Актёры театра современник
- Московский театр «Современник»
- Содержание
- История театра
- Сегодняшний день театра
- Здание
- 10 умерших актеров из театра «Современник»: их помнят и продолжают любить
- Людмила Иванова
- Игорь Кваша
- Лилия Толмачева
- Виктор Сергачев
- Владимир Земляникин
- Александр Вокач
- Николай Пастухов
- Анатолий Узденский
- Нина Дорошина
- Юрий Рашкин
- Актеры «Современника» в недоумении после скандального ухода из театра Сергея Гармаша
- Лента новостей
- Все новости »
- Театр «Современник»
- Московский театр «Современник»
- Сэкономь на путешествии!
- Общая информация
- История театра «Современник»
- Современные постановки
- Как добраться
- Скандал в «Современнике»: Почему Неелова, Ахеджакова и Хаматова не поддержали Гармаша
- «Современнику» — 65. Как менялся один из лучших театров Москвы
- Первый спектакль
- Новое имя и новый дом
- От Ефремова к Волчек
- Чистые пруды
- Под руководством Рыжакова
Московский театр «Современник»
Здание театра «Современник», 2007 г. | |
Координаты | Координаты: 55°45′42.27″ с. ш. 37°38′45.41″ в. д. / 55.761742° с. ш. 37.645947° в. д. (G) (O) 55.761742 , 37.645947 55°45′42.27″ с. ш. 37°38′45.41″ в. д. / 55.761742° с. ш. 37.645947° в. д. (G) (O) |
Основан | 1956 |
Художественный руководитель | Галина Борисовна Волчек |
Сайт | Официальный сайт |
Московский ордена Почёта государственный театр «Современник» — театр в Москве. Находится в Басманном районе, по адресу Чистопрудный бульвар, дом 19А.
Содержание
История театра
Московский театр «Современник» был основан группой молодых актеров в 1956 году. В годы оттепели, разоблачения культа личности Сталина он стал первым в стране театром, рождённым свободным творческим объединением группы единомышленников и сумевшим отстоять себя как целостный художественный коллектив. Основателями театра были Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачёва, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Виктор Сергачёв. К ним присоединились и другие выпускники школы-студии МХАТ.
15 апреля 1956 года группа выпускников Школы-студии МХАТ играет спектакль по пьесе Розова «Вечно живые». [1] Зрители были потрясены настолько, что не хотели уходить и всю ночь, пока не открылось метро, говорили с актерами… Через год снятый по этой пьесе фильм «Летят журавли» получит Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля, трагическая история любви Бориса и Вероники станет визитной карточкой театра «Современник», а дата 15 апреля — его днем рождения. [1] Молодые актёры, все без исключения выпускники МХАТовской школы, создали новую студию Художественного театра — «Студию молодых актеров». В 1958 году было официально объявлено о создании театра-студии «Современник». [1]
«Современник» попытался восстановить в своей практике образ старого МХАТовского дома, его художественно-этические идеалы. Был сочинён устав, с надеждой возродить новое товарищество актёров, которое коллективно решало, брать или не брать пьесу в репертуар, выпускать или не выпускать спектакль на публику (демократия). Всей труппой решали судьбу актёров. Со всей строгостью обсуждали деятельность Ефремова. «Современник» во многом определяется характером его лидера. Долгое время художественным руководителем театра оставался Олег Николаевич Ефремов, который окончил Мхатовскую студию в 1949 году. Он учился у Кедрова и Топоркова, непосредственных учеников Станиславского.
После окончания Ефремов остался педагогом при студии МХАТ, из выпускников которой потом сформировался «Современник». Ефремова в своё время не взяли в Художественный театр и он оказался в ЦДТ (Центральном Детском театре), там переиграл более 20 ролей, в том числе играл в «Коньке Горбунке». Как будто роль напророчила ему характер ловкий, хитрый, бесконечно русский. Иванушка попадал в немыслимо трудные ситуации и каким-то непостижимым образом находил из них выход.
Ранняя программа «Современника» — советский вариант неореализма. В нашей стране он питался собственной историей, но корни были общие: осмысление итогов Второй мировой войны и всех видов фашизма. Студийцы долго искали пьесу для дебюта и выбрали «Вечно живые» Розова (в ней недавняя война с фашизмом была не только местом действия, но и временем всеобщего нравственного выбора). Рассказывая о войне, студийцы сумели передать судьбу своего поколения. Ефремов сыграл в спектакле Бориса Бороздина, юношу, уходящего добровольцем на фронт. Именно Ефремов произносил фразу, которая стала крылатой и вошла в главный лексикон театрального времени: «Если я честен — я должен».
Отношение «Современника» и Ефремова к понятию «театральность» были довольно сложными. Студийцы выступили под знаменем «антитеатральность» как новой правды театра. От правды жизни студия стала двигаться к правде театра. Одним из самых блистательных спектаклей театрального направления стал «Голый король» по пьесе Шварца (1960). Там открылось дарование Евстигнеева, одного из основных спутников по всей творческой жизни Ефремова.
В 1964 году «Современник» перестал быть студией и стал обыкновенным советским театром. В 1966 году в театре была поставлена пьеса по роману Гончарова «Обыкновенная история». Спектакль стал во многих отношениях переломным. Поставила спектакль Галина Борисовна Волчек.
В 1967 году Ефремов решил осуществить на сцене своего театра трилогию, посвященную русскому революционному движению — от декабристов до большевиков. Время было подходящее, страна готовилась к полувековому юбилею Октябрьской революции. В «Современнике» хотели защитить, очистить идеи революции от накипи и искажений. На этом строилась идеология шестидесятников.
В «Декабристах» Зорина Ефремов как режиссёр и актёр открывал сложную этическую загадку декабризма. В «Народовольцах» Александра Свободина проблема цели и средств обретала новый поворот. Ефремов пытался показать изначальную трагедию народовольчества. Народ, именем которого они клялись, был не просто равнодушен, но и враждебен революционерам. «Большевики» Шатрова завершали трилогию и выносили её проблематику в новый исторический контекст. Власть оказывалась в руках большевиков, которые ощущали себя прямыми наследниками декабристов и деятелей «Народной воли». Этот стопроцентно революционный спектакль попытались закрыть. Главное цензурное управление запретило пьесу, но Ефремов успел пригласить на прогон министра культуры E. A. Фурцеву. Та на свою ответственность разрешила спектакль. Он был сыгран 7 ноября 1967 года, в день 50-летия революции.
Летом 1970 года Ефремов выпустил свой последний спектакль в «Современнике» — чеховскую «Чайку». Пьеса, когда-то открывшая Художественный театр, на этот раз закрыла одну из его лучших студий. Все внутритеатральные отношения, груз накопившихся разочарований и неприязни, были выплеснуты в чеховский текст, который Ефремов попытался превратить в памфлет. Он внес в «Чайку» идейный разброд конца 60-х гг.
В сентябре 1970 г. Олег Ефремов принял предложение возглавить труппу Художественного театра. Вместе с ним из «Современника» ушли многие ведущие актёры; в сложившихся условиях работать театру было трудно; пресса писала об исчерпанности миссии театра и предрекала скорый конец «Современника».
В 1972 году художественным руководителем театра стала Галина Волчек. Начался долгий и сложный процесс восстановления. Со временем на афише театра появились новые яркие имена: Марина Неёлова, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Авангард Леонтьев, Константин Райкин, Анастасия Вертинская, Елена Коренева, Юрий Богатырёв.
15 апреля 1996 театр был награжден орденом Почёта, за большой вклад в современное театральное искусство, заслуги в эстетическом воспитании молодежи и широкое общественное признание [2]
Сегодняшний день театра
Здание
До 1961 г у театра не было своего здания. Спектакли игрались на сценах домов культуры и клубов, два раза в месяц на сцене филиала МХАТ. [3]
В 1961 г. театру было передано его первое здание на площади Маяковского, [1] которое освободилось после переезда оттуда Московского театра Эстрады. [4] Старое здание, где когда-то находился ресторан «Альказар», играл театр «Сатиры», [4] располагалось за памятником В. Маяковскому, имело запущенное состояние и было снесено в 1974 году. С тех пор на его месте — автостоянка.
Нынешнее здание театра «Современник» на Чистопрудном бульваре, построено в стиле неоклассицизма с элементами модерна в 1912—1914 гг. архитектором Р. И. Клейном для кинотеатра «Колизей». После закрытия кинотеатра и реконструкции, здание со зрительным залом на 800 мест передано «Современнику» в 1974 г.
В 2003 г. к театру было пристоен восьмиэтажный культурно-деловой комплекс «Бульварное кольцо» (авторы Евгений Асс, Кирилл Асс). В первых двух этажах офисного здания расположена новая «Другая сцена» театра на 200 мест. Автор дизайна фасада и интерьеров «Другой сцены» художник А.Боровский. [5]
В 2011 году Департаментом культуры Москвы была запланирована реконструкция театра, но в ноябре 2011 года было принято решение о замене реконструкции ремонтом. [6]
10 умерших актеров из театра «Современник»: их помнят и продолжают любить
За годы существования театра «Современник» через него прошло десятки актеров. Некоторые из них умерли. В 2012 году ушел из жизни Игорь Кваша, в прошлом году не стало Нины Дорошиной, Юрия Рашкина, Анатолия Узденского. Это далеко не весь список.
Знаменитый драматический театр «Современник», основанный в 1956 году группой молодых выпускников школы МХАТ, находится на Чистопрудном бульваре города Москвы. Лидером и первым художественным руководителем учреждения был Олег Николаевич Ефремов.
Театр имеет огромное значение в культурном развитии СССР и России, в его репертуаре представлены спектакли на основе работ только современных авторов. За путь, длиной более 60-ти лет «Современник» выпустил несколько поколений замечательных актеров, многие из которых, к сожалению, уже ушли из жизни.
Вниманию читателя предлагаются истории самых знаменитых и талантливых актеров театра, не доживших до наших дней.
Людмила Иванова
Заслуженная артистка РСФСР, актриса театра и кино Людмила Ивановна Иванова, родившаяся в 1933-м, с 24-летнего возраста посвятила себя театру «Современник». Женщина покорила публику своей игрой, искусно перевоплощаясь в самые разные и интересные образы. За все время работы на сцене она сыграла более 40 разноплановых ролей, в том числе в таких легендарных спектаклях, как «Вечно живые», «Голый король», «Обыкновенная история».
Помимо работы в театре Людмила Ивановна снималась в кино и телесериалах, была автором многих бардовских песен, занималась преподавательской деятельностью. Артистка внесла неоценимый вклад в историю отечественного театра и продемонстрировала потрясающую преданность профессии.
Она умерла в 2016-м году по причине почечной недостаточности, церемония прощания была проведена в родном для нее театре «Современник».
Игорь Кваша
Одним из основателей театра являлся Игорь Владимирович Кваша́ — Народный артист РСФСР, советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, телеведущий.
Игорь Владимирович родился в 1933 году, в 51-м молодой человек поступил в школу МХАТ, после ее окончания в 55-м на протяжении двух лет играл на сцене МХАТа им. М. Горького. В 57-м Кваша вместе с Галиной Волчек и Олегом Ефремовым стали основателями театра «Современник». Своей великолепной игрой и чувством каждого образа он быстро покорил публику.
За долгие годы актер сыграл в огромном количестве спектаклей и был ведущим актером театра. Самые интересные его роли:
- Гаев в «Вишневом саде» А.П.Чехова;
- Фальстаф в «Виндзорских насмешницах» Уильяма Шекспира;
- Пьетро в «Титуле» Александра Галина;
- Саймон в «Трудных людях» Йосефа Бар-Йосефа;
- Степан Верховенский в «Бесах» Ф.М. Достоевского.
Необычную фамилию актера знал почти каждый житель страны. Также мужчина исполнил множество ролей в кино, вел популярную передачу «Жди меня».
Скончался Игорь Владимирович на 80-м году жизни 30 августа 2012 года по причине серьезной болезни бронхов. Прощание с артистом состоялось на главной сцене театра «Современник».
Лилия Толмачева
Еще одним из основателей «Современника» являлась известная артистка театра и кино Лилия Михайловна Толмачёва.
После окончания школы девушка поступила в школу МХАТ, обучение в котором успешно завершила 50-м. С 52-го начинающая артистка служила в Саратовском ТЮЗ, а с 1955 по 56-й в Театре им. Моссовета.
С 56-го Толмачёва стала актрисой театра «Современник». С первых лет существования театра она была одной из ведущих его актрис, и играла в спектаклях по пьесам Розова «В поисках радости» и «Традиционный сбор», «Пяти вечерах» и «Старшей сестре» А. Володина. Самые известные ее роли — Елизавета Александровна в «Обыкновенной истории» И. Гончарова и Милда в «Крутом маршруте» Е. Гинзбург.
Женщина занималась также постановкой спектаклей, режиссерской деятельностью, играла в кино. Лилия Толмачёва умерла в 2013 году после продолжительной болезни.
Виктор Сергачев
Виктор Николаевич Сергачёв родился в 1934 году, после окончания школы он решил связать свою жизнь с театром и поступил в МХАТ, который закончил в 56-м. Проработал один год в труппе Центрального театра Советской армии, после чего стал одним из основателей театра «Современник».
Виктор Николаевич играл в репертуаре «Современника» таких спектаклях как: «Традиционный сбор» В. С. Розова, «На дне» М. Горького, «Оглянись во гневе» Д. Осборна. Мастерски вживаясь в роль, артист завораживал публику каждым выходом на сцену.
Талантливый актер много снимался в кино, работал в качестве режиссера. Виктор Сергачев умер в 2013 году от разрыва аорты.
Владимир Земляникин
Один из популярнейших отечественных актеров — Владимир Михайлович Земляникин родился в 1933-м. После Великой отечественной войны юноша занимался в городском Поступил в Щукинское училище, работал актёр Театра-студии киноактёра в Москве.
В конце 1950-х годов талантливый актер был одним из самых известных в СССР. Успех пришёл с ролью Сережи Давыдова в фильме «Дом, в котором я живу». В самый пик популярности в 59-м он пришел в «Современник». Работал, много снимался в кино, был занят в репертуаре и не собирался уходить в другие театры.
Владимир Земляникин скончался в 2016 по причине онкологической болезни.
Александр Вокач
Народный артист РСФСР, актер театра и кино Александр Андреевич Вокач родился в марте 1926-го. В 1951-м молодой человек окончил ГИТИС и стал актёром Курганского областного театра. В период с 1968 по 71-й работал режиссёром Калининского драматического театра.
С 1971-го мужчина стал актёром театра «Современник», где покорил публику великолепной игрой и исполнил свои самые яркие роли: Николая Чернова в спектакле «Вечно живые», Коровина в пьесе «С любимыми не расставайтесь», помещика Бориса Пищика в постановке «Вишневого сада».
Вокач исполнил ролей в кино, в «Современнике» играл до последних дней. Умер актер в 89-м по причине болезни сердца.
Николай Пастухов
Народный артист РСФСР, актер театра и кино Николай Исакович Пастухов родился в мае 1923-го, и очень рано увлекся театром – играл небольшие роли в школьном драмкружке. В возрасте 16 лет он поступил в театральную студию Бауманского дворца пионеров, а в 41-м начал обучение в Театральное училище им. Щепкина.
После окончания учебы молодой артист выступал на сцене Центрального театра Красной Армии, затем в Тамбовском драмтеатре. Стремление к главным ролям послужило переходу актера в 57-м в театр «Современник», но уже через год он вернулся родной Театр Советской Армии.
Мужчина регулярно снимался в кино, самые известные картины в его биографии: «От зари до зари» (Фёдор Васильевич Рожнов), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (чекист Степан Липягин), «В день праздника» (Пантелеймон Дмитриевич Гринин).
Известный русский актер скончался в мае 2014-го в возрасте 91 года.
Анатолий Узденский
Народный артист РФ, актер театра и кино Анатолий Ефимович Узденский родился в 1952 году. После окончания школы юноша определился с будущей профессией и поступил в Новосибирское театральное училище.
С 82-го по 2004-й мужчина работал в Новосибирском драмтеатре «Старый дом», в 2005-м талантливый актер вступил в труппу театра «Современник». В репертуаре артиста такие роли как Пейдж в “Виндзорских насмешницах” Шекспира, Беккер в “Трех товарищах” Эриха Марии Ремарка, Василий Ефимович Чечков в “Джентльмене” А.И. Сумбатова-Южина.
Узденский исполнил огромное количество в отечественных фильмах и телесериалах, перевоплощаясь в абсолютно разные образы.
Артист скончался 12 августа 2018 по причине заболевания с сердечно-сосудистой системы.
Нина Дорошина
Нина Михайловна Дорошина — известная актриса, сыгравшая более 20 киноролей. Зрителям она запомнилась по комедии «Любовь и голуби», где предстала в роли Нины.
Талантливая актриса родилась в 1934-м, с ранних лет девочка увлеклась сценой и стала заниматься в театральном кружке. После окончания Щукинского училища, в 1959 году Дорошина вступила в труппу театра «Современник», которому посвятила всю жизнь. Она была одной из ведущих актрис, настоящим символом театра. На ее счету десятки ролей, самые узнаваемые из которых:
- Жюли в спектакле «Четыре строчки для дебютантки»;
- Инна в «Мурлин Мурло»;
- Она в «Заяц love story».
Женщина активно снималась в кино, играя второстепенные роли, занималась преподавательской деятельностью.
В 2018 году 21 апреля Нина Дорошина скончалась от тяжелого заболевания сердца. Прощание с умершей артисткой состоялось в театре «Современник».
Юрий Рашкин
Популярный актер и режиссер Юрий Леонидович Рашкин родился в 1945-м, после окончания школы поступил в МХАТ. Успешно завершив обучение в 1967-м, молодой человек стал работать в театре «Современник» и ленинградском Театре Комедии им. Акимова.
За 6 лет службы в «Современнике» он сыграл в 10 спектаклях театра. Среди постановок с его участием «Белоснежка и семь гномов», «Декабристы», «Ночная повесть», «Мастера» и другие.
Талантливый актер сыграл несколько небольших ролей в кино. В последние годы Рашкин занимался документальным кино, работал как режиссер и сценарист.
Знаменитый артист скончался в мае 2018 года.
Среди ветеранов «Современника» еще очень много умерших, погибать которым было рано: Олег Даль, Григорий Остин, Олег Табаков и другие известные артисты России и СССР. Светлая память…
Актеры «Современника» в недоумении после скандального ухода из театра Сергея Гармаша
Лента новостей
- 22:30 В Афганистане паранджа подорожала в 10 раз
- 21:56 Банк России отметил замедление роста цен на продовольствие в большинстве регионов
- 21:22 Путин обсудил с президентом Таджикистана Рахмоном события в Афганистане
- 21:13 Минюст внес первым движение «Голос» в новый реестр незарегистрированных объединений-иноагентов
- 20:48 Американцы с 20 сентября начинают кампанию прививок третьими дозами вакцины от COVID-19
- 20:14 Путин обсудил с президентом Ирана ситуацию в Афганистане
- 19:41 Ливни обрушили на Москву четверть месячной нормы осадков
- 19:29 Для чеченца, который подрался с омоновцами на акции в поддержку Навального, прокуратура запросила шесть лет колонии
- 19:13 Всероссийская перепись населения пройдет с 15 октября по 14 ноября
- 18:51 Мосгорсуд признал законным увольнение генерала МВД Краковского
- 18:40 «Аэрофлот» отменил полеты в Бангкок
- 18:11 Суд оставил в СИЗО совладельца холдинга В&В, обвиняемого в хищении
- 18:10 Найдены черные ящики разбившегося Ил-112В
- 17:41 Кабмин ФРГ: Путин и Меркель обсудят в Москве ситуацию в Афганистане
- 17:10 СМИ: талибы публично казнили четверых командиров в Кандагаре
- 16:49 Экс-президент Афганистана Гани получил убежище в ОАЭ
- 16:20 Таиланд разрешил привитым «Спутником V» въезд в туристические районы
- 15:49 В Москве объявлен «оранжевый» уровень погодной опасности из-за грозы
- 15:21 Суд оставил еще на три месяца в СИЗО подельников экс-губернатора Пензенской области
- 15:20 Губернатор Ставрополья попросил Путина сделать курортный сбор постоянным
- 14:53 В давке в аэропорту Кабула пострадали около 20 человек
- 14:23 Проблемы с винтом могли стать причиной крушения Ил-112В в Подмосковье
- 13:54 Солист Rammstein выступит на фестивале «Спасская башня» в Москве
- 13:22 В Москве открыт маршрут от Северного речного вокзала до Южного Тушино
- 12:55 В МЧС назвали главную причину лесных пожаров в Якутии
- 12:25 Сдавшая ЕГЭ в 8 лет москвичка не поступила на бюджет в МГУ
- 12:10 Талибы обстреляли митингующих в Джелалабаде
- 11:45 Задержан четвертый из пятерых сбежавших из ИВС в Истре
- 11:35 Петербург обогнал Москву по числу новых случаев коронавируса
- 11:05 В Крыму задержаны пять террористов «Хизб ут-Тахрир»
- 10:45 Среди привившихся от COVID-19 разыграют по 100 тысяч рублей
- 10:19 У сотрудников агентства «Белапан» проходят обыски
- 09:51 СМИ: полиция начала обход москвичей, которые зарегистрировались на сайте Навального
- 09:15 Минцифры примет решение о замене паспорта на смарт-карту до конца года
- 08:51 В Госдуму внесен законопроект о возвращении прежнего пенсионного возраста
- 08:21 Со дна Курильского озера подняты тела всех погибших при крушении вертолета Ми-8
- 07:49 Жителей Челябинска попросили не выходить из дома из-за выброса сероводорода
- 07:16 Эпидемиолог: ковид станет сезонным заболеванием при достижении коллективного иммунитета
- 05:05 Алжир начал переговоры о покупке российского самолета Бе-200
- 03:57 Жара привела к росту цен на пшеницу
- 03:00 Сингапур выплатил 490 000 евро компенсации пострадавшим от побочных эффектов вакцины
- 01:53 Союзники по НАТО призывают переосмыслить альянс
- 01:25 Байден и Джонсон договорились о саммите G7 на следующей неделе
- 01:11 США начали расследование по поводу обнаружения человеческих останков в шасси самолета
- 00:55 Der Tagesspiegel: Пекин и Москва подготовились к смене власти в Кабуле
- вчера, 23:57 Британские ВВС подняли в воздух истребители навстречу российскому Су-24
- вчера, 23:32 «Рома» купила у «Челси» нападающего сборной Англии Тэмми Абрахама
- вчера, 22:44 Источник: предварительной причиной крушения Ил-112В стал помпаж двигателя
- вчера, 22:10 Подавляющее большинство российских вузов начнут учебный год очно 1 сентября
- вчера, 21:36 Талибы заявили, что Афганистан не будет центром производства наркотиков
Все новости »
Гармаш заявил о своем уходе, опубликовав прощальное письмо в чате «Современника». Причиной он назвал «чудовищную ситуацию» в театре
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС —>
Актеры театра «Современник» отреагировали на письмо об уходе Сергея Гармаша. «Это удивительно как минимум. Сергей Леонидович не может уйти из театра», — заявила Ольга Дроздова.
«Это право Сергея Леонидовича делать то, что он хочет. Я не хочу выносить сор из избы», — сказал актер Никита Ефремов. Актриса Чулпан Хаматова в разговоре с РБК отметила, что не видит в театре «Современник» никакой «катастрофической, чудовищной ситуации», о которой заявил Гармаш. «У нового худрука Рыжакова не было возможности себя показать. Театр закрыли на карантин. Если человек как художник не может согласиться с другим художником — значит, он выбирает другой путь», — отметила она.
Накануне Гармаш заявил о своем уходе из театра, опубликовав прощальное письмо в чате «Современика»:
Мне тяжело далось решение уйти из театра.
Я прожил здесь счастливых 36 лет. Это мой дом, оставлять который для меня тяжело и больно.
Пытался достучаться до властей. Считал это своим долгом по отношению к нашему общему делу, к памяти Галины Борисовны [Волчек], к тому, к чему она нас призывала, говоря: «Не позвольте сделать из театра модное место». Услышан не был.
Эти полгода показали, сколь катастрофичным было решение о назначении Виктора Рыжакова. Оно было принято подковерно, еще при жизни Галины Борисовны. Подписано буквально на крышке гроба. Это сделали московские власти. Видимо, чего-то боялись. Возможно, даже слухов о том, что я претендую на роль худрука. Говорю вам ответственно: это не так.
Вы сами знаете, на сегодняшний день ситуация внутри труппы чудовищная. Налицо очевидный раскол, чего не было здесь никогда. И как выходить вместе на сцену и играть спектакль, представить сложно. Идет расправа над людьми, прекрасными профессионалами, отдавшими театру десятилетия жизни.
А вместо уволенной Саши Толубеевой на работу принимается собственная дочь.
Впереди снятие успешных и конкурентоспособных спектаклей, тем самым артисты, занятые в них, лишаются заработка, а зрители — любимых спектаклей. Ярчайший тому пример: убран из репертуара «Шагает солнце по бульварам» — спектакль, посвященный памяти основателей театра. Вместо него студенческая «Оттепель».
Для себя я принял решение, что дальше принимать в этом участие не могу».
Письмо Сергея Гармаша Business FM попросила оценить его многолетнюю коллегу, народную артистку России, актрису театра «Современник» Лию Ахеджакову.
Лия Ахеджакова народная артистка России, актриса театра «Современник» «Мне просто хочется сказать, что если бы тот 30-летний Сережа, который пришел в театр, мог бы увидеть себя 60-летнего, он бы этого не пережил. Я не хочу никаких подробностей. Я всегда к нему очень хорошо относилась, и я никогда не думала, что этот человек пойдет в «Единую Россию» к Турчаку стучать на своего коллегу. Не должно было этого быть. Я не знаю, что с ним случилось. Большего бы не хотела, чтобы кто-нибудь услышал. Речь идет о том, кто возглавит театр. И это письмо Сережи с такой нехорошей стороны его показало. Я с ним столько лет работала и всегда к нему очень хорошо относилась».
Новый режиссер в театре почти всегда воспринимается в штыки, а еще положение усугубила пандемия, считает театральный критик Ольга Егошина.
Ольга Егошина театральный критик «Сейчас такая общая ситуация во многих театрах. После пандемии все раздражены, везде меньше денег, везде тяжело перенесли месяц неработы. Не очень понятные перспективы. Когда приходит новый руководитель в театр, особенно человек со стороны, как Виктор Рыжаков или как сейчас во МХАТе Сергей Женовач, всегда начинаются всякие актерские бунты. Чем дольше театром руководит крупная личность, такая как Галина Борисовна Волчек, тем потом сложнее кого-то принять. Рыжаков не успел ничего: ни выпустить спектакль, ни определиться, что будет. Он только успел прийти, чуть-чуть начать, и вот этот ужасный перерыв. Очень надеюсь, что будет как в Вахтанговском, как в БДТ — театр в результате поверил, встал на курс, и началась замечательная новая эпоха и там и там. «Современник» — это режиссерский театр. Он был создан как режиссерский театр. Вначале Олег Николаевич Ефремов, потом Галина Борисовна — там все время стояли режиссеры. Любое другое руководство — это компромисс. Все-таки с тех пор как Станиславский начал этот режиссерский театр, за ХХ век стало понятно, что, наверное, сейчас это самая интересная форма».
Театральный обозреватель, биограф Галины Волчек Марина Райкина считает, что театр дал трещину не в связи с уходом Гармаша, а из-за необдуманных действий нового худрука Виктора Рыжакова.
— Я прекрасно помню, как его очень хорошо приняла труппа, но я разговаривала с артистами, там, конечно, ситуация нехорошая, потому что, как они говорят, Виктор Рыжаков расколол молодую часть труппы. Теперь они не здороваются друг с другом. Сначала Волчек хотела передать бразды правления Сергею Гармашу, потом возникла идея Чулпан Хаматовой. Но она очень быстро прошла, потому что между ними сложилась какая-то непростая ситуация.
— Гармаш мог уйти, потому что понял, что не сможет занять место, которое мог бы занять?
— Я не знаю, это надо спросить Гармаша. Но некоторые артисты подтвердили, что, когда они к нему обращались после смерти Галины Борисовны и говорили: «Сережа, пожалуйста, станьте нашим худруком», — он сказал « нет». Я понимаю, почему он сказал «нет». Он артист, а артист, в отличие от режиссера, — это другое мышление. Он играет еще сентябрь. А как будет дальше сводиться дебит с кредитом, доходная часть с расходной в «Современнике», я не знаю. Три спектакля Миши Ефремова слетели, пять спектаклей слетит Гармаша. Минус восемь кассовых спектаклей. Театр, который зарабатывал десятки миллионов в месяц, я думаю, понесет очень серьезные убытки.
Худрук «Современника» Галина Волчек, которая возглавляла театр почти 50 лет, умерла 26 декабря прошлого года. С 4 января ее место занял 60-летний Виктор Рыжаков, который с 2012 года являлся худруком Центра имени Мейерхольда. Приказ о его назначении был подписан в мэрии Москвы 30 января.
В театральных кругах говорили, что кандидатуру Рыжакова при жизни одобрила сама Галина Волчек. В числе потенциальных преемников на пост художественного руководителя называли также Сергея Гармаша и Чулпан Хаматову. Однако Волчек якобы была против, поскольку они не смогут уделять много времени театру: Гармаш очень занят в кино, у Хаматовой также много различных проектов.
В частности, о Гармаше сама Галина Борисовна говорила: «Я доверяю, например, Гармашу, которого я очень ценю как артиста, но я всегда это говорила, что те пять минут, которые он свободен от кино, от концертов, от обеспечивания огромной семьи необходимыми вещами… Эти пять минут он очень честно работает в театре! Я это говорила, когда сделала его своим помощником по творческим вопросам. Но пять минут — это мало».
Театр «Современник»
Московский театр «Современник»
Театр «Современник» расположен на Чистопрудном бульваре в Москве и работает под руководством Народной артистки СССР Галины Борисовны Волчек. «Современник» появился в середине прошлого века. Он стал одним из первых российских театров, который был рожден группой увлеченных единомышленников, сумевших не только сплотиться вокруг общих интересов, но отстоять свое право на существование. Лицо театра «Современник» и основа репертуара были сформированы талантами его главных режиссеров. Традиции труппы заложил Олег Ефремов, а продолжила и развила их Галина Волчек.
Сэкономь на путешествии!
Общая информация
Поначалу молодой театральный коллектив не имел собственного здания, поэтому работал на сценах домов и дворцов культуры, на концертных площадках, во МХАТе и театре имени Пушкина. В 1961 году актеры получили здание на Маяковской. Разные сцены и маленькое помещение, где не хватало места для хранения декораций, породили особый аскетический стиль театра «Современник».
Здание театра Современник на Чистых прудах
В 1974 году труппа сменила адрес и переехала на Чистопрудный бульвар, 19А. Особняк, который театр занимает и в наши дни, был построен в начале прошлого века в традициях неоклассицизма с элементами модерна по проекту известного архитектора Романа Ивановича Клейна. В те времена здесь располагался популярный у москвичей кинотеатр «Колизей». В 2000-е годы историческое здание реконструировали. Театр использует его как основное, но кроме того, проводит спектакли во Дворце на Яузе, возле станции метро «Электрозаводская».
За более чем полувековую историю театр «Современник» стал хорошо известен не только жителям столицы. Его гастроли проходили во многих городах России и за рубежом, при этом постановки театра неизменно пользовались большой популярностью у зрителей.
Руководитель театра — Галина Борисовна Волчек Зрительный зал
История театра «Современник»
Более полувека назад, в 1956 году новый московский театр появился, благодаря собравшейся вместе группе молодых актеров. Это был период оттепели. Совсем недавно в стране разоблачили культ личности И. В. Сталина. Творческая интеллигенция жаждала перемен и протестовала против засилья лжи и формализма в искусстве.
История прославленного театрального коллектива началась со спектакля, сыгранного группой выпускников, закончивших школу-студию МХАТ. Постановка по пьесе В. С. Розова «Вечно живые» так сильно потрясла зрителей, что они не расходились до утра. Чуть позже по нашумевшей пьесе сняли кинофильм «Летят журавли», и история его главных героев стала визитной карточкой нового театра.
Олег Николаевич Ефремов
Первоначально актерская труппа носила название «Студии молодых актеров» Московского Художественного Академического театра, а через два года она была переименована в театр «Современник». Долгое время во главе театрального коллектива находился выпускник и преподаватель школы-студии Олег Ефремов. Именно ему принадлежат слова, ставшие знаменем любителей театра: «Если я честен – я должен». Кроме главного режиссера, у истоков нового театрального коллектива стояли Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и Игорь Кваша.
Молодой театр старался развивать классические мхатовские традиции, а его ранний репертуар опирался на отечественную историю. «Современник» быстро приобрел популярность среди критиков и литераторов. Кроме того, подходы его главного режиссера нравились авторам-шестидесятникам Александру Солженицыну, Александру Галичу, Анатолию Кузнецову и Василию Аксенову.
В 1964 году «Современник» получил статус государственного театра. Наиболее нашумевшими спектаклями 1960-1970 годов были постановки по пьесе Евгения Шварца «Голый король», роману Ивана Гончарова «Обыкновенная история», исторической трагедии Леонида Зорина «Декабристы», а также пьесам советских авторов Александра Свободина «Народовольцы» и Михаила Шатрова «Большевики».
Последний спектакль, поставленный Олегом Ефремовым – чеховская «Чайка», прошел летом 1970 года. Осенью того же года из театра «Современник» вместе с Ефремовым ушли многие известные актеры, и театральный коллектив переживал настоящий кризис. Пресса не верила, что ему удастся решить накопившиеся проблемы, и журналисты писали, что дни театра «Современник» сочтены.
В 1972 году во главе актерского коллектива встала Галина Волчек, на плечи которой лег непростой период восстановления театра и его обновления. Искушенный столичный зритель смог увидеть игру новых актеров – Юрия Богатырева, Елены Кореневой, Лии Ахеджаковой, Константина Райкина и Марины Нееловой. В 1996 году за многолетние достижения театральный коллектив получил государственную награду – орден Почета.
Растяжка с портретами актеров театра у здания Современника на Чистых прудах
Современные постановки
В 2000-е годы в театре «Современник» были поставлены новые спектакли: «Голая пионерка», «Антоний&Клеопатра. Версия» и «Горе от ума».
Сегодня на сцене театра можно посмотреть чеховские пьесы «Вишневый сад» и «Три сестры», спектакль по пьесам Уильяма Гибсона «Двое на качелях», Бернарда Шоу «Пигмалион», Саймона Стивенса «Загадочное ночное убийство собаки», Евгении Гинзбург «Крутой маршрут», Александра Володина «Пять вечеров», Родиона Овчинникова «С наступающим», Елены Чижовой «Время женщин», Тадеуша Ружевича «Дама», Александра Галина «Амстердам» и другие.
Спектакль «Крутой маршрут» Спектакль «Пять вечеров» Спектакль «Пигмалион» Спектакль «Дама» Спектакль «Время женщин»
Как добраться
Основная сцена театра «Современник» находится в Басманном районе Москвы, на Чистопрудном бульваре, 19А. До здания за 10 минут можно дойти пешком от станций метро «Чистые пруды», «Сретенский бульвар» или «Тургеневская».
Дворец на Яузе, где также играют актеры театра «Современник», расположен рядом со станцией метро «Электрозаводская» по адресу: площадь Журавлева, 1.
Скандал в «Современнике»: Почему Неелова, Ахеджакова и Хаматова не поддержали Гармаша
Артист решил покинуть театр, в котором проработал без малого 40 лет
Фото: GLOBAL LOOK PRESS
После скандального выступления Сергея Гармаша на собрании «Современника», где он сообщил, что уходит из театра и обвинил нового худрука Виктора Рыжакова в «череде чудовищных и безнравственных поступков», высказались многие.
Лия Ахеджакова со свойственной ей «большевистской прямотой» обвинила Гармаша в том, что он «стучал» на Рыжакова в высоких кабинетах (вроде, от Департаменте культуры до администрации президента), подогревал ненависть, хамство и агрессию в труппе против «интеллигентного и талантливого режиссера», который только что объявил планы на целых три (!) сезона вперед. «А ты объявил войну и гордо хлопнул дверью», — такими словами закончила письмо Гармашу Ахеджакова.
Более мягко, но тоже на стороне Рыжакова, выступила актриса Чулпан Хаматова. Она заявила, что не видит никакой катастрофы или чудовищной ситуации в «Современнике». Что же касается самого Гармаша, то из-за его ухода нет «ни радости, ни большого горя» (вот это удар по самолюбию актера!).
Примадонна «Современника» Марина Неелова считает, что «драматически» выстроенный уход оскорбленного Гармаша со сбора труппы больше связан с его личными амбициями и неоправданными ожиданиями, чем с творческими декларациями. Пафосное отстаивание традиций «Современника» здесь ни при чем.
Говорить о том, что сегодня коллектив театра разделился на два лагеря: одни — за Гармаша, другие — за Рыжакова, конечно, нельзя. Большинство труппы пока над схваткой и выжидает.
Фото: Лариса КУДРЯВЦЕВА/ЭГ
Для всех, и в первую очередь для Виктора Рыжакова, выступление Гармаша было неожиданным. Когда Сергей Леонидович взял слова, очевидцы говорят, лицо режиссера, круглое от природы, вдруг вытянулось, покраснело и стало похожим на морковку.
— Вопросы к нашему новому худруку, конечно, были с самого начала, — рассказал нам актер «Современника», который согласился поделиться своими мыслями, но только анонимно. В отличие от Нееловой, Ахеджаковой, Хаматовой и того же Гармаша, которые могут высказываться прямо, не опасаясь, что останутся без работы, большинство актеров все-таки очень зависимы. — Галину Волчек не успели похоронить, а уже на прощании с ней мы знали, что на ее место приходит Виктор Рыжаков. Не было ни собрания труппы, ни обсуждения, наше мнение никто не спрашивал. Рыжакова нам назначили сверху, как будто мы подневольные актеры Карабаса-Барабаса. Это многим не понравилось. Почему именно Рыжаков, а не кто-то другой.
Для всех, и в первую очередь для Виктора Рыжакова, выступление Гармаша было неожиданным
Фото: GLOBAL LOOK PRESS
— Потому что он приходил в «Современник» еще при Галине Волчек, и она называла его своим преемником.
— Скорее всего, эту версию придумал сам Рыжаков. Галина Борисовна никому не хотела отдавать театр. Не собиралась умирать. В этом смысле наши престарелые худруки очень похожи на членов Политбюро, которых выносили из их кабинетов только вперед ногами. Волчек могла пригласить Рыжакова на постановку и только. Одно время она видела своим преемником Гармаша. Это было, но потом на него рассердилась.
— А он и вел себя как преемник. Во время ремонта в «Современнике», когда к вам приезжал Сергей Собянин, Гармаш сопровождал его по стройке, как руководитель театра…
— В том-то и дело, что Гармаш вел себя, как руководитель, а главное поверил в то, что он действительно преемник Волчек. По духу он действительно ближе «Современнику», чем Рыжаков. Он не чужой. Не будет показывать голеньких юношей на сцене. Не предложит «новый жанр» – читку у микрофона, когда артисты стоят на сцене и читают пьесу по ролям.
— В своем письме Сергей Леонидович написал про «череду чудовищных и безнравственных поступков», случившихся при новом худруке. Это он о чем?
— Акция к 9-му мая – «Диалоги» — это было, конечно, за гранью добра и зла. Идея принадлежала Никите Ефремову. В этом проекте наша молодежь пытается рассуждать на тему, зачем нужна была Великая Отечественная война и что в ней такого священного… Уровень дискуссии такой, что лишний раз показывает: актеры не мыслители, не ораторы, когда говорят от своего имени. Не говоря о, том, что наша молодежь очень плохо знает историю. Вы найдите в Сети беседу двух «гуманитарных деятелей современности» Никиты Ефремова и Шамиля Хаматова – и все поймете про эти «Диалоги». Рыжаков видел их заготовки, редактировал их и выпустил в публичное пространство, хотя ребята говорили глупости о святых для многих вещах. В этом смысле Гармаш все правильно написал. Другая его претензия, что из театра убрали билетеров и гардеробщиков якобы из экономических соображений. Это тоже справедливо. Для нас эти люди тоже часть труппы, вдруг на их место приходит какая-то фирма со стороны. Никто не понял, в чем экономия? Худрук взял на место Саши Толубеевой свою дочь. Почему? Саше занималась соцсетями и сайтом театра. Очень много делала, а главное – к ней все хорошо относились. Будто в театре других проблем нет. Стоит только поменять гардеробщиков, и все будет прекрасно.
— Для некоторых действительно прекрасно: вот Ахеджакова радуется, что пришел Рыжаков…
— Лия – особенный человек… Она сейчас повсюду рассказывает, что это не Миша Ефремов сидел за рулем джипа (речь о смертельном ДТП, случившемся 8 июня – Ред.), а кто-то другой – «в рубашке с короткими рукавами». Ахеджакова все свои идеи защищает истово. Теперь с Рыжаковым носится. На собрании он объявил, что в его планах и музыкальные, и детские спектакли, будет много современной драматургии, новые авторы, имена который большинству сидевших в зале были неизвестны. И только Ахеджакова восторгалась с места: «Ах, это такой чудесный режиссер, а тот еще чудесней…» Планов у Рыжакова громадьё, но «Современник», похоже, станет очередным центром современной драматургии.
— Он уже что-то предложил актерам?
— Марина Неелова и Алена Бабенко репетируют с ним что-то из Гришковца.
— Рыжаков пока не снимает спектакли?
— Он убрал из репертуара «Шагает солнце по бульварам» – спектакль, посвящённый памяти основателей театра, «шестидесятников». Но ему и снимать не надо. Ситуация сложилась очень интересная. Миша Ефремов — под арестом, а он занят у нас в трех спектаклях. Гармаш ушел, он играет в 5 названиях. Говорят, что приглашенный артист Кирилл Сафонов не хочет играть с Чулпан Хаматовой в спектакле «Двое на качелях» (когда Хаматова взяла «академический отпуск» ее заменила в этом спектакле Кристина Орбакайте – Ред.). А Орбакайте до сих пор сидит в Америке и неизвестно, когда сможет оттуда улететь. Положение аховое. Получается, что к началу сезона из репертуара неожиданно выпадает почти десять спектаклей. А что взамен? Пока ничего. Виктора Рыжакова просто жалко, он попал как кур во щи. Но, с другой стороны, сам же «назвался груздем». Прежде он руководил молодыми артистами, студентами, а тут он взялся за самодостаточную труппу со своим представлением и взглядами.
Контракты на 100 миллионов: раскрыты заработки Сергея Гармаша
Актер хорошо зарабатывает и без зарплаты в «Современнике» (подробности)
«И Ефремова вытащит по-братски»: Сергей Гармаш спас от тюрьмы брата-убийцу после пьяного ДТП
Актеру припомнили скандальную историю, которая поразительно напоминает дело Михаила Ефремова (подробности)
«Современнику» — 65. Как менялся один из лучших театров Москвы
Все началось с Олега Ефремова. В 1949 году он стал преподавать актерское мастерство в Школе-студии МХАТ, которую сам только что закончил. К огромному разочарованию молодого человека, в Художественный театр его не взяли, зато с охотой зачислили в труппу Центрального детского театра (ныне — РАМТ). Впрочем, легендарный театр у молодого актера вызывал вопросы. МХАТ в то время переживал застой, артисты и режиссеры не отзывались на изменения времени, не чувствовали его. Ефремов был не согласен с тем, как и о чем театр говорил со зрителем.
С ним соглашались многие студенты школы-студии, среди которых были Светлана Мизери, Людмила Иванова, Игорь Кваша, Олег Табаков, Галина Волчек. Они решили: у них все будет по-другому. Вокруг прогрессивного преподавателя сформировался коллектив, который назвали Студией молодых актеров, — будущий «Современник».
Первый спектакль
Первой пьесой, на которую с подачи Ефремова обратила внимание талантливая молодежь, стали «Вечно живые» Виктора Розова. Произведение было написано еще в 1943-м. Чуть позже оно ляжет в основу фильма «Летят журавли», который принесет СССР мировую славу. А тогда, в 1956 году, рассчитывать на разрешение ставить по ней спектакль было безрассудством. Пьесу о нравственном выборе, который ставит перед человеком война, даже опубликовать разрешили не сразу. Студия Ефремова стала вторым коллективом в стране, который рискнул взяться за постановку (первым был Костромской театр драмы), и первым — в столице.
Репетировали по ночам в школе-студии. Это была работа на износ: молодые люди даже не успевали как следует отдохнуть, потому что днем каждого из них ждали театры, в которых они служили.
«Не было денег на такси, а заканчивали, предположим, в четыре часа ночи и ждали открытия метро, — вспоминала Галина Волчек. — И никогда это ожидание не было тягостным. Наоборот, тяжело было уйти, расстаться до завтра, хотелось, чтобы репетиции, общение не кончались никогда. А когда Ефремов снялся в “Первом эшелоне” и стал самым богатым в нашей нищенской компании, то практически весь свой скромный гонорар он потратил на такси, чтобы мы могли добраться домой».
Премьера, назначенная на 15 апреля, тоже прошла ночью. Не звали никого из критиков и журналистов, присутствовали в основном студенты МАИ и МГУ имени М.В. Ломоносова. Всего около 100 человек. Те, кому не хватило сидячих мест, располагались в проходе стоя.
Кстати, потом, когда Студия молодых актеров превратится в театр «Современник», появится традиция выпускать новый спектакль именно 15 апреля.
Главную героиню Веронику сыграла Светлана Мизери, авантюрную Нюрку-хлеборезку — Галина Волчек, дочь доктора Бороздина Ирину — Лилия Толмачева, студента Мишу — Олег Табаков. Роль возлюбленного Вероники, фронтовика Бориса, досталась Олегу Ефремову. Никаких серьезных декораций и реквизита, лишь стол, пара стульев. Главное — пьеса, ставящая неудобные вопросы, и молодые артисты, влюбленные в свое дело.
После финальных аплодисментов зрители долго не хотели покидать зал — спорили, благодарили, убеждали артистов во что бы то ни стало не расставаться и создать свой театр. Разошлись под утро, повторяя про себя слова героя Ефремова: «Если я честный, я должен».
Новое имя и новый дом
Под названием «Студия молодых актеров» коллектив просуществовал еще два года. В 1958-м директор МХАТа Александр Солодовников предложил его сменить. Новое имя — «Современник» — понравилось всем. Оно идеально отображало главную мысль: желание говорить со зрителем на одном языке.
К тому времени артисты перебрались на сцену Художественного, театр предоставлял им площадку. Звезды МХАТа не воспринимали всерьез «молодых выскочек». Постепенно разногласия между МХАТом и «Современником» начали нарастать. Апогеем стала постановка «Голый король» по одноименной пьесе Евгения Шварца, написанной в 1934 году по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена и долгие годы остававшейся неизданной.
Произведение было слишком острым, в нем видели критику действий власти. Первая публикация пьесы состоялась в 1960-м, в том же году ее поставила в «Современнике» Маргарита Микаэлян. Зрителям спектакль нравился, но позже он был раскритикован в Министерстве культуры, и МХАТ отказался предоставлять сцену молодому театру. «Голого короля» играли на других площадках, понимая, что каждый показ может стать последним.
Вскоре после этого Никита Хрущев устроил прием для работников культуры, на который пригласили всех руководителей столичных театров, кроме Ефремова. Коллектив расценил это как плохой знак. Нина Дорошина, игравшая в «Голом короле» принцессу, вела концерт. Актриса должна была обратиться к Хрущеву, но этого сделать не удалось, и ей посоветовали подойти к Екатерине Фурцевой, тогда еще не министру культуры, а секретарю ЦК КПСС. Дорошина сквозь слезы начала рассказывать: «Олега Николаевича не пригласили, театр закрывают из-за “Голого короля”…» Фурцева попросила ее успокоиться и пообещала помочь.
Свое слово она сдержала. В 1961 году «Современник» получил свое первое здание у станции метро «Маяковская», на площади Маяковского (теперь — Триумфальная). Популярность театра была настолько огромной, что на площади выстраивались очереди желающих сходить на спектакль. Сейчас этого здания нет — его снесли в 1974 году.
В 1979-м во время съемок фильма «Москва слезам не верит» режиссер Владимир Меньшов столкнулся с трудностью: для первой части картины ему надо было снять поэтические чтения у памятника Маяковскому, показать столицу 1950-х. Но здания «Современника», конечно, уже не существовало. А подземный переход, которого не было в 1950-х, уже был вырыт. Появилась шутка: «Меньшов думает, как снимать: закапывать подземный переход или заново строить “Современник”».
От Ефремова к Волчек
Через четыре года «Современник» официально получил статус театра. Это означало отличные перспективы: финансирование, штатное расписание. В последующие годы тут ставят «Декабристов» Леонида Зорина, «Народовольцев» Александра Свободина, «Большевиков» Михаила Шатрова.
А потом Ефремову предложили возглавить МХАТ. Он помнил, как мечтал туда попасть в качестве актера и как его ожидания не оправдались. А теперь — подумать только — приглашают уже как главного режиссера. Он согласился.
Летом 1970-го он ставит в «Современнике» прощальный спектакль — «Чайку» по А.П. Чехову. «Чайка» стала первой постановкой классики в истории театра, который начался с желания Ефремова работать только с современной драматургией. Кстати, постановку высоко оценил Анджей Вайда — польский режиссер, который приехал в «Современник» ставить спектакль «Как брат брату» по пьесе американского драматурга Дэвида Рейба. Вайду в «Современник» позвала Галина Волчек, ставшая главным режиссером театра через два года после ухода Ефремова (директором годом ранее стал Олег Табаков).
«Я меньше всего на свете мечтала быть главным режиссером. Говорю как на духу. Но выхода тогда не было. Уговаривали меня долго и в результате уговорили. Наверное, сработало то, что Ефремов называл меня “самой партийной из всех”. Я никогда не была в КПСС, и никто и ни за что на свете не заставил бы меня вступить. Под “партийностью” он понимал паталогически развитое во мне чувство долга», — рассказывала она.
Работа с приглашенными режиссерами стала при Галине Волчек важной частью жизни театра — свои спектакли на сцене «Современника» в разные годы ставили Питер Джеймс, Георгий Товстоногов и другие.
Многие опасались, что без своего основателя «Современник» погибнет. Но Галине Борисовне удалось сделать так, чтобы театр взял новую высоту. В труппу театра при ней пришли Лия Ахеджакова, Марина Неелова, Валентин Гафт и другие звезды. Появлялись постановки по пьесам Александра Вампилова, Василия Шукшина, Михаила Рощина, Уильяма Гибсона, Василия Аксенова, Леонида Зорина.
Театр много экспериментировал. Например, в спектакле «Восхождение на Фудзияму» по пьесе Чингиза Айтматова объединили зрительный зал и игровое пространство. Действие разворачивалось практически на расстоянии вытянутой руки от гостей.
Чистые пруды
В 1974 году — новый переезд, на этот раз в здание бывшего кинотеатра «Колизей» на Чистопрудном бульваре. Уже здесь Лилия Толмачева поставила «Фантазии Фарятьева» по пьесе Аллы Соколовой. Позже по мотивам пьесы режиссер Илья Авербах снял фильм с Мариной Нееловой и Андреем Мироновым.
В 1976-м Олег Табаков покинул пост директора. Он набрал собственный курс из 26 студентов (на базе ГИТИСа) и целиком посвятил себя преподавательской деятельности. Еще через два года он открыл собственный театр.
В 1982-м Галина Волчек обратилась к классике, к Чехову, — начала репетиции «Трех сестер». В 2001 году она сделала новую редакцию постановки, которая до сих пор остается в репертуаре театра. В том же 1982-м афиши пригласили зрителей на «Любовь и голуби». Режиссер Валерий Фокин поставил спектакль по одноименной пьесе Владимира Гуркина. Одним из зрителей был Владимир Меньшов, который вдохновился настолько, что через два года взялся за киноверсию пьесы.
В 1989 году Волчек ставит спектакль «Крутой маршрут», в основе которого — автобиографический роман узницы ГУЛАГа Евгении Гинзбург. Постановка получила признание во всем мире. Ее показали в Великобритании, Франции, Израиле и других странах. В 1996-м «Современник» поехал на гастроли в США и стал первым отечественным театром, выступившим на Бродвее, после знаменитого тура Московского художественного театра в 1924 году. «Крутой маршрут» наградили престижной американской премией Drama Desk Award.
В конце 1990-х «Современник» представил «Трех товарищей» Эриха Марии Ремарка. Актеры готовились тщательно: смотрели военную хронику, общались с человеком, спасенным из плена во время войны. Вообще в 1990-х стали часто ставить классику: Николая Гоголя, Уильяма Шекспира, Альфреда де Мюссе и других.
В 2004 году спектаклем «Шинель» театр открыл «Другую сцену», которая занимает отдельное помещение, смежное с основной сценой. В новом зале всего 10 рядов, показывают там камерные постановки.
В 2016 году театр закрыли на ремонт, на время труппа переехала во Дворец на Яузе. В 2018-м артисты вернулись домой, а в 2019-м здание стало лауреатом премии «Московская реставрация».
Под руководством Рыжакова
В декабре 2019 года не стало Галины Волчек. На пост художественного руководителя был назначен Виктор Рыжаков — режиссер, заслуженный деятель искусств России. Среди поставленных им спектаклей — «С любимыми не расставайтесь» А.М. Володина в МХТ имени А.П. Чехова, «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина в «Сатириконе», «Война и мир Толстого» в санкт-петербургском БДТ и многое другое. Международный театральный проект «Караул № 8», созданный им в 2000 году с актерами Камчатского театра, участвовал в фестивалях в Лос-Анджелесе, Вене, Эдинбурге.
В «Современнике» можно увидеть спектакли, которые завоевали любовь зрителей уже давно, например «Крутой маршрут», «Трех товарищей» Галины Волчек. Эти постановки входят в репертуар и сегодня. В прошлом году театр представил премьеру спектакля «Папа» по пьесе Флориана Зеллера. Режиссера Евгения Арье приглашала еще Галина Борисовна, он также ставил «Врагов. Историю любви» и «Скрытую перспективу», которые стали очень популярными.
Свой день рождения в 2021 году «Современник» отметит премьерой спектакля «Театр» по одноименному роману Сомерсета Моэма.
Источник: