Собор дуомо во флоренции

Собор дуомо во флоренции

Содержание
  1. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции: архитектура, история и местонахождение
  2. Общие сведения о соборе
  3. Местонахождение собора Санта-Мария-дель-Фьоре и фотографии
  4. Время работы и режим экскурсий
  5. История, архитектура и описание собора Санта-Мария-дель-Фьоре
  6. Музей собора Опера ди Санта Мария дель Фьоре
  7. Отзывы туристов
  8. Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции
  9. История Санта Мария дель Фьоре
  10. Купол Брунеллески
  11. Интересные факты о Дуомо Флоренции
  12. Санта Мария дель Фьоре внутри
  13. Санта Репарата в Дуомо Флоренции
  14. Музей собора Санта Мария дель Фьоре
  15. Посещение комплекса Кафедрального собора
  16. Как добраться до собора Санта Мария дель Фьоре
  17. Собор Дуомо во Флоренции
  18. Архитектура собора
  19. История создания
  20. Строительство Дуомо
  21. Внешний вид собора
  22. Интерьер Дуомо
  23. Музей Дуомо: Флоренция
  24. Баптистерий Дуомо: Сан-Джованни
  25. Как добраться
  26. Режим работы и стоимость билетов
  27. Дуомо во Флоренции – фото с высоты птичьего полёта, 15 необычных фактов и полезная информация
  28. Полезная информация по Дуомо во Флоренции!
  29. galik_123
  30. Наводы
  31. Курс — на эстетику и позитив!
  32. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре
  33. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore)
  34. Сэкономь на путешествии!
  35. История знаменитого долгостроя
  36. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре в XV веке
  37. История внешнего декора и интерьера церкви
  38. Архитектурные особенности собора Санта-Мария-дель-Фьоре
  39. Фасад и главный вход
  40. Купол Санта-Мария-дель-Фьоре
  41. Интерьер собора
  42. Крипта собора
  43. Информация для туристов
  44. Осмотр платных достопримечательностей
  45. Как добраться

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции: архитектура, история и местонахождение

Общие сведения о соборе

Одной из самых красивых и величественных достопримечательностей Флоренции и Италии в целом является собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Santa Maria del Fiore). Это роскошный комплекс, возведенный в готическом стиле, который помимо самого собора, включает в себя баптистерий и колокольню.

Великолепная достопримечательность, название которой дословно переводится на русский язык как «цветок святой Марии», в настоящее время принадлежит к Всемирному наследию ЮНЕСКО и находится под охраной государства.

Местонахождение собора Санта-Мария-дель-Фьоре и фотографии

Расположился величественный собор Санта-Мария-дель-Фьоре на просторной главной площади Флоренции, которая носит название Дуомо.

Это местечко по праву считается самым сердцем этого итальянского города.

Время работы и режим экскурсий

Соборный комплекс Санта-Мария-дель-Фьоре открыт для посещений ежедневно, кроме Новогодних праздников, Рождества, Крещения и Пасхи.

График работы собора:

С понедельника по среду: 10:30—17:00;

В четверг: с 10:30 до 15:30;

В пятницу: 10:30—16:00 или 10:30—17:00 (в зависимости от времени года);

В субботу: 10:30—16:45;

В воскресенье и по всем религиозным праздникам: 13:30—16:45.

Вход в собор Санта-Мария-дель-Фьоре является свободным. Каждый день с 10:30 по 12:00, а также с 15:00 для посетителей этой достопримечательности проводятся бесплатные экскурсии.

Баптистерий Сан-Джованни и башня соборы, входящие в состав этого готического комплекса также открыты для ежедневных посещений. Единый билет на посещение музея, баптистерия, смотровых площадок стоит 18 евро.

Знаете ли вы о существовании такой достопримечательности Италии, как фонтан Нептуна в Риме? Историю создания и фото этого архитектурного творения найдете на нашем сайте!

В этой статье вы узнаете, где находится Туринская плащаница — христианская реликвия, которая хранится в храме Святого Иоанна Крестителя.

Незабываемый отдых на острове Сицилия — что посмотреть в Таормине и его окрестностях — ищите тут: https://expertitaly.ru/italiya-samostoyatelno/otdyh-v-taormine.html.

История, архитектура и описание собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Величественный и грандиозный комплекс Санта-Мария-дель-Фьоре по праву завоевал звание символа Флоренции. В конце XIII столетия началось строительство кафедрального собора, автором которого являлся знаменитый архитектор Арнольфо ди Камбио.

Собор был возведен в том самом месте, где в былые времена располагалась древняя базилика Санта Репарата. Спустя почти двести лет у собора Санта-Мария-дель-Фьоре появился красивейший купол, изготовленный из красного кирпича — этот элемент признан самым крупным куполом в мире .

Что касается строительства фасада собора, оно было завершено только лишь в девятнадцатом столетии. Освятил собор Папа Римский Евгений IV, а произошло это знаменательное событие 25 марта 1436 года.

Выдающийся комплекс сооружений Санта-Мария-дель-Фьоре включает в себя целых пять самостоятельных памятников архитектуры, каждый из которых заслуживает особого внимания туристов.

К ним относятся:

    огромный кирпичный купол;

склеп Святого Репарата;

колокольня Кампанила Джотто;

Для соборного комплекса Санта-Мария-дель-Фьоре характерен весьма строгий дизайн интерьера. Фасад собора украшает статуя Божьей Матери, которая держит на своих руках святого младенца и цветок лилии.

По обе стороны от статуи Девы Марии выстроились скульптуры всех двенадцати апостолов. В самой верхней части фасада — в круглом окошке, носящем название «тимпан» — находится изображение Небесного Отца, который будто бы наблюдает за грешным миром со своей высоты…

Купол для собора спроектировал известный итальянский архитектор по имени Филиппо Брунеллески. Это сооружение по праву является единственным и уникальным в своем роде. Во время его возведения, которое продолжалось с 1418 по 1434 год, совершенно не прибегали к использованию лесов.

Вес этой грандиозной конструкции, на строительство которой было потрачено приблизительно четыре миллиона кирпичей, составляет около сорока тонн. При этом высота купола — 42 метра, а ее диаметр — 45 с половиной метров. Постройка настолько крепка, что ей абсолютно не страшны ни грозы, ни землетрясения, ни любые другие устрашающие явления природы.

Необходимо пешком преодолеть 460 ступеней для того, чтобы перед глазами открылся наиболее красивый и выигрышный вид на купол собора. Удивительной красоты фрески, созданные мастером Джорджо Вазари и завершенные его учеником Федерико Цуккари, будоражат воображение каждого, кому посчастливилось хоть раз взглянуть на них!

А на верхней части этого великолепного купола яйцевидной формы располагается смотровая площадка, забравшись на которую можно вдоволь наслаждаться самыми привлекательными и живописными видами Флоренции.

Наиболее древним сооружением в комплексе является Баптистерий Сан-Джованни (святого Иоанна). Построенный в 5 столетии, изначально он исполнял роль языческого храма, однако, спустя определенное количество времени был перестроен и видоизменен исходя из потребностей последователей христианской религии.

Свой теперешний вид баптистерий приобрел в середине XI века, когда его богато украсили дорогим мрамором, а также дополнили монументальным куполом и апсидой прямоугольной формы с западной стороны сооружения. Несколько столетий позже баптистерий приобрел в качестве наружного украшения великолепные дверные комплекты, выполненные из бронзы, над которыми расположились мраморные скульптуры.

Для этой часовни создано четкое квадратное основание, а также оформление фасада мрамором выполнено точно таких же цветов, которые использовались при оформлении собора — белого, розового и зеленого.

Неповторимую элегантность колокольне придает значительное количество оконных конструкций, которые имеют преимущественно крупные размеры и остроконечную форму. На 400-метровой высоте располагается большая и просторная терраса, с которой открываются чарующие панорамы Флоренции.

Склеп Святого Репарата располагается прямо на том самом месте, где некогда (а именно, до 1379 года) располагалась старинная базилика под названием Санта Репарата. Судя по обнаруженным в 1965—1973 годах остаткам древней базилики, можно было определить, что она состояла из трех нефов, области поклонения, а также центрального зала, окруженного колоннадами.

Повышенное внимание туристов привлекает разноцветная мозаика, использовавшаяся для декорирования пола. Один из малочисленных элементов, сохранившийся в мозаике до сегодняшнего времени — павлин бессмертия. На стене, имеющей полукруглую форму, сохранилась красивая фреска, создателем которой являлся знаменитый итальянский живописец Джотто.

Музей собора Опера ди Санта Мария дель Фьоре

Одним из наиболее значимых сооружений в соборном комплексе Санта-Мария-дель-Фьоре является музей Опера ди Санта Мария дель Фьоре. Основанный в далеком 1296 году в качестве здания, предназначенного для администрации строительства Собора, он пережил несколько реставраций и был торжественно открыт 3 мая 1891 года.

На сегодняшний день музей соборного ансамбля Санта Мария дель Фьоре официально признан второй по счету (после Ватикана) самой крупной и обширной в мире коллекцией священного искусства. Кроме того, на территории этого музея по сей день находятся реставрационные мастерские.

В первой экспозиции музея Опера ди Санта Мария дель Фьоре были представлены шедевры искусства, которые сейчас располагаются в самом здании кафедрального собора — скульптура папы римского Бонифация VIII, а также статуя «Мадонна с младенцем на троне», которую гораздо чаще называют «Мадонной со стеклянными глазами».

А также здесь были представлены художественные работы Арнольфо ди Камбио, выполненные специально для первого фасада собора. Декорацию двух хоров выполняли знаменитые мастера Донателло и Лука делла Роббиа.

А над созданием серебряного алтаря для баптистерия, отображающего фрагменты из жизни Иоанна Крестителя, работали такие выдающиеся мастера, как Микелоццо, Верроккьо, Поллайоло и Кенини.

Спустя некоторое время экспозиция музея была дополнена другими скульптурными композициями, созданными великими мастерами Донателло, Масо ди Банко, Андреа Пизано, а также Нанни ди Бартоло.

В настоящее время среди экспонатов музея Опера ди Санта Мария дель Фьоре представлены:

скульптура «Мария Магдалина» из дерева, выполненная мастером Донателло;

работа Андреа Сансовино «Крещение Христа»;

работа Лоренцо Гиберти «Врата рая»;

знаменитая скульптура под названием «Пьетта», созданная Микеланджело специально для собственного надгробия автора;

барельефы для хоров собора, изготовленные из мрамора скульптором Баччо Бандинелли;

разнообразные священные реликвии и церковная утварь;

богатая коллекция макетов фасада и куполов собора, выполненных из древесины.

На страницах нашего сайта вы найдете обзор лучших отелей и пляжей Портофино — замечательного города, находящегося на берегу Лигурийского моря!

Горное озеро Гарда — самые популярные курорты, города и экскурсии в окрестностях этого живописного места можете посмотреть в этом материале.

Чем известен Римини — один из самых популярных среди туристов городов Италии? Достопримечательности и фото смотрите в нашем обзоре.

Отзывы туристов

Если ехать во Флоренцию, то следует посетить именно этот собор. Во многих городах есть такие «программные» достопримечательности, но тут есть просто великолепные детали. В общем, всем рекомендуется посетить и оценить внутренне убранство.

Самое грандиозное здание во Флоренции, легко заметить из любой части города. Больше всего понравилась внутренняя часть купола – удивительная красота. Собор в целом великолепный и оказаться там более чем интересно, рекомендуется каждому.

Снаружи собор интересен не менее. Интересны разные оттенки мрамора, которые создают внешнюю отделку. Внутренняя часть кажется немного пустотной, так как помещение имеет значительные размеры, там приятно посидеть на скамейках или сделать фотографии интерьеров.

Видео собора Санта Мария дель Фьоре:

Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции

Собор Санта Мария дель Фьоре: история, интересные факты, купол Брунеллески, Музей Дуомо

Это величественное сооружение в центре Флоренции, являющееся одним из самых выдающихся архитектурных шедевров средневековой Европы, в 1982 году было признано объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. История строительства кафедрального собора Санта Мария дель Фьоре насчитывает в общей сложности почти 600 лет. Над его возведением работали знаменитые архитекторы прошлого, такие как Арнольфо ди Камбио, Джотто, Филиппо Брунеллески, Франческо Таленти, Андреа Орканья и многие другие. Сегодня Дуомо является одним из символов Флоренции и пятым в Европе по величине после Собора Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне, Миланского Дуомо и Севильского кафедрального собора.

  • История Собора
  • Купол Брунеллески
  • Интересные факты
  • Интерьер
  • Церковь Санта Репарата
  • Музей Дуомо
  • Посещение собора
  • Информация для туристов

История Санта Мария дель Фьоре

Нынешнее здание собора стоит на фундаменте раннехристианской церкви Санта Репарата, которая со времен Римской империи являлась главным религиозным центром города. Первый камень в основание новой базилики был заложен в сентябре 1296 года автором проекта – архитектором и скульптором Арнольфо ди Камбио.

Главной задачей, поставленной синьорией перед архитектором, было создание более вместительной базилики, чем в соседних городах – Пизе и Сиене. Она должна была превзойти культовые строения не только по размерам, но и по красоте. Строительство длилось почти полтора столетия, а первоначальный проект Арнольфо, скончавшегося около 1301 года, был частично изменен в XIV веке сначала архитектором Франческо Таленти, а затем Джованни ди Лапо Гини.

Купол Брунеллески

К 1380 году было закончено возведение всех стен собора, однако из-за трудностей, возникших со строительством купола, работу приостановили на 40 лет. Водружение грандиозной конструкции по проекту Арнольфо технически было просто не осуществимо и многие архитекторы того времени ломали голову над решением этой непростой задачи. Работы доверили Филиппо Брунеллески, который, перебирая незаконченные эскизы Арнольфо, нашел правильное решение, внеся некоторые корректировки технического характера. Кроме того, при возведении конструкции он разработал также специальные механизмы, позволившие поднимать строительные материалы на высоту. Гениальные находки Брунеллески настолько поразили его современников, что авторство купола было присвоено именно ему.

Конструкция купола Брунеллески представляет собой пустотелый двойной купол, в основе которого лежат 8 главных и 16 дополнительных ребер, соединенных кольцами. Его внутренний диаметр в основании равен более 45 м, а наружный – около 55. Каркас, имеющий вытянутую стрельчатую форму, равномерно распределяет нагрузку верхней оболочки и не дает куполу обрушиться под собственным весом, который составляет около 9 тыс. тонн. Купол собора Санта Мария дель Фьоре до сих пор является самым большим из подобных сооружений в мире, построенных когда-либо в технике кирпичной кладки. В 1572-1579 гг. его внутренний свод был украшен знаменитыми художниками Джорджо Вазари и Федерико Дзуккари, расписавшими фресками площадь порядка 3600 квадратных метров. С наружной стороны, у расположенного на высоте 60 метров основания, находится панорамная терраса с видом на город.

Читайте также  Таиланд краби достопримечательности

Интересные факты о Дуомо Флоренции

Грандиозные строительные работы возобновились в 1420 году и продолжались без заметных перерывов в течение следующих 15 лет. 25 марта 1436 года папа Евгений IV торжественным благословением освятил здание, чем было официально отмечено завершение его строительства. С тех пор главная церковь города всегда использовалась для собрания горожан при проведении торжеств в религиозные и самые важные флорентийские праздники.

  • Здесь были проведены первые публичные чтения «Божественной комедии» Данте, а в 1438 году собирался Совет Флоренции, на котором председательствовал Великий герцог тосканский Козимо I Медичи.
  • В 1441 году философ и гуманист Леон Баттиста Альберти, воспользовавшись пребыванием в городе представителей папского двора, провел в соборе знаменитый конкурс поэзии Certame coronario, чтобы продемонстрировать литературное достоинство простого народного языка.
  • Начиная с 1491 года, священник Джироламо Савонарола, служивший при базилике Сан Марко, читал здесь свои знаменитые, отмеченные абсолютной моральной строгостью религиозные проповеди, в которых выражал свое отвращение к наглому демонстрированию богатства и упадку традиций.
  • Самый трагический момент в истории Санта Мария дель Фьоре произошел 26 апреля 1478 года, когда собор стал ареной жестокого убийства Джулиано Медичи и ранения его старшего брата Лоренцо, известного в будущем как «Лоренцо Великолепный». По поручению семьи Пацци, заинтересованной в низвержении гегемонии Медичи и поддерживаемой Папой Сикстом IV вместе с его племянником Джироламо Риарио, во время мессы в толпе прихожан расположились наемные убийцы, чтобы физически ликвидировать наследников семьи. Однако профессиональный киллер Джованни Баттиста да Монтесекко, который должен был убить Лоренцо, отказался действовать в освященном месте и был заменен менее опытным наемником. В то время как Джулиано попал под град смертельных колотых ранений, Лоренцо удалось убежать в ризницу собора и забаррикадироваться внутри. Возмущенное население Флоренции выступило против заговорщиков – их повесили на стенах Палаццо Веккьо.

На протяжении длительного времени собор Санта Мария дель Фьоре оставался без фасадной части. В 1587 году, при Франческо I Медичи, существовавший декоративный фасад был разрушен по предложению Бернардо Буонталенти. Он выдвинул более «современный» проект, который, однако, так и не был реализован. В последующие века Дуомо Флоренции для важных торжеств оборудовался эфемерными фасадами, и только в 1871 году, после международного конкурса, оживленных дискуссий и ожесточенных дебатов начал строиться настоящий фасад по проекту и под руководством Эмилио де Фабриса. После его смерти работы продолжил Луиджи дель Моро, завершив их в 1887 году.

Санта Мария дель Фьоре внутри

Довольно простой и строгий интерьер собора, представляющего собой великолепный пример флорентийской готической архитектуры, впечатляет пустотой колоссального внутреннего пространства. Высокие своды пролетов, которые всего лишь на три метра ниже сводов готического Собора Бове (самый большой готический собор, находящийся во Франции), покрывают огромное пространство с очень незначительным количеством опор.

При посещении Дуомо Флоренции стоит обратить внимание на некоторые достопримечательности его интерьера:

  • расположенные над главным входом часы с циферблатом художника Паоло Уччелло, изготовленные в 1443 году и оснащенные не совсем обычным механизмом. Они идут против часовой стрелки и до сих пор показывают точное время;
  • находящуюся ниже мозаику «Коронация Девы Марии», созданную итальянским художником Гаддо Гадди на рубеже XIII-XIV веков, по бокам которой находятся изображения ангелов работы Санти ди Тито (1536-1603 гг.);
  • оконные витражи собора, бòльшая часть которых была изготовлена в 1434-1455 гг. по рисункам Донателло, Паоло Уччелло, Лоренцо Гиберти и Андреа дель Кастаньо. На них изображены сцены из Нового и Ветхого Заветов, лики Богородицы, Иисуса Христа и святых;
  • роспись купола, выполненную Федерико Дзуккари и Джорджо Вазари в 1572-79 гг., на тему Страшного Суда, выбранную для украшения церкви самим Козимо I Медичи.

В многочисленных часовнях Собора находятся не менее достойные внимания произведения средневекового искусства, а на нижнем уровне базилики можно увидеть гробницы с захоронениями Джотто и Брунеллески – великих флорентийских мастеров, участвовавших в его возведении. Однако подлинные сокровища Санта Мария дель Фьоре хранятся в музее Дуомо, где собраны шедевры Микеланджело, Донателло, Луки делла Роббиа, Антонио дель Поллайоло, Верроккьо и некоторых других знаменитых мастеров.

Санта Репарата в Дуомо Флоренции

Под Санта Мария дель Фьоре находится древнее сердце Флоренции – остатки раннехристианской церкви Санта Репарата, которая являлась первым собором города. Археологические раскопки, проводившиеся с 1965 по 1973 гг., выявили многочисленные надгробия священнослужителей, в том числе могилы двух пап – Стефана IX (Фридрих Лотарингский, 1010-1058) и Николо II (Gerard de Bourgogne, 980-1061), который был епископом во Флоренции до 1058 г., а также гробницу Филиппо Брунеллески.

Согласно одной из древних легенд, церковь построили в честь победы над остготами во главе с королем Радагайзо. Решающая битва произошла 8 октября 406 года, в день Святой Репараты. По преданию, молодая 12-летняя девушка из Кесарии (провинции Римской империи в Палестине) подверглась жестоким пыткам и обезглавливанию при римском императоре Траяно Дечио (Traiano Decio, 201-251гг.) за отказ приносить пожертвования языческим богам. Почитаемая католической церковью как святая, Репарата Кесарийская оставалась главной покровительницей Флоренции до 1298 года, когда город был отдан под покровительство Иоанна Крестителя и Богородицы.

Внутри Дуомо, с правой стороны от центрального нефа, находится лестница, которая ведет к раскопкам древнего собора, где сохранились его стены и великолепный пол, выложенный полихромной мозаикой. Путешествие в прошлое дополняет представленная здесь экспозиция керамики, римского стекла и предметов из мрамора, обнаруженных при археологических раскопках Санта Репарата.

Музей собора Санта Мария дель Фьоре

Здание нынешнего музея, расположенное с тыльной стороны собора, использовалось для размещения Оперы дель Дуомо – светского учреждения, основанного Флорентийской Республикой в 1296 году. Оно занималось управлением возведения главного церковного храма города. После завершения его строительства в 1436 году и на протяжении всех последующих столетий основной задачей Оперы являлось поддержание сохранности всего комплекса зданий на Пьяцца дель Дуомо, включающего в себя собор Санта Мария дель Фьоре, баптистерий Сан Джованни и колокольню Джотто.

Здание Оперы дель Дуомо использовалось, также, художниками и скульпторами в качестве мастерской. В 1501-1504 гг. Микеланджело Буонарроти изваял здесь свою знаменитую статую Давида. Скульптура высотой более 5 метров, изображающая библейского героя перед встречей с Голиафом, первоначально была размещена на Пьяцца делла Синьория как символ Флорентийской Республики, победившей врагов. Считающаяся мировым шедевром и одним из символов Флоренции, сегодня она хранится в Галерее Академии.

С 1891 года для публики была открыта часть помещений, в которых демонстрировалась коллекция экспонатов, представлявшая историю возведения собора: различные модели проектов фасада XVII века, средневековые механизмы и приспособления, использовавшиеся при строительстве, а также древние оригинальные скульптуры Арнольфо ди Камбио, украшавшие первоначальный фасад собора.

Сегодня в Museo dell’Opera del Duomo, занимающего три этажа древнего здания, представлено большое количество шедевров, демонстрирующих развитие флорентийской скульптуры с XIV по XVI век. Среди наиболее важных экспонатов, которые обязательно стоит увидеть – одна из последних незаконченных работ Микеланджело «Пьета Бандини» (1555 г.), деревянная скульптура Донателло «Кающаяся Магдолина» (1453 г.), оригинальные бронзовые панели со сценами из Ветхого Завета, отлитые в 1452 г. скульптором Лоренцо Гиберти для дверей баптистерия и известные как «Porta del Paradiso» (Врата Рая). Кроме того, в музее хранятся многочисленные древнеримские артефакты, использовавшиеся при строительстве флорентийских храмов и находившиеся в них ранее. Особую значимость имеют некоторые оригинальные украшения собора, которые по причинам сохранности были удалены из их первоначального местоположения и заменены копиями.

Посещение комплекса Кафедрального собора

Вход в собор Санта Мария дель Фьоре бесплатный. Посещение Музея Собора и раскопок древней базилики Санта Репарата осуществляется по единому билету, в стоимость которого входит, также, посещение баптистерия Сан Джованни, колокольни Джотто и купола Брунеллески. Он действителен в течение 30 календарных дней со дня покупки и на протяжении 72 часов с момента первого посещения обозначенных в нем исторических достопримечательностей.

Как добраться до собора Санта Мария дель Фьоре

Кафедральный собор Флоренции находится в историческом центре города на площади Пьяцца дель Дуомо. Кратчайший пеший маршрут от центрального ж/д вокзала, занимающий не более 20 минут, – по via Panzani до пересечения с улицей Cerretani, которая выводит на соборную площадь.

Кроме того, добраться до собора Санта Мария дель Фьоре можно на автобусах линий С1,С2 и С4, которые следуют по специальным историческим маршрутам Флоренции.

Как экономить на отелях

Искать отели можно и нужно не только на букинге! Италия для италоманов рекомендует Hotellook, который поможет найти и сравнить множество предложений по аренде отелей сразу на нескольких сайтах бронирования!

Собор Дуомо во Флоренции

Не только своей богатой историей славится Флоренция — Дуомо, являющийся памятником архитектуры и культурным достоянием города, этому подтверждение. Историческое здание представляет собой кафедральный собор во Флоренции, имеющий и другое название — Санта-Мария-дель-Фьоре. Это один из самых больших храмов во всем мире, общая площадь которого равна 8,3 тыс. кв. м.

Расположилось архитектурное сооружение в центре города на соборной площади.

Архитектура собора

Сооружение выполнено в виде латинского креста и имеет три нефа: полукруглую апсиду и два крайних трансепта.
Красный купол храма — работа выдающегося архитектора Филиппо Брунеллески и является своего рода символом итальянского города.

С внешней стороны облицовка здания состоит из полихромных мраморных панелей, которые имеют различную оттеночную палитру.
Конструкция собора была спроектирована таким образом, что на момент постройки в Дуомо могло уместиться все население Флоренции, численность которого составляло 90 тысяч жителей.

История создания

В конце XIII века кафедральный собор Санта-Репарата, который имел девяти вековую историю, постепенно начал приходить в негодность и превращаться в руины. Тогда представители католической церкви задумались о возведении нового храма на месте прежнего.

В тот период Флоренция считалась стремительно развивающимся городом. Местные власти были заинтересованы в постройке нового собора, который мог бы превосходить по своей вместительности и величию храмы таких крупных городов, как Тоскана, Пиза и Сиена.

На момент завершения постройки Дуомо стал самым большим собором не только в Италии, но и во всей Европе.

Строительство Дуомо

На возведение Санта-Мария-дель-Фьоре ушло шесть веков. Его строительство проходило под руководством множества зодчих, среди которых Арнольфо ди Камбио и Джотто ди Бондоне. Первому из них удалось выполнить большую часть работ по возведению собора. После смерти Арнольфа строительство приостановилось на три десятилетия. Затем руководство над возведением взял Джотто ди Бондоне, который на тот момент был самым популярным флорентийским зодчим. Именно он занялся проектированием колокольной башни Кампанилы.

После ухода из жизни ди Бондоне строительные работы вновь были прекращены на длительный период. Дальнейшей планировкой проекта спустя 12 лет занялся Франческо Таленти. По происшествию еще одного десятилетия ему на смену пришел Джованни ди Лаппо Гини. Два последних архитектора завершили строительство колокольни и формирование архитектурного образа храма.

В XV столетии начал решаться вопрос о возведении купола, что было сопряжено с некоторыми трудностями. Так как его конструкция должна была иметь огромную площадь, то стояла проблема об устойчивости.

Решить затруднительную ситуацию удалось при помощи гениального скульптора и архитектора своего времени — Филиппо Брунеллески. По его проекту был возведен каркас, который до сих пор надежно удерживает всю конструкцию купола, общий вес которой составляет около сорока тонн. На возведение купола у рабочих ушло около полувека.

На вершине конструкции располагается фонарная башенка, позволяющая равномерно распределять вес купола.

Завершительным этапом, связанным с дизайном храма, занялся Эмилио де Фабрис. Он оригинально украсил фасад сооружения, применив полихромный облицовочный мрамор, имеющий способность переливаться различными цветами.

Внешний вид собора

Фасад Санта-Мария-дель-Фьоре украшают фрески, отражающие жизнь Богоматери. Над центральными бронзовыми воротами размещается барельефная скульптура Христа в младенческом возрасте и статуи двенадцати проповедников.

Особого внимания заслуживает колокольная башня, которую украшают различные скульптуры и барельефы пророков и патриархов. Поднявшись на верхний уровень башни, можно лицезреть не только великолепный панорамный вид на город, но и детально изучить красный купол, украшающий собор. Чтобы взобраться на самую вершину сооружения придется преодолеть свыше четырехсот ступенек.

Интерьер Дуомо

Внутреннее убранство собора украшено произведениями лучших скульпторов и художников XV-XVI столетий.

Интерьер купола включает в себя фрески, изображающие сцены «Судного дня». Купол был расписан в XVI столетии выдающимися художниками своего времени: Федерико Цуккари и Джорджио Вазари.

В Дуомо хранятся часы Уччелло, которые остаются в рабочем состоянии и по сегодняшний день. Они уникальны тем, что ход стрелок осуществляется в обратном направлении.

Главной реликвией собора является урна с мощами Зиновия Флорентийского, найденная на месте прежнего храма Санта Репарта.
Арки нефов украшают более сорока картин из стекла, каждая из которых посвящена святым мученикам.

Музей Дуомо: Флоренция

Рядом с величественным собором расположился музей Дуомо, в котором хранится большая часть интерьера, ранее украшавшая стены Санта-Мария-дель-Фьоре. Ранее в стенах этого здания работал Брунеллески, и лишь к концу 19 столетия мастерская зодчего стала выполнять функцию музея.

Читайте также  Свято введенский островной женский монастырь

Сейчас в его стенах хранятся чертежи купола, а также некоторые макеты, выполненные гениальным архитектором. Здесь собрана уникальная коллекция скульптур, ранее украшавших интерьер собора. Особого внимания заслуживают такие статуи, как «Пророк Аваакум», «Мария Магдалена» и «Пьета» Микеланджело.

Баптистерий Дуомо: Сан-Джованни

Частью Санта-Мария-дель-Фьоре является баптистерий Сан-Джованни, где проводится крещение. Он представляет собой отдельное сооружение, расположенное рядом с храмом.

Баптистерий был назван в честь Иоанна Крестителя. Он является старейшим зданием, расположенным на соборной площади. Постройка датируется V веком нашей эры. В XII столетии Сан-Джованни был отреставрирован и получил тот облик, который имеет и сейчас.

Позолоченные ворота баптистерия украшены барельефами, изображающими Иоанна Крестителя и библейские сцены.

Купол здания внутри расписан картинами с ликами святых и библейскими сценами.

Как добраться

Собор Дуомо во Флоренции расположился по адресу Piazza del Duomo, 17. Добраться до него можно на любом из автобусов, идущих до главной площади города.

Режим работы и стоимость билетов

По будням собор функционирует с 10 утра до 5 вечера. В субботу двери Дуомо открываются для прихожан в 10.00, а закрываются в 16.45. В воскресенье храм открыт для посещения с 13.30 до 16.45.

Попасть в музей Дуомо можно с понедельника по субботу с 9 утра до 7 вечера. В воскресенье он открыт для посещения до 2 дня.
Вход в собор осуществляется бесплатно. А вот за подъем к куполу и посещение музея взимается плата примерно в 6 евро.
Кроме этого, здесь предоставляется возможность посмотреть на раскопки, обнаруженные под руинами Санта Репарта. Обойдется осмотр местной достопримечательности в 3 евро.

В целях экономии рекомендуется приобретать комплексный билет, стоимость которого не превышает 8 евро. В него входит посещение смотровой площадки купола, осмотр руин и экскурсия по музею.

Чтобы детально ознакомиться с одним из самых величественных сооружении не только Флоренции, но и мира необходимо выделить целый день.

Дуомо во Флоренции – фото с высоты птичьего полёта, 15 необычных фактов и полезная информация

21 декабря 2019 г. Мария Глазунова

В одной из предыдущих статей я написала про 10 причин посетить Флоренцию, но на самом деле, для того, чтобы непременно приехать в этот город, достаточно и одной причины – это Дуомо!

Это какой-то необыкновенный собор, интерес к которому появляется даже у самых равнодушных к искусству людей. Есть даже поговорка: если ты не видел Дуомо и не поднимался наверх – ты не видел Флоренции.

Практически все туристы, приезжающие во Флоренцию, если и не заглядывают в сам собор (хотя многих привлекает именно и сам интерьер, и склеп со скелетами), то непременно поднимаются на самый верх – к куполам или на колокольню – виды оттуда просто изумительные!

В этой статье я расскажу про удивительные факты об этом соборе, покажу, что можно увидеть, поднявшись более чем на 400 ступенек вверх, и дам полезную информацию для тех, кто планирует свой отдых в Италии, а именно во Флоренции.

1) Флорентийский собор Дуомо, или как правильнее его называть, собор Санта-Мария-дель-Фиоре является пятым по величине собором в мире (!), в длину составляет 153 м, в ширину – 90 м

2) Дуомо во Флоренции во время службы способен вместить аж до 90 тысяч человек – в то время, когда собор был построен, население Флоренции как раз и составляло такую цифру, т.е теоретически, в особо значимый день, во время службы в соборе мог уместиться весь город 🙂

3) Своим величием и красотой Дуомо безусловно поражает, но для туристов наибольший интерес все же представляет подъем на вершину – к куполам собора, откуда открывается потрясающий вид на город

Лифта здесь нет (как в Миланском Дуомо), так что весь подъем придется осуществить самостоятельно, об этом сразу предупреждают, оказывается, не все готовы подниматься так высоко.

Чтобы оказаться у купола, придется преодолеть 463 ступеньки, подъем на колокольню – 414 ступеней

4) Строительство собора Санта-Мария-дель-Фиоре длилось 140 лет: с 1296 по 1436 год. А по некоторым данным аж 6 веков, потому как он все время достраивался, добавлялись новые статуи, менялся фасад и тд.

А ведь когда-то в школе я поражалась факту, что наш Исаакиевский собор в Питере строили «аж» 40 лет, а оказалось в сравнении с собором во Флоренции – «всего» 40))

5) Дуомо во Флоренции долгое время стоял без купола, потому как воздвигнув такой огромный собор, только потом, архитекторы задумались, как же его увенчать куполом на такой высоте..

Придумал форму и выполнил все математические расчеты по куполу архитектор Филиппо Брунеллески. Купол оказался просто невероятным по величине – 52 метра по диагонали снаружи, и 45 метров по диагонали изнутри

Чтобы поднять такую громадину на вершину собора, Брунеллески вывел особую формулу, определил степень наклона, толщину стенок купола, и даже то, что кирпичная кладка должна быть выполнена в виде рисунка «елочка», чтобы избежать обрушения. На этот купол я как раз и поднималась, а также заглядывала внутрь него.

6) Красный купол собора стал настоящим символом Флоренции, пожалуй, на каждом втором магнитике красуется именно он

Купол Дуомо виден со многих смотровых площадок

и последних этажей старого города с кафе-террасами,

он как бы парит над всем городом

Интересен факт, что, в архитектурных вузах Италии изучение купола Дуомо входит в обязательную учебную программу.

7) У Дуомо во Флоренции было множество архитекторов, но основных всего пять: Арнольфо ди Камбио, Джотто, Франческо Таленти, Джованни ди Лапо Гини и Филиппо Брунеллески.

Собор во Флоренции сразу впечатлил меня своей «разноцветностью» – внешние стены Дуомо облицованы мрамором сразу трех цветов –

Белым, который специально привезли из провинции Масса-Каррара, розовым из Мареммы и зелёным – из городка Прато

9) 21 июня, в самый длинный день в году, ровно в полдень, солнечный луч, проходящий через купол, падает на мраморный медальон на полу собора – такая конструкция не случайна, при строительстве архитекторы внимательно изучали астрономию

10) Собор Санта-Мария-дель-Фиоре также вошёл в историю, как место кровавой трагедии – «Заговор Пацци», когда в 15 веке, во время мессы в соборе было совершено покушение с кинжалами на представителей правящей династии Медичи.

11) Самый крупный католический музей в мире Museo dell’Opera del Duomo хранит оригинальные статуи с фасада собора Дуомо – увы, сейчас они все постепенно заменяются копиями. Копии статуй изготавливают по той же технологии, вручную.

12) В соборе до сих пор можно увидеть старинные часы Паоло Уччелло, их еще называют часами евангелистов, установили их в храме в 1449 году, и они до сих пор работают.

Особенность часов заключается в следующем: во-первых, стрелка часов движется против привычного хода, во-вторых, циферблат разделен на 24 деления.

13) Колокольня собора пользуется не меньшей популярностью, чем купола

Может, конечно, этому способствует единый билет в Дуомо, а может и то, что оттуда также открывается потрясающий вид на город, уже на самом подъеме – на каждом этаже небольшая площадка с панорамным обзором

Поднявшись на самый верх, можно довольно близко увидеть и купол Дуомо, правда увы, через сетку, ее повесили не так давно, после пары несчастных случаев..

В высоту колокольня достигает почти 85 м, а возведена была по проекту архитектора Джотто, который здесь же и похоронен – в соборе Санта-Мария-дель-Фиоре.

14) Помимо самого собора и колокольни, Дуомский комплекс включает в себя и Баптистерий (крещальню), который возвели на месте старинного языческого храма

Я заглянула и туда на минутку, посмотреть на золотой расписной купол,

и на древнеримскую мозаику, тем более, что единый билет в Дуомо как раз включает и вход сюда

На входе, прямо с улицы можно посмотреть на «золотые» двери храма, для этого и билет не нужен. Это копия ворот, а оригинал хранится в музее, иначе пришлось бы создавать усиленную охрану. Но и к копии-то особо не подобраться, перед ней двойной кордон из металлической ограды

15) Дуомо – излюбленное место для свадебных фотосессий, и если европейцы мечтают о свадьбе на белоснежном пляже на берегу океана, то азиаты нередко выбирают европейские города, в частности романтичную Флоренцию

За пару часов на площади я увидела сразу 2 азиатских свадьбы, как раз рядом с собором

Полезная информация по Дуомо во Флоренции!

Вход внутрь собора бесплатный, а в подземельный склеп, который там же, уже по билету.

Билет наверх к куполу (Dome) и на колокольню (Bell Tower), а также в склеп (Santa Reparata) и крещальню (Baptistery) – единый, когда я была в середине октября он стоил 10 евро. Сейчас на официальном сайте есть информация про 15 евро, но это билет уже включает и музей, который в октябре был закрыт на реконструкцию

Билет в Дуомо можно купить на месте (только учтите, карты не принимаются, нужна наличка), и при этом придётся отстоять в очереди 1-1,5 часа, а можно купить билет и заблаговременно – через интернет, и тогда воспользоваться функцией быстрого входа, обойдя всю очередь 🙂

Купить билеты онлайн можно здесь: www.museumflorence.com

И что самое интересное, срок действия билета в Дуомо во Флоренции 24 часа – это удобно, особенно если прийти в собор к обеду, то подняться на все площадки можно просто не успеть, ведь колокольня и купола работают до 17:00.

Также это даёт возможность полюбоваться городом сверху в разное время суток, как с утра-пораньше, практически на рассвете (вход с 8 утра), так и ближе к закату

Ну и лайфхак для совсем уж экономных туристов, который сразу пришёл мне на ум, но которым я не воспользовалась, поскольку путешествовала одна, да и всё равно хотела подняться на обе смотровые.

Если вы путешествуете вдвоём, но у вас ограничен бюджет, но подняться наверх вы непременно хотите, то по одному и тому же билетику один может подняться наверх по колокольне, а второй (причём в это же самое время) – в соборе к куполам, а на верхушке можно даже увидеть друг дружку помахать рукой и сделать фото 🙂

ну и селфи никто не отменял)) Ой только сейчас обратила внимание – на фото сплошные азиаты, наверное, это знак к нашей скорой поездке в Азию))

Флоренция – удивительный город, о том, что непременно стоит в ней сделать, можете почитать в отдельной статье:

А кроме того, из Флоренции очень удобно путешествовать по Тоскане, о том, как я влюбилась в Сиену, Пизу и Сан-Джиминьяно, описала здесь:

  • Увидеть Тоскану и влюбиться – Сиена, Сан-Джиминьяно и Пиза или где президент Обама ел мороженное
  • Ближайший крупный международный аэропорт находится в Болонье – посмотреть авиабилеты в Италию.
  • Отели по выгодным ценам во Флоренции .
  • Отели по выгодным ценам в Сиене .
  • Отели по выгодным ценам в Сан-Джиминьяно .
  • Отели по выгодным ценам в Пизе .
  • Квартиры с посуточной арендой на Airbnb , и не забудьте получить бонус на первое бронирование, при регистрации здесь .
  • А если ещё не купили страховку, подобрать подходящий вариант можно здесь .

Статьи про смотровые площадки:

Понравилась статья? Поделись с друзьями или сохрани в соц. сетях, чтобы не потерять

galik_123

Курс — на эстетику и позитив!

Красный купол Дуомо виден во Флоренции почти отовюду. Возвышаясь над городом, купол стал символом Флоренции и символом новой эпохи — эпохи Возрождения.

1. Говорят, что Пьяцца дель Дуомо, Соборная площадь — одно из самых посещаемых мест не только в Европе, но и во всём мире. Мы там тоже побывали и посмотрели на собор Санта-Мария-дель-Фьоре, кампанилу Джотто, баптистерий Сан-Джованни.

2. Многие страницы истории Флоренции связаны с собором — здесь проповедовал Савонарола, в соборе во время заговора Пацци в 1478 году было совершено покушение на Лоренцо Медичи и его брата Джулиано. Организатором покушения был папа Сикст IV. В результате нападения Джулиано Медичи был убит, а Лоренцо спасся в одной из ризниц собора.

4. Строительство грандиозного собора было начато в 1296 году по проекту великого архитектора Арнольфо ди Камбио, и завершено в 1436 году установкой знаменитого купола, спроектированного Филиппо Брунеллески. Новизна решения состояла и в том, что купол опирался не на своды церкви, а исключительно на барабан. Купол Брунеллески весит 37 тысяч тонн.

5. Великолепный и сложный фасад из разноцветного мрамора был создан в неоготическом стиле Эмилио де Фабрисом в XIX веке. Внешние стены соборы были украшены вертикальными и горизонтальными вставками из разноцветного мрамора (белый из Каррары, зеленый из Прато, красный из Сиены). Эти мраморные вставки должны были гармонировать с уже существующим украшением фасада Баптистерия и Колокольни Джотто. Собор имеет форму латинского креста, три нефа, два боковых трансепта и полукруглую апсиду.

6. Стрельчатые арки фасада украшены фресками, посвящёнными жизни Богоматери. Стиль оформления фасада Дуомо действительно отличается от многих — это флорентийская неоготика, разноцветный мрамор, безупречная и элегантная каменная резьба, богатство отделки.

Читайте также  Тимирязевский биологический музей

7. Чуть выше портала со статуями, фасад украшает огромное ажурное окно. Пространство вокруг окна вмещает в себя лепные медальоны, изображающие известных жителей Флоренции.

9. Ниши с двенадцатью проповедниками и в середине — Богоматерь с Младенцем.

10. Центральная бронзовая дверь, над ней мозаичный люнет — Христос на троне.

12. Во фронтоне на центральном портале размещен барельеф Богоматерь на троне.

14. Мозаичный люнет на тему Милосердие.

17. Правый мозаичный люнет — Поклонение Деве Марии.

21. Больше этого собора в Италии только Собор Святого Петра в Риме. Размеры собора во Флоренции огромны: длина 153 метра, ширина нефов 38 метров, ширина трансепта — 90 метров. Высота арок в проходах составляет 23 метра. Общая высота здания от основания до медного шара на куполе — 90 метров.

22. Кампанила Джотто, стоящая отдельно от собора и баптистерия, спроектирована великим мастером Возрождения Джотто ди Бондоне. Она богато украшена различными скульптурными элементами и полихромной мраморной инкрустацией.

25. Баптистерий Сан-Джованни, стоящий перед входом в собор, был выполнен в романском стиле. Построенный между 1059 и 1128 годами, он является одним из старейших сооружений в городе. Осенью был в процессе реставрации.

26. Музей Опера ди Санта-Мария-дель-Фиоре (слева на фото) был открыт 3 мая 1891 года. В музее выставлены шедевры собора Санта-Мария-дель-Фьоре, в котором сейчас находятся их копии. Расположен позади апсиды собора во дворце, который уже использовался Донателло и Брунеллески, как мастерская при строительстве собора. Первый камень в здание будущего музея был заложен 8 сентября 1296 года, само здание предназначалось для администрации строительства собора. Сегодня в музее также располагаются реставрационные мастерские.

27. Смирение, панель южной двери баптистерия Сан-Джованни, Андреа Пизано.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore)

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре – флорентийский храм, один из важнейших памятников итальянской и мировой архитектуры. История его строительства связана со знаковыми для искусства именами – ди Камбио, Джотто, Брунеллески. Задуманный как кафедральный собор города в конце XIII века, он строился и перестраивался вплоть до начала ХХ в. Туристов зачаровывает нарядная облицовка фасада из цветного итальянского мрамора, витражные окна, мозаики и фрески, резные двери и барельефы. Расположенный на площади Дуомо вместе с баптистерием и колокольней Джотто собор Санта-Мария-дель-Фьоре входит в число памятников исторического центра Флоренции, защищенных ЮНЕСКО.

Сэкономь на путешествии!

История знаменитого долгостроя

Еще в V веке на месте будущего храма была построена церковь Святой Репараты, принявшей мученическую смерть в III веке. Вместе со святым Зиновием мученица стала покровительницей Флоренции. Из-за несовершенных строительных технологий к XIII веку собор просто разваливался от старости, к тому же он уже не мог вместить в себя всех желающих присутствовать на службе. Те же проблемы испытывали главные соборы Сиены и Пизы, и в этих городах началось возведение новых, более вместительных храмов. Флоренция, всегда конкурировавшая с соседями, сразу же включилась в гонку. Проект был заказан Арнольфо ди Камбио, к тому моменту уже построившему базилику Санта-Кроче, позднее добавившему к числу своих шедевров Палаццо Веккьо – городскую ратушу.

Архитектор спроектировал здание, состоящее из трех нефов-отделений под восьмиугольным куполом. Центральный неф опирался на фундамент церкви Святой Репараты. Первый камень будущего храма торжественно заложил папский посланник Валериан в 1296 году. До 1310 г. строительство велось энергично, потом ди Камбио скончался, и темпы резко замедлились на 30 лет. Санта-Мария-дель-Фьоре ожидала участь кафедральных соборов Пизы и Сиены, так никогда и не завершенных, если бы не подозрительно своевременная находка. В руинах Санта-Репараты были обнаружены останки святого Зиновия, первого епископа города. Тут же нашлись вдохновленные чудом спонсоры – гильдия купцов, торгующих шерстью. Они наняли на работу уже ставшего популярным Джотто. В соборе Санта-Мария-дель-Фьоре он продолжил реализацию проекта ди Камбио, а рядом построил необычную колокольню с яркой мраморной облицовкой. После смерти Джотто идеи мастера воплощал его ассистент Андреа Пизано – до тех пор, пока по Европе не пронеслась пандемия чумы. Когда континент пришел в себя после множества смертей, работы вели уже менее известные специалисты.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре в XV веке

Только к 1418 году строители разобрались с основным корпусом – им оставалось возвести купол. В это же время власти города объявили конкурс на обновление дверей стоящего рядом баптистерия XII века. В конкурсе победил Лоренцо Гиберти, бронзовые двери баптистерия стали лучшими в карьере мастера. Вместе с ним в состязании участвовал Филиппо Брунеллески, но проиграл, однако позднее его допустили к более амбициозному проекту – возведению купола над собором Санта-Мария-дель-Фьоре. Строительство началось в 1420 году. 25 марта 1436 года собор освятил папа Евгений IV. Дату выбрали не случайно: по флорентийскому календарю до 1750 года Благовещение в конце марта было днем начала нового года.

История внешнего декора и интерьера церкви

Фасад здания декорировали с XV по XIX век, пол выложили мраморной плиткой в XVI веке. Отделочный материал брали из лучших итальянских месторождений: белый мрамор везли из Каррары, зеленый – из Прато, красный – из Сиены. Интерьеры и фасады украшали скульптурные работы Донателло и других флорентийцев. Для обустройства витражей приглашали Паоло Уччелло, Донателло, Гадди. Непрерывные строительные работы не мешали бурной церковной жизни. В XV веке в храме Санта-Мария-дель-Фьоре проходил XVII Вселенский собор католической церкви, когда западные богословы безуспешно пытались вступить в союз с православными. В его стенах выступал с проповедями Савонарола, здесь мятежники убили брата Лоренцо Великолепного и едва не зарезали самого герцога.

Архитектурные особенности собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Величие собора Санта-Мария-дель-Фьоре, достигающего 153 м в длину, 38 м в ширину, а в крестовой части и 90 метров, поражает воображение. Высота арок здания составляет 23 м, собора вместе с куполом и крестом – 114,5 м. Сегодняшний храм – эффектное здание с богатым декором, визуальный центр Флоренции, однако современники воспринимали его по-другому. Каждый новый этап строительства был открытием в истории архитектуры. Арнольфо ди Камбио добился небывалых размеров, Джотто отказался от средневековых пропорций и внес в проект первые элементы Возрождения, Брунеллески создал огромный облицованный кирпичами купол без использования сложной системы лесов.

Архитекторы XIX века, завершавшие работу над фасадом собора Санта-Мария-дель-Фьоре, напротив, стремились удержаться в рамках традиции и работать в согласии со старыми мастерами.

Фасад и главный вход

Проект фасада приписывают Джотто, хотя на самом деле работы по декорированию начались на два столетия позже. Это коллективная работа нескольких мастеров, среди которых Андреа Орканья и Таддео Гадди. Строили входную часть храма крайне медленно, в конце концов тосканский герцог Франческо I повелел Бернардо Буонталенти вообще разобрать готовую стену, поскольку она не соответствовала ренессансным представлениям о прекрасном. Часть украшавших его изначально скульптур позднее попали в музей за собором, часть – в Берлинский музей и Лувр. На этом злоключения передней стены не закончились: подрядчики и власти города переругались между собой из-за денег, и до XIX века собор Санта-Мария-дель-Фьоре так и стоял голым, пока его дизайном не занялся Эмилио де Фабрис. Он создал неоготический фасад из белого, зеленого и красного мрамора, посвященный Деве Марии. Коллеги по цеху в целом одобрили работу, хотя некоторые сочли главный вход в собор излишне декоративным.

В лицевой части собора Санта-Мария-дель-Фьоре посетители видят три массивные бронзовые двери работы Аугусто Пассальи, установленные на рубеже XIX-XX вв. и украшенные сценами из жизни Девы Марии. Полукруглые люнеты над входами выложены мозаиками по проекту Николо Барабино, религиозного художника XIX века. По традиции эпохи Возрождения, он включил в сюжеты мозаик не только фигуры Христа, Марии и Иоанна Крестителя, но и изображения флорентийских художников, меценатов, ученых и купцов. Барельеф работы его современника Тито Саррокки – Дева Мария на троне с украшенным цветами скипетром – находится на фронтоне центральной двери. На вершине фасада обустроена серия ниш с 12 апостолами, по центру – Мадонна с младенцем. На самом верху здания, между окном-розой и треугольным тимпаном, представлены бюсты великих флорентийских художников.

Купол Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре обходился без купола более сотни лет с начала строительства. Причин для промедления было несколько: банальная нехватка средств, проблемы с материалами и, наконец, самое главное – никто не знал, как построить купол такой величины, чтобы он не обрушился и не убил строителей и прихожан. Готические полуарки, забирающие на себя часть веса, к этому моменту считались устаревшими. Архитекторам хотелось добиться простоты и легкости купола римского Пантеона, выполненного из цемента по утраченным технологиям. Брунеллески изучал опыт античности, но пришел к выводу, что для обустройства лесов не хватит запасов древесины со всей Тосканы. Опираясь на собственную интуицию, он решил использовать цепные арки из камня и железа, намертво держащие восьмиугольный купол. На внутренних ребрах купола установили углубления для платформ, заменявших леса. Облицовочные кирпичи тоже укладывали нетрадиционно, елочкой, иначе детали падали вниз до тех пор, пока раствор не схватится. Всего строителям понадобилось 4 миллиона кирпичей, для их подъема к куполу архитектор изобрел специальную машину. После смерти Брунеллески осталось завершить отделочные работы. На вершине купола был размещен медный шар из мастерской Верроккьо. Считается, что в его изготовлении принимал участие подмастерье по имени Леонардо да Винчи.

Интерьер собора

Многие элементы декора со временем были утрачены или перенесены в музей собора, в том числе кафедры хора работы Донателло и Луки делла Роббиа. Некоторые фрески в XIX веке, во избежание утраты, перевели на холсты, как изображение Данте, читающего перед Флоренцией «Божественную комедию», кисти Доменико ди Микелино. Выдающиеся надгробные изображения размещены внутри собора – это живописные конные статуи кондотьеров Никколо Толентино работы Андреа дель Кастаньо и Джона Хоквуда работы Паоло Уччелло. Над главным входом расположены литургические часы работы Паоло Уччелло с 24 цифрами на циферблате.

Стены украшены 44 витражами XIV-XV вв. Один из старейших, с изображением Христа, коронующего Марию, работы Гаддо Гадди, расположен прямо над часами. Из нефа видно только одно витражное окно работы Донателло, посвященное коронации Девы. Купол, по замыслу Брунеллески, должны были покрыть изнутри позолотой, потом решили сэкономить и ограничиться побелкой. Позднее его поверхность расписал коллектив художников, в том числе Джорджо Вазари и Федерико Цуккаро, в различных техниках.

Крипта собора

Продолжительные археологические раскопки 60-70-х гг. ХХ века показали, как последовательно сменяли друг друга собор Санта Репарата с раннесредневековым мозаичным многоцветным полом и Санта-Мария-дель-Фьоре. В крипте, подземелье собора, расположена простая могила Филиппо Брунеллески. Кроме архитектора, в храме похоронен Зиновий Флорентийский, первый епископ Флоренции, Конрад II, средневековый король Германии и Италии, Джотто, ставший первым деятелем Проторенессанса, несколько средневековых пап. Кстати, легенда про захоронение Джотто в соборе устойчиво держится с момента смерти художника, но останки его так и не найдены, как и могилы Арнольфо ди Камбио и Андреа Пизано. С 1974 года крипта открыта для платного посещения.

Информация для туристов

Вход в собор Санта-Мария-дель-Фьоре бесплатный, через правую дверь центрального фасада, доступ открыт с понедельника по пятницу с 8.30 до 19.00, в субботу с 8.30 до 17.40. На самом деле расписание условное, зависящее и от распорядка церковных служб, и от погоды – при сильном ветре подъем на купол запрещен. Уточнять время визита рекомендуется на официальном сайте музея Дуомо. Инвалиды-колясочники могут попасть в собор с правой стороны здания. Все удобства: туалет, гардероб, кафе – расположены в музее.

Осмотр платных достопримечательностей

Посещение купола и склепа-крипты платное – комплексный билет стоит 15 евро, для детей 6-11 лет – 3 евро. Он дает право в течение 6 суток с момента приобретения осмотреть достопримечательности собора Санта-Мария-дель-Фьоре, колокольню справа от храма, баптистерий перед его центральным входом и музей за ним. Билет действителен в течение 48 часов с момента допуска к первому объекту, дважды осматривать одно и то же нельзя. Чтобы подняться по 463-ступенчатой лестнице на купол, нужно забронировать время заранее. Если не прийти вовремя, то перенести посещение нельзя – слишком много желающих оказаться на лучшей смотровой площадке во Флоренции.

Как добраться

Найти собор Санта-Мария-дель-Фьоре не сложно, ведь это самое внушительное здание в историческом центре Флоренции. Чтобы добраться до него от вокзала Санта-Мария-Новелла, нужно выйти на виа Панцани и затем свернуть на виа Черретани. Из аэропорта Флоренции до вокзала можно доехать на шаттле Volainbus, который курсирует с 5.30 до 0.30 (c 5.30 до 21.30 автобусы отправляются каждые полчаса, с 20.30 до 0.30 – раз в час; время в пути – около 20 минут, билет стоит 6 евро). Если же Вы выезжаете из отдаленных районов города, можно воспользоваться автобусами № 6, 14, 17, 22, 23, 36, 37, 71.

Источник: four-rooms.ru

Путешествуй самостоятельно