Колоннада казанского собора
- Храмы Петербурга. Казанский
- Придворный храм семьи Романовых. 10 фактов о Казанском соборе
- Внеконкурсный проект Андрея Воронихина
- Рим, Флоренция, Петербург
- Музей российского природного камня
- Художники и скульпторы
- Храмовый музей Отечественной войны 1812 года
- Храм дома Романовых
- Главная соборная святыня
- Благотворительный центр
- Музей истории религии и атеизма
- Мощи на чердаке
- Казанский собор — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви
- Отзыв: Казанский кафедральный собор (Россия, Санкт-Петербург) — История великого подвига над Наполеоном. Главный кафедральный собор СПб , великолепная колоннада!
- Великий проект крепостного. Факты из истории Казанского собора
- Проект крепостного
- «По образу и подобию собора Святого Петра. »
- Архангелы ждут мудрого правителя
- Сердце великого полководца
- Музей атеизма и чудотворная икона
- Казанский собор в Санкт-Петербурге
- Казанская икона – символ защиты на войне
- История строительства
- Собор – воплощение священной памяти
- Архитектура и внутреннее убранство
- Колоннада
- Что не удалось воплотить
- Святыни
- Памятники
- Священные реликвии
- Расписание богослужений
- Богослужения по будням
- По воскресеньям и праздникам
- Воскресная школа для детей и взрослых
- Программа воскресной школы для детей
- Молодёжный клуб Казанского кафедрального собора
- Организация деятельности клуба
- Время работы
- Где находится и как добраться
Храмы Петербурга. Казанский
По возвращению в родные края и оказавшись на престоле, в последний год своего и без того короткого правления, император Павел I успел положить начало для воплощения задуманного. На поиск места для застройки много времени не тратили, тем более что церковь Пресвятой Богородицы, расположенная на Невском проспекте, давно обветшала.
Ближайшим по времени и стилю прототипом Казанского собора является собор святого Петра в Риме. Об это прежде всего напоминает наружная колоннада со стороны Невского проспекта. В это архитектор А.Н. Воронихин следовал желанию императора Павла I.
Продолжая тему отличий между задуманным проектом и готовым собором, стоит упомянуть и парочку скульптур. До наших дней пьедесталы остаются пустыми, а ведь на них должны были восседать архангелы. Стоит сказать, что пустыми они были не все время. До 24-го года IXX века на окончаниях крыльев располагались копии архангелов, выполненные из гипса, которые планировалось заменить на оригинальные бронзовые, но этого так и не произошло. Почему?
Вид на Казанский собор со стороны улицы Казанская./ Фото: tvereparhia.ru
Причина так и не известна. Однако, народ на этот счет выдвинул свою версию, сказав, что архангелы отказались занимать свое место до тех пор, пока в России не появится честный, достойный и мудрый политик! Колокольня и дома для клира так же должны были стать частью собора, но при утверждении проекта, Павел пожелал убрать их, аргументируя это тем, что в Ватикане ничего этого нет.
Внутри храм имеет форму римской базилики, разделенной четырьмя рядами гранитных монолитных колонн коринфского ордера на три коридора — нефа.Проектируя собор, зодчий решил важную градостроительную задачу, оформив не только значительную часть Невского проспекта, но и прилегающие улицы и площади. Имеющему в плане форму латинского креста зданию, обращённому к Невскому проспекту боковым фасадом, примыкает грандиозная дуга колоннады из четырёх рядов коринфских каннелированных колонн (девяносто шесть штук) и шестиколонным портиком в центре. Концы дуги завершены мощными объёмами порталов с аттиками, оформляющие проходы на боковые улицы. Эта дуга образует торжественную площадь, Казанскую, входящую в цепь ансамблей Невского проспекта. Глубокие портики с фронтонами отмечают каждый из рукавов креста. Над средокрестием возвышается стройный и лёгкий купол на прорезанными окнами барабане. Наружные колонны, облицовка и многочисленные барельефы исполнены из жёлтоватого известняка. Меня и сегодня потрясают великолепные фасады Казанского собора, хотя часть их в настоящее время утрачена. Выполненные из пудожского камня, они щедро были украшены скульптурными композициями и барельефами. Над этим благолепием трудились известнейшие мастера того времени: И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, В. Г. Годеев, В. И. Демуг-Малиновский.Бронзовые статуи в нишах собора (И. П. Мартос, Пименов С. С., Демут-Малиновский В. И.) и бронзовые створы северных дверей (копия “Райских врат флорентийского баптистерия” Гиберти Л.) дополняют богатое скульптурное здание собора.Украшающие храм колонны и пилястры все коринфского ордера. По пропорциям коринфского же ордера выполнены и карнизы. Над карнизами размещен аттик, местами переходящий в балюстраду. Наружные колонны, облицованные пудожским камнем, покрыты каннелюрами — вертикальными желобками (на каждой колонне по 20 каннелюр), что создает впечатление легкости, хотя каждая колонна весит около 28 тонн. Высота наружной колонны — около 14 м, нижний диаметр — 1,45 м, верхний — 1,1 м.Колоннада со стороны Невского проспекта состоит из 94 колонн, портик с южной стороны собора имеет 20 колонн, портик с западной стороны — 12 колонн.Общее количество колонн, образующих колоннаду и портик — 136. В плане собор имеет крестово-купольную форму, в основе которой лежит латинский крест. Длина собора с запада на восток 72,5 м, с севера на юг — 57 м. Ширина центральной части — от купола до западных дверей — примерно в 2 раза меньше.Внутренне пространство храма членится рядами гранитных колонн на три нефа. Длина главного нефа – шестьдесят девять метров.Интересен мозаичный пол собора, выложенный серым и розовым карельским мрамором. Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром), который высоко ценили во всем мире. Русское правительство подарило плиты этого камня Франции для облицовки саркофага Наполеона в Париже. Все эти породы, вместе с черными шунгитовыми сланцами, использовались также в виде вставок в полах собора. Как уже указывалось, при строительстве собора практически не использовались иностранные материалы. В этом плане Казанский собор по праву можно считать музеем российского природного камня, в чем велика заслуга как Воронихина, так и Строганова, который хотел использовать при строительстве собора только отечественные минералы.Храм наполняло светом прекрасное паникадило в 180 свечей (работа Ж. Герена). Ко дню освещения Казанского собора одноименный чудотворный Образ Богородицы был облачен в великолепную золотую ризу, украшенную драгоценными каменьями и жемчугами. Из 40 пудов трофейного французского серебра архитектор К. А. Тон выполнил облицовку главного иконостаса. Позднее, в 1884 в соборе появляется 11 пудовая серебряная гробница для плащаницы, а в 1890 – чеканные хоругви.Великолепное внутренне убранство, чтимые святыни, церковная утварь, сама по себе представлявшая произведения искусства, словом, всё это создавало неизгладимое ощущение прекрасного у прихожан. А расположенные здесь памятные доски, барельефы Павла I и Александра I, а также гробница М. И. Кутузова напоминали об имперской славе России.В соборе погребён генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (1813 год), и хранятся трофеи Отечественной войны 1812-1815 годов. В этот период собор стал памятником русской военной славы: 25 декабря 1812 года кавалергарды и конные лейб-гвардейцы торжественно перенесли в собор первые двадцать семь трофейных французских знамён (всего 115 знамён и 94 ключа от восьми крепостей и семнадцати городов Европы, взятых русскими войсками).Так были запечатлены похороны русского генерала Михаила Кутузова в 1813 году у Казанского Собора. Кутузов похоронен в Казанском соборе.Анализируя живопись Казанского собора, отметим, прежде всего, что все живописные работы в храме выполнялись художниками академической школы, но начавшими творить в разные эпохи. Поэтому по своему характеру их работы заметно отличаются друг от друга.
По общепринятой оценке наиболее значительными художниками, из числа работавших в соборе живописцев, являются Боровиковский, Шебуев, Бессонов, Угрюмов, Иванов, Кипренский и Брюллов.
В 1837 году перед северным фасадом храма установлены памятники героям этой войны – Кутузову М. И. и Барклаю де Толли М. Б. работы скульптора Орловского Б. И.
Самыми характерными для времени и стиля Казанского собора являются живописные работы кисти В.Л.Боровиковского, которому принадлежит иконопись Царских Врат Главного Иконостаса и четыре больше иконы, изображающие Святую Великомученицу Екатерину, Святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, Царя Константина и Царицу Елену. В настоящее время в храме находятся его работы на Царских Вратах и образ Святой Екатерины.
Надо сказать, что эти работы, как и работы других художником этой эпохи, вовсе не похожи на старинные русские иконы. По существу это скорее живопись на религиозные сюжеты, формировавшаяся в стенах Академии художеств под влиянием канонизированных Академией работ художником итальянского Возрождения, прежде всего, Рафаэля. Даже самые лучше, талантливые живописцы и скульпторы той эпохи, при всей своей несомненной религиозности и любви к религиозным сюжетам, были художниками светскими и переносили этот светский дух в свои творения, украшавшие храмы.Боровиковский. Архангел Гавриил (Благовещение). Евангелисты (Матфей, Марк, Лука и Иоанн). Шесть круглых медальонов в створках Царских врат.
Наконец, отмечу шедевр религиозной живописи в Казанском соборе — запрестольный образ К.П.Брюллова «Взятие Богоматери на небо».
Карл Павлович Брюллов — величайший русский художник первой половины XIX в.
Богоматерь Казанского собора, написанная Брюлловым, это его Мадонна. Ее образ возник в его сознании задолго до 1836 г., когда ему было поручено написать Ее запрестольный образ. И хотя сам художник остался недоволен своей работой, однако в ней можно видеть то, что он сам сказал о Сикстинской Мадонне: «Грация соединена со строжайшим стилем…». Вознесение Богородицы тематически близко к православному Успению. Но какая огромная разница в манере художественного воплощения этого сюжета в старых русских иконах и в картине гениального русско-европейского художника!
Высоко над землею на легком облаке стоит брюлловская Богоматерь. Два Архангела в виде бесплотных духов поддерживают Ее. Херувимы несут на главах своих облако кверху. Вся живописная группа выражает стремительное движение в высь. Богоматерь благоговейно скрестила руки на груди и подняла глаза «горе». С радостью и смирением взирает Она на видимого Ее одной Всемогущего Творца. Навстречу Ей сверху стремятся новые Силы Небесные. Православный человек, взирая на этот шедевр Брюллова, так же как и на другие образы и картины-иконы Казанского собора, не должен забывать, что искусство, в том числе и храмовое, имеют тенденцию к развитию. В 1876 году перед собором прошла первая в России политическая демонстрация, на которой выступил Плеханов Г. В. Рабочий же Яков Потапов развернул красное знамя. Результат — несколько десятков лет каторги. В 1929 году собор, как культовое здание, был закрыт, а в 1932 году здесь разместили музей Истории религии. Во время ВОВ в соборе, у могилы Кутузова М. И. проводились торжественные воинские ритуалы – клятвы на верность Родине и Ленинграду. Тысяча шестьсот пробоин и следов от снарядов насчитали реставраторы на крыше, стенах и колоннах.
При строительстве Казанского собора возникла площадь. В 1899-1900 годах на площади разбили сквер (0.47 га, садовый мастер Катцер Р. Ф.) В 1924 на площади открыли памятник Плеханову, который вскоре был демонтирован. В 1934 году на площади смонтировали гранитный фонтан, который был сделан в 1809 году по проекту Тома де Томона и находился на Пулковском шоссе. В период блокады район вокруг площади подвергался ожесточённым артобстрелам и бомбардировкам. В 1942-1944 годах на площади разбили огороды.В работе над проектом собора Воронихину Андрею помогал Алфёров Николай.
Сооружение храма приравнивалось к важнейшему делу государеву. Был объявлен конкурс на лучший проект. В конкурсе приняли участие такие мэтры как Камерон Чарльз, Кваренги Джакомо, Тома де Томон Жан и др. Победил молодой и неизвестный архитектор — Воронихин Андрей Никифорович. И это не случайно: Воронихин был питомцем графа Строгонова, президента Академии художеств, куратора стройки. Андрей Воронихин был крепостным графа. Заметив способности мальчика к живописи и архитектуре, граф направил его учиться в Москву; его учителями были архитекторы Казаков и Баженов. В 1785 году граф дал вольную Андрею, и отправил юношу продолжить обучение в Швейцарию и во Францию.
Придворный храм семьи Романовых. 10 фактов о Казанском соборе
.
Внеконкурсный проект Андрея Воронихина
Павел I задумал построить новый Казанский собор на месте старой церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Император устроил конкурс проектов — в нем участвовали архитекторы Пьетро Гонзаго, Чарльз Камерон и Жан Франсуа Тома де Томон. Павел I уже одобрил работу Камерона, когда граф Строганов порекомендовал ему проект молодого архитектора Андрея Воронихина, который не участвовал в конкурсе. Императору его работа понравилась. Воронихина назначили главным архитектором, а Строганова — председателем попечительского совета при строительстве собора.
Рим, Флоренция, Петербург
Павел I хотел, чтобы новое здание напоминало римский собор Святого Петра. Андрей Воронихин спроектировал грандиозную колоннаду, которая перекликалась с проектом итальянского храма. 96 колонн Казанского собора не были расположены по периметру, они распахнулись навстречу Невскому проспекту. Боковая северная сторона храма стала парадной. По плану Воронихина, колоннаду должны были возвести и с южной стороны храма, но позже от этой идеи отказались.
Северные врата собора были отлиты из бронзы по образцу «райских дверей» флорентийского баптистерия — оригинал создал в XV веке скульптор Лоренцо Гиберти. Современники критиковали Воронихина за архитектурные заимствования и даже называли «копиистом».
Музей российского природного камня
Казанский собор называют музеем российского природного камня. Главным декоративным материалом стал известковый туф, который добывали в Гатчинском районе. Пудостский камень, как его называют, был похож на итальянский травертино, из которого построили собор Святого Петра. Туф с пористой структурой легко обрабатывался, его использовали для облицовки наружных стен собора, создания капителей, фризов и наличников. Во внутреннем декоре храма Воронихин использовал карельский мрамор, местный порфир, яшму. Интерьер собора украшали 56 колонн из розового гранита с позолоченными капителями.
Художники и скульпторы
И снаружи, и внутри Казанский собор декорирован скульптурой и барельефами. Бронзовые статуи святых Владимира и Андрея Первозванного, Иоанна Предтечи и Александра Невского создали Степан Пименов, Иван Мартос и Василий Демут-Малиновский. Над рельефами интерьера и фасадов, работали Федор Гордеев, Яков Рашетт, Иван Прокофьев.
Стены собора украшали росписями известные живописцы — Карл Брюллов и Федор Бруни, Василий Шебуев и Владимир Боровиковский. Первоначальный иконостас в 1837 году заменили на серебряный — его создал архитектор Константин Тон. На строительстве собора трудились не только именитые мастера: в 1810 году у помещика Теплова за тысячу рублей купили крепостного художника Тараса Иванова.
- Фрески затопленного монастыря, которым больше 350 лет
- Фрески разрушенных храмов: 7 экспонатов Музея имени Андрея Рублева
- 7 древнейших храмов России
Храмовый музей Отечественной войны 1812 года
Казанский собор был торжественно открыт за год до Отечественной войны 1812 года. Перед отъездом в действующую армию службу в храме посетил Михаил Кутузов, которого только что назначили главнокомандующим. После войны в Казанский собор доставляли трофеи — военные знамена и штандарты, ключи от взятых городов и крепостей, маршальский жезл французского полководца Луи-Николя Даву.
В 1813 году в храме похоронили Михаила Кутузова, умершего от простуды. Решетку и надгробную плиту для его могилы изготовили по рисункам Андрея Воронихина.
В 1837 году в России отмечали 25-ю годовщину победы над Наполеоном. На площади перед собором установили памятники фельдмаршалам Отечественной войны — Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли.
Храм дома Романовых
Церковь Рождества Богородицы была придворным храмом дома Романовых. Здесь хранился список иконы Казанской Божией Матери — она считалась покровительницей династии. Когда возвели Казанский собор, он унаследовал и святыню, и роль придворного храма. Здесь венчались все члены царской семьи, здесь служили благодарственные молебны после неудачных покушений на Александра II, здесь праздновали 300-летие дома Романовых.
В ризнице собора хранились подарки императорской семьи: Евангелие в серебряном позолоченном окладе весом более 33 килограммов, крест из лазурита, золотая церковная чаша, украшенная алмазами, рубинами и мамонтовой костью.
Главная соборная святыня
Храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, одной из самых известных православных святынь. В соборе хранится ее список, который также считается чудотворным. Считается, что Петр I лично распорядился доставить святыню в Петербург, и до строительства церкви Рождества Богородицы икона хранилась в часовне на Петроградской стороне.
После Отечественной войны 1812 года Михаил Кутузов вернул в Россию сотни килограммов серебряных изделий, которые отступающие французы забирали из русских храмов. Часть этого серебра передали в Казанский собор. Его использовали, чтобы украсить киот Казанской иконы Божией Матери и иконостас главного придела.
Благотворительный центр
В XIX веке в Казанском соборе работала воскресная школа для взрослых, выходила собственная газета, храм был известным благотворительным центром. В годы Первой мировой войны здесь собирали продовольствие и теплые вещи для отправки на фронт, открыли один из первых в России лазарет на деньги прихожан и церковные средства. Он находился под покровительством императрицы Александры Федоровны. В самом храме ежедневно служили молебен о даровании победы над врагом.
Музей истории религии и атеизма
В 1932 году Казанский собор закрыли. На куполе храма вместо креста установили позолоченный шар со шпилем, церковную утварь распределили между городскими музеями. Внутри собора разместился Музей истории религии и атеизма. Его экспозиция рассказывала о возникновении и развитии христианства, ислама, восточных верований. Здесь можно было увидеть коллекцию православных икон XVII–ХХ веков, обереги и амулеты, ритуальные предметы и самое крупное собрание книг по истории религии и религиоведению.
Мощи на чердаке
На чердаке Казанского собора почти 20 лет были спрятаны мощи святых, которые хранились в храме. Сотрудники Музея истории религии и атеизма перенесли туда мощи святого благоверного князя Александра Невского, святых Зосимы, Саватия и Германа Соловецких, святого Серафима Саровского, святого Иоасафа Белгородского. Лишь в 1991 году святыни вернули в храм, а мощи святого Иоасафа отправили сначала в Москву, а потом в Белгород.
Казанский собор — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви
Казанский собор в Санкт-Петербурге — один из крупнейших храмов и одна из главных достопримечательностей города.
Полное официальное название храма — Собор Казанской иконы Божией Матери. Располагается святыня на одноимённой площади Северной столицы.
Казанский собор
Свою историю современный Казанский собор ведёт с рубежа XVIII и XIX столетий, когда на Невском проспекте было начато строительство собора, в котором должен был храниться чтимый список чудотворной иконы Божией Матери Казанской.
Однако до начала строительства нового храма в городе существовала церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которой в свою очередь предшествовала деревянная часовня, располагавшаяся рядом с Невкой. Данная часовня находилась на Посадской улице Городового острова. Спустя непродолжительное время в часовне установили полотняную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1727 году в результате обветшания часовня была закрыта, а иконы и утварь перенесены в Троицкий собор, который располагался рядом с Петропавловской крепостью.
Чудотворный список Казанской иконы Божией Матери
В 1733 году состоялась закладка придворной церкви, располагавшейся на Невском проспекте — церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Это событие произошло 6 (по новому стилю — 17) сентября. Строительным материалом храма стал камень.
Данная церковь была построена в стиле барокко, имела деревянный купол и колокольню над входом. Спустя неполных четыре года с начала строительства храм был освящён в присутствии императрицы Российской империи Анны Иоанновны. Именно здесь до строительства нового собора хранился чтимый образ Казанской иконы Божией Матери.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Со временем церковь стала ветшать и потребовался новый храм. В связи с этим в 1799 году был объявлен конкурс на проект нового собора. После рассмотрения многочисленных проектов одобренным оказалось предложение бывшего крепостного графа Строганова, архитектора — Андрея Воронихина.
27 августа (по новому стилю — 8 сентября) 1801 года состоялась закладка нового собора, на которой присутствовал лично император Александр I. Спустя десять лет возведение нового храма было завершено. В сентябре 1811 года митрополит Амвросий освятил Казанский собор, а старую церковь разобрали.
После победы в Отечественной войне 1812 года собор стал восприниматься современниками как памятник русской воинской славы. После окончания войны здесь были выставлены различные трофеи: военные французские знамёна и штандарты, ключи от взятых крепостей и городов, личный жезл маршала Даву и прочее. В 1813 году здесь был похоронен генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов.
Генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов
В 1903 году прихожанами планировалось воздвижение колокольни, но из-за возражений, выдвинутых Академией художеств, построить данный объект не удалось.
На протяжении многих десятилетий 30 августа из Казанского собора отправлялся самый большой в Санкт-Петербурге торжественный крестный ход. Верующие двигались по Невскому проспекту к Александро-Невской лавре. День 30 августа в Северной столице был выходным. 8 июля в престольный праздник также собиралось огромное количество людей, в связи с чем молебен проводился на особом помосте перед чудотворным образом на площади у Казанского собора.
Казанская площадь перед собором
Также торжественно отмечались и другие праздники, в числе таковых были и «царские дни», во время которых на богослужении находились члены императорской семьи, министры и видные сановники.
С 1870 года при соборе действовало благотворительное общество, при котором находились школа-приют, бесплатная столовая, богадельня, дом с дешевыми квартирами и дачей для бедных детей под Сестрорецком.
После смены власти Казанский собор подвергся изъятию церковных ценностей, которое происходило в 1922 году. В 1923 году храм был передан обновленцам, в результате чего с середины 20-х годов ХХ столетия стал кафедральным собором обновленческой Ленинградской митрополии.
В январе 1932 года Казанский собор оказался закрытым по решению Леноблисполкома (Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся) от 26.12.1931 и Президиума ВЦИК (Всероссийского центрального исполнительного комитета) от 10.03.1932, после чего здесь был открыт Музей истории религии и атеизма. Чудотворная икона оказалась перенесённой во Владимирский собор, где располагалась у правого клироса.
Казанский собор в советский период
С начала 1990-х годов в храме начали проводиться богослужения. Полное освящение собора состоялось в марте 1998 года. Спустя ещё два года храм был возвращён Русской православной церкви и превратился в кафедральный собор.
Внешний облик Казанского собора отличает его от классического православного храма. Дело в том, что император Павел I, при котором было начато строительство нового здания, выразил желание, чтобы храм был похож на главную католическую святыню — Собор Святого Петра в Риме. В связи с этим архитектором Воронихиным была возведена колоннада, включавшая 96 колонн, а сам храм был построен в стиле ампир. Также в нём прослеживаются черты классицизма.
В архитектуре собора нашли сочетание формы как базиликального (чисто римского), так и крестово-купольного храма. Само здание имеет форму четырёхконечного латинского креста, в средокрестии которого находится купол. Казанский собор вытянут с запада на восток. Вдоль барабана купола располагается 16 окон. Он имеет два свода: нижний и верхний, а диаметр купола превышает 17 метров. Интересно, что при его сооружении впервые в истории мировой строительной практики была разработана и применена металлическая конструкция. Венчает купол крест, который располагается над уровнем земли на 71,6 метр.
Купол Казанского собора
Интересен и тот факт, что первоначально предполагалось наличие у храма не одной, а двух колоннад, вторая из которых должна была располагаться с южной стороны. Однако этим замыслам не суждено было осуществиться. Примечательно, что Казанский собор не имеет колокольни. При этом храм располагает звонницей, находящейся в западной части колоннады.
Снаружи храм облицован серым пудостским камнем. Первоначально на фасаде располагались многочисленные статуи, а также храм был украшен рельефами, часть из которых не сохранилась. Например, и сегодня можно увидеть два пьедестала, располагающиеся по бокам колоннады. На них до 1824 года размещались гипсовые скульптуры ангелов. Предполагалось, что они будут заменены на бронзовые, однако задуманное не осуществлено до настоящего времени.
Северные врата храма отлиты из бронзы. За образец были взяты «райские двери» флорентийского кафедрального храма — Собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Казанский собор имеет колонны не только снаружи, но и внутри. Так, во внутренней части здания можно увидеть 56 колонн коринфского ордера, выполненные из розового финского гранита. Капители у колонн — золочёные. Таким образом внутри Казанский собор — римская базилика, четыре ряда монолитных колонн которой делят пространство на три нефа.
Северные врата храма
Ранее в соборе было несколько барельефов, из которых до наших дней сохранилось только два: «Несение креста» и «Взятие под стражу». Следует отметить, что остальные барельефы были убраны ещё в 1814 году.
Внутри храма хранятся многочисленные святыни и реликвии, основной из которых является Чудотворная икона, обретённая в 1579 году в Казани. В Санкт-Петербург икона была привезена в 1710 году. Вероятнее всего сюда она попала из Москвы с царицей Параскевой Феодоровной.
Часть почитаемых образов сегодня находится не в соборе. В их числе икона Спасителя в иконостасе, иконы святителя Николая Чудотворца и Ченстоховской Божией Матери, которые были подарены Кутузовым. К числу таковых также относится икона Воскресения Христова с частицей Гроба Господня, которая была прислана в 1906 году патриархом Иерусалимским Дамианом. Также одной из важных реликвий, бывших в Казанском соборе является Голгофа с частицей Живоносного Гроба, которая была устроена по проекту российского зодчего Николая Никонова в 1891 году.
Важной составляющей внутреннего убранства храма является живопись. Её можно видеть в иконостасе, на стенах и пилонах — подкупольных столбах. Наиболее выдающейся работой является запрестольный образ «Взятие Богородицы на небо», принадлежащий кисти Карла Брюллова.
Казанский собор внутри
Храм имеет четыре придела, главный из которых посвящён Казанской иконе Божией Матери, северный — Святым Антонию и Феодосию Печерским. Также здесь имеются южный придел — Рождества Пресвятой Богородицы и пещерный — священномученика Гермогена.
Важно отметить, что Казанский собор стал первым на территории России храмом, который был построен русским архитектором полностью в европейском стиле. Здесь гармонично переплелись архитектура, скульптура и живопись.
В 2011 году Банком России была выпущена памятная монета с изображением Казанского собора. Её номинал составил 25 рублей, вес — 155,5 грамма. Металлом изготовления стало серебро. Монета была выпущена в рамках серии «Памятники архитектуры России».
Монета «Казанский собор»
В настоящее время Казанский собор — это не только кафедральный собор Санкт-Петербурга, но и объект культурного наследия народов Российской Федерации, привлекающий внимание не только верующих, но и туристов со всей России и зарубежья.
Отзыв: Казанский кафедральный собор (Россия, Санкт-Петербург) — История великого подвига над Наполеоном. Главный кафедральный собор СПб , великолепная колоннада!
«Раскинул дружески объятья
Собор Казанский над рекой:
«Позвольте же обнять вас, братья,
Прижавшись мраморной щекой…»»
Эти строчки современника Дмитрия Алексеенко как нельзя более подходят к моему сегодняшнему отзыву о Казанском кафедральном соборе.
Нет наверное такого человека, кто бы бывал в Санкт-Петербурге и не видел Казанского собора! Его невозможно не увидеть, собор находится на главной улице города — Невском проспекте. Только вот думаю, что далеко не каждый задавался историческим вопросом собора, и лишь немногие заходили внутрь.
Да, в наше время мы все спешим, времени на простое посещение храма просто не хватает. Я сама сколько раз бывала в Питере, сколько раз туда-сюда проходила мимо Казанского собора, но так ни разу в него и не зашла.
Вы знаете, этот собор у меня воспринимался в целом в едином облике с Невским, а отдельно, как отдельный значимый объект со своей историей, Казанский собор почему-то не вызывал у меня любопытства. Видимо он так вписался в облик Невского проспекта, что даже «выдернуть» его оттуда в мысли не приходило))
Но в этот раз сей пробел я восполнила и вот пишу отзыв о самом узнаваемом здании Невского проспекта, которое доселе для меня было таким знакомым и таким малоизвестным (в смысле, что я мало о нем знала).
Я очень хотела взять экскурсию в самом соборе, их проводят с 12:00 до 17:00 часов, когда я пришла к полудню, экскурсовод уже был занят и водил индивидуальную экскурсию, что-то я услышала мимоходом, а что-то почерпнула из интернета. В этом отзыве раскрою самые интересные на мой взгляд факты.
1. Проектировка собора.
Среди нескольких проектов Казанского собора в конкурсе победил бывший крепостной графа Строгонова — Андрей Воронихин, самородок, доселе никому неизвестный. Уже это достаточно интересный факт!
Именно Воронихин справился с нелегкой задачей, как сделать северный фасад собора (не главный) достойным объектом Невского проспекта. Ведь главный вход в храм по традиции должен был находиться с западной стороны, а алтарь — на восточной. Таким образом на Невский проспект должна была выходить боковая сторона храма, что портило общий облик главного проспекта столицы.
Воронихин же решил украсить торцевые стены Казанского собора полукругом двойных колоннад, и блестяще вышел из столь щекотливого положения!
Вот он, центральный западный вход со стороны Казанской улицы.
Аркада центрального входа имеет 12 колонн.
Сквозь северную колоннаду проглядывается невский проспект.
Собор на самом деле недостроен, он должен был быть симметричным, по каким-то причинам композицию колоннад с юга не стали возводить. Ниже на фото портик перед входом с южной стороны, состоящий из 20 колонн. Именно тут должна быть вторая полукруглая колоннада.
Хотя мне кажется, собор тогда был бы чересчур перегружен колоннами, хорошо что не стали делать!
Представляете что за сооружение бы получилось, добавь сюда еще одну полукруглую колоннаду. Тогда бы через Казанскую площадь пришлось бы еще один «Невский» прокладывать)))
Со стороны канала Грибоедова на восточном фасаде собора изображение Казанской Божией Матери, покровительницы русских воинов и самого дома Романовых.
Храм является хранителем этой чудотворной иконы, отсюда пошло и название собора. Ну а далее получили свое название и улица Казанская и Казанская площадь.
А через арку колонн хорошо виден еще один потрясающий храм Санкт Петербурга — Храм Спаса-на-Крови.
Перед северным входом в собор можно видеть бронзовые скульптуры, ниже на фото князь Владимир и Андрей Первозданный.
2. Убранство собора.
Так как на экскурсию я не попала, то и рассказать мне особо нечего. Я постояла немного рядом, когда гид вела свой рассказ на индивидуальной экскурсии, так она почти все рассказывала о каждой иконе, эта тема уже не для отзыва.
Поэтому приложу лишь фотографии, чтобы сложилось мнение о внутреннем убранстве Казанского собора.
Как видите выше на фото, фотографировать в храме нельзя! Но с экскурсией разрешают, а так как я постояла слегка рядом, то и с чистой совестью сделала несколько снимков))
Ниже на фото по-моему икона всех Святых, но могу и ошибаться, не сильна я в религии.
Как видите внутри все очень сдержанно, полумрак, очень много икон.
Помещение огромное, но вот эти мраморные колонны как бы делят пространство на несколько залов, поэтому того самого пространства не чувствуется. Вполне можно найти укромный уголок у иконы и уединиться для молитвы, ведь в основном за этим в храм ходят.
Народу хватает, но все как то распределяются по залу, что кажется в храме малолюдно. Есть скамейки, много людей сидят просто отдыхают, а может и готовятся к молитве или ждут службу. Видела и усталых людей с чемоданами, было холодно, может зашли отогреться да отдохнуть, ведь в церковном мире так принято, усталому путнику всегда был предоставлен прием.
Ну а я по обычаю поставила свечи за семью, за родных, и вышла из храма.
3. Казанский собор и слава полководца Кутузова.
Казанский собор неразрывно связан с именем великого фельдмаршала М. И. Кутузова, именно в этом соборе благословили Кутузова на войну с Наполеоном, к иконе Казанской Божьей Матери возносил он свои молитвы о победе.
Благодаря своему таланту военачальника и грамотным стратегическим действиям армия Кутузова заставила Наполеона начать отступление от Москвы и впоследствии была полностью разгромлена. За эту огромную заслугу перед Россией Кутузов был удостоен звания первого Георгиевского кавалера (а всего этого звания удосужились лишь 4 человека!).
После смерти Кутузова, решено было похоронить его в Казанском соборе, а сам Собор стали почитать как памятник победы над Наполеоном.
Закончил же то Наполеоновское сражение генерал-фельдмаршал Барклай де Толли, памятник которому установлен с другой стороны колоннады Казанского собора.
4. В 1913 году в Казанском соборе было торжественное событие — отмечали 300-летие дома Романовых. Тогда в давке погибло более 30 человек и в этом усмотрели дурной знак. Так уж совпало, что вскоре дом Романовых перестал править Россией.
5. Колонны.
Лично меня больше всего впечатляют колонны Казанского храма, так и хочется провести по ним ладонью.
Чувствуется в них некая сила и история!
Вот эти полосочки на колоннах называются каннелюры, именно они придают такую оригинальность, на каждой колонне их 20 штук, а вес колонны 28 тонн, представьте какие махины!
Колоннада Казанского собора состоит из 136 штук этих потрясающих колонн, конечно самое большое количество со стороны Невского — там их 94 штуки.
Пройдитесь среди этих исполинских колонн, приложите к ним свою руку, почувствуйте эту мощь, эту энергию Казанского собора, это дыхание Истории.
Великолепные грациозные колонны будут стоять еще долгие годы и обязательно запомнят тепло ваших рук!
В заключение хочу добавить, что у Казанского собора есть свой сайт, есть и паломническая служба, причем не только по России, но и в Грецию (Афон, Корфу, к Великим Метеорам) и на Святую Землю в Иерусалим, на сайте можно узнать маршруты. Вот это я думаю стОящие поездки.
На сайте приведены так же слова молитвы к Казанской Божьей Матери, история этой чтимой иконы, ну и прочая соответствующая информация.
Я совсем недавно писала о Никольском Морском соборе.
Так вот, если Морской собор в Кронштадте является храмом-памятником погибшим морякам, то Казанский собор в Санкт Петербурге — это признанный памятник русской воинской славы!
Строгий, сдержанный, даже слегка мрачноватый, но при этом с породистой выправкой, солидный, надежный, Казанский собор ласково обнимает Невский проспект, дает ему защиту и покой, уверенность и безопасность. И уже просто невозможно представить Невский проспект без Казанского собора!
Великий проект крепостного. Факты из истории Казанского собора
Когда в 1799 году император Павел I объявляет о конкурсе на проект нового собора, который был призван заменить обветшавшую церковь Рождества Пресвятой Богородицы, стоящую на Невском проспекте, в Петербурге начинается форменная буря: свои идеи на суд монарха представляют архитекторы Пьетро Гонзаго, Чарльз Камерон, Джакомо Тромбаро и Жан Тома де Томон. Невзирая на популярность и общепризнанный талант заявителей, ни один из проектов не получает одобрения со стороны Павла.
Проект крепостного
То, что происходит дальше, может послужить основой для притчи о непредсказуемости бытия: граф Александр Сергеевич Строганов предлагает императору проект, который был создан одарённым архитектором и кроме того его крепостным — Андреем Воронихиным. Проект получает «добро» со стороны монаршей персоны, а граф становится председателем попечительского совета при строительстве храма.
По слухам, именно граф Строганов посоветовал Павлу возвести на Невском проспекте новое, более величественное здание, которое хотели построить из отечественных материалов и руками русских людей.
Император Павел I идею поддержал, но добавил к ней свой штрих, пожелав, чтобы возводимое здание строилось по облику Собора Святого Петра в Риме, над которым в своё время трудились художники с мировыми именами: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини.
«По образу и подобию собора Святого Петра. »
Таким образом, Воронихин возводит перед северным фасадом колоннаду из 96 колонн. В отличие от колоннады собора святого Петра, которая замыкает площадь, колоннада Казанского собора стоит «лицом» к Невскому проспекту, словно раскрываясь навстречу главной городской линии. Так архитектор не только удовлетворил царский каприз, но и решил вопрос с расположением. Неминуемая загвоздка заключалась в том, что проспект также протягивается с запада на восток, как и организуются православные храмы: на западе располагается вход, а в восточной стороне находится алтарь. Колоннада, придуманная Воронихиным, позволила сделать северную (боковую часть) парадной, решив разом две задачи: собор «смотрел» прямо на проспект и не нарушал принятых в постройке храмов традиций.
Когда архитектор приступил к осуществлению своего замысла, который впоследствии стал одним из самых значительных в его карьере, он столкнулся со всевозможными слухами и неприятными пересудами, которые преследуют каждого, кто посмел вырваться из низов навстречу почитанию и славе. То злые языки поговаривали, что проект украден у архитектора Василия Баженова, который был создан им для Дома инвалидов в Париже, то злопыхатели утверждали, что идея строящегося собора и часть неосуществленного проекта одного из крыльев Кремлёвского дворца — это одно и то же здание, вышедшее из-под руки всё того же Баженова. Разумеется, не последнее место в перешёптываниях относительно архитектора сыграло его происхождение.
Как бы то ни было, строительство продолжалось. Фасады собора облицовывали серым пудожским камнем, северные врата отлили из бронзы по образцу «райских дверей» XV века во флорентийском баптистерии, исполненных итальянским скульптором XV века Лоренцо Гиберти. Внутренности храма украсило 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями, а для отделки храма использовали олонецкий мрамор, выборгский сердобольский гранит и рижский известняк. Для наружной облицовки послужил пудожский камень, привезённый из Гатчины.
Образа для собора были написаны живописцами Шебуевым, Егоровым, Ивановым, Брюлло, Щукиным, Кипренским и другими именитыми мастерами.
Архангелы ждут мудрого правителя
Работая над возведением храма, Воронихин так и не смог до конца осуществить намеченный им проект: собор должен был быть украшен второй колоннадой, но только с южного фасада.
Также не было закончено и внешнее оформление собора. Обе стороны колоннады по сей день «обрамляют» каменные пьедесталы, которые предназначались для скульптур двух архангелов. До 1824 года на пьедесталах высились их гипсовые копии, однако, со временем предполагалось заменить их бронзовыми скульптурами. Точная причина, почему изваяния так и не появились, неизвестна, но среди простого народа распространился слух, что архангелы «не пожелают занять свои места» до той поры, пока в России не появится «мудрый, правдивый и честный политик». Проходило время, архангелы, выполненные из гипса, ветшали и вскоре были и вовсе убраны со своих постаментов. А вот пьедесталы так и остались стоять на своем месте, будто дожидаясь, когда наступит нужный момент и их снова украсят скульптурами.
Любопытно, но приказом императора собор лишился и колокольни и дома для клира. Когда в 1800 году создаётся «Комиссия о построении Казанской церкви» во главе с графом Строгановым, Павел I получает письмо, в котором сообщается о необходимости построить колокольню и дома для священнослужителей. Император и здесь проявляет свой норов и тягу к итальянским мотивам: «В Риме у Петра нет колокольни, а нам и подавно ни к чему. Что касается церковнослужителей, то эти без жилья не останутся». Впоследствии именно так и получилось: колокола разместили в проёмах на колоннаде собора, а представители духовенства получили жилой дом на углу Невского проспекта и Казанской улицы.
Сердце великого полководца
Строительство завершается 15 сентября 1811 года. На торжественной церемонии открытия в соборе появляется образ Казанской иконы Божией Матери — копии чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. При освящении Казанского собора граф Строганов вручает императору Александру I ключи от нового храма. К тому времени Павел I уже десять лет как был похоронен в стенах Петропавловского собора. На церемонии открытия труды Воронихина были вознаграждены орденом Анны второй степени и пожизненно причитавшейся ему пенсией.
Невзирая на торжественное открытие, работы по отделке, которыми руководил Огюст Монферран, продолжались до конца 1829 года.
Собор не только стал одной из самых красивых построек Петербурга, но и превратился для своих современников в символ героических побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. Именно сюда были доставлены почётные трофеи: военные французские знамёна и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же нашёл своё последнее пристанище фельдмаршал Михаил Кутузов.
Великий полководец скончался 16 апреля 1813 года на одной из военных дорог в Силезии. Его тело было набальзамировано и перевезено в столицу, где после со всеми почестями похоронено в Казанском соборе.
Легенды и слухи, которые всегда окружали имя Кутузова, получили новый виток развития после его смерти. Стали поговаривать, что в соборе покоится только тело полководца, а его сердце осталось на той военной дороге и захоронено на кладбище Тиллендорф. Будто при бальзамировании, когда готовили отправку тела в Петербург, все внутренности разложили по серебряным колбам, но сердце решили захоронить отдельно. Эту мистическую версию современники подкрепляли слухом, что перед смертью Кутузов сказал, что сердцем навсегда останется со своими солдатами.
Однако в 1933 году, когда было произведено вскрытие, в могиле, где захоронен Кутузов, «в головах была обнаружена серебряная банка», в которой находилось забальзамированное сердце.
Последнюю дань памяти, отданную городом войне 1812 года, стало появление перед собором памятников Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли, которые поставили в 1837 году, в 25-ю годовщину победы над Наполеоном.
В Казанском соборе нашёл своё последнее пристанище фельдмаршал Михаил Кутузов. Репродукция картины «М. И. Кутузов на Бородинском поле» работы художника Сергея Васильевича Герасимова.
Музей атеизма и чудотворная икона
В начале XX века перед Казанским собором разбили сад, а после событий февраля 1917 года с купола сняли крест, а на его месте водрузили позолочённый шар со шпилем.
В 1932 году здесь открыли музей истории религии и атеизма, а икону Казанской Божией Матери перенесли в Князь-Владимирский собор.
Любопытно, но испокон веков эта икона была символом исцеления. Существует легенда, что в дни Второй Мировой войны, когда советские войска готовились к прорыву блокады, икону вывезли на фронт и пронесли по всем воинским частям, что помогло нашим войскам в январе 1944 года.
Казанская икона Божией Матери вернулась в собор в 1991 году, когда были возобновлены богослужения. Чуть позже купол вновь украсил золотой крест, а к 300-летию Санкт-Петербурга мастера Балтийского собора отлили самый крупный колокол для храма весом в четыре тонны и высотой более двух метров.
Так, спустя долгое время, собор, построенный руками отечественных мастеров, вернул своё былое величие и заслуженное почитание.
Казанский собор в Санкт-Петербурге
» class=»wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_4742″>
В России много святых мест, памятников, в которых отразились многострадальная история страны, духовные и героические подвиги народа, великих деятелей государства и церкви. Но особое сакральное значение среди них имеет Казанский собор в Санкт-Петербурге, ставший важной вехой в развитии европейского стиля в русской архитектуре.
Казанская икона – символ защиты на войне
Его создание связано с главной святыней Руси – иконой Казанской Божьей матери, явление которой миру иначе как настоящим чудом не назовёшь. Осенённые её святым образом русские воины совершили немало ратных и гражданских подвигов, в числе которых важнейший из них – освобождение страны от поляков в 16 в. Именно перед ликом Казанской Божьей Матери молились ополченцы перед наступлением на осаждённую Москву, с ней прошёл крестный ход в октябре 1612. Велика роль иконы в победе над шведами в Полтавской битве (1609 г) и под Вязьмой (1812 г) в войне с французами.
История строительства
Памятная доска на стене собора извещает о начале строительства храма по велению Павла I в 1801 году вместо разрушающейся церкви Рождества Богородицы. Именитые европейские архитекторы принимали участие в конкурсе проектов будущего храма, но за основу были взяты разработки не участвовавшего в конкурсе талантливого архитектора-самородка Воронихина, рекомендованного графом Строгановым. Закладка первого камня состоялась после трагической кончины Павла 1-го 8 сентября 1801 г в торжественной обстановке.
Собор – воплощение священной памяти
10 лет (1801-1811г) ушло на возведение знаменательной святыни северной столицы. На создание архитектурного шедевра было потрачено почти 5 млн. рублей. Бывшего крепостного графов Строгановых архитектора Воронихина, блестяще осуществившего идею императора, наградили почётным орденом святого Владимира. После освящения Казанского собора (15.09. 1811 г) старую церковь снесли, и новый храм стал объектом молитвенного поклонения народа и своеобразным памятником военным победам России.
Архитектура и внутреннее убранство
Непревзойдённый шедевр архитектуры выполнен в стиле ампир и повторил во многих чертах знаменитый римский собор св. Петра, как хотел Павел 1. В облике храма воплотились формы римских базилик и православных купольно-крестовых церквей. Грандиозное здание собора, сложенное из пудожского камня (известкового туфа), в виде вытянутого 4-конечного латинского креста в центре венчает стройная купольная башня. Величественная фасадная колоннада повторяет архитектурную стилистику римского святилища. Снаружи фасад храма украшен бронзовыми изваяниями православных святых и изящными барельефами. Северный вход (врата), оформленный по типу «Райских дверей» флорентийского собора, выполнен из бронзы.
Внутренняя конструкция также соответствует параметрам и формам римской базилики: 4 ряда монолитных коринфских колонн из гранита делят пространство на 3 нефа (коридора). Великолепие внутренних интерьеров, декорированных отечественными природными камнями, поражает воображение. Художники-декораторы и скульпторы (Пименов, Мартос, Демут) по замыслу Воронихина использовали яшму, карельский мрамор, порфир, известковый туф. Именитые художники Брюллов, Бруни, Боровиковский, Кипренский, Шебуев украсили стены восхитительными росписями на религиозные сюжеты, подлинными живописными шедеврами.
Колоннада
По религиозным канонам вход в собор должен быть с запада, алтарь – на востоке. Соблюдение этого правила делало храм повёрнутым боком к Невскому проспекту. Чтобы создать парадный вход с севера, Воронихин спроектировал монументальную колоннаду полукруглой формы из 96 колонн 13-метровой высоты. Каждая коринфская колонна из известкового туфа, оканчивающаяся затейливой капителью, в отдельности – также архитектурный шедевр, воплотивший в себе филигранный труд строителей.
Что не удалось воплотить
Идеи Воронихина не осуществились полностью – не установлена южная колоннада, зато северная стала несомненным украшением Невского проспекта. Отсутствуют скульптуры архангелов Михаила и Гавриила на пьедесталах с обеих сторон колоннады и запланированная ограда у западного входа перед сквером. Несмотря на это, колоннадное сооружение Казанского храма не уступает величием и красотой петровскому собору Рима.
Святыни
Ставший первым в России европейским аналогом религиозных объектов собор Казанской Божьей матери сразу же после Отечественной войны 1812 года превратился в памятное хранилище святынь и реликвий, символизирующих важные исторические события государства, подвиги выдающихся военачальников.
Памятники
Побывав на торжественном молебне в честь открытия храма, сразу отсюда М. В. Кутузов уехал принимать командование действующей армией, навек связав с ним свою судьбу. Именно в Казанском соборе захоронено тело великого фельдмаршала (июнь 1813 года). Спустя 5 лет Александр I издал указ о воздвижении памятников гениальным полководцам Кутузову и Барклаю-де-Толли, полностью исполнить который смогли лишь в 1837 г.
В создании проектов памятников принимали участие скульпторы Орловский, Гальберг, архитектор Монферан и президент Академии художеств Оленин. Лучшими были признаны эскизы Орловского, сумевшего воплотить в скульптурах полководцев их весомый вклад в победу над французами, суть характеров каждого из них и портретное сходство. Оба монумента воздвигнуты на гранитные пьедесталы, на которых золотом «написаны» имена военачальников.
Священные реликвии
Главной святыней не только Казанского собора, но и всего русского народа является чудотворная Казанская икона, по преданию найденная 8-летней Матрёной в земле под сгоревшим домом. О месте нахождения иконы, позже увековеченном монастырём, девочке сообщила Божья Матерь, явившаяся к ней во сне. Помимо Казанской иконы, в соборе поклоняются иконам Николая Чудотоворца, Спасителя, Воскресения Христова с частицей Господня Гроба.
За невысокой бронзовой оградой, украшенной золочёными венками, стойками и угловыми столбами в виде стволов пушек находится священная могила Кутузова. Она окружена завоёванными трофеями, символизирующими победу русских над французами и освобождение Европы: маршальский жезл Наполеона, знамёна и штандарты, ключи от европейских городов и крепостей.
Расписание богослужений
Казанский собор – место духовного очищения, место встречи с его святынями – всегда заполнен людьми, приходящими на богослужения, проходящие каждый день. Открывается собор по будням в 7 часов утра, по воскресеньям и праздникам – в 6.30.
Богослужения по будням
- Первая (Божественная) литургия – 07.00. Начало исповеди – 7.30.
- Вторая (Божественная) литургия – 10.00. Исповедь (начало) – 10.30.
- Вечернее богослужение – 18.00.
По воскресеньям и праздникам
- Первая литургия – 7.00. Исповедь (начало) – 7.30.
- Вторая литургия – 10.00. Начло исповеди – 9.30.
- Вечернее богослужение – 18.00.
Ежедневно в соборе между литургиями проходят торжественные обряды крещения, венчания. Совершаются молебны, служатся панихиды по предварительной договорённости.
Воскресная школа для детей и взрослых
Казанский собор – центр религиозного просвещения, где организована деятельность воскресных школ для детей и взрослых. Взрослый просветительский курс составляет 3 года, но стать учеником можно в любое время. Преподавание ведётся высоко эрудированными клириками в форме живых диалогов, научно-познавательных лекций по основным вопросам православия. В программу входит знакомство с основами Закона Божьего, Катехизиса, Ветхого и Нового Заветов, истории РПЦ и др.
Режим занятий: по субботам (сентябрь-май), 16.00-18.00.
Программа воскресной школы для детей
Ученики детской воскресной школы делятся на 3 возрастные группы: младшая (5-7 лет), средняя (8-11), старшая (12-17). В программу входит изучение Закона Божьего (основа нравственного воспитания), обучение церковному пению (духовно-эстетическое воспитание). Дети имеют возможность проявить свои таланты в пении, художественном изобразительном искусстве, участвуют в различных концертах, праздничных мероприятиях, совершают паломничества к святым местам. Для учеников ежемесячно организуется воскресная литургия.
- воскресенье – с 12.00 до 15.30
- вторник- 1630 – занятия по вокалу (индивидуально)
- суббота – занятия по Изоискусству – 15.30, алтарное дело (мальчики) – 17.00
Молодёжный клуб Казанского кафедрального собора
В наше прагматичное, довольно циничное время молодым людям нелегко определиться с нравственными ориентирами, найти правильный путь в жизни. Молодёжный клуб Казанского кафедрального собора объединяет ищущую, неравнодушную православную молодёжь, стремящуюся найти ответы на насущные вопросы бытия в процессе общения между собой и представителями церкви.
Организация деятельности клуба
Программа клубных встреч включает следующие виды деятельности:
- дискуссионные обсуждения различных тем, лекций
- встречи с неординарными людьми, интересными современниками
- презентация проблемных фильмов с последующим обсуждением
- волонтёрские рейды, паломнические путешествия
- богословское просвещение
- участие в проведении православных праздников
Время работы
Казанский собор как хранитель главной святыни русского народа даёт возможность каждому человеку, желающему поклониться иконе Казанской Божьей Матери, сделать это в любой день.
Он открыт для посещений:
- В будничные дни – с 7 часов утра до 20 вечера
- В воскресные и праздничные дни – с 6.30 утра до 20 вечера (конец вечерней службы)
Где находится и как добраться
Казанский собор находится по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 25.
Добраться к собору можно на метро, со станции «Невский проспект» или «Гостиный двор». Выйти на остановке «Канал Грибоедова», где на противоположной стороне расположен собор. Также можно доехать на общественном наземном транспорте: троллейбус N 17, маршрутное такси N 306, автобус N 100.
Источник: