Памятник свободы латвия

Памятник свободы латвия

Памятник Свободы

В центре Риги на бульваре Свободы возвышается главный символ суверенности и волеизъявления латвийцев – памятник Свободы (Латвия). Он создан как дань памяти о тех, кто, не задумавшись, пожертвовал собой во имя процветания государства и ради свободной жизни будущих поколений в гражданскую войну. Туристам он интересен как культурная достопримечательность страны.

Памятник Свободы – история создания

Памятник Свободы в Риге вобрал в себя всю удивительную историю Латвии и народов, издревле населявших ее. Каждая из тринадцати сборных композиций, украшающих подножие памятника, рассказывает о самом важном в жизни латвийцев и их предков. В каждой плите высечена любовь к труду, стремление к свободе, желание жить в мире и гармонии. Каждый барельеф имеет свое имя: «Стражи отечества», «Труд», «Праздник песни», «Вайделотис», «Разрывающие цепи», «Мать Латвия», «Свобода» и другие.

Памятник Свободы был создан по инициативе местной администрации в 1935 году. Он сменил стоявший здесь памятник Петру I. Образ этого символического монумента, ставшего визитной карточкой Латвии, создал латышский скульптор Карлис Зале. Воплотил в жизнь идею гения архитектор Эрнест Шталбергс. Композиция была произведена буквально на одном дыхании и создана за четыре года.

Памятник Свободы – описание

Если рассмотреть памятник Свободы в Риге на фото, то можно увидеть, что он представлен в виде ансамбля из стелы, скульптуры и барельефов. Общая высота композиции составляет 42 м. Венчается она девятиметровой статуей «Свобода», которая выполнена в виде молодой женщины с высоко поднятыми руками над головой. В своих руках она уверенно и гордо держит три «золотые» звезды, которые символизируют три культурно-исторических региона страны – Латгале, Курземе и Видземе. Высеченная большими буквами надпись обелиска гласит – «Отчизне и свободе».

Основание памятника представлено в виде ступеней с размещенными на них барельефами. Четыре ступени вмещают в себя 56 скульптур, разделенных на 13 композиций. Каждая композиция рассказывает об определенном историческом этапе Латвии, духовных ценностях латышского народа, мифологии и былинах древних коренных народов:

  1. Первую ступень или основание занимают мотивы, раскрывающие основные ценности и чаянья латышей. Они носят названия: «Латышские стрелки», «Стражи отечества», «Семья», «Труд», «Духовность», «Латыши – поющий народ» и две композиции, посвященные революции 1905 года и памяти освободительным сражениям 1918 года.
  2. Последующие ступени занимают скульптурные группы, символизирующие стремления к суверенности и отображающие народные принципы. Здесь расположились: «Мать Латвия», «Разрывающий оковы», «Вайделотис» (балтийский жрец, поклоняющийся идолам) и герой легенд «Лачплесис».

Памятник Свободы – особенности расположения

В советские годы у памятника Свободы была организованная конечная точка троллейбусного маршрута, также от этого места стартовали все велокроссы. С 1987 года у подножья памятника Свободы собирались первые публичные встречи движения Хельсинки-86. Примерно с этого времени рижане и гости города стали возлагать цветы у памятника.

С начала 90-х кольцевая вокруг памятника перекрыта, здесь организована пешеходная зона. В конце 1992 года был возобновлен почетный караул. Последняя реставрация проводилась в 2006 году. Плиты и швы восстановлены, звезды, венчающие памятник Свободы в Риге, вновь сияют на солнце золотым блеском. Это скульптурное творение как нельзя точно передают всю духовную силу и многогранность латышей – стремление к свободе и любовь отчизны, запечатленные в камне.

Как добраться?

Памятник Свободы расположен в центральной части столицы, поблизости со Старым городом. Он находится в начале центральной улицы Brivibas. Сюда можно попасть из любой точки города. Можно воспользоваться общественным транспортом, сюда едут троллейбусы № 3, 17 и 19, автобусы № 2,3, 11 и 24.

Символично: американские военные и британские туристы на спор мочатся на памятник Свободы Латвии

Недавно в Риге иностранцы вновь помочились на возвышающийся в центре столицы памятник Свободы. Дело вроде привычное — это происходит постоянно. Резонанс возник из-за того, что в инциденте виновны двое «защитников демократии» — американские военные.

А вообще-то, граждане ЕС и стран НАТО регулярно принимают участие в этом хулиганском соревновании, которое так обижает патриотов Латвии.

Преступление и наказание

Двух человек, справляющих нужду на смотровой площадке Милды (неофициальное название монумента), заметили сотрудники полицейского центра видеонаблюдения.

Патрульные задержали нарушителей. Выяснилось, что оба — граждане США, военнослужащие. Прибыли в Латвию в составе американского контингента на учения.

Их оштрафовали — на 400 евро каждого. Представитель столичной полиции самоуправления Том Садовскис признал, что осквернители памятника не были пьяны, то есть действовали осознанно.

Это вызвало у патриотической общественности ярость. Глава департамента успокаивал: солдат «ждут санкции в армии США, которые будут куда более суровы, чем штраф полиции». Латвийское Министерство обороны поспешило обелить «старшего брата»: дескать, инцидент всего лишь «бросает тень на тысячи военных США и других союзников, которые служили или будут служить в Латвии».

По иронии судьбы латвийский диссидент Александр Гапоненко, находящийся сейчас под следствием за «антигосударственную деятельность», три года назад предсказал неизбежность этого инцидента.

«Смешно и грустно. Против меня возбудили уголовное дело из-за моего предположения о том, что американские военные будут вскорости мочиться возле памятника Свободы.

Я возмущался тем, что латвийская святыня будет опозорена. Полиция безопасности, наемные эксперты, прокуратура возмутились тем, что я осмелился высказать такое гнусное предположение, и оценили его как возбуждение ненависти к американскому народу», — напомнил Гапоненко.

Монумент Свободы высотой 42 метра поставили на рижском бульваре Бривибас в 1935-м на месте, где до Первой мировой войны стоял памятник Петру Великому. По замыслу авторов, статуя должна олицетворять «память о павших борцах за независимость Латвии». Коммунисты, взявшие власть в Латвии в 1940-м, не тронули Милду.

А вот в новейшие времена ее постамент облюбовали в качестве туалета — в основном заезжие иностранцы. Скандалы такого рода продолжаются с 2005 года.

С удивительной регулярностью иностранцы посягали на честь Милды. Иногда можно было наблюдать трагикомическую картину: пока туристы мочились на Милду с одной стороны, с другой по стойке смирно стояли солдаты почетного караула.

Как позднее установили неторопливые латвийские чиновники, несчастья Милды могли быть связаны с введением в массовый обиход сервисов спутниковых карт.

Те, кто перед поездкой в Ригу рассматривали план города на карте, отмечали, что памятник сверху напоминает отхожее место. Первыми эту аналогию провели, видимо, англичане со своим отменным, но несколько циничным чувством юмора.

Латвийские гастарбайтеры, возвращавшиеся на родину с берегов Туманного Альбиона, нередко слышали, как английские туристы бились об заклад: кто справит нужду на Милду. Самый азартный публично оскорблял символ латвийской государственности, а остальные в складчину оплачивали ему штраф. Героя, помимо славы и почета соотечественников, ждал еще и солидный куш в пару тысяч евро. Игра вполне стоила свеч.

«Это выяснилось, когда британских туристов допрашивали в рамках одного уголовного процесса. Они разоткровенничались и рассказали, что заключают между собой пари на выполнение определенных заданий. Например, справить естественную нужду или сфотографироваться обнаженным у памятника. И за это они могут получить неплохие деньги.

Что им штрафы по 100–200 евро, когда за выигранный спор полагается несколько тысяч евро», — горько жаловался сотрудник полиции Андрейс Вилкс. Он предложил не просто штрафовать хулиганов, а арестовывать хотя бы на несколько суток и направлять на исправительные работы.

«Свиньи эти англичане»

Сведения о том, что англичане мочатся на Милду на спор, подтвердил и инспектор отдела прессы регионального управления полиции Риги Эдгар Дудко. «Я слышал, что есть компании туристов, которые заключают между собой такие пари, однако не могу сказать ничего конкретного по поводу фигурирующих в спорах сумм», — отмечал он.

Латвийские полицейские сетовали, что участники хулиганского тура не желают проявлять ни малейшего уважения к одному из главных символов латвийской государственности.

Напротив, иностранцы словно нарочно подчеркивали глумление. В архивах рижской полиции, например, осело дело о пьяном британце, который справлял нужду на монумент с криками: «Свобода — это свобода!».

Читайте также  Дворец гейдара алиева баку

Подобное поведение связано с тем, что многие иностранцы, в частности англичане, рассматривают Ригу как отличное дешевое место для шумного уик-энда в мужской кампании. Тематические сайты рекомендуют столицу Латвии для «мальчишников». Вот типичный рекламный текст: «Шикарный мальчишник в Риге — городе, славящемся ночной жизнью, дешевым пивом и красивыми девушками».

Оскорбление Милды — только верхушка айсберга. Иностранцы бегают по Риге в голом виде, дебоширят в питейных заведениях, дерутся с местными, в том числе полицейскими.

В прошлом году в одном из клубов Старой Риги заезжие ирландцы устроили настоящее побоище. Рижанам пришлось утихомиривать буйных островитян перцовым газом из баллончика, иначе туристы не унимались. Пострадавших иностранцев доставили в медицинский центр на скорой. По словам медиков, пациенты были сильно пьяны, а также, возможно, употребляли еще какие-то «вещества».

Но даже после алкоголя, наркотиков, драки и перцового газа ирландцы были полны боевого задора. «Они внезапно, без всякой на то причины, напали на меня и коллегу, хотя ничто не говорило о том, что подобное возможно», — вспоминает сотрудница неотложки по имени Дайга.

Агрессивные ирландцы начали избивать и душить водителя скорой и врача. Прибыли полицейские, скрутили туристов и увезли в участок.

Впрочем, в итоге латвийский суд решил применить к ирландцам меру пресечения, не связанную с лишением свободы. Обычное дело: как правило, буйные иностранцы отделываются не особенно большим денежным штрафом, в худшем случае — несколькими сутками административного ареста.

Нетрудно представить, какая была бы шумиха в СМИ и сколь суровое последовало наказание, если бы подобный проступок совершили россияне.

Однако, к тайному сожалению латвийских властей, за пьяные дебоши в Риге раз за разом задерживают туристов не из «агрессивной варварской России», а из самых что ни на есть «цивилизованных» и «культурных» государств ЕС.

«Фирменный знак»

Британский МИД призывает сограждан вести себя за рубежом культурно. Но тщетно: подданные Великобритании продолжали массово унижать Милду и в нулевые, и в десятые годы.

Рижский градоначальник Нил Ушаков говорил, что по горло сыт бесчинствами британцев. Администрация из кожи вон лезет, чтобы привлечь в Ригу побольше туристов, а тут такое творится. Ушаков сокрушался: «Если бы у нас были и другие туристы, то британские гости, постоянно писающие в городе, не так бы бросались в глаза. К сожалению, это их „фирменный знак“. И мы больше не будем политически корректными».

В конце концов власти Риги, устав от постоянной критики в свой адрес, оснастили все прилегающее к монументу пространство видеокамерами.

Однако английские туристы отомстили Ушакову. В 2013-м двое британцев атаковали внедорожник мэра на рижской улице: начали раскачивать машину и рисовать на пыльной поверхности автомобиля непристойные картинки. Ушаков, узнав о происшествии, попытался отшутиться.

«Можно в рекламу Риги включить и возможность рисования непристойных картинок на моей машине. За отдельную плату. Пусть только приезжают», — написал мэр в социальной сети.

Что касается Милды, то после установки видеонаблюдения число инцидентов с осквернением памятника резко уменьшилось. Но и на нет не сошло.

Граждане ЕС и стран НАТО по-прежнему рассматривают монумент как подходящее место для непотребств. Так, в декабре 2016-го задержали гражданку Испании и гражданина Германии, занимавшихся прямо у памятника сексом. Полиции интуристы объяснили, что им захотелось «острых ощущений».

За месяц до того еще одна гражданка Испании помочилась на монумент — прямо среди цветов и свечей, принесенных рижанами в День независимости Латвии, который отмечался накануне. Стражам порядка туристка сказала, что просто не нашла поблизости туалета.

А в феврале 2018-го у монумента Свободы трое поляков позировали для фото со спущенными брюками. Двое оказались несовершеннолетними. Гости из Польши оправдывались тем, что якобы не знали, как важен памятник Свободы для латвийцев.

В июле того же года задержали уже эстонцев. Правда, двое гостей из этой страны всего лишь пытались залезть на памятник, дабы сделать колоритную «фотку».

В свое время журналист латвийского издания Neatkarīgā Rita Avize («Независимая утренняя газета») Бен Латковскис писал о контрасте между западными и российскими туристами. «Что бы мы ни делали и какие бы горы ни сворачивали, в массовом сознании англичан или немцев мы всегда будем отсталыми, живущими в лесах восточноевропейцами», — отмечает журналист.

Он, впрочем, не сомневается, что в Риге можно встретить и интеллигентную западную публику, а в Юрмале наверняка найдутся некультурные русские туристы. «Но на памятник Свободы почему-то регулярно мочатся не русские, а западные туристы. Если бы памятник не охраняла полиция, то он страдал бы еще чаще.

И речь идет не о необходимости облегчиться. Речь идет об отношении.

Об отношении к стране и государству, куда ты приехал. Если британцы воспринимают Латвию как захолустье, где живут недавно спустившиеся с деревьев люди, то русские к нашей стране все же относятся с уважением», — сделал парадоксальный вывод Латковскис еще в 2012-м.

Прошло семь лет, но, судя по политике официальной Риги, статус «дикарей, живущих в лесах» некоторых латвийских политиков вполне устраивает.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Невероятные приключения унитаза в Латвии

Памятник Свободы в Латвии. Как мы знаем, обычно памятники ставят уже умершим. Разве свобода в Латвии умерла, что поставили для неё памятник?

У каждого народа есть своя святыня, которая стала символом этого народа. В Нью-Йорке это — статуя Свободы, в Москве — мавзолей, в Египте — пирамиды итд.

В Латвии есть памятник Свободы как символ всего народа. Немножко исследуем этот феномен памятника Свободы в Латвии.

Теперь посмотрим на символы идолослужения этого памятника свободы, на его масонский символизм.

Звезды соединены так, что между ними, четко просматривается масонский шестиугольник.

То, что три звёзды, есть символ трёх провинций Латвии — Курземе, Видземе и Латгале, является вымыслом, потому что, а где же Земгале тогда? Три масонские звезды, означает объединение трех масонских лож Латвии. А именно три масонские ложи: «У меча», «Северная звезда» и «Яняугунс».

Следующий символ — женщина на памятнике — якобы латышская девушка Милда. Кем же является Милда?

Обратите внимание — руки Милды, они же на короне Исиды. Исида указывает рукой на медальон — «Всевидящее око», истинно масонский символ.

Сама Милда находится на обелиске, который является символом мужского достоинства.

А теперь посмотрим на сам памятник Свободы. Интересно же — главный символ свободы Латвии — памятник свободы, что он напоминает?

Посмотрим на него сверху!

Он напоминает унитаз! Это очень интересно! Очень, очень интересно то, что весь народ Латвии, все политики Латвии собираются у «унитаза» и там поклоняются якобы Богу. Там происходят множество торжеств и ритуалов. Языческая богиня Исида у унитаза. А здесь происходят самые торжественные мероприятия Латвии, гости Латвии приносят здесь цветы к этому унитазу и кладут их перед языческой богиней Исидой.

Именем национальных символов народа происходит поклонение перед языческими идолами.

Почетный караул, как раз находятся в тех местах, где болты крепят крышку к унитазу.

Когда мы смотрим в оккультизм, мы видим, что люди, которые были увлечены оккультизмом, говорят, что бесы или домовые обитают в ванных комнатах и в туалетах. Поэтому не надо удивляться, что у многих есть тяга обратиться к «Богу» в туалете, потому что там они чувствуют присутствие «сверхъестественного».

Пастор секты «Новое поколение» Алексей Ледяев говорит: «Молитесь к Богу не только входя и выходя из туалета!» У него даже есть проповедь об унитазе.

Наверное он поймал этот компонент духовного мира Латвии и истолковал это по своему!

Да! В общем, очень интересный момент! Памятник Свободы Латвии — унитаз. Что же делают латыши?

«Пойдём фоткаться у памятника Свободы! Ну, как же можно не сфоткаться у памятника Свободы?» Фоткаться у унитаза.

Поэтому не надо удивляться, что туристы из Великобритании так стараются описать этот символ свободы Латвии, который на самом деле является большим макетом унитаза. Для чего же предназначен унитаз, если не для того, чтобы облегчиться? Ирония есть в том, что такой огромный предмет «облегчения» дали народу как символ свободы.

Читайте также  Московский музей современного искусства

Смотря на всё это, вспоминается то, что у многих христиан есть обычай — молиться Богу в туалете. Им кажется, что это единственное место, где можно спокойно спрятаться от глаз окружающих, и вылить своё сердце перед Богом. И тогда они бегут в туалеты и в ванные комнаты, и после какого-то времени выходят оттуда «облегчены».

Какому же «богу» они там поклоняются? Разве это достойное место для поклонения Богу?

Задумайтесь, христиане! Не делайте себе привычку — поклоняться Богу в туалете! Согласитесь ли вы, что, когда кто-то вас приглашает встретиться — обсудить важные дела, приглашают не в кафе, не в какое-то красивое место, а — пригласили бы вас в туалет? И там — в туалете решить эти важные дела?

А христиане, к сожалению, так поступают. Такое наше отношение к Богу, когда мы идём в туалет, чтобы помолиться Богу.

Богу можно поклоняться на всяком месте, но нельзя делать себе привычку — делать это в туалете, или у унитаза!

Также думаю, что не умно — поставить огромный унитаз в центре Риги — назвать его памятником Свободы, и считать его символом свободы всей Латвии! А мы видим, что именно так и сделали: лукаво рассказывая народу красивые басни о свободе народа, поставили огромный унитаз с языческой богиней Исидой, и народ в восторге его обожествляет.

И как мы видим, к сожалению, этот унитаз стал святыней для целого народа. На самом деле этот унитаз является стыдом и позором Латвии.

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства. (Рим.1:28)

Памятник свободы латвия

Как -то я шел мимо памятника и меня остановили иностранцы. Спросили, кому памятник? Я ответил, что этот памятник свободе стоит. Они очень удивились. Все народы рвутся к свободе, а здесь свободе памятник поставили, схоронили ее видимо.
— Но ведь и в Америке есть Статуя Свободы.
— Да, статуя, но не памятник.

Brīvības piemineklis Latvijā. Cik mēs zinām, tad parasti pieminekļus ceļ tiem, kas ir miruši. Vai brīvība Latvijā ir mirusi, ka tai uzcelts piemineklis?

Было бы правильно назвать — Памятник борцам за Свободу и Отечество, но никак не самой свободе и не самому отечеству. Приходят люди к памятнику, несут цветы (парное количество), поминают Свободу и Отечество, сами не понимают, что делают.

Не будет эта страна свободной, если Свобода похоронена в центре столицы и памятник поставлен.

Масонские символы на «Памятнике свободы»,

Paskatīsimies tagad uz šī brīvības pieminekļa elkdievības simboliem, uz tā masonisko simbolismu.

To, ka šīs trīs zvaigznes simbolizē trīs Latvijas novadus — Kurzemi, Vidzemi un Latgali, ir izdomājums, jo, kur tad paliek Zemgale? Trīs masoņu zvaigznes nozīmē trīs masoņu ložu apvienošanos Latvijā. Runa iet par trim masoņu ložām: «Pie zobena», «Ziemeļzvaigzne», «Jāņuguns».

То, что Милда — это просто латышская девушка, является еще одним вымыслом. Девушка стоит в цветке лотоса, а в цветке лотоса может стоять только богиня, а не простая хуторянка.

Милда одета в прозрачную тунику (ноги просвечиваются, четко видны колени) с золотым поясом. А как известно, латышки никогда туник не носили и уж, тем более, прозрачных. Милда не что иное, как богиня Иcида, так почитаемая масонами.

Nākamais simbols — sieviete uz pieminekļa — it kā latviešu meitene Milda. Kas ir šī Milda?

Сама Милда находится на обелиске — фаллосе, который является символом мужского достоинства.

Обратите внимание — руки Милды, они же на короне Иcиды. Иcида указывает рукой на медальон — «Всевидящее око», истинно масонский символ.

А теперь посмотрим на сам памятник Свободы. Интересно же — главный символ свободы Латвии — памятник свободы, что он напоминает? Посмотрим на него сверху!

Он напоминает унитаз! Это очень интересно! Очень, очень интересно то, что весь народ Латвии, все политики Латвии собираются у «унитаза» и там поклоняются якобы Богу. Там происходят множество торжеств и ритуалов. Языческая богиня Исида у унитаза. А здесь происходят самые торжественные мероприятия Латвии, гости Латвии приносят здесь цветы к этому унитазу и кладут их перед языческой богиней Исидой.

Paraudzīsimies uz to no augšienes!

Tas atgādina tualetes podu! Tas ir ļoti interesanti! Ļoti, ļoti interesanti ir tas, ka visa Latvijas tauta, visi Latvijas politiķi sanāk kopā pie «tualetes poda» un tur pielūdz it kā Dievu. Tur notiek dažādas svinības un rituāli. Pagānu dieviete Izīda pie tualetes poda. Un šeit notiek Latvijas paši svinīgākie pasākumi, Latvijas viesi nes šeit ziedus pie šī tualetes poda un liek tos pagānu dievietes Izīdas priekšā.

Почетный караул, как раз находятся в тех местах, где болты крепят крышку к унитазу. Сходство размеров, в масштабе, сходится даже математически. Вряд ли это, просто совпадение.

Karavīru godasardze atrodas tajā vietā, kur poda vāks ar skrūvēm tiek piestiprināts pie poda.

На зарубежных форумах ведутся споры на деньги, кто сможет пометить памятник и скрыться. Памятник англичане называют «Латвийский унитаз»

Видимо не случайно, у английских туристов зародился некий ритуальный обычай справить малую нужду у подножия рижской Исиды. Туристы из Великобритании так стараются описать этот символ свободы Латвии, который на самом деле является большим макетом унитаза. Для чего же предназначен унитаз, если не для того, чтобы облегчиться? Ирония есть в том, что такой огромный предмет «облегчения» дали народу как символ свободы. И в этом нет ничего удивительного, поскольку почитание Исиды связано с фаллическими символами. Именно на бетонном фаллосе и стоит рижская Исида. Известно так же, что в храмах Исиды во время торжественных церемоний жрецам богини плодородия отсекали этот орган. Взамен перед храмом ставили огромный каменный обелиск.

Tāpēc nav arī brīnums, ka Lielbritānijas tūristi tik ļoti centās apčurāt šo Latvijas brīvības simbolu, kas īstenībā ir liels tualetes poda makets. Kam gan ir domāts tualetes pods, ja ne tam, lai atvieglotos? Ironija ir tā, ka šādu milzīgu «atvieglošanās» priekšmetu iedeva tautai kā brīvības simbolu.

Именем национальных символов народа происходит поклонение перед языческими идолами.

И как мы видим, к сожалению, этот унитаз стал святыней для целого народа. На самом деле этот унитаз является стыдом и позором Латвии.

Un kā redzam diemžēl šis tualetes pods ir kļuvis par svētumu veselai tautai. Īstenībā šis tualetes pods ir Latvijas kauns un negods.

Также думаю, что не умно — поставить огромный унитаз в центре Риги — назвать его памятником Свободы, и считать его символом свободы всей Латвии! А мы видим, что именно так и сделали: лукаво рассказывая народу красивые басни о свободе народа, поставили огромный унитаз с языческой богиней Исидой, и народ в восторге его обожествляет.

И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства. (Рим.1:28)

Монумент свободы

В отличие от многих достопримечательностей Риги Монумент свободы просто чудом дошел до наших дней. Дело в том, что его установили в 1935 году как памятник независимости Латвии, которую она обрела в 1918 году. Не пройдет и 5 лет как Латвия эту независимость потеряет, войдя в состав СССР. Зато сохранится памятник свободе. 50 лет каменная девушка будет согревать душу гордых латышей, которые ни на один день не перестанут мечтать о возвращении утраченного суверенитета.
Вглядимся в монумент. Высокая 42-метровую стела выполнена из серого и красного гранита, травертина и бетона. Молодая женщина, олицетворяющая «Свободу», держит в руках три звезды, которые символизируют три исторические области Латвии: Курземе (Курляндия), Видземе (Лифляндия) и Латгале (Латгалия). Высота самой стату – 9 метров.
… Долгими были дискуссии по поводу места установки памятника, пока в 1931 году не остановились на бульваре Бривибас. Здесь стоял памятник Петру I, однако во время Первой мировой войны его отправили в эвакуацию. При закладке памятника у еще сохранившегося постамента Петра I погребли медную капсулу с монетами, свежей прессой и Орденами Трех звезд – третьей и пятой степени. 18 ноября 1935 года памятник был официально открыт, в 17-ю годовщину провозглашения независимости Латвии.
Говорят, до последнего момента не могли определиться и с надписью на памятнике. В спешке каменщики высекли «Отчизне и Свободе» («Tevzemei un Brivibai»). В итоге надпись оказалась практически нечитаемой, что и позволило ей просуществовать на монументе в период СССР. Партийные и советские работники ее не замечали, зато простые горожане молча показывали ее друг другу. Подновили надпись в 2001 году к 800-летию Риги.
Но еще более удивительным фактом стало то, что и сам памятник смог пережить советское время. Разумеется, после присоединения Латвии к СССР в 1940 году сей символ свободы хотели снести. Были планы восстановить памятник Петру I, тем более, что бронзовый царь каким-то образом уцелел. Но вмешалась Вера Ивановна Мухина. Знаменитый скульптор, пользовавшаяся благосклонностью Сталина, была ученицей Карлиса Зале. Того самого, который создал скульптурные группы, украшающие постамент: «Мать-Латвия», «Труд и семья», «Стражи Отечества» и другие. Непостижимым образом уцелел памятник и при штурме немцами Риги в 1941 году, и при ее освобождении советскими войсками в 1944-м.
Полвека памятник был бельмом в глазу советской власти. О том, что олицетворяет женщина, которую в народе называли «Милдой», даже знающие горожане предпочитали не говорить. Монументу постарались придумать идейно безупречную интерпретацию. Считалось, что женщина – это матушка-Россия, способствующая процветанию трех прибалтийских республик: Эстонии, Латвии и Литве. Но для матушки-России женщина, скажем честно, была чересчур молода.
В некоторых источниках утверждалось, что памятник был построен после Второй Мировой войны в качестве благодарности народа Иосифу Сталину за освобождение. В 1980 году даже затеяли реставрацию памятника и вопреки утвержденному проекту реставраторы на свой страх и риск позолотили три звезды.
В 1990 году 200-метровый участок улицы от бульвара Аспазии до бульвара Райниса перекрыли для движения транспорта. Так образовалась Площадь Памятника Свободы, которая подчеркнула стать монумента. Часть площади включает в себя мост через городской канал. «Свободу» охраняют солдаты почетного караула, правда, только с 9 до 18 часов. Смена караула происходит каждый час.
От памятника Свободы мы можем отправиться в любимое место прогулки рижан – в парк «Бастионная горка». Знакомство с парком можно оставить и на потом, отправившись обратно в Старый город. В этом случае по улице Калькю, являющейся продолжением улицы Бривибас, дойдите до площади Ливу. По пути расскажем о дальнейшей судьбе рижского памятника Петру I, которого после демонтажа ждала полудетективная история.
——
Судно, на котором конную статую Петра I эвакуировали в 1915 году, было торпедировано немцами близ острова Саарема и затонуло. В начале 1930-х годов скульптуру нашли эстонские водолазы. Для удобства подъёма её пришлось разрезать на части, в итоге 20% статуи оказалось утраченным. Рига выкупила расчлененного Петра у эстонцев, но так и не нашла ему достойного места.
Вспомнили о памятнике совсем недавно. С 1999 года рижский предприниматель Е. Гомберг начал реставрацию монумента с целью установки его в Риге. Одновременно петербургский скульптор А.А. Мурзин восстановил недостающие детали и снял гипсовые формы для отливки в бронзе. К 300-летию Петербурга в 2003 году Е. Гомберг решил подарить Петра I городу, который основал русский император. Но питерские власти отказались от подарка и выделили средства на отливку копии по формам А.А. Мурзина. Теперь конная скульптура-копия украшает парадный двор Константиновского дворца в Стрельне. А оригинал так и хранится пока в рижской мастерской.

Читайте также  Фасад третьяковской галереи

Памятник Свободы и часы Лайма в Риге

  • Обновлено: 10.04.2017
  • Юлия Клаос

Одними из самых знаменитых достопримечательностей Риги являются Памятник Свободы и часы «Лайма». Мы решили объединить эти два символа Риги в одной статье, поскольку расположены они рядом, на одной площади и, увидев одну достопримечательность, в глаза сразу бросается вторая.

Находятся они у исторического центра Риги, так называемого старого города, на главной улице города Риги Бривибас, что в переводе означает Свобода, на одноименной площади Памятника Свободы, недалеко от Латвийской национальной оперы, Пороховой башни и Бастионной горки.

В данной статье расскажем о двух этих объектах и начнем пожалуй с наиболее весомого, популярного и величественного — Памятника Свободы.

Памятник Свободы в Риге

Памятник Свободы (Brivibas piemineklis) высится в самом центре одноименной площади, украшая собой не только площадь, но и окрестности. Это одна из центральных туристических достопримечательностей Риги и символ независимости Латвии.

Уже издали, пока ещё не подошли близко к памятнику можно видеть три звезда, украшающие памятник.

Статуя Свободы это величественное сооружение из камня и металла, одетое в гранит и медь, символизирует собой государственность, единство народа, независимость, честь и свободу всей Латвии. Памятник был возведен по проекту Карлиса Зале, в рамках проекта «Сияй, как звезда!», на народные пожертвования в память о павших в боях за свободу страны с 1918 по 1920 годы. Монумент был открыт 18 ноября 1935 года и сразу же стал главным символом страны и основной её достопримечательностью. Ранее на месте памятника Свободы находился памятник Петру I.

Композиция памятника Свободы всем свои внешним видом выражает идею независимости и как-бы говорит о величии, чести и неколебимости латвийского народа.

Это очень высокий памятник, возможно самый высокий в Латвии. Его высота составляет 42,7 метра. Всю композицию формируют 56 скульптур, объединенных в 13 скульптурных групп, размещенных на четырех уровнях, отражающих историю и культуру Латвии. А венчает весь обелиск некий образ Свободы — девятиметровая статуя молодой женщины, поднявшей высоко над головой три позолоченные звезды, которые символизируют единство трех культурно-исторических регионов Латвии.

На постаменте памятника высечены слова «Отечеству и Свободе».

В настоящее время, каждый день, на протяжении 24 часов в сутки у памятника Свободы стоит почетный караул, символизируя собой суверенитет государства.

Часы Лайма в Риге

Часы «Лайма» (Laimas pulkstenis) расположены вблизи памятника Свободы. Они установлены в 1924 году. Поначалу это были просто городские часы, игравшие чисто практическую роль, чтобы жители города не опаздывали на работу, и лишь в 30-е годы прошлого века на часах появился логотип знаменитой кондитерской фабрики «Лайма».

Сладкие изделия крупнейшего производителя сладостей в стране, фабрики «Лайма» можно найти в любом продуктовом магазине и сувенирной лавке любого латвийского города. Жители Латвии очень гордятся своей шоколадной фабрикой, она уже стала одним из символов Риги, и её продукцию наравне с Рижскими шпротами и бальзамом каждый турист стремится увезти домой в качестве подарков близким и друзьям.

По многолетней традиции, часы Лайма (Laima) служат самым популярным местом встреч. Возле них назначают свидания и деловые встречи, гуляют молодожены, рижане и гости города.

Подобные часы можно встретить не только в Риге, а также в других городах Латвии. Например, похожие городские часы с логотипом Laima украшает площадь возле железнодорожного вокзала в Сигулде.

Рижские часы Лайма, считаются самыми точными часами в Риге, поскольку дважды в день их ход сверяется со спутником. Так что, если ваши часы спешат или отстают, вы всегда можете установить на своих курантах точное время, сверившись с часами Лайма.

В Риге зародилась традиция, дважды в год, на Рождество и в день Святого Валентина украшать рижские часы «Лайма». А в 2010 году рядом с часами даже устанавливали скульптуру изо льда, содержащую в себе сердце из шоколада.

Вот такие вот две совершенно разные и одинаково прекрасные, с богатой историей и уникальным смысловым подтекстом достопримечательности можно видеть в латвийской столице, городе Риге.

При организации поездок (путешествий) пользуемся «Планировщиком поездок», где на одном сайте собрано всё самое необходимое для идеальных путешествий: отели, квартиры, экскурсии, авиабилеты, такси, автомобили, готовые туры и т.д.

Источник: four-rooms.ru

Путешествуй самостоятельно