Театр на таганке актеры

Театр на таганке актеры

Содержание
  1. Актеры Театра на Таганке. Знаменитые российские актеры
  2. Краткая история
  3. Расцвет
  4. Владимир Высоцкий
  5. «Гамлет»
  6. «Преступление и наказание»
  7. Валерий Золотухин
  8. Анатолий Васильев
  9. Другие актеры
  10. «Павшие и живые»
  11. «Дом на Набережной»
  12. «Доктор Живаго»
  13. «Мастер и Маргарита»
  14. Театр на Таганке
  15. Содержание
  16. История создания
  17. Разделение
  18. Художественные руководители
  19. Труппа театра
  20. Народные артисты России
  21. Заслуженные артисты России
  22. Артисты
  23. Известные актёры, ранее входившие в труппу
  24. Репертуар
  25. Адрес
  26. Примечания
  27. Ссылки
  28. Смотреть что такое «Театр на Таганке» в других словарях:
  29. Как детдомовец снял фильм о своей судьбе и стал министром культуры и знаменитым режиссером: Николай Губенко
  30. Сирота, детдомовец, суворовец, артист
  31. Актер, режиссер, главреж Таганки
  32. Триумфатор международных кинофестивалей
  33. Последний министр культуры СССР
  34. Театр на Таганке
  35. Московский театр драмы и комедии на Таганке
  36. Сэкономь на путешествии!
  37. Основные моменты
  38. История театра на Таганке
  39. Особенности театральных постановок
  40. Как добраться
  41. Театр на Таганке
  42. Эпоха Любимова и Высоцкого
  43. Раскол и поиски нового пути
  44. Здание театра
  45. Жанна Болотова: Думаю, когда Николай Губенко ушел из Театра на Таганке, Юрий Любимов его возненавидел
  46. ЗА 57 ЛЕТ НЕ БЫЛО ПОВОДА ДЛЯ РЕВНОСТИ
  47. ИДЕЙНЫЕ ВРАГИ

Актеры Театра на Таганке. Знаменитые российские актеры

Театр на Таганке был основан в 1946 году. Но настоящая его история начинается спустя почти два десятилетия, когда должность главного режиссера занял Юрий Любимов. Он пришел со своим дипломным спектаклем, с первого же показа вызвавшим резонанс. Актеры Театра на Таганке, задействованные в постановках Любимова в последующие годы, стали известны на всю страну. Среди них – Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Всеволод Абдулов, Леонид Ярмольник.

Краткая история

Основан театр был спустя год после окончания войны. Тогда он назывался иначе. Первой постановкой в Театре драмы и комедии, главным режиссером которого был А. Плотников, стал спектакль по произведению писателя Василия Гроссмана.

Юрий Любимов, занявший место Плотникова в 1964 году, пришел в театр со своими учениками. Первым спектаклем нового режиссера стал «Добрый человек из Сычуани». Ведущие актеры Театра на Таганке в ту пору – это Зинаида Славина, Борис Хмельницкий, Анатолий Васильев, Алла Демидова.

Любимов регулярно обновлял труппу. Преимущество он отдавал выпускникам Щукинского училища. Так, в середине шестидесятых в театр пришли Владимир Высоцкий, Николай Губенко, Валерий Золотухин. А спустя несколько лет режиссер пригласил в труппу Ивана Бортника, Леонида Филатова, Виталия Шапошникова.

Расцвет

Театр на Таганке вскоре становится известен во всей стране как самый авангардный. Любимов почти не использует декораций. Его постановки вызывают неумолкаемые споры критиков. Актеры Театра на Таганке становятся настоящими звездами. В шестидесятые-семидесятые годы на постановки Любимова мечтает попасть каждый советский интеллигентный человек.

В восьмидесятые годы Юрий Любимов уезжает за границу. В этот период популярность театра падает. Руководителем становится Николай Губенко. Затем, после возвращения Любимова из эмиграции, театр подвергается переформированию. Несколько лет должность художественного руководителя занимает Валерий Золотухин.

Сегодня актеры Театра на Таганке – Дмитрий Высоцкий, Анастасия Колпикова, Ирина Линдт, Иван Бортник и другие.

Владимир Высоцкий

Театр переживал разные времена. Состав труппы постоянно обновлялся. Но имя этого актера, даже спустя более тридцати лет после его смерти, навсегда связано с ним.

Владимир Высоцкий – актер Театра на Таганке с 1964 года. Он был задействован за шестнадцать лет работы в четырнадцати постановках. В немногих из них – в главной роли. Однако отчасти именно Высоцкому обязан театр столь громкой славе, прокатившейся по всему Советскому Союзу. На постановку «Гамлета» мечтали попасть миллионы. Однако даже не каждому жителю столицу удавалось приобрести вожделенный билет.

Впервые Владимир Высоцкий вышел на сцену в роли Второго бога в постановке «Добрый человек из Сычуани». Затем были работы в таких спектаклях, как «Антимиры», «Десять дней, которые потрясли мир», «Павшие и живые». В 1966 году состоялась премьера «Жизни Гелилея». В этой постановке Высоцкий сыграл главную роль.

«Гамлет»

Актеры Театра на Таганке, сыгравшие в постановке по произведению Шекспира:

  1. Владимир Высоцкий.
  2. Вениамин Смехов.
  3. Алла Демидова.
  4. Наталья Сайко.
  5. Иван Бортник.
  6. Александр Филиппенко.

Премьера спектакля состоялась в 1971 году. Постановка получила множество положительных отзывов, несмотря на то что была новаторской для советской театральной сцены. Кроме того, в ней несложно было рассмотреть критику существовавшей в тот период власти. Роль Гамлета для Высоцкого стала, по мнению многих, вершиной его актерского мастерства. В то же время некоторые современные критики полагают, что актеру удалась эта роль, за исключением знаменитого, ключевого в сюжете монолога «Быть или не быть». Высоцкий, по мнению профессионалов, не смог сыграть сомнение. Этот актер мог только «быть».

«Преступление и наказание»

Премьера спектакля состоялась в 1979 году. Раскольникова сыграл Александр Трофимов. В роли Разумихина на сцену вышел Борис Хмельницкий. Театр на Таганке был самым посещаемым в Москве. И постановка по произведению Достоевского вызывала не меньший интерес публики, нежели спектакли «Гамлет», «Жизнь Галилея». Спустя полтора года после премьеры исполнитель роли Свидригайлова ушел из жизни. 25 июля 1980 года Театр на Таганке, афиша которого на ближайшие дни была известна всем столичным театралам, был закрыт для зрителей: умер Владимир Высоцкий. Спектакли были отменены, но ни один человек не вернул билет в кассу.

Валерий Золотухин

Этот актер сыграл в Театре на Таганке более двадцати ролей. В том числе и в спектакле «Владимир Высоцкий», премьера которого состоялась в 1981 году. Актеры Театра на Таганке, задействованные в этой постановке:

  1. Екатерина Варкова.
  2. Алексей Граббе.
  3. Анастасия Колпикова.
  4. Анатолий Васильев.
  5. Татьяна Сидоренко.
  6. Сергей Трифонов.

В 2011 году Золотухин был назначен директором театра. Этому событию предшествовал скандал, вызванный разногласиями между Любимовым и актерами. Спустя два года Золотухин покинул пост директора. В конце марта 2013 года актер и режиссер ушел из жизни.

Анатолий Васильев

Этот актер пришел в театр в 1964 году. В кино он снимался мало, но был задействован в большинстве постановок Любимова. Анатолий Васильев – актер Театра на Таганке, который посвятил ему более пятидесяти лет. Последней постановкой, в которой он сыграл, стал спектакль по фантасмагорическому произведению Кафки «Замок».

Другие актеры

Несколько лет проработал в Театре на Таганке Леонид Ярмольник. Он был задействован всего в нескольких спектаклях. Среди них – «Час пик», «Мастер и Маргарита», «Павшие и живые».

Виталий Шапошников – актер театра на Таганке с 1968 года. В 1985 году перешел в «Современник». Но уже спустя два года снова вернулся в стены родного театра. Шапошников сыграл старшину Васкова в постановке «А зори здесь тихие», главную роль в спектакле «Емельян Пугачев». После смерти Высоцкого актер выходил на сцену в роли негодяя Свидригайлова. Также Виталий Шапошников был задействован в спектаклях «Тартюф», «Мать», «Пристегните ремни».

Борис Хмельницкий сыграл Воланда в постановке по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». На его счету также театральные работы в таких спектаклях, как «Жизнь Галилео Галилея», «Пугачев», «Три сестры».

Дмитрий Высоцкий – актер Театра на Таганке с 2001 года. Задействован в следующих спектаклях:

  1. «Венецианские близнецы».
  2. «Горе от ума».
  3. «Евгений Онегин».
  4. «Мастер и Маргарита».
  5. «Арабески».
  6. «Замок».

В спектакле по знаменитому произведению Михаила Булгакова Высоцкий играет главную роль.

«Павшие и живые»

Премьера спектакля состоялась в 1965 году. Посвящен он писателям и поэтам, участвовавшим в ВОВ. В спектакле были использованы поэтические произведения Маяковского, Твардовского, Светлова. Михаила Кульчицкого – молодого поэта, погибшего на фронте в 1943 году – играл Леонид Филатов. Роль Павла Когана – автора романтических произведений, также не вернувшегося с поля боя – исполнял Борис Хмельницкий.

«Дом на Набережной»

В 1980 году Юрий Любимов поставил спектакль по повести Юрия Трифонова. В те далекие советские года это был довольно смелый поступок. О сталинском терроре тридцатых годов знали многое, но говорить об этих трагических страницах в советской истории столь громко было опасно. Премьера «Дома на Набережной» стала волнующим событием в культурной жизни Москвы. Главные роли исполняли Валерий Золотухин и Вениамин Смехов.

«Доктор Живаго»

Премьера спектакля по роману, за который автор был удостоен Нобелевской премии в 1965 году, состоялась спустя два года после развала Советского Союза. Режиссеру удалось сохранить неповторимую поэтику Пастернака. В постановке была использована музыка Альфреда Шнитке.

Другие спектакли, которые некогда шли на сцене Театра на Таганке:

  1. «Электра».
  2. «Подросток».
  3. «Медея».
  4. «Братья Карамазовы».
  5. «Шарашка».
  6. «Сократ».

«Мастер и Маргарита»

Юрий Любимов – первый театральный режиссер, перенесший на сцену сюжет великого романа. В постановке использованы произведения композиторов Прокофьева, Штрауса и Альбинони. Спектакль идет более четверти века. Отзывы зрителей о нем различные: от негативных до восторженных. Впрочем, стиль постановки Любимова всегда вызывал неоднозначные отклики у публики.

Мастера в спектакле играют попеременно Дмитрий Высоцкий и Дальвин Щербаков. Роль возлюбленной главного героя исполняют три актрисы: Мария Матвеева, Алла Смирдан, Анастасия Колпикова. Понтия Пилата играет Иван Рыжиков. Другие актеры, задействованные в постановке:

  1. Александр Трофимов.
  2. Никита Лучихин.
  3. Эрвин Гааз.
  4. Сергей Трифонов.
  5. Тимур Бадалбейли.
  6. Александр Лырчиков.

Премьера спектакля по самой мистической повести Гоголя состоялась в октябре 2016 года. Эта постановка представляет собой необычное сочетание текстов русского классика и композиций музыканта Вени Д’ркина, ушедшего из жизни в 1999 году. Хому Брута играет Филипп Котов. Панночку – Александра Басова.

Какие спектакли в 2017 году представляет Театр на Таганке?

Театр на Таганке

Московский театр на Таганке
Эмблема театра
Прежние названия Московский театр драмы и комедии
Основан в 1946 году
Художественный руководитель Валерий Золотухин
Сайт taganka.theatre.ru

Теа́тр на Тага́нке (Московский театр драмы и комедии на Таганке) — московский драматический театр, основанный в 1946 году, преобразованный в 1964-м Юрием Любимовым.

Содержание

История создания

Московский театр драмы и комедии был основан в 1946 году; главным режиссёром стал Александр Плотников, труппу составили воспитанники московских театральных студий (в их числе был Готлиб Ронинсон) и актёры периферийных театров [1] . Первой премьерой нового коллектива стал спектакль «Народ бессмертен» по роману Василия Гроссмана [1] [2] .

В начале 60-х годов Театр драмы и комедии оказался одним из наименее посещаемых театров столицы, — в январе 1964 года Плотникову пришлось уйти в отставку, новым главным режиссёром был назначен Юрий Любимов, в то время более известный как актёр Театра им. Вахтангова [1] [3] .

В театр Любимов пришёл со своими учениками по Щукинскому училищу и их дипломным сектаклем — «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б. Брехта [3] . Спектакль стал дебютом на профессиональной сцене для Зинаиды Славиной, Аллы Демидовой, Валерия Золотухина, Бориса Хмельницкого, Анатолия Васильева [4] .

Любимов значительно обновил труппу, произведя дополнительный набор молодых артистов, — в театр пришли Инна Ульянова, Вениамин Смехов, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, актёр и режиссёр Рамзес Джабраилов [5] и в дальнейшем Любимов постоянно пополнял труппу молодыми актёрами, преимущественно выпускниками Щукинского училища: из вахтанговской школы пришли в театр в конце 60-х Леонид Филатов, Феликс Антипов, Иван Бортник, Виталий Шаповалов и многие другие [5] [6] . Из прежней труппы Театра драмы и комедии ко двору пришлись Татьяна Махова, Готлиб Ронинсон, Юрий Смирнов, Всеволод Соболев [5] [6] . К прежнему наименованию Любимов добавил уточняющее «на Таганке», и очень скоро московские театралы сократили официальное название коллектива до «Театра на Таганке» и просто «Таганки» [3] .

Под руководством Любимова «Таганка» сразу же приобрела репутацию самого авангардного театра страны. Как ранний «Современник», театр обходился без занавеса и почти не использовались декорации. В спектаклях активно применялись пантомима, теневой театр, вставные музыкальные номера. В 1960-х — 1970-х годах один из самых посещаемых театров столицы.

Среди спектаклей преобладали поэтические представления: «Товарищ, верь!» (по Пушкину), «Послушайте!» (по Маяковскому), «Антимиры» (по Вознесенскому), «Павшие и живые» (о поэтах, погибших на войне); многочисленны и инсценировки прозаических произведений: «Мать» Горького, «Что делать?» Чернышевского, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Дом на набережной» Трифонова и др.

Читайте также  Памятник родина мать в киеве

Разделение

В 1980-х годах театр пережил ряд кризисов, вызванных отъездом за границу главного режиссёра Любимова и последовавшим лишением его гражданства СССР.

В 1992 году театр распался надвое. Часть труппы под руководством Губенко образовала новый театр «Содружество актёров Таганки» и заняла новое здание театра на Таганке, оставшаяся часть труппы во главе с Любимовым осталась в старом здании, которое перестроено из кинематографа (электротеатра), построенного в 1911 года архитектором Г. А. Гельрихом.

Художественные руководители

  • Ю. П. Любимов (1964—1984)
  • А. В. Эфрос (1984—1987)
  • Н. Н. Губенко (1987—1989)
  • Ю. П. Любимов (1989—2011).
  • В. С. Золотухин (с 2011)

Труппа театра

Народные артисты России

  • Феликс Антипов (c 1968)
  • Иван Бортник
  • Валерий Золотухин (c 1964)
  • Юрий Смирнов (c 1963)
  • Зинаида Славина(c 1964)
  • Селютина Любовь Семёновна

Заслуженные артисты России

  • Анна Агапова
  • Бадалбейли, Тимур Илханович [7]
  • Юрий Беляев — не работает.
  • Анатолий Васильев
  • Алексей Николаевич Граббе
  • Колпикова Анастасия Владимировна
  • Александр Лырчиков
  • Маслова Лариса Константиновна
  • Мария Полицеймако
  • Рыжиков Иван Анатольевич
  • Виктор Семенович Семенов
  • Татьяна Сидоренко [8]
  • Александр Трофимов
  • Шуляковский, Виктор Александрович
  • Дальвин Щербаков

Артисты

Известные актёры, ранее входившие в труппу

В скобках указаны годы работы в театре

  • Владимир Высоцкий (1964—1980)
  • Алла Демидова (1964—1992, возвращалась в 1999 для участия в отдельных спектаклях)
  • Иван Дыховичный (1970—1980)
  • Константин Желдин (1966—2000)
  • Готлиб Ронинсон(1964—1991)
  • Вениамин Смехов (1964—1996, возвращался в 1998, 2011 для участия в отдельных спектаклях)
  • Всеволод Соболев (1963—2011)
  • Инна Ульянова (1964—1993, с 1993 — в труппе «Содружество актеров Таганки»)
  • Семён Фарада (1972—2000)
  • Леонид Филатов (1969—1993)
  • Борис Хмельницкий (1964—1982, возвращался в 1999—2002 для участия в отдельных спектаклях)
  • Виталий Шаповалов (1968—2009)
  • Нина Шацкая (1964—1993)

Репертуар

  • «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта
  • «Тартюф» Мольера
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова
  • «Владимир Высоцкий»
  • «Живаго (доктор)» по роману Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
  • «Медея» Еврипида
  • «Братья Карамазовы (Скотопригоньевск)» по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»
  • «Марат и Маркиз де Сад» П. Вайса
  • «Шарашка» (главы романа «В круге первом» А. И. Солженицына). Режиссёр Юрий Любимов, художник Давид Боровский, композитор Владимир Мартынов. (1998 год)
  • «Хроники» У. Шекспира — архивный спектакль.
  • «Театральный роман» М. Булгакова
  • «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
  • «Фауст» И. Ф. Гёте
  • «До и после» по творчеству поэтов серебряного века
  • «Идите и остановите прогресс (обэриуты)»
  • «Суф(ф)ле» по произведениям Ф. Ницше, Ф. Кафки, С. Беккета, Д. Джойса
  • «Антигона» Софокла
  • «Горе от ума — Горе уму — Горе ума» по пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» (2007 год)
  • «Замок» Ф. Кафки — архивный спектакль
  • «Сказки» Г. Х. Андерсена, О. Уайльда, Ч.Диккенса — архивный спектакль
  • «Арабески» по произведениям Н. В. Гоголя (2009 год)
  • «Мед» Тонино Гуэрры
  • «Маска и Душа» по произведениям А. П. Чехова
  • «Венецианские близнецы» Карло Гольдони (режиссёр Паоло Ланди)
  • «Калека с Инишмана» Мартина МакДонаха (режиссёр Сергей Федотов)

Адрес

  • Театр на Таганке: 109004 Москва, ул. Земляной Вал, 76/21 (проезд до станции метро «Таганская-кольцевая»).

Примечания

  1. 123Ганцевич С. М.Московский театр драмы и комедии // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М .: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 3.
  2. Готлиб Ронинсон. История. Театр драмы и комедии на Таганке (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.Проверено 29 ноября 2012.
  3. 123Шах-Азизова Т.Театр на Таганке. История. Театр драмы и комедии на Таганке (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.Проверено 29 ноября 2012.
  4. Добрый человек из Сезуана (редакция 1964 года). История. Спектакли. Театр драмы и комедии на Таганке (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.Проверено 29 ноября 2012.
  5. 123Актёры. История. Театр драмы и комедии на Таганке (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.Проверено 29 ноября 2012.
  6. 12Труппа. Театр драмы и комедии на Таганке (официальный сайт). Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.Проверено 29 ноября 2012.
  7. Почётное звание присвоено указом президента России № 401 от 07 апреля 2005 года
  8. Почётное звание присвоено указом президента России № 539 от 30 мая 1997 года

Ссылки

  • Официальный сайт Театра на Таганке
  • Владимир Высоцкийрассказывает о театре на Таганке, 1974
  • Таганка: вчера — сегодня — завтра (предыдущая версия официального сайта Театра на Таганке, не обновляется)
  • Клуб зрителей Таганки
  • сообщество театра в Livejournal
  • группа на Facebook
  • Подволочиск
  • Янушите, Люне

Смотреть что такое «Театр на Таганке» в других словарях:

Театр на Таганке — Театр на Таганке. Старая сцена. Москва. Театр на Таганке (улица , 76), драматический театр. Создан в 1964 на базе Московского театра драмы и комедии (организован в 1946), в труппу которого вошли выпускники со своим дипломным спектаклем «Добрый… … Москва (энциклопедия)

Московский театр на Таганке — Эмблема театра Основан 1964 Главный режиссёр Юрий Любимов Сайт http://taganka.theatre.ru/ Театр на … Википедия

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР НА ТАГАНКЕ — МОСКОВСКИЙ ТЕАТР НА ТАГАНКЕ, драматический, образован в 1964 на основе Московского театра драмы и комедии (создан в 1946) и группы выпускников Театрального училища имени Б.В. Щукина. Художественные руководители: Ю.П. Любимов (1964 84 и с 1989), А … Современная энциклопедия

Московский театр на Таганке — создан в 1964 на основе труппы Московского театра драмы и комедии (организован в 1946), в которую вошли выпускники Театрального училища им. Щукина. Главные режиссёры: Ю. П. Любимов (1964 84), А. В. Эфрос (1984 87), Н. Н. Губенко (1987 89),… … Энциклопедический словарь

Московский Театр на Таганке — МОСКОВСКИЙ ТЕАТР НА ТАГАНКЕ, драматический, образован в 1964 на основе Московского театра драмы и комедии (создан в 1946) и группы выпускников Театрального училища имени Б.В. Щукина. Художественные руководители: Ю.П. Любимов (1964 84 и с 1989), А … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР НА ТАГАНКЕ — создан в 1964 на основе труппы Московского театра драмы и комедии (организован в 1946), в которую вошли выпускники Театрального училища им. Щукина. Главные режиссеры Ю. П. Любимов (1964 84), А. В. Эфрос (1984 87), Н. Н. Губенко (1987 89), Любимов … Большой Энциклопедический словарь

театр — Первые театральные игры в Москве связаны с выступлениями скоморохов. В XVI XVII вв. ставились театрализованные представления на евангельские сюжеты в в («Пещное действо», «Омовение ног»), на («Шествие на осляти»). Рост светской культуры, связи… … Москва (энциклопедия)

театр — а, м. 1) только ед. Род искусства, художественное отражение жизни посредством драматического действия, осуществляемого актерами перед зрителями. Античный театр. Школьный театр. Театр кукол. Театр теней. Увлечение театром. [Треплев:] Она знает… … Популярный словарь русского языка

Театр и Лермонтов — ТЕАТР и Лермонтов. Театр. жизнь в России 20 30 х гг. 19 в. была весьма интенсивной. Любовь к театру укоренилась и в родственном окружении Л. Рассказы о театре и театр. впечатления вошли в его жизнь с детских лет. Предки поэта Арсеньевы и,… … Лермонтовская энциклопедия

Театр драматический — ТЕÁТР ДРАМАТИ́ЧЕСКИЙ. Годы войны стали важным этапом в развитии сов. духовной культуры, характеризующимся мобилизацией всех творческих сил, значит. успехами театрального иск ва. Взлёт иск ва социалистич. реализма, к рым были отмечены предвоен.… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Как детдомовец снял фильм о своей судьбе и стал министром культуры и знаменитым режиссером: Николай Губенко

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Сирота, детдомовец, суворовец, артист

В детстве Николай Губенко пережил беду, которая впоследствии отразилась на всей его жизни. Он родился 17 августа 1941 г. в одесских катакомбах, где его мать пряталась от налетов фашистской авиации. В 1942 г. не стало его отца, военного летчика, бортмеханика бомбардировщика, – он был сбит в воздушном бою под Ворошиловградом. В том же году нацистские оккупанты повесили его мать – она хорошо знала немецкий язык, ей предложили работать в городской комендатуре, но женщина наотрез отказалась сотрудничать с нацистами.

Пятеро детей остались сиротами. Николая – самого младшего из детей – забрали к себе бабушка с дедушкой. Остальных взяли на воспитание соседи. О том, что у него есть 3 сестры и брат, Коля узнал только в 16 лет. Их всех усыновили чужие люди, они выросли в разных семьях и так и не стали друг для друга родными. Как и многие в те времена, бабушка и дедушка Коли жили впроголодь, из-за чего вскоре решили отдать внука в детдом – Одесскую спецшколу-интернат для детей погибших офицеров. Там он впервые попробовал блюдо, которое тогда казалось ему недоступным лакомством, – борщ со сметаной.

Позже Колю перевели в Суворовское училище, где в старших классах несколько предметов читали на английском языке. Ему должна была быть уготована совсем иная участь. Позже Губенко рассказывал: « Я должен был стать военным переводчиком, исходя из специфики той школы-интерната, в которой я воспитывался. Но в 1955-м году Хрущев сократил армию на 300 тысяч человек и вместе с ней Военный институт иностранных языков, куда я должен был идти прямиком из спецшколы-интерната ».

Сам же Николай с ранних лет больше всего любил занятия в школьном драмкружке. Одноклассники называли его Артистом – он участвовал во всех постановках, играл в оркестре на кларнете, выступил на областном конкурсе джазистов, посещал танцевальный кружок Одесского клуба трамвайщиков и театральную студию при Доме актера. После окончания училища он устроился в Одесский ТЮЗ – сначала монтировщиком и машинистом сцены, потом – актером вспомогательного состава.

В характеристике, написанной преподавателем его училища, о нем говорилось так: « Николай Губенко обладает хорошими способностями, но ленив и не хочет работать. Очень часто самовольно уходит из школы, но благодаря его хитрости это проходит в большинстве случаев безнаказанно. К спорту и физкультуре равнодушен. У товарищей авторитетом не пользуется, но умеет потешать товарищей. Активист кружка самодеятельности и музыкального кружка. Мечтает стать актером ».

Актер, режиссер, главреж Таганки

В 20 лет Николай уехал в Москву, поступил во ВГИК на курс Сергея Герасимова, преодолев конкурс в 3 тысячи человек. Параллельно он занимался в Государственном цирковом училище, осваивал хождение по канату, чтобы научиться владеть своим телом. Еще во время учебы, в 22 года, он сыграл свою первую роль в кино, да еще какую – у самого Марлена Хуциева в фильме «Мне двадцать лет». Позже Николай снялся в культовых советских фильмах: «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука и «Прошу слова» Глеба Панфилова.

После завершения учебы Губенко стал актером Театра на Таганке, где выступал на одной сцене с Леонидом Филатовым, Валерием Золотухиным, Вениамином Смеховым, Владимиром Высоцким. Спустя 20 лет Губенко возглавил этот театр, а после раскола театра в 1993 г. стал руководителем «Содружества актеров Таганки».

Вскоре в рамках актерской профессии ему стало тесно. Через 5 лет после окончания актерского факультета ВГИКа Губенко экстерном закончил еще и режиссерский, после чего вышел на съемочную площадку уже в новом качестве. В 30 лет он снял свой первый полнометражный фильм «Пришел солдат с фронта», следом за которым вышли «Если хочешь быть счастливым», «Из жизни отдыхающих», «И жизнь, и слезы, и любовь», «Запретная зона». Но самой пронзительной и лиричной режиссерской работой Губенко стали «Подранки» – наверное, потому, что эта история была автобиографичной.

Триумфатор международных кинофестивалей

Позже, когда режиссеру задавали вопросы о его биографии, он отвечал: « Подранки» видели? Вот там все и сказано: хотя это и художественный вымысел, но в огромной степени базируется на биографии ». В качестве эпиграфа к своему фильму Губенко выбрал слова Александра Твардовского: « Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете ».

Читайте также  Сколько мостов в гамбурге

За основу сюжета режиссер взял свои воспоминания о послевоенном детстве в детдоме, а на главные роли выбрал настоящих детдомовцев. Хотя история была очень личной, в ней многие увидели судьбу всего поколения «детей войны». Роль воспитателя в интернате исполнил сам Губенко, а учительницу биологии сыграла ровесница режиссера, его однокурсница и жена, одна из самых красивых советских актрис Жанна Болотова.

В истории главного героя, писателя Алексея Бартенева, было много автобиографичного: он возвращается в город, где провел детские годы в детдоме после того, как во время войны не стало его родителей, пытается разыскать родных братьев и сестру, усыновленных разными семьями, вспоминает тяжелый быт послевоенной Одессы. Название фильма символично: подранками охотники называли раненых птиц, которые больше не могли летать, или раненых зверей, отчаянно цепляющихся за жизнь.

«Подранки» стали настоящим кинособытием не только в Союзе, но и за рубежом: фильм завоевал главный приз на Всесоюзном кинофестивале в СССР в 1978 г., принял участие в основной программе Каннского кинофестиваля в 1977 г., получил призы на международных кинофестивалях в Чикаго, Тегеране, Сантарене. Зрители, которые пришли на премьерный показ фильма в Каннах, не понимали значения слова «подранки» и не знали, чего ожидать от этой картины. С показа они уходили со слезами на глазах.

Последний министр культуры СССР

Николай Губенко был известен не только как актер, сценарист и режиссер, но и как общественно-политический деятель. Он стал последним министром культуры СССР, занимая этот пост с 1989 по 1991 гг. Позже он был депутатом Госдумы, Председателем Комитета по культуре и туризму, советником президента по вопросам культуры и искусства, стал инициатором ряда законопроектов. Губенко пришел в политику только из-за желания сделать что-то полезное для страны и культуры, которая, на его взгляд, пришла в плачевное состояние.

С начала 1990-х гг. Николай Губенко больше не снимался в кино и не работал как режиссер. Перестала появляться на экранах и его супруга. Кинопроизводство нового столетия не вызывало в них ничего, кроме отторжения. Губенко признавался: « Для нас это несчастные годы. Чувствуешь, что Родина ушла. Иногда кажется, будто ты в эмиграции… Раньше русская культура утверждала, что «человек человеку брат», а сейчас всё больше художников внушают нам, что «человек человеку волк». Таков сегодня заказ денежного мешка. Талант, служащий злу, — страшная сила, и в массовом сознании нашего народа царит хаос ».

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Театр на Таганке

Московский театр драмы и комедии на Таганке

Театр на Таганке – один из культовых театров столицы. Его неповторимый стиль сформировался, благодаря таланту Юрия Петровича Любимова. После того, как в 1964 году он стал главным режиссером этого коллектива, театр драмы и комедии Москвы поменял название и стал именоваться по месту расположения – театром на Таганке.

Но сменилось не только имя. Театр качественно обновил актерский состав и репертуар. Его легендами стали Алла Демидова, Валерий Золотухин, Владимир Высоцкий, Николай Губенко, Инна Ульянова, Вениамин Смехов, Нина Шацкая, Семен Фарада, Наталья Сайко и Леонид Филатов. Игру этих талантливых актеров отличали внутренняя свобода, достоинство и высокое профессиональное мастерство. Они всегда открыто и прямо говорили со зрителями, оставляя в каждом созданном художественном образе неповторимую частичку собственной личности.

Сэкономь на путешествии!

Основные моменты

Театр на Таганке известен не только в России, но и во всем мире. Театральная труппа много гастролирует, и повсюду ее тепло принимают зрители. Таганка стала настоящим театром интеллигенции и местом, где всегда можно увидеть обаятельную, азартную, умную игру и яркий праздник театрального действа. Театральная драма здесь органично сплавляется с музыкой, движением и пением. И, несмотря на различные изменения в руководстве и актерском составе театра, его популярность у зрителей не уменьшается.

Современный театр на Таганке стал местом притяжения не только для столичных театралов. На спектакли этого прославленного театрального коллектива стараются попасть и гости Москвы, приехавшие в столицу с деловыми или туристическими целями.

Здание, которое занимает театр, было построено в 1911 году по проекту архитектора Густава Августовича Гельриха, известного мастера московского модерна. Первоначально оно предназначалось для электротеатра (кинематографа), но позже было перестроено под классический театр.

История театра на Таганке

Театр радом с Таганской площадью был открыт в 1946 году, и его возглавил актер и режиссер Александр Константинович Плотников (1903-1973). Первую труппу этого театра составили из воспитанников столичных театральных студий и актеров периферийных театров. В качестве премьерного они подготовили спектакль по пьесе Василия Гроссмана «Народ бессмертен».

К началу 1960-х годов театр на Таганской площади имел репутацию одного из самых малопосещаемых в столице. Люди не спешили его на спектакли, поскольку театральные постановки, которые здесь можно было увидеть, отличались безликостью и официальным стилем.

В 1964 году ситуация поменялась. Руководить театральным коллективом пришел известный актер из театра им. Евгения Вахтангова – Юрий Любимов. Но новый главный режиссер пришел не один, а привел за собой своих учеников из Щукинского училища. Вместе с ними он поставил на сцене театра пьесу немецкого драматурга Бертольда Брехта. В премьерном спектакле «Добрый человек из Сезуана» дебютировали ставшие позже знаменитыми актеры Алла Демидова и Борис Хмельницкий.

Главный режиссер постоянно дополнял театральную труппу молодыми актерами, многие из которых являлись выпускниками училища им. Щукина. А из старой труппы успешно продолжали играть на сцене «Таганки» Вениамин Смехов, Всеволод Соболев и Юрий Смирнов.

Любимов был очень увлечен идеями Бертольда Брехта и даже повесил в фойе театра его портрет. Он уважал немецкого драматурга и теоретика театрального искусства за ясность мировоззрения и разделял его взгляды на жизнь. Внедрение идей «эпического театра» Брехта, а также уроков Евгения Вахтангова и Всеволода Мейерхольда позволило Любимову достаточно быстро сделать театр на Таганке одним из самых авангардных театральных коллективов СССР.

В первые годы работы обновленного театра здесь ставили спектакли, в которых использовались стихи и поэмы А. Пушкина, В. Маяковского, Б. Пастернака, А. Вознесенского и Е. Евтушенко. Чуть позже их сменили пьесы, написанные по прозаическим произведениям Ф. Достоевского, М. Горького, Н. Чернышевского, М. Булгакова, Б. Васильева и Ю. Трифонова.

Открытость и свободолюбие Таганки противоречили традициям советского государства в его желании тотально контролировать всю общественную жизнь, поэтому новаторский театральный коллектив находился в постоянном конфликте с власть предержащими. Особенно накалилась обстановка вокруг театра после кончины популярного актера и барда Владимира Высоцкого в 1980 году. Властями был даже запрещен показ спектакля памяти актера, который подготовили главный режиссер и артисты театра.

Закончилось такое противостояние тем, что в 1984 году главного режиссера Таганки Юрия Любимова, после 20 лет работы в качестве главного режиссера, насильно отстранили от должности и лишили гражданства СССР. Сделано это было заочно, когда Любимов находился в Лондоне. В вынужденной эмиграции он провел 7 лет, ставя театральные постановки в разных странах мира.

После возвращения Юрия Петровича Любимова на родину театральный коллектив разделился надвое. Бывший актер театра Николай Губенко возглавил часть театральной труппы и назвал свое объединение «Содружеством актеров Таганки». Они играли в новом здании театра. А Юрий Любимов стал руководителем другой части труппы и ставил театральные постановки в старом здании. Он добился, чтобы зритель увидел запрещенные ранее властями спектакли: памяти Владимира Высоцкого, «Борис Годунов» и «Живой».

В 2011 году Любимов, из-за конфликтов с актерами и московским Департаментом культуры, покинул театр. После его ухода полтора года театральный коллектив возглавлял известный отечественный актер Валерий Сергеевич Золотухин. Затем, в 2013 году главой театра стал Владимир Натанович Флейшер. А с марта 2015 года театральный коллектив возглавляет заслуженная артистка России Ирина Викторовна Апексимова.

Особенности театральных постановок

Со времен, когда театр возглавил Любимов, спектакли на Таганке стали отличаться большой оригинальностью. В театре перестали использовать занавес, и от этого происходящее на сцене приобретало оттенок студийности и камерности. Во времена Любимова на спектаклях почти не использовались традиционные декорации – на замену им пришли оригинальные сценические конструкции. В спектакли стали включать элементы пантомимы, теневого театра и необычное музыкальное сопровождение. Все это очень нравилось зрителям. И в 1960-1970-е годы театр на Таганке сделался одним из самых посещаемых не только в Москве, но и в России.

Уроки мужества, гражданственности и свободы мышления, которые Таганка давала со своей сцены, сделали этот театр местом встречи интеллигенции. У театра появилось немало друзей из числа известных в стране ученых, композиторов, художников и писателей. А зарубежная пресса в советские времена часто называла театр на Таганке «островком свободы в несвободной стране».

Благодаря Юрию Петровичу Любимову спектакли театра отличали динамика и безупречная композиция. Их с удовольствием смотрели зрители в разных странах. А постановка по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание», показанная в 1983 году в Лондоне, была отмечена престижной премией «Evening Standart».

В современной труппе знаменитого театра работают народные артисты России: Иван Бортник, Александр Трофимов, Любовь Селютина, Зинаида Славина, Феликс Антипов и Юрий Смирнов. Здесь можно увидеть спектакли, поставленные по произведениям Софокла, Мольера, И. Гете, У. Шекспира, К. Гольдони, Н. Гоголя, А. Грибоедова, Н. Островского, Б. Брехта, Г. Ибсена, А. Пушкина и М. Булгакова.

Как добраться

Театр находится возле Таганской площади на улице Земляной Вал 76/21. Неподалеку от него расположен выход из станции метро Таганская (кольцевая).

Театр на Таганке

В здании на углу земляного Вала и Верхней Радищевской улиц расположился удивительный Театр на Таганке. Он успешно пережил испытание и славой, и расколом, и сегодня продолжает отстаивать право на собственное видение и прочтение, бережно храня традиции своего режиссера-основателя – Юрия Любимова. Спектакли «Таганки» выделяются яркими личностями актеров, азартной и интеллектуальной игрой, использованием в постановках всей палитры искусств: музыки, танца, цирка.

Официально театр был основан в 1946 г. и пережил свое второе рождение в 1964 г. с приходом легендарного режиссера – Юрия Любимова. В те годы Москва переживала настоящий всплеск в культурной жизни — в столице появилась целая плеяда молодых амбициозных актеров, радовавших зрителей новыми постановками. Но даже на этом фоне «Таганке» удалось сразу же громко заявить о себе: первый спектакль Ю. Любимова, «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольда Брехта, моментально прославил театр и собирает аншлаги до сих пор. В театре по-прежнему царит восхищение прошлым «Таганки», где играли легендарные Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Вениамин Смехов и где выходили лучшие спектакли того времени.

Эпоха Любимова и Высоцкого

Театр на Таганке возродил традиции Вахтангова и Мейерхольда. Его смелые спектакли наполняло ощущение творческой свободы: они всегда отличались новаторским подходом и злободневностью прочтения художественного произведения. Юрий Любимов, знакомый с системами Е. Вахтангова и К. Станиславского, объединил в своем творчестве эти концепции и внедрил в них элементы эпического театра Брехта. Зритель активно вовлекался в происходящее на сцене, ощущая себя полноправным участником действия.

Большинство спектаклей шли без занавеса, в минималистических декорациях с применением сложных технических конструкций. Над ними работали ведущие художники страны: С. Бархин, Д. Боровский, Э. Кочергин, Э. Стенберг. Вместе с Юрием Любимовым они создавали историю «Таганки», выпуская резонансные спектакли — «Герой нашего времени» (по М. Ю. Лермонтову), «Антимиры» (по А. А. Вознесенскому), «Мастер и Маргарита» (по М. А. Булгакову), запрещенный цензурой «Живой» (по Б. П. Можаеву) и многие другие.

Актеры «Таганки», яркие и многогранные, демонстрировали самые разные таланты: превосходное вокальное мастерство, пластика, пантомима; в некоторых постановках задействовался даже театр теней. Многие из них дебютировали на этой сцене и получили народное признание и славу: Алла Демидова, Борис Хмельницкий, Анатолий Васильев и др. Но, пожалуй, одной из самых ярких звезд театра был Владимир Высоцкий. Каждая его роль становилась настоящим событием в культурной жизни Москвы; спектакли с его участием собирали неимоверные аншлаги с длинными очередями за «лишним билетиком». В 1971 г. на всю страну прогремел «Гамлет» в постановке Любимова с Владимиром Высоцким в главной роли, Аллой Демидовой в роли Гертруды и Вениамином Смеховым в роли Клавдия.

Читайте также  Музей демидовых в туле

Раскол и поиски нового пути

До конца 1970-х годов «Таганка» была одним из самых посещаемых театров столицы. В 1984 г. на смену эмигрировавшему Любимову пришел Анатолий Эфрос, а несколько лет спустя художественным руководителем стал Николай Губенко. В эпоху перестройки театр переживал один кризис за другим. В 1992 г., когда Юрий Любимов вернулся в страну, Таганке пришлось пройти через раскол: часть труппы под руководством Губенко образовала новый театр — «Содружество актеров Таганки», — а другая часть коллектива осталась вместе с Любимовым, который в 2011 г., за три года до своей смерти, покинул театр с грандиозным скандалом.

Последние несколько лет «Таганка» переживает непростые времена: театр вместе с новым художественным руководителем — Ириной Апексимовой — и актерской труппой, в составе которой Марина Полицеймако, Анна Агапова, Иван Рыжиков и др., ищут свое место в быстро меняющемся мире. Основной репертуар составляют спектакли, созданные еще Любимовым: легендарный брехтовский «Добрый человек из Сезуана»; «Евгений Онегин», сотканный из пушкинского романа в стихах, известных классических оперных арий и комментариев Владимира Набокова и Юрия Лотмана; «Мастер и Маргарита» — первая в мире сценическая версия одноименного романа М. А. Булгакова.

Здание театра

Здание театра было перестроено из кинотеатра «Вулкан», одного из первых в Москве. В 70-е — 80-е годы XX века театр был реконструирован. За эту работу авторы проекта — архитекторы А. Анисимов, Ю. Гнедовский, и др. — получили Государственную премию СССР и премию Международной Академии архитектуры. В наше время в театре три зала со сценами на 800, 500 и 150 мест. Основная сцена представляет собой трансформируемый зал. В 2015 г. рядом с театром появилась улица Высоцкого, на которой в доме № 3 расположился Государственный культурный центр «Музей В. С. Высоцкого».

Жанна Болотова: Думаю, когда Николай Губенко ушел из Театра на Таганке, Юрий Любимов его возненавидел

Жанна Болотова и Николай Губенко в 2012 г.

Фото: Мила СТРИЖ

Николай Губенко — ведущий артист легендарной труппы Юрия Любимова лучшей её поры. Он — последний министр культуры СССР, убежденный коммунист и создатель театра «Содружество актёров Таганки». О том, как жилось с такой яркой, харизматичной личностью, мы поговорили с его вдовой – актрисой Жанной Болотовой. Ответ ее был коротким: «Коля для меня лучше всех на свете». Они прожили душа в душу 57 лет, ни разу по-настоящему не поссорившись. А познакомились, когда поступили в 1958 году на первый курс во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова.

Но начали мы разговор с больной темы: как бы Николай Губенко отнесся к объединению двух «Таганок» (Театра на Таганке и «Содружества…»), которое случилось в декабре 2020, перед самым Новым годом.

— Коля был категорически против объединения. В свое время они с Золотухиным (в 2011 году Валерий Золотохин был назначен директором Театра на Таганке после скандального ухода режиссера Юрия Любимова – Ред.) подписали письмо, в котором говорилось, что это два совершенно самостоятельных коллектива и объединять их нельзя, — говорит Жанна Болотова. — В Департаменте культуры Коле пообещали, что объединения не будет, они уже знали, что он неизлечимо болен, что он уходит. Хотя бы не обещали тогда, а так… Сделали всё очень некрасиво. Люди вышли на работу после праздников, а там уже новые порядки, начались увольнения… Я не утрирую, просто за 25 лет существования нашего театра, там был свой уклад, это действительно был театр-дом, Коля обо всех заботился и никого не увольнял, даже стариков, которые перешли из театра Юрия Любимова и давно ничего не играли.

Без Губенко мне этот театр стал не интересен. Я очень любила этого артиста, смотрела все его спектакли. И зрители его любили и уважали за то, что не предал себя, за то, что верен идеалам своей молодости, что сохранил свои убеждения. Он обладал невероятным магнетизмом. Он один на сцене, а в зале — 750 человек, и стоит мертвая тишина. Он умел нащупать болевые точки и был тем живым голосом, который говорил с людьми о том, что их волновало: что сделали с нашей страной за последние 30 лет. На что мы надеялись и что получили в итоге. Это был живой, современный театр. Даже когда Коля ставил Салтыкова-Щедрина, зрители были уверены, что Губенко что-то дописал от себя, а там — только гениальный текст классика, который ложится в сегодняшний день как лыко в строку.

Брак с Жанной Болотовой можно смело назвать идеальным — артисты прожили вместе больше полувека.

ЗА 57 ЛЕТ НЕ БЫЛО ПОВОДА ДЛЯ РЕВНОСТИ

— У вас с мужем на многое взгляды совпадали…

— Практически на все. Мнение обо всем было одинаковое. Мы читали одни и те же книги, нам нравились одни и те же фильмы. Мы любили одних и тех же людей. Это действительно чудо.

— Но это пришло не сразу. Когда вы учились во ВГИКе вы своего однокурсника Губенко терпеть не могли…

— Это неправда! Мы с первого курса были большими друзьями. У нас была четвёрка не разлей вода: я, Оля Красина, Коля и Жора Склянский. Потом я с Колей поссорилась на дне рождения у Ларисы Лужиной. В этой ссоре большую роль сыграл Булат Окудажава (он ухаживал за Жанной Болотовой. И передал ее слова, неправильно понятные, остальным ребятам. Эти слова очень ранили Губенко – ред.). Коля, не разобравшись в ситуации, устроил мне скандал. И мы перестали разговаривать. Надолго, хотя продолжали учиться на одном курсе. Я его игнорировала. Как будто его нет. Это была внешняя сторона, а внутри с каждым годом росло чувство уважения к нему. Он был лучшим на нашем курсе, самым ярким и самым талантливым.

— Как же вы помирились?

— Перед выходом на диплом мы решили отметить окончание учебы. Я подошла к Коле: «Неужели мы так глупо расстанемся, не помирившись?». Мы протянули друг другу руки и больше уже не расставались никогда. Вот и вся история.

— Наверное, тогда он просто приревновал вас к Окуджаве…

— Никакой ревности! Коля в стольких девушек был влюблен за время учебы в институте! На которую он посмотрит, та ему и нравилась — буквально все. Именно по этой причине довольно долго я не решалась выйти за него замуж. Думала: вот сейчас мы поженимся, и у Коли начнутся какие-то очередные «приключения». Такая ситуация совершенно не для меня. Мои родители прожили в большой любви. И я не представляла другого варианта семьи.

Но потом, когда мы поженились, за всю нашу долгую совместную жизнь я ни разу Колю не приревновала. Как муж он был необыкновенный. Со съемок в картине «Директор», которые проходили в Каракумах, он в свой единственный выходной прилетал в Москву на один день, чтобы привезти мне ведро клубники и ведро роз. Хотел меня повидать, хотя это было безумие: он страшно уставал на съемках. Он мог приехать домой из театра прямо со спектакля в перерыве между действиями, в антракте, потому что соскучился. Такси ждало его внизу.

— Чтобы чмокнуть вас в щечку? И обратно в театр…

— И чмокнуть в щеку тоже… Это было неописуемое отношение к женщине, я такого ни у кого из своих подруг не встречала.

— Хотя со стороны Губенко производил впечатление сурового мужчины.

— Со мной он не был суровым. Мы могли о чем-то спорить, что-то страстно друг другу доказывать, я ведь тоже девушка горячая, но при этом, если бы знали, сколько было в нём нежности, в человеке, который никогда не знал родительской любви (отец Николая Губенко – военный летчик – погиб в начале войны, мать — повесили немцы, когда ее сыну было 11 месяцев – Ред. ). Он воспитывался в интернате, пускай и в очень хорошем (спецшкола с преподаванием ряда предметом на английском языке для детей-сирот, чьи родители погибли на фронтах Великой Отечественной войны – Ред.). Но все равно это был интернат. Тем не менее он вспоминал о своем детстве как о самых счастливых годах жизни. Я всегда удивлялась: как Коля, круглый сирота, детдомовец, вырос без материнской ласки таким чутким, нежным, добрым человеком? Я-то росла в совершенно другой атмосфере — абсолютной родительской любви.

До конца своих дней Николай Николаевич оставался убежденным коммунистом.Фото: Юрий САМОЛЫГО/ТАСС

ИДЕЙНЫЕ ВРАГИ

— Высоцкий, Золотухин, Филатов были настоящими звездами Театра на Таганке. Но не секрет, что Юрий Любимов больше всех ценил Николая Губенко.

— Колю он очень любил. Любимов понимал: Губенко — это выигрышный лотерейный билет, который надо использовать на сто процентов. Все свои спектакли он планировал на Колю. Когда Коля ушел из театра во ВГИК (в 1968 году Губенко вернулся во ВГИК на отделение режиссуры – Ред.) для Любимова это был страшный удар. Думаю, в тот момент он Колю возненавидел. И я Любимова понимаю: я так же переживала, когда актеры уходили от Коли. И я помню всех, кто у Коли отказался сниматься.

— Николай Николаевич не жалел, что с Любимовым они так и не помирились после раскола театра на два коллектива и создания «Содружества актёров Таганки»?

— Никогда не жалел. Они были идейными врагами. Коля не мог мириться с антисоветчиком. Парадокс в том, что на Таганке Любимова в лучшие ее годы шли очень советские спектакли, пускай и с «фигой в кармане». Миф о том, что Любимов — борец с коммунистическим режимом, раздули на Западе. Это была чистая политика. Коля сделал всё для того, чтобы Любимов вернулся из эмиграции, дошел до Политбюро ЦК КПСС. И когда он этого добился, когда Любимов вернулся, сперва это были радость и братание. А потом началась творческая ревность, кстати, и не только со стороны Любимова. Алла Демидова во всех интервью говорит о Коле очень плохо. И я всегда удивлялась: ну как можно такое о своем коллеге сказать? Но однажды пересмотрела в записи легендарный спектакль Таганки «Добрый человек из Сезуана» и поняла, в чем причина такого отношения. Коля в этом спектакле (в нем играла и Демидова – Ред.) был насколько хорош: так он двигался, с такой страстью пел, что в основном все аплодисменты срывал он. Слышать зрительский восторг, обращенные к другому артисту, очень тяжело. Думаю, в этом причина неприязни к Коле со стороны Демидовой.

— Год назад вы с Николаем Николаевичем заболели коронавирусом, после чего он умер…

— Коронавирус у Коли не подтвердился. У него была пневмония, которая часто развивается у больных после операции, когда они много лежат. У Коли обнаружили опухоль мозга. В Институте нейрохирургии им. Бурденко ему сделали прекрасную операцию, после которой он чувствовал себя настолько хорошо, что даже уменьшил дозу ежедневных лекарств. В это же время однопартийцы (Губенко был членом КПРФ) уговорили его участвовать в предвыборной кампании, которую, кстати, он выиграл. В результате всех этих обстоятельств, большого напряжения, сокращения лечебной терапии, он упал на улице на новую плитку, которую уложили по всему городу, и разбил себе голову. Травма свела результаты операции к нулю. Коронавируса тут был ни при чем.

Источник: four-rooms.ru

Путешествуй самостоятельно