Зимний дворец растрелли
- Зимний дворец в Санкт-Петербурге
- Как попасть внутрь Зимнего дворца
- Краткая история Зимнего дворца
- XVIII-XIX века
- Начинаем заново!
- XX век
- На что обратить внимание при посещении — топ-5 интерьеров Зимнего дворца
- Иорданская лестница
- Петровский зал
- Внимание к деталям
- Лоджии Рафаэля
- Военная галерея 1812 года
- Малахитовая гостиная
- Зимний дворец
- ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ
- Императорские хоромы: история Зимнего дворца
- Зимний VS летний
- От домика до дворца
- Самое высокое здание Петербурга
- Елизаветинское барокко
- Тяжёлые дни революции
- Пушистые охранники
- Зимний дворец растрелли
- Зимний дворец
Зимний дворец в Санкт-Петербурге
Будем честны: несмотря на то, что Зимний дворец — обязательное место к посещению (это известно абсолютно всем), мало кто бывает в Эрмитаже больше двух-трёх раз за жизнь. При этом большинство визитов проходит с горящими глазами и желанием осмотреть сразу всё, поэтому многие красоты остаются за кадром. Исправим это недоразумение и расскажем, на что смотреть, чтобы увидеть и запомнить не только коллекции Эрмитажа, но и сам дворец.
Как попасть внутрь Зимнего дворца
Искать Зимний дворец долго не придётся: он находится в сердце города, на Дворцовой площади. Чтобы попасть внутрь, нужно купить билеты в Эрмитаж, коллекция которого выставляется во дворце уже больше ста лет.
Если всё-таки боишься пройти мимо, рассмотри Зимний дворец на фото.
Пока что билеты можно купить только онлайн, но на ближайший месяц всё уже распродано.
Сейчас в связи с эпидемиологической обстановкой билеты в Эрмитаж можно купить только онлайн и только на определенные сеансы и маршруты. При этом все билеты на ближайший месяц уже раскуплены, а новые надо караулить. Тем не менее, надеемся, что такой режим долго не продлится и скоро мы снова сможем посещать любимый музей когда захочется, а в первый четверг месяца ещё и бесплатно.
Краткая история Зимнего дворца
XVIII-XIX века
Знакомый нам Зимний дворец — пятый по счёту. До него зимние резиденции строили уже четыре раза и Петр I, и Анна Иоанновна, и даже заказчица действующего здания Елизавета Петровна.
Дворец зимний пятой версии начали строить в 1754 году, когда Елизавета Петровна решила увеличить площадь и высоту действующего на тот момент дворца. За проект взялся великий Растрелли и занимался им вплоть до отстранения в 1762 году Екатериной II, как раз вступившей на престол. За восемь лет работы знаменитый архитектор успел построить здание, но вот интерьерами уже занимались другие мастера.
Начинаем заново!
В 1837 году пожар уничтожил интерьеры Зимнего дворца и всё пришлось отделывать заново. Возможно, поэтому в Дворце переплетаются два стиля: пышное елизаветинское барокко в экстерьере и французское рококо в интерьере.
Пятая версия Зимнего дворца наконец пришлась всем по вкусу. Дворец стал официальной зимней резиденции императоров аж до 1904 года, пока Николай II не перенёс её в Царское Село.
XX век
После нескольких лет затишья (примерно до 1915 года) во дворце закипела жизнь: сначала в здании работал госпиталь имени царевича Алексея Николаевича, потом размещалось Временное правительство, а с 1920 по 1941 года в здании располагалось сразу два культурных заведения: музей Революции и Эрмитаж.
Изначально дворец был цвета охры, даже нежно-жёлтым — прямо как закат на этой фотографии.
В годы войны в здании устроили бомбоубежища, здесь же укрывали коллекции Эрмитажа и других музеев Ленинграда. Здание выкрасили в серый цвет, но это не спасло его от бомбардировок: многие залы были повреждены и после войны долго реставрировались. Кстати, о цвете: мы привыкли видеть Зимний дворец бирюзовым, но изначально он был цвета охры и даже нежно-жёлтым — есть несколько фото (фотошоп) и рисунков, где можно посмотреть на дворец в другом цвете, но сила привычки берёт своё, и старый цвет кажется неуместным.
На что обратить внимание при посещении — топ-5 интерьеров Зимнего дворца
Иорданская лестница
Вообще-то она называлась Посольской — именно по ней во дворец поднимались международные послы, но теперь она больше известна под вторым названием. Иорданской лестницу прозвали за то, что по ней императорская семья спускалась к проруби («Иордани») на праздник Крещения Господня. Прорубь была в Неве, конечно же.
Раньше лестница называлась Посольской, так как по ней поднимались послы иностранных государств. Фото: Marco Rubino / Shutterstock.com
Лестница сильно пострадала при пожаре 1837 года, но архитектор Стасов приложил немало усилий, чтобы не только восстановить её, но и сохранить замысел Растрелли. Первое, на что ты обратишь внимание, — как много света в зале. Этого эффекта архитекторы смогли добиться благодаря двум рядам больших окон, выходящих на Неву и Малый эрмитаж, а также ряду ложных окон из зеркал. Из-за освещения это одно из популряных мест у желающих запечатлеть дворец на фото.
Будь готов к тому, что глаза начнут разбегаться при виде всей этой красоты: вокруг множество алебастровых статуй (Мудрости и Правосудия, Величия и Изобилия, Верности и Справедливости, Меркурия и Музы); cтены украшены позолоченной лепниной, балюстрада выполнена из белого мрамора, сдвоенные колонны — из серого сердобольского гранита, а потолок украшает плафон «Олимп» кисти Гаспаро Дициани, который, между прочим, был одним из основателей Венецианской школы искусств.
Наверняка послы поднимались по лестнице очень медленно — глаза слепило от всей этой роскоши.
Петровский зал
Его же называют Малым тронным. Изначально на этом месте был Казачий зал, но Николай I задумал превратить Зимний дворец в памятник истории имперского периода развития России и отвёл это помещение для почестей Петра I.
Зал появился в 1833 году, но пробыл в первоначальном виде недолго. После пожара Стасов заменил обивку стен с розового на пунцовый бархат, к которому прибил 900 (!) бронзовых орлов.
Внимание к деталям
В 2018 году во время реставрации лазером в зале почистили серебряную вышивку, а ткань заменили на точно такую же: её создали по сохранившимся образцам на той же мануфактуре («Дом Prelle»), где и изготовляли больше 150 лет назад.
Внимание в зале приковывает ниша, в которой стоит трон — она оформлена как триумфальная арка и украшена картинами, изображающими великого императора во время Северной войны. Трон из серебра с позолоченными элементами был выполнен петербургскими мастерами.
Информация под кодовым названием «Дворец. Фото. Must-have»: в зале есть обворожительные серебряные бра, которые пережили пожар и были перенесены сюда из тронного зала Марии Фёдоровны.
Петровский зал. Фото: vserg48 / Shutterstock.com
Лоджии Рафаэля
О появлении этой достопримечательности в интерьерах дворца есть целая легенда: осенью 1778 года императрица Екатерина II почувствовала недомогание и решила развеять хандру изучением альбома с гравюрами, до которого раньше не доходили руки. В этом альбоме она увидела, как ученики Рафаэля по рисункам великого мастера расписали Ватикан.
Галерея с лоджиями состоит из 13 частей, в каждой из которой по четыре эпизода Ветхого и Нового заветов. Императрица была настолько впечатлена этими работами, что тут же поклялась повторить их в своём любимом дворце. Добро Папы Римского было получено, итальянский мастер выписан в российскую столицу, работа закипела. Точной копии всё-таки не получилось — размеры не соответствуют оригиналу, но в остальном всё вышло прекрасно. Даже пожар и две мировые войны не смогли уничтожить красоту.
Весь Зимний дворец фото- и видеогеничен, но эти лоджии — что-то невероятное, обязательно сделай пару кадров!
Военная галерея 1812 года
За эту галерею нужно благодарить Александра I и один из залов Виндзорского дворца, который вдохновил императора увековечить генералов Отечественной войны 1812 года.
Всего в галерее больше трёхсот портретов генералов плюс несколько изображений императора и его союзников. При этом все портреты военных лидеров рисовались с натуры, если это было невозможно — использовались портреты, выполненные при жизни генерала. Интересно, что когда не нашли изображения 13 умерших героев, отведенные под их портреты места подписали и затянули зеленым шелком.
В галерее больше 300 портретов генералов плюс несколько изображений императора и его союзников. Фото: Popova Valeriya / Shutterstock.com
Ещё один удивительный факт: во время пожара убранство Военной галереи было уничтожено полностью, но ни один из портретов не пострадал.
Малахитовая гостиная
Парадная гостиная Александры Фёдоровны, супруги императора Николая I, создана Брюлловым после пожара на месте Яшмовой гостиной. В интерьере, по желанию императрицы, использовался малахит — самый модный на тот момент полудрагоценный камень.
Писатель Башуцкий, когда рассказывал о восстановлении дворца после пожара, выразил свой восторг такими словами: «Войдя в этот храм богатства и вкуса, недоумеваешь, чему удивляться: роскоши материалов или роскоши мысли художника Брюллова».
Малахитовая гостиная. Фото: volkova natalia / Shutterstock.com
Выглядит гостина действительно потрясающе. Колонны, пилястры и камины выполнены в технике «русская мозаика»: тонкие пластины камня наклеивали на основу, стыки заполняли малахитовым порошком, затем выравнивали шлифовкой. Добавь к этому позолоченные элементы вокруг и поймешь, почему именно эта гостиная стала любимой у императорской семьи.
В Зимнем дворце больше 1000 комнат — про все не расскажешь, и уж точно не успеешь все рассмотреть даже за пять посещений. Тем приятнее будет возвращаться и каждый раз открывать для себя что-то новое в любимом музее, которому повезло находиться в таком важном здании. И не останавливай себя в желании запечатлеть дворец на фото — эти снимки действительно потом хочется пересматривать.
Зимний дворец
Е ще в 1752 году Ф.Б. Растрелли составил несколько проектов перестройки существовавшего Зимнего дворца времен Анны Иоанновны. Эти проекты наглядно показали, что возможности расширения прежнего здания полностью исчерпаны. В 1754 году было принято окончательное решение строить новый дворец на прежнем месте.
По размерам и великолепию архитектурной отделки он должен был превзойти все предшествовавшие императорские дворцы в Санкт-Петербурге, стать символом богатства и мощи русского государства. Императрица Елизавета Петровна, особо отмечала, обращаясь в Сенат через архитектора Ф.Б. Растрелли: «Строение того каменного Зимнего дворца строитца для одной славы всероссийской империи и по обстоятельству-де оному следует Правительствующему Сенату во всех случаях неотменно стараться, чтоб оное безостановочно приведено было к окончанию».
Новый Зимний дворец был задуман в виде замкнутого четырехугольника с обширным парадным двором. Северный фасад дворца был обращен к Неве, западный — в сторону Адмиралтейства. Перед южным фасадом Ф.Б. Растрелли запроектировал большую площадь, в центре которой предлагал установить конную статую Петра I, изваянную отцом архитектора Бартоломео Карло Растрелли. Полукруглая площадь планировалась и перед восточным фасадом Зимнего дворца, со стороны современного Малого Эрмитажа. Эти планы не были осуществлены.
Строительство грандиозного здания продолжались 12 лет. На этот период императорский двор перебрался во временный деревянный Зимний дворец, построенный на Невском проспекте. В теплое время года столичной императорской резиденцией служил Летний дворец.
Накануне Пасхи 1762 года состоялось торжественное освящение домовой церкви Зимнего дворца, ознаменовавшее окончание строительства, хотя многие помещения еще оставались неотделанными. Елизавете Петровне не довелось жить в новом дворце — она скончалась в декабре 1761 года. Во дворец переехал император Петр III.
В царствование Екатерины II часть интерьеров Зимнего дворца была оформлена в соответствии с новыми художественными вкусами. Изменения и дополнения вносились в 1-й трети XIX века. Разрушительный пожар 1837 года уничтожил дотла великолепную внутреннюю отделку. Ее восстановлением в 1838–1839 годах занимались архитекторы В.П. Стасов и А.П. Брюллов.
Зимний дворец принадлежит к одним из наиболее выдающихся произведений русского барокко. Трехэтажное здание расчленено антаблементом на два яруса. Фасады декорированы колоннами ионического и композитного ордера; колонны верхнего яруса объединяют второй (парадный) и третий этажи.
Сложный ритм колонн, богатство и разнообразие форм наличников (можно насчитать два десятка их видов), обильная лепнина, множество декоративных ваз и статуй на парапетах и фронтонах создают необычайное по пышности и великолепию декоративное убранство дворца. Яркая контрастная окраска стен и архитектурных украшений усиливает общее живописное впечатление. Ее первоначальна гамма была несколько иной по сравнению с современной — дворец был «снаружи раскрашен: стены песчаною краскою с самою тонкою прожелтью, а орнаменты белою известью».
Южный фасад дворца прорезан тремя въездными арками, ведущими в парадный двор. В центре северного корпуса находился центральный вход. Через протяженный вестибюль можно было пройти на парадную Иорданскую лестницу, занимавшую целый ризалит в северо-восточном углу здания. Во втором этаже вдоль невского фасада от лестницы проходила торжественная анфилада, замыкавшаяся грандиозным Тронным залом. Ни один из ныне существующих залов Зимнего дворца не может сравниться с ним размерами: Ф.Б. Растрелли, сохранив ширину Тронного зала времен Анны Иоанновны (28 метров), довел его длину до 49 метров.
Вдоль восточного фасада от Иорданской лестницы шла вторая анфилада, заканчивавшаяся дворцовой церковью. За церковью, в юго-восточном ризалите планировались личные апартаменты Елизаветы Петровны.
Все интерьеры Растрелли погибли во время пожара 1837 года. Специальным распоряжением Николая I в первоначальном виде были восстановлены Иорданская лестница и дворцовая церковь. Последняя вновь пострадала уже в советское время — в 1938 году был разобран пышный резной иконостас. Интерьер церкви восстановлен в 2014 году.
Ныне здание Зимнего дворца принадлежит Государственному Эрмитажу, здесь располагаются экспозиции музея.
ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ
После переноса столицы в Санкт-Петербург Кремль был заброшен. Царский дворец после пожара 1701 г. не был восстанавлен и постепенно разрушался. В 1722 г., вероятно к намечавшейся коронации Екатерины I, Петр повелел осмотреть древнее сооружение и составить опись и смету для его починки. Однако значительные повреждения не позволили выполнить необходимые для полного восстановления работы, поэтому ограничились лишь частичным ремонтом. Были перекрыты кровлями Архангельский и Благовещенский соборы, приведены в порядок Грановитая и Ответная палаты и часть Теремного дворца.
Локальное поновление проводились и перед последующими коронациями. При Анне Иоановне для ее временного пребывания в Москве в 1730 г. напротив здания Арсенала соорудили небольшой деревянный дворец по проекту архитектора В. Растрелли, который назывался «Анненгоф».
Императрица Елизавета Петровна пожелала иметь в Московском Кремле постоянную резиденцию и решила соорудить для себя новый дворец. Радея о сохранении преемственности отечественных традиций, она решила включить его в комплекс древних царских хором. С этой целью, в соответствии с указом императрицы, в 1749 г. по смете и чертежам, составленным архитекторами команды Д. Ухтомского еще в 1747 г., началась починка нижних ярусов дворцового комплекса, построенного в конце ХV в. итальянцем Алевизом Новым для Ивана III. Новый дворец предполагалось поставить на эти подклеты взамен обветшавших парадных палат старого дворца: Набережных – Столовой и Ответной и Средней Золотой.
Автором проекта дворца являлся архитектор В. Растрелли; надзор за строительством поручено было осуществлять архитектору Д. Ухтомскому, который также принимал непосредственное участие и в разработке декоративных деталей для оформления дворца. Резные украшения выполняли резчики Зимины. Законченный строительством в 1756 г., он стал называться Кремлевским Зимним дворцом, в отличие от Яузского Головинского, прозывавшегося Летним.
Новый одноэтажный дворец окружала открытая терраса, восстановленная на аркаде Алевизовского подклета. Сооружение имело в плане Г-образную форму, двумя главными фасадами выходя на набережную Москвы-реки и на Соборную площадь. Параллельно корпусу, обращенному к Соборной площади, с западной стороны стоял второй узкий двухэтажный флигель. Дворец был выполнен в типичных для творчества В. Растрелли барочных формах. Оба главных фасада имели симметричную композицию, они членились на прясла парными полуколоннами с резными капителями, центры фасадов были отмечены ризалитами, завершавшимися фигурными фронтонами со скульптурным изображением государственного герба. Оконные проемы украшали сложные наличники с лепниной. Барочная кровля с характерным переломом была украшена со стороны Соборной площади резными картушами, а в центре над ризалитом возвышался мансардный этаж. Перед фасадом, выходившим к Москве-реке, разбили Нижний Набережный сад, выполненный во французском стиле.
К концу ХVIII столетия дворец, снова много лет простоявший необитаемым, оказался непригодным для жилья, был слишком мал и не соответствовал моде. Ко дню коронации Павла I двум архитекторам М.Ф. Казакову и Н.А. Львову поручили выполнить проект перестройки дворца, включавший создание новых объемов. Ни один из созданных проектов не был осуществлен.
Уже после коронации, в 1798 г. по проекту Н.А. Львова было реконструировано лишь сооружение В.В. Растрелли. Надстройка вторым этажом средней части набережного корпуса, и обработка фасадов в классическом стиле полностью изменили облик дворца. Восьмиколонный портик с открытым балконом наверху, треугольный фронтон и большое полуциркульное окно под ним, расположенные по центру фасада, придавали ему вид усадебного дома, а не императорской резиденции.
В 1812 г. здание пострадало от пожара, устроенного в Кремле отступающей наполеоновской армией.
К приезду в Москву Александра I в августе 1816 г. дворец был спешно восстановлен московскими архитекторами А.Н. Бакаревым, И.Л. Мироновским и И.Т. Таманским при участии архитектора В.П. Стасова. Однако восстановленный дворец оказался недостаточным для пребывания в нем императорской семьи со свитой, поэтому было решено надстроить весь его объем третьим этажом, что и было поручено тому же Стасову. Представленный автором проект перестройки был осуществлен в 1817 г. Фасады получили строгие классические формы. В их скульптурную отделку были введены мотивы военной атрибутики и изображения побед.
По мере роста роли Москвы как колыбели российского самодержавия возрастали требования и к представительности Кремля – императорской резиденции. Старый дворец и размерами и устаревшей архитектурой уже не удовлетворял запросам времени. В 1839 г. Николай I утвердил проект нового Большого Кремлевского дворца архитектора К.А. Тона. Новая резиденция русских императоров была возведена на месте Зимнего дворца, разобранного вместе с подклетом и аркадой конца ХV в.
© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Императорские хоромы: история Зимнего дворца
С момента постройки Зимнего дворца каждый монарх оставил свой след в его истории.
Зимний VS летний
Откуда появилась традиция делить дома монарших особ на зимние и летние? Корни этого явления можно найти ещё во временах Московского царства. Именно тогда цари начали покидать на лето стены Кремля, чтобы подышать воздухом в Измайловское или Коломенское. Эту традицию Пётр I перенёс и в новую столицу. Зимний дворец императора стоял на том месте, где находится современное здание, а Летний дворец можно найти в Летнем саду. Он был построен под руководством Трезини и представляет собой, по сути, небольшой двухэтажный дом в 14 комнат.
Зимний дворец Петра I. Источник: wikipedia.org
От домика до дворца
Императрица Елизавета Петровна, большая любительница роскоши, в 1752 году приказала архитектору Растрелли возвести для себя самый красивый дворец в России. Но построен он был не на пустом месте: до этого на территории, где сейчас находится Эрмитажный театр, стоял маленький зимний дворец Петра I. На смену этому домику пришёл деревянный дворец Анны Иоанновны, который строился под руководством Трезини. Но здание вышло недостаточно роскошное, так что императрица, вернувшая Петербургу статус столицы, выбрала нового архитектора — Растрелли. Это был Растрелли-старший, отец знаменитого Франческо Бартоломео. Почти на 20 лет новый дворец стал резиденцией императорской семьи. А затем появился тот самый Зимний, который мы знаем сегодня — четвёртый по счету.
Зимний дворец. Источник: wikipedia.org
Самое высокое здание Петербурга
Когда Елизавета Петровна пожелала построить новый дворец, архитектор в целях экономии планировал использовать для основы предыдущее здание. Но императрица требовала увеличить высоту дворца с 14 до 22 метров. Растрелли несколько раз переделывал проект здания, а переносить место стройки Елизавета не хотела, так что архитектору пришлось просто снести старый дворец и на его месте возвести новый. Лишь в 1754 году императрица утвердила проект.
Долгое время Зимний дворец оставался самым высоким зданием в Петербурге. В 1762 году даже вышел указ, запрещавший строить в столице здания выше императорской резиденции. Именно из-за этого указа компании «Зингер» в начале 20-го века пришлось отказаться от своей задумки построить для себя на Невском проспекте небоскрёб, как в Нью-Йорке. В итоге над шестью этажами с мансардой построили башню и украсили её глобусом, создающим впечатление высотности.
Елизаветинское барокко
Дворец построен в стиле так называемого елизаветинского барокко. Он представляет собой четырёхугольник с большим внутренним двором. Здание украшено колоннами, наличниками, а балюстрада кровли уставлена десятками роскошных ваз и статуй. Здание несколько раз перестраивалось, над внутренним убранством в конце 18-го века работали Кваренги, Монферран, Росси, а после печально известного пожара 1837 года — Стасов и Брюллов, так что элементы барокко сохранились далеко не везде. Детали пышного стиля остались в интерьере знаменитой парадной Иорданской лестницы. Своё название она получила от Иорданского проезда, находившегося рядом. Через него в праздник Крещения Господня императорская семья и высшее духовенство выходило к проруби на Неве. Такую церемонию традиционно называли «ходом на Иордан». Барочные детали сохранились также в украшении Большой церкви. Но церковь была разорена, и сейчас о её назначении напоминает только большой плафон работы Фонтебассо с изображением Воскресения Христова.
Иорданская лестница. Источник: wikipedia.org
В 1762-м на престол взошла Екатерина II, которой пришёлся не по душе помпезный стиль Растрелли. Архитектора отправили в отставку, и отделкой интерьеров занялись новые мастера. Они уничтожили Тронный зал и возвели новую Невскую анфиладу. Под руководством Кваренги был создан Георгиевский, или Большой тронный зал. Для него пришлось сделать небольшую пристройку к восточному фасаду дворца. В конце 19-го века появились Красный будуар, Золотая гостиная и библиотека Николая II.
Тяжёлые дни революции
В первые дни революции 1917 года огромное количество сокровищ Зимнего дворца похитили матросы и рабочие. Лишь через несколько дней Советское правительство догадалось взять здание под охрану. Через год дворец отдали под музей Революции, так что часть интерьеров перестроили. Например, была уничтожена Романовская галерея, где находились портреты всех императоров и членов их семей, а в Николаевском зале и вовсе стали показывать кино. В 1922 часть здания отошла Эрмитажу, и лишь к 1946-му весь Зимней дворец вошёл в состав музея.
Во время Великой Отечественной войны здание дворца пострадало от авианалетов и артобстрелов. С началом войны большую часть экспонатов, выставленных в Зимнем, отправили на хранение в Ипатьевский особняк, тот самый, где была расстреляна семья императора Николая II. В Эрмитажных бомбоубежищах жили около 2 тыс. человек. Они изо всех сил старались сохранить оставшиеся в стенах дворца экспонаты. Иногда им приходилось вылавливать фарфор и люстры, плавающие в затопленных подвалах.
Пушистые охранники
Не только вода угрожала испортить предметы искусства, но и прожорливые крысы. Впервые усатую армию для Зимнего дворца прислали из Казани в 1745-м. Екатерина II кошек не любила, но полосатых защитников оставила при дворе в статусе «охранников картинных галерей». Во времена блокады все кошки в городе погибли, из-за чего крысы расплодились и принялись портить интерьеры дворца. После войны в Эрмитаж привезли 5 тыс. котов, которые быстро расправились с хвостатыми вредителями.
Кот в Эрмитаже. Источник: wikipedia.org
Каждого квалифицированного охранника регулярно осматривают ветеринары. Недавно директор Эрмитажа Михаил Пиотровский установил лимит в 50 котов, остальных раздают в добрые руки. Так что любой желающий может стать владельцем эрмитажного питомца.
Зимний дворец растрелли
Зимний дворец был построен для Елизаветы Петровны по проекту Франческо Бартоломео Растрелли в 1754-1762 годы и до 1917 года оставался главной императорской резиденцией. Это четвертый по счету каменный Зимний дворец.
В первой трети XVIII века для Петра I на Дворцовой набережной, на том месте, где ныне находится Эрмитажный театр, был построен Зимний дворец. Он не сохранился, но в конце XX века во время реконструкции Эрмитажного театра были воссозданы некоторые интерьеры Зимнего дворца Петра I и открыт музей.
В годы правления императрицы Анны Иоанновны возникла потребность строительства новой императорской зимней резиденции. Место было выбрано на Дворцовой набережной, так чтобы главный фасад дворца был обращен к Адмиралтейству. Строительство второго Зимнего дворца по проекту Ф.Б.Растрелли завершилось в 1735 году.
После вступления на престол Елизаветы Петровны прежняя резиденция расширялась и перестраивалась, но казалась новой императрице слишком скромной. В 1752 году было принято решение о строительстве нового более роскошного Зимнего дворца с большим количеством залов. На время строительства Елизавета Петровна переселилась во Временный деревянный Зимний дворец, который был построен по проекту Растрелли и занимал большой участок на Невском проспекте — от реки Мойки до Большой Морской улицы (не сохранился).
Когда Растрелли проектировал третий по счету каменный Зимний дворец, предполагалось при его строительстве использовать здания, построенные на этом месте раньше. В частности, дворец генерал-адмирала Ф.М.Апраксина, возведённый еще в Петровское время на этом участке набережной Невы.
Первый проект Ф.Б.Растрелли не был осуществлен. Следующий проект архитектора был одобрен 16 июня 1754 года-эту дату принято считать началом строительства четвертого Зимнего дворца. Строительство было завершено в 1762 году, но работа над внутренним убранством продолжалась.
Здание имеет четкий логический план — близкий к квадрату прямоугольник, усложненный крупными ризалитами (выступами) по углам. Здесь должны были расположиться самые важные дворцовые интерьеры. В северо-западном – Тронный Зал, в северо–восточном — главная лестница (Иорданская, или Посольская), в юго-восточном – церковь, в юго-западном – театр. По второму, парадному этажу, ризалиты предполагалось связать торжественно-решенными анфиладами залов. Строительство велось в период наивысшего расцвета пышного стиля барокко (Елизаветинское, или Растреллиевское барокко) .
Главным входом служили парадные ворота южного фасада, которым придан вид широкой трех- пролетной триумфальной арки. За ними шел огромный двор, окруженный дворцовыми корпусами. Парадный вход вел и в северный корпус, вытянутый вдоль берега Невы. В интерьерах дворца многочисленные зеркала создавали эффект расширения пространства, так же обильно для украшения помещений использована была позолота и многочисленные декоративные элементы. Первоначально фасады дворца были песочного цвета, на фоне которого золотились декоративный элементы.
Елизавета Петровна скончалась в декабре 1761 года, на престол взошел ее племянник, голштинский принц Петр III. Затем произошел дворцовый переворот 28 июня 1762 года, который привел к власти его супругу Екатерину II.
1760-е годы оказались переломными и в искусстве. На смену пышному барокко пришел более рациональный стиль-классицизм. Франческо Растрелли вышел в отставку и уехал за границу. Декоративно-отделочные работы в Зимнем дворце продолжались по проектам других архитекторов. В конце XVIII-начале XIX века во дворце работали мастера классицизма (Ю.М.Фельтен, Д.Кваренги, К.И.Росси, О.Монферран и др.)
Во времена правления Екатерины II набережная Невы со стороны Зимнего дворца оделась в гранит и получила название-Дворцовая.
Огромный пожар 1837 года уничтожил практически все интерьеры дворца. Восстановительными работами руководили архитекторы В.П.Стасов и А.П.Брюллов.
Сегодня замыслам Ф.Б.Растрелли в Зимнем дворце отвечают: Главный вестибюль, галерея первого этажа (справедливо носит имя зодчего), Иорданская лестница и дворцовая церковь, восстановленные В.П.Стасовым без значительных изменений .
Фасады Зимнего не повторяют друг друга, они сохраняют прежний свой облик. Чередующиеся ризалиты, трехчетвертные колонны, размещенные в два яруса. На углах многочисленных выступов колонны собираются пучками, перебегая с одной фасадной поверхности в другую. Скульптура и вазы над карнизом, словно размывают верхнюю границу здания. Разнообразные по рисунку наличники окон и многочисленный лепной декор украшающие проемы по периметру. Все эти черты делают Зимний дворец ярчайшим примером пышного и беспокойного барокко.
В первой половине XIX века территория перед южным фасадом дворца была урегулирована, постепенно к 1840-м годам здесь сформировался архитектурный ансамбль главной площади Санкт-Петербурга — Дворцовой.
Помимо Зимнего дворца в ансамбль вошли: здание Главного Штаба, построенное по проекту К.И.Росси, а так же здание Штаба Гвардейского корпуса, созданное по проекту архитектора А.Брюллова. В 1834 году на Дворцовой площади торжественно был открыт монумент, посвященный победе русских войск в войне с Наполеоном-Александровская колонна, исполненный по проекту О.Монферрана.
Одновременно с созданием ансамбля Дворцовой площади, К.И.Росси создал мемориальную композицию, связанную с памятью об Отечественной войне 1812 года в здании Зимнего дворца. Галерея 1812 года решена в виде длинного зала, перекрытого сводом с фонарями верхнего света. На стенах галереи, открытой в 1826 году, были размещены 332 поясных портрета героев войны, выполненных художником Доу. Здесь же монументальные парадные изображения императора и полководцев.
После февральской революции 1917 года, в Зимнем дворце размещалось Временное правительство. После октябрьской революции 1917 года бывшая императорская резиденция была национализирована.
Со стороны Невы к Зимнему дворцу примкнули здания, входящие в ансамбль Эрмитажных зданий: Малый Эрмитаж, Большой (Старый Эрмитаж), Эрмитажный театр, а со стороны Миллионной улицы здание Нового Эрмитажа. Сегодня все эти шедевры мировой архитектуры вместе с Зимним дворцом входят в состав всемирно известного музея — Государственный Эрмитаж. Эрмитаж является одним из крупнейших музеев мира. Здесь хранится около 3 млн. памятников культуры и искусства с глубокой древности до наших дней; картины, графические листы, скульптуры, предметы прикладного искусства, монеты и медали.
Среди сокровищ Эрмитажа работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Ребрандта, Рубенса, Матисса, Пикассо и многих других. Мировую известность получили коллекции скифского золота и северопричерноморских древностей.
Если останавливаться у каждого экспоната хотя бы на 1 минуту, то для осмотра всех достопримечательностей придется потратить несколько лет.
Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Пилявский В.И.,Тиц А.А.,Ушаков Ю.С.История русской архитектуры-Архитектура_С.,М.,2004,Новопольский П.,Ивин М.Прогулки по Ленинграду-Гос.изд.детск.лит.РСФСР,.Л.,1959
Зимний дворец
Русская архитектура середины XVIII столетия характеризуется высокими творческими достижениями. Созданные в 40-х-50-х годах в Москве, Петербурге и его окрестностях дворцовые ансамбли свидетельствуют о мощном расцвете архитектурного гения русского народа.
Царский двор и петербургская знать, для которых в то время создавали наиболее значительные сооружения, требовали пышности, декоративного богатства и внешнего блеска архитектуры. Сочетание лепки, резьбы, позолоты, росписи, скульптуры, а также окраска фасадов в яркие цвета придавали исключительно богатый и нарядный вид возводимым зданиям. Такой архитектурный стиль называют барокко.
Видную роль в строительстве тех лет играл В. В. Растрелли, приехавший в Россию еще в Петровское время 16-летним мальчиком со своим отцом, знаменитым скульптором К. Растрелли * .
* ( В Эрмитаже на выставке Отдела истории русской культуры начала XVIII века находится бронзовый бюст Петра I, созданный в 1723-1729 годах Карло Растрелли.)
Творчество В. В. Растрелли развивалось под влиянием русской культуры и зодчества. Человек высокого дарования и творческого размаха, он создал Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе, Смольный монастырь в Петербурге и целый ряд других грандиозных ансамблей и архитектурных сооружений. Работал Растрелли не один: он возглавлял группу русских строителей, проектировщиков, декораторов, талантами которых всегда восхищался.
Одним из лучших произведений В. Растрелли был Зимний дворец в Петербурге. Дворец этот не первая зимняя царская резиденция в столице, а пятая.
Первый Зимний дом Петра I — скромное двухэтажное здание с высоким крыльцом и черепичной крышей — построили в 1711 году на берегу специально прорытого канала, соединившего Мойку с Невой. Канал существует и поныне под названием Зимняя канавка.
Через 10 лет, в 1721 году, у той же канавки по проекту архитектора Моттарнови возвели второй Зимний дворец, несколько больший, чем первый. Он стоял на том месте, где сейчас Эрмитажный театр. Здесь в январе 1725 года умер Петр I.
В 1727 году архитектор Доменико Трезини, расширив здание и придав ему нарядный вид, создал третий Зимний дворец.
Императрице Анне Иоанновне этот дворец показался чересчур скромным, и она в 1730 году после коронации поселилась в доме адмирала Апраксина, недалеко от современного Дворцового моста. Через 5 лет дом Апраксина перестроил тогда еще молодой архитектор В. Растрелли. Так был создан четвертый Зимний.
Пятый по счету, который стоит и сейчас, заложили на месте четвертого в 1755 году. Дело в том, что старая постройка не удовлетворяла требовательного архитектора, и он доказал императрице Елизавете Петровне необходимость строить новый Зимний дворец.
Величием и блеском новой царской резиденции Растрелли стремился выразить мощь русского государства, взлет национальной культуры русского народа. «Зимний дворец строится для единой славы всероссийской», — писал он.
На строительство дворца были согнаны со всех концов России несколько тысяч лучших мастеров разных профессий. То были каменщики, плотники, штукатуры, лепщики, резчики, позолотчики, живописцы. Для этой же цели было командировано три тысячи солдат.
Большинство рабочих селилось в шалашах и хижинах на лугу перед дворцом. Люди работали от зари до поздней ночи, а получали за свой труд такую ничтожную плату, что часто при расчетах, за вычетом денег, взятых на еду, получать ничего не приходилось. Многие каменщики после работы ходили по миру, прося милостыню, почти умирая с голоду. На постройку Зимнего дворца было израсходовано до двух с половиной миллионов рублей — сумма по тому времени огромная. Ее собирали с народа путем повышения налога на соль — продукт первой необходимости, а также за счет государственных сборов за вино.
К 1762 году работы по строительству дворца были почти закончены, и в апреле во дворец въехал новый царь Петр III.
Еще за несколько дней до его переезда луг перед дворцом был так загроможден развалившимися лачугами, кирпичом, бревнами, досками, что подъехать к нему было невозможно. Тогда генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга разрешил столичной бедноте взять себе остатки строительного материала. К концу дня все было унесено до последней щепки. Перед дворцом расстилалась огромная площадь, в глубине которой возвышалось сильно вытянутое по фасаду здание дворца. В плане оно представляло собой прямоугольник с выступами по углам и несколькими внутренними дворами. О размерах этого дворца могут дать представление следующие цифры: длина его равна почти 200 м, ширина 160 м, высота 22 м, протяженность карниза, окаймляющего здание, — почти двум километрам. Создание Зимнего дворца сыграло большую роль в дальнейшем оформлении архитектурного ансамбля центра столицы, а длина фасада предопределила размеры будущей Дворцовой площади.
Взгляните на здание со стороны площади. Обилие лепки и скульптуры делает его необычайно нарядным. На зеленом фоне стен красиво выделяются два яруса белых колонн (рис. 1).
1. Зимний дворец со стороны Дворцовой площади
В центре фасад прорезан тремя арками, за ними — парадный двор. В XVIII веке арки закрывались резными деревянными воротами, которые широко распахивались в те дни, когда во дворец на торжественные церемонии собиралась петербургская знать. Золоченые кареты медленно въезжали на парадный двор и останавливались у среднего подъезда, против въездных арок. В те годы двор был выложен булыжником * .
* ( Садик с фонтаном, украшающий его сейчас, появился лишь в середине XIX столетия. Металлическая решетка ворот, существующая в настоящее время, была сделана еще позже — в начале XX века.)
Иначе выглядит боковой фасад дворца со стороны Адмиралтейства. Он гораздо короче, чем фасад, обращенный к площади, и кажется еще меньше оттого, что Растрелли разбил его на три части, выдвинув вперед два боковых крыла (рис. 2).
2. Зимний дворец со стороны Адмиралтейства
Большая часть колонн этого фасада как бы «сбежалась» к центру, к парадному подъезду. Над подъездом — щит для вензеля, так называемый картуш, обрамленный причудливыми завитками. Над окнами — большие пышные маски. Выше — фронтон, украшенный пушками, знаменами и увенчанный двумя сидящими фигурами. Все это сразу притягивает взгляд к середине фасада, к подъезду.
Теперь посмотрим на дворец со стороны Невы (рис. 3). Перед нами вновь фасад такой громадной длины, что на близком расстоянии его трудно охватить одним взглядом. В центре — выступающая колоннада подъезда; ныне здесь главный вход в музей.
3. Зимний дворец со стороны Невы
Медленно проходя вдоль дворца, мы с каждым шагом получаем все новые и новые впечатления. Стройные белые колонны, расположенные вначале поодиночке, затем соединяются попарно. А как разнообразны скульптурные украшения на стенах: головки амуров, маски, листья фантастических растений. В солнечный день пышная отделка фасада дворца как бы оживает благодаря игре света и тени на выступах и впадинах. И все это великолепие создано по рисункам архитектора В. В. Растрелли талантливыми безымянными русскими мастерами.
На крыше здания расставлено более ста скульптур. Среди них Геракл с львиной шкурой, воины, нимфы, богини, а на фронтоне у главного подъезда — полулежащие фигуры бога огня и кузнечного дела Вулкана и бога морей Нептуна. Придавая зданию еще большую парадность, фигуры как бы смягчают однообразие горизонтальной линии крыши. В XVIII веке статуи и вазы были высечены из камня. В конце прошлого столетия сильно обветшавшую каменную скульптуру заменили металлической.
Зимний дворец соперничал с лучшими дворцами Европы не только богатством своей архитектуры, но и роскошью внутреннего убранства. Блеск парадных залов привлекал сюда на балы и маскарады русскую и иностранную знать.
Петр III прожил во дворце недолго. Летом 1762 года во время дворцового переворота он был лишен власти и затем убит. Хозяйкой Зимнего дворца стала императрица Екатерина II.
Стремясь не отстать от монархов Западной Европы, русская царица устроила в нескольких комнатах дворца свое «место уединения», присвоив этим апартаментам название Эрмитажа. Русским послам при иностранных дворах и специальным агентам было поручено собирать для Эрмитажа лучшие произведения искусства.
Источник: