Третьяковская галерея в питере
- Третьяковская галерея — цена билета в 2021
- Что известно о музее Третьяковская галерея?
- Как купить билет через сайт?
- Цена на билет в 2021 году
- Третьяковская галерея
- Государственная Третьяковская галерея
- Сэкономь на путешествии!
- Видео: Третьяковская галерея
- Основные моменты
- Кто был основателем Третьяковки?
- История Третьяковской галереи
- Здания Третьяковской галереи
- Что посмотреть в Третьяковской галерее
- Время работы
- Как добраться
- Государственная Третьяковская галерея
- Содержание
- История
- Состав Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея»
- Руководители Государственной Третьяковской Галереи
- Коллекция музея
- Иконы
- Государственная Третьяковская галерея — контакты и экспозиция
- График работы
- Схема залов и экспозиции
- Знаменитые картины
- Билеты
- Филиалы
- Новая Третьяковка
- Инженерный корпус
- Музей-мастерская А. Голубкиной
- Музей-квартира А.М. Васнецова
- Дом-музей А.М. Васнецова
- Анонс выставок
- «Мир искусства» — Александр Бенуа
- Современное искусство Индии
- Выставка картин Роберта Фалька
- Константин Кузнецов
- Основание и история Третьяковской галереи
- 25 главных шедевров Третьяковской галереи
- 1. Андрей Рублев. Троица. 1411
- 2. Карл Брюллов. Всадница. 1832
- 3. Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837—57
- 4. Павел Федотов. Завтрак аристократа, 1849-50
- 5. Константин Флавицкий. Княжна Тараканова. 1864
- 6. Василий Перов. Тройка (Ученики мастеровые везут воду). 1866
- 7. Василий Верещагин. Апофеоз войны. 1871
- 8. Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871
- 9. Архип Куинджи. Березовая роща, 1879
- 10. Виктор Васнецов. Аленушка, 1881
- 11. Иван Крамской. Неизвестная. 1883
- 12. Василий Суриков. Боярыня Морозова, 1884-87
- 13. Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885
- 14. Валентин Серов. Девочка с персиками, 1887
- 15. Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889
- 16. Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею, 1890
- 17. Михаил Врубель. Демон (сидящий), 1890
- 18. Исаак Левитан. Над вечным покоем, 1894
- 19. Наталия Гончарова. Автопортрет с желтыми лилиями. 1907
- 20. Зинаида Серебрякова. За туалетом. Автопортрет. 1909
- 21. Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912
- 22. Василий Кандинский. Композиция VII. 1913
- 23. Казимир Малевич. Черный квадрат, 1915
- 24. Борис Кустодиев. Большевик, 1920
- 25. Александр Дейнека. Будущие летчики, 1938
- Третьяковская галерея — «Выставка Карл Брюллов. Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга»
Третьяковская галерея — цена билета в 2021
Приобщение к культуре и искусству в современной жизни происходит через посещение разных развивающих учреждений, например, музеев. Одним из самых известных музеев Москвы является Третьяковская галерея. Здесь собрана наиболее обширная коллекция работ отечественных творцов XI – XXI веков.
Что известно о музее Третьяковская галерея?
Третьяковская галерея – одна из самых главных достопримечательностей Москвы. В год это место посещают миллионы туристов, ежедневно на выставки приходит около пяти тысяч людей, что позволяет считать галерею ещё и одним из самых часто посещаемых мест России.
В состав музейного комплекса Третьяковской галереи входит несколько зданий, где проводятся выставки:
- основной корпус музея в Лаврушинском переулке: выставки и экскурсии;
- инженерный корпус непосредственно в Лаврушинском переулке: лекторий и кинопоказы;
- Новая Третьяковка на Крымском Валу: выставки и экскурсии
- храм-музей: экскурсии;
- дома-музеи известных русских художников и скульпторов: экскурсии.
Общая коллекция музея насчитывает более ста восьмидесяти тысяч экспонатов, около двух тысяч из которых раньше принадлежали Павлу Третьякову – основателю музея, в 1856 году купившему здание будущей Третьяковской галереи.
Как купить билет через сайт?
Чтобы купить билет в Третьяковскую галерею в 2021 году, достаточно посетить официальный сайт музея, где указана точная цена и данные о пропускном. Портал находится по адресу — http://ticket.tretyakovgallery.ru/ru/#id=1.
Вкладка для покупки находится в верхнем блоке портала, после перехода по которой открывается новая страница магазина. Здесь пользователю предлагается выбрать билет на текущую дату: либо с открытым типом, либо с фиксированным временем. В первом случае талон действует в течение тридцати дней с момента покупки.
Перед приобретением обязательно необходимо выбрать в какой корпус посетитель захочет пойти. Это может быть основное здание, инженерный корпус, Новая Третьяковка или какой-то из музеев-домов русских художников.
Цена каждого из билетов 2021 года отличается. Наиболее дорогие входные в Третьяковскую галерею, находящуюся в Лаврушинском переулке, там выставлено наибольшее количество экспонатов.
Покупка происходит после заполнения небольшой формы в Нижнем блоке сайта, пункта всего четыре:
- ФИО получателя;
- номер телефона;
- e-mail;
- подтверждение e-mail.
Также пункт с правилами, которые обязательно необходимо прочитать, дабы избежать конфликтов между сотрудниками Галереи и посетителем.
Чтобы прочитать правила о приобретении билетов, стоит посетить сайт по адресу — http://ticket.tretyakovgallery.ru/ru/rules.
Категории билетов отличаются по льготному типу. Если человек имеет определенную категорию, попадающую в список. Таким людям предоставляется скидка или возможность бесплатного посещения музея. Покупка билета по скидке происходит только вместе с платным пропускным. Непосредственно на входе работникам Галереи необходимо будет предоставить документ, подтверждающий принадлежность человека к соответствующей льготной категории.
Цена на билет в 2021 году
Цены на билет 2021 года в Третьяковскую галерею в Лаврушинском переулке такие:
- совершеннолетние туристы и граждане РФ – 500 рублей;
- люди пенсионного возраста, являющиеся гражданами Рф или стран СНГ – 250 рублей;
- студенты, получающие высшее образование и являющиеся гражданами РФ – 250 рублей;
- совершенного учащиеся среднеобразовательных учреждениях – 250 рублей;
- любой член многодетной семьи, являющийся гражданином Российской Федерации или стран СНГ – 250 рублей;
- герой СССР или Российской Федерации – 250 рублей;
Люди, которым доступна возможность получения бесплатного билета:
- участники военных действий, ветераны ВОВ, являющиеся гражданами РФ или стран СНГ;
- служащие действительной срочной военной службы России;
- инвалиды I и II группы, являющиеся гражданами России или стран СНГ;
- искусствоведы;
- несовершеннолетние;
- сопровождающий инвалида I гр.;
- человек, который сопровождает ребенка инвалида;
- сотрудник Минкультуры РФ;
- студенты, обучающиеся на факультетах изобразительного искусства;
- художники, архитекторы и дизайнеры;
- сотрудник международного совета музеев;
- члены РАХ.
Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея
Третьяковская галерея является самым известным художественным музеем в Москве, она же — главная сокровищница национального искусства России, отражающая значительный вклад нашей страны в мировую культуру.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Третьяковская галерея
Основные моменты
Третьяковка – так музей называют в обиходе – располагает богатой коллекцией и славится множеством нашедших свое воплощение идей и проектов. Именно поэтому Третьяковская галерея получила такую широкую известность и привлекает внимание истинных ценителей искусства из разных уголков мира. Побывать в ее залах, чтобы познакомиться с творчеством великих мастеров кисти, стремятся даже люди, которые, казалось бы, далеки от таких «высоких материй». Приехать в Москву и не пойти в Третьяковскую галерею? Такое даже трудно себе представить, поскольку ее обычно включают во все экскурсионные программы. Конечно, побывать здесь можно и на индивидуальной экскурсии.
Третьяковская галерея, как одно из самых известных культурных учреждений России, провозглашает четыре основные цели своей деятельности: сохранять, исследовать, представлять и популяризировать отечественное искусство, формируя тем самым национальную культурную идентичность и прививая современным поколениям понимание той важной роли, которую играет искусство как воплощение достижений и выражение цивилизованности нашего общества. И достигаются эти цели через знакомство наших сограждан (мы не говорим уже о зарубежных туристах) с подлинными шедеврами – творениями русских и мировых талантов. Тем самым, как отметил в своем отзыве один из благодарных посетителей Третьяковской галереи, жизнь людей делается ярче, краше и лучше.
Кто был основателем Третьяковки?
Наш экскурс в историю Третьяковской галереи начнем со знакомства с ее основателем – человеком без преувеличения выдающимся, имя которого навсегда вписано в скрижали отечественной культуры. Это Павел Михайлович Третьяков, принадлежавший к известному купеческому роду, никакого отношения к культуре не имевшему: его родители занимались исключительно коммерцией. Но поскольку Павел принадлежал к состоятельной фамилии, он получил отличное по тем временам образование и у него начала проявляться тяга к прекрасному. Став взрослым, он включился, как бы сейчас сказали, в семейный бизнес, всячески помогал отцу. Когда обоих родителей не стало, фабрика, который они владели, перешла к молодому Третьякову, и он основательно занялся ее развитием. Предприятие росло, принося все больший доход. Однако, несмотря на чрезвычайную занятость, Павел Михайлович не оставлял свое увлечение искусством.
Третьяков часто задумывался над тем, чтобы создать первую не только в столице, но и в России постоянную экспозицию русской живописи. За два года до открытия галереи он начал приобретать картины голландских мастеров. Начало же легендарной коллекции Третьякова было положено в 1856 году. Молодому купцу тогда было всего 24 года. Самыми первыми начинающий меценат приобрел написанные маслом картины «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова и «Искушение» Н. Шильдера. Сегодня имена этих художников хорошо известны, а тогда, во второй половине XIX века, широкая публика о них еще ничего не знала.
Свою уникальную и бесценную коллекцию П. М. Третьяков пополнял на протяжении нескольких десятилетий. Он собирал полотна не только выдающихся живописцев, но и поддерживал дружеские отношения с начинающими мастерами, не отказывая в помощи тем, кто в этом нуждался, всячески продвигал их творчество. Если привести имена всех, кто должен быть благодарен меценату за всеобъемлющую помощь и поддержку, то рамок одной статьи для этого будет недостаточно – список окажется внушительным.
Зал Маковского Гульельми Л.Портрет А.А.Иванова 1859 мрамор Анфилада Александр Иванов. Явление Христа народу (1837-1857) Брюлловский зал
История Третьяковской галереи
Создатель уникального музея видел свое детище не просто как хранилище работ русских художников, а именно тех их полотен, которые бы передавали подлинную сущность русской души – открытой, широкой, преисполненной любви к своему Отечеству. И вот летом 1892 года Павел Михайлович передал свое собрание в дар в Москве. Так Третьяковка стала первым в России общедоступным музеем.
Проект фасада Третьяковской галереи В. М. Васнецова, 1900 г. «Мальчик в бане» (1858)
На момент передачи коллекция состояла не только из картин, но и из графических произведений русских живописцев: первых было 1287 экземпляров, вторых – 518. Отдельно следует сказать о работах европейских авторов (их насчитывалось свыше 80) и большом собрании православных икон. Кроме того, в коллекции нашлось место и скульптурам, их было 15.
Свою лепту в пополнение музейной коллекции внесли и власти Москвы, приобретая за счет городской казны настоящие шедевры мирового изобразительного искусства. К 1917 году, ставшему для России роковым, в Третьяковской галерее было уже 4 тысячи единиц хранения. Еще через год, уже при большевистском правительстве, музей получил статус государственного. Одновременно советская власть национализировала и многие частные коллекции.
Фонд Третьяковки, помимо этого, пополнялся и за счет включения в него экспонатов из небольших столичных музеев: Румянцевского музея, Цветковской галереи, Музея живописи и иконописи И. С. Остроухова. Таким образом, начало 30-х годов прошлого века ознаменовалось более чем пятикратным увеличением художественной коллекции. Одновременно с этим полотна западноевропейских художников были переданы в другие собрания. Основанная П. М. Третьяковым галерея стала хранилищем полотен, воспевающих самобытность именно русского человека, и в этом ее принципиальное отличие от других музеев и галерей.
Картина Луи Каравака «Портрет императрицы Анны Иоанновны». 1730 год «Крестьянин в беде» скульптора Чижова М.А.
Здания Третьяковской галереи
Главное здание Третьяковской галереи по Лаврушинскому переулку, 10, что в Замоскворечье, прежде принадлежало семье основателя – в этом доме жили его родители и он сам. Впоследствии купеческая усадьба неоднократно перестраивалась. Галерея также занимает примыкающие к основному зданию постройки. Фасад, который мы можем видеть сегодня, был сооружен в начале прошлого столетия, автором эскизов являлся В. М. Васнецов.
Выставка произведений Валентина Александровича Серова в Третьяковской галерее
Стиль здания – неорусский, и это неслучайно: это тоже призвано было подчеркнуть тот факт, что музей является хранилищем образцов именно русского искусства. На том же главном фасаде посетители могут видеть барельефное изображение столичного герба – Святого Георгия со змием. А по обе стороны от него находится керамический полихромный фриз, весьма нарядный. Выполненная вязью крупная надпись с именами Петра и Сергея Третьяковых – обоих дарителей коллекции – составляет с фризом единое целое.
В 1930 году справа от главного здания было возведено дополнительное помещение по проекту архитектора А. Щусова. Слева от бывшей купеческой усадьбы расположился Инженерный корпус. Кроме этого, Третьяковской галерее принадлежит комплекс на Крымском валу, где, в частности, проводятся выставки современного искусства. Выставочный зал в Толмачах, музей-храм святителя Николая, а также музей А. М. Васнецова, дом-музей народного художника П. Д. Корина и музей-мастерская скульптора А. С. Голубкиной также принадлежат Третьяковке.
Инженерный корпус Третьяковской галереи Третьяковская галерея на Крымском Валу
Что посмотреть в Третьяковской галерее
В настоящее время Третьяковская галерея – больше чем просто музей, она представляет собой центр по изучению различных направлений в искусстве. Работники галереи, являющиеся профессионалами высокого класса, нередко выступают в качестве экспертов и реставраторов, к чьим мнениям и оценкам прислушиваются. Еще одним достоянием галереи можно считать уникальный книжный фонд, в котором хранится свыше 200 тысяч тематических изданий по различным направлениям в искусстве.
В залах древнерусского искусства Третьяковской галереи
Теперь непосредственно об экспозиции. Современная коллекция включает в себя более 170 тыс. произведений отечественного искусства, и это далеко не предел: она продолжает пополняться благодаря художникам, подношениям частных лиц, различных организаций и наследников выдающихся деятелей искусства, которые приносят в дар различные работы. Экспозиция поделена на разделы, каждый охватывает определенный исторический период. Назовем их: древнерусское искусство, начиная с XII и заканчивая XVIII веком; живопись XVII — первой половины XIX веков; живопись второй половины XIX века; русская графика с XIII по XIX столетия, а также русская скульптура того же периода.
«Утро в сосновом лесу» Иван Шишкин, Константин Савицкий. 1889 год «Богатыри» Виктор Васнецов. 1898 год
Так, в разделе древнерусского искусства представлены работы как известных иконописцев, так и оставшихся безымянными. Из известных имен назовем Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. В залах, отведенных под шедевры искусства XVIII – первой половины XIX столетия выставлены полотна таких выдающихся мастеров, как Ф. С. Рокотов, В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий, К. Л. Брюллов, А. А. Иванов.
Чёрный супрематический квадрат — работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году, одна из самых обсуждаемых картин в русском искусстве
Обращает на себя внимание и раздел русского реалистического искусства, датируемого второй половиной 1800-х годов, представленное во всей своей полноте и разнообразии. В этой части Третьяковcкой галереи вы можете посмотреть выдающиеся работы И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. Н. Крамского, И. И. Шишкина, И. И. Левитана и многих других мастеров кисти. К числу самых известных и обсуждаемых относится знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича.
Обратившись к яркой коллекции произведений конца XIX – начала XX века, вы увидите бессмертное произведение В. А. Серова и М. А. Врубеля, а также мастеров существовавших в то время художественных объединений: «Союз русских художников», «Мир искусства» и «Голубая роза».
Отдельно следует сказать о той части экспозиции, которая известна под названием «Сокровищница». Здесь собрана в буквальном смысле бесценная коллекция художественных изделий из драгоценных камней и благородных металлов, изготовленных начиная с XII и заканчивая XX веком.
Сокровищница Третьяковской галереи
В другом специальном разделе Третьяковской галереи демонстрируются образцы графики, особенность которых в том, что на них не должен падать прямой яркий свет. Они выставлены в залах с мягким искусственным освещением, от чего кажутся особенно красивыми и чарующими.
К сведению туристов: фотографирование временных выставок в Третьяковской галерее может быть запрещено (об этом сообщается отдельно).
Время работы
Третьяковская галерея по вторникам, средам и воскресеньям работает с 10:00 до 18:00; по четвергам, пятницам и субботам – с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник. Экскурсию можно заказать в экскурсионном бюро, которое находится у главного входа. Она продолжается от 1 часа 15 минут до полутора часов.
Как добраться
Доехать до главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 10, можно на метро. Станции: «Третьяковская» или «Полянка» (Калининская линия метрополитена), а также «Октябрьская» и «Новокузнецкая» Калужско-Рижской линии и «Октябрьская» Кольцевой линии.
Государственная Третьяковская галерея
1856 | |
Россия: Москва, Лаврушинский переулок, 10 | |
Ирина Лебедева | |
www.tretyakovgallery.ru | |
Государственная Третьяковская галерея на Викискладе |
Государственная Третьяковская галерея, ГТГ (известна также как Третьяковка) — художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. Экспозиция в главном корпусе «Русская живопись XI — начала XX в» (Лаврушинский переулок, д. 10) является частью Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея», образованного в 1986 году.
Содержание
История
Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию живописи в середине 1850-х. Годом основания Третьяковской галереи принято считать 1856, когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова, хотя ранее в 1854—1855 годах он купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. В 1867 году для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.
В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». [1]
Галерея находилась в доме, который семья Третьяковых купила в ещё 1851 году. По мере роста собрания к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств. Подобные пристройки были сделаны в 1873, 1882, 1885, 1892 и наконец в 1902—1904 годах, когда появился знаменитый фасад, разработанный в 1900—1903 годах архитектором В. Н. Башкировым по рисункам художника В. М. Васнецова. Руководство строительством осуществлял архитектор А. М. Калмыков [2] .
3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея. Директором музея был снова назначен Игорь Грабарь, занимавший этот пост ещё с 1913 года. При его активном участии в том же году был создан Государственный музейный фонд, который вплоть до 1927 года оставался одним из важнейших источников пополнения коллекции музея.
В 1926 году директором музея стал академик архитектуры А. В. Щусев. Уже в следующем году Галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом купца Соколикова). После перестройки в 1928 году здесь разместилась администрация Галереи, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики. Позже, в 1985—1994 годах, административный корпус был надстроен по проекту архитектора А. Л. Бернштейна 2 этажами и по высоте сравнялся с экспозиционными залами.
В 1928 году в галерее был произведён серьёзный ремонт отопления и вентиляции, в 1929 году проведено электричество.
В 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах, а в 1932 году её здание было передано Галерее и стало запасником живописи и скульптуры. Позже оно было соединено с экспозиционными залами выстроенным двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины А. А. Иванова «Явление Христа народу » (1837—1857). [3] Был построен также переход между залами, расположенными по обе стороны от главной лестницы. Это обеспечило непрерывность обзора экспозиции. В музее началась разработка новой концепции размещения экспонатов.
В 1936 году был открыт новый двухэтажный корпус с северной стороны основного здания — так называемого «щусевского корпуса». Эти залы сначала использовались для выставок, а с 1940 года были включены в основной маршрут экспозиции.
С первых дней Великой Отечественной войны в Галерее начался демонтаж экспозиции — как и другие музеи Москвы, она готовилась к эвакуации. В середине лета 1941 года эшелон из 17 вагонов отправился из Москвы и доставил коллекцию в Новосибирск. Лишь 17 мая 1945 года Галерея была вновь открыта в Москве.
В 1956 году, в честь 100-летнего юбилея Третьяковской галереи был достроен зал А. А. Иванова. [3]
В 1980—1992 годах Третьяковскую галерею возглавлял Ю. К. Королев. Из-за возросшего количества посетителей он активно занялся вопросом расширения площади экспозиции. В 1983 году начались строительные работы. В 1985 году был введен в строй депозитарий — хранилище произведений искусства и реставрационные мастерские. В 1986 году началась реконструкция основного здания Третьяковской галереи (архитекторы И. М. Виноградский, Г. В. Астафьев, Б. А. Климов и другие). В 1989 году с южной стороны от основного здания был сооружен новый корпус, где разместились конференц-зал, информационно-вычислительный центр, детская студия и выставочные залы. Здание получило название «Инженерный корпус», потому что в нём была сосредоточена большая часть инженерных систем и служб.
С 1986 по 1995 год Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке в связи с проведением капитальной реконструкции была закрыта для посетителей. Единственной экспозиционной площадью музея на это десятилетие стало здание на Крымском Валу, д. 10, которое в 1985 году было объединено с Третьяковской галереей.
Состав Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея»
- Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, д. 10,
- Музей-храм Святителя Николая в Толмачах,
- Третьяковская галерея на Крымском Валу, д. 10,
- Музей-мастерская скульптора А.С. Голубкиной,
- Дом-музей В. М. Васнецова,
- Музей-квартира А.М. Васнецова,
- Дом-музей П.Д. Корина.
В 1985 году Государственная картинная галерея, располагавшаяся на Крымском Валу, 10, была объединена с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс под общим названием Государственная Третьяковская галерея. Сейчас в здании располагается обновлённая постоянная экспозиция «Искусство XX века».
Частью Третьяковской галереи является Музей-храм Святителя Николая в Толмачах, представляющий уникальное соединение музейной экспозиции и действующего храма. В комплекс музея в Лаврушинском переулке входят предназначенные для временных выставок Инженерный корпус и Выставочный зал в Толмачах. В музее предлагаются услуги аудиогида.
Руководители Государственной Третьяковской Галереи
- Лебедева, Ирина Владимировна (2009— наст. время)
- Родионов, Валентин Алексеевич (1993—2009)
- Королев, Юрий Константинович (1980—1992)
- Щусев, Алексей Викторович (1926—1929)
- Грабарь, Игорь Эммануилович (1913—1925)
Коллекция музея
К 1917 году коллекция Третьяковской галереи насчитывала около 4 000 произведений, к 1975 — 55 000 произведений. Собрание Галереи постоянно росло за счёт планомерных государственных покупок.
В настоящее время коллекция включает русскую живопись, графику, скульптуру, отдельные произведения декоративно-прикладного искусства XI — начала XXI веков.
Иконы
Галерея обладает богатейшим собранием древнерусской живописи XI—XVII веков, созданным в основном в советское время, в том числе «Троица» Андрея Рублёва, произведения Дионисия, Симона Ушакова.
Государственная Третьяковская галерея — контакты и экспозиция
Контакты Государственной Третьяковской галереи — адрес, телефоны, официальный сайт. Схема залов. Экспозиция музея — картины, выставки, экскурсии.
- Адрес: г. Москва, Лаврушинский переулок, д. 10
- Ближайшие станции метро: Третьяковская — 420 м., 5 минут пешком, Полянка — 720 м., 9 минут пешком.
- Электронная почта: [email protected]
- Официальный сайт: www.tretyakovgallery.ru
- Телефон колл-центра: ☎+7 (495) 957-07-27*
* Справочная информация о работе галереи, экскурсиях, ценах на билеты. Звонки принимаются: ПН — с 10 до 16 часов. ВТ, СР, ВС — с 10 до 18. ЧТ, ПТ, СБ — с 10 до 21 часа.
График работы
День недели
Схема залов и экспозиции
1 этаж:
- Залы 35, 36, 37: Скульптура и живопись 2-ой половины 19 века (И. Левитан — 37-й, В. Поленов — 35-й зал);
- Залы 38-48: Скульптура и живопись конца 19 -начала 20 века (38-й зал — И. Грабарь, А. Рябушкин, Ф. Малявин; 39-й — М. Нестеров; 40-й — П. Трубецкой, А. Голубкина; 41-42 — В. Серов; 43 — К. Коровин; 44 — З. Серебрякова; 45 — В. Борисов-Мусатов);
- Залы 49-54: Графическая живопись с 18 до начала 20 века (Экспозиция сменная. 2 раза в год выставляются произведения из фонда галереи);
- Зал 55: Сокровищница (Предметы искусства из драгоценных металлов и минералов — ювелирные изделия, шитьё, книги, иконы и проч.);
- Залы 56-62: Древнерусское искусство (56 зал — Домонгольский период, 57 — Ростово-суздальская школа, 58 — Искусство древнего Новгорода и Пскова, 59 — Феофан Грек, 60 — Иконопись Средних веков, 62 зал — Симон Ушаков).
2-й этаж:
- Залы 1-7: Скульптура и живопись 18 века (1 зал — И. Никитин; 2-й — И. Мартос, Ф. Шубин, А. Лосенко; 3-й — А. Антропов, 4-й — Ф. Рокотов, 5-й — Д. Левицкий, 6-й — Ф. Алексеев, 7-й — В. Боровиковский);
- Залы 8-15: Скульптура и живопись 2-й половины 19 века (8-й — Кипренский, Щедрин; 9-й — К. Брюллов; 10,12 — А. Иванов; 13-й В. Тропинин, 14-й — А. Венецианов; 15-й — П. Федотов);
- Залы 16-31: Скульптура и живопись 2-ой половины 19 века (16-й — К. Флавицкий, В. Пукирев; 17-й — В. Перов; 18-й — Ф. Васильев, А. Саврасов; 19-й — И. Айвазовский; 20-й — А. Крамской; 21 — А. Куинджи; 25 — И. Шишкин; 27-й — В. Верещагин; 28-й — В. Суриков; 29-30 — И. Репин; 31 — Н. Ге);
- Залы 32-34: М. Врубель.
Знаменитые картины
По состоянию на 2020 год собрание музея насчитывало уже более 190 тысяч произведений искусства. Предпочтения у людей разные. У всех свои любимые авторы, жанры, стили. В Третьяковке каждый обязательно найдёт что-то на свой вкус. Приведём здесь лишь несколько примеров наиболее известных картин. Они могут нравиться или не нравиться, но их знают все. Итак:
«Девочка с персиками», Серов «Боярыня Морозова» Суриков «Охотники на привале», Перов «Княжна Тараканова», Флавицкий «Неравный брак» Пукирев «Неизвестная», Крамской «Радуга», Айвазовский «Грачи прилетели», Саврасов «Иван Грозный убивает своего сына», Репин Утро стрелецкой казни», Суриков «Апофеоз войны», Верещагин «Богатыри», Васнецов «Утро в сосновом лесу», Шишкин
Главное здание: Лаврушинский переулок, д. 10
Билеты
- Постоянная экспозиция: Взрослый — 500 руб., Льготный (студенты, пенсионеры, члены многодетных семей — 250 руб, Дети (до 18 лет) — бесплатно.
- Дом-музей Васнецова и Музей-квартира Васнецова: Взрослый — 300 руб., Льготный (студенты, пенсионеры, члены многодетных семей — 150 руб, Дети (до 18 лет) — бесплатно.
- Выставки: Цена билетов на разные выставки различная, от 250 до 750 руб.
- Экскурсии. Стоимость экскурсионного билета колеблется в пределах 300-500 руб. (+ входной).
Купить билеты можно на официальном сайте музея на странице заказа .
Для покупки выберите категорию, желаемое время, тип и количество билетов.
Филиалы
Адреса, контакты и режим работы музеев, являющихся филиалами Третьяковской галереи
Новая Третьяковка
Адрес: Крымский вал, д. 10
Единый справочный телефон: ☎ +7 (495) 957-07-27
День недели
Инженерный корпус
Адрес: Лаврушинский переулок, д. 12
Единый справочный телефон: ☎ +7 (495) 957-07-27
День недели
Музей-мастерская А. Голубкиной
Адрес: Большой Лёвшинский пееулок, д. 12, стр. 1
День недели
Музей-квартира А.М. Васнецова
Адрес: Фурманный переулок, д. 6 (кв. 21-22)
День недели
Дом-музей А.М. Васнецова
Адрес: переулок Васнецова, д. 13, стр. 1
День недели
Примечание: Другие ранее работавшие филиалы теперь закрыты
Анонс выставок
Информация о выставках, которые пройдут в основном здании и филиалах Третьяковки в ближайшее время (с официального сайта).
«Мир искусства» — Александр Бенуа
Выставка картин известного русского художника Александра Николаевича Бенуа.
- Где: Главное здание, Лаврушинский пер. 10 (залы 49-54);
- Когда: 26.11.2020 — 16.05.2021
Современное искусство Индии
Будут выставляться картины более 60 современных художников Индии, среди которых: Шилпа Гупта, Налини Малани, Дж. Равиндер Редди, Джитиш Каллат, Виван Сундарам, Даянита Сингх, Анита Дубе, Мриналини Мукерджи, Рохини Девашер, Бхупен Хахар, Амар Канвар и другие.
- Где: Здание Новой Третьяковки, Крымский Вал, 10 (в западном крыле);
- Когда: Март 2021
Выставка картин Роберта Фалька
Картины русского художника еврейского происхождения Роберта Рафаиловича Фалька (1886-1958).
- Где: Здание Новой Третьяковки, Крымский Вал, 10 (залы 39-42);
- Когда: 22.12.2020 — 11.04.2021
Константин Кузнецов
Константин Кузнецов — художник русского происхождения, эмигрировавший во Францию в конце 19 века. В России он пока не очень известен, и данная выставка — первая масштабная за всё время. Художник писал свои картины в импрессионистической манере.
- Где: Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, дом 12 (на 3-м этаже);
- Когда: 17.12.2020 — 14.02.2021
Основание и история Третьяковской галереи
Названная в честь ее создателя купца Третьякова Павла Михайловича, галерея создавалась как личный музей в особняке самого «предпринимателя». Сначала он собирал картины зарубежных художников.
В 1856 году П.М. коллекционер купил два полотна русских авторов «Искушение» и «Стычка с финляндскими контрабандистами», написанных Шильдером и Худяковым. Именно с этих русских картин и появилась идея о создании доступной для всех общественной картиной галереи.
Вот с этого времени и началось активное коллекционирование Третьяковым живописи и в 1867 году, его коллекция составляла 1276 картин. Помимо картин, он увлекался коллекционированием икон и скульптур.
В 1892 году Третьяков просто отдал в дар городу собранные коллекции, а 5 августа 1893 года Третьяковка впервые была открыта для посещений и приняла своих первых гостей.
А после 1917 года и окончательного установления советской власти, Третьяковка полностью перешла в государственную собственность. В советское время собрание галерее очень активно росло и к 1975 году насчитывалось 55 000 единиц самых разных экспонатов.
В период ВОВ, в галерее были проведены объемные работы по демонтажу и эвакуации экспозиции. Здание галереи пострадало от бомбежек в 1942 году, но работы по восстановлению галерее начались фактически сразу же после изменения положения российской армии на фронте.
Сегодня Третьяковская галерея представляет собой обширный музейный комплекс. Здесь можно найти шедевры фактически всех сфер живописи в период с XI –начала XX века. Гостям представлены как постоянные экспозиции, но также в галерее часто проходят временные выставки.
В настоящее время экспозиции Третьяковки насчитывают более 190000 экспонатов, и это не только живопись. Все желающие могут насладиться композициями из драгоценных металлов, вниманию гостей представлены вещи принадлежавшие частным российским и зарубежным коллекционерам.
Главное здание расположено по адресу: г. Москва, Лаврушинский переулок, д. 10. Корпус, где представлено искусство XX века, находится по адресу: г. Москва, Крымский Вал, д. 10, именно в этом корпусе можно насладиться и попробовать разгадать тайну «Черного квадрата» Малевича. Этот филиал называют «Новая Третьяковка».
У галереи есть свои филиалы и музеи. Каждый год Третьяковская галерея принимает более полутора миллионов человек, и желающих посетить одно из самых масштабных собраний мировых шедевров в мире искусства не уменьшается.
25 главных шедевров Третьяковской галереи
Мечтой создателя галереи Павла Третьякова была организация крупнейшего публичного музея русского искусства, ведь до него дворяне коллекционировали преимущественно западноевропейскую живопись и скульптуру. Этот успешный купец ввел моду на русских художников и страстно скупал их картины. Мечту он осуществил — даже добавил четыре пристройки к своему особняку в центре Москвы. В 1980-х была построена Новая Третьяковка — специально для искусства XX века.
Собрание музея сегодня насчитывает более 190 тысяч произведений. Давайте взглянем на самые важные из них.
1. Андрей Рублев. Троица. 1411
До наших дней сохранилось лишь несколько работ, которые ученые достоверно приписывают легендарному Андрею Рублеву. Икона «Троица» — самая известная и ценная реликвия. Ранее икона находилась в Троице-Сергиевой лавре, а после Революции поступила в собрание Третьяковки.
2. Карл Брюллов. Всадница. 1832
Карл Брюллов долгое время жил в Италии, и эту картину написал в Милане по заказу графини Юлии Самойловой. Современники восхищались мастерством и изяществом конного портрета. Павел Третьяков купил картину на аукционе, где распродавали имущество Самойловой.
3. Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837—57
Картину Иванова купил император Александр II и отдал в дар Румянцевскому музею, откуда в 1924 году она поступила в Третьяковскую галерею. Для масштабного полотна размером 5.4 x 7.5 метров в галерее даже построили отдельный зал.
4. Павел Федотов. Завтрак аристократа, 1849-50
Федотов — настоящий мастер жанровой живописи. В каждом полотне можно бесконечно наблюдать детали, практически как на работах малых голландцев.
5. Константин Флавицкий. Княжна Тараканова. 1864
Одна из первых работ, которые Третьяков купил для галереи. На ней изображен исторический сюжет о княжне Таракановой, которая выдавала себя за дочь императрицы Елизаветы — и была заключена в Петропавловскую крепость, где согласно легенде умерла во время наводнения. Мы видим подступающую воду, крыс и отчаяние на лице арестантки.
6. Василий Перов. Тройка (Ученики мастеровые везут воду). 1866
Василий Перов был одним из первых, кто писал полотна на социальные темы и мастерски поднимал острые вопросы. Страдающие дети, везущие тяжелые бочки с водой и общий тон картины говорит о безысходности положения. Третьяков купил картину сразу после того, как художник закончил работать над ней.
7. Василий Верещагин. Апофеоз войны. 1871
Верещагин был военным и прославился как художник- баталист. Это полотно он написал после поездки по Средней Азии. Замысел картины связан с легендой о монгольском хане Тамерлане, который оставлял на поле битвы такие горы черепов. «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим», гласит надпись на раме картины.
8. Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871
Этот пейзаж считается новаторским в русском искусстве. Никто до Саврасова не изображал природу так реалистично «грустно». Серые березы, весеннее половодье и церквушка — современники считали, что художник отразил саму русскую душу. Чтобы купить эту картину, Павел Третьяков специально ездил к Саврасову в Ярославль.
9. Архип Куинджи. Березовая роща, 1879
Куинджи считается настоящим мастером по работе со светом. Картина вся написана зеленым цветом и художник играет с контрастом солнечных пятен и глубины тени. Полотно было выставлено на выставке художников-передвижников, после которой ее сразу купил Третьяков.
10. Виктор Васнецов. Аленушка, 1881
В Третьяковке хранится несколько работ главного художника фольклориста, и одна из самых известных -«Богатыри». Васнецов долго вынашивал замысел «Аленушки» и однажды у пруда в усадьбе Абрамцево случайно увидел простоволосую крестьянку, тогда сформировался сюжет картины, от которой по словам самого автора «особым русским духом веяло».
11. Иван Крамской. Неизвестная. 1883
На одном из самых известных произведений Крамского изображена девушка в открытом экипаже на Невском проспекте в Петербурге. Историки до сих пор гадают, кто послужил художники моделью.
12. Василий Суриков. Боярыня Морозова, 1884-87
Мощная многофигурная композиция изображает исторический факт — в качестве наказания за отказ принять церковную реформу в монастырь отправляют закованную в кандалы боярыню, а она показывает толпе старообрядческий знак — двуперстие. Третьяков купил картину на выставке, и полотно размером 3 × 5.8 метров занимает особое место в галерее.
13. Илья Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. 1885
Во многом благодаря картине Репина поддерживается легенда, что царь Иван Грозный убил своего сына, в гневе нанеся ему удар посохом в висок. Император Александр III даже запретил жуткую картину к показу, но Третьяков все равно ее купил, а позже императора убедили снять цензурный запрет с полотна.
14. Валентин Серов. Девочка с персиками, 1887
Одна из самых известных картин живописца была написана в Абрамцево, а позировала для нее дочь мецената Саввы Мамонтова. Причина любви к ней зрителей — в невероятной свежести и беззаботности детства, которыми буквально светится картина. Портрет был куплен галереей в 1929 году у потомков Мамонтовых.
15. Иван Шишкин. Утро в сосновом лесу. 1889
Вечнозеленый хвойный лес — излюбленный мотив художника Шишкина. Медвежат на картине изобразил другой художник, Константин Савицкий, но позже снял свою подпись и отказался от авторских прав. Сюжет картины знаком каждому, ведь еще в СССР ее растиражировали на обертке конфет «Мишка косолапый».
16. Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею, 1890
Картина изображает очень важный для церковной истории сюжет и открывает цикл работ о жизни преподобного Сергия Радонежского. В миру его звали Варфоломеем, когда он был мальчиком, ему не давалась грамота, пока он не встретил случайно монаха, который преисполнил его мудростью… Художник считал картину вершиной своего творчества. Третьяков купил ее на выставке передвижников.
17. Михаил Врубель. Демон (сидящий), 1890
Одному из самых мистических художников в Третьяковке посвящен целый зал. Это лишь один из врубелевских демонов и шедевр русского символизма. Картина олицетворяет вечную борьбу мятежного духа: красивый и могучий демон с печалью смотрит на мир вокруг, который меняется и словно преломляется кристаллами. В Третьяковку картина поступила после революции из частной коллекции.
18. Исаак Левитан. Над вечным покоем, 1894
Ученик Саврасова, автора «Грачи прилетели», Левитан перенял и довел до совершенства его видение русского пейзажа, меланхоличного и щемящего душу. Картина считается одной из самых «русских» в живописи.
19. Наталия Гончарова. Автопортрет с желтыми лилиями. 1907
Амазонка русского авангарда вместе с мужем Михаилом Ларионовым состояла в разных прогрессивных художественных обществах и принимала участие во множестве модернистских выставок как в России, так и в Европе. Автопортрет отражает увлечение Гончаровой экспрессионизмом.
20. Зинаида Серебрякова. За туалетом. Автопортрет. 1909
Серебрякова писала картины, преисполненные нежности — девушек, крестьянок, идиллические пейзажи и членов семьи. Этот автопортрет в зеркале современники высоко оценили и назвали свежей, милой и высокохудожественной работой.
21. Кузьма Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912
Петров-Водкин — художник, переосмысливший русскую иконопись. Современники интерпретировали картину по-разному, но на заре русской революции считалось, что красный конь символизирует новый путь России. Полотно долгое время находилось в Швеции, а в Третьяковку поступило лишь в 1961 году из частных рук.
22. Василий Кандинский. Композиция VII. 1913
Главный русский абстракционист долгие годы жил и работал в Германии. Он был одним из первых художников, кто отказался от фигуративности и решил сделать акцент на цвет. «Цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу». Искусствоведы считают эту композицию вершиной творчества Кандинского и находят там комбинацию тем: и воскрешение из мертвых, и Судный День, и Всемирный Потоп, и Райский Сад.
23. Казимир Малевич. Черный квадрат, 1915
Самая известная и самая скандальная картина русского авангарда стала настоящим фурором выставки футуристов, где была впервые показана. Ее повесили в «красном углу», где обычно в доме располагают иконы. В 2015 году рентгеновские исследования показали, что под конечным изображением прячется еще несколько слоев и первоначально картина выглядела как кубофутуристическая композиция. Но в процессе размышления о форме и цвете в живописи, автор пришел к полному supremus — то есть доминированию цвета. Позже автор сделал еще несколько версий картин — одну специально для Третьяковской галереи, потому что оригинал покрылся мелкими трещинами.
24. Борис Кустодиев. Большевик, 1920
Кустодиев прежде всего известен сценами из русской купеческой и деревенской жизни, написанными яркими красками — его внимание приковано к старинным городам, церквям и народным гуляниям. «Большевик» — поздняя работа автора и отражение его впечатлений от революции 1917 года, которую он наблюдал из окна дома, прикованный к инвалидной коляске.
25. Александр Дейнека. Будущие летчики, 1938
Александр Дейнека — один из самых известных советских художников, автор многих пропагандистских работ в отчетливо плакатном стиле. Его «Будущие летчики» — одна из самых эмблематичных картин советского официального направления в искусстве, известного как соцреализм.
Третьяковская галерея — «Выставка Карл Брюллов. Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга»
24 января в Третьяковской галерее открывается выставка портретов Карла Брюллова из частного петербургского собрания.
Выставка познакомит посетителей с восемью произведениями Карла Павловича Брюллова (1799–1852), крупнейшего русского художника первой половины XIX века.
К. Брюллов. «Автопортрет», нач. 1830-хг.г.
Частное собрание, Санкт-Петербург.
Демонстрация картин из частного собрания рядом с хрестоматийными полотнами мастера в экспозиционных залах Третьяковской галереи дополняет представление о художественном наследии Брюллова, а также дает зрителю редкую возможность познакомиться с настолько значимыми произведениями, известными лишь специалистам. Подобные выставки вводят в общий культурный контекст картины, скрытые от глаз широкой публики, «скрепляют звенья общей цепи» истории русского искусства.
Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга, представленные в залах Третьяковской галереи, исполнены К.П. Брюлловым в различные периоды творчества.
Брюллов-портретист исходил, прежде всего, из особенностей модели. Для живописца главным оставался человек с его неповторимыми индивидуальными чертами и особым душевным настроем. Найденная композиция каждого портрета, его колористическое решение всегда звучала в унисон с внутренним миром изображенных людей.
Владелец коллекции — прапраправнук архитектора Александра Брюллова, старшего брата живописца Карла Брюллова.
От своих прославленных родственников коллекционер унаследовал семейную реликвию «Портрет аббата» (конец 1830-х). Замечательное по мастерству и выразительности произведение всегда находилось в поле зрения исследователей. Так, портрет экспонировался на выставке картин и редких произведений, принадлежащих членам императорского дома и частным лицам Петербурга (1861) и на Историко-художественной выставке русских портретов, проходившей в Таврическом дворце (1905).
К. Брюллов. «Портрет аббата», конец 30-х г.г.
Частное собрание. Санкт-Петербург.
Первоначальный собирательский интерес владельца к творчеству Брюллова был обусловлен фактом его личной биографии. В последующие годы шли целенаправленные поиски работ легендарного предка. Некоторые из произведений долгое время находились в частных руках за границей.
Так, один из ранних автопортретов К.П. Брюллова был приобретен на лондонском аукционе, а конный портрет А.Н. Демидова куплен в Париже. Из московского собрания доктора медицины академика Д.А. Жданова поступило парадное изображение «Дамы у фортепьяно» (1838). Авторитетный исследователь творчества живописца Э.Н. Ацаркина атрибутировала изображенную на портрете как супругу Брюллова Эмилию Тимм. Семейный «Портрет Е.П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом» (1824) был куплен у петербургских наследников великого физиолога и нобелевского лауреата И.П. Павлова.
Интересна история бытования вновь обнаруженного повторения самого известного автопортрета Брюллова (1848, ГТГ). В конце XIX века этот экземпляр принадлежал великому князю Константину Константиновичу (поэтический псевдоним — К.Р.) и находился в Мраморном дворце. В результате послереволюционных перераспределений картина попала в Музей Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом), откуда с разрешения президента Академии Н.И. Вавилова была передана художнику Г.Д. Епифанову в обмен на скульптурный бюст М.В. Ломоносова работы Ф.И. Шубина. До недавнего времени портрет хранился у потомков Епифанова.
В результате буквально за 15 лет удалось приобрести еще пять портретов кисти Брюллова. В числе других произведений эти работы экспонировались в залах Государственного Русского музея в 2013 году на выставке «Карл Брюллов. Из частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга». Предварительно все произведения прошли тщательную искусствоведческую и технико-технологическую экспертизу.
Выставка «Карл Брюллов. Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга», которая откроется 24 января в Третьяковской галерее, уже сейчас вызывает интерес у публики. Об этом ТАСС в четверг сообщила куратор выставки Людмила Маркина.
«По тому, как откликаются на вернисаж публика, наши спонсоры и мои музейные коллеги, можно сказать, что выставка вызывает уже сейчас большой интерес. Это неудивительно, имя Брюллова очень известно. У него нет плохих или второстепенных работ», — сказала Маркина.
Она отметила, что про очереди в галерею, которые могут возникнуть в связи с популярностью экспозиции, говорить еще рано. По ее словам, выставка будет доступна по общему билету в Третьяковскую галерею.
«Зал, в котором расположится экспозиция, небольшой, всех желающих принять будет сложно. Но мы посмотрим, думаю, наши службы что-нибудь придумают «, — сказала Маркина.
На сегодняшний день в Третьяковской галерее находятся 52 работы этого крупнейшего русского художника первой половины XIX века. Почти все они доступны для просмотра в постоянной экспозиции, включая большую историческую картину «Осада Пскова» и знаменитую «Всадницу».
. Восемь картиниз частной коллекции, исполненных К.П. Брюлловым в различные периоды творчества, демонстрируют своеобразные типологические структуры портретного образа: парадные и камерные изображения, групповой семейный портрет, конный «портрет-прогулка», автопортреты.
Среди представленных произведений — парадное изображение «Дамы у фортепьяно» (1838), «Портрет Е.П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом» (1824), а также повторение самого известного автопортрета К.П. Брюллова.
К. Брюллов.»Портрет У. П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Теофилом», 1924 г.
Частное собрание, Санкт-Петербург.
Семь из них — из частного собрания Санкт-Петербурга, а «Портрет Авроры Карловны Демидовой» был привезен в Москву из Константиновского дворца в Стрельне.
К. Брюллов. «Анна Карловна Демидова»
Константиновский дворец, Санкт-Петербург (из коллекции Алишера Усманова — передано в дар России).
«В 1995 году я ездила за этой картиной на аукцион, чтобы купить ее для Третьяковской галереи. Но сделать это мне не удалось. Наконец-то эта картина приехала в Москву, хотя бы как «гостья», — сказала куратор выставки.
По ее словам, до Константиновского дворца этот портрет всегда был в частных руках. Впервые публика получит уникальную возможность свободно познакомиться с этой картиной именно в Третьяковской галерее.
В экспозиции будут также представлены несколько авторских повторений картин Брюллова, уже знакомых посетителям «Третьяковки». Среди них — «Автопортрет» художника, который он написал во время своей болезни.
«Этот шедевр висит в нашей постоянной экспозиции. Вариант этой картины из частного собрания — авторское повторение мы разместим рядом, чтобы публика могла сравнить их», — сказала Маркина.
К. Брюллов. «Автопортрет» (авторское повторение)
Часиное собрание. Санкт-Петербург.
Еще одна вариация — «Портрет великой княгини Елены Павловны». Похожая картина Брюллова, купленная Третьяковым, также хранится в галерее. «В частном собрании — авторское повторение портрета, на котором Елена Павловна в другой одежде и с другим украшением», — сказала куратор.
К. Брюллов.»Портрет Великой княгини Елены Павловны». (Авторское повторение)..Частное собрание, Санкт- -Петербург.
К. Брюллов.»Портрет Великой княгини Елены Павловны». Государственная Третьяковская галерея, 1829 г.
К. Брюллов. «Керубино Корньенти. Портрет А. Н. Демидова». 1852 г.
Частное собрание, Санкт-Петербург.
Экспозиция откроется 24 января и будет доступна по общему билету в Третьяковскую галерею
Третьяковская галерея, Лаврушинский переулок, 10, зал 11
24 января — 24 июня
Источник: