Алексеево акатов монастырь воронеж

Алексеево акатов монастырь воронеж

Алексеево-Акатов монастырь

Алексеево-Акатов женский монастырь

Алексеево-Акатов монастырь – одна из старейших монашеских обителей Воронежского края. Первоначально монастырь был мужским, после многих лет запустения в советский период сейчас возрожден в качестве женского.

Сэкономь на путешествии!

Основные моменты

Поляна, на которой стоит монастырь, называется Акатовой (или Окатовой). Архитектурный ансамбль монастыря выполнен в византийско-русском стиле. В наши дни к монастырю примыкает резиденция воронежского епископа, включающая домовый храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы и Введенскую церковь.

При Акатовом монастыре находится резиденция епархии, перенесенная от Покровского собора из-за строительства здания академического театра драмы имени А. В. Кольцова. Резиденция построена по проекту Станислава Гилева, выполнена из красного кирпича и находится на улице Освобождения Труда. В резиденции пребывает митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин). При резиденции также находится домовая церковь во имя иконы Знамения Божией Матери.

История

Название монастырю было дано по имени первого святого русской православной церкви — Алексия, митрополита Московского. В 1620 году на воронежской земле были отражены атаки литовцев и черкас. В честь этого события заложили Алексеевский храм. Имя святого выбрано не случайно. Именно в день победы над врагами по православному календарю свершается память о святителе Алексее.

Место для возведения храма выбрали пустынное, заросшее деревьями, в двух верстах от Воронежа. Изначально сюда хотели перевести ежегодно подтопляемый в половодье Успенский храм. Изначально монастырь был основан как пустынножительский и назывался «новой пустынью Олексея Митрополита Московского Чудотворца» (согласно старинному документу называемому сказкой Феодосии).

В 1700 году Алексеево-Акатов монастырь объединили с Успенским монастырем, таким образом он стал единственной мужской обителью Воронежа. Он постепенно богател, приобретал значение в городе и при Екатерине II стал штатным, то есть получил содержание за счет государства.

В годы советской власти из монастыря были вывезены все ценности. Несмотря на это, в середине 1920-х годов Алексеевский храм монастыря стал центром религиозной жизни Воронежа. Монастырь просуществовал до 1931 года, его насельников регулярно арестовывали.

В 1960-е годы в монастыре открылись мастерские воронежских художников, в 1970 году монастырские здания передали краеведческому музею. Церкви монастырь был возвращен в 1989 году. В 1990 году он был вновь открыт как женский.

Монастырское кладбище

С южной стороны церковного двора располагалось старинное кладбище. На нём хоронили монахов и богатых горожан. В 1772 году запретили хоронить у приходских церквей, и кладбище Акатова монастыря стало быстро разрастаться. В «Синоднике» летописцы Елисеевы ведут некрологию похороненных с 1770го по 1800 гг. На кладбище Акатова монастыря в 1773 году был похоронен губернатор Воронежского края . Сохранилась надпись на памятнике: «1773 года февраля 25 дня в сей день представися раб Божий генерал-поручик и кавалер и Воронежской губернии Губернатор г-н Алексей Михайлович Маслов, а сего ж 28 февраля погребение ему было с большою церемониею Преосвященным епископом Тихоном с архимандритом Самсонием и со всеми приходскими священниками, а погребен в Алексеевском Акатовском монастыре, гроб был обит малиновым плисом, накрыт кофейной парчею». Большой почёт был оказан погребению семинарского педагога отца Палладия: «1784 года мая 6 дня представися раб Божий учитель иеромонах о. Палладий и погребен в Алексеевском монастыре о. игуменом Самуилом. В провождении тела была церемония: по всем церквам был по мертвому благовест, а как тело несли, то и звон был, провожали сперва студенты малого росту по 2 человека в ряд с развязанными волосами, потом среднего росту, а за ними и больших по два в ряд, потом все учителя: а потом священники, а потом игумен Самуил; гроб и крышка накрыты кофейною парчею». Вообще архимандриты Сампсоний, Гервасий и игумен Самуил часто присутствовали на похоронах знати, в том числе и при захоронении на других кладбищах.

Кладбище использовали и в XIX веке и в начале XX века. В частности там были погребены бывший губернский предводитель Н. И. Тулинов (1810—1854), секретарь земской управы И. М. Лабзин (1830—1895), учёный М. С. Цвет (1872—1919).

В начале 1990-х годов, взамен снесённого в Советское время кладбища, был создан символический некрополь.

Святыни монастыря

Одна из самых почитаемых икон монастыря — икона «Живоносный источник», на которой изображена Богородица, выходящая из воды, с Иисусом на руках. В 1991 году этот образ был передан из Покровского кафедрального собора Воронежа. 7 сентября 1992 года в канун праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы икона впервые начала мироточить. Миро появлялось из жезла Богородицы и со свитка Младенца.

Целительной и чудотворной считается икона великомученика и целителя Пантелеимона (афонского письма), начавшая мироточить в 1997 году.

В том же 1997 году случилось чудесное обновление иконы святителя Питирима Тамбовского (духовный друг святителя Митрофана Воронежского), написанной в 1-е десятилетие XX столетия и переданная в дар Акатову монастырю в день его открытия от сельской приходской церкви. Вследствие неподобающего хранения икона была серой, буквы едва читались, лик слабо просматривался. В один из вечеров после службы было замечено, что образ посветлел, на нём заиграли краски, буквы стали золотыми, а фон приобрел голубой цвет. Во время Божественной литургии следующего дня образ стал мироточить.

Ещё одна икона Акатова монастыря источает миро с 1997 года. Это икона святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, также принятая в дар от сельского приходского храма. В 2002 году образ реставрировали, после чего он снова стал мироточить. Миро происходить из панагии святителя Тихона и жезла святителя Митрофана.

Икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» является копией древней чудотворной иконы Афона, Русского Андреевского скита. У иконы есть тропарь и кондак: «Сия икона написана и освящена на святой Афонской Горе в Русской обители святого Иоанна Златоустого при настоятеле иеросхимонахе Кирилле 1905 года». В июне 1999 года икона начала источать миро. В течение двух дней из глаз образа струились струйки мира. Позже икона мироточила, но уже не так обильно.

Касперовская икона Пресвятой Богородицы также источает миро. 27 февраля 2002 года девять струек мира текли от руки Богородицы, свитка и головы Иисуса.

В церкви находятся иконы с частицами мощей священномученика Петра (Зверева), преподобного Харитона Исповедника, ковчежец с частицами мощей святителей Воронежских Митрофана и Тихона и преподобных Кирилла и Марии Радонежских, в ризнице хранится пелена с гроба святителя Митрофана. В 2000 году Петра (Зверева) причислили к лику святых. 7 февраля 2004 года икона священномученика Петра (Зверева) с частицей мощей перенесена была в Алексиево-Акатов монастырь. В 2000 году Петра (Зверева) причислили к лику святых. При этом событии митрополит Сергий заметил: «Сегодня святитель Петр торжественно вошёл в свою резиденцию — Алексиево-Акатов монастырь. И верим, что он будет помогать и в наших делах по управлению Воронежской епархией: отцам — в их приходском служении, сестрам обители — в их монашеском делании, всем верующим — в их служении Богу и ближним и стремлении ко спасению. На примере святителя Петра, — подчеркнул Владыка, — мы должны поучиться самому важному, что необходимо нам, — вере в Бога, стоянию в Истине даже до смерти, — и нигде не бояться исповедовать Христа и православную веру».

Расписание богослужений

  • Лето: ежедневно в 7.30 и 17.00.
  • Зима: ежедневно 16.00 в зимний.
  • В праздники и воскресные дни: в 6.30 и 8.30.

Как добраться

Добраться до Алексеево-Акатова монастыря можно пешком по набережной Массалитинова, на автобусе — до остановки «Ул. Освобождения Труда».

Алексиево-Акатов женский монастырь г. Воронежа Епархиальные монастыри РПЦ

История

Воронежский Алексеево-Акатов монастырь основан в 1620 году по обету горожан в благодарность Господу за дарованную им победу над многочисленным войском литовцев и черкас (так называли в то время казачьи отряды, состоявшие на службе Польско-Литовского государства). Это событие совпало с днем памяти святителя Московского Алексия, поэтому храм, сначала деревянный, а впоследствии замененный каменным, и обитель были посвящены этому святому. Именование «Акатов» монастырь получил по названию местности, на которой был построен – «Акатовой поляны», представлявшей собой поросшую лесом возвышенность на берегу реки Воронеж.

Первым настоятелем монастыря был игумен Кирилл. Исторические сведения о монастыре весьма скудны. Известно, что первоначально жизнь в обители строилась на началах пустынножительства, но впоследствии был введен общежительный устав. В царствование императрицы Екатерины II монастырь был причислен ко II классу. Число его насельников всегда было невелико и не превышало 30-ти человек.

Жизнь братии монастыря протекала тихо и сокровенно, сведений о ней сохранилось немного. Известны имена настоятелей, но документальные свидетельства о них большей частью самые скудные. Так с начала XVIII века настоятели этой единственной тогда в городе мужской обители имели сан архимандрита. С 1796 года эта должность стала традиционно совмещаться с должностью ректора Духовной семинарии, а с 1842 года, после учреждения Острогожского викариатства, монастырь находился под управлением викарных епископов Острогожских (в 1842-1854 гг. и потом с 1867 г.).

Имена некоторых насельников монастыря заслуживают особенного внимания. Известно, что в Алексеевском монастыре в течение десяти лет подвязался иеросхимонах Агапит, бывший ранее келейником свт. Тихона, впоследствии – восстановитель старчества в Задонске. Некоторое время пребывал здесь и другой келейник святителя – Иван Ефимов. В Алексеевском монастыре начинал монашеский путь иеросхимонах Тихон (в миру — Михаил Кривской), ставший потом первым насельником и старцем Тихоновского скита вблизи Задонского монастыря.

Монастырь был закрыт весной 1931 года (официальная дата неизвестна, но к лету этого года монахов на Акатовой поляне не оставалось). Незадолго до закрытия обители здесь служили прославленные Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году бывший настоятелем монастыря в 1926 году архимандрит Иннокентий (Беда), настоятель монастыря в 1927-1930 годы архимандрит Тихон (Кречков), иеромонах Георгий (Пожаров), иеромонах Кирилл (Вязников), преподобноисповедник архимандрит Игнатий (Бирюков), священномученики Федор Яковлев и Сергий Гортинский. Последний его настоятель архимандрит Тихон (Кречков) вместе с другими священнослужителями и мирянами был расстрелян в окрестностях города 2 августа 1930 года.

После закрытия монастыря святое место на долгие годы было предано разорению и поруганию.

В 1989 г. Алексеево-Акатов монастырь был передан Воронежской епархии и в марте того же года начались восстановительные работы. В июле 1990 г. было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия II на открытие в Воронеже женского монастыря, которому был передан комплекс зданий Алексеево-Акатова монастыря.

4 ноября 1990 г. в возрожденной обители была совершена первая Божественная Литургия.

Первой настоятельницей монастыря была игумения Любовь (Якушкина М.В.). С 15 апреля 1992 года монастырем управляет игумения Варвара (Сажнева З.Ф.), одна из первых насельниц обители, принявших постриг в 1992 году и возведенная в сан игумении в 1993 году.

Главный храм обители – двухэтажный Алексеево-Владимирский собор. Первый каменный храм был посроен в 1674 году. Впоследствии он многократно перестраивался, а к середине XIX века обветшал и в 1879 году был разобран. Сохранившаяся шатровая колокольня, построенная одновременно с ним, сохранилась до наших дней. Новый двухэтажный храм строился в 1812-1819 годах по проекту губернского архитектора И.И. Волкова в стиле классицизма. Первоначально верхний храм был посвящен Воскресению Господню, а нижний освящен во имя свт. Московского Алексия. Поэтому историческое название название храма – Алексеево-Воскресенский. В настоящее время нижний храм освящен во имя Владимирской иконы Божией Матери, а верхний храм — во имя свт. Московского Алексия. Двухэтажный храм и старинная колокольня — историко-культурный памятник XVII-XIX вв. федерального значения.

Читайте также  Башня свободы в нью йорке

В 2015 году возобновлена церковь во имя прп. Сергия Радонежского, которая находилась в здании надвратной колокольни, построенной в 1879-1880 гг., и бывшая домовой церковью настоятеля. Здание надвратной колокольни сохранилось частично, верхний ярус со шпилем разрушены в 1930-е годы, и на уровне второго этажа завершено пятью главками. В настоящее время в Сергиевском храме служатся ранние Литургии в воскресные дни и двунадесятые праздники.

С 1999 года к монастырю приписана находящаяся за оградой обители Введенская церковь, построенная в 1780 г. – одна из красивейших в городе, является историко-культурным памятником XVIII в. федерального значения. Архитектурный облик ее несет явные черты школы Б. Растрелли. В настоящее время здание находится на реставрации, а до того в церкви совершались ранние Литургии, служились требы.

Ныне восстановлены все уцелевшие здания монастыря и построены новые: часовни (водосвятная – в 1992 году, в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» — в 2010 году, в честь новомучеников Алексеево-Акатова монастыря – в 2007 году).

Из святынь Алексеево-Акатова монастыря особенно почиталась чудотворная икона Божией Матери, именуемая Троеручицей, впоследствии в годы гонений, утраченная.

Главная святыня обители – икона Божией Матери «Живоносный Источник» афонского письма первой половины XIX в. Образ неоднократно мироточил: первый раз это чудесное явление было замечено 7 сентября 1992 г., накануне праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

Почитаются в монастыре иконы Пресвятой Богородицы «В скорбех и печалех Утешение» (также мироточившая), вмч. и целителя Пантелеимона (с частицей мощей), свт. Питирима Тамбовского (с частицей мощей), в 1997 г. эта икона чудесным образом обновилась. Среди святынь обители – иконы с частицами мощей: свт. Николая Чудотворца, прп. Серафима Саровского, свщм. Петра (Зверева), архиеп. Воронежского, вмц. Варвары, прп. Харитона Исповедника. В храмах монастыря находятся старинные иконы ап. Андрея Первозванного (XVII в.), Онуфрия Великого (XVII в.), праведного отрока Артемия Веркольского (XVIII в.), Иверская икона Божией Матери с клеймами (нач. XIX в.).

Драгоценными святынями обители являются ковчег с частицами мощей свт. Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и преподобных Кирилла и Марии Радонежских, а также три других ковчега с частицами мощей более 70-ти угодников Божиих, старинная Плащаница Спасителя, пелена с гроба свт. Митрофана Воронежского, часть камня, на котором молился прп. Серафим Саровский.

Особо следует сказать о некрополе монастыря, куда в 1993 году с Коминтерновского кладбища были перенесены честные останки архиереев, управлявших Воронежской Епархией в XVIII — нач. XX веков: митрополита Пахомия (Шпаковского), архиепископа Арсения (Москвина), архиепископа Серафима (Аретинского), Архиепископа Вениамина (Смирнова), архиепископа Анастасия (Добрадина). Достоверно известно, что здесь же погребен священномученик архиепископ Тихон (Никаноров). Могилы архиереев находились первоначально на кладбище Митрофановского монастыря, закрытого в 20-е годы и разрушенного в годы Великой Отечественной войны, а в 1956 году их останки были перенесены на Коминтерновское кладбище, году покоились до 1993 года. Вместе с Воронежскими владыками погребен епископ Гродненский и Брестский Паисий (Образцов), в последние годы живший в Воронеже на покое.

В 2009 году на кладбище Алексеево-Акатова монастыря были перенесены честные останки блаженной старицы Феоктисты Михайловны (Шульгиной), особенно почитаемой воронежцами. Каждую неделю по понедельникам на могилах праведницы и архипастырей воронежских служатся панихиды.

Богослужение совершается в монастыре ежедневно. Начало Божественной Литургии в будни – в 7.30 ч. В воскресные дни, двунадесятые праздники и поминальные родительские субботы служатся две Литургии: ранняя – с 6.00 ч., поздняя – с 8.30 ч. Начало вечернего Богослужения (вечерня, утреня) – в 17.00 ч.

Ежедневно в обители совершается Божественная Литургия, возносится молитва «за град и люди». Священнослужители монастыря совершают церковные Таинства, произносят проповеди, духовно окормляют прихожан. Сестры обители читают Неусыпаемую Псалтирь с поминовением живых и усопших.

Проводятся экскурсии для иногородних поломников и жителей города, знакомящие с историей монастыря на фоне церковной истории края, касающиеся и духовно-нравственных вопросов современной жизни.

Местная религиозная организация Алексеево-Акатов женский Епархиальный монастырь


г. Воронежа религиозной организации «Воронежская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»


Игумения монастыря – игумения Варвара (Сажнева З.Ф.)


394036, г. Воронеж, ул. Освобождение труда, 1-в

телефон/факс: +7(4732) 55-18-24


ОГРН 1033692003630; ИНН 3666060209; КПП 366601001


Р/С 40703810413000071167 в Центрально-Черноземном банке ПАО Сбербанка г. Воронеж; Кор. сч. 30101810600000000681; БИК 042007681


ОКВЭД 94.91; ОКПО 42615939

Алексиевский Акатов женский монастырь

Алексеево-Акатов женский монастырь (первоначально мужской) — один из старейших монастырей Воронежского края. Находится в частном секторе около водохранилища, недалеко от Чернавского моста.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Храмы
  • 4 Святыни
  • 5 Престольные праздники
  • 6 Фото
  • 7 Видео
  • 8 Как добраться
  • 9 Паломнику

История [ править ]

Алексиево-Акатов монастырь, один из старейших монастырей Воронежской епархии, был основан в 1620 году по обету горожан, в благодарность за дарованную им победу над многочисленным войском литовцев и черкас. Сражение это пришлось на день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, которому и был посвящен храм обители. Основателем обители и первым настоятелем стал игумен Кирилл, двадцатью годами ранее (в 1600 году) основавший в Воронеже монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монастырь был устроен на началах пустынножительства, о чем свидетельствует и старинный документ – так называемая сказка игумена Феодосия, в которой обитель именуется не иначе, как «новой пустынью Олексея Митрополита Московского Чудотворца». За короткое время были построены церковь («древена клецки»), келья игумена и четыре кельи для старцев – также деревянные.

Первоначально братство состояло из семи монахов, включая настоятеля (история сохранила их имена: игумен Кирилл, «черный поп» Иосиф, старцы-монахи Савватий, Феодосий, Авраамий, Никон и Лаврентий). Впоследствии число насельников несколько увеличилось, особенно после упразднения Успенского монастыря, который в недолгий, но памятный период пребывания в Воронеже императора Петра I оказался в крайне стесненных обстоятельствах, в непосредственной близости с судоверфями. На протяжении всего XVII – начала XIX века. Алексиево-Акатов монастырь оставался единственной в городе мужской обителью. С того времени настоятели его имели сан архимандрита.

С именем одного из них – архимандрита Никанора – связано появление в Алексиевском монастыре главной его святыни – чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица», привезенной из Новоиерусалимского Воскресенского монастыря, где архимандрит Никанор начинал свой монашеский путь и в последние годы был настоятелем. Икона эта, представлявшая собой список с древнего образа, была особенно любима воронежцами, верившими в ее чудодейственную силу.

В царствование императрицы Екатерины II, резко сократившей число монастырей, Алексиевский монастырь был отнесен ко второму классу. По штату ему полагалось 17 человек. За монастырем были оставлены восемь десятин земли и озеро для рыбной ловли.

Сведения об Алексиево-Акатовом монастыре в XVIII–XIX веках касаются более внешней, официальной стороны его жизни. Наиболее известны труды настоятелей по строительству и благоукрашению обители, их духовно-просветительская деятельность (с 1796 года эта должность традиционно стала совмещаться с должностью ректора духовной семинарии; с 1742 года монастырь был под управлением викарных епископов Острогожских). Архимандритом Иларионом (Боголюбовым) было составлено «Описание Воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря» (1859), наиболее полное для своего времени.

Конец XIX века отмечен особенным расцветом просветительской деятельности в стенах обители, во многом благодаря трудам ее настоятеля Преосвященного Владимира (Соколовского), имевшего большой миссионерский и педагогический опыт. В это время при монастыре действовал Епархиальный училищный совет и Епархиальный комитет Православного Миссионерского общества, размещалась учительская и регентская школа, проводились воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами, был создан прекрасный хор мальчиков (их обучению уделял немало внимания сам Владыка Владимир).

На протяжении XVIII–XIX веков обитель продолжала строиться и благоукрашаться. В 1804–1819 годах была построена двухэтажная каменная церковь, сохранившаяся и ныне действующая. Нижний храм был освящен в 1812 году во имя святителя Алексия (в настоящее время – в честь Владимирской иконы Божией Матери), верхний – в 1819 году в честь Воскресения Христова (ныне – во имя святителя Алексия). Строительство велось по проекту губернского архитектора И. Волкова на пожертвования купеческой вдовы Евдокии Аникеевой. Прежний, также каменный, храм был разобран в 70-е годы XIX века. Колокольня, оставшаяся от него, в настоящее время является самой древней постройкой в Воронеже (1674).

Огненные испытания, выпавшие на долю Русской Церкви в ХХ веке, не миновали Алексиевского монастыря. Ранее малоизвестный, он в 20-е годы, когда многие храмы в Воронеже были закрыты или заняты раскольниками-обновленцами, на некоторое время становится центром духовной жизни города, местом пребывания епархиального архиерея. Здесь жил и был погребен в 1926 году митрополит Владимир (Шимкович), смиренный старец-архипастырь, стойкий защитник Православия пред лицом богоборческой власти.

Летом 1931 года Алексиево-Акатов монастырь был закрыт. Все имущество монастыря, богослужебная утварь, чтимые иконы (в том числе чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Троеручица»), библиотека и архив были изъяты и исчезли бесследно. Храм и другие монастырские здания использовались различным, нередко самым неподобающим образом. В разное время здесь были жилые квартиры, художественные мастерские, склады, конюшни. Надругательству подвергались могилы на монастырском кладбище, впоследствии сровненном с землей и заросшем бурьяном. Над этой печальной картиной запустения возвышалась старинная колокольня, еще в 70-е годы взятая под охрану как исторический памятник и в 1986 году частично отреставрированная.

Восстановительные работы начались здесь с 1990 года, после передачи монастыря Воронежской епархии. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II на этом месте была открыта женская обитель. 4 ноября 1990 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, в храме возобновленного монастыря была отслужена первая Божественная литургия. 4 января 1992 года был совершен первый постриг десяти сестер, в том числе монахини Варвары (Сажневой), в апреле того же года ставшей настоятельницей и в апреле 1993 года возведенной в сан игумении.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время в обители в трудах и молитвах служат Господу более пятидесяти сестер. Несколько инокинь постоянно живут и трудятся на хозяйственном подворье монастыря, расположенном недалеко от города, где с любовью ухаживают за коровами, телятами и домашней птицей. В сельской местности имеется участок земли, куда сестры выезжают на сезонные работы. С 1994 года в обители существует детская воскресная школа, в которой занимаются дети от 5 до 15 лет. Сестры преподают им Закон Божий, церковнославянский язык, основы живописи и церковного пения.

На территории монастыря восстановлены все уцелевшие здания (храм, колокольня), построены келейные корпуса, трапезная, часовня для водосвятных молебнов и часовня в честь новомучеников Воронежских с мозаичными иконами. Взамен утраченных храмовых росписей были выполнены новые. Вначале группой воронежских иконописцев под руководством Вадима Гладышева был расписан нижний храм. Несколько лет продолжалась работа над росписью верхнего храма, выполненной в технике фрески елецким иконописцем Владимиром Марченко. По завершении работ храм был вновь освящен Высокопреосвященнейшим Сергием, митрополитом Воронежским и Борисоглебским, в день памяти святителя Антония (Смирницкого), прославленного в лике местночтимых святых в 2003 году.

В 1999 году Алексиевскому монастырю была передана Введенская церковь (в прошлом, до закрытия, приходская), одна из красивейших церквей Воронежа. В настоящее время обитель святителя Алексия принимает множество богомольцев, приезжающих из разных мест поклониться воронежским святыням.

Храмы [ править ]

  • Собор Алексия, митрополита Московского
  • Церковь Сергия Радонежского
  • Церковь иконы Божией Матери «Знамение»
  • Часовня иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
  • Часовня Новомучеников Алексеевского Акатова монастыря
  • Часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»
Читайте также  Монастырь ганина яма

Легенды Воронежа. Алексеевский Акатов монастырь

Легенды Воронежа. Алексеевский Акатов монастырь

РИА «Воронеж» запустило новый проект – «Легенды Воронежа». Корреспондент Мария Андреева вместе с известными краеведами побывает в самых необычных местах Воронежа, узнает, какими легендами окутаны городские достопримечательности, и попытается отделить правду от вымысла.

Алексеевский Акатов монастырь своим появлением, как ни удивительно, обязан захватчикам. В 1620 году жители недавно основанной воронежской крепости смогли отбить нападение врагов – «литовцев и черкас». За свои уцелевшие жизни воронежцы поблагодарили Бога возведением монастыря.

Победное сражение произошло в день памяти митрополита Алексия, впоследствии признанного святым – поэтому новому монастырю дали имя «Алексеевский», и с тех пор один из его главных праздников – день памяти святого, который отмечается 25 февраля.

Вторая часть названия обители произошла от места, где ее построили: на «окате» – заросшей поляне на берегу реки, вдали от стоящей на горе крепости. Впоследствии «Окатов» незаметно превратился в «Акатов».

Поначалу мужской Алексеевский монастырь был младшим и бедным братом монастыря Успенского, но к середине XVII века разбогател – имел крепостных, деревни и земли. На солидные доходы в 1674 году монастырь построил первую в Воронеже каменную церковь, освятив ее в честь митрополита Алексия. Колокольня церкви сохранилась и до наших дней – сейчас это самое старое каменное здание Воронежа.

А потом в Воронеж приехал Петр I и все кардинально изменил.

Петр в 1700-1701 году издает указ о переселении коренных жителей, преимущественно торговцев, из городского посада к Акатову монастырю. Таким образом, в начале XVIII века здесь образовалось городское предместье, получившее название Акатовского или Акатова,

Ольга Рудева

краевед, основатель сообщества «Воронеж. Пешком»

Недавняя глухомань на долгое время стала центром города, где находились оба воронежских монастыря – мужской Алексеевский Акатов и Покровский девичий. Здесь же проходила главная улица города – Большая Девическая (шла к женской обители), ныне это улица Сакко и Ванцетти. Именно тут появились первые школа, типография и библиотека. На этой территории предпочитали селиться богачи. В народе предместье Акатово прозвали Девичком – по имени девичьего Покровского монастыря.

В 1764 году Екатерина II постановила сократить число монастырей и перевести их вотчины в государственные, а оставшиеся содержать за счет казны. Алексеевский монастырь признали значимым и не закрыли. Документы 1770 года сохранили интересные детали: Алексеевскому Акатову монастырю полагалось 1312 рублей в год, из них 300 уходило на пропитание и жалование архимандриту, 250 рублей – на починку монастырских строений, 30 рублей – на пиво. Пономарь зарабатывал 10 рублей в год.

В начале XIX века в монастыре прошла большая перестройка. Старинную кирпичную церковь 1674 года снесли, оставив от нее лишь колокольню. Рядом в 1804 году начали возводить двухэтажный каменный храм. Строительство велось на большие пожертвования купеческой вдовы Авдотьи Аникеевой. Аникеева то и дело жаловалась на подрядчика Богданова губернатору. Например, в 1805 году в церкви обвалился карниз. Официальной причиной было отступление от архитектурного плана. Но религиозные жители Акатова предместья шептались: во всем виноват Богданов, заставивший рабочих делать кладку в праздничный день. На это указывала в жалобе губернатору и вдова Аникеева.

В революционные годы начала ХХ века обитель какое-то время жила относительно спокойно. Первый удар по православию в Воронеже принял на себя Митрофановский монастырь. Когда тот закрыли, центром православной жизни в городе стал Акатов монастырь, чему способствовали его святые отцы – Петр (Зверев), Иннокентий (Беда), Алексий (Буй), Тихон (Кречков). Большинство из них арестовали и затем либо расстреляли, либо сослали в лагеря, где они погибли. Спустя годы после распада Советского Союза некоторых священников признали новомучениками, а в Акатовом монастыре под конец ХХ века появились часовни в их честь.

Как монастырь Акатова обитель закрылась в 1931 году. Нового предназначения ее помещения так и не получили. Они устояли даже в годы Великой Отечественной, несмотря на то, что и немецкие, и советские войска корректировали огонь по самым высоким зданиям города, а потому обе стороны старались такие «маяки» уничтожить. Но даже возвышающаяся над окрестностями колокольня 1674 года уцелела. После освобождения Воронежа маленькие монастырские кельи использовали как жилье – иного в разрушенном городе зачастую просто не было.

В послевоенные годы, когда город строился, на Девичке все чаще стали передавать из уст в уста рассказы о внезапно разбогатевших соседях. Легенда о найденном кладе – одна из самых распространенных.

Легенда имеет под собой самые что ни на есть твердые основания. Здесь определенно должны быть клады. Правда, какие – вопрос. Ведь все по-своему понимают слово «клад»,

Ольга Рудева

В поздние советские годы Акатов монастырь игнорировали: не восстанавливали, но и не разрушали.

– Мы сюда любили ходить гулять с детьми на свежем воздухе. В 80-е годы храм был поврежден, в привратной церкви работал хлебный магазин. Я помню, как первый раз вошла внутрь главного храма. Окон, естественно, не было, на стенах у ростовых фресок сколоты лица и руки. Я тогда думала: «Кто же это сделал? То ли на поклонение, то ли в антирелигиозных целях». Скорее всего, второе. Монастырь был в ужасном состоянии, казалось, вот-вот рухнет. Но даже тогда он продолжал служить людям. Тут, на стенах алтарной апсиды, тренировались альпинисты. Бывало, едешь по Чернавскому мосту и видишь, как по стене храма движутся маленькие фигурки людей, – вспомнила Ольга Рудева.

В 1989 году здания обители вернули Русской православной церкви. Возрожденный Алексеевский Акатов монастырь стал женским. В 90-х на его территории перезахоронили останки почитаемых священников, блаженной Феоктисты и некоторых уважаемых воронежцев.

АЛЕКСЕЕВО-АКАТОВ МОНАСТЫРЬ

Алексеево-Акатов монастырь. Фото 2007 г. с сайта Sobory.ru

Воронежский Акатов женский монастырь во имя святителя Алексия Московского Воронежской епархии

Становление монастыря

Монастырь был основан игуменом Кириллом в 1620 году как мужская обитель во имя святителя Алексия, митрополита Московского, в Воронеже, на правом берегу реки Воронеж. Ранее игумен Кирилл уже основал мужской Воронежский Успенский монастырь. Новая обитель была создана по обету горожан и посвящена святителю Алексию т.к. в день его памяти в 1620 году от города был отбит набег литовских и черкесских отрядов. Монастырь строился на Акатовой поляне, давшей своё имя монастярю, — в то время это была безлюдная поляна на покрытой лесом возвышенности в двух верстах от города.

В Акатовом монастыре трудами игумена Кирилла были построены деревянные храм во имя свт. Алексия Московского, кельи для игумена и братии. В документах 1620-30-х годов монастырь именовался пустынью, а с 1632 года одновременно Успенским и Акатовым монастырями управлял игумен Феодосий. В последующие годы Акатова обитель стала монастырём и имела собстенных настоятелей. В 1674 году в Акатовом монастыре был возведен первый в Воронеже каменный храм с колокольней во имя святителя Алексия Московского.

В 1700 году в связи с устройством корабельных верфей на реке Воронеж указом царя Петра I Воронежский Успенский монастырь был упразднен, а его братия и имущество переведены в Акатов монастырь, который стал управляться архимандритами.

Синодальный период

При архимандрите Ефреме (1744-1749) к соборному храму был надстроен 2-й этаж, в котором освящена церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделом во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

При секуляризационной реформе в 1764 году, по новым монастырским штатам, обитель была отнесена к второклассным.

При архимандрите Сампсоне (1750-1762, 1767-1793) в монастыре были построены каменные настоятельский корпус, трапезная, хлебная, кельи, ограда. При его наследнике, архимандрите Амвросии, был перестроен Алексеевский храм.

В начале XIX века в монастыре была устроена больница, в которую поступали насельники монастырей Воронежской епархии. В 1804-1819 годах по проекту архитектора И. И. Волкова на пожертвования купеческой вдовы А. В. Аникеевой был возведен новый двухэтажный Алексиевский храм: верхний ярус был освящен в 1819 году в честь Воскресения Христова, нижний — в 1812 году во имя святителя Алексия. Старый Алексиевский храм существовал одновременно с новым до 1879 года.

С 1841 года Акатов монастырь стал резиденцией Острогожских викариев, а в период упразднения Острогожского викариатства в 1853-1867 годах — управлялся архимандритами, ректорами Воронежской духовной семинарии.

Во второй половине XIX века в Акатовом монастыре под председательством викарного епископа работала епархиальная комиссия Православного миссионерского общества.

В 1879-1880 годах в монастыре была возведена надвратная четырехъярусная колокольня высотой в 49 м., в нижнем этаже которой располагались зал, где начиная с 1896 года по инициативе Острожского епископа Владимира проводились воскресные просветительские чтения для народа. Вообще под руководством владыки Владимира монастырь стал просветительским центром — здесь действовал епархиальный училищный совет, размещалась учительская и регентская школа, был создан прекрасный хор мальчиков.

В нижнем зале колокольни расположился крестовый храм настоятелей во имя преподобного Сергия Радонежского, освященный в 1903 году.

Служение епископа Иосифа (1897-1900) отличалось активной благотворительностью монастыря. В начале XX века к обители была приписана часовня на Староконной площади Воронежа, построенная в 1893 году.

В Алексеевском храме находились почитаемые в обители иконы Божией Матери «Троеручица», точный список Новоиерусалимского образа, принесенный в Акатов монастырь архимандритом Никанором, и «Живоносный Источник» с частицами мощей святых.

Эпоха гонений

В середине 1920-х годов Акатов монастырь, где тогда служил и проповедовал архиепископ Петр (Зверев), стал духовным центром Воронежа. Осенью 1926 года архиепископ Петр и назначенный им настоятель монастыря архимандрит Иннокентий (Беда) были арестованы. Последний архимандрит Акатова монастыря священномученик Тихон (Кречков), настоятель монастырской церкви священномученик Феодор Яковлев и другие насельники были расстреляны в 1930 году. В январе 1930 года был запрещен ежедневный колокольный звон, а летом 1931 года закрыты храмы обители, было снесено монастырское кладбище, святыни и имущество расхищены. По сведениям М. Польского [2], на первом этаже соборного храма устроили гараж.

Во время оккупации Воронежа немецкими войсками (с 5 июля 1942 по 5 января 1943) часть зданий обители была разрушена, уцелевшие помещения заняты оставшимися без жилья горожанами, часть — отдана под мастерские, склады, конюшню. Позже территория обители была превращена в свалку. В 1970 году сохранившиеся полуразрушенный Алексиевский и Сергиевский крестовый храмы и шатровую колокольню XVII века передали Воронежскому краеведческому музею. В 1986 году колокольня 1674 года, на то время древнейшая постройка Воронежа, была частично восстановлена областной реставрационной мастерской.

Возрождение монастыря

Алексеево-Акатов монастырь

В 1989 году Акатов монастырь был возвращен Воронежской епархии. 20 июля 1990 года последовало Синодальное решение о его восстановлении, а 4 ноября того же года монастырь был открыт как женский. Вскоре был восстановлен двухэтажный Алексиевский храм: верхний, бывший Воскресенский, был освящен 4 ноября 1990 года во имя святителя Алексия Московского, а нижний, бывший Алексиевский, — 21 ноября 1991 года в честь Владимирской иконы Божией Матери. Также были восстановлены шатровая и надвратная колокольни. Затем были построены часовня для водосвятных молебнов и часовня во имя новомучеников Воронежских с мозаичными иконами, двухэтажный келейный и гостиничный корпуса, дом для паломников, большая сестринская трапезная, просфорная, теплица, реставрационная, иконописная, швейная и деревообрабатывающая мастерские, гаражи, технические помещения. Насельницами выполнены росписи в трапезной, создан иконостас. Несколько лет продолжалась работа над росписью верхнего храма, выполненной в технике фрески елецким иконописцем Владимиром Марченко.

В 1992-2000 годах в Акатовом монастыре было засвидетельствовано обильное мироточение и обновление икон, особо почитаемых в Воронежской епархии: Божией Матери «Живоносный Источник» афонского письма; великомученика Пантелеимона; святителей Митрофана и Тихона Воронежских; Питирима Тамбовского.

С 1994 года при монастыре имеются детская воскресная школа. Также есть благотворительная столовая, сельскохозяйственное подворье близ города. В 1999 году Алексиевскому монастырю была передана Введенская церковь (в прошлом, до закрытия, приходская), одна из красивейших церквей города. 17 сентября 2007 года, в день празднования Собора Воронежских святых, в обители была освящена часовня в честь новомучеников Алексиево-Акатова монастыря: священномучеников Петра (Зверева), Иннокентия (Беды), Космы (Вязникова), Тихона (Кречкова) и Георгия (Пожарова).

Устроено монастырское кладбище, куда в 1993 году были перенесены с городского кладбища останки Воронежских архиереев XVIII-XX веков: Пахомия (Шпаковского), Арсения (Москвина), Серафима (Аретинского), Вениамина (Смирнова), Анастасия (Добрадина), священномученика Тихона (Никанорова). В архиерейском некрополе под спудом предположительно находятся мощи святителя Воронежского Антония (Смирницкого), а под полом нижнего храма соборной церкви — также останки Воронежского митрополита Владимира (Шимковича). 9 августа 2009 года мощи священномученика Петра (Зверева), за исключением честной главы, были также перенесены в Акатов монастырь.

Статистика

  • ок. 1620 — 7 монахов, включая настоятеля
  • 1764 — по духовным штатом полагалось 17 человек; за монастырем были оставлены 8 дес. земли и озеро для рыбной ловли
  • 1780 — 16 монахов
  • 1866 — 40 человек братии (архимандрит, 5 иеромонахов, 3 вдовых священника, 3 иеродиакона, 1 вдовый дьякон, 4 монаха, 23 послушника) [3]
  • Нач. XX в. — не более 30 насельников; обители принадлежало 8 дес. земли с озером
  • ок. сер. 2000-х — 3 священника, 2 диакона, 50 сестер, 30 послушниц

Настоятели

  • Кирилл (1621 — 1632)
  • Феодосий (Протопопов)[4] (1632 — ?) одновременно настоятель Воронежского Успенского монастыря
  • Ефрем I (упом. 1647) [5]
  • Павел I (упом. 1651)
  • Иона
  • Иосиф I (Варяинов) (упом. 1653 — упом.1666) [4]
  • Корнилий (упом. 1673 — упом. 1676)
  • Питирим (упом 1678 — упом. 1680)
  • Иосиф II (упом. 1686 — упом. 1688)
  • Павел II (упом. 1690 — упом. 1698)
  • Никанор (1702 — 1706) [6]
  • Иоасаф (упом. 1712) [7]
  • Ефрем II, в схиме Евгений (1744 — 1749)
  • Сампсон (1750 — 1762)
  • Гервасий (Линцевский) (1764 — ок. 24 марта 1768)
  • Сампсон, 2-й раз (ок. 1767 — 1793)
  • Амвросий (Келембет) (22 марта 1793 — 29 декабря 1796)
  • Иустин (Трипольский) (22 июня 1797 — 1807)
  • Афанасий (Савинский) (1807 — 22 декабря 1811) [8]
    • Самуил (Стебловский) (декабрь 1811 — февраль 1812) и/о
  • Мефодий (Орлов-Соколов) (13 февраля 1812 — 1826)
  • Филадельф (Пузино) (22 июля 1826 — 1829)
  • Иннокентий (Соколов) (1829 — 1834) [9]
  • Варлаам (Успенский) (10 марта 1834 — 4 мая 1837)
  • Елпидифор (Бенедиктов) (21 мая 1837 — 1 марта 1848)
  • Иларион (Боголюбов) (27 мая 1854 — 12 января 1861) архим. [10]
  • Феодосий (Шаповаленко) (12 января 1861 — 28 августа 1863)
  • Феодосий (Макаревский) (28 августа 1863 — 28 января 1867)
  • Сщмч. Тихон (Кречков) (1924 — 30 января 1930)
  • Прмч. Иннокентий (Беда) (вторая пол. января 1926 [11] — 17 декабря 1926 [12])
  • Любовь (Якушкина) (1990 — 15 апреля 1992)
  • Варвара (Сажнева) (с 15 апреля 1992)

Литература

  • Болховитинов Е. А., Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии, Воронеж, 1800, 66-69.
  • Иларион (Боголюбов), архим., Описание воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря, Воронеж, 1859.
  • Яворский Ф. К., «Алексеевский Акатов монастырь,» Воронежские ЕВ, 1869, № 9, 373-382; № 10, 410-424; № 11, 448-464; № 12, 481-497; № 13, 517-528; № 14, 558-570.
  • Димитрий (Самбикин), архим., Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии, Воронеж, 1884, вып. 1, 44-45; вып. 2, 207-213.
  • Зверев С. Е., «Историческое известие об основании воронежского Алексеевского монастыря,» Воронежские ЕВ, 1892, № 21, 842-847.
  • [Поликарпов, Н. И.], «Воронежский Алексеевский Акатов монастырь и находящаяся в нем чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Троеручица»,» Воронежская старина, 1909, вып. 8, прил., 183-213.
  • Успенский Ю. И., Старый Воронеж, Воронеж, 1922, 30-32.
  • Акиньшин А. Н., Храмы Воронежа, Воронеж, 1994, 103-113.
  • Мирошкина В., «Мироточие икон: верующим подкрепление, сомневающимся вразумление,» Воронеж-Липецк православный, 1997, № 8 (8), 3.

Использованные материалы

  • Митрофан (Шкурин), иером., «Акатов во имя святителя Алексия женский монастырь,» Православная энциклопедия, т. 1, 370-371:
    • http://www.pravenc.ru/text/63812.html
  • Страница официального сайта Воронежской епархии:
    • http://www.vob.ru/
  • Яворский Федор, «Алексеевский Акатов монастырь,» Воронежские епархиальные ведомости, № 11, неофиц. отдел, 461.

[1] Указывается также ул. Освобождения труда — возможно прежнее название улицы.

[2] Он обычно пользовался просочившимися из России рассказами очевидцев.

[3] Воронежские Епархиальные ведомости, 1866, 1 марта, № 5, стр. 107

[4] Никольский П. В., Монашество на Дону. Глава II. Возникновение и первоначальное существование монастырей // Воронежская Старина, Воронеж, 1907, Вып. № 6, с. 90.

[5] Яворский Федор, «Алексеексеевский Акатов монастырь,» Воронежские епархиальные ведомости, 1869, № 12, неофиц. отдел, 495.

[6] Возглавил 4 декабря 1703 года погребение святителя Митрофана Воронежского.

[8] Воронежские епархиальные ведомости, 1885, №12, неофиц. часть, с. 470

[9] Составитель жития святителя Митрофана Воронежского.

[10] Церковная летопись «Духовной беседы» на 1861 год, 4 февраля 1861, С. 67: http://books.google.com/books?id=tRs3hPEMCpYC&pg=PA67

[11] Назначение архиеп. Петра (Зверева) на Воронежскую кафедру

Отзыв: Алексеево-Акатов женский монастырь (Россия, Воронеж) — Великолепный монастырский комплекс нашего города!

Всем доброго вечера.

Вот и закончились майские праздники, прошли парады победы, в молчаливом строю прошли живые и мёртвые, чтя память павших, отгремели залпы салютов, а я восстановил ещё один пробел культурно-исторического наследия. И в этот раз я не ездил даже за пределы города, а побывал в весьма известном для Воронежцев месте, но обойдённом вниманием по крайне мере здесь, на сайте «отзовик». Конечно есть некоторые упоминания жителями и гостями города Алексеево-Акатова женского монастыря, но вот что бы подробно, с чувством, толком, расстановкой не видел:) И признаться, сам я, живя в городе к своему стыду только вот сей час посетил это прекрасное место. А оно не простое, и заслуживает особого внимания, и не потому что пережило ни одно лихолетье, а ведь это самое древнее, историческое место нашего города! И вот, после посещения этого исторически-архитектурного комплекса я хочу сказать пару слов.

Прежде всего немного истории, без неё ни как, возможно не так много Воронежцев знают это, потому я расскажу. Появление Алексеево-Акатова монастыря было обусловлено ратным подвигом наших предков. В далёком, 1617 году, когда Русь медленно отходила от смуты, и по окраинам ещё рыскали шайки разбойников, да и соседи с Речи Посполитой не прочь были разорить пограбить пограничный город, тогда, в феврале, на память святителя Алексея к городу подступил польско-литовский отряд.

Ни много ни мало но более 5000 хорошо вооружённых солдат, с пушками, осадными лестницами окружили город-крепость. Но наши предки не сробели, воеводы Пронский и Лодыгин собрали всех, кто мог стать на защиту родного города, а это 971 человек, казаки, стрельцы, пушкари, торговцы, ремесленники, и те, кто мог держать пищаль в руках, встретили врага. Штурм города начался по всем правилам ведения войны того времени. Обстреляв крепость из пушек, осаждающие неся перед сбой большие щиты, пошли в атаку. Они под стены складывали хворост и поджигали, мушкетёры стреляли по всем, кто появлялся в бойницах, а противник подносил длинные осадные лестницы. Ни свист пуль, ни черный, выедающих глаза дым, ни огонь не испугали Воронежцев.

Они дружно ответили из всего оружия, а когда враги полезли вверх, камни, кипяток, брёвна, стрелы обрушились на головы нападающих. Весь день кипело сражение, но защитники сделали успешную вылазку и взяли пленных. На следующий день, как в старые времена, воевода вывел воинов из города и ударил на врага, поляки и литовцы не выдержали атаки и бежали. Город выстоял!

Воронежцы дали обет, что поставят храм в честь победы над врагом. И вот спустя пять лет, в 1622 году в двух верстах от города, на Акатовой поляне был поставлен Алексеевский храм! (Однако официально считается дата 1620 год). Так возник Алексеево-Акатов монастырь, на поляне, в густом лесу в отдалении от города. Первым настоятелем Акатова монастыря стал игумен Кирилл. Изначально Алексеева церковь была деревянной. Но после лес стал вырубаться, появились дома, распахивались поля, монастырь рос, богател, славился своими сенокосами и рыбными ловлями. Благодаря активному промыслу в 1674 году здесь была поставлена первая в городе каменная церковь.

В последующем монастырь только расширялся и развивался. Стали появляться новые постройки, росли храмы, появились свои святыни. Одна из них копия иконы Божией Матери Троеручицы. Но как и многие церковные обители, так и монастырь коснулись тяжкие времена. И если революцию он пережил, хотя лишился всех своих богатств, но вот 1930-е годы стали для него роковыми, были расстреляны архимандрит Тихон, иеромонахи Георгий и Косма. Рабочие потребовали закрыть монастырь, и летом 1931 года он прекратил свою деятельность. Но и этого было мало, во время фашистской оккупации монастырь горел, разрушался, а всё что осталось, после освобождения было использовано под жильё.

В 1970-х года монастырь передали в ведение краеведческого музея, в 1980-х началось возрождение, реставрационные работы. И вот в 1989 году монастырь возвращён епархии, а 4 ноября 1990 года он снова открыт, но как женский и живёт до сих пор. И как Вы видите, стал красавцем!

Мы были здесь с супругой, и скажу, что не просто умиротворили душу, но и отдохнули телом. Глаз радовался красоте зданий, но и сама территория не выглядит строгим монашеским двором, ни мало парков позавидуют, как всё здесь обустроено. Дорожки, беседки, современные часовни, скамейки утопают в зелени:

Стройные кипарисы, черёмуха, ели украшают территорию:

А вот например можно посидеть у фонтанчика, в тени деревьев, слушая журчание воды.

Часовеньки в основном современные, но всё создаётся в стиле всего монастырского комплекса и гармонично вписывается в архитектурный ансамбль.

Есть здесь и место упокоение послушниц монастыря, под вечер на каждой плите зажигаются лампадки.

Могилы известных святых земли Воронежской, например Тихона архиепископа Воронежского и Задонского:

Учёного, Цвет Михаила Семёновича, русского ботаник-физиолога и биохимика растений:

Кстати имеется на территории и туалет, весьма сочетающейся со всеми строениями:

даже охранное помещение смотрится как само собой разумеющиеся. Подле кстати небольшой водопадик с озерцом, там даже рыбки плавают:

Основой монастыря является двухэтажный храм, памятник архитектуры XIX века, нижний храм освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери, верхний — в честь святителя Алексия, Митрополита Московского и Всея Руси, чудотворца.

Есть здесь часовня «Утоли моя печали. » и часовня в память новомученников, создана в 2007 году. Кстати с территории монастыря открывается прекрасный вид на «Воронежское море»

но ближе подойти нельзя, здесь кельи монахинь, посторонним вход воспрещён:

Мы продолжаем любоваться архитектурой монастыря:

А это самое старое здание нашего города, колокольня, построена в 1674 году.

Кстати, мы шли в монастырь со стороны водохранилища, хотя знали, что вход сверху, и мы оказались на верном пути, ища другой вход, он есть, но закрыт:). И нам пришлось обходить весь монастырь, но зато мы посмотрели внешние стены комплекса. Я сделал пару снимков башен, как видите реставрация их только начинается. Учитывая то, что сей час внутри сделано, надеюсь и внешне монастырь будет великолепен.

Вот так мы с супругой посетили Алексево-Акатов женский монастырь. Вход сюда бесплатный, правда внутри храма фотографировать нельзя. В остальном полная свобода,

ещё раз хочется отметить красоту парка, преклоняюсь перед дизайнерами:

Я действительно не просто посетил исторически-архитектурный памятник, но ещё получил глубокое удовлетворение от этого прекрасного места!

Жаль, что не дошёл сюда раньше, хотя всё наверное должно быть в своё время и видимо оно пришло! И вот под умиротворённое журчание воды мы покидаем это святое место:

Источник: four-rooms.ru

Читайте также  Государственный дарвиновский музей
Путешествуй самостоятельно