Храм байон в камбодже
- Храм Байон
- Храм Байон (Bayon)
- Сэкономь на путешествии!
- Общая информация
- Отзыв: Экскурсия в храм Байон (Камбоджа, Сием Рип) — «храм 1000 лиц», внушающие радость или страх. )))
- Храм Байон (Bayon Temple)
- История
- Расположение
- Галерея барельефов
- Ангкор Тхом и храм Байон в Камбодже: город, которого нет
- Ангкор Тхом и храм Байон в Камбодже: немного истории
- Нацпроекты «Образование», «Здоровье», «Жилье»
- Ангкор Тхом: а здесь точно кто-то жил?
- Храм Байон в Камбодже – святилище мании величия
- Фото храма Байон в Камбодже
- Ангкор Том: Байон (Bayon)
- Общая информация, история
- Ориентация в храме, советы для осмотра
- Конструкция храма, архитектура
- Храм Байон
- История храма Байон в Ангкоре
- Особенности архитектуры
- Барельефы храма
- Как добраться до храма Байон в Камбодже
Храм Байон
Храм Байон (Bayon)
Байон — храм с огромными каменными головами, встречающимися на каждом шагу, является жемчужиной Ангкор-Тхома. Всего на 54 башнях храма находится 216 голов. Если присмотреться, то одинаковых лиц нет — все они очень разные, хотя при первом рассмотрении выглядят похожими. В зависимости от освещения и времени суток лица могут быть веселыми и добрыми либо грустными — и даже наводить ужас. В какой бы точке храма вы ни находились, на вас будут «смотреть», по крайней мере, пять-шесть каменных лиц.
Сэкономь на путешествии!
Общая информация
Кто изображен на ликах в храме Байон, доподлинно неизвестно. Одни источники считают, что это Авалокитешвара — бодхисатва, олицетворение безграничного сострадания в буддизме. По мнению других, на изваяниях — сам король Джаяварман VII. В пользу последней теории говорит явное сходство между королем Джаяварманом VII, чей портрет хранится в музее Гиме в Париже, с каменными ликами на башнях Байона. Есть и объединяющая две версии теория, что это все-таки Авалоки-тешвара, а моделью для скульптур послужил король. Издалека храм не особенно впечатляет, он кажется сжатым в пределах ограниченного пространства, каменным хаосом. Такое впечатление создается из-за галерей по сторонам храма и верхней террасы, между которыми почти нет свободного пространства. Однако поднимитесь на верхний ярус, сядьте между камней, и вы сможете ощутить, что вы сидите где-то в небесах, среди древних богов. Ни в одном другом храме Ангкора нет такой потрясающей атмосферы, как на вершине Байона. Проведите здесь хотя бы полчаса-час с утра, постарайтесь прочувствовать это замечательное ощущение.
На вершине храма с утра, пока нет жары, часто можно увидеть студентов, обложившихся учебниками, или европейцев, приехавших в Камбоджу на несколько месяцев или лет, с книжкой в руках. Трудно представить себе лучшее место для нескольких часов занятий или отдыха, чем высоко над джунглями. Байон состоит из трех законченных ярусов, нижние два — квадратные, верхний представляет собой круглую башню. Король Джаяварман VII хотел закончить храм при жизни, но не был уверен, что сумеет дождаться конца строительства, поэтому по его приказу мастера полностью заканчивали каждый ярус и только потом начинали строить следующий.
Стены Байона покрыты искусно вырезанными барельефами, на 1200 метрах поверхности из камня вырезано 11 000 фигур, изображающих различные сцены камбоджийской жизни. Здесь запечатлены сцены из битв с войсками Чама, падение Ангкора, сценки из повседневной жизни, королевская охота, поклонение богам. Лучше всего сохранились барельефы на первом ярусе. Осматривать их удобнее от восточного входа в Байон, двигаясь по часовой стрелке. Барельефы восточной галереи представляют собой изображения военного похода: воины, слоны, повозки, запряженные волами, кавалеристы и музыканты. В южной галерее можно увидеть сцены из грандиозного сражения на озере Тонлесап в 1177 году. В северной галерее на стенах искусно вырезаны акробаты, жонглеры и местные животные.
Барельефы первого яруса (по часовой стрелке от восточных ворот):
- Чамы на марше. Эта трехуровневая панорама находится к югу от восточных ворот Байона. Чамы — народ, до сих пор проживающий во Вьетнаме, Камбодже и Таиланде. В первом ряду кхмерские воины идут с поля битвы. Обратите внимание на слонов и телеги, запряженные быками, — почти точно такие же используются и сейчас. Во втором ряду изображены гробы — их несут с поля битвы. В центре третьего ряда изображен Джаяварман VII в тени зонтиков. Он едет на коне в сопровождении множества наложниц (слева). Молитва линге. Первая панель к северу от юго-восточного угла изображает индуистскую молитву линге. Возможно, что первоначально это было изображение Будды, позднее замененное индуистским королем.
- Морская битва. Следующая панель имеет одни из лучших резных барельефов. На ней — сочетание изображений морских сражений кхмеров и чамов (с покрытыми головами) и картин повседневной жизни на берегах озера Тонлесап, где произошла битва. Присмотритесь к изображениям людей, ищущих вшей друг у друга в волосах, сценам охоты, а в западном конце панели — к рожающей женщине.
- Чамы побеждены. На следующей панели продолжаются сцены из повседневной жизни, а морское сражение перемещается на берег — чамы полностью разгромлены кхмерами. Здесь можно наблюдать двух людей, играющих в шахматы (или какую-то подобную игру на доске), петушиный бой и женщин, продающих рыбу на рынке. Затем идут сцены приготовления и подачи блюд на праздновании победы кхмеров над чамами.
- Военная процессия. Последняя секция южной галереи, изображающая военную процессию, не закончена, так же как и следующая панель, на которой слонов ведут с гор. Брахманы залезли на два дерева, спасаясь от тигров.
- Гражданская война. Эта панель изображает сцены, которые, по утверждению некоторых ученых, представляют гражданскую войну. Группы людей, некоторые из которых вооружены, сражаются друг против друга, борьба усиливается по мере включения в рукопашную схватку боевых слонов и воинов.
- Всевидящий король. Битва продолжается в меньшем масштабе на следующей панели. Внизу антилопу заглатывает огромная рыба. Среди мелких рыб — креветки, надпись под которыми гласит, что король найдет их, даже если они спрячутся.
- Парад победы. Эта панель изображает процессию с участием короля, несущего лук, и его воинов. По-видимому, это празднование победы.
- Цирк приехал в город. В западномуглу северной стены изображен кхмерский цирк. Вы можете увидеть силача, держащего трех карликов, и человека на спине, крутящего ногой колесо, выше — группу канатоходцев. Справа от цирка королевская свита смотрит с террасы вниз, на процессию животных. Некоторые барельефы в этой секции остались незаконченными.
- Страна изобилия. Две реки, одна — сразу за дверным косяком, а другая в трех метрах правее, изобилуют рыбой. Отступление чамов. К западу от северных ворот в самом низу трехъярусной незаконченной сцены изображены армии чамов — разбитые и изгнанные из империи кхмеров. Одна панель изображает наступающие армии чамов, а следующая за ней сильно поврежденная панель показывает чамов (слева), преследующих кхмеров. Чамы грабят Ангкор. Эта панель показывает войну 1177 года, когда кхмеры были разбиты чамами и Ангкор был разграблен. Раненый кхмерский король спускается со спины слона, и полководца несут в гамаке, подвешенном на палках. Прямо над ними напиваются впавшие в отчаяние кхмеры. Чамы (справа) яростно преследуют своих побежденных врагов.
- Чамы входят в Ангкор. Эта панель изображает другую встречу двух армий. Обратите внимание на знаменосцев среди чамских войск (справа). Чамы были побеждены в этой войне, закончившейся в 1181 году.
Одна из загадок Байона заключается в том, что человечество сегодня оказалось физически не в состоянии восстановить его без применения цемента как связывающего материала. Современные ученые и строители не смогли обтесать камни подобного размера с заданной точностью так, чтобы встроить их в храм без цемента. Байон пытались восстанавливать теми же методами, которыми он был построен, но из этого ничего не получилось и пришлось прибегнуть в современным технологиям.
Отзыв: Экскурсия в храм Байон (Камбоджа, Сием Рип) — «храм 1000 лиц», внушающие радость или страх. )))
Храм Байон — один из основных Храмов, которые осматривают посещая храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже. Еще одно название этого Храма — «Храм тысячи лиц». «Тысяча лиц» как нельзя кстати подходит этому Храму, поскольку на каждой башне лица «смотрят» на все четыре стороны.
«Храм тысячи лиц» — необычный Храм, поскольку в разное время суток, по задумке архитекторов-кхмеров в 12 веке, Лики по-разному выглядят: некоторые должны были внушать страх, а другие — спокойствие. Выражения меняются в зависимости от освещения, но к сожалению, вечером мы их не видели. Нередко улыбки этих Ликов называют «улыбками Байона».
Храм Байон мне запомнился именно этими ликами, а также возможностью сделать довольно оригинальное фото: в определенном месте (нам показал гид) можно встать так, что делая фото на снимке получается «поцелуй» со статуей. )
Необычность Храма состоит в том, что у него нет оборонительной стены, а также этот Храм состоит из 3-х уровней. Каждый из уровней рассказывает о жизни кхмеров, о быте, одежде и жизненных моментах.
Первый уровень Храма имеет росписи о жизни кхмеров, их быте, одежде, охоте, рыбной ловле и других увлечениях. Второй уровень имеют росписи религиозного характера. Более 50-ти статуй с лицами «на 4 стороны» находилось в этом Храме. Предполагаю, что до нас сохранились не все.
Надо сказать, что кхмеры были довольно-таки хорошими воинами, а на
стенах можно увидеть даже воинственные сюжеты.
Не так давно я писала о танце Апсара. Так вот, в этом Храме можно также увидеть танцовщиц Апсара какими они были в те времена.
Кстати о временах: Храм Байон был построен в 12 веке при короле Джаявармана. Один из ликов центральной башни было (как считается археологами и учеными) похож на внешность короля.
Одна из центральных башен когда-то была покрыта золотом. К сожалению, до нас дошло не очень много, но и то что мы можем видеть сейчас впечатляет очень сильно.
Храм Байон до сих пор исследуется учеными, поскольку был найден он «относительно» недавно — в 1925 году. Поэтому еще неизвестно сколько тайн и загадок нам предстоит узнать, а сколько навсегда останется тайной.
Каждый Храм Ангкор Вата — особенный и не похож ни на один другой. Не удивительно, что Храмовый комплекс Ангкор Ват находится под защитой Юнеско. Это действительно, одно из Чудес Света, сотворенное руками человека!
Храм Байон (Bayon Temple)
Его вид ошеломляет. Во всей стране нет равных этому храму. Байон расположен в центре города Ангкор-Тхом, в 1500 метрах от южных ворот. Входная башня Байона находится с восточной стороны. Буддистский храм Прасат Байон был построен в конце XII- начале XIII вв. в период правления императора Джаявармана VII.
История
Можно сказать, что Байон конкурирует с Ангкор-Ватом за звание любимого архитектурного монумента туристов. Оба храма вызывают схожее впечатление, однако разнятся в цели, дизайне, архитектуре и убранстве. Храм скрыт от взора густыми джунглями, поэтому тот факт, что Байон расположен в самом центре Ангкор-Тхома, был выявлен не сразу.
Но даже когда его расположение было установлено, Байон ошибочно приняли за город, построенный при Яшовармане I, и датировали IX веком. Когда в 1925 году был найден фронтон с изображением Авалокитешвары, Байон был отнесен к числу буддистских храмов.
После этого открытия храм датировали 300 годами позже, отнеся его к концу XII века. Хотя эта дата точна и подкреплена археологическими находками, Байон остается одним из самых загадочных храмов Ангкорской группы. Его символизм, оригинальная форма, а также внесенные позднее изменения так и не разгаданы до конца.
Байон был построен почти через 100 лет после Ангкор-Вата. У нас нет сведения о его первоначальной структуре и самых ранних постройках. Поскольку Байон был расположен в центре императорского города, то вполне возможно, что изначально он являлся храмом-горой, символизировавшим Гору Меру. На втором этапе строительства была расширена средняя часть храма. Байон, который мы видим сегодня, представляет собой результат третьего, заключительного этапа строительства.
Архитектурный размах и структура Байона говорит о величии во всех его проявлениях. Элементы храма гармонично дополняют друг друга, создавая сбалансированность храмовой архитектуры.
Более 200 больших ликов, вырезанных на 54 башнях, придают храму великолепие и королевскую роскошь. «Лица со слегка изогнутыми губами и опущенными веками не произносят ни слова, однако заставляют посетителей теряться в бесконечных догадках«, — писал Женнерат де Берски в 1920 году. Принято считать, что четыре лица на каждой из башен являются изображениями Авалокитешвары и символизируют вездесущность императора. Отличительные черты этих лиц — широкий лоб, опущенные глаза, раздувающиеся ноздри, толстые губы со слегка поднятыми уголками — характеризуют знаменитую «улыбку Ангкора».
Расположение
Особенность Байона является отсутствие огораживающей стены. Защитой храма служила стена, огораживающая город Ангкор-Тхом. Первоначальный архитектурный план Байона был прост и включал в себя три уровня. Первый и второй уровень представляют собой квадратные галереи с барельефами. Доминантой третьего уровня является центральное святилище, имеющее круглую форму. Несмотря на кажущуюся простоту архитектурного плана Байона, он отличается сложным устройством с множеством галерей, коридоров и ступеней, соединенных между собой так, что разные уровни практически невозможно разделить один от другого. Более того, для храма характерно тусклое солнечное освещение, узкие проходы и низкие потолки.
Вход в Байон осуществляется по восточной лестнице, ведущей на террасу. Первый интерьер, который видят посетители Байона, представляет собой квадратную галерею, расположенную на первом уровне. В галерее расположено восемь башен — по одной в каждом углу и по одной в середине каждой стороны квадрата. Все восемь башен построены в форме крестов. Можно предположить, что изначально галерею закрывала крыша (вероятно, деревянная).
Убранство на колоннах перед входной башней с восточной стороны является характерной чертой байонского стиля и смотрится особенно красиво. Убранство представляет собой изображения апсар, чаще всего это группа из трех апсар, танцующих на ложе из лотосов. Апсары расположены в треугольной форме, причем фигура в центре больше, чем фигуры по бокам.
Простота заднего фона подчеркивает изображения самих танцовщиц и искусно вырезанную рамку с узором из цветов и листьев, которая смотрится, как гобелен. (Хотя группа из трех танцовщиц считается типичной, обычно такие сцены изображаются с участием лишь одной или двух апсар).
Две галереи с барельефами отличаются степенью высоты. Первая, или внешняя, галерея располагается на одном уровне, а вторая (внутренняя) галерея — на разных уровнях, что иногда затрудняет доступ в нее. Во внутренней галерее можно запутаться, но она отличается от первой тем, что в ней присутствуют барельефы.
На первом уровне, по обеим сторонам восточной стороны галереи, находятся две библиотеки.
Во второй галерее с барельефами в каждом углу и на каждой стороне расположена башня. На втором уровне в каждом углу расположены галереи, которые формируют крест. В каждом углу расположена башня и внутренний двор.
Третий уровень с центральным святилищем и ликами Авалокитешвары является архитектурной доминантой храма. С восточной стороны третьего уровня находится ряд помещений и входных башен. Многообразие лиц, изображенных на разных уровнях, производит невероятное впечатление. «Божественность в великолепии и размерах; загадка в выражении лиц», — так писал об этих изображениях Берски, впервые увидев их в 20-х годах прошлого столетия.
Центральная область имеет форму круга, что нетипично для кхмерской архитектуры. Небольшие веранды с фронтонами служат основанием для величественных лиц, а окна с балюстрадами сводят к минимуму рассеивание света. Лица на четырех сторонах (обозначающих стороны света) каждой из восьми башен выражают особую драматичность.
Центральное святилище окружено узким коридором. На вершине центрального святилища располагается знаменитая Золотая башня, которая, как сказал Чжоу Дагуань, определяла центр Королевства кхмеров и была окружена более чем двадцатью небольшими башнями и несколькими сотнями каменных палат.
Галерея барельефов
«Они могут поведать о простых, обыденных вещах, и поведать они без тени притворства«, — писал Х.Черчиль-Канди о барельефах в галереях Байона.
Барельефы Байона расположены в двух галереях. Барельефы во внутренней галерее изображают мифические сцены. Барельефам во внешней галерее нет равных во всем Ангкоре. Они изображают различные стороны повседневной жизни кхмеров (рынки, рыболовство, праздники с петушиными боями и жонглерами), а также исторические сцены с битвами и торжественными процессиями. Барельефы высечены более глубоко, чем в Ангкор-Вате, но сами изображения отличаются меньшей стилизованностью. Сцены представлены преимущественно на двух или трех горизонтальных панелях.
Ангкор Тхом и храм Байон в Камбодже: город, которого нет
Наш читатель Игорь М. продолжает свой рассказ об экскурсии из Таиланда в страну кхмеров. После храмового комплекса Ангкор Ват он посетил храм Байон в Камбодже – еще одно величественное сооружение, сотни лет простоявшее заброшенным в джунглях…
Перед вами — продолжение рассказа о поездке в Камбоджу. Начало читайте здесь:
Ангкор Тхом и храм Байон в Камбодже: немного истории
Как я уже рассказывал в предыдущих статьях, король Камбоджи Сурьяварман II (правил в 1113 — 1150 годах) оставил после себя великолепный Ангкор Ват и разоренную грандиозным строительством и войнами страну, которая катилась к распаду. Его преемник Дхараниндраварман II (не пытайтесь запомнить – все равно не получится, да и ни к чему) пытался удержать империю от распада. Но так и не смог – везде вспыхивали крестьянские восстания, религиозные войны, заговоры, борьба различных кланов за власть. У власти преемник продержался всего десять лет, был свергнут и убит, а о тех смутных временах осталось очень мало свидетельств – людям было просто не до того.
Итак, в стране хаос и разруха, кланы воюют и сменяют друг друга. Теперь самое время рассказать о Джаявармане – старшем сыне царя и законном наследнике престола. Когда его отец умирает, мудрый Джаяварман понимает всю сложность ситуации и неизбежность нового витка борьбы кланов и гражданской войны в случае своего прихода к власти. Поэтому принц отказывается от власти в пользу своего младшего кузена, а сам смиренно покидает столицу. Он считает, что его страна и без того сыта войнами.
Фото храма Байон в Камбодже, одно из изображений Джаявармана. У него сильное лицо, большой рот и упрямый подбородок – лицо не отшельника, но вождя.
Империя распадается, за власть и влияние идет настоящая война… Вдобавок на страну нападает соседнее государство Тямпа (территория современного Вьетнама). Очередной правитель-узурпатор убит, Ангкор пал, завоеватели грабят столицу некогда славной Ангкорской империи.
Вот тогда-то вельможи и монахи вспомнили, что где-то в глуши живет мудрый и бескорыстный Джаяварман, законный наследник престола, проводя свое время за чтением умных книг и занятием сельским хозяйством. Они бросаются ему в ноги и молят стать спасителем империи. И Джаяварман соглашается возглавить сопротивление.
Основным козырем Тямпы был мощный флот, который тямы построили под руководством китайских «инструкторов». Тямы могли запросто блокировать кхмерские порты и прервать всю торговлю. Кроме того, они могли подплыть в любое место и высадить там свои войска. Поэтому Джаяварман решает создать свою морскую армию. Кхмерский флот строится очень скрытно – верфи разбрасывают в различных местах, чтобы никакие лазутчики не могли оценить масштабы строительства. И вот, когда все было готово, Джаяварман приказывает открыто вывести небольшую часть флота для празднования. Тямы сразу же об этом узнали, но количество кораблей, которые они увидели у противника, их только развеселило. Поэтому они тут же решили организовать поход и уничтожить кхмерский флот, казавшийся такой легкой добычей. Но когда тямский флот приблизился, Джаяварман приказал вывести из рек все спрятанные там корабли. В 1181 году произошло грандиозное морское сражение, в котором погиб император Тямпы, что и предопределило исход войны. Тямский флот был разбит, войско отступило, война закончилась.
На стенах храма Байон можно найти сцены сражений той войны.
Где должен быть командир? Впереди, на лихом слоне!
Нацпроекты «Образование», «Здоровье», «Жилье»
Казалось, враг побежден и можно вздохнуть спокойно. Но Джаяварман понимает, что стране грозит очередной виток междоусобных войн. И чтобы не допустить новой борьбы за власть, законный наследник великодушно соглашается стать правителем империи. В том же 1181 году в возрасте 50 лет он был коронован под именем Джаяварман VII.
Империя снова начала расцветать: Джаяварман VII подавил волнения; восстановил столицу; разрушенные ирригационные системы, хранилища, плотины и каналы; построил надежные долговечные дороги, соединившие Ангкор со всеми провинциальными центрами. Отстроенную столицу окружают рвом и высокой восьмиметровой каменной стеной. До сих пор хорошо сохранились мосты через рвы. По обеим сторонам моста — 54 каменных изваяния богов и асуров (божества более низкого ранга), тянущих гигантского змея, тело которого служит перилами.
Мост — боги и асуры.
С Тямпой был подписан мирный договор. Чтобы закрепить мир, в столицу Тямпы была проложена грандиозная дорога дружбы, чтобы люди могли не только мирно жить, но и торговать. Вдоль всех дорог по приказу императора была построена 121 гостиница. Археологи на сегодняшний день нашли 15 таких гостиниц – все они были построены из камня по типовым проектам. А затем Джаяварман VII сделал очень странную по тем временам вещь: приказал построить больницы во всех провинциях империи. Причем эти больницы не были какими-то примитивными медицинскими пунктами: в каждой больнице работало по сотне человек врачей и обслуживающего персонала. Лекарства они получали из царских складов, а к каждой больнице было прикреплено несколько деревень, которые снабжали врачей и пациентов пищей, за что освобождались от налогов.
Мудрый император заботился и о духовной жизни. По всей империи были открыты школы для ремесленников и художников; создавались школы, где преподавали философию, поэзию, риторику. И именно при Джаявармане VII начали строиться выдающиеся сооружения — храм-гора Байон и город Ангкор-Тхом вокруг него.
Ангкор Тхом: а здесь точно кто-то жил?
Как и вся великая столица, Ангкор-Тхом был заброшен на многие столетия и лишь в XIX веке город вновь открылся людям во всем своем великолепии. Ну, почти во всем.
Вход в Ангкор-Тхом. Вход очень узкий, поэтому в город могут проехать только специальные автобусы. На башнях мы видим изображения Джаявармана VII, радушно встречающего туристов.
Стены города Ангкор Тхом украшены изображениями битв с тямами и бытовыми сценами того времени.
Наше дело правое, победа будет за нами!
На этих гравировках изображались сцены из жизни тогдашнего населения – всего насчитывается 11 000 изображений людей. Именно по этим изображениям историки и смогли воссоздать быт и образ жизни древних кхмеров. Как выяснилось, жизнь обычных людей была очень простой — у них не было столов, стульев, посуды, еду готовили в углублениях в земле. Вместо тарелок использовали скорлупу кокоса или листья, часто спали на циновках прямо на земле. Даже сам король ходил босым. Поэтому от той цивилизации ничего и не осталось. Единственное свидетельство, что здесь когда-то жили люди — величественные постройки. И больше ничего.
Храм Байон в Камбодже – святилище мании величия
А вот и Байон. Это храмовый комплекс внутри Ангкор-Тхома. В нем расположены 54 огромные каменные пагоды, на каждой из которых вытесаны четыре одинаковых лица Будды, глядящих в разные стороны света. Во внешности изваяний можно безошибочно угадать черты лица самого Джаявармана VII-го – именно он символизировал Будду.
Да, на старости лет некогда мудрый и бескорыстный царь провозгласил себя живым богом, земным воплощением бодхисаттвы Локешвары, будущим Буддой. И, разумеется, чакравартином – покорителем Вселенной. Что-то с ним явно происходило…
Но построенный в его честь Байон, несомненно, прекрасен. И сейчас туристы чувствуют всё величие и грандиозность, с которым мастера строили храм Байон в Камбодже. На этом история храма Байон заканчивается, давайте полюбуемся этим прекрасным творением!
Фото храма Байон в Камбодже
Одна из пагод. Именно здесь изваяна камбоджийская улыбка, выражающая все четыре душевных состояния — сострадание, скорбь, радость и невозмутимость.
Храм Байон в Камбодже, пагоды.
Байон напоминает лабиринт из множества зеркал, где головы зачарованно смотрят на свои отражения.
Огромные пагоды Байона, вид с грешной земли.
Город – храм Байон в Камбодже. Туристы ходят и рассматривают.
А пагоды, возведенные давно забытыми мастерами, стоят уже много веков и улыбаются нам с состраданием, скорбью, радостью и невозмутимостью…
На этом рассказ про Ангкор-Тхом и Байон закончен. На очереди последняя из достопримечательностей Ангкора – Та Прохм, он же храм «Анджелины Джоли».
Ангкор Том: Байон (Bayon)
Общая информация, история
Байон (Bayon) — один из удивительнейших храмов, находящихся на территории Ангкор Тома и являвшийся его религиозным центром. «Изюминкой» Байона являются башни со множеством ликов, высеченных из камня, безмолвно взирающих с высоты на огромную территорию Ангкор Тома, а в период расцвета государства – и на всю Кхмерскую империю. Изначально насчитывалось 54 башни, которые символизировали 54 провинции, находящиеся под властью короля. К сожалению, на сегодня сохранилось порядка 37 башен. Каждая башня имеет по четыре лика, взирающих во все стороны света, причем выражения лиц с каждой стороны разные. Все башни были покрыты золотом. Помимо самих ликов, особый интерес представляют также барельефы, расположенные в галереях первого и второго ярусов, резнина и более 1000 изображений апсар (небесных танцовщиц).
Храм был построен в духе буддизма, однако, присутствуют черты индуизма.
Байон был и остается центральным храмом Ангкор Тома. С ним непосредственно связана легенда о Пахтании океана молока, в соответствии с которой Байон выступает в качестве основы, служащей средством для взбивания Океана молока, для получения эликсира бессмертия.
Построен храм в период правления Джаявармана VII (Jayavarman VII, правил 1181-1220 гг.) и не раз достраивался и перестаивался при последующих правителях. Восстановительные работы в Байоне начались в 20-х годах XX в.
Множество высеченных лиц – это лицо бодхисатвы Авалокитешвары – божества сострадания, прообразом внешности которого стал сам Джаяварман VII.
Ориентация в храме, советы для осмотра
Времени на осмотр храма стоит выделить около 2 часов.
Байон находится в центре Ангкор Тома в храмовом комплексе Ангкор, на пересечении четырех дорог, ведущих в Ангкор Том, которые приводят прямо к храму. Непосредственно к самому Байону можно подъехать на мотобайке или велосипеде, пешком идти довольно далеко: от ворот до храма расстояние приличное – 1,5 км, а от центра г. Сиемреап — 10 километров (см. Байон на карте Ангкора ). Довольно часто к Байону добираются через южные ворота от Ангкор Вата. Еще стоит упомянуть о так называемой «слоновьей тропе», по которой организованы прогулки на слонах через восточные ворота к Байону и вокруг него.
Особенно отличные фотографии получаются ранним утром, когда всходит солнце, постепенно освещая царственные лики Байона, или же на закате. В это время на вершине храма собирается огромное количество людей. Так как Байон – храм известный, то здесь всегда много народа, оттого сделать фотографии будет порой очень сложно.
К Байону ведет каменная крестообразная площадка, состоящая из двух ярусов и обрамленная кое-где скульптурами львов и нагов, по обеим сторонам от которой ранее были небольшие водоемы. Входов в Байон четыре (основные) и еще по два с каждой из сторон (дополнительные), центральный вход расположен с восточной стороны.
Рядом с Байоном (с северо-западной стороны) находится маленькая открытая веранда со статуей сидящего Будды, называемая Preah Ngoc или Preah Ngok. Исторического интереса она не представляет. Эта святыня является действующей, туристов здесь не бывает. Также стоит сказать еще об одном малоизвестном «памятнике» — это надгробная плита, установленная в честь одного из первых французских исследователей Жане Коммалле (Jean Commaille), участвующего в восстановлении Ангкора, который был убит грабителями в 1916 г. и похоронен рядом с Байоном, на юго-западе.
Конструкция храма, архитектура
Храм имеет форму трехъярусной пирамиды, первые два яруса имеют квадратную форму, третий – круглую. Храм построен из каменных блоков, некоторые его части – из дерева, в целом, сохранился достаточно хорошо.
Байон величествен снаружи, и в то же время хаотичен в архитектуре, возможно, из-за периодических достроек и перестроек некоторых частей.
Первый ярус строения имеет размеры примерно 160 на 140 м, высота стен – 4,5 м. По краям находятся четыре угловые башни, по центру с каждой из сторон – по гопуре (надвратная башня) и по две дополнительных башни-входа. Во внутреннем дворе с восточной стороны – два здания библиотек.
Этот ярус интересен расположенными по всему периметру галереями с высеченными барельефами. Барельефы находятся на глухой стене и имеют высоту 3,5 м, по другую сторону установлен двойной ряд колонн. Ранее между стеной и колоннами были деревянные перекрытия, но они не сохранились.
Осматривать барельефы рекомендуется от восточного входа справа налево, в соответствии с ритуалом прадакшины (ритуальный обход святыни). Если у вас не достаточно времени на осмотр всех барельефов, то стоит взглянуть на барельефы, изображенные на южной и восточной стенах – они сохранились лучше всех и дают общее представление об остальных барельефах и техниках их исполнения. Особенностью изображений является разделение изображений по горизонтали на несколько отдельных сцен. Некоторые сцены были только намечены рисунком, но не завершены.
Галереи первого яруса изображают военную и повседневную жизнь короля и его подданных, порой с исторической точностью, например: возвращающихся с боя кхмерских воинов во главе с Джаяварманом VII; вооруженных солдат с, обозами, телегами и слонами; будни простых людей, их дома, на крышах которых сидят птицы, сцены торговли; морские битвы кхмеров и тямов на о. Тонлесап; король отдает приказы; сцены лови рыбы; принцессы в окружении слуг; победа кхмеров над тямами; сцена гражданской войны; цирковое представление; сцены, посвященные г. Ангкор (поражение кхмеров в войне 1171 г., разграбление г. Ангкор, победа кхмеров в 1181 г.). Есть здесь и барельефы с мифологическими изображениями апсар, лингамов, богов и святых, но их совсем немного.
Во дворе с северо-западной стороны находятся горы камней, которые до настоящего времени не установлены на свои места.
На второй ярус нужно подняться выше. Он сформирован по типу первого, только размерами поменьше, приблизительно 80 на 70 м. Есть несколько дополнительных галерей, пересекающихся под прямым углом, и не всегда связанных между собой переходами. На этом ярусе есть четыре маленьких дворика по углам. Ярус содержит внутреннюю галерею с барельефами, расположенную не в окружающей ярус галерее, а в отдельных помещениях, образующих дополнительные галереи. Тематика барельефов посвящена религиозным сценам. Сохранность некоторых изображений оставляет желать лучшего.
В галереях находятся статуи Будды и лингамы, например: в юго-восточной угловой башне находится хорошо сохранившаяся статуя Будды в обрамлении многоголового нага (змея).
Здесь также есть сцены дворцовой жизни и военные походы, но больше всего — картины буддийской и индуистской направленности: почитаемые святые и боги, мифологические персонажи (апсары), сцены из древнеиндийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата».
На третий ярус ведут довольно крутые лестницы. Здесь располагается верхняя терраса, с очень узкими проходами, есть три маленьких библиотеки (запад, север, восток), а также башни-прасаты.
Посередине террасы находится огромная центральная башня с диаметром у основания около 25 м., возвышающая на 43 м от земли. Центральная башня имеет восемь башен, самая главная башня находится в полуразрушенном состоянии. Внутри башня разделена по осевым линиям на несколько самостоятельных комнат-святилищ, где ранее находились статуи буддийских и индуистских божеств. В самом центре главной башни (с восточного входа), находится самое священное место, оно имеет круглую форму с диаметром 5 м и тремя выходами по очень узким коридорам. В этом помещении изначально была установлена статуя Будды высотой 3,6 м, найденная в фундаменте при раскопках Байона, впоследствии она была извлечена, восстановлена и помещена позади башен Прасат Суор Прат, расположенных ближе к югу дороги, идущей из Ворот Победы (Victory Gate), за бассейном, находится большая терраса Vihear Prampil Loveng.
Сегодня на этом месте тоже стоит статуя Будды и разносится аромат благовоний. Любой желающий может «поговорить с Буддой» за небольшое денежное пожертвование, получив взамен веревочку на запястье и одну-три палочки-благовония, которые нужно поставить в горшок с песком.
С южной и восточной стороны в нишах над входами лучше всего сохранились барельефы и фигуры апсар в узорах из цветов, изображения птиц и богов.
Храм Байон
Храм Байон входит в список главных достопримечательностей Камбоджи. Его называют настоящей гордостью страны не только местные жители, но и туристы, посетившие это место. Байон представляет собой трехъярусный «храм-гору». Внутри него находится запутанная сеть из галерей и внутренних двориков, которая стала такой из-за довольно частых перестроек храма. Однако главная изюминка Байона — это множественные барельефы, повествующие путешественникам о жизни и быте кхмерского царства.
Байон находится в области Ангкор, которая в Средние века была процветающим центром Кхмерской империи. До наших дней хорошо сохранились храмовые комплексы Ангкора — Ангкор-Тхом (в его состав входит храм Байон) и Ангкор-Ват. Оба комплекса по праву являются выдающимися памятниками искусства кхмеров и входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История храма Байон в Ангкоре
Храм Байон был построен на стыке XII и XIII веков. По задумке, он должен был увековечить память правившего в те времена короля Джаваярма VII. К большому разочарованию туристов, до наших дней он не сохранился в первозданном виде. Последующие правители неоднократно перестраивали и достраивали храм.
Несмотря на то что Байон был построен в духе буддизма, в нем можно заметить явные черты индуизма. Главная изюминка храма — башни, на которых высечены каменные лики. На каждой башне было высечено по четыре лика. Архитекторы расположили их так, что смотрят они в разные стороны света.
Еще один интересный факт — лики меняют свое настроение в течение суток. Всему виной свет, который падает на них под разным углом. В итоге, если наблюдать за ними весь день, они могут быть и добрыми, и злыми. Время от времени они то смеются, то грустят. Иной раз даже пугают разгуливающих по храму туристов.
Первоначально Байон имел 54 башни. К сожалению, со временем часть из них была по разным причинам разрушена. До наших дней сохранились лишь 37 башен, на которых находятся 216 голов (ликов). Все они разные, хоть и кажутся сначала одинаковыми. Интересный факт — в какой бы точке храма вы ни были, единовременно за вами будут наблюдать минимум пять-шесть каменных лиц.
Особенности архитектуры
Король Джаваярма VII решил построить Байон на месте небольшого храма. По задумке архитекторов того времени, он должен был стать своеобразным и красивым местом кхмерской империи, что с бо́льшим успехом и получилось у создателей средневекового проекта. Известный писатель Сомерсет Моэм говорил про храм: «Байон — это самое фантастическое здание в мире».
К счастью для туристов, до наших дней храм сохранился очень хорошо. В этом есть и заслуга рабочих, строивших его, как говорят, на совесть. В основном для его строительства использовали каменные блоки и лишь некоторые части здания выполнены из дерева. По своей форме храм напоминает пирамиду, состоящую из трех ярусов. При этом два нижние яруса имеют форму квадрата, а верхний по задумке выполнен в форме круга. В нем расположено центральное святилище.
Байон отличается сложным устройством. Внутри него находится большое количество коридоров и галерей. Сделаны они так, что разные уровни почти невозможно разделить один от другого. В помещениях храма довольно темно. Также туристам следует обратить внимание на узкие проходы и относительно низкие потолки.
Барельефы храма
Стены храма украшают барельефы, на которых изображены разные сцены из жизни средневековой Камбоджи. Чаще всего на них были запечатлены битвы с войсками Чама и падение Ангкора. Также можно встретить сценки из повседневной жизни людей того времени, как живет король и его семья. Отдельно представлено и поклонение богам.
Увы, не все барельефы в хорошем состоянии. Лучше всего они сохранились на первом ярусе храма. Опытные гиды рекомендуют начать их осматривать от восточного входа, двигаясь по часовой стрелке. В хорошем состоянии сейчас находятся десять барельефов первого яруса:
- Чамы на марше. Барельеф состоит из трех рядов. В первом воины возвращаются с битвы, во втором — изображены гробы, а в третьем главной фигурой является король Джаяварма VII, которого от палящего солнца прикрывают зонтики.
- Морская битва. Изображает морские сражения кхмеров и чамов.
- Чамы побеждены. Этот барельеф является неким продолжением предыдущего. Сцена разворачивается уже на берегу моря, где находятся побежденные чамы. Тут же кхмеры устраивают праздник.
- Военная процессия. Последний барельеф южной галереи, на котором изображена военная процессия.
- Гражданская война. Люди сражаются друг с другом, в битву постепенно влезают боевые слоны и воины.
- Всевидящий король. Продолжение Гражданской войны. В нижней части барельефа изображена антилопа, ее проглатывает гигантская рыба. Рядом множество мелких рыбешек, среди которых креветки. Над последними имеется странная надпись. Ее дословный перевод следующий — король найдет их, даже если они спрячутся.
- Парад победы. Здесь изображен король и его воины. Они празднуют очередную победу над противником.
- Цирк приехал в город. На этой панели можно разглядеть силача, держащего на себе трех карликов. Отдельно стоит человек, крутящий колесо. Выше изображена группа канатоходцев.
- Страна изобилия. Пожалуй, самый насыщенный барельеф. На нем изображены отступающие и разгромленные чамы, преследующие их кхмеры. Панель подробно рассказывает о войне между чамами и кхмерами.
- Чамы входят в Ангкор. Еще одна битва двух древних народов. Картина повествует о разгроме чамов в 1181 году.
Всего мастера вырезали из камня 11 тысяч фигур.
Как добраться до храма Байон в Камбодже
Храм Байон расположен он всего в нескольких километрах от одного из крупнейших и известных городов Камбоджи — Сиемреап (Siem Riep). Город имеет международный аэропорт и благодаря множеству достопримечательностей в окрестностях часто посещается туристами.
Панорама в храме Байон в Ангкоре — Google Maps
Из самого Сиемреапа автобусы к известной достопримечательности страны не ходят. Общественный транспорт внутри провинций Камбоджи практически отсутствует. Исключение — Пномпень, где с недавнего времени понемногу начали создавать внутригородские автобусные маршруты.
Маршрут до храма Байон от городе Сиемреап в Камбодже — Google Maps
Ехать на осмотр храма остается на такси или воспользовавшись услугами туристических компаний. Такси там состоит в основном из частников, привычных нам операторов в Камбодже нет, поэтому нужно торговаться, иначе таксист может задрать цену. Еще один вариант — аренда автомобиля. Однако ездить по стране не очень безопасно — привычными нам правилами здешние водители пренебрегают и лихачат.
Храм Байон: видео-обзор с дрона
Источник: