Создание театра современник

Создание театра современник

Московский театр «Современник»

Современник
Здание театра «Современник», 2007 г.
Координаты Координаты: 55°45′42.27″ с. ш. 37°38′45.41″ в. д.  /  55.761742° с. ш. 37.645947° в. д. (G) (O) 55.761742 , 37.645947 55°45′42.27″ с. ш. 37°38′45.41″ в. д.  /  55.761742° с. ш. 37.645947° в. д. (G) (O)
Основан 1956
Художественный руководитель Галина Борисовна Волчек
Сайт Официальный сайт

Московский ордена Почёта государственный театр «Современник» — театр в Москве. Находится в Басманном районе, по адресу Чистопрудный бульвар, дом 19А.

Содержание

История театра

Московский театр «Современник» был основан группой молодых актеров в 1956 году. В годы оттепели, разоблачения культа личности Сталина он стал первым в стране театром, рождённым свободным творческим объединением группы единомышленников и сумевшим отстоять себя как целостный художественный коллектив. Основателями театра были Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачёва, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Виктор Сергачёв. К ним присоединились и другие выпускники школы-студии МХАТ.

15 апреля 1956 года группа выпускников Школы-студии МХАТ играет спектакль по пьесе Розова «Вечно живые». [1] Зрители были потрясены настолько, что не хотели уходить и всю ночь, пока не открылось метро, говорили с актерами… Через год снятый по этой пьесе фильм «Летят журавли» получит Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля, трагическая история любви Бориса и Вероники станет визитной карточкой театра «Современник», а дата 15 апреля — его днем рождения. [1] Молодые актёры, все без исключения выпускники МХАТовской школы, создали новую студию Художественного театра — «Студию молодых актеров». В 1958 году было официально объявлено о создании театра-студии «Современник». [1]

«Современник» попытался восстановить в своей практике образ старого МХАТовского дома, его художественно-этические идеалы. Был сочинён устав, с надеждой возродить новое товарищество актёров, которое коллективно решало, брать или не брать пьесу в репертуар, выпускать или не выпускать спектакль на публику (демократия). Всей труппой решали судьбу актёров. Со всей строгостью обсуждали деятельность Ефремова. «Современник» во многом определяется характером его лидера. Долгое время художественным руководителем театра оставался Олег Николаевич Ефремов, который окончил Мхатовскую студию в 1949 году. Он учился у Кедрова и Топоркова, непосредственных учеников Станиславского.

После окончания Ефремов остался педагогом при студии МХАТ, из выпускников которой потом сформировался «Современник». Ефремова в своё время не взяли в Художественный театр и он оказался в ЦДТ (Центральном Детском театре), там переиграл более 20 ролей, в том числе играл в «Коньке Горбунке». Как будто роль напророчила ему характер ловкий, хитрый, бесконечно русский. Иванушка попадал в немыслимо трудные ситуации и каким-то непостижимым образом находил из них выход.

Ранняя программа «Современника» — советский вариант неореализма. В нашей стране он питался собственной историей, но корни были общие: осмысление итогов Второй мировой войны и всех видов фашизма. Студийцы долго искали пьесу для дебюта и выбрали «Вечно живые» Розова (в ней недавняя война с фашизмом была не только местом действия, но и временем всеобщего нравственного выбора). Рассказывая о войне, студийцы сумели передать судьбу своего поколения. Ефремов сыграл в спектакле Бориса Бороздина, юношу, уходящего добровольцем на фронт. Именно Ефремов произносил фразу, которая стала крылатой и вошла в главный лексикон театрального времени: «Если я честен — я должен».

Отношение «Современника» и Ефремова к понятию «театральность» были довольно сложными. Студийцы выступили под знаменем «антитеатральность» как новой правды театра. От правды жизни студия стала двигаться к правде театра. Одним из самых блистательных спектаклей театрального направления стал «Голый король» по пьесе Шварца (1960). Там открылось дарование Евстигнеева, одного из основных спутников по всей творческой жизни Ефремова.

В 1964 году «Современник» перестал быть студией и стал обыкновенным советским театром. В 1966 году в театре была поставлена пьеса по роману Гончарова «Обыкновенная история». Спектакль стал во многих отношениях переломным. Поставила спектакль Галина Борисовна Волчек.

В 1967 году Ефремов решил осуществить на сцене своего театра трилогию, посвященную русскому революционному движению — от декабристов до большевиков. Время было подходящее, страна готовилась к полувековому юбилею Октябрьской революции. В «Современнике» хотели защитить, очистить идеи революции от накипи и искажений. На этом строилась идеология шестидесятников.

В «Декабристах» Зорина Ефремов как режиссёр и актёр открывал сложную этическую загадку декабризма. В «Народовольцах» Александра Свободина проблема цели и средств обретала новый поворот. Ефремов пытался показать изначальную трагедию народовольчества. Народ, именем которого они клялись, был не просто равнодушен, но и враждебен революционерам. «Большевики» Шатрова завершали трилогию и выносили её проблематику в новый исторический контекст. Власть оказывалась в руках большевиков, которые ощущали себя прямыми наследниками декабристов и деятелей «Народной воли». Этот стопроцентно революционный спектакль попытались закрыть. Главное цензурное управление запретило пьесу, но Ефремов успел пригласить на прогон министра культуры E. A. Фурцеву. Та на свою ответственность разрешила спектакль. Он был сыгран 7 ноября 1967 года, в день 50-летия революции.

Летом 1970 года Ефремов выпустил свой последний спектакль в «Современнике» — чеховскую «Чайку». Пьеса, когда-то открывшая Художественный театр, на этот раз закрыла одну из его лучших студий. Все внутритеатральные отношения, груз накопившихся разочарований и неприязни, были выплеснуты в чеховский текст, который Ефремов попытался превратить в памфлет. Он внес в «Чайку» идейный разброд конца 60-х гг.

В сентябре 1970 г. Олег Ефремов принял предложение возглавить труппу Художественного театра. Вместе с ним из «Современника» ушли многие ведущие актёры; в сложившихся условиях работать театру было трудно; пресса писала об исчерпанности миссии театра и предрекала скорый конец «Современника».

В 1972 году художественным руководителем театра стала Галина Волчек. Начался долгий и сложный процесс восстановления. Со временем на афише театра появились новые яркие имена: Марина Неёлова, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Авангард Леонтьев, Константин Райкин, Анастасия Вертинская, Елена Коренева, Юрий Богатырёв.

15 апреля 1996 театр был награжден орденом Почёта, за большой вклад в современное театральное искусство, заслуги в эстетическом воспитании молодежи и широкое общественное признание [2]

Сегодняшний день театра

Здание

До 1961 г у театра не было своего здания. Спектакли игрались на сценах домов культуры и клубов, два раза в месяц на сцене филиала МХАТ. [3]

В 1961 г. театру было передано его первое здание на площади Маяковского, [1] которое освободилось после переезда оттуда Московского театра Эстрады. [4] Старое здание, где когда-то находился ресторан «Альказар», играл театр «Сатиры», [4] располагалось за памятником В. Маяковскому, имело запущенное состояние и было снесено в 1974 году. С тех пор на его месте — автостоянка.

Нынешнее здание театра «Современник» на Чистопрудном бульваре, построено в стиле неоклассицизма с элементами модерна в 1912—1914 гг. архитектором Р. И. Клейном для кинотеатра «Колизей». После закрытия кинотеатра и реконструкции, здание со зрительным залом на 800 мест передано «Современнику» в 1974 г.

В 2003 г. к театру было пристоен восьмиэтажный культурно-деловой комплекс «Бульварное кольцо» (авторы Евгений Асс, Кирилл Асс). В первых двух этажах офисного здания расположена новая «Другая сцена» театра на 200 мест. Автор дизайна фасада и интерьеров «Другой сцены» художник А.Боровский. [5]

В 2011 году Департаментом культуры Москвы была запланирована реконструкция театра, но в ноябре 2011 года было принято решение о замене реконструкции ремонтом. [6]

Театр Современник

«Современник» — один из самых молодых столичных театров, которому удалось в кратчайшие сроки завоевать любовь зрителей. В 1956 году, на волне начинавшейся «оттепели», группа молодых столичных актеров, в числе которых были Олег Ефремов, Игорь Кваша, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Галина Волчек и другие выпускники студии МХАТ, решила создать новое творческое объединение. Необходимость в свежем взгляде на сценическое искусство возникла давно. Многие уважаемые театры Москвы, взяв за основу систему Станиславского, уже давно работали «по накатанной», отказываясь от дальнейшего развития. Основателям «Современника» претила эта застарелость и косность, которую они называли метко и ёмко – «мертвечиной».

Молодые актеры хотели создать не просто труппу, а уникальный актерский ансамбль, который будет уделять особое внимание психологизму каждой постановки и раскрытию потаенных глубин души ее героев. И зритель потянулся к персонажам, которых изображал театр, ведь это были не люди-«схемы», а реальные современники, озабоченные не менее реальными проблемами. Уже скоро театр стал настоящей находкой для мыслящей интеллигенции и прогрессивной молодежи.

Театр Современник В основу театрального репертуара были положены пьесы современных авторов. Они и сегодня составляют «костяк» каждой новой афиши «Современника». Но труппа не забывает обращаться и к классике, а ведь первые 10 лет на сцене ставились только произведения актуальной драматургии. И все отраженные в постановках события имели отношение к реалиям настоящего. Коллектив театра дорожил каждый мгновением, словно чувствуя, что глоток свободы, который дала ему «оттепель», будет недолгим, и нужно многое успеть.

Критика отнеслась к первым шагам «Современника» тоже очень тепло. Самые едкие и язвительные мастера критического пера отмечали бесспорный талант и огромный творческий потенциал труппы. Уже после спектакля «Вечно живые» по произведению Виктора Розова многие из имен молодых актеров стали известны не только в столице, но и далеко за ее пределами.

Олег Ефремов, стоявший у руля театра, хотел, чтобы актеры были не просто «исполнителями», но и участвовали в режиссуре постановок. К исходу 60-х театр Современник стал уже вполне самостоятельным театром со своей душой, активной нравственной, творческой и гражданской позицией. На его спектакли с удовольствием ходили не только москвичи, но и гости столицы. Любая постановка театра, будь то «Голый король» (Евгений Шварц), «На дне» (М. Горький), «В день свадьбы» (В. Розов), «Пять вечеров» (А. Володин), «Двое на качелях» (У. Гибсон) и многие другие, собирала полные залы. Но капель политической, общественной и культурной «оттепели» уже начинала сменяться заморозками – сначала легкими, но всё более и более ощутимыми.

70-е годы стали для «Современника» периодом испытаний. Торжество свободы сменилось постепенным «закручиванием гаек». Бдительная цензура искореняла из постановок любые проявления вольномыслия. Однако самым болезненным ударом для труппы стал ее раскол, после которого театр покинул перешедший во МХАТ Олег Ефремов. Вместе с ним ушла и немалая часть актеров, которые были с «Современником» с самых первых шагов. Главной проблемой театра той поры стал кадровый и творческий голод. Некоторые театралы и критики искренне верили, что без Ефремова «Современнику» не выжить. Масла в огонь подливали и публикации в прессе, многие из которых носили характер неприкрытого злорадства.

«Смутные времена» для театра продолжались два года – до тех пор, пока труппа не выбрала своим художественным руководителем Галину Волчек. С тех пор положение медленно, но верно начало выправляться. Коллектив «Современника» пополнили такие яркие актеры, как Валентин Гафт, Авангард Леонтьев, Марина Неелова и Лия Ахеджакова. Одним из современных драматургов, начавшим активно сотрудничать с театром, стал Чингиз Айтматов. Знаковым и для киргизского писателя, и для творческой жизни театра получился спектакль по пьесе «Восхождение на Фудзияму», которую Айтматов создал в соавторстве с К. Мухамеджановым. Не меньший интерес зрителей вызвала и еще одна постановка обновленного «Современника» — спектакль «Эшелон» (М. Рощин). С театром начали сотрудничать и другие блистательные драматурги, пишущие на злобу дня, – Василий Шукшин, Алла Соколова, Александр Вампилов и другие.

Читайте также  Достопримечательности кремля в москве

При формировании репертуара театр по-прежнему исходил из принципа актуальности. Все самое новое и свежее, что могла предложить драматургия, труппа встречала с неподдельным вниманием. Основой для постановок стали повести «Мы не увидимся с тобой» и «Из записок Лопатина» Константина Симонова, «Не стреляйте в белых лебедей» Бориса Васильева, «Навеки девятнадцатилетние» Григория Бакланова.

В 1989 году важным этапом в жизни «Современника» стал спектакль по книге «Крутой маршрут» Е. Гинзбург. Книге выстраданной, насквозь автобиографичной и посвященной одной из самых злободневных тем в литературе 1980-х – обличению сталинских репрессий и описанию мытарств узников ГУЛАГа. Коллектив не только блестяще адаптировал сложный прозаический текст в сценическую постановку, но и уверенно высказал свою гражданскую позицию. Спектакль имел ошеломляющий успех в Советском Союзе, актеров «Современника» наградила овациями и зрительская аудитория Штатов, Финляндии и Германии. Огромную работу над постановкой проделала не только ее режиссер – Галина Волчек, — но и Александр Гетман, адаптировавший текст «Крутого маршрута» для сцены. Спустя 10 лет этот же творческий тандем создаст еще один прекрасный спектакль – «Три товарища» (по бессмертному роману Э.-М. Ремарка).

Одна из характерных особенностей «Современника» заключается в умении актуализировать классику мировой сцены. За свою творческую биографию Галина Волчек неоднократно обращалась к творчеству А. Чехова (спектакли «Вишневый сад» и «Три сестры»). Она же создала очень близкую к настроению чеховских пьес постановку «Анфиса» по произведению Леонида Андреева. Благодаря Галине Борисовне эта пьеса, почти не известная отечественному зрителю, была по достоинству оценена им. В репертуаре «Современника» регулярно появлялись постановки по пьесам Н. Гоголя, Г. Ибсена, А. де Мюссе, У. Шекспира. Одним из самых ярких постановщиков театра считался и не менее яркий актер Игорь Кваша. Благодаря его режиссерскому дарованию репертуар «Современника» пополнился спектаклями «Дни Турбиных» и «Кабала святош» по творчеству М. Булгакова.

1997 год стал настоящим праздником для зрителей, неравнодушных к классике. На сцене «Современника» появились новая версия «старого» «Вишневого сада», «Пигмалион» по Б. Шоу, а творчество позднего Достоевского раскрылось в постановке «Карамазовы и ад». Еще один яркий и новаторский спектакль — «Играем Шиллера» Р. Туминаса – предложил любителям театра нестандартную версию шиллеровской пьесы «Мария Стюарт».

В своей работе труппа «Современника» никогда не делила драматургию на «нашу» и «не нашу». И всегда уделяла максимум внимания пьесам зарубежных авторов. Еще на заре своей истории театр предложил зрителям спектакли по пьесе «Никто» де Филиппо и по «Пятой колонне» Хемингуэя. С большим интересом труппа относилась и к творчеству современных английских драматургов – А. Уэскера и Д. Осборна. И все-таки самым популярным и, можно, сказать, «культовым» спектаклем 60-х стала для «Современника» постановка «Двое на качелях» по пьесе, написанной талантливым американским автором У. Гибсоном. Не меньшей любовью зрителей пользовались и спектакли по пьесам еще одного американца – Эдварда Олби: «Кто боится Вирджинии Вульф» и «Баллада о невеселом кабачке». С именами многих драматургов – например, Теннесси Уильямса, Ренато Майнарди и Ариэла Дорфмана, — «Современник» познакомил театралов раньше, чем это сделали другие театры.

Современник — театр, который знают без преувеличения во всем мире. Он объехал практически весь Союз, в том числе Дальний Восток, Прибалтику, Урал и Среднюю Азию. В советские годы труппа активно гастролировала по странам Восточной Европы, а позже начала совершать и дальние поездки – в США, Италию, Германию, Финляндию, Швейцарию. В 1996 и 1997 годах актерам театра рукоплескал знаменитый нью-йоркский Бродвей. Последний раз русских артистов там принимали в далеком 1924 году, когда в Америку приезжал с гастролями МХАТ. Самым большим успехом у американского зрителя пользовались такие постановки «Современника», как «Три сестры», «Крутой маршрут» и «Вишневый сад». Деятельность театра была высоко оценена американской критикой: труппу удостоили общенациональной премии США «Drama desk award» — самой уважаемой награды в области драмы. То, что эту премию получил не американский, а иностранный театр, стало настоящим событием в культурной жизни Штатов.

Сегодняшний театр Современник – это прежде всего плеяда замечательных актеров разных поколений. Наравне с основателями театра – Г. Волчек и Л Толмачевой, а также старшим поколением актеров, представленным Валентином Гафтом, Мариной Нееловой, Лией Ахеджаковой и Авангардом Леонтьевым, здесь трудятся такие актеры средней «возрастной категории», как Елена Яковлева, Тамара Дегтярева, Михаил Жигалов, Сергей Гармаш и многие другие. Радует успехами и театральная молодежь – Ольга Дроздова, Чулпан Хаматова, Сергей Юшкевич и прочие актеры, любого из которых мы прекрасно знаем не только по спектаклям, но и по работе в кино.

Но, конечно, главный символ и ангел-хранитель «Современника» — бесподобная Галина Борисовна Волчек, которая возглавляет его уже более 30 лет. За годы работы ей удалось не только «поднять» театр, но и выполнить одну из главных задач, которые поставили перед собой основатели «Современника» — собрать на общей сцене не просто талантливых актеров, а коллектив единомышленников. В 1956 году одним своим рождением театр уже сказал категоричное «нет» всему ложному и косному в искусстве. И он продолжает отстаивать эту жизненную и сценическую правду до сей поры.

История театра

Московский театр «Современник» основан группой молодых актеров в 1956 году. В послевоенной истории страны, в годы разоблачения культа личности он стал первым театром, рожденным свободным творческим объединением группы единомышленников и сумевшим отстоять себя как целостный художественный коллектив.

Основатели театра — Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и другие, присоединившиеся к ним, были недавними выпускниками Школы-студии Московского Художественного театра. «Современник» родился в годы, когда театр отделяла от жизни невидимая, но глухая стена, когда косность театральной системы практически мумифицировала наследие основателей МХАТ. Именно в протесте против этой «мертвечины», для того, чтобы в новых условиях, осваивая и развивая метод К.С. Станиславского, доказать жизнеспособность психологического театра, молодые актеры создали свой театр.

Во главу своих художественных устремлений создатели «Современника» ставили актерский ансамбль, подлинное проникновение во внутренний мир героев, в психологию человека, они стремились вернуть на сцену живого человека. В их героях зрители узнавали самих себя. Впервые за долгие годы на сцену пришли подлинные люди со своими ежедневными проблемами, горестями и надеждами. Программное устремление молодого театра — говорить с современниками языком современности — было понято и поддержано публикой. Очень скоро «Современник» стал любимым театром молодежи и интеллигенции.

Основой репертуара «Современника» всегда были произведения, созданные современными авторами. Но не все пьесы, написанные специально для театра, смогли появиться на его сцене, но в первые десять лет жизни «Современник» старался быть театром, который говорит со своим зрителем с помощью пьес драматургов, отражающих в своем творчестве реалии и проблемы современного мира. Театр хотел выговориться в отпущенное ему время, как бы предчувствуя, что это время может пройти.

Уже на первом спектакле молодого театра — «Вечно живые» Виктора Розова — зрители и критика обратили внимание на сильный актерский потенциал вчерашних студентов. Имена Олега Ефремова, Галины Волчек, Евгения Евстигнеева, Лилии Толмачевой, Олега Табакова, Игоря Кваши стали широко известны. Почти в каждой новой работе театр открывал новые возможности молодой труппы. Руководитель театра Олег Ефремов стимулировал в актерах занятия режиссурой, поощрял самостоятельные работы, привлекал близких по духу молодых режиссеров.

К исходу 60-х Московский театр «Современник» был сложившимся художественным организмом, с ярко выраженными творческими и гражданскими устремлениями, с сильной талантливой труппой. Театр много ездил по стране, и везде, где бы ни появлялись афиши «Современника», залы были заполнены до отказа. Спектакли «Современника»: «Вечно живые», «В день свадьбы», Традиционный сбор» Виктора Розова, «Пять вечеров», «Старшая сестра», «Назначение» Александра Володина, «Голый король» Евгения Шварца, «Без креста!» по Владимиру Тендрякову, «Двое на качелях» Уильяма Гибсона, «Всегда в продаже» Василия Аксенова, «Обыкновенная история» по Ивану Гончарову, «Баллада о невеселом кабачке» Эдварда Олби, «На дне» М. Горького и многие другие стали театральной легендой.

Кризис наступил в 70-ом. Уже с конца шестидесятых годов «оттепель» стала сменяться холодным дыханием нового времени.

Работать театру стало трудно. Впрочем, ему и раньше не было легко, не все замыслы были осуществлены и в годы «оттепели», но тогда коллектив был един, и это помогало держать круговую оборону против произвола цензуры. В семидесятом же произошел раскол. Приняв приглашение возглавить МХАТ, ушел из театра его основатель и руководитель Олег Ефремов. За ним труппу покинула значительная часть ведущих актеров. Театр оказался обескровлен, лишен репертуара, к тому же перед ним стояла проблема смены поколений.

Уход Ефремова многие восприняли как конец «Современника». Особенно мысль о конце пришлась по душе прессе, которая, под аккомпанемент рассуждений об исторической исчерпанности миссии «Современника», многое сделала, чтобы внушить эту мысль зрителю.

Таким, в самых общих чертах было положение театра, когда в 1972 году труппа проголосовала за то, чтобы художественное руководство театров приняла на себя Галина Волчек.

Вопреки прогнозом театр не умер. Но восстановить разрушенное было нелегко.

В труппу пришли новые актеры и среди них Марина Неёлова, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Авангард Леонтьев.

Упорно работает над современной темой режиссер Галина Волчек. Она привлекает к сотрудничеству с театром одного из крупнейших мастеров современной прозы Чингиза Айтматова. Спектакль по пьесе Ч. Айтматова и К.Мухамеджанова «Восхождение на Фудзияму», поставленный Галиной Волчек в 1973 году, показал, что театр не растерялся, что он верен своим художественным и гражданским принципам, что «Современник» жив! Сегодня с этим уже никто не спорит.

Этапной для театра стала и следующая работа Галины Волчек «Эшелон» по пьесе Михаила Рощина, написанная специально для конкретных исполнителей ролей.

В афише театра рядом с уже хорошо известными именами Виктора Розова и Александра Володина появились имена новых авторов «Современника» — Михаила Рощина, Александра Вампилова, Аллы Соколовой, Василия Шукшина, Александра Галина и других.

Шаг за шагом, привлекая и открывая новые имена, театр формирует репертуар, стараясь идти в ногу со временем. Он внимательно следит за современным литературным процессом. В 70-е годы возобновляется творческая дружба театра с писателем Константином Симоновым. Театр включает в репертуар сценические редакции его повестей «Из записок Лопатина» и «Мы не увидимся с тобой». Особенно был увлечен адаптацией литературных произведений для театра режиссер Валерий Фокин. Он перенес на сцену повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» и повесть Григория Бакланова «Навеки девятнадцатилетние». Эта линия в репертуар театра будет продолжена.

Крупнейшей победой в освоении литературного материала средствами театра стал поставленный в 1989 году Галиной Волчек спектакль «Крутой маршрут» по автобиографической книге Евгении Гинзбург. Его значение никак не исчерпывается решением проблем сценической адаптации прозы, в этом спектакле выразилось зрелость художественного почерка всего коллектива и его гражданских, человеческих убеждений. Спектакль «Крутой маршрут», получивший международное признание во время гастролей «Современника» в США, Германии, Финляндии, убедительно продемонстрировал творческое состояние театра на современном этапе.

Творческое сотрудничество Галины Волчек и Александра Гетмана (автора переложения для сцены), начатое на «Крутом маршруте», успешно продолжилось спустя десять лет — в репертуаре «Современника» появился спектакль «Три товарища», мгновенно и по праву ставший одной из визитных карточек театра.

«Современник», как уже было сказано, одну из главных своих задач видел в необходимости говорить со зрителем на языке современности. Из более чем ста спектаклей, поставленных на сцене театра за все годы его существования, почти две трети написаны авторами специально для «Современника» и впервые увидели свет рампы именно на его сцене. Отсюда началось шествие пьес Людмилы Петрушевской, Александра Галина, Владимира Гуркина, Николая Коляды и многих других по многим сценам нашей страны и за рубежом.

Читайте также  Музей мадам тюссо великобритания

Оставаясь верным современности, театр ищет ее теперь и в классике, сквозь призму которой стремится увидеть живую, сегодняшнюю проблему.

Галина Волчек обращается к пьесам А.П.Чехова. Еще в 1976 году в ее постановке появляется «Вишневый сад», а спустя шесть лет «Три сестры». В 1991 году Г.Волчек осуществила постановку пьесы Леонида Андреева «Анфиса», почти неизвестной в нашей стране, но во многом созвучной чеховской поэтике. В репертуаре театра — великая комедия Н.В.Гоголя «Ревизор», театр ставит Г.Ибсена и Л.Пиранделло, У.Шекспира и А. де Мюссе. Игорь Кваша поставил пьесу «Кабала святош» и специально для молодого поколения актеров — «Дни Турбиных». И в последние годы «Современник» очень часто обращается к классическому репертуару — в 1997 году Галина Волчек выпускает новую редакцию чеховского «Вишневого сада», на афише появляется ее постановка «Пигмалиона» Бернарда Шоу, Валерий Фокин ставит спектакль «Карамазовы и ад» по мотивам позднего Достоевского, приглашенный из Литвы режиссер Римас Туминас предлагает зрителю «Современника» свое решение трагедии Фридриха Шиллера «Мария Стюарт» — спектакль «Играем. Шиллера!».

Отчетливо понимая, что современный театр — единое пространство, «Современник» всегда проявлял пристальный интерес к зарубежной драматургии. Еще в первые годы становления здесь поставили пьесу Эдуардо де Филиппо «Никто», близкую неореалистической эстетике, «Пятую колонну» Эрнеста Хемингуэя, ставили здесь пьесы и «молодых рассерженных англичан» Джона Осборна и Арнольда Уэскера. Но наибольший успех в 60-е годы выпал на долю спектакля по пьесе американца Уильяма Гибсона «Двое на качелях».

Особую страницу составили две пьесы американского драматурга Эдварда Олби — «Баллада о невеселом кабачке» (1967) и «Кто боится Вирджинии Вульф?» (1984). Обе они стали событиями театральной жизни и надолго остались в репертуаре театра.

Работа над зарубежными произведениями продолжается: в репертуар театра вошли новые для нашего зрителя имена американских драматургов Теннесси Уильямса и Ариэла Дорфмана, израильского автора Йосефа Бар-Йосефа, итальянца Ренато Майнарди.

За пять десятилетий своей истории театр «Современник» много гастролировал. Он был в Сибири и в Средней Азии, на Дальнем Востоке и Закавказье, В Прибалтике и на Урале. Он побывал во всех страна Восточной Европы, а с недавнего времени в Италии, Германии, США, Швейцарии, Финляндии. Особое место в гастрольной судьбе «Современника» занимают поистине триумфальные гастроли в Нью-Йорке на Бродвее, состоявшиеся в 1996 и 1997 годах. Впервые после знаменитого тура Московского Художественного театра, который состоялся в 1924 году, русская труппа играла на Бродвее. «Три сестры» и «Вишневый сад» А.П.Чехова и «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург были приняты американским зрителем с огромным успехом. Свидетельством чему стало награждение театра общенациональной премией США в области драматического искусства «Drama desk award». Эта награда присуждается без малого сорок лет. И впервые за столь долгую историю премии ею был отмечен театр из-за рубежа — «Современник».

Как и любой театр, » Современник» знал взлеты и падения, пережил полосу кризиса и мгновения триумфа. Но в какой бы трудной ситуации ни оказывался театр, он всегда чувствовал поддержку своего зрителя, его заинтересованное, дружеское внимание. Пожалуй, именно эта поддержка, эта вера зрителей в свой театр и помогла «Современнику» выстоять.

Театр «Современник»

Московский театр «Современник»

Театр «Современник» расположен на Чистопрудном бульваре в Москве и работает под руководством Народной артистки СССР Галины Борисовны Волчек. «Современник» появился в середине прошлого века. Он стал одним из первых российских театров, который был рожден группой увлеченных единомышленников, сумевших не только сплотиться вокруг общих интересов, но отстоять свое право на существование. Лицо театра «Современник» и основа репертуара были сформированы талантами его главных режиссеров. Традиции труппы заложил Олег Ефремов, а продолжила и развила их Галина Волчек.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

Поначалу молодой театральный коллектив не имел собственного здания, поэтому работал на сценах домов и дворцов культуры, на концертных площадках, во МХАТе и театре имени Пушкина. В 1961 году актеры получили здание на Маяковской. Разные сцены и маленькое помещение, где не хватало места для хранения декораций, породили особый аскетический стиль театра «Современник».

Здание театра Современник на Чистых прудах

В 1974 году труппа сменила адрес и переехала на Чистопрудный бульвар, 19А. Особняк, который театр занимает и в наши дни, был построен в начале прошлого века в традициях неоклассицизма с элементами модерна по проекту известного архитектора Романа Ивановича Клейна. В те времена здесь располагался популярный у москвичей кинотеатр «Колизей». В 2000-е годы историческое здание реконструировали. Театр использует его как основное, но кроме того, проводит спектакли во Дворце на Яузе, возле станции метро «Электрозаводская».

За более чем полувековую историю театр «Современник» стал хорошо известен не только жителям столицы. Его гастроли проходили во многих городах России и за рубежом, при этом постановки театра неизменно пользовались большой популярностью у зрителей.

Руководитель театра — Галина Борисовна Волчек Зрительный зал

История театра «Современник»

Более полувека назад, в 1956 году новый московский театр появился, благодаря собравшейся вместе группе молодых актеров. Это был период оттепели. Совсем недавно в стране разоблачили культ личности И. В. Сталина. Творческая интеллигенция жаждала перемен и протестовала против засилья лжи и формализма в искусстве.

История прославленного театрального коллектива началась со спектакля, сыгранного группой выпускников, закончивших школу-студию МХАТ. Постановка по пьесе В. С. Розова «Вечно живые» так сильно потрясла зрителей, что они не расходились до утра. Чуть позже по нашумевшей пьесе сняли кинофильм «Летят журавли», и история его главных героев стала визитной карточкой нового театра.

Олег Николаевич Ефремов

Первоначально актерская труппа носила название «Студии молодых актеров» Московского Художественного Академического театра, а через два года она была переименована в театр «Современник». Долгое время во главе театрального коллектива находился выпускник и преподаватель школы-студии Олег Ефремов. Именно ему принадлежат слова, ставшие знаменем любителей театра: «Если я честен – я должен». Кроме главного режиссера, у истоков нового театрального коллектива стояли Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и Игорь Кваша.

Молодой театр старался развивать классические мхатовские традиции, а его ранний репертуар опирался на отечественную историю. «Современник» быстро приобрел популярность среди критиков и литераторов. Кроме того, подходы его главного режиссера нравились авторам-шестидесятникам Александру Солженицыну, Александру Галичу, Анатолию Кузнецову и Василию Аксенову.

В 1964 году «Современник» получил статус государственного театра. Наиболее нашумевшими спектаклями 1960-1970 годов были постановки по пьесе Евгения Шварца «Голый король», роману Ивана Гончарова «Обыкновенная история», исторической трагедии Леонида Зорина «Декабристы», а также пьесам советских авторов Александра Свободина «Народовольцы» и Михаила Шатрова «Большевики».

Последний спектакль, поставленный Олегом Ефремовым – чеховская «Чайка», прошел летом 1970 года. Осенью того же года из театра «Современник» вместе с Ефремовым ушли многие известные актеры, и театральный коллектив переживал настоящий кризис. Пресса не верила, что ему удастся решить накопившиеся проблемы, и журналисты писали, что дни театра «Современник» сочтены.

В 1972 году во главе актерского коллектива встала Галина Волчек, на плечи которой лег непростой период восстановления театра и его обновления. Искушенный столичный зритель смог увидеть игру новых актеров – Юрия Богатырева, Елены Кореневой, Лии Ахеджаковой, Константина Райкина и Марины Нееловой. В 1996 году за многолетние достижения театральный коллектив получил государственную награду – орден Почета.

Растяжка с портретами актеров театра у здания Современника на Чистых прудах

Современные постановки

В 2000-е годы в театре «Современник» были поставлены новые спектакли: «Голая пионерка», «Антоний&Клеопатра. Версия» и «Горе от ума».

Сегодня на сцене театра можно посмотреть чеховские пьесы «Вишневый сад» и «Три сестры», спектакль по пьесам Уильяма Гибсона «Двое на качелях», Бернарда Шоу «Пигмалион», Саймона Стивенса «Загадочное ночное убийство собаки», Евгении Гинзбург «Крутой маршрут», Александра Володина «Пять вечеров», Родиона Овчинникова «С наступающим», Елены Чижовой «Время женщин», Тадеуша Ружевича «Дама», Александра Галина «Амстердам» и другие.

Спектакль «Крутой маршрут» Спектакль «Пять вечеров» Спектакль «Пигмалион» Спектакль «Дама» Спектакль «Время женщин»

Как добраться

Основная сцена театра «Современник» находится в Басманном районе Москвы, на Чистопрудном бульваре, 19А. До здания за 10 минут можно дойти пешком от станций метро «Чистые пруды», «Сретенский бульвар» или «Тургеневская».

Дворец на Яузе, где также играют актеры театра «Современник», расположен рядом со станцией метро «Электрозаводская» по адресу: площадь Журавлева, 1.

Вечно молодой театр «Современник»

Театр Ефремова и Табакова. Театр, ставший знаменитым благодаря спектаклю «Вечно живые», по которому был снят фильм «Летят журавли».

Вечно живые

15 апреля 1956 года — этот день стал по-настоящему знаковым для театральной жизни Москвы. Именно тогда родился знаменитый театр «Современник». В тот день выпускники Школы-студии МХАТ ставили на сцене пьесу «Вечно живые» Виктора Розова. Она была написала ещё в 1943-м, и когда автор отнёс её в Главлит, то работник со слезами на глазах ответил, что пьесу запрещают. Но в 1956-м сошлись все звезды: гениальная пьеса, Олег Ефремов в качестве режиссёра и молодые актёры с горящими глазами.

Олег Ефремов. Источник: pinterest.com

Зрители были потрясены: они не хотели уходить после спектакля, и просидели всю ночь в театре, разговаривая с актёрами, пока не открылось метро. Это был настоящий успех! Через год по этой пьесе снимут фильм «Летят журавли», который удостоится главного приза Каннского фестиваля — золотой пальмовой ветви.

Яблоко от яблони: потомок МХАТа

«Современник» был настоящим сыном МХАТа, и не только потому что театр основали выходцы из его Школы-студии. Актёры, решившиеся на создание нового театра, были против закостенелой театральной системы, которая сформировалась в Советском Союзе к тому времени. Они мечтали вернуть на сцену психологизм, показать истинный внутренний мир героев, живых людей.

Их игра подкупала: каждый зритель, пришедший на спектакль, узнавал среди героев себя. Молодые актёры стремились говорить со зрителями на современном языке, и этот приём сработал. Зал никогда не пустовал: молодёжь и интеллигенция скупали билеты заранее. Это был глоток свежего воздуха в застоявшемся озере советского театра.

Современная классика

Подавляющее большинство в репертуаре «Современника» составляли произведения современных авторов. Никаких набивших оскомину «Горе от ума» и «Ревизора». «Вечное живые», «В день свадьбы», «Традиционный сбор» Розова, «Пять вечеров», «Старшая сестра», «Назначение» Володина, «Голый король» Шварца, «Без креста» Тендрякова, «Двое на качелях» Гибсона, «Баллада о невесёлом кабачке» Олби и другие — эти спектакли стали по-настоящему легендарными в театральных кругах Москвы. На сцене блистали Олег Ефремов, Игорь Кваша, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Лилия Толмачёва, Олег Табаков.

Театральный раскол

Но идиллия просуществовала недолго. В 1970 году Олег Ефремов поставил чеховскую «Чайку», которая стала последней его работой в стенах «Современника». Всё, что накопилось внутри театральных отношений, было выплеснуто в этот текст. Затем наступил кризис: «оттепель» сменили заморозки. Работать становилось всё труднее, однако пока театр был един, казалось, ему ничего не грозит. Но произошёл раскол: Олегу Ефремову предложили возглавить МХАТ, и он ушёл, забрав с собой большую часть актёров. Это был настоящий удар для «Современника»: ни режиссёра, ни репертуара, ни труппы. Многие думали, что театру пришёл конец.

Галина Волчек: смена эпохи

Тогда-то, в 1972-м, Галина Волчек решила взять на себя ответственность возродить «Современник». Её кандидатура была принята на голосовании всей труппой. Но выстроить вновь уже почти погребённый театр было непросто. Волчек начала с обновления труппы: в театр пришли Марина Неёлова, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова.

Затем пришло время обновления репертуара. Знаковым стало сотрудничество с Чингизом Айматовым, чью пьесу «Восхождение на Фудзияму» поставили на сцене «Современника» в 1973 году. В это же время возобновляется работа с Константином Симоновым: появляются спектакли по его произведениям «Из записок Лопатина» и «Мы не увидимся с тобой». Режиссёр Валерий Фокин, любивший адаптировать литературные произведения для сцены, поставил «Не стреляйте в белых лебедей» Бориса Васильева и «Навеки девятнадцатилетние» Григория Бакланова.

Читайте также  Новоспасский монастырь как добраться

Галина Волчек. Источник: pinterest.com

В репертуаре появлялись и другие имена: Михаил Рощин, Александр Вампилов, Алла Соколова, Василий Шукшин. А в 1974-м театр отпраздновал новоселье: «Современник» переехал в здание на Чистопрудном бульваре.

Галина Волчек оставалась художественным руководителем театра до 2019 года. После её кончины эту должность занял Виктор Рыжаков.

Современный «Современник»

Театр стал знаменит не только в русскоговорящем пространстве, но и за рубежом. Во многом это произошло благодаря спектаклю «Крутой маршрут» по произведению Евгении Гинзбург. Затем были «Три товарища», мгновенно покорившие публику, после — «Вишнёвый сад» и «Три сестры».

Чехова труппа «Современника» играла на Бродвее, и американская публика была в восторге. Всё чаще театр обращался к классике, переосмысляя её в соответствии с реальной жизнью. Пережив сложные годы, «Современник» выстоял, не потеряв своей актуальности и не сдавшись перед натиском обстоятельств.

«Современнику» — 65. Как менялся один из лучших театров Москвы

Все началось с Олега Ефремова. В 1949 году он стал преподавать актерское мастерство в Школе-студии МХАТ, которую сам только что закончил. К огромному разочарованию молодого человека, в Художественный театр его не взяли, зато с охотой зачислили в труппу Центрального детского театра (ныне — РАМТ). Впрочем, легендарный театр у молодого актера вызывал вопросы. МХАТ в то время переживал застой, артисты и режиссеры не отзывались на изменения времени, не чувствовали его. Ефремов был не согласен с тем, как и о чем театр говорил со зрителем.

С ним соглашались многие студенты школы-студии, среди которых были Светлана Мизери, Людмила Иванова, Игорь Кваша, Олег Табаков, Галина Волчек. Они решили: у них все будет по-другому. Вокруг прогрессивного преподавателя сформировался коллектив, который назвали Студией молодых актеров, — будущий «Современник».

Первый спектакль

Первой пьесой, на которую с подачи Ефремова обратила внимание талантливая молодежь, стали «Вечно живые» Виктора Розова. Произведение было написано еще в 1943-м. Чуть позже оно ляжет в основу фильма «Летят журавли», который принесет СССР мировую славу. А тогда, в 1956 году, рассчитывать на разрешение ставить по ней спектакль было безрассудством. Пьесу о нравственном выборе, который ставит перед человеком война, даже опубликовать разрешили не сразу. Студия Ефремова стала вторым коллективом в стране, который рискнул взяться за постановку (первым был Костромской театр драмы), и первым — в столице.

Репетировали по ночам в школе-студии. Это была работа на износ: молодые люди даже не успевали как следует отдохнуть, потому что днем каждого из них ждали театры, в которых они служили.

«Не было денег на такси, а заканчивали, предположим, в четыре часа ночи и ждали открытия метро, — вспоминала Галина Волчек. — И никогда это ожидание не было тягостным. Наоборот, тяжело было уйти, расстаться до завтра, хотелось, чтобы репетиции, общение не кончались никогда. А когда Ефремов снялся в “Первом эшелоне” и стал самым богатым в нашей нищенской компании, то практически весь свой скромный гонорар он потратил на такси, чтобы мы могли добраться домой».

Премьера, назначенная на 15 апреля, тоже прошла ночью. Не звали никого из критиков и журналистов, присутствовали в основном студенты МАИ и МГУ имени М.В. Ломоносова. Всего около 100 человек. Те, кому не хватило сидячих мест, располагались в проходе стоя.

Кстати, потом, когда Студия молодых актеров превратится в театр «Современник», появится традиция выпускать новый спектакль именно 15 апреля.

Главную героиню Веронику сыграла Светлана Мизери, авантюрную Нюрку-хлеборезку — Галина Волчек, дочь доктора Бороздина Ирину — Лилия Толмачева, студента Мишу — Олег Табаков. Роль возлюбленного Вероники, фронтовика Бориса, досталась Олегу Ефремову. Никаких серьезных декораций и реквизита, лишь стол, пара стульев. Главное — пьеса, ставящая неудобные вопросы, и молодые артисты, влюбленные в свое дело.

После финальных аплодисментов зрители долго не хотели покидать зал — спорили, благодарили, убеждали артистов во что бы то ни стало не расставаться и создать свой театр. Разошлись под утро, повторяя про себя слова героя Ефремова: «Если я честный, я должен».

Новое имя и новый дом

Под названием «Студия молодых актеров» коллектив просуществовал еще два года. В 1958-м директор МХАТа Александр Солодовников предложил его сменить. Новое имя — «Современник» — понравилось всем. Оно идеально отображало главную мысль: желание говорить со зрителем на одном языке.

К тому времени артисты перебрались на сцену Художественного, театр предоставлял им площадку. Звезды МХАТа не воспринимали всерьез «молодых выскочек». Постепенно разногласия между МХАТом и «Современником» начали нарастать. Апогеем стала постановка «Голый король» по одноименной пьесе Евгения Шварца, написанной в 1934 году по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена и долгие годы остававшейся неизданной.

Произведение было слишком острым, в нем видели критику действий власти. Первая публикация пьесы состоялась в 1960-м, в том же году ее поставила в «Современнике» Маргарита Микаэлян. Зрителям спектакль нравился, но позже он был раскритикован в Министерстве культуры, и МХАТ отказался предоставлять сцену молодому театру. «Голого короля» играли на других площадках, понимая, что каждый показ может стать последним.

Вскоре после этого Никита Хрущев устроил прием для работников культуры, на который пригласили всех руководителей столичных театров, кроме Ефремова. Коллектив расценил это как плохой знак. Нина Дорошина, игравшая в «Голом короле» принцессу, вела концерт. Актриса должна была обратиться к Хрущеву, но этого сделать не удалось, и ей посоветовали подойти к Екатерине Фурцевой, тогда еще не министру культуры, а секретарю ЦК КПСС. Дорошина сквозь слезы начала рассказывать: «Олега Николаевича не пригласили, театр закрывают из-за “Голого короля”…» Фурцева попросила ее успокоиться и пообещала помочь.

Свое слово она сдержала. В 1961 году «Современник» получил свое первое здание у станции метро «Маяковская», на площади Маяковского (теперь — Триумфальная). Популярность театра была настолько огромной, что на площади выстраивались очереди желающих сходить на спектакль. Сейчас этого здания нет — его снесли в 1974 году.

В 1979-м во время съемок фильма «Москва слезам не верит» режиссер Владимир Меньшов столкнулся с трудностью: для первой части картины ему надо было снять поэтические чтения у памятника Маяковскому, показать столицу 1950-х. Но здания «Современника», конечно, уже не существовало. А подземный переход, которого не было в 1950-х, уже был вырыт. Появилась шутка: «Меньшов думает, как снимать: закапывать подземный переход или заново строить “Современник”».

От Ефремова к Волчек

Через четыре года «Современник» официально получил статус театра. Это означало отличные перспективы: финансирование, штатное расписание. В последующие годы тут ставят «Декабристов» Леонида Зорина, «Народовольцев» Александра Свободина, «Большевиков» Михаила Шатрова.

А потом Ефремову предложили возглавить МХАТ. Он помнил, как мечтал туда попасть в качестве актера и как его ожидания не оправдались. А теперь — подумать только — приглашают уже как главного режиссера. Он согласился.

Летом 1970-го он ставит в «Современнике» прощальный спектакль — «Чайку» по А.П. Чехову. «Чайка» стала первой постановкой классики в истории театра, который начался с желания Ефремова работать только с современной драматургией. Кстати, постановку высоко оценил Анджей Вайда — польский режиссер, который приехал в «Современник» ставить спектакль «Как брат брату» по пьесе американского драматурга Дэвида Рейба. Вайду в «Современник» позвала Галина Волчек, ставшая главным режиссером театра через два года после ухода Ефремова (директором годом ранее стал Олег Табаков).

«Я меньше всего на свете мечтала быть главным режиссером. Говорю как на духу. Но выхода тогда не было. Уговаривали меня долго и в результате уговорили. Наверное, сработало то, что Ефремов называл меня “самой партийной из всех”. Я никогда не была в КПСС, и никто и ни за что на свете не заставил бы меня вступить. Под “партийностью” он понимал паталогически развитое во мне чувство долга», — рассказывала она.

Работа с приглашенными режиссерами стала при Галине Волчек важной частью жизни театра — свои спектакли на сцене «Современника» в разные годы ставили Питер Джеймс, Георгий Товстоногов и другие.

Многие опасались, что без своего основателя «Современник» погибнет. Но Галине Борисовне удалось сделать так, чтобы театр взял новую высоту. В труппу театра при ней пришли Лия Ахеджакова, Марина Неелова, Валентин Гафт и другие звезды. Появлялись постановки по пьесам Александра Вампилова, Василия Шукшина, Михаила Рощина, Уильяма Гибсона, Василия Аксенова, Леонида Зорина.

Театр много экспериментировал. Например, в спектакле «Восхождение на Фудзияму» по пьесе Чингиза Айтматова объединили зрительный зал и игровое пространство. Действие разворачивалось практически на расстоянии вытянутой руки от гостей.

Чистые пруды

В 1974 году — новый переезд, на этот раз в здание бывшего кинотеатра «Колизей» на Чистопрудном бульваре. Уже здесь Лилия Толмачева поставила «Фантазии Фарятьева» по пьесе Аллы Соколовой. Позже по мотивам пьесы режиссер Илья Авербах снял фильм с Мариной Нееловой и Андреем Мироновым.

В 1976-м Олег Табаков покинул пост директора. Он набрал собственный курс из 26 студентов (на базе ГИТИСа) и целиком посвятил себя преподавательской деятельности. Еще через два года он открыл собственный театр.

В 1982-м Галина Волчек обратилась к классике, к Чехову, — начала репетиции «Трех сестер». В 2001 году она сделала новую редакцию постановки, которая до сих пор остается в репертуаре театра. В том же 1982-м афиши пригласили зрителей на «Любовь и голуби». Режиссер Валерий Фокин поставил спектакль по одноименной пьесе Владимира Гуркина. Одним из зрителей был Владимир Меньшов, который вдохновился настолько, что через два года взялся за киноверсию пьесы.

В 1989 году Волчек ставит спектакль «Крутой маршрут», в основе которого — автобиографический роман узницы ГУЛАГа Евгении Гинзбург. Постановка получила признание во всем мире. Ее показали в Великобритании, Франции, Израиле и других странах. В 1996-м «Современник» поехал на гастроли в США и стал первым отечественным театром, выступившим на Бродвее, после знаменитого тура Московского художественного театра в 1924 году. «Крутой маршрут» наградили престижной американской премией Drama Desk Award.

В конце 1990-х «Современник» представил «Трех товарищей» Эриха Марии Ремарка. Актеры готовились тщательно: смотрели военную хронику, общались с человеком, спасенным из плена во время войны. Вообще в 1990-х стали часто ставить классику: Николая Гоголя, Уильяма Шекспира, Альфреда де Мюссе и других.

В 2004 году спектаклем «Шинель» театр открыл «Другую сцену», которая занимает отдельное помещение, смежное с основной сценой. В новом зале всего 10 рядов, показывают там камерные постановки.

В 2016 году театр закрыли на ремонт, на время труппа переехала во Дворец на Яузе. В 2018-м артисты вернулись домой, а в 2019-м здание стало лауреатом премии «Московская реставрация».

Под руководством Рыжакова

В декабре 2019 года не стало Галины Волчек. На пост художественного руководителя был назначен Виктор Рыжаков — режиссер, заслуженный деятель искусств России. Среди поставленных им спектаклей — «С любимыми не расставайтесь» А.М. Володина в МХТ имени А.П. Чехова, «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина в «Сатириконе», «Война и мир Толстого» в санкт-петербургском БДТ и многое другое. Международный театральный проект «Караул № 8», созданный им в 2000 году с актерами Камчатского театра, участвовал в фестивалях в Лос-Анджелесе, Вене, Эдинбурге.

В «Современнике» можно увидеть спектакли, которые завоевали любовь зрителей уже давно, например «Крутой маршрут», «Трех товарищей» Галины Волчек. Эти постановки входят в репертуар и сегодня. В прошлом году театр представил премьеру спектакля «Папа» по пьесе Флориана Зеллера. Режиссера Евгения Арье приглашала еще Галина Борисовна, он также ставил «Врагов. Историю любви» и «Скрытую перспективу», которые стали очень популярными.

Свой день рождения в 2021 году «Современник» отметит премьерой спектакля «Театр» по одноименному роману Сомерсета Моэма.

Источник: four-rooms.ru

Путешествуй самостоятельно