Зеркальный зал дворца белосельских белозерских
- Дворец Белосельских-Белозерских: история, легенды и мифы, настоящее время
- История шедевра
- Новый дворец Белосельских-Белозерских
- Интерьеры дворца
- Дворец Белосельских-Белозерских – центр светской жизни города
- Дворец Белосельских-Белозерских в начале ХХ века
- Дворец Белосельских-Белозерских в советский период
- Дворец Белосельских-Белозерских в современный период
- Дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге
- Белосельский-Белозерский дворец: история
- Хозяева дворца
- Архитектура здания
- Интерьеры и внутреннее убранство
- Залы дворца Белосельских-Белозерских
- Мифы и легенды
- Дворец в Советское время
- Дворец в наши дни
- Адрес и как добраться?
- Дворец Белосельских-Белозерских: как добраться, история, фото
- Как добраться на метро
- Немного истории
- Экскурсия по дворцу
- Дворец Белосельских-Белозерских
- Афиша Дворца Белосельских-Белозерских на Август 2021
- Купить билеты
- Залы Дворца Белосельских-Белозерских
- Экскурсии
- История
- Как добраться
- Дворец Белосельских-Белозерских
- Дворец Белосельских-Белозерских
- Сэкономь на путешествии!
- История строительства
- Дворец Белосельских-Белозерских и его владельцы
- Дворец сегодня
- Интересные факты и мифы, связанные с дворцом
- Полезная информация
- Как добраться
- Дворец Белосельских-Белозерских
Дворец Белосельских-Белозерских: история, легенды и мифы, настоящее время
- История шедевра
- Новый дворец Белосельских-Белозерских
- Интерьеры дворца
- Дворец Белосельских-Белозерских – центр светской жизни города
- Дворец Белосельских-Белозерских в начале ХХ века
- Дворец Белосельских-Белозерских в советский период
- Дворец Белосельских-Белозерских в современный период
- Интерактивная карта дворца
На Невском проспекте, в месте пересечения его с рекой Фонтанкой, возвышается великолепный дворец Белосельских-Белозерских — одно из самых ярких и узнаваемых зданий Санкт-Петербурга. Его роскошные интерьеры своим блеском достойны императорских резиденций.
История шедевра
История здания берет свое начало с петровских времен. Тогда, сразу после основания Санкт-Петербурга государь щедрой рукой раздавал земли своим соратникам в окрестностях новой столицы. Удостоились этой чести и участки, расположенные вдоль реки Фонтанки.
В начальный период застройки северной столицы Невский проспект еще не существовал, как таковой, и берега рек были единственными ориентирами для определения будущих улиц.
Интересно! Название Невский проспект было принято в 1781 году. В петровские времена эта дорога называлась «Невская першпектива».
Первым владельцем участка стал князь Шаховской. В дальнейшем, хозяева менялись, и вот, в начале 19 века хозяином становится сенатор — граф И. А. Нарышкин. Он то и построил добротный дом с главным фасадом на Фонтанку.
В 1797 году княгиня А.Г. Белосельская-Белозерская покупает у сенатора участок вместе с домом и становится первой княжеской владелицей этого поместья.
Дом, построенный Нарышкиным, вскоре был снесен и вместо него в 1800 году зодчий Ф. И. Демерцов строит скромный трехэтажный особняк в стиле классицизма.
Однако, вскоре этот дворец-«скромняга» перестает устраивать своих хозяев, и они начинают считать, что он своим видом не отвечает их высокому общественному статусу. Белосельские-Белозерские решают перестроить здание.
Новый дворец Белосельских-Белозерских
За эту творческую работу взялся придворный зодчий А. Штакеншнейдер. В 1846 году был готов проект нового здания в стилизации русского барокко с главным видом на Невский проспект.
В силу того, что изменение облика центра столицы требовало высочайшего разрешения, архитектору пришлось утверждать этот проект у самого императора Николая I. После разрешения государя перестройка началась: были переделаны фасады, выходящие на Невский и на Фонтанку, построены новые флигеля и сделана перепланировка интерьеров. Архитектор использовал весь арсенал стиля барокко для того, чтобы придать зданию побольше величия и значимости.
Интересно! Барокко – архитектурный стиль, зародившийся в Италии. Переводится с итальянского, как «причудливый» или «стремящийся к излишествам». Для стиля характерны сложные формы и изящные линии, создающие ощущение праздничности и величия.
Гармонично сочетая различные формы и пластику линий, он создал запоминающийся облик здания. Изогнутые формы на фронтонах и полукруглые наличники, многочисленные колонны и изящные кариатиды – все художественные элементы придают дворцу нарядный и статусный вид.
Для создания впечатляющих атлантов, поддерживающих колонны, был приглашен знаменитый датский скульптор Давид Йенсен. В результате, здание удалось.
Дворец удачно вписался в архитектурный ансамбль у Аничкова моста на Фонтанке. Когда в 1848 году он был построен, то сразу понравился современникам. О нем много писали в прессе, сравнивали с величественным итальянским палаццо, называли совершенством. А некоторые считали, что зодчий совершил архитектурный подвиг, воздвигнув этот шедевр.
По внешнему виду княжеский особняк напоминает Строгановский дворец, возведенный на Невском в середине 18 века гениальным Растрелли. Легкое сходство, несомненно, присутствует, но это только подчеркивает красоту нового творения Штакеншнейдера, ведь многие считали его преемником великого зодчего.
Интерьеры дворца
Однако была и другая сторона медали – это интерьеры дворца. Если говорить, что внешний вид здания современникам понравился, то от его интерьеров они были в восторге!
И, действительно, во дворце есть на что посмотреть. Роскошная парадная лестница, встречая посетителей, создает атмосферу царской резиденции. Вензеля на ажурных решетках лестничных пролетов и великолепные скульптуры недвусмысленно подчеркивают высокий общественный статус владельцев.
Архитектор в отделке интерьеров использовал сочетание стилей рококо и барокко, и эта гремучая смесь пышности и изящества дала необыкновенные результаты.
Интересно! Рококо – архитектурно-художественный стиль, возникший во Франции. Название появилось от французского слова rocaille – ракушка. Является развитием стиля барокко и проявил себя главным образом, как интерьерный стиль. Рококо отличается легкостью линий и приветливостью архитектурных форм.
Во дворце множество залов, каждый из которых имеет свое предназначение:
- Парадная столовая – для торжественных застолий и званых ужинов;
- Картинная галерея – для прекрасной княжеской коллекции европейских шедевров;
- Дубовый зал – для проведения малых концертов;
- Зеркальный зал – шикарный танцпол 19 века с великолепной акустикой и размахом.
Бежевый зал, Золотая Малиновая гостиная – каждое помещение обладает своим индивидуальным образом и единством стиля. Богатство внутренней отделки помещений дворца действительно впечатляет.
Многочисленные зеркала и витражи, изящные узоры на мраморных каминах и деревянные панели с высокохудожественной резьбой – все элементы интерьера создают ощущение роскошного праздника.
Князья Белосельские-Белозерские слыли поклонниками искусства. Они ценили музыку, театр, литературу и каждый из представителей этой семьи чем-нибудь увлекался.
Будучи заядлыми коллекционерами, они собрали прекрасные коллекции живописи, фарфора и серебряных изделий. Многие свои приобретения они использовали для оформления помещений.
Дворец Белосельских-Белозерских – центр светской жизни города
Особняк сразу становится центром культурной жизни Санкт-Петербурга. Здесь часто устраиваются балы и литературные вечеринки. На регулярных вечерних концертах играют Ференц Лист и А. Рубинштейн. Говорили, что их послушать приходил сам П. Чайковский.
Факт! Званые приемы и праздничные вечера в княжеском особняке по своей роскоши сравнивались с царскими приемами в Зимнем дворце.
Постоянными гостями хозяев дворца становятся государь Александр III с государыней. Им очень понравилось бывать на княжеских приемах, тем более, что Аничков дворец, бывший тогда их резиденцией, находился напротив, на другом берегу Фонтанки, что называется «через дорогу».
Император с удовольствием проводил вечера за партией в вист, в то время как государыня самозабвенно плясала в Зеркальном зале. Она слыла безудержной любительницей танцев и царю приходилось идти на ухищрения, чтобы выманить ее из танцевального зала.
Легенда! Говорят, чтобы остановить танцевальное безумство супруги, государь под разными предлогами вызывал музыкантов из оркестровой ложи и за деньги покупал их согласие не возвращаться на рабочее место в этот вечер.
Лишь, когда оркестровая ложа полностью пустела, государыня начинала понимать, что бал на сегодня закончен и пора сказать «спасибо» хозяевам за прекрасный вечер. Могла ли она знать, что вскоре хозяйкой дворца станет она сама…
Князья Белосельские-Белозерские имели возможность устраивать такие шикарные приемы вплоть до 1880 года. В дальнейшем, кризис металлургической промышленности тех лет значительно подорвал их фамильный бизнес.
Несмотря на государственные кредиты и близость к императору им пришлось продать дворец за долги государству. Покупателем оказался император Александр III… ну или государство в его лице. Самое время государыне плясать в своем дворце до утра, но кураж был уже не тот…
Дворец Белосельских-Белозерских в начале ХХ века
В 1884 году Александр III дарит особняк своему брату Сергею Александровичу по случаю свадьбы с Елизаветой Гессен-Дармштадской, в дальнейшем Елизаветой Федоровной.
Они въезжают в особняк и даже делают кое-какие переделки по проектам известного зодчего Р. Ф. Мельцера. Дворец начинают называть Сергиевским.
Однако, вскоре, в 1891 году хозяин особняка получает пост генерал-губернатора Москвы и, с тех пор, супружеская пара приезжает во дворец изредка.
В 1905 году, после покушения на генерал-губернатора, Елизавета Федоровна принимает постриг и передает дворец родственнику великого князя Дмитрию Павловичу. Новый хозяин особняка являлся известной личностью того времени.
Биографический факт! Великий князь Дмитрий Павлович Романов – заядлый автогонщик и наездник. Участник Олимпийских игр 1912 года в конных заездах. Высокопоставленный участник заговора против старца Г. Распутина.
Началась мировая война и Дмитрий Павлович передает здание в распоряжение Англо-Русскому военному госпиталю. Пять самых больших залов было отдано для нужд фронта.
После покушения на Распутина, когда заговорщики были схвачены, дворец служил местом их временного «заточения». В 1917 году хозяин дворца был выслан из страны, и это спасло ему жизнь. Это один из немногих Романовых, спасшихся после пролетарского террора.
Незадолго до революции особняк приобретает банкир и предприниматель Стахеев. Смелый человек, однако, этот Стахеев – не побоялся покупать дворец с загадочными явлениями.
Легенда! Давно уже шла молва, что в окрестностях дворца происходит непостижимое. Якобы люди, находясь в непосредственной близости от здания, могут встретить самого себя. Это подтверждал и великий поэт Петр Вяземский, живший в то время неподалеку. Как-то раз, придя на квартиру, он застал самого себя за столом. Правда это или вымысел – остается только догадываться.
Еще можно удивляться, куда смотрело «маркетинговое агентство» банкира перед покупкой, да и сам банкир. Неужели не видели, что творится на революционных улицах Петрограда — покупать особняки в пролетарском городе, самое время…
Дворец Белосельских-Белозерских в советский период
После революционного переворота здание национализировали, картины и предметы искусства отправлены в Эрмитаж. За революционный период в княжеских стенах побывало множество партийных организаций — от комитета комсомола до райкома партии Куйбышевского района. В результате революционной стихии многие интерьеры пришли в негодность.
Во время блокады дворец был сильно разрушен артиллерийскими обстрелами. Однако к 1954 году его восстановили. Период с 1960 года по 1988 год был занят реставрацией интерьеров под руководством известного реставратора Ирины Николаевны Бенуа. И вскоре, залы дворца открылись для первых посетителей.
Дворец Белосельских-Белозерских в современный период
В 1991 году городское руководство организовывает в особняке Культурный Центр. Здесь начинают размещаться выставки, ставятся спектакли и даются концерты.
Концерты проходят, как и во времена знаменитых владельцев, в Зеркальном зале. Он изначально создавался для исполнения музыки и благодаря своей прекрасной акустике используется для этого и сейчас. В нем постоянно проводятся концерты исполнителей самых различных музыкальных направлений, от классики до этно-рока. Начинают проводиться экскурсии по отреставрированным залам.
В 2003 году несколько залов дворца отводится для организации, в обязанности которой входит реконструкция исторических объектов в Северно-Западном округе северной столицы.
И сейчас дворец активно используется в качестве городского культурного центра. Здесь постоянно проводятся различные выставки и фестивали, организовываются всевозможные конкурсы и викторины. Работает экскурсионное бюро и можно в составе экскурсии или индивидуально ознакомиться с прекрасными княжескими интерьерами.
Дворец Белосельских-Белозерских является постоянным центром притяжения любителей прекрасного и неизменно вызывает восхищение у многочисленных посетителей. Ведь этот дворец – настоящее произведение искусства.
Адрес этого произведения: Невский проспект, 41. В шаговой доступности находятся станции метро: «Гостиный двор», «Маяковская», «Достоевская», «Владимирская».
Ближайшие автобусные и троллейбусные остановки – Литейный проспект и Невский проспект.
Дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге есть много достопримечательностей, которые не так известны, как скажем Эрмитаж или Петропавловская крепость, но без них картина города была бы неполной. С этими местами связано много исторических событий и великих личностей. Дворец Белосельских-Белозерских – один из примеров такого рода.
- Белосельский-Белозерский дворец: история
- Хозяева дворца
- Архитектура здания
- Интерьеры и внутреннее убранство
- Залы дворца Белосельских-Белозерских
- Мифы и легенды
- Дворец в Советское время
- Дворец в наши дни
- Адрес и как добраться?
- Достопримечательности рядом
Белосельский-Белозерский дворец: история
Этот дворянский особняк появился в Санкт-Петербурге на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки на рубеже XVIII-XIX веков. Первоначальный вид здания не сохранился, спустя полвека дворец был перестроен и принял тот облик, который прославил его и существует по сию пору. Первыми владельцами дворца были представители княжеского рода Белосельских-Белозерских. С тех пор дворец принято называть их фамилией.
Эта причудливая двойная фамилия появилась в эпоху императора Павла I. Таким образом, царь решил восстановить утерянную фамилию Белозерских, от которых собственно и происходили князья Белосельские.
Хозяева дворца
Первой хозяйкой дома стала княгиня Анна Белосельская-Белозерская. Представители этого княжеского рода занимали довольно видное положение при дворе. Муж Анны Григорьевны был известным дипломатом и меценатом. После смерти княгини домовладение перешло по наследству ее сыну – Эсперу Александровичу.
Именно Эспер Белосельский-Белозерский решил перестроить дворец в новом стиле. Однако князь не дождался окончания работ и умер от тифа в разгар строительства. Дворец находился в собственности князей Белосельских-Белозерских до 80-х гг. 19 века, пока очередному хозяину князю Константину не пришлось отписать здание в государственное ведение. Причиной этому стало тяжелое финансовое положение семьи владельцев.
В 1884 году во дворце поселился член императорского дома великий князь Сергей Александрович. Он приходился братом действующему императору Александру III. Дворец в честь нового хозяина стали называть Сергиевским. Дом оставался в собственности императорской фамилии вплоть до революции 1917 года.
Первая мировая война открыла больничную страницу в истории дворца. В здании располагался Англо-русский военный госпиталь. Военно-медицинское учреждение было открыто при непосредственном участии британского Красного Креста, и главным врачом стал английский доктор Флеминг. Впрочем, больничная участь постигла многие императорские дворцы. Даже всем известный Зимний дворец приютил в своих покоях военный госпиталь.
Про другие дворцы Санкт-Петербурга вы можете прочитать в статье по ссылке.
Архитектура здания
Автором первого варианта здания был известный русский архитектор Федор Демерцов. В основном он работал по заказам военного ведомства – проектировал здания казарм, типовые воинские поселения. Здание его работы имело строгий классический вид.
Спустя 5о лет дворец подвергся грандиозной перестройке. Исполнителем проекта выступил известный российский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. Штакеншрейдер к тому времен уже имел богатый опыт строительства дворцов для членов императорской семьи. Особенно много его построек в Петергофе:
- Загородный дворец Лейхтенбергских;
- Фермерский дворец;
- Ольгин и Царыцын павильоны.
Самым выдающимся сооружением архитектора считается Мариинский дворец, построенный для дочери Николая I. Ныне в этом здании Законодательное собрание Санкт-Петербурга.
Штакеншрейдер был одним из главных придворных зодчих того времени. Строительство зданий в центре Петербурга требовало высочайшей санкции, поэтому проект дворца утверждался императором Николаем I.
Для работ Штакеншрейдера была характерна эклектика – гармоничное сочетание различных стилей в облике здания. Для дворца Белосельских-Белозерских архитектор выбрал стиль «необарокко». Во внешнем облике здания угадываются черты Строгановского дворца, построенного знаменитым Растрелли в середине XVIII века.
Фасад здания украшают многочисленные колонны. В отделке окон используются полукруглые наличники. Такие же изогнутые формы применены на фронтонах. Типичным элементом барочной архитектуры являются фигуры атлантов, установленные под колоннами зданий. Для их изготовления приглашался известный датский скульптор Давид Йенсен.
Дворец успешно вписался в архитектурный ансамбль набережной Фонтанки у Аничкова моста. Современники отмечали, что Штакеншрейдер совершил «настоящий художественный подвиг», создав этот дворец.
Если вас интересуют дворцы Санкт-Петербурга, то почитайте про Михайловский дворец.
Интерьеры и внутреннее убранство
Пожалуй не так поражает форма дворца, как его содержание. По богатству внутренней отделки здание вполне может конкурировать с любым императорским дворцом. В интерьерах здания используются элементы и барокко и рококо.
Посетителей дворца встречает широкая парадная лестница украшенная скульптурами. В ажурные решетки перил вмонтированы вензеля с инициалами владельцев. Мраморные камины в залах украшены изящными узорами. На потолках и стенах очень много лепнины.
Множество зеркал, витражи, резные деревянные панели — многообразие форм декора поразит воображение даже опытного искусствоведа.
Если вас интересуют другие дворцы Санкт-Петербурга, то прочитайте статью про дворец Бобринских.
Залы дворца Белосельских-Белозерских
Внутренняя суть дворца выражена в его многочисленных залах, каждый из которых имеет свое функциональное назначение:
Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo
- Парадная столовая — помещение, в котором устраивались торжественные застолья петербургской знати;
- Картинная галерея, в которой когда-то хранилась изобразительная коллекция князей Белосельских-Белозерских;
- Зеркальный зал. Сейчас это главное место для проведения концертов и показа спектаклей. В прошлом в зале устраивались балы.
- Дубовый зал – бывшая библиотека хозяев дворца.
- Бежевая гостиная
- Золотая малиновая гостиная.
Не все залы доступны для посещения. Часть из них используются различными государственными организациями.
Мифы и легенды
Существует легенда о том, что в этом месте, на пересечении Невского проспекта и Фонтанки любой человек может увидеть своего двойника. Правда ли это — неизвестно. Но об этом, во всяком случае, упоминал великий русский поэт Петр Вяземский, который жил недалеко от этого места и как то вечером застал в кабинете самого себя.
Дворец в Советское время
Тяжелый период пришелся для дворца на годы революции и Великой Отечественной войны. В пылу революционной сумятицы многие интерьеры дворца были утрачены. Здание было национализировано. В нем размещались курсы красных пропагандистов, комитет комсомола, райком партии.
В годы Великой отечественной войны дворец сильно пострадал от артиллерийских обстрелов. К 1954 году здание восстановили и отреставрировали. А в период с 1960 по 1988 проводилось восстановление утраченных интерьеров под руководством известного реставратора Ирины Николаевны Бенуа. С 1978 года залы открылись для экскурсий.
Чтобы найти бюджетное жилье (отели, апартаменты, дома) в Санкт-Петербурге, советуем воспользоваться сервисом Hotellook , где можно найти огромное количество вариантов жилья по разным ценам и с высокими оценками.
Дворец в наши дни
После августовских событий 1991 года дворец перешел в ведение мэрии Санкт-Петербурга. Администрация города организовала в стенах здания Петербургский культурный центр. Было организованно экскурсионное обслуживание. Начали проводиться концерты и ставиться спектакли. Началась очередная реставрация здания.
С 2003 года дворец переходит в ведение Управления делами Президента РФ, и в здание переезжает организация, занимающаяся реконструкцией объектов в Северо-Западном округе. Часть помещений была передана в аренду организациям в той или иной степени связанным с культурой:
- Петербургский государственный симфонический оркестр;
- Первый канал — Петербургский филиал;
- Музей демократии им. Собчака.
В 2012 году во дворце возник пожар. Площадь возгорания составила около 400 кв м. Пожар был быстро потушен. Музейные ценности и интерьеры дворца не пострадали.
Адрес и как добраться?
Дворец Белосельских-Белозерских находится по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, 41.
В 5-10 минутах ходьбы от дворца находятся несколько станций метро:
- Гостиный двор
- Маяковская
- Достоевская
- Владимирская
Ближайшие автобусно-троллейбусные остановки:
- Литейный проспект
- Невский проспект
По вопросам организации экскурсии необходимо обращаться по телефонам:
(812) 315-52-36, 982-42-39
Билеты на концерты и спектакли можно заказать через интернет.
Дворец Белосельских-Белозерских: как добраться, история, фото
На главной туристической артерии Санкт-Петербурга, Невском проспекте, находится великолепный памятник архитектуры XIX века — дворец Белосельских-Белозерских. Многие из нас, проходя мимо дворца, наверняка видели мощных атлантов на его фасадах, но не все догадываются о том, что внутри расположено несколько шикарных парадных залов, которые можно посетить в рамках экскурсии по дворцу.
Интерьеры парадной лестницы
Как добраться на метро
Ближайшие ко дворцу станции — «Маяковская», «Достоевская» и «Гостиный двор». От них до дворца пешком — не больше 10 минут.
Атлант, поддерживающий свод здания Дубовый зал
На экскурсию нужно записываться заранее по телефону +7 812 315-52-36, это касса дворца. Стоимость взрослого билета — 300 рублей. Оплатить экскурсию можно только наличными, банковские карты не принимают.
Немного истории
Архитектор современного здания дворца — Андрей Штакеншнейдер, автор проектов величественного Николаевского дворца в Петербурге и Колонистского и Лугового парков в Петергофе. Дворец Белосельских-Белозерских был возведен в 1848 году на месте старого трехэтажного дворца.
Первыми владельцами дворца были князья Белосельские-Белозерские, которым, кстати, принадлежал и Крестовский остров на северо-западе Санкт-Петербурга. Княжеские приемы сравнивали с императорскими балами. По стечению обстоятельств, из-за нехватки средств, Белосельские-Белозерские были вынуждены продать дворец.
Зеркальный зал Здесь проводятся концерты и ставятся различные спектакли
Следующим владельцем здания являлся великий князь Сергей Александрович. Дворец был свадебным подарком его супруге, принцессе Элле Гессенской (Елизавете Федоровне). Впоследствии она передала дворец племяннику, Дмитрия Павловичу. Последний известен нам как участник убийства Григория Распутина.
В Первую мировую войну в помещениях дворца располагался англо-русский лазарет. А после революции 1917 года здание перешло государству — здесь расположился районный комитет коммунистической партии.
Кариатида на стене Зеркального зала
Сегодня здание передано Управлению делами президента. Помещения дворца арендуют петербургское отделение «Первого канала» и Музей становления демократии в современной России им. А. Собчака.
Экскурсия по дворцу
Экскурсия, как и во многих других дворцах, начинается с парадной лестницы. Она ведет на второй этаж, в парадные залы. Размеры лестничного пространства поражают. Заглядываясь на здание с Невского проспекта и предположить сложно, что здесь все обустроено с таким размахом. В некоторых залах высота потолков составляет больше 8 метров.
Стоит отметить работу экскурсовода — это замечательная женщина, которая перемежает исторический рассказ с какими-то отвлеченными историями и шутками о Петербурге. Получается очень интересно.
Вернемся к экскурсии. Парадных залов во дворце не так много, но они выделяются своим разнообразием стилей. Если в дубовом зале изюминкой отделки является дерево, то, например, в парадной столовой доминирует строгая величественная отделка с использованием живописи. Кстати, интерьеры во дворце подлинные. Их реставрация была произведена не так давно.
Голубой зал
Нужно сказать, что во дворец можно попасть не только с экскурсией, но и посетив какое-либо мероприятие в Зеркальном зале. Здесь можно посмотреть комедийный спектакль или просто послушать музыку.
Чтобы достать картину, сначала необходимо разобрать оформляющую её раму Парадная гостиная
Есть в экскурсии и одно необычное место, это Малиновая гостиная. Помещение очень роскошное. Увы, снимать в нем запрещено, так как оно арендуется «Первым каналом». Но это будет для вас замечательным поводом попасть на эту экскурсию, которая, кстати, в этой гостиной и заканчивается.
По соседству находится Малиновая гостиная
Из дворцов центральной части Петербурга я бы мог выделить Юсуповский дворец на Мойке — его интерьеры точно не оставят никого равнодушным.
Если кратко, в целом:
- очень хороший экскурсовод и интересная история дворца; залы очень разнообразны; приходите на экскурсию заранее, чтобы успеть выкупить билеты и посетить гардероб.
Дворец
Белосельских-Белозерских
Прогуливаясь по Невскому проспекту, невозможно не заметить большой розовый Дворец князей Белосельских-Белозерских, украшающий набережную Фонтанки и главную улицу Санкт-Петербурга. Он был построен в 1848 году и стал ярким образцом «русского барокко» — модного стиля в те времена. Современники часто сравнивали сооружение с произведениями легендарного зодчего Б. Ф. Растрелли, отмечая особенное сходство со Строгановским дворцом.
Дворец на панораме Санкт-Петербурга:
Архитектор Дворца — А. И. Штакеншнейдер — также известный мастер, построивший для царской семьи и дворян несколько резиденций и павильонов в Северной столице и Петергофе. Андрей Иванович разработал не только внешний облик и план здания, но и лично трудился над его интерьерами.
Посетить Дворец князей Белосельских-Белозерских может любой желающий. Для этого даже необязательно записываться на экскурсию, ведь в бывшей резиденции сегодня работает культурный центр, который регулярно организует театральные, музыкальные, танцевальные и другие мероприятия.
Афиша Дворца Белосельских-Белозерских на Август 2021
На сайте Санкт-Петербургского культурного центра «Дворец Белосельских-Белозерских» вы найдете подробную афишу спектаклей, концертов и расписание экскурсий на ближайшие месяцы.
Репертуар включает театральные постановки для детей и взрослых. На сцене Концертного зала часто ставят спектакли по произведениям классиков от театра «Пушкинская школа». Среди них — «Ревизор», «Капитанская дочка», «Горе от ума», «Гамлет», «Укрощение строптивой».
Купить билеты
Билеты на спектакли и концерты можно приобрести в театральных кассах города или через интернет. Культурный центр сотрудничает с двумя популярными операторами — Кассир.ру и Билетер.ру.
Купить онлайн-билеты без комиссии получится, если зайти на официальный сайт Дворца Белосельских-Белозерских и, выбрав мероприятие в разделе «Афиша», оформить покупку билета. Если покупать напрямую через сайты операторов, то комиссия составит от 10%.
Также на официальном сайте имеется форма для бронирования билетов во Дворец Белосельских-Белозерских. После создания заявки билеты нужно выкупить за день до мероприятия.
Залы Дворца Белосельских-Белозерских
Залы особняка привлекают любителей старинной архитектуры и исторических интерьеров. К счастью, после революции и национализации комнаты сохранились практически в первозданном виде. Конечно, в некоторых помещениях поменяли цвет стен, а роскошная отделка с годами потускнела, но в ходе последней реконструкции, проводимой в 2015 году, эти недочеты исправили. Залам Дворца Белосельских-Белозерских вернули былое великолепие: провели реставрацию живописных панно, восстановили оригинальное цветовое решение, задуманное Штакеншнейдером, и подлинные интерьеры.
Гости могут посетить Дубовый зал (бывшая библиотека), Картинную галерею (фойе), Парадную столовую, Бежевую гостиную, Зеркальный (Концертный зал), Золотую (Малиновую) гостиную и Парадную лестницу.
Панорама парадной лестницы:
Зеркальный или Концертный зал имеет прекрасную акустику и изначально задумывался как площадка для балов, театральных выступлений и концертов. Сегодня он по-прежнему выполняет эту функцию.
Экскурсии
Экскурсии по Дворцу Белосельских-Белозерских проводятся для лиц от 12 лет и только в составе группы с сопровождением гида. Программа рассчитана на 1 час, в маршрут входит посещение Зеркального и Дубового залов, Картинной галереи, Парадной столовой, Золотой (Малиновой) и Бежевой гостиных, осмотр Парадной лестницы.
Стоимость экскурсии:
- взрослые (граждане РФ) — 350 руб.;
- школьники, льготные группы — 350 руб.
Все вопросы уточняйте по телефону экскурсионного отдела: +7 (812) 315-52-36. Кроме того, информация об экскурсиях Дворца Белосельских-Белозерских публикуется на официальном сайте.
История
История Дворца Белосельских-Белозерских началась в 1797 году, когда княгиня А. Г. Белосельская купила дом с видом на Невский проспект и Фонтанку. Старое строение снесли и построили на этом месте дворец в три этажа. До 1847-го это здание имело классический облик, но затем хозяин дома — князь Э. А. Белосельский-Белозерский — решил его перестроить и обратился к востребованному мастеру — А. И. Штакеншнейдеру. Всего за год архитектор полностью преобразил внешний и внутренний облик дворца, превратив его в один из лучших в городе.
После обновления Дворец Белосельских-Белозерских стал местом, где собирались сливки светского общества Петербурга. Этому способствовала и близость к Аничкову дворцу.
В начале 1880-х здание перешло в государственную казну. Последний частный владелец А. В. Кочубей рассчитался им за долги. Новым хозяином стал младший брат Александра III — великий князь Сергей Александрович, в связи с чем Дворец Белосельских-Белозерских переименовали в «Сергиевский».
После смерти князя имуществом распоряжалась его жена Елисавета Федоровна, передавшая имение племяннику Дмитрию. Когда Дмитрия Павловича сослали в Персию за участие в покушении на Григория Распутина, Сергиевский дворец несколько лет пустовал, а в годы Первой мировой войны в нем разместили военный госпиталь.
С 1917 года Дворец Белосельских-Белозерских превратился в площадку для заседания районного комитета партии, а в начале 1990-х его передали Комитету по культуре мэрии Санкт-Петербурга. В настоящее время в особняке, кроме культурного центра, работают еще несколько организаций: Музей становления демократии в современной России имени Анатолия Собчака, Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр и др.
Как добраться
Величественный Дворец Белосельских-Белозерских находится на Невском проспекте, 41. Добраться до него легко — от станции метро «Маяковская» (зеленая линия/М3) нужно пройти примерно 500 метров в сторону Аничкова моста.
Общественный транспорт довезет еще ближе. Остановка «Литейный проспект» располагается в 70 метрах от главного входа (возле поворота на улицу Рубинштейна). Тут ходят автобусы № 3, 7, 22, 24, 27, 181, 191 и троллейбусы № 1, 5, 7, 10, 11, 22.
Припарковать машину можно вдоль Набережной реки Фонтанки или на улице Рубинштейна, однако в вечернее время свободные места бывают крайне редко.
Собираясь на концерт или вечерний спектакль, воспользуйтесь услугами такси от проверенных компаний — Яндекс. Такси, Uber, Таксовичкоф, Конкорд, Везет, Gett, Maxim.
Дворец Белосельских-Белозерских: видео
Дворец Белосельских-Белозерских
Дворец Белосельских-Белозерских
Дворец Белосельских-Белозерских занимает далеко не последнее место в списке исторических достопримечательностей Невского проспекта. Не поражающий масштабностью архитектурного замысла и не овеянный скандальными интригами, ставшими уже своеобразной традицией для сооружений подобного рода, этот «розовый замок», тем не менее, обладает особым очарованием.
Олицетворение светской жизни дореволюционного Петербурга, место проведения бесчисленного количества пышных балов и раутов, дворец Белосельских-Белозерских и сегодня продолжает держать марку. На его сцене до сих пор проходят выступления и культурные мероприятия, а по залам все так же неспешно прогуливаются посетители, благо теперь вход в дворцовые покои доступен не только местному бомонду, но и простому туристу.
Сэкономь на путешествии!
История строительства
В конце XVIII в. угол набережной Фонтанки и Невского занимал обычный, ничем непримечательный домик. В 1797 г. судьбу этой заурядной постройки решила княгиня А. Г. Белосельская, пожелавшая обзавестись собственным дворцом. Участок, понравившийся титулованной особе, спешно выкупили, а незатейливое строение тут же снесли, воздвигнув на его месте первую скромную версию дворца – трехэтажный особняк.
В середине XIX в. новый владелец имения, князь К. Э. Белосельский-Белозерский пришел к выводу, что столь скромное жилище не соответствует высокому статусу его семейства и поручил архитектору А. И. Штакеншнейдеру превратить здание в настоящий дворец. Вдохновленный работами гения архитектуры елизаветинской эпохи Б. Ф. Растрелли, Штакеншнейдер «подогнал» свое детище под стиль того времени. В результате сооружение превратилось в уменьшенную копию другой достопримечательности проспекта – Строгановского дворца. Не была забыта и внутренняя отделка: княжеская резиденция обзавелась роскошной лестницей, каминами из белого мрамора, а также античными статуями.
Дворец Белосельских-Белозерских и его владельцы
Несмотря на то что строительство здания было начато по приказу генерала К. Э. Белосельского-Белозерского, владеть им пришлось совершенно другим людям. Сам потомок знатного рода умер еще на стадии закладки фундамента, в связи с чем его предприимчивая супруга быстро сменила статус вдовы на титул княгини Кочубей. Дворец к тому времени был полностью достроен, и новоиспеченная хозяйка решила организовывать в его роскошных залах балы и светские приемы. На протяжении нескольких десятилетии княжеская резиденция играла роль светского центра Петербурга. Здесь собирались исключительно сливки столичного общества, не брезговал заглянуть «на огонек» к Белосельским-Белозерским и сам государь.
К концу XIX в. Россию накрыл экономический кризис, в результате которого фактический хозяин дворца, князь Кочубей, чуть не оказался в долговой яме. Чтобы рассчитаться с многочисленными кредитами, незадачливый вельможа передал здание в государственную казну. Дальнейшая история сооружения неразрывно связана с династией Романовых. Сначала дворец был преподнесен в качестве свадебного подарка великому князю Сергею Александровичу, но после получения им должности Московского генерал-губернатора некоторое время пустовал. После трагической гибели князя, резиденция перешла к его племяннику Дмитрию, который позднее «прославился» своим участием в убийстве Распутина.
С начала Первой мировой войны в дворцовых покоях действовал госпиталь, открытый Британским Красным крестом и просуществовавший вплоть до 1918 г. После Октябрьской революции здание сразу же национализировали, разместив в нем комитет партии. И лишь в 1992 г. райком благополучно закрыли, а бывшую княжескую резиденцию передали в ведомство комитета культуры.
Дворец сегодня
Начиная с 2003 г. состоянию дворца Белосельских-Белозерских стало уделяться повышенное внимание. Так, например, последняя масштабная реставрация была проведена здесь в 2015 г. К сожалению, большая часть уникальной коллекции первых владельцев, включавшая в себя бронзу, редкий фарфор и живописные полотна, не выдержала проверку временем, хотя общий облик внутренних интерьеров неплохо пережил советскую эпоху и серьезно не пострадал.
Первое, что встречает посетителей этого архитектурного памятника – изящная парадная лестница, украшенная ажурными металлическими перилами. Если повнимательнее присмотреться к их позолоченной арматуре, то можно увидеть затейливый фамильный вензель Белосельских-Белозерских. Поднимаясь вверх, обратите внимание на мемориальную доску, уведомляющую посетителей о том, что некогда в здании располагался госпиталь Красного креста. С левой стороны от лестницы находится Музей становления демократии в современной России им. А. Собчака, занимающий пять дворцовых комнат. Основная часть здешней экспозиции – это агитационные плакаты, листовки и фотографии различных социальных явлений, характерных для России 90-х гг. прошлого века.
Кроме музея, для посетителей дворца открыты следующие части здания:
- Парадная столовая;
- Картинная галерея;
- Дубовый зал;
- Зеркальный зал;
- Золотая Малиновая и Бежевая гостиные.
Помещение столовой оформлено в серо-зеленых тонах. Приятный эффект контраста создает белоснежный лепной орнамент и немногочисленные живописные полотна на стенах комнаты.
Картинная галерея дворца, к сожалению, утратила большую часть своих экспонатов. Основная масса полотен была вывезена в Эрмитаж еще в первые годы советской власти, поэтому сегодня здесь можно увидеть лишь несколько образцов настенной живописи.
Массивные двустворчатые двери галереи выходят в бывшую библиотеку, более известную под названием «Дубовый зал». Главная «фишка» этого помещения – массивные деревянные панели со встроенными шкафчиками, а также второй ярус зала, выполненный из резного дерева и оборудованный миниатюрным балкончиком. Отдельного внимания заслуживает и оригинальный потолочный декор бывшей библиотеки. Изящное гипсовое кружево в виде ажурной сетки заметно выделяется на фоне потолков в других залах. Кстати, именно в этой части дворца можно увидеть фотографии бывших владельцев здания, а также познакомиться с газетными вырезками, рассказывающими историю резиденции.
«Сердце» дворца Белосельских-Белозерских – Зеркальный зал. Помещение в традиционном стиле рококо отличается от остальных комнат тем, что оно оборудовано театральной сценой. Большую часть этого салона занимают зрительские места, которых здесь около 400. Свое название зал получил, благодаря трем большим зеркалам, располагающимся слева от входа. Противоположную часть стены занимают три окна, в точности повторяющие форму зеркал. Кстати, два зеркала из трех сохранились еще со времен первых владельцев резиденции, но главную ценность изделиям придает то, что выполнены они из цельных серебряных пластин. Сегодня Зеркальный зал – это место проведения всевозможных концертов и спектаклей.
Совершая экскурсию по дворцу, не поленитесь заглянуть в Бежевую и Золотую Малиновую гостиные. Оба помещения принадлежит Первому каналу, поэтому использование фототехники здесь строго запрещено, а вот рассматривать великолепное оформление и восхищаться изяществом отделки залов можно сколько угодно.
Интересные факты и мифы, связанные с дворцом
Район, в котором располагается здание, имеет мистическую репутацию. Считается, что на этом участке проспекта можно встретить собственного двойника, являющегося предвестником скорой кончины. Например, известно, что некогда здесь столкнулись со своим вторым «я» императрица Анна Иоанновна и поэт П. А. Вяземский.
Фасад и внутренние помещения дворца украшают многочисленные фигуры атлантов и кариатид, работы Д. И. Иенсена. Если внимательно взглянуть на лица этих белоснежных статуй, то можно заметить явную иронию скульптора: мужские фигуры, держащие на своих плечах архитектурные своды, демонстрируют сильное физическое напряжение, их лица хмуры, а мускулы предельно напряжены. При этом женские статуи справляются с точно такой же ношей на удивление легко, а их мимика выражает самые позитивные эмоции.
Забавная байка связана с почетными гостями дворца: императором Александром III и его супругой. Дело в том, что императрица страстно любила танцевать, из-за чего венценосной чете приходилось задерживаться на балах Белосельских-Белозерских до поздней ночи. Чтобы отвлечь супругу от легкомысленного времяпрепровождения, царь постепенно отзывал музыкантов из зала. Когда все участники оркестра под разными предлогами удалялись, Марии Федоровне ничего не оставалось, как покинуть мероприятие.
Завсегдатаем музыкальных вечеров, проводимых во дворце, был великий русский композитор П. И. Чайковский.
Полезная информация
Записаться на обзорную экскурсию по резиденции можно на официальном портале дворца, ежедневно с 11:00 до 19:00. Стоимость билета для взрослого посетителя – 300 руб., для детей и представителей льготных групп населения – 200 руб. Если ваши культурные потребности не ограничиваются неспешными прогулками по пустым залам и рассматриванием интерьеров, попробуйте купить билеты на какой-нибудь концерт, мюзикл или фестиваль, которые постоянно проходят в стенах дворца.
Как добраться
Чтобы попасть во дворец Белосельских-Белозерских, лучше воспользоваться питерским метрополитеном. Поезжайте до станций «Гостиный двор» или «Маяковская», а дальше прогуляйтесь по Невскому в сторону набережной Фонтанки. Точный адрес объекта: г. Санкт-Петербург, Невский пр-т, д. 41.
Дворец Белосельских-Белозерских
Участок, где располагается дворец Белосельских-Белозерских, равно как и другие участки на берегу реки Фонтанки, в начале XVIII века был передан для освоения знатным вельможам. Сначала им владел сенатор, князь А. И. Шаховской. При Екатерине II его владельцем был директор Ассигнационного банка сенатор П. В. Мятлев. Некоторое время хозяином участка являлся сенатор И. А. Нарышкин.
В 1797 году у Нарышкина участок приобрела княгиня Анна Григорьевна Белосельская-Белозерская. Она была второй женой князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского, на приданное которой эта семья и приобрела дом Нарышкина, а в 1803 году у потомков Разумовских — Крестовский остров. В 1799-1800 годах по проекту Ф. И. Демерцова здесь был построен новый дом в стиле классицизма, главный фасад которого выходил на Невский проспект.
Со временем этот особняк перестал устраивать владельцев. Он стал казаться неудобным, а скромный классический фасад — не соответствующим их высокому положению в обществе. Новый дворец Белосельских-Белозерских было поручено проектировать архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру.
Разработка проекта велась в 1840-1841 годах. Строительство осуществлялось в 1846-1848 годах, в результате чего были перестроены выходящие на Невский проспект и Фонтанку корпуса, возведены два новых флигеля во дворе. Фасады дворца Белосельских-Белозерских были выполнены в стиле барокко, что стало первым примером применения этого стиля в Петербурге XIX века. По всей видимости, прототипом здания стал Строгановский дворец, располагающийся на углу Невского проспекта и реки Мойки.
Терракотовые фигуры атлантов на фасаде, атланты и кариатиды внутри помещений были выполнены по моделям скульптора Д. И. Иенсена.
Большинство залов были оформлены в стиле рококо. Анфиладу залов второго этажа вдоль Фонтанки начинает Малиновая гостиная. Её окна выходят как на реку, так и на проспект. Далее расположились Зелёная гостиная и Приёмная. Приёмную украшает живописное панно «Праздник Венеры» и изготовленная на фабрике Ф. Мельцера мебель. Анфилада вдоль Невского проспекта начиналась Гостиной и Парадной столовой. Далее располагалась картинная галерея, в ХХ веке приспособленная под фойе концертного зала. Двусветный концертный зал при первых владельцах представлял из себя два отдельных помещения. Из фойе можно было попасть в Театральный зал.
На первом этаже частично сохранились Приёмная, Кабинет и Столовая. Хорошо сохранилась Парадная лестница.
Заказчик строительства князь Эспер Александрович Белосельский-Белозерский умер от тифа 15 июня 1846 года. Он так и не поселился в новом дворце. Его вдова Елена Павловна занималась перестройкой парадных залов и дворовых хозяйственных флигелей. В это время здесь был проведён водопровод. Деревянную торцевую мостовую напротив дворца Белосельских-Белозерских заменили мостовой из «бруснинского камня», у парадного подъезда устроили чугунный навес.
Елена Павловна достаточно скоро после смерти супруга вновь вышла замуж за князя Василия Викторовича Кочубея. Дворец Белосельских-Белозерских в это время перестраивался, семья обитала в особняке на Литейном проспекте.
Дворец Белосельских-Белозерских Елена Павловна использовала для проведения балов и светских вечеров. Из-за его соседства с императорским Аничковым дворцом на балы часто наведывались царские особы. Иногда они устраивались только для семьи императора. Эти мероприятия особенно нравились Александру III, который не жаловал официальные балы. Супруга императора готова была танцевать до утра, а он сам в это время играл в вист. Для того, чтобы завершить бал, Александр III под различными предлогами по одному вызывал музыкантов до тех пор, пока играть уже было некому. Только после этого он подходил к супруге и вместе с ней удалялся из дворца.
Дворец Белосельских-Белозерских был известен не только балами, но и музыкальными вечерами. Здесь выступали Ференц Лист, Антон Рубинштейн. В качестве слушателя на вечерах присутствовал Пётр Ильич Чайковский.
В 1880-х годах капитал князей Белосельских-Белозерских стремительно сокращался, их предприятия работали в убыток. Для раздачи долгов в 1884 году дворец Белосельских-Белозерских был продан великому князю Сергею Александровичу. Тот приобрёл это здание по случаю женитьбы на Елизавете Гессен-Дармштадтской (Елизавете Фёдоровне). Князь Кочубей же переехал в свой особняк на Крестовском острове, куда перевёз часть ценностей из дворца на Невском проспекте.
С тех пор дворец Белосельских-Белозерских стал называться Сергиевским. Для новых владельцев ряд помещений был переделан. Театральный зал по проекту Р. Ф. Мельцера переоборудовали в Библиотеку.
В 1891 году Сергей Александрович стал генерал-губернатором Москвы, переехал туда с женой. В 1894 году перед бракосочетанием с Николаем II здесь жила принцесса Алиса, будущая императрица Александра Фёдоровна. В 1899 году Сергеем Александровичем был приобретён соседний дом №43/1, перестроенный для нового владельца в 1900 году архитектором А. В. Кащенко. 4 февраля 1905 года в результате покушения великий князь был убит. Его вдова на свои средства организовала в Москве Марфо-Мариинскую обитель, стала её настоятельницей. Петербургский дворец Елизаветой Фёдоровной был передан племяннику и воспитаннику великого князя Дмитрию Павловичу. Своих детей у Елизаветы Фёдоровны и Сергея Александровича не было.
Во время Первой мировой войны великий князь Дмитрий Павлович предоставил дворец Белосельских-Белозерских англо-русскому лазарету. Для его нужд были выделены пять самых больших залов (в том числе концертный зал, картинная галерея). В 1917 году из-за участия в убийстве Распутина великому князю пришлось уехать из России. Дворец Белосельских-Белозерских был приобретён банкиром и промышленником И. И. Стахеевым.
В 1918 году дворец Белосельских-Белозерских был национализирован. Во дворце разместились курсы Красной пропаганды. Вместе с Аничковым дворцом здание передавалось Музею города. Но в конце 1919 года часть помещений была передана районному комитету комсомола, а в 1920 году — районному комитету партии Центрального, а затем Куйбышевского района. Комитеты занимали лишь часть здания. Другие помещения сдавались в аренду различным организациям. В конце 1920-х годов здесь был проведён косметический ремонт.
В 1941 году здесь формировались отряды народного ополчения. Во время ленинградской блокады дворец Белосельских-Белозерских значительно пострадал. В 1948-1949 и 1954 годах его восстановили и отреставрировали. В 1960-1988 годах воссоздавались утраченные интерьеры. Этими работами руководила И. Н. Бенуа. Сюда начали водить экскурсии, которые с 1978 года могут посетить все желающие. С 1989 года во дворце даются концерты.
В 1991 году дворец Белосельских-Белозерских получил официальный статус Петербургского культурного центра. Здесь выступает Академический симфонический оркестр под руководством Р. Мартынова, проводятся выставки, действует экспозиция восковых фигур. С 1990-х годов помещения дворца сдаются в аренду коммерческим организациям. Некоторые из них занимает Комитет по туризму и развитию курортов, Городской туристско-информационный центр. В 2001-2002 годах был отреставрирован фасад здания. В 2004-2005 годах — парадная лестница, картинная галерея и дубовый зал.
Источник: