Собор парижской богоматери сообщение
- Собор Парижской Богоматери
- История
- Особенности собора Нотр-Дам-де-Пари
- Западный фасад – короли и христианские иконы
- Башни собора
- Горгульи
- Витражи
- Святилище
- Сокровищница собора
- Археологический музей (Криптоархеология)
- Собор Парижской Богоматери – режим работы и стоимость билетов
- Как добраться до собора Парижской Богоматери?
- Нотр-Дам де Пари: история и особенности Собора Парижской Богоматери 1 мин.
- Собор Парижской Богоматери
- Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris)
- Сэкономь на путешествии!
- Видео: Нотр-Дам де Пари
- История строительства собора
- Видео: Последствия пожара в соборе
- Фасад и горгульи
- Внутреннее убранство собора Парижской Богоматери
- Южная колокольня
- Музей и сокровищница
- Порядок и стоимость посещения
- Как добраться
- Собор Парижской Богоматери: история, описание, фото, трагедия культового сооружения
- История собора Парижской Богоматери
- Ценность собора и его след в культуре
- Пожар в соборе Парижской Богоматери: как это было, последствия
- Собор Парижской Богоматери в Париже
- История строительства
- Внешний вид
- Гаргульи
- Внутренне убранство
- Роман, который прославил собор
- Музей и сокровищница
- Время работы и стоимость билетов
- Где находится и как добраться
- Собор Парижской Богоматери
- История в датах
- Архитектурные решения
- Фасад
- Три портала
- Крыша и шпиль
- Внутреннее убранство
- Витражи
- Статуи
- Реликвия
- Органы
- Картины
- Интересные факты
Собор Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери производит великолепное первое впечатление. Расположенные на острове Сите, шпиль и башни собора волшебным образом вытекают из реки Сены и амбициозно возвышаются к небесам. Собор, высотой 70 метров, был на протяжении веков самым высоким зданием в Париже. Шедевр французской готической архитектуры, Нотр-Дам де Пари – один из величайших памятников средневековья. Хоть он и может выглядеть архаичным по сравнению с современными достопримечательностями, такими как Эйфелева башня, собор имеет революционный средневековый дизайн. Инновационная готическая технология арочных контрфорсов (опорных балок) использовалась для усиления массивной структуры.
Собор Парижской Богоматери
История
Собор Парижской Богоматери был основан в 1163 году королем Луи IX и епископом Морисом де Сюлли, который хотел построить церковь, которая соперничала бы с базиликой Сен-Дени. Потребовалось почти 200 лет и бесчисленное множество архитекторов, плотников и каменотесов, чтобы построить собор Нотр-Дам. Результат – совершенство готического дизайна. Посетители восхищаются сказочно детализированным фасадом и восхищаются огромным нефом. Безмятежное святилище — вдохновляющее дух пространство. Солнечный свет, проходящий через великолепные витражи, создает неописуемую атмосферу, а вечером – сотни зажжённых свечей добавляют духовности атмосфере. В 13 веке арочные контрфорсы (аркбутаны) были революционно новой технологией готической архитектуры, инновационным решением для армирования тяжелых стен собора. Арочные контрфорсы поддерживают конструкцию и препятствуют ее разрушению, несмотря на огромный вес. Они хорошо видны на восточном фасаде собора – эти 15-метровые арочные столбы напоминают длинные, веретенообразные ноги паука, согнутые в колене. Нотр-Дам-де-Пари был одним из первых средневековых соборов, построенных с помощью этой специальной архитектурной техники. Изначально арочные контрфорсы не входили в проект собора, однако, образование трещин в стенах потребовало такого архитектурного решения. Архитектор Жан Рави спроектировал арочные контрфорсы для поддержки здания снаружи таким образом, чтобы они не затрагивали ни один из витражей. Хотя они представляют собой чисто функциональную конструктивную особенность и не предназначены для украшения здания, они гармонично вписались во внешний облик собора.
Собор Парижской Богоматери
Особенности собора Нотр-Дам-де-Пари
Западный фасад – короли и христианские иконы
Монументальный западный фасад собора Парижской Богоматери показывает кропотливую работу средневековых мастеров по камню, которые создавали мелко детализированные скульптуры в стиле высокой готики в период с 1210 по 1230 год. Полюбовавшись продуманным общим дизайном с его пятью горизонтальными участками, найдите время, чтобы оценить и скульптуры. Ряд каменных скульптур, расположенных выше порталов, – это Галерея королей, в которую входят 28 фигур французских королей, от Хильдеберта I (511-588) до Филиппа Августа (1180-1223). Головы были удалены во время Революции и сейчас выставлены в музее Клуни. Посетители восхищаются окружением библейских фигур в порталах над дверными проемами. Картина над правой дверью изображает Деву Марию, Благовещение и Рождество Христово. Над центральным дверным проемом показан Страшный суд, где Христос и Архангел Михаил направляют праведников на небеса, а проклятых в ад. Над левой дверью, находится портал Святой Анны – матери Девы Марии. В архивольтах присутствуют ангелы, патриархи и пророки, а так же апостолы и фигуры святых.
Собор Парижской Богоматери
Башни собора
Башни собора открыты для посещения, цена билета около 15 евро. Вход находится слева от передних дверных проемов на Rue du Cloître Notre-Dame, а затем поднимается вверх по 387 ступеням. Покупка билета позволяет посетителям увидеть две башни и балкон горгулий. Знаменитая Колокольня, в которой звонарем был Квазимодо Виктора Гюго, – это Северная башня. Посетители могут с близкого расстояния увидеть самый большой колокол (вес 15 т) собора – Эммануэль. Туристы, в конечном счете, вознаграждаются захватывающим видом на Париж. В отличие от других знаменитых парижских смотровых площадок (таких как Эйфелева башня и Сакре-Кер), башни Нотр-Дам-де-Пари, высотой 70 метров, предлагают вид на исторический центр города. Из этого места открывается панорамный вид на одни из самых знаменитых достопримечательностей Парижа – остров Сите, отель-де-Вилль, Лувр, Сорбонна, Пантеон, остров Сен-Луи и др. Вид даже простирается до современной части Парижа с небоскребами Ла Дефанс. С башен также открывается интересный вид на шпиль, крышу собора и горгулий.
Горгульи Нотр-Дам-де-Пари
Горгульи
Гаргульи – страшные скульптуры, обычно встречающиеся в средневековых соборах, часто предназначенные для отвода дождевых вод. Некоторые из гротескных фигур вообще не имеют никакой функциональной цели, но многие считают, что они были созданы, чтобы отпугивать злых духов. Некоторые из горгулий (так называемые «химеры») в соборе Парижской Богоматери служат как дождевые стоки. Во время дождливой погоды монстры действуют как воронки, а их рты становятся носиками мини-водопадов. Другие горгульи Нотр-Дама просто декоративны. Существует множество фигур, от пугающих дьявольских персонажей до изящного аиста и очаровательных крылатых существ. Чтобы увидеть этих удивительных персонажей близко, нужно подняться на башни собора и побродить по галерее des Chimères, на балконе горгулий между башнями-близнецами. Увидеть горгулий с близкого расстояния – одна из самых восхитительных вещей в Париже.
Горгульи Нотр-Дам-де-Пари
Витражи
Собор Нотр-Дам обладает особой небесной аурой, которая достигается благодаря великолепным витражам. Многие из окон относятся к 13 веку, а их сложность иллюстрирует лучшее средневековое ремесло. Самые знаменитые и искусные – три потрясающих окна-роы, которые считаются одними из величайших шедевров христианского искусства. На Западной розе (созданной около 1220 года) находится Дева Мария с Младенцем, окруженные пороками и добродетелями, знаками зодиака и сельскими работами. Южная роза (созданная в 1260 году) изображает Иисуса Христа, окруженного апостолами, а также историю жизни святого Матфея. Почти 13 метров в диаметре (как и Южная), Северная роза включает в себя 84 панели из изысканно детализированных и красиво оформленных сцен. Также потребуется время, чтобы полюбоваться неоготическими монастырскими окнами на южной стороне хора. Созданная в 19 веке, эта великолепная серия из 18 окон иллюстрирует Легенду о Сен-Женевьев, которая была святым покровителем Парижа. В соборе также представлены современные витражи, созданные Мальро в 1960-х годах.
Святилище
Огромное пространство святилища, с его подавляющим чувством простора, приводит в восторг большинство посетителей. Воодушевляющий высокий сводчатый неф 35 метров в высоту и 130 метров в длину (длиннее футбольного поля). Типичный для готической архитектуры, неф имеет пять проходов с часовенками по бокам и хором за трансептом. В хоре представленомного вырезанных деревянных капителей, украшенных романским кантом и орнаментом из листьев. В нефе 75 массивных круглых столбов дают ощущение грандиозного пространства, которое одновременно может разместить 9 тысяч человек. Из-за его размера и важности на протяжении всей своей долгой истории Нотр-Дам-де-Пари служил местом проведения официальных событий, включая коронацию Наполеона как императора. Не забудьте взглянуть на серию картин Les Grand Mays Карла Ле Бруна, Себастьяна Бурдона, Жака Бланшара и других художников, представленные в часовнях вокруг нефа. Эти картины 17 века были созданы для почитания Девы Марии и сюжетов из «Деяния святых апостолов». Первоначально в этой серии было 76 картин, 13 из которых сейчас расположены в соборе, а остальные находятся в Лувре и других музеях Франции. В соборе Нотр-Дам регулярно проходят концерты органной и классической музыки, такие как григорианские песнопения и Реквием Моцарта. Известный орган Cavaillé-Coll кафедрального собора является одним из крупнейших и самых мощных во Франции (он насчитывает 8500 трубок).
Собор Парижской Богоматери внутри
Сокровищница собора
Так же можно посетить Сокровищницу собора (входной билет стоит около 4 евро). Здесь представлены драгоценные реликвии, в том числе один из гвоздей, которыми был распят Иисус и фрагмент креста, на котором его распяли. Многие предметы сделаны из золота и являются образцом изысканного мастерства. Самым ценным предметом в Сокровищнице является Терновый венец Христа. Также в здесь находятся ценные средневековые рукописи, кресты, чаши, мощи святых, старинные манускрипты и многое другое.
Археологический музей (Криптоархеология)
В склепе, расположенном под собором, находится археологический музей. Подземный музей является фактическим местом археологических раскопок, где были найдены основы структур римской эпохи. В римские времена город назывался Лютеций. Представляя древние руины, археологические находки, карты, рисунки и историческую информацию, музей рассказывает историю города с древности через средневековую эпоху. Чтобы попасть в музей нужно пройти по лестнице напротив фасада собора.
Собор Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери – режим работы и стоимость билетов
Нотр-Дам-де-Пари можно посетить с понедельника по пятницу с 7:45 до 18:45, а в субботу и воскресенье – с 7:40 до 19:15. Посетить Сокровищницу собора можно по будням с 9:30 до 18:00, в субботу с 9:30 до 18:30 и в воскресенье с 13:30 до 18:30. На башни собора можно подняться с 1 апреля по 30 сентября с 10:00 до 18:30, с 1 октября до 31 марта – с 10:00 до 17:30. В июле и августе по пятницам и субботам время работы смотровой площадки продлевается до 23:00.
Вход непосредственно в собор бесплатный, но чтобы подняться на башни необходимо заплатить примерно 10 евро за взрослого (людям, младше 26 лет — бесплатно), за посещение Сокровищницы – примерно 4 евро.
Как добраться до собора Парижской Богоматери?
Адресс собора: 6 place du Parvis Notre-Dame, Ile de la Cit, 75004 Paris. Добираться до собора удобнее всего на метро:
- линия 4, станция Cite или St-Michel;
- линии 1 и 11, станция Hôtel de Ville;
- линия 10, станция Maubert-Mutualité или Cluny – La Sorbonne;
- линии 7, 11, 14, станция Châtelet.
Так же можно воспользоваться поездами RER скоростного метро – линия В и С, станция Saint-Michel – Notre-Dame; автобусами № 21, 38, 47 и 85.
Нотр-Дам де Пари: история и особенности Собора Парижской Богоматери 1 мин.
Среди своих самых заветных желаний многие земляне называют поездку в Париж — один из наиболее романтичных городов на планете. Составляя маршрут по легендарной французской столице и ее окрестностям, иностранные туристы планируют посещение не менее десятка «обязательных» достопримечательностей.
Среди них — Эйфелева башня и Лувр, Елисейские поля, Версаль и Триумфальная Арка, площадь Бастилии, Монмартр и кабаре «Мулен Руж». Но самым посещаемым объектом Парижа уже не одно столетие является собор Парижской Богоматери, он же Нотр-Дам де Пари (Notre Dame). Ежегодно посмотреть на него приезжает более 13 миллионов туристов.
У величественного французского католического храма, где проводились помпезные молебны, императорские коронации, королевские бракосочетания и зрелищные отпевания усопших венценосных особ, богатая история и сложная судьба.
Сооружение неоднократно подвергалось разрушениям и реконструкциям, не раз возникала реальная угроза его полного уничтожения и забвения. В том, что этот великолепный собор до сих пор существует и функционирует, большая заслуга Виктора Гюго. Известный французский писатель и драматург, влюбленный в свою родину, в 1831 году описал колоритный храм в одноименном романе «Собор Парижской Богоматери».
Романтичное произведение с трагической развязкой стало невероятно популярным. Книга была переведена на десятки языков, на ее основе позднее создавались театральные постановки, экранизации и зрелищные мюзиклы. Тысячи туристов, воодушевленные поэтичным описанием Парижа и до глубины души тронутые печальной судьбой прекрасной Эсмеральды, съезжались во французскую столицу, чтобы воочию увидеть собор, где произошли драматические события, созданные богатой фантазией Гюго.
В наши дни необычайную популярность получил французский мюзикл «Нотр-Дам де Пари», дебютировавший в 1998 году и попавший в Книгу рекордов Гиннеса как самое успешное музыкальное представление. В последующие 12 лет было создано 10 иностранных постановок мюзикла Notre-Dame de Paris, в том числе в Европе, США, России и Корее. Чтобы оценить по достоинству это удивительное музыкальное произведение, прослушайте один из самых известных за всю историю Франции синглов — песню «Belle», посвященную главным героям романа.
Notre-Dame de Paris: строительство длиной в два столетия
Официальная дата начала строительства легендарного храма — 1163 год. Именно тогда был заложен первый камень в фундамент будущего величественного сооружения.
Строительные работы длились более 180 лет — свой окончательный облик огромный собор приобрел только в 1345 году. В ходе строительства внутренние помещения по мере их готовности активно использовались. У главного алтаря, освященного еще в 1182 году, проводились молебны, коронации, венчания и похороны, а в одном из роскошных залов в 1302 году состоялось заседание первого парламента Франции.
Над проектом храма на протяжении двух столетий трудилось несколько архитекторов, что объясняет его богатую и разноплановую архитектуру и отделку. Деньги на строительство собирали «всем миром», каждый парижанин хотел приложить руку к возведению божьего храма. Те, кто внес крупные суммы, могли рассчитывать на захоронение внутри часовен, а также выставить в соборе свою статую.
Долгое время собор Парижской Богоматери оставался украшением и главным религиозным центром всей Франции. Но здесь не только проводились церковные службы. Поскольку храм считался самым безопасным местом в городе, богачи приносили сюда на хранение свои сбережения. Собор радушно открывал двери не только власть имущим, но и беднякам — паломники и местные нищие всегда могли рассчитывать на временный приют в стенах могучего святилища. Высокая 69-метровая колокольня играла роль дозорной башни, с которой велось наблюдение за подступами к городу.
Однако, начиная с семнадцатого столетия, собору пришлось пережить непростые времена. При правлении Людовика XIV частично были уничтожены витражи и могилы. Еще более разрушительной для многовекового храма стала французская революция (1789-1799 гг.). Бунтовщики разграбили собор, разобрали шпили и по приказу своего лидера, Максимилиана Робеспьера, надругались над точеными статуями. Скульптуры французских королей были обезглавлены и сброшены с галереи, могилы разрушены, колокола расплавлены, изваяния Девы Марии на алтаре заменены скульптурой богини Свободы. Но все могло закончиться еще более трагично, поскольку восставшие поначалу планировали взорвать собор, однако согласились сохранить здание при условии, что парижане будут оплачивать нужды революции. Святилище объявили Храмом разума и превратили его … в винный склад.
Только в 1802 году разграбленный собор вернули в лоно церкви. Состояние божьего храма было настолько плачевным, что во время коронации Наполеона (1804 г.) некогда роскошные залы пришлось драпировать тканью, чтобы скрыть их ужасное состояние.
Последующие три десятилетия Notre-Dame de Paris медленно разрушался и приходил в упадок. И только после выхода романа Гюго на здание вновь обратили внимание. В 1841-1846 гг. была проведена масштабная реставрация, в ходе которой были не только восстановлены разрушенные объекты, но и появились новые элементы: статуи, шпиль, галерея химер.
Архитектура Нотр-Дам де Пари — шедевральный симбиоз романского и готического стилей
Зодчим главного христианского парижского храма удалось гармонично соединить два стиля — романский и готический. Благодаря этой двойственности собор имеет узнаваемый неповторимый облик, который был сохранен во время последних реставрационных работ.
Современный Нотр-Дам де Пари — это огромное здание длиной 130 м, высотой 35 м (башни — 36 м) и шириной 50 м. Одновременно храм может вместить более 9 тысяч человек.
Одно из главных украшений собора — цветные витражи, которые заменяют стены. Именно здесь располагаются самые большие витражные панно в Европе (диаметр центрального витража — 9,6 м).
В храме хранятся уникальные христианские реликвии, самая ценная святыня — терновый венец Иисуса Христа.
Знаменитый французский собор — это наглядная зрелищная Библия. На стенах храма и внутри здания с помощью скульптур и росписи изображена вся история христианства — от момента грехопадения до Страшного суда. Приехать сюда стоит и для того, чтобы вознести свои молитвы к Богу, и для того, чтобы просто пройтись по величественному строению под завораживающие звуки органа.
15 апреля 2019 года Нотр-Дам де Пари почти полностью уничтожен огнем пожара
В ЮНЕСКО уже заявили о том, что страны-участники обсудят вопрос оказания помощи в восстановлении культурного мирового наследия, которым является собор Парижской Богоматери.
В центре французской столицы около 18:50 по местному времени начался пожар в здании собора Нотр-Дам де Пари. Туристы и прихожане немедленно были эвакуированы из собора, пожарные оцепили прилегающую территорию.
Огонь распространился с невероятной скоростью. Разрушилась каменная кладка собора, по ней пошли трещины. Полностью обрушилась крыша храма, сообщает Reuters. Чуть ранее рухнул шпиль. По сообщению AFP, президент Эммануэль Макрон отправился к собору. Пожарные безуспешно пытались справиться с жутким пламенем.
Возможно, пожар начался на строительных лесах, которые окружают собор — в нем проводились реставрационные работы.
Готический собор Парижской Богоматери — один из символов столицы Франции. Он расположен в самом сердце города — в восточной части острова Сите. Храм был воспет в знаменитом одноименном романе классика французской литературы Виктора Гюго. Нотр-Дам де Пари — непременно посещают все туристы, приезжающие в столицу Франции. В 2013 отмечалось 850-летие возведения этого самого знаменитого памятника Европы.
В Agence France-Presse отметили, что пожар произошел в первый день Страстной недели, в конце которой празднуется Пасха (у католиков, православные отмечают ее 28 апреля), главный христианский праздник.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите .
Собор Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris)
Собор Парижской Богоматери (фр. Notre-Dame de Paris) – величественный католический храм на острове Сите в центре Парижа. Этот выдающийся памятник архитектуры воспет в искусстве и является одним из самых известных культовых сооружений мира. Каждый год посмотреть на Нотр-Дам де Пари приезжает 13-14 миллионов туристов, желая лично увидеть устремленный вверх готический силуэт, украшенный живописными витражами и жуткими горгульями. Собор Парижской Богоматери является географическим центром не только Парижа, но и всей страны. Именно здесь находится так называемый «Нулевой километр», от которого ведут отсчет все расстояния во Франции.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Нотр-Дам де Пари
История строительства собора
Храмы располагались в этом месте с незапамятных времен, еще в эпоху римлян тут стоял храм, посвященный Юпитеру. Позднее Меровинги, правившие Галлией в 500-571 годах, построили здесь собор Св. Этьена.
Собор Парижской Богоматери был заложен в 1163 году Морисом де Сюлли, епископом Парижа, а краеугольный камень был заложен папой римским Александром III. Его возведение продолжалось до 1345 года, то есть заняло почти два века. За это время проектом руководили десятки архитекторов, что не помешало им воздвигнуть прекрасный и органичный ансамбль. Согласно историческим данным, ранее на этом же месте существовало еще несколько церквей, как христианских, так и языческих.
Строительство собора Нотр-Дам де Пари проходило с участием многих архитекторов, но основными его создателями, внесшими наибольший вклад, считаются Пьер де Монтрей и Жан де Шель. Закладывалось здание во времена царствования Людовика VII. Именно тогда стал популярен готический стиль в архитектуре, который и был использован зодчими. Это направление удачно смешалось с романским стилем из традиций Нормандии, что придало собору уникальный облик.
Картина «Коронация Наполеона I» (2 декабря 1804 г.), написанная Жак-Луи Давидом в 1807 г. Восточный фасад собора, 1860-е
Историю Франции и Нотр-Дама невозможно разделить, ведь именно здесь возносили свои молитвы рыцари, отправляясь в Крестовые походы, проходили коронация Наполеона, празднование победы над гитлеровскими войсками и многие другие события.
Норт-Дам окутан атмосферой мистицизма и темной романтики Западный фасад собора Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери сильно пострадал от неумелых реконструкций в ходе событий конца XVIII века, а позже – из-за народного забвения. Так, французская революция чуть не лишила мир этого уникального памятника архитектуры, его даже хотели сжечь. Множество скульптур были разбиты или обезглавлены, витражи уничтожены, драгоценная утварь разграблена. Постройку объявили Храмом Разума, затем — центром Культа Высшего Существа, а позже просто превратили в продовольственный склад. От полного разрушения архитектурный ансамбль уберег роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», занявший центральное место в истории любви горбуна к красотке-цыганке. Публикация произведения не только сделала писателя знаменитым, но и обратила внимание широкой публики на исключительную историческую, а также эстетическую ценность древнего здания.
Именно здесь находится «Нулевой километр» – точка отсчета всех расстояний во Франции
Было принято решение реконструировать Нотр-Дам по всем правилам старинных технологий. Виолле-ле-Дюка успешно справился с такой непростой задачей, поскольку архитектор владел знаниями о способах строительства древних мастеров, работавших над постройкой храма. Реставрация собора Парижской Богоматери продолжалась более четверти века. За это время восстановили фасады и внутреннее убранство, реконструировали загубленную революционерами галерею скульптур и часть горгулий, вернули на свое законное место всех сохранившихся инфернальных «охранников».
Дополнительно был сооружен и установлен на крышу шпиль высотой более 95 метров. В последующие годы парижане крайне трепетно относились к своей святыне. Примечательно, что храм практически не пострадал за период двух Мировых войн. В конце XX века была инициирована еще одна реставрация, позволившая полностью очистить здание от городской пыли, вернуть песчанику, из которого сложен фасад, первоначальный золотистый оттенок.
Вид на собор Парижской Богоматери через арку
Видео: Последствия пожара в соборе
Фасад и горгульи
Самым популярным атрибутом внешнего убранства собора Парижской Богоматери остаются каменные демонические существа. Горгульи присутствуют здесь в большом количестве и предназначены не только для украшения, но и для отведения воды из многочисленных стоков на кровле. Дело в том, что необыкновенно сложная конструкция крыши способствует накоплению влаги из-за осадков, поскольку она не может стекать так же свободно, как с обычных домов. Это способно привести к развитию плесени, отсыреванию и разрушению камня, поэтому качественные водостоки просто необходимы любому готическому собору.
По традиции малопривлекательные выходы труб маскировали фигурами горгулий, химер, драконов, реже – людей или реальных животных. Многие усматривают в этих демонических образах скрытые смыслы, поэтому здесь открывается большой простор для фантазии. Примечательно, что на момент постройки каменных демонов на соборе не было, их установили с подачи реставратора Виолле-ле-Дюка, использовавшего данную средневековую традицию.
Барельеф собора Дева Мария с младенцем и ангелами Горгульи Нотр-Дама
Собор Парижской Богоматери на закате
Главный фасад украшен каменными статуями и имеет три портала. Основной находится посередине, его арки поддерживают по семь изваяний с каждой стороны, а главным декором являются рельефные сцены Страшного Суда. Правый портал посвящен Святой Анне, где изображены Пресвятая Дева с Младенцем, а левый – Богородице, со знаками зодиака и изображением коронации Девы Марии. Огромные двери украшены коваными рельефными изображениями.
Уже упомянутый шпиль на крыше заменил тот, что был разобран в конце XVIII века. Конструкция украшена четырьмя группами апостолов, а также соответствующими евангелистам животными. Все изваяния обращены лицом к французской столице, за исключением покровителя архитекторов Святого Фомы, который словно любуется шпилем.
Практически все витражи довольно современны, выполнены при реставрации храма в XIX веке. Только в центральной розе ветров сохранились некоторые средневековые части. Узор этой масштабной конструкции (диаметр 9,5 метров) из цветного стекла изображает Марию, а также сельские работы, знаки Зодиака, людские достоинства и грехи. Северный и южный фасады оборудованы самыми крупными розами, которые существуют в Европе. Каждая из них имеет около 13 метров в диаметре.
Фасад Нотр-Дама, включающий 3 портала: Богородицы, Страшного Суда и Святой Анны, а также Галерею Королей сверху
Внутреннее убранство собора Парижской Богоматери
Конструкция в продольном сечении представляет собой крест, по центру которого располагается комплекс скульптурных изображений различных евангельских сцен. Интересно, что внутренние поддерживающие стены здесь отсутствуют, их функцию выполняют многогранные колонны. Большое количество художественной резьбы залито неземным светом, который окрашивается в разные цвета, проходя сквозь стекла нескольких роз. В правой части Нотр-Дама туристы могут полюбоваться на замечательные скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые традиционно преподносятся в дар Богоматери каждый год первого мая. Величественная центральная люстра выполнена по эскизам Виолле-ле-Дюка, после реконструкции она заменила паникадило, переплавленное во время Французской Революции.
Интерьер Нотр-Дама
Витраж Нотр-Дама. Из-за обилия библейских сцен в Средние века собор называли «Библией для нечитающих»
Между порталом и более высоким ярусом находится Галерея Царей, где выставлены скульптуры Ветхозаветных правителей. Революционеры безжалостно уничтожили изначальные статуи, поэтому они были сделаны заново. В конце XX века фрагменты отдельных скульптур были найдены под одним из парижских домов. Оказалось, что владелец выкупил их в смутное время, чтобы похоронить с почестями, а позже построил на этом месте свое жилище.
Нельзя не упомянуть о величественном органе, установленном в соборе Парижской Богоматери. Он был оборудован еще при возведении храма, множество раз перестраивался и реконструировался. На сегодняшний день этот орган является самым крупным во Франции по количеству регистров и вторым по числу труб, часть из которых сохранилась со времен Средневековья.
Орган в соборе Парижской Богоматери
Южная колокольня
Если вы хотите насладиться парижскими панорамами, не уступающими по красоте виду с Эйфелевой башни, обязательно стоит подняться на Южную башню собора Парижской Богоматери. Сюда ведет спиральная лестница из 387 ступеней, поднявшись по которым, вы увидите главный колокол собора, Эммануэль, а также сможете в непосредственной близости рассмотреть горгулий. Считается, что они так внимательно смотрят на запад, потому что ожидают захода солнца, после которого каждую ночь оживают.
Музей и сокровищница
В соборе функционирует музей, где каждый посетитель сможет узнать об истории храма во всех подробностях, послушать множество знаменитых и малоизвестных рассказов, связанных с этим местом. Здесь хранятся различные экспонаты, которые непосредственно касаются многовековой жизни Нотр-Дама.
В Сокровищнице Норт-Дама де Пари
Из святыни можно пройти в подземную Сокровищницу, вынесенную под площадь перед собором. В ней находятся исторические и религиозные реликвии: утварь, драгоценные предметы искусства и так далее. Но самыми главными экспонатами являются Терновый венец Христа, один из гвоздей, которыми Иисус был распят, и фрагмент того самого креста.
Порядок и стоимость посещения
Чтобы попасть внутрь собора Парижской Богоматери, вам придется отстоять большую очередь. По статистике, каждый день порог Нотр-Дама, в зависимости от времени года, переступает от 30 до 50 тысяч людей. Вход в сам собор бесплатный, но чтобы подняться на колокольню каждому взрослому человеку придется заплатить 15 евро. Те, чей возраст меньше 26 лет, могут пройти бесплатно. Стоимость посещения Сокровищницы составляет 4 евро для взрослых, 2 € – для молодых людей 12-26 лет, 1 € – для посетителей 6-12 лет. Бесплатно могут входить дети до 6 лет. Кроме того, во все пятницы Великого Поста, а также в первые числа каждого месяца сокровища бесплатно выносятся для всеобщего обозрения. Такие выставки начинаются обычно около трех часов дня.
Около собора можно покормить птиц
Каждый посетитель имеет возможность воспользоваться аудиогидом на английском, немецком, французском, португальском, испанском, китайском или японском языках. Стоимость этой услуги составляет 5 евро.
Как добраться
Полный адрес святыни: 6 place du Parvis Notre-Dame, Ile de la Cit, 75004 Paris. В пяти минутах ходьбы расположены станции метро «Шалете», «Остров Сите» и «Отель-де-Виль». Кроме того, можно воспользоваться автобусными маршрутами № 21, 38, 47 или 85. По будням собор Парижской Богоматери открыт с 8.00 до 18.45, по субботам и воскресеньям – с 7.00 до 15.00. Каждую субботу здесь проходят службы в 5.45, а также в 18.15.
Собор Парижской Богоматери: история, описание, фото, трагедия культового сооружения
Культовое сооружение Франции — собор Парижской Богоматери — является не только храмом и памятником архитектуры, но и культурным наследием страны. Наряду с Эйфелевой башней посещение собора в Париже не пропускает практически ни один турист. С чего начинается история сооружения, и как обстоят дела в наши дни?
История собора Парижской Богоматери
Храм Нотр-Дам де Пари расположен на месте, где ранее находились романские, христианские, меровингские святыни. Возведение величественного здания началось в 1163 году при короле Людовике VII, который всю жизнь посвятил церкви. Папа Александр III удостоился чести заложить камень в основание собора. Строительство заняло почти два века, окончившись лишь в 1345 году.
Самый худой человек в мире за всю историю
Возведением руководили множество архитекторов, но это не помешало им соорудить один из самых величественных храмов на планете. Собор выдержан в готическом стиле, разбавленном романским обликом. Некрасивые выходы труб закрывали статуями и горгульями. За все время существования собор видел тысячи битв и сражений, а однажды памятник архитектуры едва не разрушили якобинцы во время Французской революции.
Фото: pixabay.com: UGC
Драгоценную утварь храма разграбили, а скульптуры разрушили и обезглавили. Из святыни здание превратилось в Храм Разума, а позже в продовольственный склад. Сооружение нуждалось в срочной реставрации. Памятку спас роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», который стал центром действий между героями — Квазимодо и цыганкой Эсмеральдой. Произведение не только прославило автора, но и заставило народ понять ценность храма.
Как выглядит самая большая статуя в мире и кому она посвящена
В скором времени Нотр-Дам подлежал реставрации под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка. Всего на восстановительные работы ушло 23 года. Были восстановлены галереи горгулий и другие скульптуры, установлены химеры. Также не забыл архитектор о шпиле собора, который был уничтожен революционными действиями.
Ценность собора и его след в культуре
Ценность величественного строения не только в невероятной архитектуре, готическом стиле и мифических скульптурах. Под сводами собора образовывались новые королевские династии, получали благословение рыцари, хранили ценности богатые люди Парижа.
В Нотр-Дам де Пари Наполеон стал королем Французской Империи. Кроме того, служители собора помогали нищим. Также в храме проходил легендарный суд на Жанной Д’Арк, но уже после смерти девушки. Суд полностью оправдал француженку.
Шарль Перро: биография, творчество писателя
Фото: pixabay.com: UGC
К Нотр-Даму примыкает пристройка — сокровищница. Здесь хранятся христианские реликвии: Терновый Венец, фрагмент креста и церковные произведения искусства.
Архитектурное строение оставило глубокий след в культуре не только Франции, но всего мира. Вот основные произведения, где фигурирует собор:
- роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»;
- роман Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери»;
- произведение Осипа Мандельштама Notre Dame.
В 1956 году по роману Виктора Гюго сняли одноименную картину. Фильм режиссера Жана Деланнуа стал популярным во всем мире, а воплощение Эсмеральды актрисой Джиной Лоллобриджидой считается самым удачным.
Также изображение парижского собора в манускрипте запечатлел художник Жан Фуке. Интересно, что по приказу архитектора Виолле-ле-Дюка здания перед храмом были снесены и построена площадь. Здесь много архитектурных памятников и даже расположена звезда «Нулевой километр».
Мария-Антуанетта: биография, личная жизнь, интересные факты
Фото: pixabay.com: UGC
Собор важен и для современного поколения французов. Здесь бывают не только великие и знаменитые, но и обычные люди, которые просят у Бога исцеления и земных благ. Здание активно привлекает романистов и кинематографистов со всего мира.
Пожар в соборе Парижской Богоматери: как это было, последствия
К сожалению, 15 апреля 2019 года стало известно, что в соборе случился пожар. Огонь уничтожил значительные участки здания, но благодаря пожарной службе пламя удалось потушить утром 16 апреля. Деревянные конструкции быстро перегорали, в результате обвалилась крыша и шпиль Нотр-Дама.
Эксперты оценивают ущерб, который нанесен ценным витражам. Также выясняют силу повреждения органов, скульптур и колокола. Борьба с огнем затянулась, поскольку пламя нельзя было тушить с вертолетов — это грозило обвалом.
Никола Тесла: биография, научные открытия, интересные факты
Фото: wikipedia.org, Milliped: UGC
Точная причина возгорания пока не установлена. Есть предположение, что это случилось из-за реставрационных работ. Прокуратура Парижа работает над выяснением обстоятельств. Пожар нанес огромный урон старинному зданию, но все же несущие конструкции удалось спасти. Во время тушения к храму выехал президент Франции Эмманюэль Макрон и пообещал восстановить сооружение. Уже во вторник будут объявлены сборы средств.
Сотрудники экстренных служб заявляют, что в Нотр-Даме обрушился шпиль, обвалилось две трети крыши. Основная часть реликвий была спасена, в том числе Терновый Венец и туника святого Людовика. Судьба произведений искусства, которые находились в общем зале, пока не известна.
Фото: wikipedia.org, Remi Mathis: UGC
На реконструкцию собора Парижской Богоматери обещал выделить средства один из богатейших людей Франции. Владелец футбольного клуба «Ренна» Франсуа Пино пожертвует сумму в размере 100 млн евро. О намерениях отца заявил его сын Франсуа-Анри. Он сообщил, что семья готова дать деньги из фондов на полное восстановление здания.
Сулейман — султан: биография, интересные факты, сражения
Перед вами история зарождения, расцвета и трагедии великого произведения архитектуры. Надеемся, реконструкция не растянется на десятилетия, а туристы вскоре снова смогут насладиться видами Нотр-Дам де Пари.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Собор Парижской Богоматери в Париже
» class=»wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_3622″>
В сердце Парижа находится собор Нотр-Дам-де-Пари. Много веков католический храм поражает людей своим изяществом, великолепием и монументальностью.
История строительства
Возведение собора началось при правлении Людовика YII в 1163 году. Инициировал сооружение епископ Морис де Сюлли. Историки полагают, что фундаментом служила разрушенная базилика Св. Стефана и другие строения:
- Романский собор
- Каролингский собор
- Палеохристианская церковь
Работы продолжалось почти два столетия, это говорит о том, участников строительства было много, но сведений о них почти не сохранилось. Известны имена архитекторов, начавших строительство – Жан де Шель и Пьер де Монтрей. Возведение храма шло медленно.
Несмотря на то, что прихожане богатые и бедные, знатные и простолюдины старались помочь строительству, жертвуя посильные суммы, денег не хватало. Строительство шло поэтапно: стены закончены к 1177 году, алтарь построен (и освящен кардиналом Альбано) в 1182 году. К концу XII столетия установлена крыша из свинца, в 1245 году возведены башни, а отделка внутри помещения закончена в 1315 году. Окончанием возведения считается 1345 год.
С этого времени капитальных реставраций не было, строение ветшало, особенно много разрушений было во время революции. Фигуры иудейских царей были сняты и обезглавлены, витражи разбиты, пострадала также художественная резьба. В самом конце XYIII столетия Конвент издал указ, по которому верующие обязаны платить деньги на нужды революции, иначе храм будет разрушен. Жителям удалось отстоять свою святыню, но Робеспьер объявил его твердыней мракобесия и переименовал в Храм разума.
Интересный факт: скульптуры царей обнаружили при строительных работах в конце ХХ века. Как выяснилось, бывший хозяин дома, живший на рубеже XYIII -XIX веков, приобрел статуи и захоронил их с почестями. В 1802 году собор возвратили католической церкви и вновь освятили. В XIX веке приступили к ремонту сооружения , руководил им архитектор Виолле-ле-Дюка – восстановили витражи, скульптуры, возвели новый шпиль, установили скульптуры химер. Католический храм был местом венчания царственных особ, захоронений, заседания парламента. Здесь находили ночлег обездоленные и защиту преступники.
Внешний вид
Собор Нотр-Дам-де-Пари индивидуален и неповторим. Собор строился около двухсот лет, в работе принимали участие многие архитекторы, поэтому стили строения разные – готический и романский. Храм – это базилика с боковыми двойными нефами, конструкция, которая раньше почти не применялась. Высота храма – 35 м, длина – 130 м, ширина 48 м. Вес колокольни, расположенной в южной стороне, 13 тонн. По вертикали фасад разделен на три части, горизонтально делится галереями на три ряда, фасад венчают две башни.
Первый ярус имеет три портала, на них изображены Богородица, Святая Анна и картины Страшного суда. Над входом – панно с сюжетами из Евангелия, над арками установлены статуи святых. Выше протянулась Галерея королей с 28 фигурами иудейских царей. Красоту и яркость сооружению придают витражи, почти целиком воссозданные в XIX веке. Главный витраж (роза) – остался еще со Средневековья и реставрирован частично. На нем изображен образ Богоматери и другие картины, в их числе добродетельные и греховные поступки людей. Две розы по сторонам считаются самыми крупными в Европе, их диаметр – по 13 м.
Собор венчает 96-метровый шпиль, покрытый свинцовыми пластинами. Рядом установлены скульптуры апостолов, разделенные на четыре группы. Около каждого святого поместили животное, являющегося символом евангелиста. Статуи установлены лицом к Парижу, и только Фома, который считается покровителем строителей, смотрит на шпиль.
Гаргульи
Яркое украшением фасада, гаргульи, установлены в XIII век. Это демонические существа, похожие на больших драконов. Они хорошо сохранились, так как сделаны из прочного известняка, добываемого в бассейне реки Сены. В переводе со старофранцузского означает “глотка”. В готике гаргульи предназначались для отвода дождевых вод, в них устанавливали желоба из камня или металла, чтобы скрыть их непривлекательность.
Химеры – злобные демонические существа, обычно их изображают в виде демонов, сказочных птиц или животных с крыльями как у летучих мышей. Воплощают человеческие грехи. Установить их во время капитальной реставрации решил архитектор Виолле-ле-Дюка. Он сам сделал эскизы монстров и скульпторы под руководством Жоффруа Дешома воплотили их в камне. Одна из популярных химер – Стрикс, полуженщина-полуптица, по преданию питавшаяся кровью младенцев. Интересно, что если с ними сфотографироваться живому человеку – он кажется каменными изваяниями, а гаргульи и химеры – полными жизни.
Внутренне убранство
Внутренне пространство готической архитектуры создается благодаря поперечным и продольным нефам, образующим форму креста. В помещении нет внутренних, поддерживающих конструкцию, стен, их заменяют два ряда колонн. Стены собора украшены художественной резьбой. В одной части собора собраны скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые преподносят прихожане 1 мая, в католический праздник, посвященный Богоматери.
Под высоким ярусом установлены скульптуры правителей Ветхого завета. Оригинальные фигуры были уничтожены, их заменили копиями. Знаменит орган – оборудован еще в Средневековье при возведении храма, крупнейший в Европе. Он многократно реконструировался и перестраивался. По спиральной лестнице можно попасть в Южную башню храма, с которой открывается грандиозная панорама города, с близкого расстояния удобно рассмотреть колокол, гаргулий и химер.
Центр длинного нефа украшают композиции, рассказывающие о сценах из Жития святых. Внутренняя часть храма выполнена из серо-стального камня. Так как по готическим канонам стены не украшаются настенной живописью, оживляет несколько мрачную картину солнечный свет, попадающий внутрь через цветные витражи и стрельчатые окна, придавая храму краски и яркость. Капеллы, расположенные по боковым сторонам, рассказывают о земной жизни Богоматери. Центральный витраж содержит несколько десятков сцен из Ветхого завета.
Роман, который прославил собор
К XIX веку Собор обветшал настолько, что его собирались снести. Выход в свет в 1831 году романа французского писателя Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери” способствовал его спасению. Романист писал о добре и зле, любви и ненависти. Идея возникла не случайно – Гюго был ярым защитником старинной архитектуры и его деятельность направлена в ее защиту. Глава романа “Собор Богоматери” рассказывает о сооружении, описывая его красоту. Писатель выражает озабоченность, справедливо считая, что человечество может утратить уникальное сооружение.
Героиня – цыганка по имени Эсмеральда. Красавицей увлеклись священнослужитель Клод Фролло, звонарь Квазимодо, воспитанник архидьякона, и капитан – Феб де Шатопер. Фролло страстно влюбился в девушку, пытался соблазнить ее, но получил отказ. Взбешенный священник приказывает Квазимодо похитить Эсмеральду, этому мешает капитан Шатопер. Молодые люди понравились друг другу, у них состоялось свидание. В время свидания ослепленный ревностью Фролло ранит Феба и обвиняет в совершенном преступлении девушку. Ее приговаривают к смертной казни.
Квазимодо спрятал Эсмеральду в соборе (Божий храм, по законам католицизма – это убежище, где человек может укрыться от любой провинности), чтобы спасти ее от виселицы. Эсмеральда не смогла полюбить некрасивого горбуна, но прониклась к нему дружескими чувствами. Финал трагедийный – Эсмеральда погибает, несчастный Квазимодо уносит тело девушки в храм и тоже умирает с горя.
Роман Гюго потрясает своей трагичностью, яркими образами, описанием Собора Парижской Богоматери. Об уничтожении храма уже не говорили – решили его восстанавливать. Реставрировать сооружение начали в 1841 году под руководством Виолле-ле-Дюка. Закончили в 1864 году.
Музей и сокровищница
Музей рассказывает об истории появления храма, об интересных фактах, связанных с этим местом, здесь представлены интересные экспонаты – предметы искусства, утварь. Через музей можно пройти в Сокровищницу, в ней хранится одна из главных христианских святынь – часть Животворящего креста и Терновый венец Спасителя. Экспонируются церковные одеяния, утварь, картины, манускрипты, другие предметы, представляющие художественную и историческую ценность.
Время работы и стоимость билетов
- понедельник – пятница с 08:00 до 18:45
- суббота – воскресенье с 08:00 до 19:15
- понедельник – пятница с 09:30 до 18:00
- суббота с 09:30 до 18:30; воскресенье с 13:30 до 18:30
Стоимость посещения (евро):
- взрослые – 4; от 6 до 12 лет – 1; дети до 6 лет – бесплатно; до 26 лет – 2.
Народу в этом легендарном месте всегда много, поэтому перед входом в собор придется постоять в очереди.
Где находится и как добраться
Собор расположен на площади Парви Нотр-Дам, в восточной части острова Сите, 75004, Париж, Франция.
- на метро – до остановки “Шалете”, “Остров Сите” или “Отель-де Виль”;
- автобусом, маршруты – 21, 38, 47, 85 и 96.
Если посчастливилось посетить Францию и ее прекрасную столицу – не полюбоваться собором Парижской Богоматери нельзя, это величественное и незабываемое зрелище, впечатления от которого останутся на всю жизнь. Это не только красивейшая архитектура, но и духовный центр католицизма.
Собор Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам-де-Пари – самый посещаемый католический храм в мире, а также одна из известных достопримечательностей в Европе. Его архитектура стала образцом готического стиля. В святилище расположена одна из важнейших реликвий христианской церкви – Терновый венок. Также внутри вы заметите собрание исторических картин и скульптур. Снаружи вас встретит красивый фасад с оригинальным оформлением входной группы.
Стоимость входа: бесплатно.
История в датах
1163 год – заложен первый камень в присутствие папы Александра III.
До 1182 года построен хор и главный алтарь, который был освещён.
К 1250 году закончены основные архитектурные работы.
Конец XIII – начало XIV века – доработка внешнего облика: установлены кресты, каменный забор и т.д.
XVII – XVIII века – перестроен центральный портал.
В революцию уничтожены практически все статуи, снят шпиль.
XIX век – проходила большая реставрация.
31 марта 1864 год – храм вновь освятили.
1965-1972 года – проводились археологические раскопки на территории.
2013 год – к 850-летию отлито 9 новых колоколов и выдвинут ряд религиозных инициатив, например, выпущен специальный «маршрут паломника».
На протяжении всего существования здесь проходили коронования царей, крещения знатных людей и бракосочетания королевских семей.
Архитектурные решения
Собор стал одним из первых в стиле готики в мире, и остаётся самым сохранившимся и величественным. При этом в нём замечаются нотки романского влияния. В основе лежит шестичастный свод с нервюрами («рёбра» каркасного свода). Имеется несколько порталов, которые достраивались в разные годы. Перед входом находится Соборная площадь. На ней располагается «нулевой километр».
Фасад
Центральный фасад стоит на четырёх опорах с двумя башнями по бокам. Несмотря на свои внушительные размеры, он смотрится гармонично и элегантно. Центром является окно в виде розы 1225 года создания. Перед ним установлено три статуи: Дева Мария, Адам и Ева. Над всеми порталами сделана галерея из 28 фигурок ветхозаветных царей. Арки украшены резными узорами по камню.
Три портала
На главном фасаде здания есть три входа со стрельчатыми порталами. На них созданы скульптурные панно с сюжетами из Евангелия. Слева находится портал Богоматери: вначале показывается смерть Марии, её попадание в рай и коронация в качестве Царицы Небесной. По центру – Страшный суд. Мертвецы, вставшие из могил, ангелы с трубами, архангел Михаил взвешивает души, а посередине Христос, восседающий на престоле. Справа – Святая Анна. Это первая из установленных композиций. На троне восседает Мадонна с младенцем, к которой пришли епископ и король Франции.
Крыша и шпиль
Самое знаменитое украшение крыши – статуи горгульей и химер, которые появлялись во многих художественных произведениях. Также есть четыре группы бронзовых фигур апостолов с символами из Евангелия. Все они направлены к шпилю, состоящего из двух этажей с красивым оформлением. Сама крыша сделана из свинцовых пластинок весом более 210 тонн.
Внутреннее убранство
Зайдя в сооружение, вы почувствуете его масштабность и причастность к истории. Здесь есть множество произведений искусства, но в то же время, это не музей, а действующий храм. В плане пересекающиеся нефы образуют крест. На стенах нет никаких фресок и росписей. Висят люстры, стоят скамейки и уложенный плиткой пол.
Витражи
Особое место во внутреннем оформлении занимают витражи. Цветные изображения красиво переливаются от солнечного света на стенах и полу. Главные фрагменты вставлены в окна-розы, и представляют собой один из шедевров христианского искусства. В середине сюжет Нового Завета с 84 панелями по кругу, а под ними ещё находятся рамы с 16 пророками.
Статуи
Скульптуры имеют большое религиозное значение. Все они изображают святых, либо библейские моменты. Сделаны из мрамора белого и серого цвета. Обладают разными размерами и поставлены в различные года. Самые известные, из находящихся внутри статуй: Богоматерь Парижская, композиция над мавзолеем графа Харкорта, Святая Тереза из Лизье и Святой Антоний.
Реликвия
В сокровищнице хранится одна из главных христианских реликвий – терновый венец Иисуса Христа. Вначале он находился в Иерусалиме, затем у византийского императора его перекупил французский король, и он несколько лет лежал в специально построенной часовне. После революции попал сюда.
Органы
В любом большом католическом храме есть орган, в Нотр-Дам-де-Пари их целых три. Великий или Большой появился ещё в 1402 году. Был создан специально для этого сооружения французскими мастерами. На нём играли более 50 органистов. Сегодня послушать его можно во время воскресных служб. Орган Хора сделан для аккомпанемента к пению. Его можно услышать каждый день во время молитв. Третий инструмент мобильный, и часто помогает основной мелодии.
Картины
В помещениях висит несколько масштабных полотен XVII – XVIII веков, рассказывающих о важных событиях для католицизма. Большой «Мэйс» – это целый ряд картин, около 50 штук, которые выставлены в часовнях нефа, среди них: «Распятие Святого Петра», «Сошествие Святого Духа», «Столетие Корнилия у подножия апостола Петра» и т.д. Их писали специально под заказ для собора Парижской Богоматери. Также есть интересные работы «Святой Фома Аквинский» и «Посещение».
Интересные факты
Место посещает более 13 млн человек каждый год.
С 2013 года на крыше достопримечательности располагается улей. Церковь всегда положительно относилось к пчёлам, даже есть их покровитель – Святой Амвросий. Поэтому инициатива знаменитого парижского пчеловода была поддержана. Собор Парижской Богоматери десятки раз показывался в фильмах таких, как: «Ван Хельсинг», «Горбун из Нотр-Дама», «Амели» и т.д.
Благодаря роману Виктора Гюго, «Собор Парижской Богоматери», сооружение получило известность и его удалось сохранить во время военных и политических действий.
Источник: