Софийский собор в киеве был построен в
- Софийский собор в Киеве
- Фрески, мозаика и архитектура Софийского собора
- Строительство Софийского собора, его автор и история
- Захоронение князя Ярослава Мудрого
- Иконы Софийского собора
- Библиотека
- Десятинная церковь
- Как добраться до Софийского собора в Киеве
- Софийский собор (Киев)
- Содержание
- История
- Архитектурные особенности
- Интерьер
- pushmamba
- pushmamba
- Софийский собор в Киеве, памятник древнерусского зодчества.
- Интересные факты о киевском Софийском соборе
- Строительство Софийского собора
- Особенности и фрески Софийского собора
- Как добраться до Софийского собора в Киеве
- Софийский собор в Киеве – свидетель правления Ярослава Мудрого и архитектурно-исторический заповедник
- Софийский собор в Киеве
- Каменная летопись
- Строительство собора
- Архитектурные особенности
- Древнерусская кладка
- Измененный облик храма
- Внутреннее убранство Софийского собора
- Мозаики
- О чем говорят фрески
- Граффити
- Некрополь
- Восстановленный собор
- Видео: духовный центр Руси
- LiveInternetLiveInternet
- —Метки
- —Рубрики
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Интересы
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- Софийский собор (Киев)
Софийский собор в Киеве
Софийский собор является известнейшим храмом и памятником Киева, возведенным в первой половине XI века в центре города, а также всемирным памятником архитектуры и монументальной живописи XI века. Как гласит летопись, отстроил его князь Ярослав Мудрый там, где были повержены печенеги. Во времена Киевской Руси строение выступало в качестве культурного, политического и религиозного центра. Здесь посвящали в митрополиты, князья восходили на престол, осуществляли церковные сборы и встречали послов.
Храм является частью государственного архитектурно-исторического заповедника София Киевская, расположенного на территории 5 гектаров.
Сейчас место по большей части стало музеем — для богослужений составлен отдельный график. Молятся здесь в строго отведенное время, в прочие дни храм открыт для посетителей. В 1987 году святыня была награждена Европейской Золотой медалью за сохранение исторических памятников международным жюри Гамбургского фонда имени Альфреда Тёпфера.
Фрески, мозаика и архитектура Софийского собора
Софийский собор ценят за его архитектуру и интерьер. Первоначально его строили в качестве главного храма Руси, поэтому аналогичных зданий практически не существует.
Если обращаться к символике, высокий купол святыни является отсылкой к Иисусу Христу. Его 12 небольших куполов — к апостолам, четыре из которых стали символами евангелистов, проповедовавших учение Христа. Для создания центрального подкупольного пространства была выбрана форма креста. Такая же крестообразная форма у сечений столпов собора. Хоры получили великолепное освещение из-за любви знати к богослужениям.
Стены Софийского собора в Киеве могут удивить и своей мозаикой, сохранившейся с XI века. Ее палитра содержит свыше 170 оттенков, сама она является украшением центрального купола, арок и столпов. Наиболее известную мозаику Богородица «Нерушимая стена» поместили в сводчатую часть центральной алтарной апсиды, она стала изображением причащения апостолов Христом.
В свое время здесь было обнаружено огромное количество граффити и нацарапанных надписей, имеющих отношение к политическим деятелям и различным событиям. В самом начале в храме было примерно 650 м 2 мозаики, на сегодняшний же день сохранилось лишь 260 м 2 , а также 3000 м 2 фресок. Самая известная мозаика собора — Богоматерь — Оранта и Христос — Пантократор, которая является купольной.
В соборе есть большое количество фресок, которые знакомят с различными сценами из Библии — детством Богоматери, житием и образами святых, сценами страстей Христовых, деяниями апостолов и прочим.
Особой ценностью обладают фрески, на которых изображена вся семья Ярослава Мудрого. Данные изображения занимали северную, западную и южную стены основного нефа.
В соборе похоронено более ста человек, среди них Ярослав Мудрый и его жена Ирина. Часть захоронений за долгое время нахождения здесь была утрачена.
Строительство Софийского собора, его автор и история
Историки спорят о том, как появился собор, склоняясь к разным версиям. О точном годе строительства храма ничего не известно. Первая версия предполагает появление святыни во времена правления Владимира I Святославича, вторая говорит о том, что создание Софийского собора было начато с легкой руки Ярослава Мудрого. Часть историков считает, что постройка святыни была приурочена к приезду в Киев из Константинополя грека митрополита Феопемпта, который впоследствии стал предстоятелем русской церкви. Доподлинно известно лишь то, что Киевский Софийский собор стал местом основания первой на Руси библиотеки, этим также занимался Ярослав Мудрый.
Тем не менее есть ряд историков, которые называют 1037 год началом сооружения Софийского собора в Киеве. Они утверждают, что постройка велась три года, в ней принимало участие большое количество византийских, греческих и русских мастеров.
Софийский собор в Киеве на google-панораме:
В своем изначальном виде святыня была 13-купольным сооружением, спустя несколько веков она обзавелась еще шестью главами. В начале XVII века место было частично отремонтировано, на его территории появился ряд деревянных монастырских зданий, все они и сам собор были обнесены высоким забором из дерева. В качестве архитектора реконструкции Софийского собора выступил итальянец Октавиано Манчини, специально приглашенный в Киев митрополитом Петром Могилой.
На протяжении всей своей истории святыня много раз разрушалась, на нее нападали и разворовывали. С XI по XIII век место не раз было разорено половцами и печенегами. В 1180 году пожар привел к частичному разрушению храма. Больше всего разрушений святыне принесли татаро-монголы во главе с ханом Батыя, захватившие Киев в 1240 году. Тогда же ими был разграблен Софийский собор. Спустя 200 с небольшим лет храм снова был ограблен, на сей раз крымскими татарами. Лишь с XVII века начинается возрождение собора, в 1688 году он получает он получает большую помощь от гетмана Ивана Мазепы.
Наступление XX века также приносит невзгоды святыне. Из-за решения Советской власти Софийский собор чуть было не уничтожили, его спасло вмешательство Франции, королева которой приходилась дочерью князю Ярославу Мудрому. Благодаря этой протекции реликвия была спасена.
Чудом уцелевший храм в 1934 году стал местом создания Софийского музея-заповедника, он дал старт исследовательским и реставрационным работам. Кроме самой святыни в ансамбль входят колокольня, южная въездная башня, Дом митрополита, трапезная, ворота Заборовского, хлебня, бурса и братский корпус.
На сегодняшний день собор в длину без галерей протянут на 30 метров, в ширину он составляет чуть больше 29 метров.
Захоронение князя Ярослава Мудрого
Саркофаг Ярослава Мудрого занял алтарную часть бывшей северной внутренней галереи Софийского собора. Он является прямоугольным ящиком с двускатной крышкой, имеющей выступы по углам. На ящике и крышке имеются резные изображения кипариса, виноградной лозы, крестов, пальмы и прочего. Весит гробница около шести тонн, материалом для ее изготовления послужил проконесский мрамор, который был доставлен из Византии.
В 1936–1939 годы саркофаг был вскрыт и исследован, ученым тогда предстало зрелище перемешанных мужского и женского скелетов, что подтвердило догадку об ограблении гробницы. Позднее было установлено, что кости принадлежат Ярославу Мудрому и его супруге Ирине.
Иконы Софийского собора
Софийский собор насчитывал два киота, появившиеся здесь в XVIII веке. В 1850-х годах были проведены реставрационные работы, в результате которых киоты были заменены на ряд новых, пышно украшенных. Для их создания использовали дуб, сосну и лиственницу. В 1930-е годы все киоты демонтировали и перенесли, чтобы предоставить хороший обзор остальной живописи на стенах собора.
Зимой 2018 года в святыню был возвращен киот из дерева XIX века, когда-то он был местом хранения иконы Николая Мокрого — первой чудотворной иконы Киевской Руси, которая в период Второй мировой войны была вывезена за пределы страны.
Библиотека
Библиотека Ярослава Мудрого стала вместилищем легендарного собрания книг и документов, которые были собственностью Великого князя киевского. Как считают историки, начиная с XII века и позже она размещалась в Софийском соборе Киева, а также в его подземельях. На данный момент собрание утеряно, есть множество версий его расположения, тем не менее ни одна из них не подтверждена.
В 1969 году в западной части, недалеко от входа в святыню, установили мемориальный знак, посвященный библиотеке. Его украшает изображение Ярослава Мудрого, ниже него расположена цитата из «Повести временных лет». В качестве автора памятника выступил И. П. Кавалеридзе.
Десятинная церковь
В X–XI веках Киев был заполнен не только деревянными постройками, тогда же настало время первых каменных сооружений. Самой первой каменной церковью стала Десятинная, ее построил князь Владимир. Его сын Ярослав после восхождения на престол основательно перешел к перестройке города и возведению новых храмов и укреплений. Он возвел достояние Киева — Золотые Ворота и собор Святой Софии.
Те, кто придерживается теории о новой датировке святыни, находят непосредственную связь между теми, кто создавал собор, и строителями Десятинной церкви. Сомнений нет, что святыня в некой степени выступила в качестве творческого переосмысления Десятинной церкви, это подтверждает общая композиция и близкие масштабы.
Как добраться до Софийского собора в Киеве
Рядом с собором расположено достаточно много остановок, так что доехать до него не составит большого труда. Прямо рядом с национальным заповедником София Киевская размещена остановка «Софіївська», рядом с Софийской площадью есть остановка «площадь Софіївська», на небольшом удалении расположилась также остановка «Володимирська (вул. Велика Житомирська)», от которой до места нужно пройти какое-то время пешком.
От собора на примерно одинаковом удалении находятся две станции метро — Хрещатик и Театральна. От них до святыни движутся по улице Володимирьска.
Такси в Киеве представлено службами Uber, Яндекс. Такси и Максим. Также много местных служб.
Софийский собор в Киеве: видео
Софийский собор (Киев)
Собо́р Свято́й Софи́и (Софи́йский собо́р) — храм, построенный в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранились некоторые оригинальные фрески и мозаики, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта.
Софийский собор стал первым, внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, памятником архитектуры на территории Украины.
Поскольку здание собора — часть Государственного архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей» и внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать какой-либо религиозной организации и совершать в нём богослужения. Исключение составляет день 24 августа — День независимости Украины, когда представители религиозных организаций совершают молитву об Украине (была введена с 2005 года); 22 ноября 2006 года Священный Синод Украинской православной церкви (Московский патриархат) заявил о невозможности для себя участвовать в такого рода мероприятиях. [1]
К ансамблю Софийского собора относятся Дом митрополита и ворота Заборовского.
Содержание
История
Разные летописи (все они созданы позже времени строительства собора) называют датой закладки собора 1017 или 1037 год. Так, в «Повести временных лет» повествуется о закладке в 1037 году сразу нескольких построек — Золотых ворот, монастыря Святого Георгия, церкви Святой Ирины и Софийского собора. Более поздняя Новгородская первая летопись указывает как дату закладки 1017 год. Некоторые исследователи высказывают предположения, что в 1017 году был заложен деревянный храм, а через двадцать лет каменный. [2] Учитывая политическую обстановку на Руси, более близкой к истине считается вторая дата. В начале 2010 года сотрудники музея заявили, что «на основании многочисленных древних надписей на стенах и церковной традиции» они пришли к выводу, что собор был основан 4 ноября 1011 года, то есть во время княжения Владимира Святого [3] ; данная версия оспаривается [4] .
В 1240 году Софийский собор был разграблен и частично разрушен воинами Батыя, в 1385—90 гг. митрополит Киприан восстановил его, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать. В 1596 году собор переходит к Украинской грекокатолической (Униатской) церкви, 1630-е годы отобран у неё киевским митрополитом Петром (Могилой), который отреставрировал собор и основал при нём мужской монастырь. Работы по обновлению храма продолжались до 1740 года, когда он окончательно приобрёл нынешний облик.
Колокольня Софийского собора была построена по заказу гетмана Мазепы. До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый также по его заказу, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».
В 1934 году архитектурный комплекс, куда помимо Софийского собора входит колокольня, дом митрополита, бурса, трапезная, южная въездная башня, западные ворота, братский корпус, кельи и консистория, был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей».
Архитектурные особенности
Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Центральный неф и трансепт значительно шире боковых нефов, образуя в интерьере собора четкий крест. Крестообразная композиция была видна и снаружи храма. Нефы собора заканчивались на востоке пятью алтарными апсидами. Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центру здания. Центральный купол был окружён четырьмя меньшими, а остальные восемь куполов ещё более маленького размера располагались по углам собора. Барабаны куполов и апсиды имеют гранёную форму. Помимо окон, свободные участки стен украшены уступчатыми нишами и лопатками, расчленяющими поверхность стен в соответствии с расположением внутренних несущих столпов.
Собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), снаружи кладка была покрыта раствором-цемянкой. Для того чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены участки раскрытой древней кладки. Длина собора без галерей 29,5 м, ширина — 29,3; с галереями: 41,7 и 54,6. Высота до вершины главного купола 28,6 м, величина центрального подкупольного квадрата 7,6 м.
Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. Между тем, невозможно найти прямых аналогов Софийского собора в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были обычно меньше, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что перед византийцами была поставлена задача создания большого храма для торжественных церемоний, главного храма Руси, которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления барабанов глав для их освещения.
В то же время первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе — Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них — с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.
В результате реставраций и перестроек XVII—XVIII веков собор существенно изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами (всего сейчас их 19). Собор был побелен. Древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для украинского барокко высокую грушевидную форму. Первоначальная структура собора наилучшим образом видна теперь со стороны алтаря, где раскрыты также фрагменты первоначальной отделки фасадов.
В интерьере Софийского собора господствует хорошо освещённое центральное подкупольное пространство, имеющее форму креста. Восточная его ветвь заканчивается главной апсидой, а боковые отделены от боковых нефов двухъярусными трехпролётными аркадами. Третьей такой же аркадой заканчивалась и западная ветвь подкупольного креста. Западная аркада не сохранилась, так как была разобрана при ремонте собора. Столпы собора имеют в сечении крестообразную форму. Боковые нефы собора и всю его западную часть занимают обширные хоры, соединяющиеся со вторым этажом галереей. Многочисленные купола собора на прорезанных окнами барабанах дают хорам хорошее освещение. Хоры собора предназначались для князя, его свиты и знати. Здесь князь слушал богослужение и, вероятно, здесь же проводились придворные церемонии. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.
Интерьер
Интерьер собора сохранил некоторые фрески и мозаики XI века, выполненные византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой половины XI века — так называемому аскетическому стилю.
Мозаикой был украшен центральный купол, его барабан, паруса и подпружные арки, а также центральная апсида и два стоящих по бокам от неё восточных столпа. В зените купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг Него представлены четыре архангела. Из них сохранился лишь один древний мозаичный, остальные дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками. В барабане между окнами изображены фигуры апостолов (от XI века сохранилась только одна фигура апостола Павла), ниже, на парусах купола, изображены пишущие евангелисты. Среди них с древних времён сохранилась лишь фигура евангелиста Марка. На подпружных арках располагаются медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников.
Самая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая Стена» — находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Под ней изображена Евхаристия — причащение апостолов Христом, а ещё ниже святители — древние святые епископы, Отцы Церкви.
Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре собора, XI век
pushmamba
pushmamba
Софийский собор в Киеве, памятник древнерусского зодчества.
Первым значительным памятником древнерусского зодчества явился Софийский собор в Киеве — главный христианский храм домонгольской Руси. Его строительство начато в княжение Ярослава Мудрого, не ранее 1017 года и не позднее 1019 года, а освящен собор в 1032 году. Храм был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников. «Сим поражением уничтожена та орда и после не беспокоила уже России. В память сей-то знаменитой победы Ярослав на поле сражения основал великолепную церковь каменную во имя святой Софии», — писал митрополит Евгений Болховитинов. Первоначальная София Киевская была деревянной, и лишь несколько лет спустя Ярослав Мудрый начал возводить на ее месте монументальный каменный храм.
Храм Святой Софии в Киеве был построен в эпоху расцвета Киевской Руси. Он затмил собой все, что было создано на Руси в предыдущие эпохи, и не был превзойден в последующие века.
Колокольня Софийского собора на Софийской площади.
В ряду всемирно известных храмов Софийский собор в Киеве занимает одно из первых мест по художественному совершенству, красоте, величию и масштабам. Даже известный путешественник Павел Алеппский, видевший Софию Киевскую в XVII веке — в не самые лучшие для нее времена, — сказал, что «ум человеческий не в силах ее обнять». И совершенно справедливо первый русский митрополит Илларион в проповеди, сказанной им, вероятно, при освящении Софийского собора, восхищенно говорит: «Церковь дивна и славна всем окружным странам, яко же иной не найдется во всех землях от востока до запада».
Софийский собор был главным религиозным, общественно-политическим и культурным центром Древнерусского государства. Здесь происходили церемонии «посажения» великих киевских князей, у стен храма собиралось киевское вече, здесь велось летописание и размещалась первая на Руси библиотека. В одном из нефов собора была устроена великокняжеская усыпальница, где похоронены киевские князья Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах. А на внутренних стенах храма сохранилось около трехсот граффити — надписей и рисунков, относящихся к XII—XIII векам. Нацарапанные киевлянами того времени, они повествуют о бытовой и общественной жизни Киевской Руси, в них упоминаются имена Ярослава Мудрого, его сыновей Всеволода и Святослава, Владимира Мономаха, епископа Луки Белгородского, воеводы Ставра Гордятинича.
Огромные размеры собора производили на современников неизгладимое впечатление. Первоначальная ширина храма составляла 55 м, а длина (без апсид) — 37 м. Но это монументальное сооружение, выложенное из розовой плинфы, отнюдь не «давило» на зрителя! Массу собора облегчали открытые галереи, которые как бы связывали храм с окружающим пространством, с природой, делали его доступней и человечней. Чем выше, тем стремительней нарастали объемы, ступенями восходя к завершению — центральному куполу на высоком барабане.
Фасады этого удивительно гармоничного и монументального сооружения были украшены орнаментами из кирпичей, поставленных на ребро и «утопленных» в кладку здания, а также фресками. Фрагменты этих фресок и сейчас еще можно видеть у северного и южного входов и в некоторых других местах.
Как пишет «Повесть временных лет», в Софийском соборе князь Ярослав Мудрый хранил свою легендарную библиотеку: «Ярослав же любил книги и, много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными. » Эта древнейшая русская библиотека, как считают некоторые исследователи, до сих пор хранится где-то в подземельях Софии Киевской. В стенах собора находилась и первая в России школа. Здесь же был устроен скрипторий — помещение, в котором монахи переписывали и переводили книги. И здесь же в 1054 году нашел свое упокоение в мраморном саркофаге основатель собора — князь Ярослав Мудрый. Кроме него в Софийском соборе были погребены князья Изяслав Ярославич (убит в 1078 г.), Всеволод Ярославич (ум. в 1093 г.), Ростислав Всеволодович (погиб в 1094 г.), Владимир Мономах (ум. в 1125 г.).
За свою многовековую историю собор пережил множество невзгод: нападения врагов, грабежи, пожары, частичные разрушения. Храм многократно разоряли не только внешние неприятели, но и русские князья. Князь Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взявший Киев в 1169 году, ограбил ризницу Софийского собора и вывез драгоценные иконы, ризы, книги и даже снял колокола. В 1204 году его «подвиг» повторил князь Рюрик Ростиславич Смоленский, содравший оклады с икон и похитивший драгоценную утварь собора, книги и даже одеяния древних киевских князей, хранившиеся в храме. Новым ударом стало нашествие Батыя. В 1240 году ворвавшиеся в город татары, по словам митрополита Евгения Болховитинова, «искали сокровищ не только в кладовых, но и в стенах церквей и в самых гробах князей».
В результате Батыева погрома храм лишился кровли и долгие годы стоял под открытым небом. От непогоды стены начали трескаться, поврежденный собор постепенно разрушался. Рухнула верхняя часть здания, громадная трещина пересекла всю алтарную часть. Первая частичная реставрация собора была проведена только в конце XIV столетия. Но лишь в 1640-х годах митрополит Петр Могила, основавший при Софийском соборе мужской монастырь (впоследствии упраздненный), впервые за многие годы полностью отреставрировал храм, пригласив для работ итальянского архитектора О. Манчини.
Собор был построен в классическом «византийском» стиле и имел, как считают некоторые исследователи, 25 куполов (по другим данным — 13 куполов). Тринадцать центральных куполов храма, покрытые листовым свинцом, символизировали Христа и двенадцать апостолов. Фасады храма не были оштукатурены. Их украшали декоративные ниши, орнамент, живопись. Еще в 1651 году, судя по рисункам голландского художника А. ван Вестерфельда, собор сохранял свои первоначальные формы. В последующие времена собор неоднократно менял свой облик, обрастая пристройками и надстройками. Двенадцать древних куполов были разобраны. В 1685—1707 годах храм был основательно перестроен в стиле барокко, были сооружены шесть новых куполов. Тогда же были надстроены вторые этажи над внешней галереей, а пять центральных куполов получили грушевидную форму, характерную для эпохи украинского барокко XVII—XVIII веков. На восточном и западном фасадах собора были сооружена фигурные фронтоны, а окна получили пышные барочные наличники. Спустя почти полвека, в 1744—1748 годах, при митрополите Рафаиле Заборовском фронтоны и барабан центрального купола украсил лепной орнамент. Тогда же был установлен новый иконостас и серебряные Царские врата. В соборе хранилась чудотворная икона Любечской Богоматери и мощи священномученика Макария, митрополита Киевского, убитого 1 мая 1497 года татарами по пути из Вильно в Киев.
Софийская площадь.1840 г Софийская площадь.1851 г
Внутреннее пространство храма осталось почти не затронуто позднейшими переделками. Переступив порог храма, зритель попадает во внутреннее пространство — высокое, торжественное, где среди причудливой игры света и тени мерцают древние мозаики и переливаются многоцветные фрески.
Дальние углы собора тонут в полумраке.
Первоначально алтарная часть собора от сводов до пола была покрыта мозаичными картинами, выполненными на золотом мозаичном фоне. Мозаики Софийского собора в Киеве — выдающиеся произведения древнерусского монументального искусства. А мозаичные композиции «Богоматерь Нерушимая Стена» и образ Богоматери из деисусного чина относятся к выдающимся образцам мирового искусства.
«Окном в исчезнувший мир» являются фрески лестничных башен, ступеньки которых ведут на хоры. В отличие от храмовых они выполнены не на религиозные, а на светские темы. Здесь можно увидеть бытовые и жанровые сценки из жизни Константинополя и Киева эпохи Ярослава Мудрого: ипподром с публикой, судьями и императором в отдельной ложе; кукольный «вертеп»; потехи — скоморохов, ряженых, борцов, танцоров, дудочников, органистов, играющих на органе; охоту на медведя; выход княжны из дворца.
Мозаики и фрески Софийского собора были призваны играть важную роль: они являются как бы «Библией для неграмотных». Ведь Русь только-только была крещена, и Церковь придавала огромное значение изобразительному искусству — росписи храма как бы объясняли неофитам сущность христианской религии и морали, излагали события Ветхого и Нового Завета. Эта роль церковного изобразительного искусства снова стала важной и в наши дни.
Система мозаичной и фресковой росписи Софийского собора была призвана отразить в образах искусства идею защиты православной Руси Христом и Богоматерью. Они вместе с апостолами, евангелистами, святителями и мучениками находятся в вечном единении с Церковью Христовой на земле. И конечно с нами, если мы того захотим.
Интересные факты о киевском Софийском соборе
Софийский собор в Киеве уникален древними мозаиками и фресками интерьера, 19-купольный храм – жемчужина украинской столицы.
Софийский собор в Киеве был построен в XI в. Этот выдающийся архитектурный памятник Киевской Руси – одна из главных достопримечательностей украинской столицы. Название христианского храма связывалось с божественной мудростью (Софией), заключённой в новой для Киевской Руси религии. Интерьер собора хранит самое большое на планете количество мозаик и фресок XI в. С 1990 г. храм включён в перечень ЮНЕСКО.
Строительство Софийского собора
Если век основания храма не вызывает никаких разночтений, то относительно года мнения историков разделились.
В несторовской «Повести временных лет» говорится о том, что в 1037 г. князь Ярослав Мудрый основал Софийский собор и несколько других сооружений, в ознаменование победы над печенегами. А в Новгородской летописи датой основания указан 1017 г.
Тщательное исследование современных украинских учёных Никитенко и Корниенко назвало 1011–1018 гг. периодом строительства Софийского собора. Отсюда следует, что построили Софийский сбор двое: начал князь Владимир, а закончил – Ярослав. Последняя версия послужила основанием для празднования в 2011 г. тысячелетнего юбилея Софийского собора.
Для его возведения в XI в. были приглашены строители из византийского Константинополя. После постройки храм стал главным в Киевской Руси, отобрав это звание у Десятинной церкви. Здесь была резиденция православного митрополита. В нём короновались князья, принимались иностранные послы, у его стен собиралось киевское вече. Ярослав Мудрый основал при храме первую древнерусскую библиотеку. В те времена митрополичий двор опоясывался стеной, близ которой были дворцы бояр и жилища горожан.
Дальнейшая история собора полна драматичных событий. Его неоднократно захватывали и грабили враги, он частично разрушался, перестраивался и восстанавливался. В очень тяжёлый 1240 год захвата и разграбления Киева ордами Батыя, фасад храма, к счастью, уцелел, но погибли многие мозаики и фрески. На протяжении XV в. собор, как и весь город, дважды опустошался крымскими татарами.
Кроме набегов внешних врагов, негативное влияние на сохранность собора оказывали межконфессиональные распри. В конце XVI в. его захватили поддерживаемые Польшей униаты, не заботившиеся о сохранности. В этот период разрушалась крыша и своды галерей, было утрачено множество настенных росписей.
К середине XVII в. усилиями митрополита Петра Могилы храм возвратился к православным. Здесь был создан небольшой мужской монастырь. Обветшавший собор частично реконструировали в стиле барокко по проекту итальянского зодчего Октавиано Манчини. Повреждённые фрески и иконы были восстановлены, а купола получили грушевидную форму. Их количество увеличилось ещё на шесть.
После пожара 1697 г., уничтожившего окружавшие собор деревянные монастырские здания и ограждения, они начали заменяться каменными. За несколько десятилетий в стиле украинского барокко были возведены колокольня, трапезная, хлебня (пекарня), покои митрополита, монастырская стена и другие сооружения. В следующих веках кардинальных перестроек в храме не производилась.
После Октябрьской революции собор, ненадолго оказавшийся в руках автокефальных православных раскольников, функционировал до 1929 г. После закрытия над ним нависла угроза уничтожения. К счастью, 5 лет спустя он, вместе с монастырскими постройками XVIII в., вошёл в созданный историко-архитектурный заповедник София Киевская. После этого собор, к сожалению, был лишён ряда ценных элементов внутреннего убранства. Но в те же советские годы в рамках реставрационных работ были высвобождены из позднейших наслоений главные сокровища храма – мозаики и фрески XI в.
Богослужения возобновились уже в независимой Украине. Но продолжались они недолго. В соответствии с правилами ЮНЕСКО для сооружений, вошедших в её список, собор не должен принадлежать какой-либо религиозной организации и в нём не должны проходить службы. Это требование с 2005 г. нарушается один раз в году – в день украинской независимости. 24 августа в храме возносится «экуменическая молитва» об Украине. Местная православная церковь, относящаяся к Московскому Патриархату, участия в ней не принимает.
С XI века до наших дней, кроме собора, дошли лишь развалины Золотых ворот, бывших парадным входом в Киев периода Ярослава.
Особенности и фрески Софийского собора
Высота Софийского собора в Киеве – 29 м, длина – 55, а ширина – 42. Двухъярусные галереи окружают пятинефный храм с трёх сторон. По византийской традиции с запада в галереи встроены две башни, лестницы которых ведут на вместительные хоры. Главный купол Софийского собора – символ Христа. 12 куполов поменьше напоминают о Его апостолах. Подкупольное пространство выполнено в форме креста. Такой же вид в сечении имеют и столпы.
Внутри Софийский собор очень красив. Его интерьер расписан монументальной живописью – мозаикой и фресками. Центральный купол, алтари и арки собора покрыты уникальной сохранившейся мозаикой XI в. 177 оттенков общей площадью 260 м 2 (первоначально было 640 м 2 ). Основной материал мозаики – смальта (сплав стекла с окислами металлов). Её фрагменты, размером 1*1 см, вдавливались в свежую штукатурку.
Остальное пространство интерьера покрыто фресками. Их общая площадь превышает 3 тыс. м 2 , но сохранились они значительно хуже, чем мозаика. Фрески на стенах Софийского собора отображают библейские истории – детство Богородицы, Страсти Христовы, деяния апостолов, а также житие святых.
К особенностям собора относится и множество нацарапанных с XI в. настенных надписей – граффити. Некоторые из них сообщают ценные исторические сведения. Во время реставрации они, вместе с мозаикой и фресками, были освобождены от покрывавшей их побелки.
Главные реликвии, хранящиеся в храме – распятие, привезённое царицей Ольгой из Костантинополя, и «Шапка Мономаха» – монарший венец. Он был подарен Владимиру Мономаху императором Византии.
В соборе находилось более сотни захоронений, включая Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Саркофаг первого из них сохранился. Однако исследование обнаруженных в нём останков показало, что они принадлежали женщине.
Как добраться до Софийского собора в Киеве
Адрес собора – Володимирська вулиця, 24. Часы работы – с 10 до 17 (в среду – до 16:30), кроме четверга.
Ближайшие к храму станции метро – «Золоті́ воро́та» и «Майда́н Незале́жності». Выйдя с первой из них, достаточно спуститься по ул. Володимирська вулиця до Софийской площади. От метростанции «Майда́н Незале́жності» к Софийскому собору ведут два квартала ул. Софиевской.
Стоимость билетов: на территорию заповедника «София Киевская» – 3 UAH (гривны), в Софийский собор – 40 UAH (с экскурсионным обслуживанием). С 11 до 15 часов экскурсии, (в том числе на русском), проводятся ежечасно. Последние экскурсии в среду – в 15:30, в остальные дни – также в 16 и в 16:30.
Софийский собор в Киеве – свидетель правления Ярослава Мудрого и архитектурно-исторический заповедник
Софийский собор в Киеве
Софийский собор в Киеве – памятник древнерусского зодчества XI века, главный христианский храм домонгольской Руси, национальный музей-заповедник, мировое достояние ЮНЕСКО. Собор, воздвигнутый на самом высоком месте старого Киева, неподалеку от Майдана Независимости, открыт для туристов.
Каменная летопись
Основатель собора – князь Ярослав Мудрый, во времена правления которого Русь слыла образованнейшим государством Европы. Не только знатные горожане, но и простые люди знали грамоту, читали и писали. Князь говорил: «Велика бо польза бывает человеку от учения книжного».
В 1037 году на месте битвы киевлян с печенегами во славу победы русских воинов князь повелел заложить каменную церковь Святой Софии. В переводе с греческого имя «София» означает «мудрая», поэтому посвящение храма святой Софии воспринималось, как символ христианской мудрости, знак победы православия над язычеством. Храм, построенный в эпоху расцвета Киевской Руси, затмил все, что создавалось в русской земле в предыдущие эпохи.
Умный и любознательный Ярослав Мудрый превратил религиозный храм в культурный и общественно-политический центр Древнерусского государства. Софийский храм в Киеве – это центр летописания, переписывания и перевода книг и первой на Руси библиотеки, свидетель киевских вече, приема иностранных послов и церемоний «посажения» князей на киевский престол.
Строительство собора
Для строительства собора Ярослав Мудрый пригласил греческих мастеров. Главный храм могущественной державы строили 2,5 года 40 зодчих из Константинополя, не считая подмастерий. Неизгладимое впечатление на современников произвели огромные размеры собора – 55*37 метров.
Архитектурные особенности
Собор построили как крестово-купольный храм с пятью нефами – продолговатыми частями здания от входа до хоров, покрытыми сводами. Собор венчали 13 куполов в виде пирамидальной конструкции, символизирующей Христа и 12 апостолов.
В центре храма – главный купол, четыре купола – над алтарной частью, восемь – над западными углами здания. С трех сторон собор окружали два ряда галерей – гульбища (открытые балконы), которые облегчали массу собора, так что монументальное сооружение не «давило» на зрителей. Кровлю собора покрыли свинцовыми листами, уложенными на каменные своды купола.
Древнерусская кладка
Стены собора выложены из плоского прочного кирпича, плинфа, чередующегося с рядами крупных гранитных камней, залитых «цемянкой» – известковым раствором с добавлением толченого кирпича. Первоначальная кладка не штукатурилась.
На неоштукатуренных фасадах собора красовались декоративные ниши. Изящно и празднично украшали соборные стены плоские кирпичи, поставленные на ребро и «утопленные» в кладку здания.
Измененный облик храма
За тысячелетнюю историю собор разрушали, восстанавливали и перестраивали. В 1240 году хан Батый, захватив Киев, разграбил собор и уничтожил библиотеку, созданную Ярославом Мудрым. Грандиозное сооружение грабили крымские ханы и литовские князья. С тех пор заброшенный собор постепенно разрушался. Большой пожар 1697 года положил начало восстановлению Софийского собора.
Митрополиты Варлаам и Рафаил перестроили здание в стиле украинского барокко, соорудив 6 новых куполов, придав им грушевидную форму. С тех пор Софийский собор – 19-купольный. Над одноэтажными галереями построили вторые этажи, над входом соорудили красивую арку. Фасады украсили фигурными фронтонами, орнаментом и живописью. Окна получили пышные наличники и лепной орнамент. Перестроенный собор оштукатурили и побелили.
Тогда же появилась колокольня, новый иконостас и серебряные царские врата. 76-метровая колокольня напоминает пирамиду, состоящую из четырех частей, каждая – меньше предыдущей. Верхние ярусы – без межэтажных перекрытий и просматриваются через арочные проемы. Фасад украшен лепниной: фигурами Владимира Великого, апостола Андрея Первозванного и архангела Рафаила.
Внутреннее убранство Софийского собора
Интерьер Софийского собора сохранился с XI века. Центральное место занимает подкупольное пространство в виде креста. На севере и юге – открытые галереи. В центре собора – хоры в форме буквы П, на которые ведет винтообразная лестница. Здесь князь молился, принимал послов и обсуждал государственные дела.
В цилиндрах куполов – широкие оконные проемы, пропускающие естественный свет, так что подкупольное пространство залито ярким светом, дальние углы – в полумраке. Перегородки и колонны украшены образами 500 святых. На сводах куполов представлены сцены из Библии, в медальонах – фигуры ангелов.
Христианские сюжеты на стенах собора призваны просветить людей, которые не знали грамоты. Декоративно украшенные полы мозаикой и глазурованными керамическими плитами подчеркивают красоту интерьера.
Мозаики
Особая ценность в убранстве Софийского собора – мозаики центрального купола, его барабан, паруса, арки, два столпа и алтарь. 260 квадратных метров мозаичных изображений XI века выполнены из смальты – кусочков цветного стекла с вкраплением драгоценных камней. Разноцветье смальты получали, добавляя в жидкое стекло соли и окислы металлов: железа, меди, свинца и олова. В палитре мозаик Софийского собора 117 оттенков разного цвета.
Золотую смальту делали, накладывая на стеклянную массу тонкие листики золота, и заливали сверху тонким слоем жидкого стекла. Из золотой смальты создавали фон мозаик. Стеклянный орнамент выкладывали на влажной штукатурке. Над созданием мозаик трудились византийские мастера.
В алтаре – 6-метровое мозаичное изображение Богоматери в ярко-голубых одеждах. В мягком золотом мерцании Богородица, поднявшая руки к небу, будто просит Христа о снисхождении к грехам человеческим. Мозаика «Богоматерь Нерушимая Стена» увековечила образ, защитивший киевлян в лихую годину татарского нашествия. В 1240 году, ворвавшись в Киев, татары безуспешно били тараном в стену собора, где укрылись горожане. Били с той стороны, где сияло мозаичное изображение Богоматери. Стена устояла.
Над алтарной аркой – мозаичная композиция: три лика в круглых медальонах, Иисус, Дева Мария и Иоанн Предтеча. На столпах предалтарной арки – сцена Благовещенья с архангелом Гавриилом. В средней части алтаря – мозаичная композиция причащения апостолов перед Иисусом Христом «Евхаристия».
В зените купола – строгий лик Спаса Вседержителя в медальоне размером 4,1 метра. Образ обрамлен девятью окружностями разных цветов. Христос предстает как Царь Небесный и Судия на предстоящем Страшном суде. Христос восседает на троне в той одежде, которую носил в земной жизни. Правой рукой он делает благословляющий жест, в левой руке держит свиток с законом.
Он, Вседержитель, искупивший людские грехи и обновивший человеческую природу. Вокруг – четыре Архангела. Впечатляет мозаика «Архангел в синем». Огромная фигура архангела (3,85метра) в пышных одеждах. Плечи и грудь начальника ангелов усыпаны жемчугами и драгоценными камнями, на ногах – красные сапожки. В правой руке – Зерцало, символ предвидения.
На купольном барабане, в простенках между окнами – фигуры апостолов, на четырех парусах купола – пишущие евангелисты, на арках – медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников.
О чем говорят фрески
Стены, своды и столпы собора украшают фрески площадью 5000 квадратных метров. Фреска – живопись, нанесенная на сырую штукатурку минеральными разведенными на воде красками. Сложность работы в том, что мастер, допустив ошибку, не может исправить изображение: краски впитываются в штукатурку и намертво остаются в стенах на века. Реставрируя собор, художники заново прописали древние фрески яркими масляными красками.
Росписи фресок посвящены архангелу Михаилу, деяниям апостолов Петра и Павла, Святому Георгию – покровителю Ярослава Мудрого. Цикл росписей посвящен детству Богоматери и событию отправления апостолов на проповедь Евангелия. Фрески изображают сцены Страстей Христовых, Воскресения, посланий апостолов, сошествию на них Духа Святого.
«Окно в исчезнувший мир» – цикл фресок, посвященный светским темам из жизни византийского и киевского двора. Размещенные на лестничных башнях и ступеньках, ведущих на хоры, они повествуют о жизни князей:
- посещение Византии киевской княгиней Ольгой;
- торжественная встреча Ольги в Константинополе;
- семья Ярослава Мудрого, его сыновья и дочери;
- княгиня на приеме у императора Константина;
- праздник на ипподроме в честь княгини Ольги;
- выход княжеской дочери из дома;
- судьи императоры в отдельной ложе.
Фресковые композиции рассказывают, как жила и развлекалась феодальная знать. Фреска «Акробаты и скоморохи» изображает развлечения, унаследованные от славянских предков. Акробаты с шестом, музыканты и танцоры, ряженые, дудочники, органист с органом. Скоморохи, а также сцены охоты на вепря и медведя украшают стены башен.
Росписи храма объясняли смысл христианской религии и морали, излагали события Ветхого и Нового Завета, прославляли идею защиты народа Божьего Христом и Богоматерью. Они вместе с апостолами и мучениками находятся в вечном единении с церковью Христовой на Земле. И с нами, конечно, если мы того захотим.
Граффити
7000 тысяч древнерусских надписей, сделанных прихожанами собора XI-XIII веков на стенах Софийского собора, – граффити. Процарапанные острием на штукатурке, они рассказывают о важных событиях в жизни Киевской Руси, например, о смерти Ярослава Мудрого в 1054 году.
При реставрации собора найдено граффити на бытовую тему: «Козьма – вор, своровал мясо. Осиной тебя по голове. Аминь!» Также граффити утверждают, что Киев простоит до тех пор, пока будет стоять мозаика Богоматери «Нерушимая Стена».
Некрополь
Софийский собор – великокняжеская усыпальница со 100 захоронениями, где похоронены великие князья Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах.
Здесь же – мраморный шеститонный саркофаг Ярослава Мудрого, состоящий из двух частей: прямоугольной нижней части и двухскатной верхней крышки, украшенной виноградной лозой, пальмовыми ветками, кипарисами. В XIX веке здесь появилось надгробие митрополита Платона Городецкого.
Восстановленный собор
В XX веке собор хотели уничтожить большевики, но вмешательство Франции, королевой которой в то время была родственница Ярослава Мудрого, Анна, спасло собор. В 1934 году соборный ансамбль превратился в Государственный архитектурно-исторический заповедник «Софийский музей».
Реставрированные мозаики и фрески обновили собор, получивший в 1987 году европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников. Собор нельзя передавать религиозным организациям и совершать богослужения, кроме как в День независимости Украины.
Видео: духовный центр Руси
LiveInternetLiveInternet
- Регистрация
- Вход
—Метки
—Рубрики
- Киев (город) (51)
- Информация (45)
- Города (39)
- Архитектура (24)
- Монастыри и храмы (23)
- Памятники (19)
- Разное (14)
- Природа (12)
- Люди (12)
- Музеи, галереи и выставки (11)
- Львовская область (11)
- Запорожская область (10)
- Реки (9)
- Крепости и замки (9)
- Черкасская область (8)
- Хмельницкая область (8)
- Житомирская область (8)
- Одесская область (7)
- Автономная Республика Крым (7)
- Природные парки (6)
- Дороги (5)
- Черновицкая область (5)
- Полтавская область (5)
- Киевская область (5)
- Юмор (4)
- Моря (4)
- Закарпатская область (4)
- Донецкая область (4)
- Винницкая область (4)
- Праздники (3)
- Днепропетровская область (3)
- Волынская область (3)
- Усадьбы (2)
- Ратуши (2)
- Поселки и села (2)
- Озера (2)
- Черниговская область (2)
- Тернопольская область (2)
- Сумская область (2)
- Севастополь (город) (2)
- Ривненская область (2)
- Николаевская область (2)
- Луганская область (2)
- Ивано-Франковская область (2)
- Херсонская область (1)
- Харьковская область (1)
- Кировоградская область (1)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Софийский собор (Киев)
Софийский собор представляет собой всемирно известный памятник истории, архитектуры и монументальной живописи первой половины одиннадцатого века. Название собора, сооруженного в период расцвета Киевской Руси при княжении Ярослава Мудрого, происходит от греческого слова «софия» — «мудрость». Построенный как главный метрополичий храм Руси, был в древности общественно — политическим и культурным центром Киевского государства.
Собор Святой Софии был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри Собора сохранилось множество древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта.
Софийский собор стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.
Автор фото — Ольга Широкова (luchar)
Поскольку Собор святой Софии является государственным музеем-заповедником и внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать любой религиозной организации и проводить там богослужения. Исключение составляет день 24 августа — День независимости Украины, когда представители религиозных организаций совершают молитву об Украине (была введена с 2005 года), 22 ноября 2006 года Украинская православная церковь Московского Патриархата отказалась участвовать в будущем в этом мероприятии: согласно заявлению Синода УПЦ МП, молитва вместе с «отлученными от церкви» противоречит Апостольским Правилам.
История
Разные летописи называют датой закладки собора 1017 или 1037 год. Учитывая политическую обстановку на Руси, более вероятной видится вторая дата. Первоначально собор не был оштукатурен: для того чтобы можно было представить его исходный облик на фасадах оставлены участки раскрытой кладки.
В 1240 Софийский собор был разграблен и разрушен воинами Батыя, в 1385 — 90 гг. митрополит Киприан, воссоздал его из руин, после чего более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать. В 1596 собор переходит к Украинской греко-католической (Униатской) церкви, 1630-е годы отобран у неё киевским митрополитом Петром Могилой, который отреставрировал собор и основал при нём мужской монастырь. Работы по обновлению храма продолжались до 1740 года, когда он окончательно приобрёл нынешний облик.
Колокольня Софийского собора была построена по заказу гетмана Мазепы. До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый также по его заказу, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».
В 1934 архитектурный комплекс, куда помимо Софийского собора входит колокольня, дом митрополита, бурса, трапезная, южная въездная башня, западные ворота, братский корпус, кельи и консистория, был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей».
Архитектурные особенности
Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Нефы собора заканчивались на востоке пятью алтарными апсидами. Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центру здания. Центральный купол был окружён четырьмя меньшими, а остальные восемь куполов ещё более маленького размера располагались по углам собора. Барабаны куполов и апсиды имеют гранёную форму. Помимо окон, свободные участки стен украшены уступчатыми нишами и лопатками, расчленяющимии поверхность стен в соответствии с расположением внутренних несущих столпов.
Собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), снаружи кладка была покрыта раствором-цемянкой. Длина собора без галерей 29,5 м, ширина — 29,3; с галереями: 41,7 и 54,6. Высота до вершины главного купола 28,6 м, величина центрального подкупольного квадрата 7,6 м.
Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. Между тем, невозможно найти прямых аналогов Софийского собора в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были обычно меньше, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что перед византийцами была поставлена задача создания большого храма для торжественных церемоний, главного храма Руси, которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления барабанов глав для их освещения.
В то же время первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе — Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них — с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.
Вид собора с юго-восточного углаВ результате реставраций и перестроек XVII—XVIII веков собор существенно изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами (всего сейчас их 19). Собор был побелен. Древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для украинского барокко высокую грушевидную форму. Первоначальная структура собора наилучшим образом видна теперь со стороны алтаря, где раскрыты также фрагменты первоначальной отделки фасадов.
В интерьере Софийского собора господствует хорошо освещённое центральное подкупольное пространство, имеющее форму креста. Восточная его ветвь заканчивается главной апсидой, а боковые отделены от боковых нефов двухъярусными трехпролётными аркадами. Третьей такой же аркадой заканчивалась и западная ветвь подкупольного креста. Западная аркада не сохранилась, так как была разобрана при ремонте собора. Столпы собора имеют в сечении крестообразную форму. Боковые нефы собора и всю его западную часть занимают обширные хоры, соединяющиеся со вторым этажом галереей. Многочисленные купола собора на прорезанных окнами барабанах дают хорам хорошее освещение. Хоры собора предназначались для князя, его свиты и знати. Здесь князь слушал богослужение и, вероятно, здесь же проводились придворные церемонии. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.
Интерьер
Интерьер собора сохранил большое количество фресок и мозаик XI века, выполненных лучшими византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой половины XI века, так называемому аскетическому стилю.
Мозаикой был украшен центральный купол, его барабан, паруса и подпружные арки, а также центральная апсида и два стоящих по бокам от неё восточных столпа. В зените купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг Него представлены четыре архангела. Из них сохранился лишь один древний мозаичный, остальные дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками. В барабане между окнами изображены фигуры апостолов (от XI века сохранилась только одна фигура апостола Павла), ниже, на парусах купола, изображены пишущие евангелисты. Среди них с древних времён сохранилась лишь фигура евангелиста Марка. На подпружных арках располагаются медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников.
Самая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая Стена» — находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Под ней изображена Евхаристия — причащение апостолов Христом, а ещё ниже святители — древние святые епископы, Отцы Церкви.
Благовещение. Мозаика на алтарных столбах. XI век.
На восточных столпах собора сохранилось изображение Благовещения (на одном столбе фигура архангела Гавриила,
на другом — Богоматери). Мозаика была создана около 1040 года и является старейшим в русском искусстве
изображением данной сцены.
Остальная часть интерьера была расписана фресками. На сводах были не сохранившиеся до наших дней двунадесятые праздники, соответствующие важнейшим моментам евангельской истории. На боковых стенах центрального пространства (на боковых аркадах) сохранились сцены Страстей Христовых и Его Воскресения, цикл заканчивался сценами послания апостолов на проповедь и сошествием на них Святого Духа. Фресками расписаны и боковые апсиды, где представлены циклы детства Богоматери (протоевангелие), деяния апостолов, житие святого Георгия, деяния архангела Михаила, соответственно с освящёнными здесь приделами.
Многочисленные столпы собора и стены галерей покрыты образами святых. Своды и малые купола украшены изображениями небесных сил, в медальонах представлены поясные фигуры ангелов. В западной части подкупольного креста находилась ктиторская композиция. От неё сохранились лишь боковые части, а остальное изображение реконструируется по рисунку А. ван Вестерфельда, сделанному в 1651 г. По сторонам от Христа здесь были изображены равноапостолольные князь Владимир и княгиня Ольга, князь Ярослав Мудрый с макетом собора в руке и его супруга Ирина, а по бокам от них — сыновья и дочери.
Наиболее необычны изображения в лестничных башнях.
Здесь представлены сцены придворной жизни, константинопольский ипподром, музыканты, охота.
Также на стенах храма сохранилось множество граффити, в том числе XI—XII веков.
Некрополь
В соборе, а также на его территории было расположено около 100 захоронений. Могилы Ярослава Мудрого и его жены Ирины сохранились. Остальные, в том числе и Владимира Мономаха были утрачены.
Автор фото Ольга Широкова (luchar)
Автор фото Ольга Широкова (luchar)
Колокольня 1699-1706гг. Софийский собор. Киев.
Автор фото Silandr
Отредактировано bravedefender 18 июня 2009
Источник: