Сообщение про монастырь

Сообщение про монастырь

Содержание
  1. Монастырь, монашество
  2. Что такое монастырь
  3. Деление монастырей по типу подчинения
  4. Ставропигиальные
  5. Епархиальные
  6. Приписные
  7. Управление монастырем
  8. Игумен
  9. Духовный собор
  10. Поступление в монастырь
  11. Формы монашеского жительства
  12. Отшельничество
  13. Скитское житие
  14. Общежитие
  15. Подготовка к монашеству — как уйти в монастырь
  16. Трудничество
  17. Послушничество
  18. Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)
  19. Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило
  20. Фильмы о монастырях:
  21. Мир православия. Монашество — путь к Богу
  22. Диво. Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь
  23. Доклад на тему Монастыри 4 класс сообщение
  24. Вариант №2
  25. Монастыри
  26. Популярные темы сообщений
  27. Доклад-сообщение Монастыри
  28. Картинка к сообщению Монастыри
  29. Популярные сегодня темы
  30. Старейшие монастыри России
  31. Спасо-Преображенский мужской монастырь
  32. Свято-Юрьев монастырь
  33. Антониев монастырь в Новгороде
  34. Борисоглебский мужской монастырь
  35. Зверин-Покровский женский монастырь
  36. Что такое монастырь и зачем он нужен?
  37. Что такое монастырь?
  38. Как живут в монастыре?
  39. Кто живет в монастыре?
  40. Собственно монахи
  41. Послушники
  42. Трудники
  43. Гости, паломники
  44. Какие постройки бывают в монастырях?
  45. Сколько монастырей в России?
  46. Сколько монастырей сейчас в Москве?
  47. Монастырь

Монастырь, монашество

Что такое монастырь

В конце мая 2014 года комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества был разработан и опубликован в Интернете проект «Положения о монастырях и монашествующих».

Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.

Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.

Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.

Деление монастырей по типу подчинения

По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.

Покровский Ставропигиальный женский монастырь (Москва)

Ставропигиальные

Находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).

Епархиальные

Монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.

Приписные

Монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.

Управление монастырем

Игумен

Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).

Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.

Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.

Духовный собор

Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.

Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.

Поступление в монастырь

К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.

Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.

Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.

Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.

Формы монашеского жительства

С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.

Отшельничество

— это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.

Скитское житие

— это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.

Общежитие

— это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.

Подготовка к монашеству — как уйти в монастырь

Трудничество

Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря. На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители. Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.

Послушничество

По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника. Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений. В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.

Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.

Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество. При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры. Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.

Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)

Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.

Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило

Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.

С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.

Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.

В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять. Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.

Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.

Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).

Фильмы о монастырях:

Мир православия. Монашество — путь к Богу

Диво. Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

Доклад на тему Монастыри 4 класс сообщение

Монастырь можно назвать общиной для монахинь и монахов. Они имеют общий устав. К монастырю примыкают постройки, принадлежащие этрй общине.

Именно отшельники, как называют их сейчас, начиная со второго века заложили основу образу жизни монахов. Они старались находиться как можно дальше от жизни людей, мирских проблем и искушений. Родиной монашеской жизни считается Египет.

Пахомий Великий основал первый монастырь. Он не только огородил монастырь стеной, но и составил свод правил. Так появился первый монастырский устав.

Читайте также  Билет в сеул

На Руси же подобное движение началось после крещения Руси. Антоний и Феодосий, основавшие Киево-Печерский монастырь стали людьми, основавшими монашество на Руси.

Монастыри в Российской империи развивались на общежительные и необщежительные.

В общежительных монастырях монахи получали от монастыря всё необходимое для жизни, сами же работали на благо монастыря. В таких монастырях монахи не имеют право на личную собственность.

В необщежительных монастырях монахам выдают одежду и кормят. На полученное жалование от трудов на благо монастыря, они могут приобрести другие необходимые для себя вещи.

Существует несколько типов монастырей.

  • Первый тип — это аббатство. Он управляется аббатом или аббатисой. Подчиняется аббатство епископу.
  • Далее следует киновия — это монастырь общежительный.
  • Идиотрим, в свою очередь, необщежительный монастырь.
  • Лавра — это чаще всего название мужского православного монастыря.
  • Подворье — это место жительства монахов в черте города. Иногда к подворью примыкает церковь.
  • Пустынь — это монашеское поселение со всеми русскими православными традициями.
  • Скит — это жилище отшельника, который ведет самостоятельный, обособленный образ жизни.

В России насчитывают около тысячи православных монастырей.

Вариант №2

В истории России монастыри занимают очень важное место. По всей стране расположено множество православных монастырей, церквей, храмов, которые завораживают своей красотой. Есть города, в которых можно подняться на самую высокую точку и увидеть всю красоту золотых куполов.

Монастырь и монах это неотъемлемые элементы. Если расшифровать слово монастырь или монах, то первая часть «моно» значит один. Это все объясняет. Верующие большую часть жизни жили в одиночестве в монастыре. Для того, чтоб не нарушать законы Божьи и максимально углубится в веру, необходимо пожить в одиночестве.

У таких отшельников вскоре появлялись последователи и ученики. Позднее формировались группы монахов и соответственно так появились первые монастыри. В них жили люди, которых объединяла одна идея, они соблюдали свои внутренние законы, чужаков не любили. В Малой Азии, как утверждают историки, были сформированы одни из первых монастырей. В России монастыри появились во времена крещения Руси.

На Руси монастырь был не только храмом, но он еще был крепостью, мог защитить людей. Враги могли долгие дни и недели пытаться пробиться через стены монастыря. Практически во всех городах тех времен, монастырь находился вне города, а его стены защищали город. Много лет монастыри на Руси, были универсальные. В них можно было обучиться ремеслу, поучиться в школе, просто прийти в монастырскую библиотеку и получить необходимые знания.

Кроме этого в монастырях начинали свое творчество возможно первые на Руси художники, их называли иконописцы. В монастыре были и земли, на которых выращивали овощи и другие съедобные культуры. Когда в городах была проблема с едой, монастырь мог помочь. Также двери монастыря были открыты для людей, которым просто негде укрыться, нуждающимся в какой-то помощи.

Когда в России появился коммунизм, то любая религия стала под запретом. Общество практически утратило религию, веру и много моральных ценностей. Храмы сжигали или использовали их, как склады, клубы, в общем, использовали не по назначению. Когда коммунизм пал, то церковь и монастыри начали немного возрождаться. Постепенно в начале 90-х годов начали восстанавливать храмы и монастыри.

Сегодня монастыри в России существуют, и хотелось бы верить, чтоб они остались не тронутыми, не так как при коммунизме. Монастыри и храмы продолжают принимать людей, помогать нуждающимся.

Монастыри

Популярные темы сообщений

Эсхил является мастодонтом греческой трагедии. В лучших традициях аристократизма поэт сражается с невежеством и варварством, защищает основы греческого индивидуализма и принципы существования

Больше всего люди любят сладкое. На самом деле, горькие продукты тоже могут быть полезными и вкусными. Горечь улучшает аппетит и пищеварение. Кулинарная обработка продуктов или прибавление к ним других ингредиентов уменьшают горечь в

Атлантический океан – значимый мировой водный объект, уступающий своей площадью и глубиной только Тихому океану. Его воды буквально отделяют Западное полушарие от Восточного, а именно материки: Америки от Евразии и Африки.

Доклад-сообщение Монастыри

Если говорить о монастырской традиции, необходимо начать с ее истоков, а именно с образования первого монастыря на Руси. Таким монастырем является Киево-Печерская Лавра, образованная афонским монахом Антонием вблизи Киева в XI веке. Годом основания Киево-Печерского монастыря является 1051 год, когда у отшельника Антония, трудящегося на Берестовой горе появились ученики Феодосий и Никон.

Антоний принес на русскую землю традиции афонского монашества и передал их своим ученикам, так зародилось монашество на Руси. Русские монастыри созданы по подобию монастырей, находящихся на святой горе Афон, оттуда они переняли монастырский уклад, правила богослужений и образ жизни монахов.

Монахами в православной церкви называются подвижники, которые берут на себя духовный труд молиться за всех людей Богу, отрекаясь от мирской жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты, к которым относятся: обет безбрачия, обет послушания (каждый монах несет в монастыре, данное ему настоятелем послушание), и обет нестяжания, монах отрекается от возможности иметь какую-либо собственность.

Православные монастыри подразделяются на несколько видов:

Обычные монастыри – они являются монашескими общинами со своим укладом, где монахи трудятся под руководством настоятеля. К таким монастырям относятся: Кирилло-Белозерский монастырь в Вологодской области, Новодевичий монастырь в Москве, Ферапонтов монастырь, Никитский монастырь, Высоцкий монастырь в Серпухове и большинство небольших монастырей России.

Лавра – особый вид крупного, обязательно только мужского монастыря, который имеет важное духовное значение для духовной жизни всей страны. Также Лавры – это очень крупные монастыри, в которых насчитывается от 50 и более монахов, которые занимают большую территорию, имеют множество подразделений, таких как пекарня, мастерские различных ремесел, школы чтецов, иконописные мастерские и т.д. В России в настоящее время находится всего две Лавры, это Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде и Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге, расположенная в восточной части Невского проспекта, сегодня это уже один из центральных районов города.

Ставропигиальный монастырь – монастырь, имеющий особый статус, который делает его подчиненным не местной епархии, а напрямую патриарху. Их в России всего шесть: Соловецкий монастырь, Симнов монастырь в Москве, Донской монастырь, Новоспасский, Заиконоспасский и Новоиерусалимский монастырь.

Скит – это совсем маленький монастырь, который располагается вдали от любых населенных пунктов. Ранее скитами назывались места жизни отдельных отшельников, которые жили в одиночестве и исполняли более строгие монашеские обеты. Сегодня это чаще маленькие, отдаленные монастыри, которые находятся в подчинении монастыря более крупного. Например, Никольский скит принадлежит Валаамскому монастырю, а Андреевский и Никольский скиты Александро-Невской Лавре.

Пустынь – по значению и возникновению пустынь почти равна скиту. Сегодня пустынь это также небольшой монастырь, в котором имеется не более одного храма, ранее пустыни не имели своей огороженной территории. Со временем пустынь могла развиваться в более крупный монастырь, но при этом название «пустынь» за ней сохранялась. Примером такой развитой с течением времени пустыни может послужить Оптина пустынь, которая является сегодня ставропигиальным монастырем.

Картинка к сообщению Монастыри

Популярные сегодня темы

Муравьи – это насекомые с большой численностью видов и особей. Относятся к жалящим насекомым и являются сородичами пчел. Живут большим сообществом, где все друг за друга несут большую ответст

Небольшая бабочка, предел обитания которой начинается Евразии, и заканчивая некоторыми островами Атлантического Океана. Адмирал был вписан в Российскую Красную книгу, но позже был удалён отту

Общество в процессе своего развития вырабатывает определённые нормы культуры и морали. Так, люди установили, что в разговоре необходимо употреблять одни фразы и нельзя использовать другие

Мир обитателей лугов очень разнообразен. Среди них важную роль играют насекомые.

Бытует мнение, что понятия «человек», «индивид», «личность» являются тождественными. Однако это далеко не так. Конечно, в некотором роде они переплетены между собой, но существуют и различия.

Огурец — это очень популярная овощная культура. Огурец однолетний является травянистым растением семейства тыквенных. Стебель у данного овоща строится по земле. Он шершавый и имеет усики на к

Старейшие монастыри России

Заложенные вскоре после крещения Руси они выстояли и в междоусобицу, и в период многочисленных войн, и в годы советской власти.

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Древнейшая иноческая обитель на Руси была основана в Муроме князем Глебом, первым русским святым. Сын князя Владимира, крестившего Русь, он получил Муром в удел и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь он построил храм, а затем и монашескую обитель.

Монастырь упоминается в летописи раньше других построек такого типа на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича.

Жителями монастыря в разное время были многие святые: епископ Рязанский и Муромский Василий, Петр и Феврония. Серафим Саровский посещал здесь святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

В 1552 году Иван Грозный перед походом на Казань дал обет: если возьмет город — поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По указу царя, в 1555 году был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм Иван IV даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

Во второй половине 17 века был построен второй каменный храм — Покровский.

Главной святыней обители считается икона Божией Матери «Скоропослушница». Она привезена в монастырь в 1878 году с Афона настоятелем архимандритом Антонием. Икона не является оригинальной, это так называемый список, сделанный в монастыре святого Пантелеймона в Греции.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании в Муроме 8−9 июля 1918 года. С января 1929 года Спасский монастырь заняли военные и НКВД, в это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию был закрыт.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения монастыря, серьезно пострадавшего за годы советской власти. Позднее постройки были реставрированы.

Свято-Юрьев монастырь

Находится в 5 км от Великого Новгорода на берегу реки Волхов вблизи озера Ильмень. Монастырь был основан в 1030 году Ярославом Мудрым. Князь в крещении носил имя Георгий, которое в русском языке обычно имело форму «Юрий», откуда и пошло название обители. Первое летописное упоминание относится к 1119 году. С того времени монастырь считается центром духовной жизни региона.

Читайте также  100 главный собор

Строения первоначально были деревянными, как и соборная церковь. В 1119 году повелением князя Мстислава Великого был заложен каменный храм — Георгиевский собор. Он был выстроен мастером Петром — первым русским зодчим, имя которого называют летописи.

В южной части Георгиевского собора под плитами древнего пола находились каменные княжеские гробницы 12 и 13 веков. В западной части постройки в деревянных колодах были обнаружены могилы посадников. В 1233 году здесь погребены князь Фёдор Ярославич, старший брат Александра Невского, а в 1224 году и его мать Феодосия Мстиславна (в монашестве Ефросиния); в 1453 году — Дмитрий Шемяка, претендент на великокняжеский престол.

В 12 веке князь Мстислав наделил Юрьев монастырь значительными земельными владениями. Жалованная грамота, древнейший из сохранившихся русских юридических документов, хранится сегодня в Новгородском музее. Накопленные в следующие столетия богатства во многом были утрачены после секуляризации в 1770-х.

Возрождение обители приходится на начало 19 века и связано с именем архимандрита Фотия, пользовавшегося благосклонностью Александра I и графини Анны Орловой-Чесменской. На средства последней в монастыре проведены обширные работы. За короткое время были построены Западный корпус с церковью Всех Святых, Спасский собор, восточный Орловский корпус с кельями для братии, северный с храмом Воздвижения Креста, южный с больничной церковью Неопалимой Купины. В 1841 году появилась колокольня по проекту архитектора Карла Росси.

В 1921 году было принято решение об экспроприации имущества и ценностей монастыря. К концу десятилетия из шести действовавших церквей остался только Крестовоздвиженский храм. С 1932 года по сентябрь 1941-го в комплексе построек располагался инвалидный дом им. Свердлова.

Во время Великой Отечественной войны здесь располагались немецкие и испанские воинские части. После войны и до конца 1980-х годов на территории монастыря жили люди, размещалась почта, техникум, музей, продовольственный магазин и художественный салон.

25 декабря 1991 года комплекс зданий был передан в ведение Новгородской епархии и была воссоздана монашеская община.

Антониев монастырь в Новгороде

Заложенный в начале 12 века сегодня этот монастырь не действует. Биография основателя обители преподобного Антония Римлянина описана в его житии, составленном через несколько столетий после его смерти. По легенде, святой родился в Риме, а в Новгород приплыл на намоленном камне.

При Антонии был построен каменный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Согласно первой Новгородской летописи, работы велись всего два года — с 1117-го по 1119-й. Изначально собор был трехнефным, одноглавым, с круглой лестничной башней. Со временем он оброс пристройками, число глав было увеличено до трех. В 1125 году храм был расписан фресками. Их фрагменты сохранились до наших дней.

В 16 веке при архимандрите Геронтии были построены Сретенская церковь с трапезной палатой и церковь «иже под колоколы» в честь Антония Великого. При Анне Иоановне в монастыре учредили семинарию, где постепенно сформировалась фундаментальная библиотека. Учебное заведение было ликвидировано после революции. В его помещениях разместился Новгородский институт народного образования, а позднее педагогический техникум и институты.

В 1920 году был упразднен и сам монастырь, а собор Рождества Богородицы, как и церковь Сретения, оставались действующими до 1932 года. Сегодня монастырские постройки входят в состав новгородского музея-заповедника, на территории располагается несколько факультетов НовГУ.

Борисоглебский мужской монастырь

Основан преподобным Ефремом около 1038 года, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой. Название обители возникло от имен князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.

Трижды монастырь горел в междоусобных войнах. В 1237 году подвергся нападению ордынцев. От Литвы и поляков обитель страдала дважды: в 1258-м, когда литовцы захватили Торжок, разорили монастырь и разогнали братию, и в 1609-м, когда поляки сожгли деревянную церковь Введения Пресвятой Богородицы.

Расцвет обители приходится на вторую половину 18 века: на месте старого Борисоглебского собора был возведен новый с тем же названием по проекту архитектора Николая Львова. В 1804 году была заложена надвратная церковь-колокольня, проект которой, по мнению некоторых исследователей, также был разработан Львовым. Ее строительство вел архитектор Яков Ананьин.

В 1925 году монастырь был распущен. На его территории сначала находилась тюрьма строгого режима, затем лечебно-трудовой профилакторий и позднее Всероссийский историко-этнографический музей. В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и церковью.

Зверин-Покровский женский монастырь

Точная дата возникновения монастыря неизвестна. Первое упоминание о нем относится к 1148 году, когда сгорела от удара молнии деревянная церковь Покрова.

Главная церковь в монастыре называлась Покров Святой Богородицы. Заложенная в 1355-м она является самой старой из сохранившихся до наших дней построек обители. Церковь строилась на собранные новгородцами средства.

Также в монастыре сохранилась церковь Симеона, сооруженная в 1468 году. Ее особенность — в наличие двух этажей: первый, подцерковье, использовался как служебное помещение, второй — для богослужений.

В 1919 году Зверин монастырь был обращен в приходскую церковь, хотя сестры продолжали в нем жить. Они попытались организовать в монастыре сельскохозяйственную молочную артель, но безуспешно. В январе 1930 года решением властей деятельность прихода была прекращена. Покровский собор был возвращен РПЦ в 1989 году.

Что такое монастырь и зачем он нужен?

Что такое монастырь и зачем монастыри строятся? Из чего складывается жизнь монастырей и кто в них живет? Кто такой трудник и чем он отличается от послушника? Сколько сейчас монастырей в Москве и России? Рассказываем всё основное, что надо знать о монастырях и их устроении.

Что такое монастырь?

Монастырь — это дом для монахов: их семья, квартира и крепость. Это крошечный город со своим бытом и уставом. Это поселение, где все объединены одним — жизнью ради Бога и непрестанной памятью о Нем. Это обитель, в которой монахи, не отрицая современные государственные законы, живут ради законов духовных.

Монастыри могут располагаться где угодно (в черте города, рядом с ним или вдали от любого населенного пункта — например, на скалах).

Монастыри могут быть разного размера: от крошечного подворья с несколькими монахами до крупной Лавры, где братия может насчитывать сотни иноков.

Монастыри могут быть мужскими и женскими. Монастыри могут иметь, по сути, самые разные внешние признаки, архитектуру и формы, но всех их объединяет одно: это место, где собираются люди, душой оставившие мир. Оставившие в миру всё — вещи, привязанности, земные притязания, — оставившие там, по сути, тех самих себя и обретя, тем самым, себя новых.

Для монахов монастырь — ограда и опора в их Новой жизни, которая в идеале должна быть равноангельской.

Для «мирян» монастырь — это возможность соприкоснуться с «инаким» миром: воочию видеть жизнь, построенную не по принципам и устремления бытия светского, но по принципам духовной, Евангельской, жизни.

Ведь, что такое монастырь по сути? Это частичка небесного, горнего мира на нашей земле. Место, где Дух Святой дышит и освящает всякого входящего и тем более — живущего там.

Как живут в монастыре?

Порядок жизни (иными словами — устав) у каждого монастыря может быть свой. В каких-то обителях он строже, в каких-то — «мягче». В рамках одного монастыря разные монахи ведут разного уровня молитвенную и аскетическую жизнь — каждый по силам, каждый по призванию.

При всей той разнице, которая возможна в устроениях монастырского бытия, все обители объединены одним: центральное место в распорядке дня и жизни монахов занимают молитва и богослужения. В монастырях, — в отличие от немонастырских, «приходских» храмов — проводится полный суточный круг богослужений, да и сами службы идут дольше.

В общих чертах день в монастыре складывается может складываться так:

  • Пять или шесть часов утра: начало утренних богослужений. Их продолжительность зависит от дня или устава монастыря. В обычные дни утренние службы могут заканчиваться в девять, в праздничные — они могут продолжаться до полудня.
  • После утренней службы: завтрак, трапеза
  • Затем: короткий отдых и время послушаний (послушания — такая же неотъемлемая часть монашеской жизни, ибо праздность главный враг монаха. Кто-то во время послушании следит за чистотой на территории, кто-то за садом, кто-то ведет столярные работы, кто-то работает в хлеву — и так далее).
  • В середине дня: трапеза (обед), затем — продолжение послушаний.
  • Ориентировочно в четыре или пять часов дня начинаются вечерние службы, которые могут так же в зависимости ото дня продолжатся три часа и дольше.
  • После вечерней службы — трапеза, короткий отдых
  • Перед сном — общее или келейное молитвенное правило.

Кто живет в монастыре?

Те, кто живут в монастырях, называются насельникам монастыря. Это:

Собственно монахи

В отличие от дореволюционного времени, сейчас нет правил — сколько должно быть или не быть монахов в монастыре. Все определяет жизнь.

Монахи — «духовный костяк» любого монастыря. О том, какие степени монашества бывают и вообще про монашество мы писали вот здесь.

Послушники

Кто такие послушники? Это люди, которые готовятся стать монахами, но по мнению настоятеля еще не готовы к этому. При этом, монастырь уже несет духовную ответственность за послушника.

Монахи со Святой горы Афон, первая половина XX века. Второй слева: преподобный Силуан Афонский.

Трудники

Кто такие трудники? Грубо говоря, те же послушники, только в самом начале пути. Они так же живут со всеми, так же исполняют послушания, трудятся.

Трудник на момент прихода в монастырь точно так же уверен, что предназначен для монашества, но, как показывает, практика: раз уж не всякий послушник в конце концов становится монахом, то среди трудников этот процент еще меньше. Первое вдохновение проходит, и человек уже понимает, что имел о монашестве или своих силах совсем неверное представление — и возвращается в мир. Или идет пробовать себя в другую обитель.

Гости, паломники

Это еще более «временные» для монастыря «постояльцы». Хотя бывали случаи, что именно из случайного «гостя», который оказывался в монастыре по нужде, — или паломника, — в итоге рождался монах.

Какие постройки бывают в монастырях?

По сути, единственное, что в монастыре должно быть обязательно — это хотя бы один храм и домик, где будут жить монахи. Комната, в которой живет монах, называется келлия.

Читайте также  Красная площадь схема достопримечательностей

В остальном, все зависит от размера монастыря и места его расположения.

Маленький монастырь святого Георгия в болгарском Помории.

Но давайте возьмем «усредненное» представление о монастыре. В нем могли бы быть такие постройки и сооружения.

  • Собственно территория (она огорожена. На Руси раньше монастыри еще играли роль крепостей, а потому их стены были каменными, крепкими и высокими. Например, Свято-Троицкая Сергиевая Лавра несколько месяцев удерживала осаду поляков, и те так и не смогли ее взять).
  • Центральный храм (собор). Место, где проходят либо главные, либо за малым исключением все богослужения.
  • Еще один храм (в крупных монастырях их может быть два, три или сколько угодно). Как правило, используется редко — в дни самых крупных праздников и в иные значимые для монастыря дни.
  • Братский корпус. Это дом, где располагаются келлии — комнаты монахов и послушников.
  • Трапезная (столовая). Иногда располагается в жилом, братском, корпусе.
  • Гостевой дом. Может быть, совсем маленьким, а может быть большим многоэтажным корпусом. Бывают отдельные гостевые домики для монахов и архиереев с других монастырей.
  • Столовая для паломников.
  • Церковная лавка — свечки, иконы, книжки, церковная утварь на продажу.
  • Другие здания. В них может располагаться все, что угодно — от воскресной школы, до монастырского издательства.

Болгария. Поморие. Монастырь св. Георгия Победоносца. Типичная территория небольшого монастыря. Справа — братский корпус.

Сколько монастырей в России?

Число православных монастырей в России постоянно растет. Сейчас их больше 800. В 1986 году их было меньше двадцати.

Главным монастырем России является Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

Один из старейших монастырей России — Никитский монастырь в Переславле-Залесском.

Сколько монастырей сейчас в Москве?

На август 2017 года на территории Москвы находятся 15 действующих монастырей: восемь мужских и семь женских.

Еще на территории столицы находятся семь Подворий — как бы «духовных посольств» монастырей: в них так же есть своя небольшая братия, службы по монастырскому чину. Призвание Подворий — нести в суетливый город монастырский Дух.

Например, недалеко от метро «Цветной Бульвар» или «Сухаревская» располагается Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Москва. Иоанно-Богословский женский монастырь возле станции метро Китай Город.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

Монастырь

Монасты́рь (от греч. μοναστήριον (мона­сти­рион) – уеди­нён­ное жилище) – 1) место житель­ства и подвиж­ни­че­ской дея­тель­но­сти мона­ше­ству­ю­щих, объ­еди­нен­ных брат­скою любо­вью во Христе, под­чи­ня­ю­щихся тре­бо­ва­ниям еди­ного устава; 2) община мона­хов (мона­хинь) какой-либо мона­ше­ской оби­тели.

Как община, мона­стырь имеет свое внут­рен­нее устрой­ство. К основ­ным долж­ност­ным лицам мона­стыря отно­сят насто­я­теля, каз­на­чея, духов­ника, бла­го­чин­ного, риз­ни­чего, эко­нома. Долж­ност­ными лицами мона­стыря также явля­ются регент, эккле­си­арх (стар­ший поно­марь), свеч­ник, лавоч­ник, поно­марь, зво­нарь, пись­мо­во­ди­тель, биб­лио­те­карь, рух­ляд­ный, просфор­ник, тра­пез­ник, гости­ник, боль­нич­ный.

Следуя 43 пра­вилу VI Все­лен­ского Собора ника­кой преж­ний мораль­ный образ жизни не пре­пят­ствует хри­сти­а­нину оста­вить мир и всту­пить в мона­ше­ство ради исправ­ле­ния и спа­се­ния души. Посту­пив­ший в мона­стырь ста­но­вится ново­на­чаль­ным и про­хо­дит испы­та­ние. Если после испы­та­ния он ока­зы­ва­ется достой­ным, то постри­га­ется в мона­ше­ский чин. Высший чин мона­ше­ской жизни – вели­кая схима.

Мона­стыри под­раз­де­ля­ются на муж­ские и жен­ские. Особо круп­ные мона­стыри при­нято назы­вать лав­рами. Первые мона­стыри появи­лись в IV в. в Египте и в Пале­стине. Киево-Печер­ский мона­стырь – первый мона­стырь на Руси (XI в).

:

«Пра­во­слав­ный мона­стырь – это хри­сти­ан­ская община, строго живу­щая по запо­ве­дям Божиим, ищущая духов­ного совер­шен­ства в делах хри­сти­ан­ской жизни.

Осно­вой мона­ше­ского духа служат слова Самого Гос­пода Иисуса Христа: «Если хочешь быть совер­шен­ным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим, и будешь иметь сокро­вище на небе­сах, и при­ходи, и следуй за Мной» ( Мф. 19:21 ) поло­жен­ные в основу обета нес­тя­жа­ния.

Дающий обет послу­ша­ния и отре­че­ния от своей воли и от своего муд­ро­ва­ния должен осно­вы­вать оный на слове Гос­под­нем: «Если кто хочет идти за Мною, отверг­нись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мф. 16:24 ). Дающий обет цело­муд­рия должен вни­мать слову Хри­стову: «Кто может вме­стить, да вме­стит» ( Мф. 19:21 ) и слову Апо­столь­скому: «Неже­на­тый забо­тится о Гос­под­нем, как уго­дить Гос­поду» (1Kop. 7, 32).

К вер­ному и неослаб­ному испол­не­нию сих обетов должно побуж­дать себя словом Хри­сто­вым: «Никто, воз­ло­жив­ший руку свою на плуг и ози­ра­ю­щийся назад, не бла­го­на­де­жен для Цар­ствия Божия» ( Лк. 9:62 ). О бла­го­твор­но­сти послу­ша­ния, о потреб­но­сти духов­ного руко­вод­ства, об опас­ном пополз­но­ве­нии жить по своей воле должно вра­зум­лять себя словом пре­муд­рого Соло­мона: «При недо­статке попе­че­ния падает народ, а при многих совет­ни­ках бла­го­ден­ствует» ( Притч. 11:14 ).

Житие мона­ше­ское должно быть бла­го­устро­ено на незыб­ле­мом осно­ва­нии Слова Божия, при посо­бии настав­ле­ний и при­ме­ров Святых Отец. Святой Васи­лий Вели­кий в одной из своих бесед дает обсто­я­тель­ную харак­те­ри­стику мона­ше­ского жития: «Монаху, – гово­рит он, – должно, прежде всего, стя­жать жизнь нес­тя­жа­тель­ную, телес­ное уеди­не­ние, бла­го­при­лич­ную наруж­ность, иметь голос уме­рен­ный и слово скром­ное, пищу и питие не при­чи­ня­ю­щие мятежа, есть в без­мол­вии; перед стар­шими мол­чать, мудрых слу­шать, к равным иметь любовь, низшим пода­вать испол­нен­ный любви совет; уда­ляться людей негод­ных, плот­ских и сует­ных, больше думать, а меньше гово­рить, не быть дерз­ким в словах, не допус­кать изли­шеств в раз­го­воре, избе­гать смеха, укра­шаться стыд­ли­во­стью, взор потуп­лять долу, а душу воз­но­сить горе, на пре­ко­сло­вие не отве­чать пре­ко­сло­вием, быть бла­го­по­кор­ным; тру­диться своими руками, всегда пом­нить о смерти, с надеж­дой радо­ваться, скорби тер­петь, непре­станно молиться, за все бла­го­да­рить, перед всеми быть сми­рен­ным, нена­ви­деть высо­ко­ме­рие; быть трез­вен­ным и охра­нять сердце от лука­вых помыс­лов…, забо­титься о страж­ду­щих, пла­кать с ними…, вра­зум­лять бес­чин­ных, уте­шать мало­душ­ных, слу­жить недуж­ным…, забо­титься… о бра­то­лю­бии».

Монах более полно и совер­шенно должен стре­миться в своей жизни вопло­тить одну из глав­ней­ших запо­ве­дей Хри­сто­вых – запо­ведь о любви: «Воз­люби Гос­пода Бога твоего всем серд­цем твоим и всею душою твоею и всем разу­ме­нием твоим; …и воз­люби ближ­него твоего, как самого себя» ( Мф. 22:37–39 ). Любовь к Богу инок творит чрез непре­стан­ные молитвы, бесе­дуя с Ним, испо­ве­дуя Ему свои немощи, грехи и про­слав­ляя Его бла­гость и мило­сер­дие во всем. Любовь к ближ­ним монах совер­шает в тер­пе­нии их недо­стат­ков, в посто­ян­ной молитве о них, в раз­лич­ной помощи и мило­сти к ним.

Истин­ные работ­ники Божии, кои в чести хранят имя Божие, носят Его в сердце своем, как вели­чай­шую свя­тыню, ею пита­ются, ею насла­жда­ются и в этом Имени имеют себе залог буду­щего бла­жен­ства. На имени Иисуса Христа содер­жится все: и вера наша Пра­во­слав­ная, и все цер­ков­ное Бого­слу­же­ние, всякий чин, его обряд и поря­док и все молит­вен­ное после­до­ва­ние, – и всякий хри­сти­а­нин, моляся, обязан все­не­пре­менно воз­но­сить свою молитву к Еди­ному Сыну Божию, иже Един есть Хода­тай пред Богом за чело­веки ( 1Тим. 2:5 ), и только к Нему и через Него бывает дей­ственна наша молитва. Он Сам запо­ве­дал, говоря: «еже аще чесо про­сите от Отца во Имя Мое – Аз сотворю» ( Ин. 16:23–24 ).

Гос­подь Иисус Хри­стос содер­жит и всю все­лен­ную, и всю тварь види­мую и неви­ди­мую, и всякое дыха­ние, а в осо­бен­но­сти обве­се­ляет тех, кои носят сие наид­ра­жай­шее Имя внутри сердца своего. Если бы мы отда­лили от себя имя Иисус Христа, то исчезло бы все: и вера Пра­во­слав­ная, и Цер­ковь, и Бого­слу­же­ние, все Таин­ства и обряды, все духов­ное слу­же­ние и самое Еван­ге­лие. Так нужно разу­меть и о чело­веке: если не живет в нем Иисус Хри­стос Своею бла­го­дат­ною силою, то там нет ничего духов­наго, – тут дви­жется жизнь только душевно-телес­ная, по сти­хиям века сего, потому что корень и бес­пре­дель­ная пол­нота духов­ной жизни есть Иисус Хри­стос, Кото­рого и нужно воз­лю­бить более, чем свою душу, и всеми силами, во всю жизнь ста­раться о том, чтобы и имя Его все­дра­жай­шее водру­зить в свое сердце и так, чтобы оно было там корен­ным, дей­ству­ю­щим нача­лом и зани­мало гос­под­ствен­ное поло­же­ние, чтобы по слову апо­стола, «не мы жили, а жил в нас Хри­стос» ( Гал. 2:20 ). От пре­ис­крен­наго соеди­не­ния сердца с Гос­по­дом, когда Гос­подь Иисус Хри­стос творит в нас оби­тель Свою, ощу­ти­тельно и дей­ственно все­ля­ется в сердце, и слы­шится Его Боже­ствен­ное при­сут­ствие ясно и ося­за­тельно, что назы­ва­ется, по словам Святых Отцов, живое Бого­об­ще­ние. И тогда Хри­стос Бог, будучи Иску­пи­тель и Спа­си­тель наш, нис­хо­дит в чело­века Своими Боже­ствен­ными силами, иже к животу и бла­го­че­стию ( 2Петр. 1:3 ) и как бы творит в нём для Себя посто­ян­ную оби­тель ( Ин. 14:23 ), так что чело­век ста­но­вится храмом Духа Божия ( 1Кор. 6:17 ), цер­ко­вью Бога Жива ( 2Кор. 6:16 ). Един есть Дух с Гос­по­дом ( 1Кор. 6:17 ). Бог Любы есть. Пре­бы­вая в Любве в Боге пре­бы­вает, и Бог в нем пре­бы­вает ( 1Ин. 4:16 ); и еже живет – Богови живет ( Рим. 6:10 ) и не тому себе живет, но живет в нем Бог ( Гал. 2:20 ).

Хри­стос есть тогда в чело­веке, еже хотети и деяти ( Фил. 2:13 ). В это духов­ное состо­я­ние чело­век входит, если разу­меть обык­но­вен­ный поря­док тече­ния дел, не вдруг, а уме в конце своих духов­ных подви­гов и трудов. Оно состав­ляет цель стрем­ле­ний вся­каго разумно живу­щаго монаха. Достигши сего, он: входит в сво­боду и поко­ится в Боге, носит в сердце своем источ­ник живота – Самаго Гос­пода Бога, – и сие есть несо­мнен­ная надежда веч­наго спа­се­ния. (Схи­мо­нах Ила­рион: «На горах Кав­каза»).

Пока монахи были лишь оди­ночки, так назы­ва­е­мые ана­хо­реты, они спа­са­лись каждый по пра­ви­лам, данным им отцами и их настав­ни­ками, но с появ­ле­нием мона­сты­рей и мно­го­чис­лен­ного брат­ства потре­бо­вался Устав, кото­рый мог бы регу­ли­ро­вать мона­ше­скую жизнь в них и спо­соб­ство­вать к луч­шему осво­е­нию мона­ше­ского духа. Пре­по­доб­ный Пахо­мий Вели­кий, подвиж­ник 4‑го века, такой обще­жи­тель­ный Устав полу­чил от Свя­того Ангела, и он лег в основу всех осталь­ных мона­ше­ских Уста­вов: пре­по­доб­ного Анто­ния Вели­кого, Свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого, Саввы Освя­щен­ного и пре­по­доб­ного Фео­дора Сту­дита (его Устав был принят впо­след­ствии пре­по­доб­ным Фео­до­сием для Киево-Печер­ского мона­стыря и стал потом образ­цом для всех других рус­ских оби­те­лей)».

Источник: four-rooms.ru

Путешествуй самостоятельно