Что можно увидеть в третьяковской галерее

Что можно увидеть в третьяковской галерее

Содержание
  1. Третьяковская галерея
  2. Государственная Третьяковская галерея
  3. Сэкономь на путешествии!
  4. Видео: Третьяковская галерея
  5. Основные моменты
  6. Кто был основателем Третьяковки?
  7. История Третьяковской галереи
  8. Здания Третьяковской галереи
  9. Что посмотреть в Третьяковской галерее
  10. Время работы
  11. Как добраться
  12. Третьяковская галерея
  13. ГЛАВНОЕ
  14. История создания музея
  15. Коллекция и шедевры
  16. Павел Третьяков (1832-1898)
  17. Музей за час: Третьяковская галерея
  18. Правильная локация
  19. Правильное время
  20. Запастись картой
  21. Запастись списком шедевров
  22. Первый этаж: «Троица» Рублева (зал № 59)
  23. Первый этаж: «Девочка с персиками» (зал № 40)
  24. Второй этаж: «Явление Христа народу» (зал № 10)
  25. Второй этаж: «Утро в сосновом лесу» (зал № 25)
  26. Второй этаж: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (зал № 31)
  27. 25 главных шедевров Третьяковской галереи
  28. 1. Андрей Рублев. Троица. 1411
  29. 2. Карл Брюллов. Всадница. 1832
  30. 3. Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837—57
  31. 4. Павел Федотов. Завтрак аристократа, 1849-50
  32. 5. Константин Флавицкий. Княжна Тараканова. 1864
  33. 6. Василий Перов. Тройка (Ученики мастеровые везут воду). 1866
  34. 7. Василий Верещагин. Апофеоз войны. 1871
  35. 8. Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871
  36. 9. Архип Куинджи. Березовая роща, 1879
  37. 10. Виктор Васнецов. Аленушка, 1881
  38. 11. Иван Крамской. Неизвестная. 1883
  39. 12. Василий Суриков. Боярыня Морозова, 1884-87
  40. 13. Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885
  41. 14. Валентин Серов. Девочка с персиками, 1887
  42. 15. Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889
  43. 16. Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею, 1890
  44. 17. Михаил Врубель. Демон (сидящий), 1890
  45. 18. Исаак Левитан. Над вечным покоем, 1894
  46. 19. Наталия Гончарова. Автопортрет с желтыми лилиями. 1907
  47. 20. Зинаида Серебрякова. За туалетом. Автопортрет. 1909
  48. 21. Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912
  49. 22. Василий Кандинский. Композиция VII. 1913
  50. 23. Казимир Малевич. Черный квадрат, 1915
  51. 24. Борис Кустодиев. Большевик, 1920
  52. 25. Александр Дейнека. Будущие летчики, 1938
  53. Что можно увидеть в Третьяковской галерее? Что можно посмотреть в Третьяковской галерее?
  54. Третьяковская галерея: как попасть, что посмотреть
  55. Картины с исторической подоплекой
  56. Бытовые картины
  57. Политические картины
  58. Религиозные картины
  59. Романтизм
  60. Сказки и предания
  61. Природа
  62. Третьяковская галерея
  63. Цены в Третьяковской галерее 2021
  64. Где купить билеты
  65. Часы работы
  66. История
  67. Музеи Третьяковской галереи
  68. Главное здание
  69. Новая Третьяковка
  70. Инженерный корпус
  71. Культурный центр в Толмачах
  72. Дом-музей В. М. Васнецова
  73. Музей-квартира А. М. Васнецова
  74. Музей-мастерская А. С. Голубкиной
  75. Музей П. Д. Корина
  76. Картины
  77. Иконы и древнерусская живопись
  78. Вторая половина XIX века
  79. Конец XIX — начало XX веков
  80. Современное искусство, XX век (Новая Третьяковка)
  81. Выставки в Третьяковской галерее
  82. Мероприятия
  83. Билеты в Третьяковскую галерею
  84. Как добраться
  85. Метро до Третьяковской галереи
  86. Автобусы
  87. Такси
  88. Как пройти в Третьяковскую галерею

Третьяковская галерея

Государственная Третьяковская галерея

Третьяковская галерея является самым известным художественным музеем в Москве, она же — главная сокровищница национального искусства России, отражающая значительный вклад нашей страны в мировую культуру.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Третьяковская галерея

Основные моменты

Третьяковка – так музей называют в обиходе – располагает богатой коллекцией и славится множеством нашедших свое воплощение идей и проектов. Именно поэтому Третьяковская галерея получила такую широкую известность и привлекает внимание истинных ценителей искусства из разных уголков мира. Побывать в ее залах, чтобы познакомиться с творчеством великих мастеров кисти, стремятся даже люди, которые, казалось бы, далеки от таких «высоких материй». Приехать в Москву и не пойти в Третьяковскую галерею? Такое даже трудно себе представить, поскольку ее обычно включают во все экскурсионные программы. Конечно, побывать здесь можно и на индивидуальной экскурсии.

Третьяковская галерея, как одно из самых известных культурных учреждений России, провозглашает четыре основные цели своей деятельности: сохранять, исследовать, представлять и популяризировать отечественное искусство, формируя тем самым национальную культурную идентичность и прививая современным поколениям понимание той важной роли, которую играет искусство как воплощение достижений и выражение цивилизованности нашего общества. И достигаются эти цели через знакомство наших сограждан (мы не говорим уже о зарубежных туристах) с подлинными шедеврами – творениями русских и мировых талантов. Тем самым, как отметил в своем отзыве один из благодарных посетителей Третьяковской галереи, жизнь людей делается ярче, краше и лучше.

Кто был основателем Третьяковки?

Наш экскурс в историю Третьяковской галереи начнем со знакомства с ее основателем – человеком без преувеличения выдающимся, имя которого навсегда вписано в скрижали отечественной культуры. Это Павел Михайлович Третьяков, принадлежавший к известному купеческому роду, никакого отношения к культуре не имевшему: его родители занимались исключительно коммерцией. Но поскольку Павел принадлежал к состоятельной фамилии, он получил отличное по тем временам образование и у него начала проявляться тяга к прекрасному. Став взрослым, он включился, как бы сейчас сказали, в семейный бизнес, всячески помогал отцу. Когда обоих родителей не стало, фабрика, который они владели, перешла к молодому Третьякову, и он основательно занялся ее развитием. Предприятие росло, принося все больший доход. Однако, несмотря на чрезвычайную занятость, Павел Михайлович не оставлял свое увлечение искусством.

Третьяков часто задумывался над тем, чтобы создать первую не только в столице, но и в России постоянную экспозицию русской живописи. За два года до открытия галереи он начал приобретать картины голландских мастеров. Начало же легендарной коллекции Третьякова было положено в 1856 году. Молодому купцу тогда было всего 24 года. Самыми первыми начинающий меценат приобрел написанные маслом картины «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова и «Искушение» Н. Шильдера. Сегодня имена этих художников хорошо известны, а тогда, во второй половине XIX века, широкая публика о них еще ничего не знала.

Свою уникальную и бесценную коллекцию П. М. Третьяков пополнял на протяжении нескольких десятилетий. Он собирал полотна не только выдающихся живописцев, но и поддерживал дружеские отношения с начинающими мастерами, не отказывая в помощи тем, кто в этом нуждался, всячески продвигал их творчество. Если привести имена всех, кто должен быть благодарен меценату за всеобъемлющую помощь и поддержку, то рамок одной статьи для этого будет недостаточно – список окажется внушительным.

Зал Маковского Гульельми Л.Портрет А.А.Иванова 1859 мрамор Анфилада Александр Иванов. Явление Христа народу (1837-1857) Брюлловский зал

История Третьяковской галереи

Создатель уникального музея видел свое детище не просто как хранилище работ русских художников, а именно тех их полотен, которые бы передавали подлинную сущность русской души – открытой, широкой, преисполненной любви к своему Отечеству. И вот летом 1892 года Павел Михайлович передал свое собрание в дар в Москве. Так Третьяковка стала первым в России общедоступным музеем.

Проект фасада Третьяковской галереи В. М. Васнецова, 1900 г. «Мальчик в бане» (1858)

На момент передачи коллекция состояла не только из картин, но и из графических произведений русских живописцев: первых было 1287 экземпляров, вторых – 518. Отдельно следует сказать о работах европейских авторов (их насчитывалось свыше 80) и большом собрании православных икон. Кроме того, в коллекции нашлось место и скульптурам, их было 15.

Свою лепту в пополнение музейной коллекции внесли и власти Москвы, приобретая за счет городской казны настоящие шедевры мирового изобразительного искусства. К 1917 году, ставшему для России роковым, в Третьяковской галерее было уже 4 тысячи единиц хранения. Еще через год, уже при большевистском правительстве, музей получил статус государственного. Одновременно советская власть национализировала и многие частные коллекции.

Фонд Третьяковки, помимо этого, пополнялся и за счет включения в него экспонатов из небольших столичных музеев: Румянцевского музея, Цветковской галереи, Музея живописи и иконописи И. С. Остроухова. Таким образом, начало 30-х годов прошлого века ознаменовалось более чем пятикратным увеличением художественной коллекции. Одновременно с этим полотна западноевропейских художников были переданы в другие собрания. Основанная П. М. Третьяковым галерея стала хранилищем полотен, воспевающих самобытность именно русского человека, и в этом ее принципиальное отличие от других музеев и галерей.

Картина Луи Каравака «Портрет императрицы Анны Иоанновны». 1730 год «Крестьянин в беде» скульптора Чижова М.А.

Здания Третьяковской галереи

Главное здание Третьяковской галереи по Лаврушинскому переулку, 10, что в Замоскворечье, прежде принадлежало семье основателя – в этом доме жили его родители и он сам. Впоследствии купеческая усадьба неоднократно перестраивалась. Галерея также занимает примыкающие к основному зданию постройки. Фасад, который мы можем видеть сегодня, был сооружен в начале прошлого столетия, автором эскизов являлся В. М. Васнецов.

Выставка произведений Валентина Александровича Серова в Третьяковской галерее

Стиль здания – неорусский, и это неслучайно: это тоже призвано было подчеркнуть тот факт, что музей является хранилищем образцов именно русского искусства. На том же главном фасаде посетители могут видеть барельефное изображение столичного герба – Святого Георгия со змием. А по обе стороны от него находится керамический полихромный фриз, весьма нарядный. Выполненная вязью крупная надпись с именами Петра и Сергея Третьяковых – обоих дарителей коллекции – составляет с фризом единое целое.

В 1930 году справа от главного здания было возведено дополнительное помещение по проекту архитектора А. Щусова. Слева от бывшей купеческой усадьбы расположился Инженерный корпус. Кроме этого, Третьяковской галерее принадлежит комплекс на Крымском валу, где, в частности, проводятся выставки современного искусства. Выставочный зал в Толмачах, музей-храм святителя Николая, а также музей А. М. Васнецова, дом-музей народного художника П. Д. Корина и музей-мастерская скульптора А. С. Голубкиной также принадлежат Третьяковке.

Инженерный корпус Третьяковской галереи Третьяковская галерея на Крымском Валу

Что посмотреть в Третьяковской галерее

В настоящее время Третьяковская галерея – больше чем просто музей, она представляет собой центр по изучению различных направлений в искусстве. Работники галереи, являющиеся профессионалами высокого класса, нередко выступают в качестве экспертов и реставраторов, к чьим мнениям и оценкам прислушиваются. Еще одним достоянием галереи можно считать уникальный книжный фонд, в котором хранится свыше 200 тысяч тематических изданий по различным направлениям в искусстве.

В залах древнерусского искусства Третьяковской галереи

Теперь непосредственно об экспозиции. Современная коллекция включает в себя более 170 тыс. произведений отечественного искусства, и это далеко не предел: она продолжает пополняться благодаря художникам, подношениям частных лиц, различных организаций и наследников выдающихся деятелей искусства, которые приносят в дар различные работы. Экспозиция поделена на разделы, каждый охватывает определенный исторический период. Назовем их: древнерусское искусство, начиная с XII и заканчивая XVIII веком; живопись XVII — первой половины XIX веков; живопись второй половины XIX века; русская графика с XIII по XIX столетия, а также русская скульптура того же периода.

«Утро в сосновом лесу» Иван Шишкин, Константин Савицкий. 1889 год «Богатыри» Виктор Васнецов. 1898 год

Так, в разделе древнерусского искусства представлены работы как известных иконописцев, так и оставшихся безымянными. Из известных имен назовем Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. В залах, отведенных под шедевры искусства XVIII – первой половины XIX столетия выставлены полотна таких выдающихся мастеров, как Ф. С. Рокотов, В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий, К. Л. Брюллов, А. А. Иванов.

Чёрный супрематический квадрат — работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году, одна из самых обсуждаемых картин в русском искусстве

Обращает на себя внимание и раздел русского реалистического искусства, датируемого второй половиной 1800-х годов, представленное во всей своей полноте и разнообразии. В этой части Третьяковcкой галереи вы можете посмотреть выдающиеся работы И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. Н. Крамского, И. И. Шишкина, И. И. Левитана и многих других мастеров кисти. К числу самых известных и обсуждаемых относится знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича.

Обратившись к яркой коллекции произведений конца XIX – начала XX века, вы увидите бессмертное произведение В. А. Серова и М. А. Врубеля, а также мастеров существовавших в то время художественных объединений: «Союз русских художников», «Мир искусства» и «Голубая роза».

Отдельно следует сказать о той части экспозиции, которая известна под названием «Сокровищница». Здесь собрана в буквальном смысле бесценная коллекция художественных изделий из драгоценных камней и благородных металлов, изготовленных начиная с XII и заканчивая XX веком.

Сокровищница Третьяковской галереи

В другом специальном разделе Третьяковской галереи демонстрируются образцы графики, особенность которых в том, что на них не должен падать прямой яркий свет. Они выставлены в залах с мягким искусственным освещением, от чего кажутся особенно красивыми и чарующими.

К сведению туристов: фотографирование временных выставок в Третьяковской галерее может быть запрещено (об этом сообщается отдельно).

Время работы

Третьяковская галерея по вторникам, средам и воскресеньям работает с 10:00 до 18:00; по четвергам, пятницам и субботам – с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник. Экскурсию можно заказать в экскурсионном бюро, которое находится у главного входа. Она продолжается от 1 часа 15 минут до полутора часов.

Как добраться

Доехать до главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 10, можно на метро. Станции: «Третьяковская» или «Полянка» (Калининская линия метрополитена), а также «Октябрьская» и «Новокузнецкая» Калужско-Рижской линии и «Октябрьская» Кольцевой линии.

Читайте также  Дом музей волконских в иркутске

Третьяковская галерея

ГЛАВНОЕ

  • Одна из крупнейших художественных галерей России.
  • Экспонаты ‒ произведения русского классического искусства XI-начала XX века.
  • Третьяковская галерея состоит из двух зданий, расположенных по разным адресам.
  • В главном здании (Лаврушинский переулок) представлена коллекция из 170 000 произведений ‒ шедевров мирового уровня.
  • Посетители могут посмотреть на древнерусскую иконопись ‒ православные иконы XI-XIII веков, «Троицу» Андрея Рублева (1420-е годы) и т.д.
  • Картины известнейших русских мастеров, скульптуры и произведения декоративно-прикладного искусства.
  • Сувенирные и книжные магазины, кафе и ресторан «Братья Третьяков».

Государственная Третьяковская галерея – один из крупнейших художественных музеев России. В отличие от другого крупного московского музея — Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина с его обширной коллекцией зарубежного искусства, — в Третьяковской галерее экспонируется прежде всего русское классическое искусство. Здесь представлены живопись, скульптура, иконы и произведения декоративно-прикладного творчества с XI до начала XX века. Сразу отметим, что обычно под Третьяковской галереей подразумевают ее главное здание, расположенное в Лаврушинском переулке. А русская живопись ХХ века (в том числе работы К. Малевича, М. Ларионова, Н. Гончаровой и других) экспонируется отдельно, в здании Третьяковской Галереи на Крымском валу (Крымский вал, д.10). Кроме того, в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, находящемся по адресу Лаврушинский пер., д. 12, проходят любопытные временные выставки.

Экспозиционная площадь главного здания составляет более 12 тыс.кв.м и разделена на 62 тематических зала. Собрание Третьяковской галереи насчитывает более 170 тысяч произведений. Здесь собраны шедевры средневековой русской иконописи, а также картины кисти И. Айвазовского, М. Врубеля, К. Брюллова, В. Васнецова и десятков других известнейших русских мастеров. В музее выставлены шедевры мирового уровня, такие как икона «Троица» А. Рублева, монументальные полотна «Явление Христа народу» А. Иванова и «Боярыня Морозова» В. Сурикова, удивительные пейзажи И. Левитана и А. Куинджи. При музее работают книжные и сувенирные магазины, кафе и ресторан «Братья Третьяковы».

Здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке расположено в одном из красивейших исторических районов Москвы – Замоскворечье. Это один из немногих районов, где в значительной степени сохранилась застройка XVIII‒XIX веков. В нескольких шагах от Третьяковской галереи расположены уникальные по своей архитектуре Марфо-Мариинская обитель, Церковь св.Климента Папы Римского и Церковь Воскресения Христова в Кадашевской слободе. В районе красивой пешеходной Пятницкой улицы — большой выбор кафе и ресторанов на любой вкус.

История создания музея

Открытие музея во второй половине XIX века стало значимым событием в культурной жизни России. Благодаря инициативе одного человека – П. Третьякова (1832-1898) ‒ был создан музей национального искусства. Петр Третьяков был не только успешным предпринимателем, но и коллекционером с тонким вкусом. Особенно он интересовался творчеством современных ему молодых художников-реалистов и всячески их поддерживал. Третьяков писал: «Мне не нужно богатой природы, ни великолепной композиции, никаких чудес. Дайте мне хоть грязную лужу, да чтобы в ней правда была, поэзия; а поэзия во всем может быть, это дело художника». Тесно общаясь с авторами, Павел Михайлович приобрел множество работ художников Товарищества передвижных выставок (И. Репин, В. Суриков, А. Саврасов и др.), некоторые из которых стали символами музея. Наряду с Русским музеем в Санкт-Петербурге, Третьяковская галерея обладает одной из двух лучших в мире коллекций русской живописи.

Важной вехой в истории галереи оказался 1904 год, когда был построен новый фасад в неорусском стиле, спроектированный Виктором Васнецовым. Со временем этот фасад стал «визитной карточкой» музея. После социалистической революции 1917 года коллекции музея значительно расширились за счет национализации частных и централизации региональных собраний и постоянно пополнялась в течение всего последующего периода. В 1995 году главное здание галереи в Лаврушинском переулке претерпело масштабную реконструкцию.

Коллекция и шедевры

В Третьяковской галерее посетителю представляется прекрасная возможность ознакомиться с древнерусской иконописью. В музее находится великолепная по численности и качеству произведений коллекция православных икон. Здесь можно увидеть иконы еще домонгольского периода – XI‒XIII веков. Знаменитая чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» находится в соседнем храме Святителя Николая в Толмачах (Малый Толмачёвский переулок, д. 9), в который можно попасть непосредственно из здания галереи. В Третьяковской галерее хранится «Троица» А. Рублева (1420-е годы), работы легендарных Дионисия и Феофана Грека. Отдельного упоминания заслуживают иконы XVII века, отличающиеся обилием деталей, тончайшей проработкой подробностей, повествовательностью зрительного образа. Помимо икон, в залах с древнерусским искусством можно увидеть мозаику «Дмитрий Солунский» из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве.

В XVIII веке в России начинает развиваться светская живопись. Появляются картины нецерковного содержания, написанные на холсте маслом. Особенно популярен в то время был жанр портрета. В залах, посвященных живописи XVIII века, можно увидеть также натюрморт и пейзаж: в это время в России начинается процесс формирования привычной современному зрителю иерархии жанров. Кстати, очень интересная коллекция живописных портретов XIX века представлена неподалеку от Третьяковской галереи — в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени.

Большая часть залов галереи отведена под экспозицию живописи XIX века, ставшего временем расцвета русской художественной школы. Первая половина века отмечена именами таких мастеров, как О. Кипренский, А. Иванов, К. Брюллов. В Третьяковской галерее экспонируется «Явление Христа народу» ‒ монументальный труд Александра Иванова, над которым он работал на протяжении 20 лет. Размеры холста составляют 540*750 см, и специально для этой картины в 1932 году был пристроен отдельный зал. На картине перед зрителем предстает момент пришествия Мессии. Художника интересует не столько сам Христос, сколько люди, узревшие его. Мастер придумывает для каждого героя картины свою историю, моделирует его реакцию на происходящее. В зале демонстрируются также многочисленные эскизы к «Явлению Христа», и у посетителя появляется возможность увидеть творческие искания художника во время работы над картиной.

В Третьяковской галерее представлено значительнейшее для истории русского искусства полотно «Богатыри». Эту картину с героическими образами легендарных воинов художник Виктор Васнецов писал почти двадцать лет. Исследователи считают, что в образе Добрыни художник изобразил себя самого. А Илья Муромец – не былинный герой, а реальный исторический персонаж XII века. На его счету действительно есть ратные подвиги, а в старости Илья стал монахом Киево-Печерского монастыря.

Признанный шедевр — «Апофеоз войны» Василия Верещагина. Картина с пирамидой черепов написана в 1871 году под впечатлением жестокой бойни в Туркестане. Художник посвятил свою работу «всем великим завоевателям» прошлого, настоящего и будущего.

Как уже упоминалось, Павел Третьяков очень интересовался Товариществом передвижных художественных выставок – художественным объединением, созданным в 1870 году. Одним из учителей передвижников был В. Перов, работы которого занимают отдельный зал. Затем экспонируются произведения В. Сурикова, И. Репина, И. Крамского, Н. Ге. Во второй половине XIX века в России активно развивается пейзажная живопись. Любители этого жанра могут насладиться произведениями А, Саврасова, А. Куинджи, И. Айвазовского, И. Левитана и других.

Один из значительных экспонатов этого раздела — «Боярыня Морозова» Василия Сурикова. Гигантская картина представляет эпизод церковного раскола в XVII веке и посвящена известной стороннице старой веры Феодосии Морозовой. В 1671 году боярыня была арестована и сослана в отдаленный Пафнутьев-Боровский монастырь, где позже скончалась от голода. На полотне изображена сцена провоза Морозовой к месту заточения.

Интересен и уникален зал Михаила Врубеля, одного из самых ярких русских художников всех времен. Этот зал необычен своими размерами: его специально построили с учетом возможности размещения огромного панно «Принцесса Греза». В этом же зале можно увидеть живописные работы художника, в том числе знаменитую картину «Демон (сидящий)», его графику и майолику. Картина «Царевна-Лебедь» написана Врубелем в 1900 году по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова. Эту оперу оформлял к сценической постановке Михаил Врубель, а партию Царевны-Лебедь в спектакле исполняла его жена Надежда. О ее голосе Врубель отзывался так: «Другие певицы поют, как птицы, а Надя – как человек».

Рядом с залом М. Врубеля находится лестница, по которой можно вернуться на 1-й этаж, где представлена живопись и скульптура начала XX века. В искусстве тех лет появляется тяга к поиску новых форм, новых решений. На смену социально направленному искусству передвижников, настойчиво требующего от зрителя критически осмыслить общественные проблемы, приходят спонтанность и легкость языка художников нового поколения. Их любовь к свету, к жизни, к красоте – все это хорошо видно, например, на знаменитом «Портрете девушки с персиками» работы В. Серова.

Наконец, следует упомянуть залы 49-54, где выставлена графика и декоративно-прикладное искусство. Экспозиция в этих залах регулярно меняется, поэтому при каждом посещении можно найти для себя что-то новое. В зале 54 расположена Сокровищница галереи – коллекция изделий из благородных металлов и драгоценных камней: иконы, книги, шитье, мелкая пластика, предметы ювелирного искусства XII–XX веков.

Павел Третьяков (1832-1898)

Невозможно представить себе разговор о Третьяковской галерее без обращения к личности Павла Михайловича Третьякова. Он родился в известной московской купеческой семье, получил домашнее образование. Вместе с младшим братом Сергеем Павел занимался ведением семейного бизнеса, открыл прядильную мануфактуру и магазин. Однако делом своей жизни Павел Третьяков считал именно организацию общедоступного музея национального искусства.

Первые приобретения художественных произведений Третьяков совершил в 1856 году, и этот год часто считают годом основания галереи. Вскоре в коллекцию входило уже несколько десятков картин, а с 1867 года галерея Сергея и Павла Третьяковых в семейном доме в Лаврушинском переулке была открыта для посещений. Третьяковы пристраивали к своему особняку все новые корпуса для размещения растущего собрания. А в 1874 году картины переехали в специально построенное здание галереи.

В 1892 году Павел Михайлович передал свою коллекцию в дар Московской городской думе. На тот момент Третьяков владел более 1300 картин и 500 графических работ, а также собранием скульптур и икон. В коллекцию вошли и работы западноевропейских мастеров, собранные скончавшимся к этому моменту братом Сергеем. Так галерея Павла и Сергея Третьяковых превратилась в общественный музей. Художественная интуиция и вкус Третьяковых сделали из этого частного собрания живописи немеркнущий золотой фонд русского искусства.

Музей за час: Третьяковская галерея

Правильная локация

Для начала точно определитесь с адресом: Третьяковская галерея — крупный музей, у которого есть много зданий и филиалов. Главное здание, где находится коллекция русского искусства до начала XX века, располагается по адресу Лаврушинский переулок, 10; в соседнем доме — Инженерном корпусе — проходят временные выставки, читают лекции. Чтобы увидеть искусство ХХ–ХХI веков, придется отправиться в совсем другой район Москвы, на Крымский Вал, 10. Не перепутайте! Множество других филиалов, включая Дом Васнецова и мастерскую Голубкиной, разбросаны по всей столице.

Правильное время

Часы работы и выходные дни, конечно, можно уточнить на сайте. Но также не забудьте проверить, не идут ли сейчас школьные каникулы (осенние или весенние, про зимние-то забыть трудно). В дни каникул залы музея могут быть полны шумными школьными экскурсиями. Что хорошо — в главном здании Третьяковки в Лаврушинском переулке крайне редко проходят ажиотажные выставки (для них нет места), поэтому очереди в стиле «на Серова» можно не бояться.

Запастись картой

Поскольку вы ограничены во времени, то вычеркиваем наслаждение от бесцельной прогулки по анфиладам залов. Необходимо четко наметить цель и проложить к ней маршрут. Помимо бумажных путеводителей, можно воспользоваться схемой залов на сайте музея или использовать технологию виртуального музея.

Запастись списком шедевров

Решите, искусство какого именно периода вам интереснее всего: в этом здании Третьяковки собрана практически вся история, от Крещения Руси до Революции. Можно потратить целый час на Серова, или на передвижников, или на Серебряный век.

Если же хочется быстро посмотреть на главные шедевры, то вот примерный список обязательного. Список короткий, потому что шедевры рассеяны по двум этажам и разным залам, на переходы по которым как раз уйдет час, ведь наверняка по пути вы будете отвлекаться на всяческую красоту.

Первый этаж: «Троица» Рублева (зал № 59)

Одна из главных русских икон находится в конце анфилады залов иконописи, в зале Андрея Рублева. Кстати, другая святыня — Владимирская икона Божией Матери — находится тоже в Лаврушинском переулке, но в другом здании, в действующей церкви Святого Николая в Толмачах, которая примыкает к Инженерному корпусу с торца.

Первый этаж: «Девочка с персиками» (зал № 40)

Знаменитый портрет кисти Серова выставлен в залах, посвященных искусству Серебряного века на том же первом этаже, где и иконопись. Еще на этом этаже — залы Левитана, Поленова и Нестерова, так что понять логику расположения экспозиции достаточно трудно. Серову в галерее отведено целых два зала.

  • 10 самых интересных музеев Подмосковья
  • История одного здания: «Художественный»
  • Виртуальные туры по выставкам российских музеев

Второй этаж: «Явление Христа народу» (зал № 10)

Шедевр Александра Иванова висит в собственном зале среди посвященных ему многочисленных эскизов. Экскурсоводы предупреждают: осторожно, это одна из тех картин, перед которыми в этом музее особенно часто падают в обморок.

Читайте также  Площадь озера ньяса

Второй этаж: «Утро в сосновом лесу» (зал № 25)

Пейзаж с медвежатами можно найти в зале, посвященном творчеству Шишкина. Не пропустите — полотно не такое уж и крупное. Кстати, только в музее можно оценить настоящий масштаб произведений, которые мы привыкли видеть на экранах и в книгах.

Второй этаж: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (зал № 31)

Картина Репина находится в зале, посвященном творчеству этого художника. Это еще одна картина, оказывающая сильное влияние на психику. Поэтому, чтобы прийти себя, обязательно загляните в музейный магазин на нулевом этаже, рядом с кассами. В Третьяковской галерее он хорош: репродукции, открытки, блокноты, магниты и, конечно, каталоги.

25 главных шедевров Третьяковской галереи

Мечтой создателя галереи Павла Третьякова была организация крупнейшего публичного музея русского искусства, ведь до него дворяне коллекционировали преимущественно западноевропейскую живопись и скульптуру. Этот успешный купец ввел моду на русских художников и страстно скупал их картины. Мечту он осуществил — даже добавил четыре пристройки к своему особняку в центре Москвы. В 1980-х была построена Новая Третьяковка — специально для искусства XX века.

Собрание музея сегодня насчитывает более 190 тысяч произведений. Давайте взглянем на самые важные из них.

1. Андрей Рублев. Троица. 1411

До наших дней сохранилось лишь несколько работ, которые ученые достоверно приписывают легендарному Андрею Рублеву. Икона «Троица» — самая известная и ценная реликвия. Ранее икона находилась в Троице-Сергиевой лавре, а после Революции поступила в собрание Третьяковки.

2. Карл Брюллов. Всадница. 1832

Карл Брюллов долгое время жил в Италии, и эту картину написал в Милане по заказу графини Юлии Самойловой. Современники восхищались мастерством и изяществом конного портрета. Павел Третьяков купил картину на аукционе, где распродавали имущество Самойловой.

3. Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837—57

Картину Иванова купил император Александр II и отдал в дар Румянцевскому музею, откуда в 1924 году она поступила в Третьяковскую галерею. Для масштабного полотна размером 5.4 x 7.5 метров в галерее даже построили отдельный зал.

4. Павел Федотов. Завтрак аристократа, 1849-50

Федотов — настоящий мастер жанровой живописи. В каждом полотне можно бесконечно наблюдать детали, практически как на работах малых голландцев.

5. Константин Флавицкий. Княжна Тараканова. 1864

Одна из первых работ, которые Третьяков купил для галереи. На ней изображен исторический сюжет о княжне Таракановой, которая выдавала себя за дочь императрицы Елизаветы — и была заключена в Петропавловскую крепость, где согласно легенде умерла во время наводнения. Мы видим подступающую воду, крыс и отчаяние на лице арестантки.

6. Василий Перов. Тройка (Ученики мастеровые везут воду). 1866

Василий Перов был одним из первых, кто писал полотна на социальные темы и мастерски поднимал острые вопросы. Страдающие дети, везущие тяжелые бочки с водой и общий тон картины говорит о безысходности положения. Третьяков купил картину сразу после того, как художник закончил работать над ней.

7. Василий Верещагин. Апофеоз войны. 1871

Верещагин был военным и прославился как художник- баталист. Это полотно он написал после поездки по Средней Азии. Замысел картины связан с легендой о монгольском хане Тамерлане, который оставлял на поле битвы такие горы черепов. «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим», гласит надпись на раме картины.

8. Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871

Этот пейзаж считается новаторским в русском искусстве. Никто до Саврасова не изображал природу так реалистично «грустно». Серые березы, весеннее половодье и церквушка — современники считали, что художник отразил саму русскую душу. Чтобы купить эту картину, Павел Третьяков специально ездил к Саврасову в Ярославль.

9. Архип Куинджи. Березовая роща, 1879

Куинджи считается настоящим мастером по работе со светом. Картина вся написана зеленым цветом и художник играет с контрастом солнечных пятен и глубины тени. Полотно было выставлено на выставке художников-передвижников, после которой ее сразу купил Третьяков.

10. Виктор Васнецов. Аленушка, 1881

В Третьяковке хранится несколько работ главного художника фольклориста, и одна из самых известных -«Богатыри». Васнецов долго вынашивал замысел «Аленушки» и однажды у пруда в усадьбе Абрамцево случайно увидел простоволосую крестьянку, тогда сформировался сюжет картины, от которой по словам самого автора «особым русским духом веяло».

11. Иван Крамской. Неизвестная. 1883

На одном из самых известных произведений Крамского изображена девушка в открытом экипаже на Невском проспекте в Петербурге. Историки до сих пор гадают, кто послужил художники моделью.

12. Василий Суриков. Боярыня Морозова, 1884-87

Мощная многофигурная композиция изображает исторический факт — в качестве наказания за отказ принять церковную реформу в монастырь отправляют закованную в кандалы боярыню, а она показывает толпе старообрядческий знак — двуперстие. Третьяков купил картину на выставке, и полотно размером 3 × 5.8 метров занимает особое место в галерее.

13. Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885

Во многом благодаря картине Репина поддерживается легенда, что царь Иван Грозный убил своего сына, в гневе нанеся ему удар посохом в висок. Император Александр III даже запретил жуткую картину к показу, но Третьяков все равно ее купил, а позже императора убедили снять цензурный запрет с полотна.

14. Валентин Серов. Девочка с персиками, 1887

Одна из самых известных картин живописца была написана в Абрамцево, а позировала для нее дочь мецената Саввы Мамонтова. Причина любви к ней зрителей — в невероятной свежести и беззаботности детства, которыми буквально светится картина. Портрет был куплен галереей в 1929 году у потомков Мамонтовых.

15. Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889

Вечнозеленый хвойный лес — излюбленный мотив художника Шишкина. Медвежат на картине изобразил другой художник, Константин Савицкий, но позже снял свою подпись и отказался от авторских прав. Сюжет картины знаком каждому, ведь еще в СССР ее растиражировали на обертке конфет «Мишка косолапый».

16. Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею, 1890

Картина изображает очень важный для церковной истории сюжет и открывает цикл работ о жизни преподобного Сергия Радонежского. В миру его звали Варфоломеем, когда он был мальчиком, ему не давалась грамота, пока он не встретил случайно монаха, который преисполнил его мудростью… Художник считал картину вершиной своего творчества. Третьяков купил ее на выставке передвижников.

17. Михаил Врубель. Демон (сидящий), 1890

Одному из самых мистических художников в Третьяковке посвящен целый зал. Это лишь один из врубелевских демонов и шедевр русского символизма. Картина олицетворяет вечную борьбу мятежного духа: красивый и могучий демон с печалью смотрит на мир вокруг, который меняется и словно преломляется кристаллами. В Третьяковку картина поступила после революции из частной коллекции.

18. Исаак Левитан. Над вечным покоем, 1894

Ученик Саврасова, автора «Грачи прилетели», Левитан перенял и довел до совершенства его видение русского пейзажа, меланхоличного и щемящего душу. Картина считается одной из самых «русских» в живописи.

19. Наталия Гончарова. Автопортрет с желтыми лилиями. 1907

Амазонка русского авангарда вместе с мужем Михаилом Ларионовым состояла в разных прогрессивных художественных обществах и принимала участие во множестве модернистских выставок как в России, так и в Европе. Автопортрет отражает увлечение Гончаровой экспрессионизмом.

20. Зинаида Серебрякова. За туалетом. Автопортрет. 1909

Серебрякова писала картины, преисполненные нежности — девушек, крестьянок, идиллические пейзажи и членов семьи. Этот автопортрет в зеркале современники высоко оценили и назвали свежей, милой и высокохудожественной работой.

21. Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912

Петров-Водкин — художник, переосмысливший русскую иконопись. Современники интерпретировали картину по-разному, но на заре русской революции считалось, что красный конь символизирует новый путь России. Полотно долгое время находилось в Швеции, а в Третьяковку поступило лишь в 1961 году из частных рук.

22. Василий Кандинский. Композиция VII. 1913

Главный русский абстракционист долгие годы жил и работал в Германии. Он был одним из первых художников, кто отказался от фигуративности и решил сделать акцент на цвет. «Цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу». Искусствоведы считают эту композицию вершиной творчества Кандинского и находят там комбинацию тем: и воскрешение из мертвых, и Судный День, и Всемирный Потоп, и Райский Сад.

23. Казимир Малевич. Черный квадрат, 1915

Самая известная и самая скандальная картина русского авангарда стала настоящим фурором выставки футуристов, где была впервые показана. Ее повесили в «красном углу», где обычно в доме располагают иконы. В 2015 году рентгеновские исследования показали, что под конечным изображением прячется еще несколько слоев и первоначально картина выглядела как кубофутуристическая композиция. Но в процессе размышления о форме и цвете в живописи, автор пришел к полному supremus — то есть доминированию цвета. Позже автор сделал еще несколько версий картин — одну специально для Третьяковской галереи, потому что оригинал покрылся мелкими трещинами.

24. Борис Кустодиев. Большевик, 1920

Кустодиев прежде всего известен сценами из русской купеческой и деревенской жизни, написанными яркими красками — его внимание приковано к старинным городам, церквям и народным гуляниям. «Большевик» — поздняя работа автора и отражение его впечатлений от революции 1917 года, которую он наблюдал из окна дома, прикованный к инвалидной коляске.

25. Александр Дейнека. Будущие летчики, 1938

Александр Дейнека — один из самых известных советских художников, автор многих пропагандистских работ в отчетливо плакатном стиле. Его «Будущие летчики» — одна из самых эмблематичных картин советского официального направления в искусстве, известного как соцреализм.

Что можно увидеть в Третьяковской галерее? Что можно посмотреть в Третьяковской галерее?

Попав в главный корпус Третьяковской галереи, можно увидеть полотна известных художников России. Самая древняя работа датируется одиннадцатым столетием.

Третьяковская галерея: как попасть, что посмотреть

Знаменитый музей был основан Павлом Третьяковым — богатым купцом. Он начал покупать картины известных русских художников. Со временем развлечение стало настоящим хобби, и меценат тратил большие деньги по всему миру на то, чтобы приобрести работы своих соотечественников.

Музей стал настоящим банком картин, где размещены самые известные шедевры Третьяковской галереи. В нем представлена лучшая живопись России с 11 века и по наши дни.

Попасть в галерею можно во вторник, среду, субботу и воскресенье с 10 утра и до 6 вечера, а в четверг и пятницу — с 10 утра и до 9 вечера. Понедельник является выходным. Так что можно увидеть в Третьяковской галерее?

Картины с исторической подоплекой

Одним из самых знаменитых шедевров, которые выставлены в главной экспозиции музея, стала картина «Апофеоз войны». Написал ее известный художник Василий Верещагин в 1871 году. Вечно актуальную картину он создавал, находясь под впечатлением от боя в Туркестане. Тогда нежную душу живописца поразила жестокость, на которую способны люди.

У картины существует предыстория. Легенда гласит, что Тамерлан наказал блудливых мужчин Дамаска. Он услышал жалобы от женщин, что мужчины перестали вести себя порядочно. Тогда Тамерлан собрал войско, и каждому солдату из многотысячной армии приказал принести по одной голове такого развратного мужчины. Говорят, что у ног военачальника тогда оказалось семь огромных пирамид, построенных из черепов убитых.

Чуть позже Верещагин понял, что это изображение подходит под абсолютно любую войну, которая несет в себе разрушения и смерти. В Третьяковской галерее можно увидеть и другие его творения.

Еще одним историческим полотном является картина Сурикова под названием «Боярыня Морозова». Художник на своей картине изобразил историческое событие семнадцатого века. Тогда в церкви произошел раскол. Одни ее представителей хотели перемен, а другие придерживались старых традиций. Вторых позже назвали старообрядцами. Среди них была и Феодосия Морозова. Судьба боярыни оказалась очень тяжелой. Представители новой церкви жестоко расправлялись с инакомыслящими, не щадя детей и женщин. Морозову арестовали, а затем посадили в земляную яму, где перестали кормить. Она умерла от голода.

Суриков нарисовал себя в образе странника, наблюдающего за жестоким действом.

Бытовые картины

Что можно увидеть в Третьяковской галерее на темы из обычной жизни?

Художник Василий Пукирев в картине «Неравный брак» сумел передать все отчаяние, испытываемое молодой девушкой, обреченной на брак со стариком.

Живописец неспроста нарисовал этот холст таким правдоподобным, и кажется, что он живой. Экскурсовод в музее обязательно расскажет посетителям о том, что и сам автор картины пострадал от такого брака. Его возлюбленная обязана была выйти за богатого сановника.

Политические картины

Что можно посмотреть в Третьяковской галерее по данной тематике? Одним из ярких примеров политических полотен стала картина Репина «Не ждали».

Под таким названием в галерее висят сразу две работы. Обе они — творение рук Ильи Репина. Обе стали одними из самых известных картин в популярной культуре России. Работы, представленные в Третьяковской галерее:

На первой картине студентка возвращается домой.

На второй из ссылки возвращается политический заключенный.

Читайте также  Зимние комбинезоны рейма для мальчиков

В Третьяковской галерее можно увидеть «Купание красного коня» Петрова-Водкина (также частично политической тематики).

Название полотна — это символ России времен художника. Конь рвется на волю. А ездок, восседающий на нем, слишком неопытен и мал.

Религиозные картины

Изюминкой коллекции стала «Троица», написанная Андреем Рублевым. Он являлся известным иконописцем. Картина была создана еще в пятнадцатом веке. На ней изображены три ангела, которые собрались для беседы. Данную работу хранит Третьяковская галерея. Картины (что посмотреть еще, мы описываем в статье) религиозной тематики не ограничиваются только этим эпохальным произведением.

Изображение помещено в отдел живописи Древней Руси. Администрация галереи оградила картину специальным стеклом, в котором всегда отрегулирована нужная температура и уровень влажности, чтобы ее смогло увидеть и следующее поколение.

Картина Крамского «Неизвестная» стала символом Петербурга. На ней девушка в карете едет по Аничковом мосту. Многие исследователи творчества художника стараются выяснить, кто эта загадочная барышня. По одной версии, это Анна Каренина — героиня художественного произведения Л. Толстого. По второй — Настасья Филипповна. А третья версия гласит, что на картине изображена дочка самого Крамского. Девушку сравнивают с шедевром Леонардо да Винчи — «Джокондой».

Романтизм

Борис Кустодиев написал довольно провокационную для нынешнего времени картину с гордым названием «Красавица». Эту работу не рекомендуется смотреть противникам обнаженной графики, ведь на ней изображена прелестная актриса местного театра, которую художник писал с натуры. Борис Кустодиев рисовал картину, опираясь только на небольшую зарисовку карандашом, которую сделал во время визита актрисы.

Интерьер комнаты был срисован с квартиры художника.

Сказки и предания

Поклонникам интересных легенд, которые не знают, что можно увидеть в Третьяковской галерее из подобного, не нужно отчаиваться. В данный раздел без труда можно поместить картину Васнецова «Богатыри». Эта работа известна большинству из нас. Живописец трудился над ней почти двадцать лет.

В этой работе тоже есть своя загадка. Несмотря на то что Добрыню всегда изображают в виде молодого парня, Васнецов сделал его более зрелым. Искусствоведы уверены, что на картине — ее создатель.

Единственный реальный персонаж — это Илья Муромец. Он прославился своими подвигами, которые действительно имели место. Муромец стал монахом в старости, он до смерти прожил в Киевской Лавре.

Второй по популярности называют работу Врубеля «Царевна-Лебедь». Картину можно узнать по огромным и печальным глазам героини. Художник остался верен себе и своему стилю. Автору довелось создавать оформление к опере «Сказка о царе Салтане». Ее автор — Римский-Корсаков, вдохновленный известным произведением Пушкина.

Врубель очень высоко отзывался об исполнительнице главной партии. Именно с нее и была нарисована «Царевна-Лебедь».

Природа

Никто, наверное, так не любил природу, как Иван Шишкин. Посетителям музея, уставшим от хождения по разным залам, но все еще интересующимся, что можно увидеть в Третьяковской галерее, рекомендуется присесть у картины «Утро в сосновом бору», расслабиться, и полностью проникнуться красотой окружающей природы. Этот шедевр в народе назвали так: «Три медведя». Однако на полотне четыре медвежонка, а не три.

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея — исторический музейный комплекс в центре Москвы, располагающий одной из крупнейших в мире коллекций русской живописи.

Постоянная экспозиция галереи размещается в нескольких зданиях. Третьяковка сохраняет, исследует и популяризирует искусство России: обеспечивает широкий доступ к признанным шедеврам живописи.

Цены в Третьяковской галерее 2021

  • Лаврушинский переулок (основная экспозиция + временные выставки): для взрослых — 500 рублей, льготный — 300 руб.;
  • Комплексный вход (Главное здание + Инженерный корпус): для взрослых — 800 рублей, льготный — 300 рублей;
  • Новая Третьяковка на Крымском Валу (экспозиция «Искусство XX века» и некоторые временные выставки): для взрослых — 500 рублей, льготный — 300 рублей.

Для детей (все посетители до 18 лет) вход в Третьяковку бесплатный.

Дополнительная информация на официальном сайте:

Где купить билеты

Билеты на официальном сайте Третьяковской галереи продаются с открытой датой: в главное здание и отдельные музеи.

Вход по электронным билетам — в порядке общей очереди, но не нужно стоять в кассу.

Часы работы

Главное здание и Новая Третьяковка:

  • Понедельник — закрыто;
  • Вторник, среда — с 10:00 до 18:00;
  • Четверг, пятница, суббота, воскресенье — с 10:00 до 21:00.

Вход в галерею закрывается за час до конца рабочего дня.

Видео о Третьяковской галерее в Москве

История

Дата основания галереи — 1856 год. Именно тогда коллекционер и меценат Павел Михайлович Третьяков впервые приобрел работы русских живописцев — картины В. Г. Худякова и Н. Г. Шильдера.

Горожане впервые смогли увидеть значительно разросшуюся коллекцию Третьякова в 1867 году: в Замоскворечье открылась галерея братьев Третьяковых, в которой насчитывалось более 1800 экспонатов, из них — 1276 картин.

В дар городу Москве Павел Михайлович передал свою художественную галерею в 1892 году. К тому времени коллекция расширилась до более чем 1900 предметов искусства.

Галерея и сейчас располагается в доме, приобретенном семьей Третьяковых в 1851 году. Со временем для постоянно пополняющейся коллекции к особняку достраивались новые помещения. Красивый фасад галереи создавался архитектором В. Н. Башкировым по рисункам художника В. М. Васнецова, а его возведением с 1902 по 1904 год руководил А. М. Калмыков.

Название «Государственная Третьяковская галерея» комплекс получил в 1918 году. Важнейшим источником пополнения собрания в первые советские годы стал созданный тогда же Государственный музейный фонд. В последующие годы галерея достраивалась и получала новые площадки — дом купца Соколикова, церковь Николая Святителя в Толмачах. В годы ВОВ экспозицию эвакуировали в Новосибирск и Пермь (в то время — Молотов). 17 мая 1945 года Третьяковская галерея вновь открылась в Москве. В 1980–1992 годы продолжилось расширение площади экспозиции, южнее главного здания построен Инженерный корпус. Картинная галерея на Крымском Валу вошла в состав Третьяковки в 1985 году.

Музеи Третьяковской галереи

Основная экспозиция музея располагается в двух зданиях — историческом в Лаврушинском переулке и новом на Крымском Валу.

Главное здание

Адрес: Лаврушинский переулок, 10.

В историческом здании галереи постоянно представлено более 1300 произведений искусства: это работы русских живописцев XI — начала ХХ века. В здании постоянно проводятся и сменяющие друг друга выставки узкой тематики: экспонируются рисунки, графика, живопись из фонда Третьяковки и других крупных музеев.

Новая Третьяковка

Адрес: Крымский Вал, 10.

В настоящее время в здании этой картинной галереи размещается коллекция «Искусство XX века». Наряду с постоянной экспозицией проходят временные выставки, посвященные отдельным художникам и направлениям, выставляются юбилейные коллекции, материалы о революционных годах.

Инженерный корпус

Адрес: Лаврушинский переулок, 12.

Здание, расположенное рядом с исторической галереей, используется как площадка для временных выставок, лекций и кинопоказов.

Культурный центр в Толмачах

Адрес: Малый Толмачевский переулок, дом 6, стр. 1.

Располагается рядом с действующим храмом Святителя Николая в Толмачах, который тоже входит в комплекс Третьяковской галереи. Помимо выставочного пространства в культурном центре размещаются лекционный зал и творческая студия. Для посетителей эта площадка галереи открыта на время мероприятий.

Дом-музей В. М. Васнецова

Адрес: переулок Васнецова, 13.

Дом-«теремок» построен по авторским эскизам, экспозиция — оригинальный интерьер и произведения на сказочную тематику.

Музей-квартира А. М. Васнецова

Адрес: Фурманный переулок, 6, 3 этаж, кв. 21–22.

В этой квартире пейзажист проживал с 1903 по 1933 год. В мемориальном музее проходят лекции, литературно-музыкальные вечера.

Музей-мастерская А. С. Голубкиной

Адрес: Большой Левшинский переулок, 12.

Скульптор Анна Семеновна Голубкина проживала в одноэтажном особняке с 1910 по 1927 год. В созданном в 1934 году музее-мастерской удалось сохранить атмосферу артистического ателье начала XX века. Экспозиция — рабочее место, инструменты скульптора и ее произведения, переданные семьей Голубкиных в дар государству.

Музей П. Д. Корина

Адрес: Малая Пироговская улица, 16, стр. 5.

Мемориальный музей размещается в доме-мастерской, где с 1934 по 1967 год жил и работал художник, реставратор Павел Дмитриевич Корин, автор цикла «Русь уходящая», портретист и создатель мозаичных панно для Московского метрополитена.

На официальном сайте доступна подробная карта музейного комплекса Третьяковки:

Картины

В фондах музейного комплекса насчитывается более 180000 произведений искусства разных эпох и направлений.

Иконы и древнерусская живопись

Богатейшее собрание русской иконописи XI–XVII веков, которым сейчас располагает галерея, в основном сформировалось в советские годы.

Постоянная экспозиция искусства Древней Руси и иконописи размещается в залах № 56 — 62. Здесь удастся увидеть произведения величайших иконописцев, в первую очередь Феофана Грека, Дионисия, Симона Ушакова и Андрея Рублева.

Вторая половина XIX века

Лучшее собрание работ передвижников: картины И. Н. Крамского, В. М. Васнецова, И. И. Шишкина, В. Д. Поленова, В. Г. Перова, А. К. Саврасова, Г. Г. Мясоедова, К. А. Савицкого, В. Е. Маковского и других.

Многогранно представлено творчество И. Е. Репина (включая картины «Иван Грозный и его сын Иван», «Не ждали»), В. И. Сурикова («Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни»), В. В. Верещагина («Богатый киргизский охотник с соколом»).

Конец XIX — начало XX веков

Выдающиеся художники этого периода:

  • М. А. Врубель («Демон сидящий»);
  • И. И. Левитан («Над вечным покоем», «Вечерний звон»);
  • В. А. Серов («Девочка с персиками»);
  • К. А. Коровин («В лодке», «Парижское кафе, вторая половина 1890-х»);
  • М. В. Нестеров («Видение отроку Варфоломею», «Молчание»);
  • Б. М. Кустодиев («Большевик», «Красавица», «Масленица»);
  • Н. К. Рерих («Ашрам», «Гонец»);
  • А. Н. Бенуа, К. А. Сомов и другие мастера «Мира искусства»;
  • Союз русских художников;
  • Объединение «Голубая роза»;
  • Общество художников «Бубновый валет».

Современное искусство, XX век (Новая Третьяковка)

Собрание современного искусства — свыше 5000 произведений: от абстрактной живописи послевоенных лет до самых значимых художественных работ 2000-х годов.

Основные направления и разделы:

  • Абстракция,
  • Кинетизм и оптическое искусство,
  • Мистики и сюрреалисты,
  • Новый реализм,
  • Поп-арт,
  • Минимализм и постживописная абстракция,
  • Соц-арт,
  • Концептуализм — образ в голове,
  • Поэзия и письмо,
  • Перформанс,
  • Машины понимания,
  • Неоэкспрессионизм,
  • Концептуализм — новое поколение,
  • Археология постмодерна,
  • Акционизм 1990-х,
  • Проект: искусство 2000-х.

Известные художники: Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов), И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, Вл. А. Серов, Н. В. Томский, С. Д. Меркуров и другие.

Главный шедевр и центр притяжения в Третьяковке на Крымском Валу — это картина Казимира Малевича «Черный супрематический квадрат».

Познакомиться с коллекцией Третьяковской галереи можно онлайн — на официальном сайте удобная сортировка по периодам и авторам.

Выставки в Третьяковской галерее

В главном здании и на площадках Третьяковской галереи наряду с постоянной экспозицией всегда проходит несколько интересных временных выставок самой разной тематики — от показа работ одного художника до коллекций портретов и исторический живописи, посвященной городу или значимому месту. Кроме того, посетителям выставок выпадает шанс увидеть экспонаты из фондов других музеев.

Мероприятия

На площадках Третьяковской галереи регулярно проводятся мероприятия творческих и просветительских форматов. Гостям музеев предлагается посетить:

  • Киносеансы (в Инженерном корпусе),
  • Официальные и творческие встречи (главное здание и Инженерный корпус),
  • Лекции (Новая Третьяковка, Инженерный корпус),
  • Концерты и спектакли (Новая Третьяковка).

Ежегодно галерея участвует в международной акции «Ночь музеев»: готовит насыщенную специальную программу с мастер-классами, экспресс-экскурсиями, концертом. Посетить в этот день площадки и филиалы музея можно до 23:00 или до полуночи (расписание разное, нужно уточнять в программе «Ночи музеев»). Схожая традиция сложилась и на «Ночь искусств».

На этом мероприятия в галерее не ограничиваются: каждый год запускаются новые интересные проекты, проводятся фестивали, локальные музейные акции.

Билеты в Третьяковскую галерею

Сотрудники галереи проводят обзорные экскурсии, рассказывают об отдельных периодах и направлениях, а также сопровождают школьные группы. Экскурсионное обслуживание предоставляется по предварительному заказу, для любых групп и индивидуально.

Аудиоэкскурсия + билет

Как добраться

Ниже — подробно о транспорте до основных выставочных площадок.

Метро до Третьяковской галереи

Добираться до Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке удобнее всего на метро — до станции «Третьяковская», оранжевая линия (Калужско-Рижская) и желтая (Калининская). Также можно добираться до станции метро «Полянка» (серая линия — Серпуховско-Тимирязевская), от которой 700 метров пешком.

Новая Третьяковка находится на территории комплекса Музеон, расположенного между станциями метро «Парк культуры» (красная Сокольническая и коричневая Кольцевая линии) и «Октябрьская» (Кольцевая и оранжевая Калужско-Рижская линии).

Автобусы

Подходящий наземный транспорт до основного здания (Лаврушинский переулок) — автобус М5 до остановки «Метро „Третьяковская“», автобус М6 и троллейбус № 8 до остановки «Большая Якиманка».

На наземном транспорте до Новой Третьяковки (Крымский Вал) добираться нужно до остановки «Парк Горького» (рейсы автобусов — Б, т10).

Такси

Чтобы быстро добраться до Третьяковской галереи (и в целом для поездок по Москве не в час пик), удобно пользоваться приложениями крупнейших сервисов такси — Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim.

Как пройти в Третьяковскую галерею

Координаты для навигатора: историческое здание 55.741420, 37.620726, новое здание 55.735404, 37.605398.

От основного здания до галереи на Крымском Валу транспорт искать не нужно: между музеями всего 1,5 км пешком, схема, как пройти, — ниже:

Источник: four-rooms.ru

Путешествуй самостоятельно