Площадь перед собором святого петра в риме
- Площадь Святого Петра в Ватикане
- История площади Святого Петра
- Площадь Святого Петра
- История
- Архитектура
- Что посмотреть на площади Святого Петра
- Колоннада Бернини
- Египетский обелиск
- Фонтаны
- Статуи на площади
- Швейцарские гвардейцы
- Особые мероприятия на главной площади Ватикана
- Часы работы
- Как добраться до площади Святого Петра
- Площадь святого Петра
- Обелиск на Площади святого Петра
- Площадь Святого Петра
- Информация к посещению
- История создания площади Святого Петра
- Архитектура площади
- Площадь Святого Петра в Ватикане: обелиск, колоннада Бернини и собор Святого Петра
- Колоннада Бернини
- Обелиск на площади Святого Петра
- Площадь Святого Петра в настоящее время
- Площадь Святого Петра в Риме
- Странная дорога, ведущая к храму
- Как все начиналось
- 16-ый век
- Гений иллюзий эпохи барокко
- Возведение
Площадь Святого Петра в Ватикане
Площадь Святого Петра в Ватикане: основные достопримечательности, история создания и проект Бернини, важные мероприятия, как добраться
Огромное открытое пространство перед главной католической церковью мира по своему художественному совершенству является настоящим шедевром градостроительства. Спроектированная Бернини в 1657 году величественная площадь Святого Петра в Ватикане сегодня представляет собой парадный вход в независимое папское государство. Ежедневно сюда устремляются десятки тысяч туристов, приезжающих в Рим со всей планеты. А чтобы услышать папское благословение, на площади собирается, по разным оценкам, до 600тыс. верующих.
Площадь, как и собор, названа именем Петра – одного из 12 апостолов, являвшихся учениками и последователями Иисуса Христа. Согласно христианской легенде, под главным алтарем храма находится захоронение самого святого апостола. После проведенных в 1964г раскопок и исследований, это было подтверждено Папой Павлом IV в сделанном им официальном заявлении.
- История
- Площадь Бернини
- Достопримечательности
- Колоннада
- Фонтаны
- Обелиск
- Скульптуры
- Мероприятия
- Достопримечательности на карте
- Как добраться
История площади Святого Петра
Большая долина на правом берегу Тибра (Ager Vaticanus) между Ватиканским холмом и холмом Яникул издавна была заселена благородными семьями. Их резиденции располагались среди великолепных садов – horti (от лат. hortus), наиболее известными из которых были horti Vipsania Agrippina.
Сады Випсании Агриппины унаследовал ее сын Калигула, устроив на этом месте в 37г. н.э. ипподром, перестроенный впоследствии его братом Нероном в монументальный цирк. После ужасающего пожара, случившегося в Риме в 64 году, император Нерон казнил в этом месте многих христиан, обвинив их в поджоге города. Будучи распятым на перевернутом кресте головой вниз, здесь принял мученическую смерть наиболее знаменитый из христиан того времени, ученик и последователь Спасителя – апостол Петр. Согласно древнему преданию, он был захоронен здесь же, на южном склоне Ватиканского холма, прямо перед цирком Нерона между 64-67гг.н.э.
Спустя сто лет, около 160 года н.э., на месте захоронения Святого Петра была возведена небольшая погребальная эдикула (от лат. aedis – часовня, небольшой храм), которая представляла собой две надгробные плиты – одну, размещенную на уровне земли, и вторую, поддерживаемую парой мраморных колонн. Могила апостола стала местом массового паломничества христиан и центром будущего некрополя – в течение многих лет вокруг нее стали размещать все последующие христианские захоронения, вплоть до постройки здесь в 319-326гг. Константиновской базилики.
Так как для возведения базилики требовалась относительно ровная площадка, император Константин повелел срыть часть Ватиканского холма. Его грунтами была засыпана долина и располагавшийся в ней весь кладбищенский район. Необычное с религиозной точки зрения решение, очевидно, было оправдано той большой значимостью, которое захоронение апостола Петра представляло для паломников, принявших христианскую веру.
Вплоть до XV века перед Константиновской базиликой сохранялось большое открытое пространство, называемое плато Санкти Петри (platea Sancti Petri), на краю которого в средние века зародился римский район Борго. Папа Николай V (Tomaso Parentucelli, 1397-1455) в рамках общей реорганизации прилегающего к церкви района, планировал превратить это бесформенное пространство в площадь. Реализацию своего замысла понтифик поручил осуществить итальянскому архитектору Бернардо Росселлино (1409-1464), который с 1451г. уже работал над проектом реконструкции древней базилики Константина. Однако, в связи со смертью Николая V, этим планам так и не дано было осуществиться.
К началу XVI века плато Санкти Петри представляло собой лишенный каменного мощения громадный прямоугольник, протянувшийся от базилики до самого берега Тибра с перепадом высоты более 10 метров. Взошедший в 1503 году на папский престол Юлий II (Giuliano della Rovere, 1443-1513) принял решение полностью перестроить Константиновскую базилику. Ее снос и строительство новой христианской церкви было начато18 апреля 1506 года по проекту архитектора Донато Браманте (1444-1514).
Работы по возведению нового христианского храма велись на протяжении более ста лет. За столь продолжительный период в грандиозном проекте участвовали многие выдающиеся скульпторы и архитекторы эпохи Возрождения: Рафаэль Санти, Джулиано да Сангалло, Фра Джованни Джокондо, Антонио да Сангалло-младший, Микеланджело Буонарроти, Пирро Лигорио, Яколо Бароцци да Виньола, Джакомо делла Порта, Доменико Фонтана, Карло Мадерно, Джованни Лоренцо Бернини и многие другие. 18 ноября 1626 года новая базилика Святого Петра была освящена Папой Урбаном VIII.
В течение века, пока велось строительство, пространство перед возводившимся храмом являло собой огромную стройплощадку. Лишь в 1657 году, при понтификате Александра VII, площадь перед главной католической церковью мира стала обретать представительную монументальность.
Площадь Святого Петра
Площадь Святого Петра является главной и одновременно единственной площадью миниатюрного по территории и великого по значимости государства Ватикан. На ней всегда многолюдно, а по средам, воскресеньям и в дни религиозных праздников огромное количество верующих собирается для того, чтобы воочию увидеть папу римского и получить его благословение.
Площадь носит имя Святого Апостола Петра, ученика Иисуса, первого понтифика католической церкви, покровителя Рима и хранителя ключа от Царства небесного. Посмотреть на одну из самых красивых площадей мира ежегодно съезжаются миллионы туристов и паломников со всего мира, вне зависимости от вероисповедания и взглядов на жизнь.
История
Площадь Святого Петра находится между двумя римскими холмами — Ватиканским и Яникул. На этом месте когда-то располагались сады и цирк Нерона, где, по преданию, в I веке император распорядился распять вниз головой Апостола Петра. Это случилось вскоре после грандиозного пожара, вслед за которым гонения на христиан, обвиненных в поджоге, превратились в массовое явление. Легенды же говорят о том, что пожар устроил сам Нерон.
Еще в начале XVI века, когда началась реконструкция старой базилики и строительство нового Собора, площадь имела прямоугольную форму без какого-либо покрытия. Чтобы к ней добраться с ближайшего берега Тибра, необходимо было преодолеть подъем высотой 10 метров. В середине XVI столетия площадку расширили и переместили сюда египетский обелиск, ставший когда-то свидетелем трагической смерти Апостола Петра.
В середине XVII века разработку проекта площади перед Собором Святого Петра поручили гениальному архитектору и скульптору Лоренцо Бернини. Первый вариант предполагал трапециевидную форму, но его отверг сам мастер. Впоследствии он несколько раз исправлял детали уже в процессе реализации второго проекта. Результат оказался ошеломляющим — площадь в окружении овальных колоннад с установленными на них скульптурами, поражает даже тех, кто приходит сюда не в первый раз.
Многие думают, что расположена площадь Святого Петра в Риме, а Ватикан является частью Италии. С этим можно согласиться лишь отчасти. Правда заключается в том, что в течение почти шести десятилетий, с момента окончательного формирования объединенного Королевства Италии в 1870 году, Папская область была ликвидирована, и все ее оставшиеся земли перешли под юрисдикцию молодого государства. Лишь в 1929 году между Святым престолом и правительством Италии, возглавляемым в то время небезызвестным Б.Муссолини, были заключены Латеранские соглашения, определившие границы Ватикана и его статус независимого теократического государства. В знак добрых намерений приняли решение о сносе целого квартала Рима и перемещении нескольких дворцовых фасадов, мешавших прокладке новой широкой улицы — виа делла Кончилиационе (Via della Conciliazione), ставшей впоследствии еще одним символом Вечного города и знаком Единения Папского престола с Италией. Улица, почти вплотную приближающаяся к площади Святого Петра и, соответственно, к границе Ватикана, открывает изумительный вид на грандиозный Собор. Кстати, via della Conciliazione переводится с итальянского как улица Примирения.
Архитектура
Площадь Святого Петра имеет геометрически правильную форму, состоящую из двух частей. Овальная ограничена с двух сторон колоннадами, а трапециевидная вплотную подходит к Собору Святого Петра. Как и во всех своих работах, Бернини придал своему творению определенный смысл. По его задумке, распростертые объятья, напоминающие согнутые кисти рук, как бы подхватывают пришедших на площадь и направляют их к фасаду базилики. А далее, уже внутри храма, ведут к алтарю. Но имеется и другая, более глубокая трактовка замысла Бернини, вложенная в его проект. В плане площадь вместе с Собором напоминает Ключ от Царства небесного, врученный когда-то Апостолу Петру Иисусом.
На пересечении осей расположен египетский обелиск. Вокруг него — светлые круги полосок из травертина, от которых в разные стороны расходится восемь лучей. В основании каждого из них и в промежутках между ними по кругу расположено 16 меток, указывающих стороны света и названия ветров Средиземноморья. С правой стороны от обелиска имеются солнечные маркеры в форме дисков. Они соединены прямой линией, уходящей от стелы в сторону правой колоннады. На них написаны даты, соответствующие дням, когда ровно в полдень тень от обелиска достигает тот или иной маркер.
Территория площади вымощена темным камнем, ласково называемым санпьетрино (на самом деле — это черный базальт, или базальтовый лейцитит). Он представляет собой распространенную на Апеннинах мелкозернистую порфировую породу, известную еще с древнеримских времен.
Монументальные колоннады завершают архитектурную композицию. Они оставляют неизгладимое впечатление своей монументальностью и завораживающей красотой.
Что посмотреть на площади Святого Петра
Каждая деталь, расположенная здесь, имеет либо символическое значение, либо религиозное, либо связано с какой-либо трагедией. К примеру, на площади Святого Петра в Ватикане имеется памятный знак в виде четырехугольной мраморной плиты, расположенной в том месте, где в 1981 году был ранен папа Иоанн Павел II. Здесь же есть камень в виде расколотого сердца, который удается обнаружить единицам. По легенде, оно появилось после события, связанного с Рисорджименто. В 1870 году во время ликования занявших площадь революционеров один из гарибальдийцев был убит, и его кровь пролилась на этот камень.
Главной достопримечательностью площади перед Собором Святого Петра является фасад самой базилики с Лоджией Благословения, статуями Христа и 11 апостолов, оригинальными часами, гербами и скульптурными композициями.
Колоннада Бернини
Две изогнутые колоннады с антаблементом и двускатным перекрытием, ограждающие площадь Святого Петра, представляют собой по четыре параллельных ряда из колонн (общее число — 284), образующих по три прохода. Каждую из колонн внутреннего ряда венчает огромная статуя, изображающая одного из 140 святых. С собором колоннады соединяют два 120-метровых крыла — Константина Великого и Карла Великого.
За правой колоннадой находится Папский фонтан, украшенный четырьмя тиарами и ключами. Он был построен по проекту Пьетро Ломбарди почти сто лет назад.
Египетский обелиск
Он был доставлен в Вечный город в первой половине I века в качестве трофея, по указанию императора Калигулы для украшения своего Цирка. По преданию, обелиск стал безмолвным свидетелем казни Апостола Петра, поэтому с ранних лет христианства превратился в место паломничества. Спустя 1,5 тысячи лет, во второй половине XVI века, 25-метровый обелиск был перемещен на площадь перед Собором Святого Петра. Заодно на нем заменили бронзовый шар, в котором вопреки всем ожиданиям так и не обнаружили урну с прахом Юлия Цезаря, на крест. На стеле сделали надписи и прикрепили гербы. Позже на гранях появились львы и орлы. Интересно, что Ватиканский обелиск никогда не был поврежден, как другие 12, расположенные на площадях Рима.
Фонтаны
Два практически одинаковых фонтана с оригинальной ночной подсветкой привлекают внимание туристов. Правый был создан Карло Модена в начале XVII века, а левый повторён Карло Фонтана более чем через 60 лет. Их высота составляет 8 метров.
Статуи на площади
Перед входом с Собор святого Петра расположены две статуи. Слева — Святого Петра, а справа — Святого Павла.
Швейцарские гвардейцы
Представители Папской гвардии являются своеобразной достопримечательностью площади Святого Петра. Их яркая полосатая форма привлекает взор каждого, кто проходит мимо поста. Многие фотографируются на фоне швейцарских гвардейцев, а те — не возражают. Увидеть их можно у Бронзовых ворот в правой колоннаде или слева от Собора.
Особые мероприятия на главной площади Ватикана
Каждое воскресенье в 12:00 по местному времени папа римский из окна своей резиденции читает молитвы и проповеди, обращаясь к пастве и благословляя всех присутствующих. В это время на площадь приходят тысячи верующих, несмотря на дождь, жару или холод. Лишь в дни, когда Понтифик находится за пределами Ватикана, окно остается закрытым.
Кроме того, непосредственно на площади Святого Петра по средам в 10:00 проводятся Общественные аудиенции Папы, а в дни католических праздников — торжественные мессы с обязательным присутствием Швейцарских гвардейцев, одетых в свою уникальную церемониальную форму.
Посетить воскресные проповеди и получить благословение, принять участие в общественных аудиенциях и праздничных литургиях, проводимых Папой на площади Святого Петра в Ватикане, можно совершенно бесплатно. Но в двух последних случаях для допуска на площадь требуется приобрести билет в офисе, расположенном в правой колоннаде площади у Бронзовых дверей входа в Апостольский комплекс, охраняемого швейцарскими гвардейцами.
Каждый год перед Рождественскими праздниками на площади устанавливается и украшается огромная ель. За право поставки Ватикану зеленой красавицы соревнуются регионы Италии и страны католического мира. Рядом размещают презепе — инсталляции, изображающие библейские сюжеты со сценами рождения Иисуса Христа. В рождественскую ночь в колыбели появляется «младенец».
Часы работы
Площадь Святого Петра открыта для посещений ежедневно с 07:00 до 23:00. На ночь проходы перекрывают. В дни религиозных праздников, с утра по средам и воскресеньям здесь собирается огромное количество верующих, поэтому посещение рекомендуется планировать на другие часы.
Общественные аудиенции папы римского — каждая среда с 10:00;Папское благословение и молитва — каждое воскресенье с 12:00.В случае если идет дождь, аудиенции могут быть перенесены в конференц-зал. Когда Папа отсутствует в Ватикане, службы отменяются.
Как добраться до площади Святого Петра
На линии метро, А нужно доехать до станции «Ottaviano».
Автобусы — ост. «Piazza del Risorgimento» № 23, 32, 81, 590, N11 (ночной)
Ост. «Crescenzio/Risorgimento» № 49, 492, 982, 990, N10 (ночной)
Ост. «Cavalleggeri/Fornaci» № 64
Ост. «Cavalleggeri/San Pietro» № 34, 46, 881, 982;190 °F и 916 °F (по выходным), 98 и 916 (только в будни); N5, N15 и N20 (ночные)
Конечная остановка трамвая № 19 находится на ост. «Piazza del Risorgimento»
Региональные поезда и наземное метро — ост. «Roma S.Pietro»
Также можно воспользоваться службами такси — Uber, Kiwitaxi.
Площадь святого Петра
Площадь святого Петра (итал. Piazza San Pietro) — площадь в стиле барокко перед Собором святого Петра, который считается важнейшим религиозным сооружением для католиков всего мира.
На площади собираются верующие, чтобы услышать папское обращение из окна Латеранского дворца или с балкона собора (по более торжественным случаям, например, на Рождество; также Папа появляется здесь впервые перед публикой и после своего избрания).
Площадь, как и одноимённый собор, назван в честь святого Петра, одного из двенадцати апостолов Иисуса Христа. Любимый ученик Христа до встречи со своим учителем был простым рыбаком Симоном. Встретившись с Иисусом, Симон принял от него имя «Кифа», что с арамейского означает «камень». Впоследствии в Евангелии стали использовать перевод с греческого языка: «петрос — камень». Так слова Иисуса Христа объясняют его выбор имени апостола: «Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».
Апостолу Петру приписывается множество деяний, однако наиболее почитали его за силу, с которой он проповедовал и исцелял страждущих. В Деяниях Апостолов описываются случаи исцеления больных и воскрешения умерших, в частности, случай в Иоппии с девицей Тавифой, которую он привёл к жизни. Иероним Стридонский, церковный писатель и создатель канонического латинского текста Библии, писал, что апостол Пётр был избран первым епископом Рима в 43 году и находился на этом посту 25 лет. Согласно преданию, в 67 году Пётр был распят подобно своему учителю на кресте, во время христианских гонений, организованных по приказу императора Нерона. Не считая себя достойным, умереть как сын Божий, Пётр был распят на кресте вниз головой.
Руководствуясь христианской легендой о захоронении святого Петра под древнеримской Базиликой Константина, построенной на месте Цирка Нерона, во XVI веке году здесь был построен Собор святого Петра. В 1939 году начались раскопки, которые продолжались 10 лет и в результате явили миру древнее кладбище, где обнаружили могилу, особо почитаемую еще в I-II веках. Доподлинно не известно, была та могила захоронением апостола Петра или нет, но в 1964 году папа Павел VI сделал официальное заявление о том, что, согласно исследованиям учёных, могилу апостола можно считать обнаруженной.
Строительство монументального Собора святого Петра «спровоцировало» и благоустройство прилегающей к ней площади. Работы проводились с 1656 по 1667 год под руководством Лоренцо Бернини. Разрабатывая свой проект площади, Бернини пришлось считаться с множеством условий. Это и особенности рельефа местности (перепад высоты 8-10 метров), и наличие главенствующего над всей территорией площади фасада нового собора (его высота 45 метров), и уже установленные к тому времени два фонтана и обелиск. Воплощая свои архитектурные идеи, талантливый архитектор нашёл конструктивное решение превратить окружающее пространство в комплекс из двух площадей. Трапециевидная часть Площади святого Петра находится в окружении галерей, а овальная — оформлена двумя колоннадами.
По сторонам лестницы, которая находится на трапециевидной части площади установлены две статуи апостолов, святого Петра и святого Павла, работы Бернини. Грандиозная колоннада высотой и глубинной 19 метров, которая находится на овальной части площади, состоит из 284 дорических колонн, расположенных в четыре ряда. Колонны с мощными балконами и аттиком, украшены 96 статуями святых и мучеников церкви. Колоннады и собор связаны между собой замкнутыми коридорами, которые расходятся у фасада.
Обелиск на Площади святого Петра
В самом центре площади находятся два фонтана XVII века работы Карло Мадерна и Лоренцо Бернини. Между фонтанами установлен древнеегипетский обелиск из розового гранита, датируемый I веком до нашей эры. В 37 году император Калигула доставил его в Рим. Обелиск высотой более 25 метров был привезён из Гелиополя, окрестностей современного Каира. Предназначался он для ипподрома, где и оставался долгое время. В эпоху Возрождения обелиск пытались несколько раз перевезти на Площадь святого Петра, но колоссальные размеры древней реликвии требовали немалых усилий, чтобы осуществить эту идею. Только по воле Папы Сикста V и под руководством архитектора и инженера Доменика Фонтана перенос обелиска состоялся. Помещённый на крепкую платформу массивный памятник, при помощи роликов, лебёдок и тягловой силы в размере 900 рабочих и 140 лошадей, наконец, нашёл своё место в центре Площади святого Петра.
Существует легенда, которая рассказывает, что во время подъёма обелиска и установки его в горизонтальном положении, часть верёвок начала рваться, и только неизвестный человек, который находился в толпе зевак, крикнул: «Воду на канаты!». В результате, мокрая верёвка стянулась, и обелиск успешно установили на пьедестал. Благодаря капитану корабля Бреска из города Сан-Ремо никто из рабочих не пострадал. Папа Сикст V отблагодарил капитана привилегией стать поставщиком понтифика и обеспечивать пальмами Ватикан для отправления религиозного праздника Пальмового Воскресенья. Ещё одна легенда говорит, что в золотистом шаре, венчающем, когда-то монумент, находился прах Юлия Цезаря.
В 1930 году, в честь независимости Ватикана и подписания Латеранских соглашений, из центра города к Площади святого Петра была проложена так называемая «улица Примирения». С высоты птичьего полёта общие очертания улицы с площадью напоминают гигантский ключ, о котором говорил Иисус Христос, обращаясь к апостолу Петру: «И я дам тебе ключи от Царства Небесного».
В настоящее время Площадь святого Петра служит местом для паломничества католиков, которые собираются перед главным католическим собором, чтобы получить благословение Папы Римского, принять участие в праздничной мессе и помолиться вместе с верующими со всего света.
Площадь Святого Петра
Информация к посещению
Piazza san Pietro, Vatican City
Загадочная, мистическая, овеянная сотнями легенд и пророчеств, — площадь Святого Петра в Риме уже давно и прочно занимает место одной из главных достопримечательностей Вечного города. Одновременно эта она является и главной площадью Ватикана. По внешнему контуру колоннады, обрамляющей площадь, белым камнем отмечена линия — это и есть граница суверенного государства в центре итальянской столицы. Здесь всегда многолюдно, это знаковое место для католиков всего мира — отсюда к верующим обращается сам Папа Римский.
Piazza San Pietro (пьяцца Сан-Пьетро) — место очень символичное. С высоты площадь напоминает по форме гигантскую замочную скважину, ведь Святой Петр, имя которого носит площадь, не только покровитель Рима, но и хранитель ключа от Царства небесного.
История создания площади Святого Петра
В 1 веке нашей эры на месте нынешней площади, между двумя римскими холмами — Ватиканским и Яникул, располагались сады и цирк императора Нерона. И именно здесь, как гласят предания, был распят Апостол Петр. На месте его захоронения в 326 году появилась небольшая базилика. Перед ней расчистили место для проведения торжеств, ставшее прообразом нынешней площади.
В 16 веке здесь началось строительство нового собора, поближе к которому переместили огромный обелиск, привезенный из Египта еще Калигулой. Именно этот обелиск является самым древним элементом площади, ведь по преданиям он уже стоял в садах Нерона, когда там казнили Петра. Но тот вид, который пьяцца Сан-Пьетро имеет сегодня, она получила благодаря архитектору и скульптору Джованни Бернини. Над ней он трудился с 1656 по 1667 годы, создавая не просто архитектурный шедевр, но и своеобразный символ веры.
Архитектура площади
Площадь Святого Петра состоит из двух геометрически выверенных частей — овальной и трапециевидной, ведущей ко входу в собор. Овальную часть с двух сторон обрамляют полукруглые колоннады. По задумке гениального архитектора, они как бы принимают верующего в свои объятия и направляют ко входу в храм.
Размер площади по главным осям составляет 320 на 240 метров. А на их пересечении установлен гигантский обелиск.
Египетский обелиск выполняет еще и роль гномона солнечных часов, тень от которого в полдень достигает маркеров, в форме дисков. Историки уверяют, что он простоял вплоть до эпохи Возрождения в нетронутом виде из-за того, что римляне верили, что на его вершине в бронзовом шаре покоится прах Юлия Цезаря. Но когда в 16 веке обелиск перенесли на пьяцца Сан-Пьетро, и установили на его верхушке крест, никакого праха внутри шара не обнаружили. Высота обелиска 25,5 метров, но вместе с пьедесталом она составляет 41 метр.
Колоннада площади Святого Петра — это 284 мраморные колонны в 4 ряда и 88 пилястров. Они поддерживают ленту свода, на которой установлены 140 статуй — святых, пап римских, евангелистов и иных религиозных деятелей. Все эти статуи были созданы учениками школы Бернини. На площади находятся два мраморных диска с надписями CENTRO DEL COLONNATA. Если встать на них и посмотреть на колоннаду, то три задних ряда колонн спрячутся. Точнее окажутся строго за первым рядом. Этот визуальный эффект был придуман и просчитан Бернини.
Фонтаны площади Святого Петра. Два фонтана высотой 8 метров являются еще одним украшением Piazza San Pietro. Один — это работа Карло Мадерна, а второй — практически близнец первого, его сделал Бернини для сохранения гармонии. В вечернее время фонтаны красиво подсвечиваются, что делает их очень популярными туристов. Вода в этих фонтанах, как впрочем и во всех других в Риме, пригодна для питья.
Собор Святого Петра является главным, доминантным, элементом площади. Это самая крупная базилика в мире. Высота его купола составляет 136 метров. Собор способен вместить около 60 тысяч человек. По негласному правилу, ни одно здание в Риме не может быть выше собора Святого Петра. И именно с его смотровой площадки открываются потрясающие виды на итальянскую столицу. Фасад собора является настоящим произведением искусства, — расположенными здесь статуями можно любоваться бесконечно. На барельефе, который украшает главный портал, изображена сцена вручения Апостолу Петру ключей от рая.
Площадь Святого Петра в Ватикане: обелиск, колоннада Бернини и собор Святого Петра
Fountain North by Carlo Maderno
Площадь Святого Петра в Риме раскинулась перед одним из самых грандиозных храмов мира — базиликой Св. Петра. До реконструкций, проведенных при Муссолини, площадь Святого Петра буквально ошеломляла всех, кто посещал ее. Римляне, выходившие с узких улочек, где до последнего момента не было видно купола собора, вдруг попадали на огромное открытое пространство, окруженное с двух сторон колоннами, а с третьей — величественным соборным фасадом.
Площадь Святого Петра построена в форме овала, размеры которого составляют 340 метров в длину и до 240 метров в ширину. Образовавшаяся полусфера является символом веры, которая принимает любого человека, решившего посетить храм Святого Петра. К базилике ведет широкая лестница, с двух сторон площадь обрамлена колоннадой.
Колоннада Бернини
Колоннада на площади Святого Петра была построена по проекту архитектора Джованни Бернини в 1656–1667 годах. Она состоит из 284 дорических колонн, распределенных в четыре ряда, над которыми установлены 162 восьмиметровых скульптуры католических святых.
Есть интересная особенность у колоннады. В центре площади между фонтанами и обелиском есть две точки, отмеченные белым мрамором. Если встать на одну из них, то четыре колонны из разных рядов сольются и будут видны только первые колонны и Вам покажется, что колоннада состоит из одного ряда колонн. А стоит сделать шаг в сторону, то за первой будут видны все остальные колонны.
Колоннада Бернини была несколько раз воспроизведена в других странах, так одно из похожих сооружений мы можем видеть на Невском проспекте в Санкт-Петербурге — это колоннада Казанского собора, построенная в начале XIX века русским архитектором Андреем Воронихиным.
Обелиск на площади Святого Петра
Обелиск в центре площади датируется I веком до нашей эры, его привезли из Египта, из окрестностей современного Каира — Гелиополя для цирка Нерона, где он оставался долгое время. По легенде в шаре, венчающем монумент, хранился прах Юлия Цезаря.
10 сентября 1586 года по приказу папы Сикста V обелиск перетащили на площадь с помощью сложного приспособления, построенного инженером Домеником Фонтаном. Эти трудные маневры машина выполняла с участием 140 лошадей. Доменико Фонтан предупредил, что любой звук может обрушить конструкцию и поэтому за любое произнесенное во время работы слово полагалась казнь.
В самый ответственный момент веревки стали слабеть и огромная махина должна была завалиться набок. Но в это время генуйский моряк выкрикнул: «Воду на канаты!». Это был капитан корабля по имени Доменико Бреска и он отлично знал, что когда канаты намокают, они стягиваются.
Обелиск высотой 25,5 метров был спасен и успешно установлен, а капитана Бреска вызвали к Папе. Согласно легенде, тот похвалил капитана и спросил, чем он мог бы отблагодарить его. Просьба капитана была скромна — он попросил разрешения привозить в Ватикан ветви пальм в Пальмовое воскресенье, предшествующее Пасхе.
Высота обелиска вместе с постаментом и крестом на вершине составляет 41 метр.
Однако, прах Юлия Цезаря во время этих работ так и не был обнаружен. Шар был помещен в Ватиканские музеи, а на обелиске установили крест.
Рядом с обелиском находятся два фонтана XVII века работы Мадерна и Бернини.
Площадь Святого Петра в настоящее время
По воскресеньям и в праздничные дни здесь собираются все, кто хочет услышать проповедь папы. Площадь заставляется стульями и пришедшие слушают речь главы католической церкви на 20 языках. Ровно в полдень Папа произносит свою речь с балкончика над главным входом в базилику или из окон своего кабинета, которые расположены с левого края на последнем этаже здания, находящегося за колоннадой справа.
Есть еще одна возможность увидеть папу. В среду в 10 часов утра он проводит всеобщую аудиенцию. Правда, если не занять место заранее, то ничего, кроме спин и фотокамер, Вы не увидите.
В остальное время Площадь Святого Петра полна туристами, пришедшими в музей. При этом нельзя забывать, что никакие фривольности в одежде здесь не допускаются. Если же Вы одеты не соответствующе, лучше сразу по пути купить в сувенирном киоске футболку с рукавами или какую-нибудь накидку-платок.
Площадь Святого Петра в Риме
Официально площадь Святого Петра в Риме, находящаяся перед одноименным собором, располагается не в Риме. И даже – не в Италии, а на земле города-государства Ватикан. Но зачем нужны избыточные условности? Отправляясь к собору, будет достаточно пересечь узкую белую линию со столбиками по внешнему периметру площади и таким образом оказаться в Ватикане. Полшага обратно – в Италии. Хотя, возвратиться никогда не будет поздно, да и невидимые границы в ЕС – вполне нормально. А площадь Святого Петра в Ватикане либо, если хочется, в Риме, заслуживает никак не менее католической мессы.
Площадь Святого Петра в Риме
Музеи Ватикана и Сикстинская капелла
Колизей — Без очереди
Собор Святого Петра – без очереди
Уникальные экскурсии по Риму
Странная дорога, ведущая к храму
На флаге Ватикана изображены два скрещенных ключа. Первый – от Царствия Небесного, другой – от Рима. Площадь Святого Петра – символизирует безусловное духовное единение, выраженное архитектурными формами. С высоты птичьего полета также похожа то ли на громадную замочную скважину, то ли на еще один ключ. Однако, честно сказать, Piazza San Pietro – не одна, а 3-и площади:
- Ретта («прямая»);
- Обликва («наклонная»);
- Рустикучи (по имени дворца, находившегося во владении рода Рустикучи).
Прямая словно стрела виа делла Кончилиационе (улица Примирения), проходящая от замка Святого Ангела к Ватикану в 1936-50 годов, наращивает эффект. Собор целиком превалирует над улицей, загораживая своей громадой целый горизонт. Стилизованные под обелиски фонари по той и другой сторонам улицы соединяются в единую колоннаду и приводят к настоящему обелиску на площади. Но по степени приближения купол собора вдруг начинает шаг за шагом «проваливаться». И в скором времени целиком скрывается за фасадом…
Дорога до площади Святого Петра в Риме
Как все начиналось
В начале новой эры вместо площади и собора – меж Ватиканским холмом и холмом Яникул – располагались сады и цирк Нерона. Принято считать, что как раз на его арене казнили Апостолов Петра и Павла. В середине I столетия в цирке поставили обелиск в высоту 25,5 метра, завезенный из Египта в 40 годах, еще при Калигуле. Подобных обелисков в Риме было много, однако до наших дней уцелели только 13. Римляне думали, что данные сооружения символизируют возрождение и мощь, а иероглифы на их гранях – секретные магические формулы.
К 4-у столетию – времени постройки первого Собора Святого Петра – на месте будущей площади и прежнего цирка, появился громадный некрополь. После возведения базилики перед ней была очищена от строений и захоронений обширная наклонная эспланада, на которой запретили любые строительные работы. Эспланада использовалась для прохождения массовых торжеств во время христианских праздников.
16-ый век
К 16-у веку площадь Святого Петра в Риме являла собой большой четырехугольник с перепадом высот до 10 метров. В непогодные дни грунтовое покрытие площади становилось непроходимое болото. Это вместе с ветхой базиликой было «не к лицу» Святому Престолу. Папа Юлий II приступил к возведению нового собора, а Пий IV расширил площадь Святого Петра.
В 1586 году отыскали применение и для обелиска из цирка Нерона, до того времени находившегося у южной стены храма. Папа Сикст V провел его освящение, освободив от «языческой скверны» (о том говорят надписи на гранях). А также приказал переместить на Piazza San Pietro. Позолоченный шар, являвшийся до того времени украшением вершины обелиска и хранивший, по поверью, останки Юлия Цезаря, поменяли на крест с частицей Животворящего Креста из Иерусалима. Имперских останков, к слову, в шаре так и не обнаружили.
Для перемещения 300-тонного сооружения обелиска на площадь Святого Петра в Ватикане понадобилось 40 000 деревянных щитов, 40 лебедок и старания 800 рабочих и 140 лошадей.
Курировал работы архитектор Доменико Фонтана. Под страхом смерти ротозеям, приходившим взглянуть на внештатное «представление», воспрещалось даже перешептываться. В определенный миг канаты лебедок чуть не лопнули, и лишь своевременный вскрик Бенедетто Бреска, капитана из Сан-Ремо – «Воды на канаты!» – помог не допустить трагедии. Бреска не казнили, а не скупясь наградили привилегией поставки пальмовых ветвей к Пальмовому (Вербному) воскресенью. В центре Сан-Ремо и сейчас есть площадь, наименованная в честь смекалистого капитана.
Гений иллюзий эпохи барокко
Середина 17-го столетия. Перед Лоренцо Бернини, победившим в конкурсе папы Александра VII на проект площади, была поставлена невиданная по неразрешимости цель: как соединить в одно архитектурное целое собор с вынесенным вперед вычурным фасадом по проекту Карло Мадерна, его же авторства фонтан, тот самый обелиск и старый проход в Апостольский дворец? Перепад высот притом также никто не упразднял. Но для гения нет преград, если он мастерски использует опыт не менее гениальных предшественников и современников.
Возведение
Возведение проходило в 1656-67 годы. Примером для трапециевидной части, находящейся у собора – пьяцца Ретта – послужила площадь Капитолия, построенная Микеланджело, а изучение работ Декарта по оптике оказало помощь Бернини в окончательном устранении остальных недоразумений. Для уменьшения перепада высот на 4 метра была демонтирована соборная лестница. Сверху нового настила были построены 2 галереи и новая, сужающаяся по мере спуска, 75-метровая лестница, последняя ступень которой находилась как раз на уровне базы обелиска. Из-за подобных ухищрений издалека создается полная иллюзия, что данная часть площади обладает правильной формой квадрата. Продолжением правой галереи, приводящей в Апостольский дворец, стала Скала Реджа, известная парадная лестница, сужающаяся по степени подъема.
Эллипсоидная колоннада из 2-х полукружий (пьяцца Обликва), в общем традиционная для барокко, была повернута на 90 градусов так, что длинная поперечная ось разместилась не перпендикулярно, а параллельно фасаду. Ритмичное межание фонтана, обелиска и еще одного фонтана, построенного Бернини по примеру работы Мадерна, четко показывает сознанию зрителю, что это эллипс. Но зрение, привыкшее четко определять дистанцию по горизонтали, все-таки видит окружность.
Вид на площадь Святого Петра
Подобный эффект получается по причине ряда факторов:
- параметрам эллипса – 21 500 м²;
- углу его наклона;
- и самой четырехрядной колоннаде из 284 колонн аскетичного тосканского ордера, рождающей иллюзию вращения и прячущей подлинную глубину той и другой частей площади.
Посмотреть лишь первый ряд колонн и все увенчивающие их 162 статуи возможно, если наступить на один из мраморных дисков, находящихся по обеим сторонам обелиска.
Имеются на брусчатке сампьетрино, брусках из темного порфира, имя которым тоже дала площадь Святого Петра в Риме (Ватикан), и прочие отметки. От обелиска, исполняющего функцию гномона солнечных часов, лучами разбегаются линии с указателями сторон света. Полуденные маркеры возможно отыскать меж обелиском и фонтаном, располагающимся с правой стороны (если находится лицом к собору).
Отметки на брусчатке площади Святого Петра в Ватикане
Пьяцца Рустикучи, третий «элемент» площади. Это ее «преддверие», была построена на месте ряда снесенных дворцов. А для того, чтоб все же возможно было посмотреть на собор целиком. Свой итоговый облик она получила к середине 20-го столетия, во время возведения виа делла Кончилиационе.
Источник: