Актеры театра ленком

Актеры театра ленком

Актеры театра «Ленком»: прошлое и сегодня

Подбор звездного состава Московского государственного театра имени Ленинского комсомола всегда завораживал зрителей. И даже сейчас ничего не изменилось. Знаменитые актеры театра «Ленком» прославились также, играя в культовых художественных лентах. Кто не знает Николая Караченцова, Александра Абдулова, Инну Чурикову? Все они – выходцы из «Ленком», ставшего за довольно короткий век мировой легендой.

«Ленком»: очень краткая история создания

Основная идея о создании кардинально нового театра, где бы воплощались наиболее смелые и яркие постановки, зародилась в 1927 году в круге молодых и энергичных актеров. Тогда и создался первый профессиональный театр рабочей молодежи (ТРАМ).

Сначала актеры совмещали труд на советских предприятиях и игру на сцене. Но вскоре ТРАМ стал полноценным театром профессионалов. В репертуар, в основном, входили постановки советских классических произведений – пьесы А. Островского, М. Горького, А. Пушкина, Н. Островского.

20 февраля 1938 года вывеска подмостков разительно изменилась. Отныне на ней горела надпись «Московский театр имени Ленинского комсомола». Труппа из бывшего ТРАМПА успешно соединилась с коллегами из МХАТа – Р. Я. Пляттом, Б. Ю. Олениным, С. Г. Бирман, С. В. Гиацинтовой. Вскоре эти блистательные актеры театра «Ленком» принимались публикой на «бис».

За свою историю подмостки повидали несколько выдающихся руководителей. С 1938 года театром управляли И. Н. Берсенев, С. В. Гиацинтова, С. А. Майоров, Б. Н. Толмазов. Особенного расцвета «Ленком» достиг во времена главного режиссера и художественного руководителя А. В. Эфроса. Который создал свою особенную школу актеров.

Сегодня бессменным руководителем «Ленком» является Марк Анатольевич Захаров – выдающийся режиссер-новатор.

Актеры-легенды

Театр имени Ленинского комсомола не был бы таким процветающим без яркого актерского состава. Во все времена существования на сцену выходили наиболее талантливые и тонко чувствующие лицедеи, которые способствовали становлению и развитию своего второго дома.

Среди первого состава блистательных актеров театра «Ленком» были Ростислав Плятт, Софья Гиацинтова, Серафима Бирман, Владимир Соловьев. Все они удостоены звания заслуженных артистов СССР.

Следующей звездной плеядой «Ленком» стали Александр Абдулов, Олег Янковский, Михаил Державин, Павел Смеян, Леонид Броневой, Дмитрий Марьянов. К сожалению, все они, внеся блистательные краски в яркую палитру театра, закончили свой земной путь. Цепь трагических смертей в начале 2000-х породила массу легенд, самой мистической из которых считается придание о проклятии колдуна. Эти слухи не лишены доли логики.

Дело в том, что в театре слишком быстро нашли замену ведущему артисту Николаю Караченцову, попавшему в жуткую аварию. Все его роли поручили Дмитрию Певцову. Обидевшейся за пострадавшего во всех отношениях Караченцова благодетель привел в здание театра «Ленком» (Москва) колдуна, который и наложил проклятие, утверждая, что с этих пор на подмостках последует вереница смертей. Трагедия состоит еще и в том, что всех ушедших актеров забрала чума современности – рак. Однако художественный руководитель «Ленком» Марк Захаров утверждает, что жуткое проклятие — вымысел. Исходя из его слов, все страшные болезни случились от нервного перенапряжения и большой физической нагрузки.

Актеры театра «Ленком» сегодня

Сцена приютила немало суперзвезд, не перестающих завоевывать души и умы зрителей каждый сезон. Многие из них совмещают игру в театре и кино.

В труппу «Ленкома» сегодня входят такие Великие Мастера своего дела, как Валентин Гафт, Инна Чурикова, Александра Захарова, Александр Збруев, Александр Лазарев-младший. Ведущие роли играют Дмитрий Певцов, Елена Шанина, Виктор Раков, Андрей Соловьев. Открытием для режиссера и зрителей стали и молодые актеры – Максим Амельченко, Виталий Боровик, Алексей Поляков, Кирилл Петров, Анна Зайкова, Эстер Ламзина. Молодые и рьяные ребята отлично вписались в дружный коллектив «Ленкома».

Знаменитые постановки театра

«Ленком» является коллективом, который всегда стремится к новшеству и необычности. Оригинальная постановка классических и современных произведений не может не затронуть потаенные уголки человеческой души.

Репертуар подмостков разнообразен. Актеры театра «Ленком» задействованы в таких постановках, как «Американские горки», «Странный народ, эти взрослые», «Сны господина де Мольера», «День опричника», «Тайна заколдованного принца». Интересными являются фантазия по мотивам произведений А. П. Чехова и комедии Аристофана «Птицы» «Попрыгунья». Пьеса идет под необычное музыкальное сопровождение, подчеркивающее легкость происходящего. Но самым известным спектаклем была и остается легендарная рок-опера «Юнона и Авось», в котором блистал знаменитый Николай Караченцов. Сегодня ведущую роль играет Дмитрий Певцов.

Ленком

История театра

Ленком

«Ленком» ведет свою родословную от ТРАМа (Театра рабочей молодежи), созданного в 1927 году по инициативе Московского Комсомола. Характерно, что даже в первые годы, когда идеологи ТРАМа провозглашали в пролеткультовском духе свое кредо: «ТРАМ не театр, трамовец не актер, а взволнованный докладчик, агитатор, спорщик», его молодые творцы не «выбрасывали с корабля современности» опыт театра классического. Именно тогда литературной частью театра заведовал Михаил Булгаков (и даже как режиссер поставил пьесу Ф. Кнорре «Тревога»), музыкальной — Исаак Дунаевский, танцы ставила Наталия Глан, биомеханике учила молодых трамовцев дочь В.Э. Мейерхольда Ирина Хольд, актерскому мастерству — мхатовские корифеи Николай Баталов, Николай Хмелев, Алексей Грибов, Виктор Станицын, Илья Судаков, сценографию делали Евгений Кибрик, Юрий Пименов, Кукрыниксы. А спустя несколько лет на сцене ТРАМа появилась и классика, русская и советская: пьесы А. Островского, М. Горького, инсценировки А. Пушкина и Н. Островского.
Поначалу трамовцы гордились тем, что днем они полную смену работают на предприятиях, вечером — играют на сцене. Однако идея «Ермоловой, днем работающей у токарного станка», популярная в какие-то и послетрамовские времена, жизненности своей не подтвердила: очень скоро ТРАМ стал театром всецело профессиональным, воспитавшем плеяду хороших актеров (П.Шпрингфельд, 3. Щенникова, В.Соловьев, В.Всеволодов, А.Пелевин) и одного великолепного: именно здесь началась звездная слава Николая Крючкова, любимого киногероя 1930-1960-х годов.

Название Московский театр имени Ленинского комсомола на здании по Малой Дмитровке, дом 6, появилось 20 февраля 1938 года. В этом году театр возглавил Иван Берсенев, пришедший из незадолго до того разогнанного МХАТа-2, приведя за собой блистательную команду актеров мхатовской школы — Софью Гиацинтову, Серафиму Бирман, Ростислава Плятта.
При Берсеневе театр обрел новое дыхание, заслуженно и прочно занял место в ряду лучших сценических коллективов страны. Немало поспособствовала тому твердая рука Берсенева-руководителя, его умение сплотить и вести за собой труппу, уверенная свобода его режиссерского почерка, актерский талант. Зрители старшего поколения как о самых дорогих своих театральных встречах вспоминают о ролях Берсенева — адвокате Гельмере в «Норе» Ибсена, Феде Протасове в «Живом трупе» Толстого, романтическом Сирано де Бержераке в пьесе Ростана.

«Парень из нашего города» Симонова, поставленный Берсеневым за два месяца до начала Великой Отечественной войны, уже жил ее предощущением. Герой пьесы Сергей Луконин, как и иные парни этого поколения, знал, что войны не миновать и что его место — на передовом рубеже. Константин Симонов еще не был тогда знаменитым и прославленным, он только начинал в театральной драматургии. Повезло и ему, и театру: театр нашел своего драматурга, драматург свой театр — их пути еще не раз пересекутся.

В следующей постановке театра по пьесе Симонова «Так и будет» (1944) играла Валентина Серова, любимица публики, обаянию которой дополнительный блеск придавало и то, что она — жена Симонова и это ей он посвятил стихи, которые в войну были у всех на устах, — «Жди меня, и я вернусь. «. Что же до «Парня из нашего города», то эта пьеса дважды в разные годы возобновлялась на ленкомовской сцене — в последний раз в 1977 году в постановке Захарова и Юрия Махаева. Как видно, было в этой пьесе нечто выходящее за пределы злободневного пафоса предвоенной поры, необходимое и поколению, к счастью, войны не заставшему.

Берсенев ушел из жизни в 1951 году, в расцвете сил и таланта. Театр на долгие годы остался без руководителя. То есть руководители, конечно, были, приходили и уходили, но памятного следа и этапных спектаклей не оставили.

Новая жизнь театра и новый его взлет начались в 1963 году с приходом Анатолия Эфроса. Продолжался этот взлет недолго, всего три с небольшим года: очень скоро театру подрубили крылья, отстранив Эфроса от должности главного режиссера «как не обеспечившего правильного направления в формировании репертуара» (формулировка из приказа № 50 Управления культуры Исполкома Моссовета от 7 марта 1967 года). Идеологическим надзирателям за искусством показались слишком смелыми его творческие, а главное, нравственные поиски.
Вместе с собой Эфрос привел команду влюбленных в него актеров — Ольгу Яковлеву, Анну Дмитриеву, Александра Збруева, Валентина Гафта, Льва Круглого, Всеволода Ларионова, Льва Дурова, Александра Ширвиндта, Михаила Державина, сохранив при этом ленкомовских «стариков» — Гиацинтову, Вовси, Пелевина, Соловьева, более того, окружив их особым вниманием, уважением, любовью.

Читайте также  Порт эль кантауи тунис достопримечательности

Уход Эфроса, вслед за которым ушли и многие из его актеров, тяжко отразился на театре, потерявшем одновременно ту самую часть своей аудитории, которая и питала его поиски встречным током своей любви, неравнодушного интереса, духовного сотворчества. С каждым годом ситуация в Театре Ленинского комсомола становилась все более безотрадной — так продолжалось шесть лет. И лишь в 1973-м, когда директорское кресло занял Рафик Экимян, коллектив почувствовал близость готовящихся перемен. Они обозначились уже в спектакле, явно далеком от совершенства, но захватывавшем зрителей своей энергией, азартом и сценическим буйством, — в «Автограде XXI», написанном (совместно с Юрием Визбором) и поставленном молодым Марком Захаровым, уже доказавшим свой режиссерский талант в постановках Студенческого театра МГУ, в театрах Сатиры и имени Маяковского (где еще совсем недавно директором был Р. Экимян, вместе с Захаровым переживавший все перипетии чуть было не запрещенного «Разгрома» Фадеева). Свой следующий спектакль на той же сцене Марк Захаров уже ставил как главный режиссер театра (секретарь Московского горкома КПСС тов. Гришин все же утвердил его в этом качестве, хоть и припомнил идейные ошибки, допущенные в прежние годы). Спектаклем этим был «Тиль» по книге Шарля де Костера «Легенда о Тиле».

Музыкальная линия ленкомовских спектаклей продолжилась в рок-операх (в афишах они деликатно назывались «современными операми»: от слова «рок» цензуру коробило) «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, подло убитого в Калифорнии 25 июля 1853 года» (композитор Алексей Рыбников, поэт Павел Грушко) и «Юнона и Авось» (композитор Алексей Рыбников, поэт Андрей Вознесенский). Эти спектакли-события, яркие, романтические, ослепительно-оглушительные, захватывавшие темпом, энергией чувств и действия, странным сочетанием площадной свободы и искушенного эстетизма, многие годы собирали битковые аншлаги в Москве и на всех гастролях, в СССР и за рубежом. «Тиль» продержался в репертуаре театра 14 лет, «Юнона и Авось» перевалила уже за два десятилетия своей сценической жизни.

Театр Ленком

Московский государственный театр «Ленком»

Театр Ленком — один из самых именитых московских театров. Более сорока лет им руководит главный режиссер Марк Анатольевич Захаров. Театральный коллектив существует уже 90 лет, но название «театр Ленком» он получил в 1990 году.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Московский театр «Ленком» отмечает 90-летие

Основные моменты

Труппу театра считают одной из лучших в стране. В ее состав входят такие актеры, как Леонид Броневой, Александр Збруев, Александра Захарова, Инна Чурикова, Виктор Раков, Александр Балуев, Андрей Соколов и Виктор Вержбицкий. Большой любовью публика встречает и более молодых актеров — Александра Лазарева младшего, Ивана Агапова, Дмитрия Певцова, Марию Миронову и Семена Шкаликова.

Московский театр имеет собственную, преданную публику. Это театралы, которые регулярно ходят смотреть на игру любимых актеров и наслаждаются сценами давно знакомых спектаклей. Многие отмечают, что постановки театра Ленком особенно востребованы у столичной интеллигенции. Посмотреть на них приезжает немало гостей и из других городов страны. Именно поэтому билеты на спектакли с участием старого актерского состава раскупают за два месяца.

Ленком относится к тем театрам, где на финальных овациях слышно много криков «Браво!», а некоторые зрители готовы стоять в проходе весь спектакль. Здесь часто можно увидеть людей, которые во время антракта с удовольствием фотографируются у сцены и с благоговением трогают театральные декорации.

Здание, которое занимает театр Ленком, было построено в начале прошлого века для московского купеческого клуба по проекту мастера стиля модерн — архитектора И.А. Иванова-Шица. Немного темный и тесный зал театра Ленком нисколько не портит впечатление от действа, которое разворачивается на сцене, доброжелательной публики и великолепной игры актеров.

Зрительный зал Портреты актеров в фойе театра Главный режиссер театра Ленком Марк Захаров

История театра

В 1927 году в Москве был создан первый театральный коллектив рабочей молодежи — ТРАМ. В этом театре начинался творческий путь знаменитого актера Николая Афанасьевича Крючкова. Когда руководителем ТРАМа стал Иван Николаевич Берсенев, он привел за собой много талантливых актеров старой МХАТовский школы — С. Бирман, Р. Плятта, С. Гиацинтову и А. Вовси. При этом режиссере зрители познакомились с Е. Фадеевой, Т. Окуневской, В. Всеволодовой и А. Шешко. За литературную постановку спектаклей отвечал Михаил Булгаков, музыкальным руководителем театра был Исаак Дунаевский, а сценографией занимались Евгений Кибрик, Кукрыниксы и Юрий Пименов.

Главный режиссер театра в 1960-е годы А. В. Эфрос

Поначалу актеры ТРАМа днем работали на московских предприятиях, а вечером играли спектакли. Но потом здесь сложилась полностью профессиональная актерская труппа. При Берсеневе театр стал одним из известных в столице, и для него писал пьесы Константин Симонов.

С 1963 года театром стал руководить А.В. Эфрос. И хотя он выполнял обязанности главного режиссера всего три года, это был период расцвета новой плеяды актеров — В. Гафта, Л. Дурова, М. Державина и О. Яковлевой.

В 1973 году театральный коллектив получил нового руководителя — Марка Захарова, и при нем театральные постановки обрели другое лицо. На спектаклях исполняли музыку Геннадия Гладкова, Юрия Энтина, Юлия Кима и Алексея Рыбникова. Талантливые актеры Олег Янковский, Александр Абдулов и Евгений Леонов составили основу новой команды, в которую вошло немало молодых талантливых актеров. Из других московских театров в труппу театра Ленком пришли Татьяна Пельтцер и Леонид Броневой.

В 1881 году Марк Захаров поставил в театре рок-оперу «Юнона и Авось», и вот уже более 35 лет этот спектакль не сходит со сцены. За это время популярную постановку показывали около полутора тысяч раз.

Сцены из спектакля «Юнона и Авось» Сцены из спектакля «Юнона и Авось»

Особенности театральных постановок

Сегодня в постоянном репертуаре театра Ленком много старых пьес. Зрители с удовольствием продолжают ходить на «Юнону и Авось», «Вишневый сад», «Королевские игры», «Шута Балакирева», «Пера Гюнта» и «Безумный день или Женитьбу Фигаро». В театре можно увидеть спектакль «Ва-банк», поставленный по комедии А. Островского «Последняя жертва». Гости театра очень любят «Вальпургиеву ночь» по рассказам Венедикта Ерофеева, а также «Попрыгунью (Небесные странники)» по произведениям Аристофана и А.П. Чехова.

Одной из новых постановок театра стал спектакль «День опричника» по антиутопии Владимира Сорокина. Когда в театре Ленком новые актеры начинают играть главные роли в старых постановках, зрители воспринимают это, как премьеры.

Кассы театра работают без выходных с 11.30 до 15.00 и с 16.00 до 19.30.

Сцена из спектакля «Вишневый сад» Актеры во время спектакля «День опричника» Актриса Елена Захарова, спектакль «Вальпургиева ночь»

Как добраться

Театр Ленком расположен в центре города, на улице Малая Дмитровка, 6. К знанию театра можно попасть от станций метро «Чеховская», «Пушкинская» и «Тверская». Необходимо выйти на Пушкинскую площадь, перед зданием концертного зала «Россия» повернуть на улицу Малая Дмитровка и мимо храма Рождества Пресвятой Богородицы дойти до театра. Дорога от метро занимает всего 5 минут.

Московский государственный театр «Ленком»

В 1927 году по инициативе Московского Комсомола на Малой Дмитровке, 6 был создан первый профессиональный театр рабочей молодежи, сокращенно — ТРАМ. 20 февраля 1938 года на его здании появилась надпись: «Московский театр имени Ленинского комсомола». С 1990 года театр носит название «Ленком».

В ТРАМе (Театре рабочей молодежи) начиналась будущая звездная карьера Н. Крючкова. Первые актерские призывы театра — талантливая самодеятельность, которая была готова учиться у высоких профессионалов. ТРАМу пришлось осознать, что для любителей есть только один путь. Чтобы стать не просто театром, а войти в число лучших, — предстояло овладевать профессией. И когда руководителем театра в январе 1938 года стал мхатовец, бывший руководитель МХАТа 2-го (театр был закрыт в 1936 г.) Иван Берсенев, который привел за собой своих коллег: С. Гиацинтову, С. Бирман, Р. Плятта, А. Вовси, Б.Ю. Оленина, — то о Театре Ленинского комсомола вскоре заговорила театральная Москва. В берсеневский период, а он руководил театром до 1951 года, были открыты дарования Е. Фадеевой, Т. Куневской, Н. Кутасиной, К. Кручининой, О. Фрелиха, А. Шатова, Н. Паркалаб, И. Мурзаевой, А. Козловой, В. Маруты, А. Петроченко, С. Килигина, Т. Альцевой, Г. Карновича, Г. Валуа, А. Шешко, Г. Матвеевой и многих других. Литературной частью театра заведовал Михаил Булгаков (и даже как режиссер поставил пьесу Ф. Кнорре «Тревога»), музыкальной — И. Дунаевский, танцы ставила Н. Глан, биомеханике учила молодых трамовцев дочь В. Мейерхольда И. Хольд, актерскому мастерству — мхатовские корифеи Н. Баталов, Н. Хмелев, А. Грибов, В. Станицын, И. Судаков, сценографию делали Е. Кибрик, Ю. Пименов, Кукрыниксы. В ТРАМе сформировались такие актеры как П. Шпригнфельд, 3. Щенникова, В. Соловьев, В. Всеволодов, А. Пелевин.

В личности И. Бересеневе сочетались таланты актера, режиссера, руководителя театра. Сила его природного темперамента ярко проявилась в таких ролях, как Дон Гуан («Каменный гость» А.С. Пушкина, 1937), Федор Протасов («Живой труп», 1942), Сирано («Сирано де Бержерак» Э. Ростана, 1943), — все три в постановке С. Бирман, с которой (как и со своей женой С. Гиацинтовой) Берсенев постоянно сотрудничал со времен Первой Студии МХТ. С 1925 занимался режиссурой, среди постановок: «Чудак» А. Афиногенова (совместно с А. Чебаном, 1929; Берсенев в роли Горского), «Мольба о жизни» Ж. Деваля (совместно с Б. Нордом, 1935; Берсенев в роли Пьера Массубра), «Нора» Г. Ибсена (1939, совместно с Гиацинтовой; Берсенев в роли Хельмера. Берсенев первым оценил талант К. Симонова. Сначала в Театре им. Ленинского комсомола будет поставлена пьеса «История одной любви» (1940), а за несколько дней до начала Великой Отечественной войны состоится премьера пьесы молодого автора «Парень из нашего города». Герой пьесы Сергей Луконин знал, что будет война, и был готов идти воевать. Эта пьеса возобновлялась дважды — в последний раз в 1977 году в постановке Марка Захарова и Юрия Махаева.

Читайте также  Дворец елизаветы на фонтанке

В 1944 году театр поставит спектакль по пьесе Симонова «Так и будет», в котором играла знаменитая Валентина Серова — жена К. Симонова, его муза, та, которой были посвящены стихи «жди меня», и «я вернусь» заменившие военному поколению молитву.

Как часто случается, после ухода лидера (Берсенев умер в 1951 г.), в театре наступает период безвременья. Менялись руководители, но творческой жизни не наступало. Власти в короткий период хрущевской оттепели делают кадровые послабления. После успеха спектаклей А.В. Эфроса в Центральном детском театре талантливого молодого режиссера назначают в 1963 году в Театр им. Ленинского комсомола. Эфрос будет руководить театром всего три года: в начале 1967 года его снимут. Однако вклад режиссера в историю театра как такового окажется весомым.

За три сезона режиссер вернул публику в театр, ему удалось сформировать уникальную труппу, в которую вошли В. Гафт, Л. Дуров, А. Дмитриева, А. Збруев, М. Державин, Ю. Колычев, В. Ларионов, А. Ширвиндт, О. Яковлева. А. Эфрос раскрыл талант таких актеров как Л. Круглый, М. Струнова, Л. Чикурова, В. Корецкий и др.

За короткий срок режиссеру удалось возродить театр. Как и ранее в Центральном детском, он отдавал предпочтение современной драматургии: ставил В. Розова, А. Арбузова, Э. Радзинского. Здесь Эфрос впервые соприкоснулся с классикой, поставив в 1966 году «Чайку» А. Чехова. Именно этого спектакля не простили неблагонадежному режиссеру. «Чайка» А. Эфроса бросала вызов мхатовской традиции, что побудил одних «заступиться за Чехова», других воспользоваться неоднозначными критическими суждениями и раздуть конфликт внутри театра. Последним спектаклем Эфроса в «Ленкоме» стал «Мольер» М. Булгакова, поставленный в конце 1966 года.

В течение последующих семи лет театр скорее терял публику, чем завоевывал, пока в 1973 году не был назначен главным режиссером Марк Захаров. Опыт Студенческого театра МГУ, его работа в Театре Сатиры сделали свое дело. Режиссер пришел не только ставить спектакли, но осуществлять строительство своего театра.

Начал М. Захаров с постановки музыкального спектакля, что в последствие оформится в устойчивую традицию репертуара. В 1974 году был поставлен «Тиль Уленшпигель», в котором по достоинству оценили талант малоизвестного тогда Н. Караченцова и известной И. Чуриковой. Позднее эта линия репертуара будет поддержана такими спектаклями как «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» А.Рыбникова и П.Грушко, «Юнона и Авось» А.Вознесенского и А.Рыбникова.

Захаров сгруппирует свою команду, в которую войдут композитор Алексей Рыбников, поэты Юлий Ким и Юрий Энтин, драматург Г. Горин. Конечно же, режиссер приступит к формированию труппы, которая станет уникальной, своеобразной на карте Москвы. О. Янковский, А. Абдулов, Е. Шанина, выдающийся актер Е. Леонов, перешедший из Театра им. Вл. Маяковского, Т Пельтцер, перешедшая из Театра сатиры, Л. Броневой, покинувший Малою Бронную, — все они помогли М. Захарову стать театром мощных и неповторимых индивидуальностей, как впрочем, и режиссер сумел подчинить известные авторитеты, которые стали частью ансамбля.

Театр, начиная с 1974 г., каждый сезон выпускает общественно значимые премьеры как: «В списках не значился» Б. Васильева, «Иванов» А. Чехова, «Вор» В. Мысливского, «Жестокие игры» А. Арбузова, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского, «Три девушки в голубом» Л. Петрушевской, «Диктатура совести» М. Шатрова, «Мудрец» А. Островского, «Поминальная молитва» Г. Горина, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «Чайка» А. Чехова, «Королевские игры» Г. Горина и Ш. Каллоша, «Пер Гюнт» Ибсена, «Испанские безумства», «Ложь во спасение» и другие. Органично вошли в труппу, сформировали так называемое второе поколение Ленкома такие актеры как: Д. Певцов, А. Захарова, Т. Кравченко, А. Лазарев, В. Раков, Н. Щукина, С. Степанченко, И. Агапов, А. Соколов, А. Леонов, А. Сирин, И. Фокин и другие. Также влились в труппу новые силы, проявив себя в репертуаре театра: среди них — М. Миронова, А. Большова, О. Железняк, А. Шагин, А. Юганова и др., что свидетельствует о продуманной стратегии, программе вверенного М. Захарову театру.

Театр «Ленком»

«Ленком» всегда отличался особенной энергетикой, которая влияла на выбор спектаклей, способ их постановки и даже на саму актерскую игру. Сегодня, как и на заре своего существования, театральная площадка предлагает зрителю уникальный репертуар, состоящий из самых зрелищных классических и современных пьес.

Для владельцев заведений

Послереволюционные годы были богаты самыми различными событиями, которые затронули абсолютно все сферы жизни. В культурной среде этот период характеризуется активным созданием молодежных театров и самодеятельных коллективов. В 1927 году власти Москвы принимают решение организовать первый государственный театр Рабочей молодежи и выделяют под нужды артистов здание на Малой Дмитровке.

Первым руководителем ТРАМа стал Михаил Чехов. Несмотря на его выдающиесе театральные достижения, он не смог приспособиться к духу времени и спустя два года после открытия театра эмигрировал. На его место пришел молодой и перспективный режиссер Иван Николаевич Берсенев. Его первой работой стала пьеса «Чудак» по мотивам произведений А. Афиногенова. Успех был просто ошеломляющий: ТРАМ сразу же попал в Топ-10 лучших московских театров, а сама постановка была сыграна на сцене пятьсот раз.

Следующие спектакли оказались не менее востребованными, во многом благодаря актерскому мастерству В. Соловьева, С. Килигина, Т. Альцевой, В. Маруты и многих других не менее талантливых артистов. Постепенно репертуар сделал шаг в сторону классической драматургии и добавил в репертуар несколько произведений европейских авторов. Такое активное развитие привело к тому, что уже в 1938 году площадка была переименована в «Московский театр имени Ленинского комсомола» и стала главным центром культурной жизни столицы.

Так продолжалось вплоть до 1951 года, когда Иван Берсенев ушел из жизни. Заменить его оказалось некем. При всем потенциале театра он долгое время не мог оправиться от потери. Эпоха возрождения началась с приходом на должность руководителя Анатолия Эфроса. Режиссер отличался особенным видением каждого сюжета. С его легкой подачи в репертуаре появились уникальные постановки по произведениям Арбузова, Радзинского и Розова. Первым опытом классической постановки стала «Чайка». Хотя зрители восприняли ее «на ура» и оценили нетрадиционную подачу образов, критики остались непреклонны. Это стало началом конца, спустя три года после назначения, в 1966 году, Эфрос уходит из театра.

Тем не менее, его вклад был очень велик: именно благодаря ему в театре появились актеры, которые на протяжении следующих двадцати лет делали историю «Ленкома». Но уход Эфроса не остался незамеченным, театр буквально за несколько лет полностью потерял свою аудиторию. На премьеры, которых практически не было, приходило всего несколько десятков человек. Конец семидесятых годов прошлого века стал переломным моментом. В коллективе появились популярные поэты Юлий Ким и Юрий Энтин. Кроме того, новый художественный руководитель театра Марк Захаров активно взялся за постановку совершенно отличного, от всего что было ранее, репертуара. И это дало свои плоды, «Ленком» вновь заблистал в лучах славы, которая больше не покидала его, вплоть до настоящего времени.

Современный репертуар представлен в основном драматическими спектаклями и пьесами по мотивам произведений отечественных и зарубежных писателей конца XIX-начала XX вв. В их числе «Аквитанская львица» Д. Голдмана, «Юнона и Авось» Вознесенского и Рыбникова и еще более двадцати спектаклей. Каждый новый сезон «Ленком» балует публику зрелищными премьерами.

О театре «Ленком» , история Ленкома

Для комсомолок и просто красавиц: театр Ленкома

Театр, носящий некогда очень гордое звание государственного театра имени Ленинского Комсомола. В здании, где сейчас находится театр, успели «пожить» купеческий клуб, политический клуб «Дом анархии», Центральная школа партийной и советской работы, Коммунистический университет имени Свердлова, и, конечно, кинотеатр. Об истории театр Ленком расскажет сегодня
Diletant.media.
Здесь раньше купцы веселились ловко

Все началось в 1927 году. Именно тогда в Москве был организован первый Театр Рабочей Молодежи. До театра в здании располагался, например, Коммунистический университет, о котором Маяковский писал: «Здесь раньше купцы веселились ловко. Теперь университет для трудящихся — Свердловка». Вскоре такие театры стали появляться по всей стране буквально как грибы после дождя — пример был заразителен. В 1933 театр переехал на свое современное место жительства, а в 1938 был переименован в Театр имени Ленинского комсомола, что и стало отправной точкой для появления той самой труппы Ленкома. Первым и самым знаменитым художественным руководителем стал Иван Берсенев, который возглавлял театр до самой своей смерти в 1951.

Читайте также  Лимассол кипр карта

Театр имени Ленинского Комсомола

Булгаков, Дунаевский и Кукрыниксы под одной крышей

Времена руководства Берсенева были по-настоящему золотыми для театра. Подумать только, литературной частью театр тогда заведовал сам Михаил Булгаков!

Были времена, когда литературной частью Ленкома заведовал сам Булгаков

Он даже попробовал себя в качестве режиссера: поставил на сцене трагедию Кнорре «Тревога». Пару десятилетий спустя булгаковского «Мольера» поставит уже Анатолий Эфрос. За музыкальное сопровождение постановок в то время отвечал ничуть не менее знаменитый Исаак Дунаевский! Основы биомеханики Мейерхольда преподавала его родная дочь Ирина Хольд. А к сценографии приложили руку сами Кукрыниксы! Были, конечно, в семье Ленкома и другие знаменитые люди, художники, актеры и хореографы.

Иван Берсенев

Талантливые и бездарные

Поначалу театр был по-настоящему комсомольским: актеры работали днем в полную смену на фабриках и в бюро, а по вечерам приходили выступать. Но вскоре стало ясно, что достигнуть профессионализма в таких условиях будет тяжело, так что актеры перешли «на полную ставку». И сделано это было, как оказалось, не зря: театр быстро завоевал любовь публики. Современники вспоминали, что успех был достигнут в первую очередь благодаря Берсеневу.

Успех театра Ленком был достигнут в первую очередь благодаря Берсеневу

Актеры ценили его умение сплотить коллектив и отмечали его твердую руку. К тому же, он обладал прекрасным режиссерским почерком и незаурядным актерским талантом. Но обстановка в труппе тем не менее была непростой. Берсенев вспоминал: «Были несомненно талантливые, а были и бездарные, но зато очень разговорчивые, склонные к демагогии молодые люди. «Я с производства, вы мне должны только главные роли давать!» — требовал один. Зато другой заявлял: «Я года два-три вообще играть ничего не буду, мне еще надо поучиться». Третий требовал, чтобы мы дали обещание никогда не ставить никаких классических пьес».

Спектакль «Испанские безумства» на сцене Ленкома

Жди меня, и я вернусь

В театре не ограничивались классикой, хотя, конечно, на афише появлялись имена Ибсена, Ростана, Диккенса, позже — Пушкина и Островского. В первую очередь театр был направлен на дружбу с современными авторами. Самым плодотворным оказалось сотрудничество с Константином Симоновым, еще не ставшим тогда автором знаменитых строк «Жди меня, и я вернусь…» За два месяца до начала Великой Отечественной на сцене появился «Парень из нашего двора». Это была пьеса-предчувствие, и спектакль дважды ставился в театре и после войны. А в 1944 в Ленкоме поставили пьесу «Так и будет», где главную роль исполнила жена Симонова, известная актриса Валентина Серова. У зрителей перехватывало дыхание, когда она со сцены читала проникновенные строки поэта.

После смерти Берсенева настала эпоха Анатолия Эфроса. Он привел с собой Ольгу Яковлеву, Валентина Гафта, Льва Дурова и Александра Ширвиндта. Теперь атмосфера в театре была другой: спектакли Эфроса отличались особой камерностью и психологизмом, он поднимал в них нравственные вопросы.

Спектакли Эфроса отличались особой камерностью и психологизмом

Его «Чайка» по Чехову и «Мольер» по Булгакову стали по-настоящему классическими. Но партийному руководству спокойный и задумчивый стиль Эфроса не нравился, маловато было в нем пафоса и героизма. В 1963 его уволили с формулировкой «как не обеспечивший правильного направления в формировании репертуара».

Анатолий Эфрос

Рождение рок-оперы

Третьим китом, на котором держится слава Ленкома, стал Марк Захаров. До прихода в театр он уже был знаменит на всю Москву своими эпатажными постановками, которые с трудом продирались через запреты цензуры. Смелые спектакли «Автоград XXI» и «Тиль» показали, что для Ленкома наступили новые времена, после тихого Эфроса — кричащий Захаров.

Именно при Марке Захарове на сцене советских театров появились рок-оперы

Именно при нем на сцене советских театров впервые появились рок-оперы: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и бессмертные «Юнона и Авось». Правда, слово «рок» на афише могло в те времена вызвать проблемы, так что театралы хитрили и строго именовали постановки «современными операми». Александр Абдулов, Николай Караченцев, Елена Шанина — это была настоящая театральная бомба, взорвавшаяся в самой столице.

Марк Захаров

Спектакль «Юнона и Авось»

В последнее время множество знаменитых актеров ушли из жизни: Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов, Александр Абдулов, Олег Янковский. Елена Шанина заявила, что сейчас в театре «незаменимых целое кладбище». Но труппа не унывает и продолжает работать, а залы в театре все так же никогда не пустуют.

Автор:
Екатерина Астафьева

Театр Ленком

Видео: Московский театр «Ленком» отмечает 90-летие

Основные моменты

Здание театра Ленком
Труппу театра считают одной из лучших в стране. В ее состав входят такие актеры, как Леонид Броневой, Александр Збруев, Александра Захарова, Инна Чурикова, Виктор Раков, Александр Балуев, Андрей Соколов и Виктор Вержбицкий. Большой любовью публика встречает и более молодых актеров — Александра Лазарева младшего, Ивана Агапова, Дмитрия Певцова, Марию Миронову и Семена Шкаликова.

Московский театр имеет собственную, преданную публику. Это театралы, которые регулярно ходят смотреть на игру любимых актеров и наслаждаются сценами давно знакомых спектаклей. Многие отмечают, что постановки театра Ленком особенно востребованы у столичной интеллигенции. Посмотреть на них приезжает немало гостей и из других городов страны. Именно поэтому билеты на спектакли с участием старого актерского состава раскупают за два месяца.

Ленком относится к тем театрам, где на финальных овациях слышно много криков «Браво!», а некоторые зрители готовы стоять в проходе весь спектакль. Здесь часто можно увидеть людей, которые во время антракта с удовольствием фотографируются у сцены и с благоговением трогают театральные декорации.

Здание, которое занимает театр Ленком, было построено в начале прошлого века для московского купеческого клуба по проекту мастера стиля модерн — архитектора И.А. Иванова-Шица. Немного темный и тесный зал театра Ленком нисколько не портит впечатление от действа, которое разворачивается на сцене, доброжелательной публики и великолепной игры актеров.

Зрительный зал

Портреты актеров в фойе театра

Главный режиссер театра Ленком Марк Захаров

История театра

В 1927 году в Москве был создан первый театральный коллектив рабочей молодежи — ТРАМ. В этом театре начинался творческий путь знаменитого актера Николая Афанасьевича Крючкова. Когда руководителем ТРАМа стал Иван Николаевич Берсенев, он привел за собой много талантливых актеров старой МХАТовский школы — С. Бирман, Р. Плятта, С. Гиацинтову и А. Вовси. При этом режиссере зрители познакомились с Е. Фадеевой, Т. Окуневской, В. Всеволодовой и А. Шешко. За литературную постановку спектаклей отвечал Михаил Булгаков, музыкальным руководителем театра был Исаак Дунаевский, а сценографией занимались Евгений Кибрик, Кукрыниксы и Юрий Пименов.

Главный режиссер театра в 1960-е годы А. В. Эфрос

Поначалу актеры ТРАМа днем работали на московских предприятиях, а вечером играли спектакли. Но потом здесь сложилась полностью профессиональная актерская труппа. При Берсеневе театр стал одним из известных в столице, и для него писал пьесы Константин Симонов.

С 1963 года театром стал руководить А.В. Эфрос. И хотя он выполнял обязанности главного режиссера всего три года, это был период расцвета новой плеяды актеров — В. Гафта, Л. Дурова, М. Державина и О. Яковлевой.

В 1973 году театральный коллектив получил нового руководителя — Марка Захарова, и при нем театральные постановки обрели другое лицо. На спектаклях исполняли музыку Геннадия Гладкова, Юрия Энтина, Юлия Кима и Алексея Рыбникова. Талантливые актеры Олег Янковский, Александр Абдулов и Евгений Леонов составили основу новой команды, в которую вошло немало молодых талантливых актеров. Из других московских театров в труппу театра Ленком пришли Татьяна Пельтцер и Леонид Броневой.

В 1881 году Марк Захаров поставил в театре рок-оперу «Юнона и Авось», и вот уже более 35 лет этот спектакль не сходит со сцены. За это время популярную постановку показывали около полутора тысяч раз.

Сцены из спектакля «Юнона и Авось»Сцены из спектакля «Юнона и Авось»

Особенности театральных постановок

Сегодня в постоянном репертуаре театра Ленком много старых пьес. Зрители с удовольствием продолжают ходить на «Юнону и Авось», «Вишневый сад», «Королевские игры», «Шута Балакирева», «Пера Гюнта» и «Безумный день или Женитьбу Фигаро». В театре можно увидеть спектакль «Ва-банк», поставленный по комедии А. Островского «Последняя жертва». Гости театра очень любят «Вальпургиеву ночь» по рассказам Венедикта Ерофеева, а также «Попрыгунью (Небесные странники)» по произведениям Аристофана и А.П. Чехова.

Одной из новых постановок театра стал спектакль «День опричника» по антиутопии Владимира Сорокина. Когда в театре Ленком новые актеры начинают играть главные роли в старых постановках, зрители воспринимают это, как премьеры.

Кассы театра работают без выходных с 11.30 до 15.00 и с 16.00 до 19.30.

Сцена из спектакля «Вишневый сад»Актеры во время спектакля «День опричника»Актриса Елена Захарова, спектакль «Вальпургиева ночь»

Как добраться

Театр Ленком расположен в центре города, на улице Малая Дмитровка, 6. К знанию театра можно попасть от станций метро «Чеховская», «Пушкинская» и «Тверская». Необходимо выйти на Пушкинскую площадь, перед зданием концертного зала «Россия» повернуть на улицу Малая Дмитровка и мимо храма Рождества Пресвятой Богородицы дойти до театра. Дорога от метро занимает всего 5 минут.

Источник: four-rooms.ru

Путешествуй самостоятельно