Троицкий собор троице сергиева монастыря
- Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря
- Ссылки
- Смотреть что такое «Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря» в других словарях:
- Архитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Троицкий собор
- Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. Деисусный чин
- Троице-Сергиева Лавра
- Свято-Троицкая Сергиева Лавра
- Сэкономь на путешествии!
- Видео: Троице-Сергиева Лавра
- История Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
- Достопримечательности Троице-Сергиевой Лавры
- Троицкий собор
- Успенский собор
- Колокольня Троице-Сергиевой Лавры
- Малые церкви и другие сооружения
- Информация для туристов
- Правила поведения в Лавре
- Где остановиться
- Религиозные службы
- Троицкий Собор Троице-Сергиевой Лавры
- Свято Троице-Сергиева Лавра
- История Сергиевой Лавры кратко
- Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры
- Троицкий собор
- Церковь Преподобного Никона Радоженского
- Церковь Сошествия Святого Духа
- Успенский собор
- Надкладезная часовня
- Больничная церковь
- Трапезная церковь
- Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи
- Церковь явления Пресвятой Богородицы
- Церковь Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии
- Колокольня
Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря
Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троице-Сергиевой лавры. Он был воздвигнут в 1422 — 1423 годах Никоном Радонежским «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392). В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия — главная святыня обители.
Белокаменный Троицкий собор является одним из важнейших памятников ранне-московского зодчества. С Троицкого собора началось формирование уникального архитектурного ансамбля монастыря. Древнейшая роспись внутренних стен собора, выполненная в 1425—1427 гг. преподобными иконописцами Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным, до нас не дошла. Сохранившаяся роспись выполнена в 1635 г. и воспроизводит древнюю иконографию первоначальной росписи. Главное художественное сокровище Троицкого собора — его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в первой трети XV в. преподобным Андреем Рублёвым и мастерами его круга.
В Троицком соборе ежедневно совершаются богослужения: Божественная литургия (начало в 6 час. 30 мин., кроме будних дней Великого поста), молебны с акафистом преподобному Сергию у раки с его святыми мощами (с 5 час. 30 мин. до 20 час. 30 мин.), а также другие богослужения. В Троицком соборе принимают монашеский постриг братия обители.
Ссылки
- Троицкий собор Александро-Невской лавры
- Троицкое (Демидовский район)
Смотреть что такое «Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря» в других словарях:
Троице-Сергиева лавра — См. также: Свято Троицкий монастырь Монастырь Троице Сергиева Лавра Свято Троицкая Сергиева Лавра … Википедия
Троице-Сергиева лавра — монастырь. Основан Сергием Радонежским в середине XIV в. (с 1744 лавра). Расположен в 71 км к северу от Москвы (современный город Сергиев Посад). Архитектурный ансамбль включает: крепостные стены и башни XVI XVII вв., Троицкий собор (1422 23),… … Энциклопедический словарь
ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА — русский монастырь, основанный церк. и политич. деятелем Сергием Радонежским (в миру Варфоломей) ок. 1330 40. Первым игуменом монастыря был Митрофан (совершивший пострижение Сергия). Ок. 1353 92 игуменом Т. С. л. был Сергий. С 1561 настоятели… … Советская историческая энциклопедия
Троице-Сергиева лавра — крупнейший русский монастырь в 71 км к северу от Москвы, в Загорске. Основан в середине XIV в. монахом Сергием Радонежским, с 1744 лавра. В XVI в. были сооружены каменная стена с 12 башнями (1540 50, укреплены в XVII в.; современная… … Художественная энциклопедия
Троице-Сергиева пустынь — (Ленинградское шоссе, 15), бывший мужской монастырь. Основан в начале 1730 х гг. настоятелем Троице Сергиевой лавры Варлаамом на земле, подаренной лавре императрицей Анной Ивановной. В 175060 е гг. по проекту архитектора П. Трезини сложился … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Троице-Сергиева пустынь — (Ленинградское шоссе, 15), бывший мужской монастырь. Основан в начале 1730 х гг. настоятелем Троице Сергиевой лавры Варлаамом на земле, подаренной лавре императрицей Анной Ивановной. В 1750 60 е гг. по проекту архитектора П. Трезини… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Троице-Сергиева лавра — крупнейший русский монастырь. Расположен в 71 км к С. от Москвы в современном Загорске. Основан в середине 14 в. Сергием Радонежским (См. Сергий Радонежский). Сооружение в 1540 50 каменных стен с 12 башнями (усилены в середине 17 в.;… … Большая советская энциклопедия
Троице-Сергиева Лавра — (Свято Троице Сергиева Лавра) расположена к северо востоку от Москвы, в самом центре Сергиева Посада. Основанный в середине XIV в. прп. Сергием Радонежским монастырь на протяжении столетий является одной из самых почитаемых общерусских святынь … Православие. Словарь-справочник
Троице-Сергиева лавра — мужской ставропигиальный правосл. монастырь в г. Сергиев Посад (Московская обл.), духовный центр Русской Православной церкви. Основан в 1337 (или в 1340 е гг.) одним из самых почитаемых святых преподобным Сергием Радонежским. Уже во вт. пол.… … Религии народов современной России
Собор 1503 года — Собор 1503 года, также известный как «собор о вдовых попах» собор Русской православной церкви, который проходил в Москве в августе сентябре 1503 года. Задачей собора было решение ряда дисциплинарных вопросов, в отношении которых было… … Википедия
Архитектурный комплекс Троице-Сергиевой лавры: Троицкий собор
Как выглядел ансамбль Троице-Сергиева монастыря в XIV — начале XV века, когда все его сооружения были деревянными, нам осталось неизвестным. Можно предположить, что первоначальная Троицкая церковь, кельи монахов, хозяйственные службы и рубленая деревянная крепость, возведенные вскоре после пожара 1408 года, были построены в духе народного зодчества, известного нам по сохранившимся до наших дней памятникам русского Севера и Сибири.
Первые каменные сооружения в монастыре возникли только в XV веке. На месте деревянной Троицкой церкви в 1422 — 1423 годах был воздвигнут белокаменный Троицкий собор. Для его постройки были приглашены выдающиеся зодчие, придавшие собору все основные черты ранней московской архитектуры. Он имеет типичную для того времени планировку, приближающуюся к квадрату, три полукруглых выступа-апсиды с востока, четыре столба внутри, на которые опирается барабан с куполом.
Троице-Сергиева лавра. Троицкий собор
Весь собор сложен из тесаных белокаменных блоков. Его северный фасад имеет по вертикали четыре пилястры, а по горизонтали, приблизительно на половине высоты сооружения, тянется трехчастный резной белокаменный пояс с превосходным растительным и крестчатым орнаментом. Стены завершают к килевидные закомары. Диагональные кокошники закомар, поднимающиеся к барабану купола, придают своеобразную динамику этому монументальному сооружению. Глава собора имеет форму шлема. С трех сторон стены собора имеют углубленные порталы тоже с килевидным завершением. К порталам ведут белокаменные лестницы.
Внешне небольшой по размерам, внутри собор кажется более высоким и величественным благодаря несколько вытянутым аркам сводов, легкости парусов и открытому барабану купола, откуда льется основной поток света.
Соразмеренное соотношение частей собора, приближающегося к классическим пропорциям, его монументальность, а также искусная резьба по камню ставят его в разряд лучших памятников раннего московского зодчества. Подобных сооружений до наших дней сохранилось очень мало. Это собор Андроникова монастыря в Москве, два собора в Звенигороде — Успенский собор на Городке (1399 год) и Рождественский в Саввино-Сторожевском монастыре (1405 год), связанные с деятельностью князя Юрия Звенигородского.
Для росписи Троицкого собора внутри были приглашены выдающиеся художники того времени — Андрей Рублев и Даниил Черный, которые руководили целой артелью иконописцев. В короткий срок были созданы фресковая роспись и иконы для иконостаса.
Иконостас Троицкого собора — уникальный ансамбль древней живописи, сохранившийся до наших дней в неразрозненном виде. Его иконы написаны разными мастерами, но весь их труд был подчинен одной идее Андрея Рублева, создавшего бессмертный памятник эпохи национального возрождения. В этих произведениях величие человека и глубокое раздумье о судьбах Родины сочетались с патриотическими идеями единства и согласия. В период жестокой феодальной войны первой половины XV века, неоднократных татарских набегов эти глубоко патриотические идеи в искусстве полностью были созвучны чаяниям всего русского народа.
Для Троицкого собора лавры Андрей Рублев написал и свою знаменитую «Троицу» — гениальный памятник мирового искусства. (В настоящее время «Троица» Андрея Рублева хранится в Государственной Третьяковской галерее.) Глубокое философское содержание этого произведения сочетается с совершенно исключительными художественными достоинствами.
В Троицком соборе до наших дней сохранилось 42 произведения Андрея Рублева и мастеров его круга (три ряда иконостаса — деисусный, праздничный и пророческий). Верхний практический ряд относится к концу XVI века и является вкладом Бориса Годунова.
В XV — XVII веках в первом ряду иконостаса Троицкого собора появились и другие произведения станковой живописи. К школе знаменитого московского живописца Дионисия можно отнести икону Сергия с «житием» конца XV века. Мастера московской школы исполнили п царское врата XVII века, обитые чеканным и просечным серебром (вклад царя Михаила Федоровича) . В соборе находятся две подписные иконы «царского изографа» XVII века Симона Ушакова — «Нерукотворный образ Спаса» и «Спас на престоле». В конце XVI века по заказу царя Бориса Годунова была написана копия с «Троицы» Андрея Рублева.
Интерьер собора украшен и произведениями прикладного искусства. В 1569 — 1584 годах была вычеканена серебряная рака для останков Сергия и золотой оклад на надгробную икону — искуснейшая работа 14 московских серебряников, награжденных за эту работу царем Федором Ивановичем в 1584 году. В XVIII веке над ракой установили роскошную серебряную сень на четырех столбах, исполненную по указу императрицы Анны Ивановны мастером Давидом Прифом по рисунку Каравакка. На эту царскую затею было израсходовано 22 пуда высокопробного серебра.
Архитектура собора, его фресковая и станковая живопись с течением времени претерпели большие изменения. Отсутствие вкуса и знаний древнего искусства толкало духовенство монастыря в XVIII — XIX веках на неоднократные «обновления», уродовавшие древние памятники. Так, стены белокаменного собора были покрыты холстом и росписью «под мрамор», с трех сторон собор был окружен пристройками, исказившими его древние фасады, кровля из позакомарной превращена в четырехскатную, а узкие щелевидные окна были растесаны в широкие проемы.
Фресковая живопись собора, исполненная гениальными мастерами XV века, была полностью сбита вместе со штукатуркой. Собор был вновь расписан в 1637 году, и на протяжении последующих столетий живопись опять неоднократно «поновлялась». Что же касается икон рублевского иконостаса, то они много раз записывались бездарными ремесленниками, покрывались вековой копотью. В 1920 году монастырь был передан государственному музею. Началась кропотливая работа по восстановлению древней архитектуры и живописи собора. А постсоветскую эпоху монастырь и собор были возрождены, и возвращены в церковную жизнь.
Л.Э.Калмыкова, О.В.Круглова, Т.В.Николаева, Л.М.Спирина, Л.Ф.Трускова
Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. Деисусный чин
¦ 103. Андрей Рублев и его последователь. Деисусный чин: Апостол Петр. Апостол Павел. Архангел Гавриил. Дмитрий Солунский
1425–1427 годы. 189×83; 189×82; 189,5×89,5; 189×80. Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре, Загорск [3044, 3037, 3036, 3048].
Деисусный чин состоит из пятнадцати фигур (Вседержитель, Богоматерь, Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр, Павел, Иоанн Богослов и Андрей, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и Николай Чудотворец, великомученики Дмитрий и Георгий). Былое золото фонов почти полностью утрачено. Немало потертостей и смытостей верхнего красочного слоя. Частичные вставки нового левкаса. Икона апостола Павла находится в лучшем состоянии сохранности. В худшем состоянии дошли до нас иконы архангела Гавриила и особенно Петра. На иконе архангела Гавриила неплохо сохранилось лицо, но и оно попорчено вставкой нового левкаса. На иконе Петра много утрат верхнего красочного слоя. Лучше всего сохранилось лицо. Иконы архангела Гавриила и апостола Петра восходят к иконам Благовещенского собора (как и иконы Вседержителя и Василия Великого). Чин в целом выполнен несколькими мастерами. Фигуры Иоанна Предтечи и апостола Андрея принадлежат мастеру старшего поколения, фигура Дмитрия Солунского, замыкающая деисусный чин слева, была написана молодым художником. Ее открытые, сильные, чистые краски и обаятельный по своей юношеской свежести лик выдают руку незаурядного мастера, чья основная деятельность развернулась, вероятно, в 1430-е годы. Из всех икон деисусного чина Дмитрий Солунский дошел до нас в наилучшем состоянии сохранности (имеются незначительные утраты верхнего красочного слоя на поземе и одежде). И. Э. Грабарь, писавший о Троицком иконостасе в те годы, когда его расчистка еще не была завершена, сделал слишком скороспелые выводы о размежевании работ Андрея Рублева и Даниила Черного. Но от его острого глаза не ускользнул один существенный факт. «Прежде всего, — писал И. Э. Грабарь, — совершенно ясно, что оба мастера здесь не в расцвете своих сил и дарований, а на склоне жизненного пути, на закате творчества» («О древнерусском искусстве», с. 185). Это замечание весьма существенно для верной датировки «Троицы». Впервые научная классификация икон Троицкого собора и распознание рук отдельных мастеров были осуществлены Н. А. Деминой и мною. К сожалению, работа Ю. А. Лебедевой о творчестве Рублева и его современников, изданная в 1962 году в виде отдельной книги на немецком языке, не продвинула этот вопрос вперед, а, скорее, запутала его рядом непродуманных суждений.
¦
- Лазарев 1966/1. [94] Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. — М.: Искусство, 1966. — Стр. 142-145, табл. 162-179.
- Алпатов 1972. [320] Алпатов М. В. Андрей Рублев. — М.: Изобразительное искусство, 1972. — Стр. 126-127, табл. 79.
- Лазарев 2000/1. [9] Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — Стр. 108-109, 367, № 103.
- Осташенко 2012. [6345] Осташенко Е. Я. Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры около 1425 года. К вопросу о стиле икон // Древнерусское искусство. Искусство средневековой Руси и Византии эпохи Андрея Рублева. К 600-летию росписи Успенского собора во Владимире: Материалы Международной научной конференции 1–2 октября 2008 г. [т. 30]. — М.: Арт-Волхонка, 2012. — С. 134–160.
- Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры 2014. [6615] Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Сергиев Посад. — [б.м.: ИП Верхов С. И.], 2014.
- Дудочкин 2020/2. [11555] Дудочкин Б. Н. О реставрации отдельных икон из иконостаса Андрея Рублева и мастера Даниила около 1425 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры // Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. [Т.] XVII: Сборник научных статей. — М., 2020. — С. 404–442.
Троице-Сергиева Лавра
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Троице-Сергиева Лавра – расположенный в Сергиевом Посаде крупнейший в стране православный мужской монастырь, подчиняющийся непосредственно Патриарху. В основанной почти 7 столетий назад обители в настоящее время проживает около 200 монахов. Комплекс монастырских храмов, в 1993 году вошедший в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как выдающийся памятник архитектуры XV-XVIII вв., открыт для паломников и туристов.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Троице-Сергиева Лавра
История Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Судьба Лавры тесно переплетена с именем Сергия Радонежского. Подвижник перенес идею общего монастырского служения из Киевской Руси севернее, в Московское княжество. В 1337 году Варфоломей, будущий Сергий, с братом поселились в глухих местах в 3 часах пути к северо-востоку от Покровского Хотькова монастыря, где приняли постриг их родители. Вскоре к мужчинам присоединились другие верующие, а импровизированное поселение быстро обзавелось деревянным храмом Святой Троицы и хозяйственными службами. Впоследствии, когда Варфоломей стал монахом Сергием и занял пост игумена, вокруг монастыря образовался городок, ставший основой современного Сергиева Посада. Деревянные храмы были разрушены во время нашествия Едигея, в XV веке появились первые каменные сооружения. Монастырь разрастался, пока в 1744 году не получил статус Лавры, высший в православной иерархии монастырей. После революции монахов выселили из монастыря, но с 1946 года религиозная деятельность была возобновлена. Во второй половине ХХ века комплекс пережил глобальную реконструкцию.
Панорама Троице-Сергиевой Лавры Троицкий собор
Достопримечательности Троице-Сергиевой Лавры
На территории монастыря расположено около 50 объектов, построенных в разное время. Чтобы осмотреть их, а тем более посетить церковные службы, одного скоротечного визита явно недостаточно. Туристам рекомендуется остановиться в гостиницах и хостелах в окрестностях обители и уделить знакомству с достопримечательностями монастыря несколько дней.
Троицкий собор
В старейшем культовом сооружении комплекса, возведенном в XV веке, хранится главная святыня монастыря, предмет поклонения православных паломников со всей страны – чудотворные мощи преподобного Сергия. Белокаменный храм с золотыми куполами был расписан Андреем Рублевым, но подлинники фресок не сохранились. О былой красоте изображения можно судить только по более поздним копиям. Одноглавая белая церковь, скромно замершая по соседству с собором, построена над могилой Никона Радонежского, верного ученика и преемника Сергия.
Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Успенский собор
По замыслу крестившегося в Лавре Иоанна Грозного представительный Успенский собор должен был повторять очертания одноименного храма из ансамбля Московского Кремля. Однако новое здание стало не просто копией уже существующего, но самобытным произведением искусства: над оформлением иконостаса трудился знаменитый мастер Симон Ушаков, фрески выполнили выдающиеся представители московской иконописной школы. И здесь не обошлось без исторических захоронений: у стен Успенского собора сохранилась могила Бориса Годунова.
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры
Ажурная пятиярусная колокольня, спроектированная архитектором Дмитрием Ухтомским в середине XVIII века, по праву считается самой красивой в России. Когда-то здесь звучали десятки колоколов, но после революции они были безжалостно уничтожены и восстановлены только в XXI веке. Самый крупный из них, Царь-колокол, весит более 70 тонн.
Малые церкви и другие сооружения
Миниатюрную Духовскую церковь возвели в XV веке заезжие мастера из Пскова. Ее звонница расположена прямо под куполом, что совершенно нетипично для московской архитектуры. Богато декорированный надвратный Предтеченский храм построен над восточным входом в монастырь по инициативе купцов Строгановых. Праздничное красно-белое здание стало выдающимся образцом барочной русской архитектуры. Самая миниатюрная церковь комплекса, Михеевская, появилась в XVIII веке на том месте, где Сергию Радонежскому когда-то явилась Богородица. Рядом с Успенским собором с 8 утра до 8 вечера открыта нарядная часовня: ее возвели над источником целебной воды.
Троице-Сергиева Лавра с высоты Белокаменные стены Лавры Усыпальница Годуновых План территории лавры с достопримечательностями
Информация для туристов
Благодаря удачному расположению ансамбль Лавры хорошо просматривается из разных точек Сергиева Посада. Добраться в город проще всего из Москвы на электричке, идущей с Ярославского вокзала, или на автобусе от Щелковского автовокзала. От сергиево-посадского железнодорожного вокзала до восточного входа в монастырь 15 минут пешком в северо-западном направлении, от автовокзала, расположенного на той же линии, путь еще короче. Вход на территорию комплекса бесплатный, но при посещении принято оставлять небольшие пожертвования.
Правила поведения в Лавре
Поскольку Троице-Сергиева Лавра прежде всего действующий монастырь, к поведению и внешнему виду посетителей предъявляются строгие требования. Женщины должны быть одеты в юбки или платья без декольте, закрывающие колени. В этот день лучше обойтись без макияжа и повязать платок на голову. Мужчинам не следует появляться в храмах в шортах и бриджах. На территории Лавры, в ее ресторанах, кафе и гостиницах запрещено курить и употреблять алкоголь. Фотосъемка разрешена с некоторыми ограничениями: нельзя снимать службу и монахов, даже просто проходящих по двору, внутри зданий не используют фотовспышку, чтобы не повредить настенным росписям.
Церковь Смоленской иконы Божьей Матери
Где остановиться
Лавре принадлежит несколько недорогих гостиниц для паломников на территории Сергиева Посада. Гостиница «Вознесенская» с 4-8-местными номерами и удобствами на этаже открыта в 10 минутах ходьбы к юго-востоку от Лавры в заметном издалека ярко-красном здании на одноименной улице. Поток желающих поселиться в этом хостеле всего за 300-350 рублей в сутки всегда велик, поэтому места бронируют минимум за месяц. Примерно на таком же расстоянии к северо-востоку от Лавры, на проспекте Красной Армии, расположена гостиница «Старая Монастырская», построенная почти 200 лет назад на живописном берегу Белого пруда. Это классический отель со всеми удобствами с номерами от эконом-класса до люксов. В обоих корпусах можно полноценно пообедать, утолить легкий голод свежей монастырской выпечкой можно в кафе прямо в Лавре, во время экскурсий.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Религиозные службы
Православный канон запрещает монастырям проводить обряды отпевания, венчания, крещения, но в Лавре можно заказать заупокойные и заздравные молитвы за родных и близких. Ежедневные службы для паломников проходят в Троицком соборе: заутреня в 5-6 часов, затем каждые 2 часа акафисты преподобному Сергию. Дополнительную нагрузку в праздничные дни принимает на себя Успенский собор: в 17 часов здесь начинается Всенощное бдение, в 5:30 – Ранняя, а в 8:30 – Поздняя Литургия. На Пасху и во время Великого Поста расписание может меняться, поэтому паломникам рекомендуется предварительно уточнять информацию в телефонной справочной монастыря.
Троицкий Собор Троице-Сергиевой Лавры
Троицкая лавра была краеугольным камнем царства Московского и всея Руси. Символом собирания земли русской в единое государство, исторических событий и бессмертного народного подвига стал храм Живоначальной Троицы, «чтобы постоянным взиранием на Нее побеждался страх ненавистной розни мира сего».
Спустя четверть века после основания Троицкого монастыря на месте убогой деревянной церкви Св. Сергия, разоренной Князем Едигеем, был сооружен весь из белого камня собор. Ученик и преемник Сергия, преподобный Никон с помощью Князя Георгия Дмитриевича, сына Донского, воздвиг этот храм в честь основателя монастыря-преподобному Сергию.
С момента основания собор становится участником бессмертных событий и свидетелем святых подвигов его отшельников, защитником Московского государства и всей Руси. Поселившийся в лесах Радонежских чудотворец Сергий стал поборником Отчизны, прибежищем для князей и святителей, распространителем иночества по северу Руси. Он благословил на брань Дмитрия Донского и встретил его победителем. Его ученики основали храм Божьей Матери на Дубнах в память о Мамаевом побоище и монастырь Голутвинский. Игумен от Сергия был послан в воздвигаемый Князем Владимиром в Высоцкий монастырь в Серпухове, откуда вышли Св. Пафнутий. Игумен Боровский, прославленный учеником своим Иосифом Волоколамским.
Преподобный Сергий внес свой неоценимый вклад в богословское учение о Святой Троице. Глубокие познания сокровенных тайн богословия, молитвенное восхождение к Триипостасному Богу определял пламень его веры. Это дало ему силы поднять защитный покров, под которым спасалась не только лавра, но и надежды всего царства.
При строительстве каменной церкви во имя Живоначальной Троицы (25 сентября 1412 года) были извлечены нетленные мощи Св. Сергия, тело и одежда на нем не имели повреждений, святые мощи Преподобного временно поставили в Троицкой церкви (теперь здесь стоит церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора гроб был помещен в него, но мощи переложили в серебряную раку, а гроб был перенесен в Успенский собор.
Троицкий собор является самым главным храмом Троице-Сергиевой Лавры. Главенство его над остальными соборами в лавре подчеркивают золоченное позакомарное покрытие и то, что он напрямую соединяется со Святыми воротами. Храм невелик, верх креста находится всего на высоте 30 метров, но смотрится он как фундаментальное, мощное, крепкое строение.
Формы белокаменного собора незатейливые и строгие, стены наклонены внутрь, лаконизм в отделке стен-белокаменные цветные пояса-делают архитектуру совершенной. Падающий сквозь десять узких окон купола рассеянный свет освещает иконостас, фресковую живопись, пристолпные и пристенные киоты.
У самой двери храма с утра и до вечера дежурит духовная стража, толпа паломников к раке не скудеет. Кто они, присные Св. Сергия? Со всех концов России люди, богатые благами и богатые лишь одной верой, просят исцелений духовных и физических. Богомольцы много тайных душевных мук слагают в раку, которые боятся доверить окружающим. Преподобный на житейские нужды подает утешения и облегчение страданий.
От южных дверей до северных первый ярус высокого иконостаса богато украшен золотом и драгоценными камнями. Врата царские, балдахин над престолом, семиветвистый подсвечник, вся паникадила, обширный хорос под куполом отлиты из серебра. Ковчег с изображением «Тайной вечери», Евангелие, священная утварь бесценны.
Особенно почитаемой является икона по правую сторону царских ворот-икона «Св. Троицы» в трех истинно ангельских лицах. Цари Борис Годунов и Михаил Федорович украшали ее огромнейшими изумрудами. Рядом, икона «Христа Спасителя на престоле». По левую сторону царских ворот-пожертвованная царем Алексеем в золотых окладах «Одигитрия Смоленская». Иван Грозный, щедрый подарками церкви, поставил близ «Одигитрии» свою икону «Пресвятой Троицы», не уступающей в благолепии «Одигитрии». Богатая икона «Сергия и Никона» находится у северных ворот.
Иконостас Троицкого собора изображает связь Небесного и земного миров, показывает людям дорогу спасению души. Создание иконостаса относится к началу пятнадцатого века именно к этому храму. Андрея Рублева и Диниилы Черного за короткие сроки (1425-1427 годы) вместе с артелью своих учеников-иконописцев создали пятиярусный иконостас, как облик Града небесного.
Признанной иконой собора является «Троица» Андрея Рублева, отражающая суть подвижничества Св. Сергия, воплотившая идею Триединого Бога (с 1929 года в иконостасе выставляется копия, оригинал иконы находится в Государственной Третьяковской галерее). В память спасения юного Петра в годы стрелецких бунтов помещен в главном алтаре крест запрестольный, утвержденный над двуглавым орлом — гербом Российской Империи. Молодой царь в стенах Троицкого собора избежал ярости мятежников и закончил первое восстание казнью Хованских, а второе — заключением царицы Софии в Девичий монастырь.
Даром Царя Михаила Федоровича (1643 год) были двери царские в окладе серебряной чеканки, ими заменили царские врата рублевского иконостаса.
Неоспоримое признание безмерной роли личности Преподобного Сергия и утвержденной им обители, ставшей главною святыней лавры, происходит уже более шести веков.
Свято Троице-Сергиева Лавра
Вряд ли среди русских монастырей можно найти хотя бы один более известный, чем Троице-Сергиева Лавра, расположенная примерно в 80 км от Москвы, в городе Сергиев Посад, который с 1920 по 1992 года назывался Загорском.
История Сергиевой Лавры кратко
Монастырь был основан в середине 14 века святым Сергием Радонежским. Авторитет этого человека был поистине огромен. Он оказал очень серьезное влияние на духовную жизнь России как своего века, так и последующих времен. По мере того, как последователи преподобного Сергия развивали и распространяли его учение, монастырь пользовался все большим влиянием. Вплоть до 18 века включительно, он все время рос и застраивался. Практически все разновековые постройки сохранились до сегодняшних дней.
Цари и бояре частенько покидали свои роскошные дворцы и совершали пешее паломничество в Троицкий монастырь. Среди них был «ужасный и великий» Иван Грозный и Петр Первый и многие другие. Самая известная сторожевая башня называется «утичьей». Когда Петр Великий во время борьбы за власть со своей сестрой Софьей тайно находился в монастыре, он стрелял отсюда уток.
В 1920 году монастырь был закрыт. Монахи вынуждены были скрываться, многие из них были убиты. Некоторые нашли убежище в Черниговском скиту, находящемся неподалеку (Лавре тогда принадлежали многочисленные пустыши и небольшие обители, расположенные поблизости). После Второй Мировой войны религиозная жизнь в Троице-Сергиевой Лавре возобновилась.
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры
Архитектурно-исторический вид Лавры, создаваемый в течение 15-19 веков, охраняется и нашим государством и ЮНЕСКО. Хотя кроме Лавры в Сергиевом Посаде есть и другие памятники, достойные созерцания и восхищения, но Лавра остается сердцем и основным ядром притяжения посетителей города.
Комплекс архитектурных строений Лавры расположен на довольно большой территории, обнесенной мощными кирпичными стенами, длина которых составляет 1,5 км. Высота же их доходит до 14 метров, ширина – до шести.
Здания, строившиеся здесь в течение целых четырех столетий, неоднократно видоизменялись: они разрушались и восстанавливались, менялся внешний облик их отдельных частей. Сегодня архитектурный ансамбль Лавры, приведенный реставраторами к общему знаменателю – восхищает туристов своей монументальностью, красотой и гармоничной соразмерностью.
Троицкий собор
Древнейший объект монастыря, который обязательно надо посетить — это Троицкий собор, сооруженный в самом начале 15 века при Никоне, продолжателе дела святого Сергия. До того времени здесь стояла деревянная церковка обители, которую соорудил сам Сергий, и в которой он впоследствии и был похоронен. Собираясь созидать каменный собор, открыли могилу Преподобного и обрели его мощи, которые не подверглись тлению. Впоследствии эти святые мощи были перемещены в богатую раку, прикоснуться к которой сегодня стремятся многочисленные верующие.
Троицкий собор – одна из вершин раннемосковского стиля древнерусского зодчества, которое соединяет в себе традиции Византии и особые качества русского мышления – поэтичность, образность, стремление к совершенству. Невысокий, четырехстолпный, белокаменный, с одной главой и тремя апсидами храм чем-то схож с богатырем из русской былины в золотом шлеме, мужественно стоящим на защите своего народа.
Внешний вид храма скромен и лаконичен, а все его богатство — росписи и украшения сосредоточены внутри. Иконостас в пять ярусов для Троицкой церкви расписывал сам Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным. Специально для него была создана знаменитая рублевская «Святая троица», являющаяся на сегодня величайшим произведением православной иконописи и хранящаяся в Третьяковской галерее.
Время было безжалостно к внутренней росписи храма и, кроме иконостаса, почти вся она была уничтожена. Основная святыня храма — рака с мощами Преподобного Сергия.
Церковь Преподобного Никона Радоженского
Если посмотреть на юг от Троицкого собора, то перед вами предстанет, возведенная в начале 17 века, Церковь преподобного Никона Радонежского. Под основанием церкви находится захоронение продолжателя дела Сергия. Архитектурно храм являет с Троицким собором как бы единое целое. Внутри он оформлен фресками.
Церковь Сошествия Святого Духа
Духовную церковь, или же Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов, можно увидеть в направлении на северо-восток от Троицкого собора. Построена она при Иване Третьем во второй половине 15 века псковскими мастерами. Это не просто церковь, а церковь-звонница, которая удивляет своей красотой и гармонией. Функционально в средние века она служила сторожевой башней. В оконных арках видны колокола, которые при угрозе нападения предупреждали братию об опасности.
Успенский собор
Успенский Собор — одно из значимых сооружений Лавры, начал строиться при Иване Грозном в 1559 году, после одержанных побед над Казанью и Астраханью, а окончание строительных работ пришлось на время правления Федора Иоанновича, т.е. спустя целых 26 лет. Храм, являющийся самым крупным на территории Лавры, превышает по габаритам московский Успенский собор, повторяя при этом его архитектурные формы. Для украшения строгих наружных стен храма использовался характерный элемент владимиро-суздальского зодчества — аркатурно-колончатый пояс.
Внутреннее убранство – богато и величественно. Оформление фресками за 3 месяца выполнила артель иконописцев, состоящая всего из 35 человек. Свод поддерживается прямоугольными пилонами, характерными для русских храмов. На пилонах – изображения святых в полный рост. Считается, что оформление Царских врат иконостаса, где изображены Святая Богородица и четыре евангелиста, выполнено Симоном Ушаковым. Основная святыня собора — первая рака Преподобного Сергия, которая была сооружена просто из дерева.
Западнее Успенского собора — усыпальница членов семьи и самого Бориса Годунова в виде низенького сооружения из белого камня.
Надкладезная часовня
Эта небольшая и аккуратная часовня, в которой бьет целительный источник, находится около Успенского собора. Сооружение часовни напоминает игрушечный четырёхъярусный храм, для декорирования которого использована цветная роспись и каменная резьба.
На фоне белокаменных стен монументального Успенского собора красно-белая часовня выглядит очень легкой и нарядной.
Больничная церковь
Это церковное сооружение с палатами сооружено во имя преподобных Зосимы и Савватия (основателей Соловецкого монастыря). Об этом нам напоминает шатровый купол храма, повторяющий такой же купол Соловецкого Преображенского собора. Наличие множественного декора делают внешний вид церкви и палат нарядными, что является отличительной чертой архитектуры 17 века.
Здесь доживали свою жизнь старые и больные монахи, а также тяжелораненые и искалеченные во время боев с польскими захватчиками. Позже церковь стала домовым храмом Наместника. В бывших больничных палатах ныне расположены библиотека, наместнические покои и Соборная палата.
Трапезная церковь
Грандиозная Трапезная церковь во имя Преподобного Сергия была сооружена к 300-летию его смерти при Петре Первом во второй половине 17 века. Это прекрасный образец модного тогда стиля русского барокко или, как его еще называли, «нарышкинского».
Такого нарядного внешнего оформления церковных строений в допетровской Руси еще не было. Внутренний интерьер также изобилует роскошной лепниной и росписью, выполненной, правда, только в 19 веке.
Храм занимает восточную часть здания, а западная его часть – это очень представительный трапезный зал, в котором после богослужений проходили торжественные обеды для царей и приближенных к ним лиц во время их паломничества в монастырь.
Царские Чертоги с церковью Покрова Божией Матери
Также во второй половине 17 века возводятся Царские Чертоги с церковью Покрова Божией Матери – здание из двух этажей для размещения знатных лиц на время их пребывания в Лавре.
В декоре здания использован белый камень и полихромные изразцы. По своим формам и шахматной раскраске оно повторяет Трапезную церковь, и создает вместе с ней законченную композицию. Позднее это здание было занято Духовной академией.
Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи
Вместе с Трапезной церковью и Царскими Чертогами, и с такими же элементами декора, возводится надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи. Нижняя часть Предтеченского храма — это въездные, так называемые, Святые врата. Над аркой находится Красная башня с пятью многогранными купольными главками в стиле барокко, очень небольшими по размеру.
Церковь явления Пресвятой Богородицы
Во времена правления Анны Иоанновны перед Трапезной церковью в 30-е годы 18 века была сооружена Церковь явления Пресвятой Богородицы Преподобному Сергию. Дело в том, что Преподобный часто молился о спасении созданной им обители. Иногда молитвы его были обращены к Пресвятой Деве Марии, которая однажды и явилась праведному старцу, обещая не оставлять своим вниманием этого святого места. Свидетелем этого чудесного явления был преподобный Михей, чьи мощи теперь покоятся под церковью и дают ей второе название — Михеевская.
Это самая маленькая церковь Лавры. Небольшие ее размеры и скромный внешний вид оттеняют праздничность расположенной сзади Трапезной церкви.
Церковь Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии
Эта очень оригинальная церковь расположена позади колокольни. Она воздвигнута вместо бывшей поварни, стену которой ранее украшала эта чудотворная икона. Согласно легенде, одному увечному монастырскому псаломщику с иссохшими руками, было видение этой иконы, после которого наступило исцеление. О произошедшем чуде доложили Анне Иоанновне, и она приказала поварню преобразовать в церковь чудодейственной иконы. Но это сооружение простояло недолго, а существующее сейчас, построено была уже позже — в середине 18 века — графом А.Г.Разумовским (арх. Д.В. Ухтомский).
Это круглая церковь, созданная в стиле елизаветинского барокко и очень гармонично вошедшая в храмовый ансамбль Лавры. Очень примечательно внутреннее убранство храма, где присутствует и мрамор, и роспись голубой краской, и множество жемчужных, золотых и серебряных украшений, и даже несвойственные русской церкви скульптурные изображения святых.
Колокольня
В начале 40-х годов 18 века, при Елизавете Петровне, началось возведение величественной колокольни (арх. Д.В. Ухтомский), которая знаменита своей высотой (почти 90 метров) и красотой.
Она выше колокольни Ивана Великого, что стоит в Московском Кремле. Ранее эта колокольня имела более 40 колоколов, среди которых выделялся «Царь-колокол» — он был самым тяжелым из действующих колоколов (67 тонн). Его голос слышали даже в Мытищах. После революции «Царь-колокол», в числе многих других, был уничтожен большевиками. От первоначальной звонницы время уберегло до сегодняшнего дня только тринадцать колоколов, а всего их насчитывается более 30, среди которых новый «Царь-колокол», воссозданный на литейном заводе Петербурга в начале 21 века (более 70 тонн).
На центральной площади, именуемой Соборной, вы можете подойти к обелиску с солнечными часами и овальными досками, стороны которых заполнены текстами, рассказывающими о роли Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в событиях истории нашей страны, и еще раз с ними ознакомиться.
Источник: