году Нимейер был награжден Притцкеровской премией.

Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии Апаресидской

Выступая на церемонии вручения Притцкеровской премии Нимейер сказал: «Моя архитектура следовала старым примерам – красоте, преобладающей над ограничениями конструктивной логики. Моя работа продолжалась, равнодушная к неизбежной критике, высказанной теми, кто берет на себя труд изучить минимальный подробности, настолько верно, что способна к посредственности. Достаточно вспомнить, как Ле Корбюзье говорил мне однажды, стоя на рампе Конгресса: «Здесь есть изобретение».

В число самых знаменитых зданий сконструированных Нимейером входят основные правительственные и общественные сооружения Бразилиа.

Комплекс Национального конгресса Бразилии

Комплекс Национального конгресса Бразилии, напоминающий стилизованные весы, состоит из нескольких зданий: параллелепипеда, на котором расположены две полусферы – купол и чаша, и двух небоскребов. Здания соединены друг с другом подземными тоннелями.

Дворец Планалту («Дворец плоскогорья») – рабочая резиденция президента Бразилии. Здание окружено бассейном, в котором отражаются белоснежные стрелоподобные контрафорсы.

Дворец Алворада («Дворец рассвета») – жилая резиденция президента Бразилии, спроектированная в том же стиле, что и Дворец Планалту, отличается формой колонн-контрафорсов. Здание также – окружено водной гладью

Дворец Итамарати («Дворец арок») – штаб-квартира Министерства иностранных дел Бразилии. Внешние колонны дворца, окруженного водой, – выполнены в форме арок. Посреди бассейна установлена скульптура Бруно Джорджи “Метеор”. На верхнем ярусе дворца Итамарати расположены открытые террасы с тропической растительностью

Источник: four-rooms.ru

Путешествуй самостоятельно