Собор Святой Софии в Киеве

Содержание
  1. Софийский собор в Киеве
  2. Фрески, мозаика и архитектура Софийского собора
  3. Строительство Софийского собора, его автор и история
  4. Захоронение князя Ярослава Мудрого
  5. Иконы Софийского собора
  6. Библиотека
  7. Десятинная церковь
  8. Как добраться до Софийского собора в Киеве
  9. pushmamba
  10. pushmamba
  11. Софийский собор в Киеве, памятник древнерусского зодчества.
  12. Софийский собор (Киев)
  13. Содержание
  14. История
  15. Архитектурные особенности
  16. Интерьер
  17. София Киевская. Часть 3: собор
  18. Софийский собор в Киеве
  19. История создания
  20. Архитектура и интерьер
  21. Альтернативная версия создания собора
  22. Софийский собор в Киеве – свидетель правления Ярослава Мудрого и архитектурно-исторический заповедник
  23. Софийский собор в Киеве
  24. Каменная летопись
  25. Строительство собора
  26. Архитектурные особенности
  27. Древнерусская кладка
  28. Измененный облик храма
  29. Внутреннее убранство Софийского собора
  30. Мозаики
  31. О чем говорят фрески
  32. Граффити
  33. Некрополь
  34. Восстановленный собор
  35. Видео: духовный центр Руси

Софийский собор в Киеве

Софийский собор является известнейшим храмом и памятником Киева, возведенным в первой половине XI века в центре города, а также всемирным памятником архитектуры и монументальной живописи XI века. Как гласит летопись, отстроил его князь Ярослав Мудрый там, где были повержены печенеги. Во времена Киевской Руси строение выступало в качестве культурного, политического и религиозного центра. Здесь посвящали в митрополиты, князья восходили на престол, осуществляли церковные сборы и встречали послов.

Храм является частью государственного архитектурно-исторического заповедника София Киевская, расположенного на территории 5 гектаров.

Сейчас место по большей части стало музеем — для богослужений составлен отдельный график. Молятся здесь в строго отведенное время, в прочие дни храм открыт для посетителей. В 1987 году святыня была награждена Европейской Золотой медалью за сохранение исторических памятников международным жюри Гамбургского фонда имени Альфреда Тёпфера.

Фрески, мозаика и архитектура Софийского собора

Софийский собор ценят за его архитектуру и интерьер. Первоначально его строили в качестве главного храма Руси, поэтому аналогичных зданий практически не существует.

Если обращаться к символике, высокий купол святыни является отсылкой к Иисусу Христу. Его 12 небольших куполов — к апостолам, четыре из которых стали символами евангелистов, проповедовавших учение Христа. Для создания центрального подкупольного пространства была выбрана форма креста. Такая же крестообразная форма у сечений столпов собора. Хоры получили великолепное освещение из-за любви знати к богослужениям.

Стены Софийского собора в Киеве могут удивить и своей мозаикой, сохранившейся с XI века. Ее палитра содержит свыше 170 оттенков, сама она является украшением центрального купола, арок и столпов. Наиболее известную мозаику Богородица «Нерушимая стена» поместили в сводчатую часть центральной алтарной апсиды, она стала изображением причащения апостолов Христом.

В свое время здесь было обнаружено огромное количество граффити и нацарапанных надписей, имеющих отношение к политическим деятелям и различным событиям. В самом начале в храме было примерно 650 м 2 мозаики, на сегодняшний же день сохранилось лишь 260 м 2 , а также 3000 м 2 фресок. Самая известная мозаика собора — Богоматерь — Оранта и Христос — Пантократор, которая является купольной.

В соборе есть большое количество фресок, которые знакомят с различными сценами из Библии — детством Богоматери, житием и образами святых, сценами страстей Христовых, деяниями апостолов и прочим.

Особой ценностью обладают фрески, на которых изображена вся семья Ярослава Мудрого. Данные изображения занимали северную, западную и южную стены основного нефа.

В соборе похоронено более ста человек, среди них Ярослав Мудрый и его жена Ирина. Часть захоронений за долгое время нахождения здесь была утрачена.

Строительство Софийского собора, его автор и история

Историки спорят о том, как появился собор, склоняясь к разным версиям. О точном годе строительства храма ничего не известно. Первая версия предполагает появление святыни во времена правления Владимира I Святославича, вторая говорит о том, что создание Софийского собора было начато с легкой руки Ярослава Мудрого. Часть историков считает, что постройка святыни была приурочена к приезду в Киев из Константинополя грека митрополита Феопемпта, который впоследствии стал предстоятелем русской церкви. Доподлинно известно лишь то, что Киевский Софийский собор стал местом основания первой на Руси библиотеки, этим также занимался Ярослав Мудрый.

Тем не менее есть ряд историков, которые называют 1037 год началом сооружения Софийского собора в Киеве. Они утверждают, что постройка велась три года, в ней принимало участие большое количество византийских, греческих и русских мастеров.

Софийский собор в Киеве на google-панораме:

В своем изначальном виде святыня была 13-купольным сооружением, спустя несколько веков она обзавелась еще шестью главами. В начале XVII века место было частично отремонтировано, на его территории появился ряд деревянных монастырских зданий, все они и сам собор были обнесены высоким забором из дерева. В качестве архитектора реконструкции Софийского собора выступил итальянец Октавиано Манчини, специально приглашенный в Киев митрополитом Петром Могилой.

На протяжении всей своей истории святыня много раз разрушалась, на нее нападали и разворовывали. С XI по XIII век место не раз было разорено половцами и печенегами. В 1180 году пожар привел к частичному разрушению храма. Больше всего разрушений святыне принесли татаро-монголы во главе с ханом Батыя, захватившие Киев в 1240 году. Тогда же ими был разграблен Софийский собор. Спустя 200 с небольшим лет храм снова был ограблен, на сей раз крымскими татарами. Лишь с XVII века начинается возрождение собора, в 1688 году он получает он получает большую помощь от гетмана Ивана Мазепы.

Наступление XX века также приносит невзгоды святыне. Из-за решения Советской власти Софийский собор чуть было не уничтожили, его спасло вмешательство Франции, королева которой приходилась дочерью князю Ярославу Мудрому. Благодаря этой протекции реликвия была спасена.

Чудом уцелевший храм в 1934 году стал местом создания Софийского музея-заповедника, он дал старт исследовательским и реставрационным работам. Кроме самой святыни в ансамбль входят колокольня, южная въездная башня, Дом митрополита, трапезная, ворота Заборовского, хлебня, бурса и братский корпус.

На сегодняшний день собор в длину без галерей протянут на 30 метров, в ширину он составляет чуть больше 29 метров.

Захоронение князя Ярослава Мудрого

Саркофаг Ярослава Мудрого занял алтарную часть бывшей северной внутренней галереи Софийского собора. Он является прямоугольным ящиком с двускатной крышкой, имеющей выступы по углам. На ящике и крышке имеются резные изображения кипариса, виноградной лозы, крестов, пальмы и прочего. Весит гробница около шести тонн, материалом для ее изготовления послужил проконесский мрамор, который был доставлен из Византии.

В 1936–1939 годы саркофаг был вскрыт и исследован, ученым тогда предстало зрелище перемешанных мужского и женского скелетов, что подтвердило догадку об ограблении гробницы. Позднее было установлено, что кости принадлежат Ярославу Мудрому и его супруге Ирине.

Иконы Софийского собора

Софийский собор насчитывал два киота, появившиеся здесь в XVIII веке. В 1850-х годах были проведены реставрационные работы, в результате которых киоты были заменены на ряд новых, пышно украшенных. Для их создания использовали дуб, сосну и лиственницу. В 1930-е годы все киоты демонтировали и перенесли, чтобы предоставить хороший обзор остальной живописи на стенах собора.

Зимой 2018 года в святыню был возвращен киот из дерева XIX века, когда-то он был местом хранения иконы Николая Мокрого — первой чудотворной иконы Киевской Руси, которая в период Второй мировой войны была вывезена за пределы страны.

Библиотека

Библиотека Ярослава Мудрого стала вместилищем легендарного собрания книг и документов, которые были собственностью Великого князя киевского. Как считают историки, начиная с XII века и позже она размещалась в Софийском соборе Киева, а также в его подземельях. На данный момент собрание утеряно, есть множество версий его расположения, тем не менее ни одна из них не подтверждена.

В 1969 году в западной части, недалеко от входа в святыню, установили мемориальный знак, посвященный библиотеке. Его украшает изображение Ярослава Мудрого, ниже него расположена цитата из «Повести временных лет». В качестве автора памятника выступил И. П. Кавалеридзе.

Десятинная церковь

В X–XI веках Киев был заполнен не только деревянными постройками, тогда же настало время первых каменных сооружений. Самой первой каменной церковью стала Десятинная, ее построил князь Владимир. Его сын Ярослав после восхождения на престол основательно перешел к перестройке города и возведению новых храмов и укреплений. Он возвел достояние Киева — Золотые Ворота и собор Святой Софии.

Те, кто придерживается теории о новой датировке святыни, находят непосредственную связь между теми, кто создавал собор, и строителями Десятинной церкви. Сомнений нет, что святыня в некой степени выступила в качестве творческого переосмысления Десятинной церкви, это подтверждает общая композиция и близкие масштабы.

Как добраться до Софийского собора в Киеве

Рядом с собором расположено достаточно много остановок, так что доехать до него не составит большого труда. Прямо рядом с национальным заповедником София Киевская размещена остановка «Софіївська», рядом с Софийской площадью есть остановка «площадь Софіївська», на небольшом удалении расположилась также остановка «Володимирська (вул. Велика Житомирська)», от которой до места нужно пройти какое-то время пешком.

От собора на примерно одинаковом удалении находятся две станции метро — Хрещатик и Театральна. От них до святыни движутся по улице Володимирьска.

Такси в Киеве представлено службами Uber, Яндекс. Такси и Максим. Также много местных служб.

Софийский собор в Киеве: видео

pushmamba

pushmamba

Софийский собор в Киеве, памятник древнерусского зодчества.

Первым значительным памятником древнерусского зодчества явился Софийский собор в Киеве — главный христианский храм домонгольской Руси. Его строительство начато в княжение Ярослава Мудрого, не ранее 1017 года и не позднее 1019 года, а освящен собор в 1032 году. Храм был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников. «Сим поражением уничтожена та орда и после не беспокоила уже России. В память сей-то знаменитой победы Ярослав на поле сражения основал великолепную церковь каменную во имя святой Софии», — писал митрополит Евгений Болховитинов. Первоначальная София Киевская была деревянной, и лишь несколько лет спустя Ярослав Мудрый начал возводить на ее месте монументальный каменный храм.

Храм Святой Софии в Киеве был построен в эпоху расцвета Киевской Руси. Он затмил собой все, что было создано на Руси в предыдущие эпохи, и не был превзойден в последующие века.

Колокольня Софийского собора на Софийской площади.

В ряду всемирно известных храмов Софийский собор в Киеве занимает одно из первых мест по художественному совершенству, красоте, величию и масштабам. Даже известный путешественник Павел Алеппский, видевший Софию Киевскую в XVII веке — в не самые лучшие для нее времена, — сказал, что «ум человеческий не в силах ее обнять». И совершенно справедливо первый русский митрополит Илларион в проповеди, сказанной им, вероятно, при освящении Софийского собора, восхищенно говорит: «Церковь дивна и славна всем окружным странам, яко же иной не найдется во всех землях от востока до запада».

Софийский собор был главным религиозным, общественно-политическим и культурным центром Древнерусского государства. Здесь происходили церемонии «посажения» великих киевских князей, у стен храма собиралось киевское вече, здесь велось летописание и размещалась первая на Руси библиотека. В одном из нефов собора была устроена великокняжеская усыпальница, где похоронены киевские князья Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах. А на внутренних стенах храма сохранилось около трехсот граффити — надписей и рисунков, относящихся к XII—XIII векам. Нацарапанные киевлянами того времени, они повествуют о бытовой и общественной жизни Киевской Руси, в них упоминаются имена Ярослава Мудрого, его сыновей Всеволода и Святослава, Владимира Мономаха, епископа Луки Белгородского, воеводы Ставра Гордятинича.

Огромные размеры собора производили на современников неизгладимое впечатление. Первоначальная ширина храма составляла 55 м, а длина (без апсид) — 37 м. Но это монументальное сооружение, выложенное из розовой плинфы, отнюдь не «давило» на зрителя! Массу собора облегчали открытые галереи, которые как бы связывали храм с окружающим пространством, с природой, делали его доступней и человечней. Чем выше, тем стремительней нарастали объемы, ступенями восходя к завершению — центральному куполу на высоком барабане.

Фасады этого удивительно гармоничного и монументального сооружения были украшены орнаментами из кирпичей, поставленных на ребро и «утопленных» в кладку здания, а также фресками. Фрагменты этих фресок и сейчас еще можно видеть у северного и южного входов и в некоторых других местах.

Как пишет «Повесть временных лет», в Софийском соборе князь Ярослав Мудрый хранил свою легендарную библиотеку: «Ярослав же любил книги и, много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными. » Эта древнейшая русская библиотека, как считают некоторые исследователи, до сих пор хранится где-то в подземельях Софии Киевской. В стенах собора находилась и первая в России школа. Здесь же был устроен скрипторий — помещение, в котором монахи переписывали и переводили книги. И здесь же в 1054 году нашел свое упокоение в мраморном саркофаге основатель собора — князь Ярослав Мудрый. Кроме него в Софийском соборе были погребены князья Изяслав Ярославич (убит в 1078 г.), Всеволод Ярославич (ум. в 1093 г.), Ростислав Всеволодович (погиб в 1094 г.), Владимир Мономах (ум. в 1125 г.).

Читайте также  Нови сад достопримечательности

За свою многовековую историю собор пережил множество невзгод: нападения врагов, грабежи, пожары, частичные разрушения. Храм многократно разоряли не только внешние неприятели, но и русские князья. Князь Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взявший Киев в 1169 году, ограбил ризницу Софийского собора и вывез драгоценные иконы, ризы, книги и даже снял колокола. В 1204 году его «подвиг» повторил князь Рюрик Ростиславич Смоленский, содравший оклады с икон и похитивший драгоценную утварь собора, книги и даже одеяния древних киевских князей, хранившиеся в храме. Новым ударом стало нашествие Батыя. В 1240 году ворвавшиеся в город татары, по словам митрополита Евгения Болховитинова, «искали сокровищ не только в кладовых, но и в стенах церквей и в самых гробах князей».

В результате Батыева погрома храм лишился кровли и долгие годы стоял под открытым небом. От непогоды стены начали трескаться, поврежденный собор постепенно разрушался. Рухнула верхняя часть здания, громадная трещина пересекла всю алтарную часть. Первая частичная реставрация собора была проведена только в конце XIV столетия. Но лишь в 1640-х годах митрополит Петр Могила, основавший при Софийском соборе мужской монастырь (впоследствии упраздненный), впервые за многие годы полностью отреставрировал храм, пригласив для работ итальянского архитектора О. Манчини.

Собор был построен в классическом «византийском» стиле и имел, как считают некоторые исследователи, 25 куполов (по другим данным — 13 куполов). Тринадцать центральных куполов храма, покрытые листовым свинцом, символизировали Христа и двенадцать апостолов. Фасады храма не были оштукатурены. Их украшали декоративные ниши, орнамент, живопись. Еще в 1651 году, судя по рисункам голландского художника А. ван Вестерфельда, собор сохранял свои первоначальные формы. В последующие времена собор неоднократно менял свой облик, обрастая пристройками и надстройками. Двенадцать древних куполов были разобраны. В 1685—1707 годах храм был основательно перестроен в стиле барокко, были сооружены шесть новых куполов. Тогда же были надстроены вторые этажи над внешней галереей, а пять центральных куполов получили грушевидную форму, характерную для эпохи украинского барокко XVII—XVIII веков. На восточном и западном фасадах собора были сооружена фигурные фронтоны, а окна получили пышные барочные наличники. Спустя почти полвека, в 1744—1748 годах, при митрополите Рафаиле Заборовском фронтоны и барабан центрального купола украсил лепной орнамент. Тогда же был установлен новый иконостас и серебряные Царские врата. В соборе хранилась чудотворная икона Любечской Богоматери и мощи священномученика Макария, митрополита Киевского, убитого 1 мая 1497 года татарами по пути из Вильно в Киев.

Софийская площадь.1840 г Софийская площадь.1851 г

Внутреннее пространство храма осталось почти не затронуто позднейшими переделками. Переступив порог храма, зритель попадает во внутреннее пространство — высокое, торжественное, где среди причудливой игры света и тени мерцают древние мозаики и переливаются многоцветные фрески.

Дальние углы собора тонут в полумраке.

Первоначально алтарная часть собора от сводов до пола была покрыта мозаичными картинами, выполненными на золотом мозаичном фоне. Мозаики Софийского собора в Киеве — выдающиеся произведения древнерусского монументального искусства. А мозаичные композиции «Богоматерь Нерушимая Стена» и образ Богоматери из деисусного чина относятся к выдающимся образцам мирового искусства.

«Окном в исчезнувший мир» являются фрески лестничных башен, ступеньки которых ведут на хоры. В отличие от храмовых они выполнены не на религиозные, а на светские темы. Здесь можно увидеть бытовые и жанровые сценки из жизни Константинополя и Киева эпохи Ярослава Мудрого: ипподром с публикой, судьями и императором в отдельной ложе; кукольный «вертеп»; потехи — скоморохов, ряженых, борцов, танцоров, дудочников, органистов, играющих на органе; охоту на медведя; выход княжны из дворца.

Мозаики и фрески Софийского собора были призваны играть важную роль: они являются как бы «Библией для неграмотных». Ведь Русь только-только была крещена, и Церковь придавала огромное значение изобразительному искусству — росписи храма как бы объясняли неофитам сущность христианской религии и морали, излагали события Ветхого и Нового Завета. Эта роль церковного изобразительного искусства снова стала важной и в наши дни.

Система мозаичной и фресковой росписи Софийского собора была призвана отразить в образах искусства идею защиты православной Руси Христом и Богоматерью. Они вместе с апостолами, евангелистами, святителями и мучениками находятся в вечном единении с Церковью Христовой на земле. И конечно с нами, если мы того захотим.

Софийский собор (Киев)

Собо́р Свято́й Софи́и (Софи́йский собо́р) — храм, построенный в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранились некоторые оригинальные фрески и мозаики, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта.

Софийский собор стал первым, внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, памятником архитектуры на территории Украины.

Поскольку здание собора — часть Государственного архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей» и внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, его запрещено передавать какой-либо религиозной организации и совершать в нём богослужения. Исключение составляет день 24 августа — День независимости Украины, когда представители религиозных организаций совершают молитву об Украине (была введена с 2005 года); 22 ноября 2006 года Священный Синод Украинской православной церкви (Московский патриархат) заявил о невозможности для себя участвовать в такого рода мероприятиях. [1]

К ансамблю Софийского собора относятся Дом митрополита и ворота Заборовского.

Содержание

История

Разные летописи (все они созданы позже времени строительства собора) называют датой закладки собора 1017 или 1037 год. Так, в «Повести временных лет» повествуется о закладке в 1037 году сразу нескольких построек — Золотых ворот, монастыря Святого Георгия, церкви Святой Ирины и Софийского собора. Более поздняя Новгородская первая летопись указывает как дату закладки 1017 год. Некоторые исследователи высказывают предположения, что в 1017 году был заложен деревянный храм, а через двадцать лет каменный. [2] Учитывая политическую обстановку на Руси, более близкой к истине считается вторая дата. В начале 2010 года сотрудники музея заявили, что «на основании многочисленных древних надписей на стенах и церковной традиции» они пришли к выводу, что собор был основан 4 ноября 1011 года, то есть во время княжения Владимира Святого [3] ; данная версия оспаривается [4] .

В 1240 году Софийский собор был разграблен и частично разрушен воинами Батыя, в 1385—90 гг. митрополит Киприан восстановил его, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать. В 1596 году собор переходит к Украинской грекокатолической (Униатской) церкви, 1630-е годы отобран у неё киевским митрополитом Петром (Могилой), который отреставрировал собор и основал при нём мужской монастырь. Работы по обновлению храма продолжались до 1740 года, когда он окончательно приобрёл нынешний облик.

Колокольня Софийского собора была построена по заказу гетмана Мазепы. До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый также по его заказу, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».

В 1934 году архитектурный комплекс, куда помимо Софийского собора входит колокольня, дом митрополита, бурса, трапезная, южная въездная башня, западные ворота, братский корпус, кельи и консистория, был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей».

Архитектурные особенности

Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Центральный неф и трансепт значительно шире боковых нефов, образуя в интерьере собора четкий крест. Крестообразная композиция была видна и снаружи храма. Нефы собора заканчивались на востоке пятью алтарными апсидами. Собор имел пирамидальную композицию. Цилиндрические своды, перекрывавшие его центральный и поперечный нефы, ступенчато поднимались к центру здания. Центральный купол был окружён четырьмя меньшими, а остальные восемь куполов ещё более маленького размера располагались по углам собора. Барабаны куполов и апсиды имеют гранёную форму. Помимо окон, свободные участки стен украшены уступчатыми нишами и лопатками, расчленяющими поверхность стен в соответствии с расположением внутренних несущих столпов.

Собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), снаружи кладка была покрыта раствором-цемянкой. Для того чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены участки раскрытой древней кладки. Длина собора без галерей 29,5 м, ширина — 29,3; с галереями: 41,7 и 54,6. Высота до вершины главного купола 28,6 м, величина центрального подкупольного квадрата 7,6 м.

Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. Между тем, невозможно найти прямых аналогов Софийского собора в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были обычно меньше, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что перед византийцами была поставлена задача создания большого храма для торжественных церемоний, главного храма Руси, которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления барабанов глав для их освещения.

В то же время первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе — Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них — с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.

В результате реставраций и перестроек XVII—XVIII веков собор существенно изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами (всего сейчас их 19). Собор был побелен. Древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для украинского барокко высокую грушевидную форму. Первоначальная структура собора наилучшим образом видна теперь со стороны алтаря, где раскрыты также фрагменты первоначальной отделки фасадов.

В интерьере Софийского собора господствует хорошо освещённое центральное подкупольное пространство, имеющее форму креста. Восточная его ветвь заканчивается главной апсидой, а боковые отделены от боковых нефов двухъярусными трехпролётными аркадами. Третьей такой же аркадой заканчивалась и западная ветвь подкупольного креста. Западная аркада не сохранилась, так как была разобрана при ремонте собора. Столпы собора имеют в сечении крестообразную форму. Боковые нефы собора и всю его западную часть занимают обширные хоры, соединяющиеся со вторым этажом галереей. Многочисленные купола собора на прорезанных окнами барабанах дают хорам хорошее освещение. Хоры собора предназначались для князя, его свиты и знати. Здесь князь слушал богослужение и, вероятно, здесь же проводились придворные церемонии. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.

Интерьер

Интерьер собора сохранил некоторые фрески и мозаики XI века, выполненные византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой половины XI века — так называемому аскетическому стилю.

Мозаикой был украшен центральный купол, его барабан, паруса и подпружные арки, а также центральная апсида и два стоящих по бокам от неё восточных столпа. В зените купола располагается мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора), вокруг Него представлены четыре архангела. Из них сохранился лишь один древний мозаичный, остальные дописаны в XIX веке М. А. Врубелем масляными красками. В барабане между окнами изображены фигуры апостолов (от XI века сохранилась только одна фигура апостола Павла), ниже, на парусах купола, изображены пишущие евангелисты. Среди них с древних времён сохранилась лишь фигура евангелиста Марка. На подпружных арках располагаются медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников.

Самая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая Стена» — находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Под ней изображена Евхаристия — причащение апостолов Христом, а ещё ниже святители — древние святые епископы, Отцы Церкви.

Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре собора, XI век

София Киевская. Часть 3: собор

В первой части мы любовались Киевом с колокольни Софийского собора, во второй — бродили круг да около, ну а в третьей пройдём на соборный двор и внутрь храма. Киевская София, конечно, и так всем известна, во френд-лентах светится регулярно и даже в ВКН ЮНЕСКО вошла ещё в 1990 году, вместе с Московским кремлём, Петербургом, Кижами и Хивой. Но это — сердце Древней Руси, краеугольный камень всех её потомков, и потому не рассказать о ней в своём журнале я не могу.

Историю Софийского собора я уже рассказал в прошлых частях, но сейчас повторюсь. По легенде, в год Крещения Руси были заложены три деревянных Софийских собора в Киеве, Новгороде и Полоцке — «сыновья» Софии Константинопольской, главного в те века храма всего христианского мира. В 11 веке они отстроились в камне, и в Киеве София стала вторым каменным храмом после Десятинной церкви (988). Та была главной в Городе Владимира, а София стала главной в гораздо более крупном Городе Ярослава. Её строили приглашённые византийцы — но сама Византия подобных храмов не знала:

Читайте также  Мечеть султана омара али сайфуддина

13-главый собор с лестничными башнями, охваченный двумя рядами галерей. С башнями и галереями всё вполне ясно — климат требовал более толстых стен, поэтому лестницы были вынесены в отдельные башни; галерея делалась для беспрепятственных крёстных ходов в дожди и метели. А вот 13 главок в виде пирамиды стали чем-то вроде «наглядного пособия» для вчерашних язычников: Христос — 4 евангелиста — остальные апостолы. Новгородцы, когда строили в камне свою Софию, решили, что 13 главок — перебор, оставив только Христа и евангелистов. Так и родилось русское пятиглавие:

София оказалась одной из немногих церквей, переживших монгольское нашествие, и оставалась сердцем средневекового Киева. Тут кто-то спрашивал — неужели в Киеве ничего не осталось со Средних веков? Но в том-то и дело, что в сдувшейся княжьей столице, превосходившей давным-давно Париж и Лондон, новых храмов просто не требовалось: до 17 века, когда Киев вновь пошёл в рост, София и несколько уцелевших церквей, а также Лавра, вмещали всех прихожан. А Киевская митрополия (полное название — Киевская, Галиция и всея Руси) с 1458 года базировалась в Вильнюсе.

. потому и Киевский митрополит Михаил Рогоза, в 1595 подписавший Брестскую унию, к Киеву не имел почти никакого отношения. Киевская митрополия с этого момента стала греко-католической, и в Речи Посполитой началось триумфальное шествие новой конфессии. споткнувшейся как раз о Киев. Греко-католики, которым сразу же передали Софию, так и не смогли завладеть Киево-Печерской Лаврой, православные нашли себе хорошую защиту в лице казаков, которые не гнушались и физической расправой над чересчур рьяным униатами, и наконец в 1620 году Иерусалимским патриархом была образована уже православная Киевская митрополия во главе с митрополитом Иовом (Борецким), чьей резиденцией стал соседний Михайловский Златоверхий собор. Эту историю, впрочем, я рассказывал уже в прошлой части, и кончилась она тем, что в 1633 году греко-католики оставили Софию, польский король признал легитимность православной митрополии на своих землях, в 1637 году сдался последний киевский оплот униатства — Выдубицкий монастырь, а в 1654 году и сам Киев вошёл в состав православного Русского Царства. На западных землях же к началу 18 века греко-католичество полностью вытеснило православие, и было ликвидировано Россией уже в 1830-е годы, но прекрасно себя чувствовало в Австро-Венгрии, откуда и вернулось в Киев уже в наше время. Киевская митрополия же с 1688 года окончательно подчинилась Москве, и примерно тогда же в Софийском соборе началась масштабная реконструкция.

Несмотря на внушительный размер (42х55 метров), София невысока (29 метров) и даже приземиста, а во всей красе оценить её можно лишь сверху. Соборный двор, стены и ворота которого я показывал в прошлой части — это фактически Киевский кремль с периметром около километра, а во внешний мир обращена колокольня:

Её историю я уже рассказывал в первой части, но сейчас повторюсь. Она возведена в 1697-1706 годах на средства гетмана Мазепы, и в Киеве играла ту же роль, что Адмиралтейская игла в Петербурге, замыкая перспективы от всех городских ворот. впрочем, построена она была с ошибками, и её верхние ярусы пришлось перекладывать уже в 1740-е годы. В 1806 году в колокольню ударила молния, и к 1812 её верхушка была перестроена в «петербургском» духе со шпилем. Окончательный облик она приобрела в 1851-52 годах, когда был надстроен 4-й ярус с грушевидным куполом. Тем не менее, что колокольня перестраивалась трижды, совсем не заметно — потрясающе цельная и выдержанная в духе «высокого» украинского барокко, на мой взгляд это красивейшая колокольня Украины. К тому же одна из самых высоких — 76 метров.

Особенно хороши детали — такую пышность без аляповатости ещё поискать:

О внутреннем устройстве колокольни и видах с неё — см. первую часть:

Сама же София, на первый взгляд, перестроена до неузнаваемости. Хотя на самом деле всего-то: переделали главки, заложили кирпичом и надстроили ещё парой главок обводные галереи да лепнины поналепили.

На мой взгляд получилось довольно громоздко:

Достаточно сравнить с новгородской «сестрой», судьба которой, впрочем, была гораздо завиднее:

Я не знаю, есть ли ещё на Руси храмы таких необычных пропорций, но в целом София выглядит группой сросшихся зданий:

Поймите меня правильно — я очень люблю украинское барокко, однако всё же саму реконструкцию Софии считаю не самым удачным его проявлением. Хороши детали, которых при этом ровно столько, чтобы любоваться каждой, но вот в цельную картину они как-то не складываются:

Однакор здесь Киевская София диаметрально противоположна Новгородская. Та почти не изменилась снаружи, зато Киевская — внутри. И если в Новгороде древний храм скрывает внутри помимо великолепных икон и реликвий унылые казённые росписи 19 века, громоздкая барочная Киевская София сберегла внутри Древнюю Русь:

Потускневшие фрески, и ещё яркие мозаики, да пышный барочный иконостас (1731-47), и ничего лишнего, а над всем этим царит Богоматерь Оранта «Нерушимая Стена». Оранта («молящаяся») — название сюжета, изображающего Богородицу с воздетыми руками, а «Нерушимой Стеной» называется конкретно эта. И мне кажется, она ни кто иная, как Душа Руси:

В Новгороде тоже была подобная фреска — Христос Вседержитель в главном куполе со сжатой в кулак ладонью, которой, как считалось, держал Новгород. но та фреска была уничтожена в войну прямым попаданием авиамбомбы.

Киевская София ещё в 1934 году стала музеем, и остаётся таковым поныне. Статус ЮНЕСКО обязывает драть за вход по-драконовски — что-то вроде 100 гривен на человека (400-450р.). Кроме того, в Софие я для себя поставил точку в вопросе, чьи же храмы на Украине самые нелояльные к фотографам. Не Московский патриархат, и не римо-католическая церковь, а храмы-музеи! Смотрительниц много, следят за туристами внимательно. На пару-тройку кадров закрывают глаза, а вот дальше начинают бесноваться вплоть до подбегания, закрывания объектива ладонью и угроз милицией. Тем не менее, я наснимал тут кадров 20, хотя качество и не ахти.

Часть фресок всё-таки 19 века, некоторые (как в Кирилловской церкви и Владимирском соборе) делал Врубель. Разница 11 и 19 веков видна невооружённым глазом:

В старых притворах (после реконструкции оказавшихся в глубине собора) фрески сохранились куда лучше, чем в главном зале:

В притворе левее главного зала — древний саркофаг, изготовленный в Византии чуть ли не в 6 веке, где покоится Ярослав Мудрый. Вернее, покоился — его могила вскрывалась четыре раза (1934, 1939, 1964, 2009), по его черепу было реконструировано его лицо. но где-то между 1939 и 2009 годами останки Ярослава исчезли. Вернее, ныне в саркофаге женские кости, собранный из двух скелетов (!), причём один относится и вовсе к скифским временам (. ), и судя по следам тяжёлго физического труда, это были явно не знатные особы. Кто, зачем и куда вывез княжий прах — нет даже приблизительных версий. Говорят, это сделали отступавшие из Киева фашисты или националисты, и скорее всего прах был утерян в военной неразберихе, хотя некоторые предполагают — теперь князь покоится в одной из эмигрантских церквей Америки. Большинство же князей покоились в Десятинной церкви, и их могилы утрачены вместе с ней.

В галереях ныне музей (в том числе макет древнего Киева, частично показанный в прошлой части), росписи явно моложе:

А вот росписи лестницы сохранились прекрасно. Попадаются очень странные сюжеты. Увы, я не знаток.

С хоров (где смотрительницы особенно вредные) вид особенно хорош:

А вон там, за теми колоннами — ещё один музейный зал с фресками, мозаиками и скульптурами Михайловского Златоверхого собора (см. прошлую часть), которые оттуда развезли по музеям перед сносом:

Там же всякие выставки, например Богородица, сложенная из писанок (пасхальных яиц):

А ещё здесь сохранились граффити, покрывающие древнюю роспись везде, куда могла дотянться рука. Удивительно, но в Древней Руси было нормально писать на стенах храмов, и выцарапанные на штукатурки или камне буковки и рисуночки попадаются повсюду. Такие есть и в Новгороде на уцелевшем фрагменте древних фресок, и в Галиче, и наверное где-то ещё. Маленькие-маленькие люди, чья жизнь стоила копейки, обычный возобновляемый ресурс для княжеских амбиций. но при том в Киеве и Новгороде почти поголовно грамотные (в отличие от Галича, где рисунки явно преобладают над надписями). Я много слышал об отдельных граффити Софии: например, тут где-то есть рецепт языческого снадобья, к которому другим почерком приписано что-то вроде «грех великий писать такое!»; есть что-то вроде «[некто] — парась», есть какие-то полуофициальные надписи, сделанные священниками — навроде мемориальных досок, есть афтографы князей. Я не сумел прочитать даже те, что нашёл. Но это потрясающее чувство — «общаться» вот так вот с людьми, жившими почти тысячу лет назад.

Другие здания Митрополичьего двора построены в 18 веке, как и колокольня. Трапезная церковь (1722-30) также известна как Тёплая София — в ней молились зимой:

Дворец Митрополита (1722-30, надстроен в 1748 году) стоит напротив входа в собор. Его построил Рафаил (Заборовский), и по-моему это лучший образец украинского барокко в гражданском зодчестве:

Причём красив не только фасад:

Внутри сохранились интерьеры, дополненные мебелью:

Росписи прямо как в русских теремах:

Лепнина на потолке:

И великолепные изразцовые печи — вроде бы на родных местаз, но не знаю, какого века:

Ещё тут есть бывшая Софийская бурса (1763-67, ныне архив):

Консистория, в 1848-50 годах перестроенная из пекарни 1720-х годов (извиняюсь за самоповтор кадра):

Братский корпус (1760-е):

И колоритные задворки:

Вот так изнутри выглядит Южная башня:

А так — ворота Заборовского, чьим красивейшим барочным порталом мы любовались в начале прошлой части. В те времена сюда вела прямая улица от руин Золотых Ворот (использовавшихся, впрочем, по назначению). А ещё на территории Софии растут породистые киевские каштаны, чьи орёхи твёрдые, как камушки.

. Визуально древнерусский Киев не имел с современным Киевом почти ничего общего. Город строгих кирпичных храмов, сферических куполов, и бесконечных деревянных кварталов. Да и если сейчас Подол воспринимается как «впадина», в те времена напротив — Верхний город был «горой», нависавшей над Подолом, примерно как Высокий замок над Львовом или Хоэнзальцбург над Зальцбургом. Собственно, весь Киев был меж двух центров — детинцем на горе и портом на Днепре, служа «южными воротами» Пути из варяг в греки (равно как Новгород отвечал за «северные ворота»). Ещё где-то слышал (но подтверждений так и не нашёл), что Киев украшало несколько греческих статуй, завезённых из Византии. А после Великого раскола 1054 года Киевская Русь так и не сделала явного выбора, ориентируясь на Константинополь, но и связи с Римом не порывая — так, в 1089 году Киев посещали послы антипапы Климента III, а первый «латинский» монастырь здесь возник ещё в 1228 году, незадолго после того, как крестоносцы разгромили Царьград. Возвышение Киева начали в 860 году варяги Аскольд и Дир — здесь Север встречался с Югом. Почти столько же, сколько сам город, существует его еврейская община (о чём напоминают древние Жидовские ворота и «Киевское письмо» 10 века — древнейший аутентичный документ с территории Руси), пережившая и Монгольское нашествие, и княжьи войны, и Хмельниччину, и погромы ХХ века, и Холокост, а рассеявшаяся лишь в наше время. Дочери киевских великих князей выходили замуж за европейских монархов. Торговля с Великой Степью и Азией держалась на хазарах. По этим улицам собственной персоной ходил Илья Муромец. И хотя и нынешний Киев непохож ни на что, Древний Киев был непохож ни на что в ещё большей степени. Остаётся лишь пытаться его себе представить.

Написал бы ещё, но как-нибудь потом. Теперь меня ждёт Калининград.

Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Киеве — храм, в котором богослужения проводятся по графику. Один из символов украинской столицы фактически стал музеем. Молиться Богу здесь можно только в строго отведенные дни. Остальное время отведено для туристов и простых зевак.

История создания

Приказ о строительстве собора отдал в 11 веке Ярослав Мудрый. Одна из версий гласит, что возведение храма было связано с приездом в город митрополита Феопемпта — будущий предстоятель русской церкви, грек, переезжал из Константинополя.

Читайте также  Набель тунис достопримечательности

Изначально собор представлял собой 13-купольное сооружение, к которому через несколько веков добавили еще 6 глав. А к 17 веку здание реконструировали в стиле украинского барокко.

На протяжении десяти веков своего существования собор не раз подвергался нападкам захватчиков. В 13 веке он пережил нашествие Батыя — его орды разрушили чуть ли не все здание и вынесли драгоценную утварь. Два века спустя храм грабили уже крымские татары, убившие митрополита Киевского святого Макария.

В 14 веке уже добивали собор униаты. В храме к этому времени уже прекратились богослужения, а само здание держалось, как говорится, на честном слове. Ключевую роль в восстановлении собора сыграл Митрополит Петр, который в 1633 году привлек к работам итальянского архитектора Октавиано Манчини. Конец 17 века стал временем окончательного возвращения Софийского собора, когда были восстановлены иконы, фрески, а само здание приобретает главы грушевидной формы и украшенные лепниной стены.

Октябрьская революция напрямую повлияла на Софийский собор. До 1917 года он оставался кафедральным собором митрополитов Киевских и Галицких, а с наступлением советского режима здесь началась настоящая борьба за власть — кто из митрополитов может называть себя настоящим. Раскол в церкви мог привести к расколу в обществе, поэтому собор решили быстро закрыть и превратить его в музей-заповедник.

После выхода Украины из состава Советского Союза в соборе возобновились богослужения. Однако вскоре здание попало в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в соответствии с которым в храме были запрещены все службы. Исключения составляют только некоторые религиозные праздники.

Архитектура и интерьер

Софийский собор знаменит своей архитектурой и интерьером. Изначально он строился как главный храм Руси, поэтому очень сложно найти аналогичные здания, например, в Византии. Хотя строители были выписаны прямо из Константинополя.

С точки зрения символики высокий купол храма напоминает прихожанам об Иисусе Христе. Двенадцать небольших куполов — об апостолах, а четыре из них символизируют евангелистов, которые проповедовали учение Христа.

Центральное подкупольное пространство собора выполнено в форме креста. Такую же — крестообразную форму — имеют в сечении столпы собора. Для хоров здесь было создано прекрасное освещение — знать очень любила слушать богослужения.

Сегодня в Софийском соборе можно увидеть мозаику, которая сохранилась с 11 века. Палитрой более чем в 170 оттенков, она украшает центральный купол, арки, столпы.

В соборе можно насчитать более 100 захоронений. Здесь есть саркофаг Ярослава Мудрого и его жены Ирины. Впрочем, некоторые захоронения в течение многих веков были утрачены.

Альтернативная версия создания собора

Ученые из 12 стран весной 2012 года заявили о том, что Софийский собор был построен на 26 лет раньше, чем гласит официальная версия. Новая дата — ориентировочно 1011 год — была зашифрована в настенных надписях. Соответственно, основателем собора не может быть Ярослав Мудрый.

Исследование костей, которые находились в саркофаге великого князя, показали, что они принадлежат женщине. Куда делись останки Ярослава Мудрого, неизвестно. По одной из версий, они хранятся в Бруклинской церкви.

Софийский собор в Киеве – свидетель правления Ярослава Мудрого и архитектурно-исторический заповедник

Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Киеве – памятник древнерусского зодчества XI века, главный христианский храм домонгольской Руси, национальный музей-заповедник, мировое достояние ЮНЕСКО. Собор, воздвигнутый на самом высоком месте старого Киева, неподалеку от Майдана Независимости, открыт для туристов.

Каменная летопись

Основатель собора – князь Ярослав Мудрый, во времена правления которого Русь слыла образованнейшим государством Европы. Не только знатные горожане, но и простые люди знали грамоту, читали и писали. Князь говорил: «Велика бо польза бывает человеку от учения книжного».

В 1037 году на месте битвы киевлян с печенегами во славу победы русских воинов князь повелел заложить каменную церковь Святой Софии. В переводе с греческого имя «София» означает «мудрая», поэтому посвящение храма святой Софии воспринималось, как символ христианской мудрости, знак победы православия над язычеством. Храм, построенный в эпоху расцвета Киевской Руси, затмил все, что создавалось в русской земле в предыдущие эпохи.

Умный и любознательный Ярослав Мудрый превратил религиозный храм в культурный и общественно-политический центр Древнерусского государства. Софийский храм в Киеве – это центр летописания, переписывания и перевода книг и первой на Руси библиотеки, свидетель киевских вече, приема иностранных послов и церемоний «посажения» князей на киевский престол.

Строительство собора

Для строительства собора Ярослав Мудрый пригласил греческих мастеров. Главный храм могущественной державы строили 2,5 года 40 зодчих из Константинополя, не считая подмастерий. Неизгладимое впечатление на современников произвели огромные размеры собора – 55*37 метров.

Архитектурные особенности

Собор построили как крестово-купольный храм с пятью нефами – продолговатыми частями здания от входа до хоров, покрытыми сводами. Собор венчали 13 куполов в виде пирамидальной конструкции, символизирующей Христа и 12 апостолов.

В центре храма – главный купол, четыре купола – над алтарной частью, восемь – над западными углами здания. С трех сторон собор окружали два ряда галерей – гульбища (открытые балконы), которые облегчали массу собора, так что монументальное сооружение не «давило» на зрителей. Кровлю собора покрыли свинцовыми листами, уложенными на каменные своды купола.

Древнерусская кладка

Стены собора выложены из плоского прочного кирпича, плинфа, чередующегося с рядами крупных гранитных камней, залитых «цемянкой» – известковым раствором с добавлением толченого кирпича. Первоначальная кладка не штукатурилась.

На неоштукатуренных фасадах собора красовались декоративные ниши. Изящно и празднично украшали соборные стены плоские кирпичи, поставленные на ребро и «утопленные» в кладку здания.

Измененный облик храма

За тысячелетнюю историю собор разрушали, восстанавливали и перестраивали. В 1240 году хан Батый, захватив Киев, разграбил собор и уничтожил библиотеку, созданную Ярославом Мудрым. Грандиозное сооружение грабили крымские ханы и литовские князья. С тех пор заброшенный собор постепенно разрушался. Большой пожар 1697 года положил начало восстановлению Софийского собора.

Митрополиты Варлаам и Рафаил перестроили здание в стиле украинского барокко, соорудив 6 новых куполов, придав им грушевидную форму. С тех пор Софийский собор – 19-купольный. Над одноэтажными галереями построили вторые этажи, над входом соорудили красивую арку. Фасады украсили фигурными фронтонами, орнаментом и живописью. Окна получили пышные наличники и лепной орнамент. Перестроенный собор оштукатурили и побелили.

Тогда же появилась колокольня, новый иконостас и серебряные царские врата. 76-метровая колокольня напоминает пирамиду, состоящую из четырех частей, каждая – меньше предыдущей. Верхние ярусы – без межэтажных перекрытий и просматриваются через арочные проемы. Фасад украшен лепниной: фигурами Владимира Великого, апостола Андрея Первозванного и архангела Рафаила.

Внутреннее убранство Софийского собора

Интерьер Софийского собора сохранился с XI века. Центральное место занимает подкупольное пространство в виде креста. На севере и юге – открытые галереи. В центре собора – хоры в форме буквы П, на которые ведет винтообразная лестница. Здесь князь молился, принимал послов и обсуждал государственные дела.

В цилиндрах куполов – широкие оконные проемы, пропускающие естественный свет, так что подкупольное пространство залито ярким светом, дальние углы – в полумраке. Перегородки и колонны украшены образами 500 святых. На сводах куполов представлены сцены из Библии, в медальонах – фигуры ангелов.

Христианские сюжеты на стенах собора призваны просветить людей, которые не знали грамоты. Декоративно украшенные полы мозаикой и глазурованными керамическими плитами подчеркивают красоту интерьера.

Мозаики

Особая ценность в убранстве Софийского собора – мозаики центрального купола, его барабан, паруса, арки, два столпа и алтарь. 260 квадратных метров мозаичных изображений XI века выполнены из смальты – кусочков цветного стекла с вкраплением драгоценных камней. Разноцветье смальты получали, добавляя в жидкое стекло соли и окислы металлов: железа, меди, свинца и олова. В палитре мозаик Софийского собора 117 оттенков разного цвета.

Золотую смальту делали, накладывая на стеклянную массу тонкие листики золота, и заливали сверху тонким слоем жидкого стекла. Из золотой смальты создавали фон мозаик. Стеклянный орнамент выкладывали на влажной штукатурке. Над созданием мозаик трудились византийские мастера.

В алтаре – 6-метровое мозаичное изображение Богоматери в ярко-голубых одеждах. В мягком золотом мерцании Богородица, поднявшая руки к небу, будто просит Христа о снисхождении к грехам человеческим. Мозаика «Богоматерь Нерушимая Стена» увековечила образ, защитивший киевлян в лихую годину татарского нашествия. В 1240 году, ворвавшись в Киев, татары безуспешно били тараном в стену собора, где укрылись горожане. Били с той стороны, где сияло мозаичное изображение Богоматери. Стена устояла.

Над алтарной аркой – мозаичная композиция: три лика в круглых медальонах, Иисус, Дева Мария и Иоанн Предтеча. На столпах предалтарной арки – сцена Благовещенья с архангелом Гавриилом. В средней части алтаря – мозаичная композиция причащения апостолов перед Иисусом Христом «Евхаристия».

В зените купола – строгий лик Спаса Вседержителя в медальоне размером 4,1 метра. Образ обрамлен девятью окружностями разных цветов. Христос предстает как Царь Небесный и Судия на предстоящем Страшном суде. Христос восседает на троне в той одежде, которую носил в земной жизни. Правой рукой он делает благословляющий жест, в левой руке держит свиток с законом.

Он, Вседержитель, искупивший людские грехи и обновивший человеческую природу. Вокруг – четыре Архангела. Впечатляет мозаика «Архангел в синем». Огромная фигура архангела (3,85метра) в пышных одеждах. Плечи и грудь начальника ангелов усыпаны жемчугами и драгоценными камнями, на ногах – красные сапожки. В правой руке – Зерцало, символ предвидения.

На купольном барабане, в простенках между окнами – фигуры апостолов, на четырех парусах купола – пишущие евангелисты, на арках – медальоны с поясными фигурами 40 севастийских мучеников.

О чем говорят фрески

Стены, своды и столпы собора украшают фрески площадью 5000 квадратных метров. Фреска – живопись, нанесенная на сырую штукатурку минеральными разведенными на воде красками. Сложность работы в том, что мастер, допустив ошибку, не может исправить изображение: краски впитываются в штукатурку и намертво остаются в стенах на века. Реставрируя собор, художники заново прописали древние фрески яркими масляными красками.

Росписи фресок посвящены архангелу Михаилу, деяниям апостолов Петра и Павла, Святому Георгию – покровителю Ярослава Мудрого. Цикл росписей посвящен детству Богоматери и событию отправления апостолов на проповедь Евангелия. Фрески изображают сцены Страстей Христовых, Воскресения, посланий апостолов, сошествию на них Духа Святого.

«Окно в исчезнувший мир» – цикл фресок, посвященный светским темам из жизни византийского и киевского двора. Размещенные на лестничных башнях и ступеньках, ведущих на хоры, они повествуют о жизни князей:

  • посещение Византии киевской княгиней Ольгой;
  • торжественная встреча Ольги в Константинополе;
  • семья Ярослава Мудрого, его сыновья и дочери;
  • княгиня на приеме у императора Константина;
  • праздник на ипподроме в честь княгини Ольги;
  • выход княжеской дочери из дома;
  • судьи императоры в отдельной ложе.

Фресковые композиции рассказывают, как жила и развлекалась феодальная знать. Фреска «Акробаты и скоморохи» изображает развлечения, унаследованные от славянских предков. Акробаты с шестом, музыканты и танцоры, ряженые, дудочники, органист с органом. Скоморохи, а также сцены охоты на вепря и медведя украшают стены башен.

Росписи храма объясняли смысл христианской религии и морали, излагали события Ветхого и Нового Завета, прославляли идею защиты народа Божьего Христом и Богоматерью. Они вместе с апостолами и мучениками находятся в вечном единении с церковью Христовой на Земле. И с нами, конечно, если мы того захотим.

Граффити

7000 тысяч древнерусских надписей, сделанных прихожанами собора XI-XIII веков на стенах Софийского собора, – граффити. Процарапанные острием на штукатурке, они рассказывают о важных событиях в жизни Киевской Руси, например, о смерти Ярослава Мудрого в 1054 году.

При реставрации собора найдено граффити на бытовую тему: «Козьма – вор, своровал мясо. Осиной тебя по голове. Аминь!» Также граффити утверждают, что Киев простоит до тех пор, пока будет стоять мозаика Богоматери «Нерушимая Стена».

Некрополь

Софийский собор – великокняжеская усыпальница со 100 захоронениями, где похоронены великие князья Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах.

Здесь же – мраморный шеститонный саркофаг Ярослава Мудрого, состоящий из двух частей: прямоугольной нижней части и двухскатной верхней крышки, украшенной виноградной лозой, пальмовыми ветками, кипарисами. В XIX веке здесь появилось надгробие митрополита Платона Городецкого.

Восстановленный собор

В XX веке собор хотели уничтожить большевики, но вмешательство Франции, королевой которой в то время была родственница Ярослава Мудрого, Анна, спасло собор. В 1934 году соборный ансамбль превратился в Государственный архитектурно-исторический заповедник «Софийский музей».

Реставрированные мозаики и фрески обновили собор, получивший в 1987 году европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников. Собор нельзя передавать религиозным организациям и совершать богослужения, кроме как в День независимости Украины.

Видео: духовный центр Руси

Источник: four-rooms.ru

Путешествуй самостоятельно