Памятник екатерине 2 на площади островского
- Гид по Петербургу
- Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
- Памятник Екатерине II
- Краткое описание
- История создания
- Скульптор
- Памятник Екатерине II
- Памятник Екатерине II (Санкт-Петербург)
- Содержание
- История памятника
- Авторы
- Технические данные
- Композиция
- Городские легенды
- Памятная монета
- Императрица и девять подданных: памятник Екатерине II на площади Островского
- Темы дня
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Памятник Екатерине II
Памятники
Краткое описание
В центре расположенного на площади Островского Екатерининского сада, на фоне Александринского театра возвышается величественный памятник Екатерине II в обрамлении богатого разноцветья клумб и пышной зелени деревьев. Императрица властно взирает на вечно шумящий Невский проспект, располагаясь вполоборота к своему детищу — Императорской Публичной, ныне Российской национальной библиотеке.
История создания
Приближавшийся 100-летний юбилей со дня восшествия на престол великой императрицы российской Екатерины II позволил Александру II вернуться к планам установки памятника своей царственной прабабушке, которые зародились в умах прогрессивных государственных деятелей России ещё при её правлении. Из-за строгого запрета самой Екатерины II вопрос о памятнике был временно закрыт, но в свете готовившихся торжеств снова приобрёл актуальность.
В 1860 году был объявлен конкурс на лучший проект задуманного памятника. Среди прочих соискателей свою модель представил совсем ещё молодой по тем временам Михаил Микешин. Жюри Академии художеств не сразу допустило его до участия в конкурсе. На это было две причины: возраст, всего 25 лет, и отсутствие образования по скульптурной дисциплине. Михаил с отличием закончил Петербургскую Академию художеств, получив образование художника.
Из всех конкурсных работ Александр II выбрал проект М. Микешина, и через два года художник получил заказ на установку памятника. Осуществление проекта заняло более 10 лет – торжество по случаю открытия памятника состоялись в 1873 году.
Над скульптурной композицией вместе с Микешиным, который получал азы скульптурного дела в процессе работы, трудились известные русские скульпторы:
- работы над фигурой императрицы проводил М. А. Чижов
- автором остальных скульптур являлся А. М. Опекушин
- за декорирование элементов сада отвечал В. А. Шрётер
- проектирование нижнего яруса монумента было поручено Д. И. Гримму, и он же осуществлял полное руководство по изготовлению и установке памятника
Император предполагал создать грандиозный мемориал, в состав которого должны были помимо памятника Екатерине II войти фигуры 29 достойных сынов государства в виде их статуй и бюстов. Но нехватка средств и проблемы, связанные с военными действиями на русско-турецком фронте не позволили этому замыслу осуществиться.
Скульптурная композиция памятника была задумана автором М. О. Микешиным в виде огромного колокола, стоящего на гранитном постаменте и являющегося основанием для фигуры царственной особы. Рост бронзовой скульптуры Екатерины II составляет 4,35 метра, в то время как полная высота монумента достигает немногим более 10 метров.
Императрица изображена в парадном платье с горностаевой мантией, орденской лентой и орденом святого Андрея Первозванного на богато декорированной цепи
В левой руке Екатерина держит лавровый венок, как будто собирается возлагать его на голову героя. Правой рукой императрица уверенно сжимает символ царской власти – скипетр, а у её ног покоится корона Российской империи.
Этими символами М. Микешин хотел показать, как уверенно Екатерина II держала бразды правления в своих руках, и как легко и покорно страна подчинялась её царственной воле.
Поза императрицы отмечена горделивой осанкой, ведь ей выпало на долю управлять огромной и сильной державой, но в то же время вся фигура дышит покоем и умиротворением. На губах Екатерины II играет лёгкая полуулыбка, взор устремлён на Невский проспект, но совершенно понятно, что императрица видит не только всю свою столицу, но и огромные просторы управляемой ею страны. И она спокойна за судьбу государства.
В чертах красивого лица автор, возможно намеренно с целью отразить преемственность царской власти, показал отдалённое сходство с Петром I, хотя никаких родственных связей у них не было
Немного ниже императрицы на ободе колокола М. Микешин расположил девять бронзовых скульптур наиболее значимых во время правления Екатерины II государственных деятелей и персон, особо приближенных к царской особе.
Все фигуры изображены сидящими и стоящими в совершенно естественных позах, как будто скульптор застал их за обсуждением насущных вопросов государственной важности
Колокол с фигурами покоится на гранитном основании с широкими ступенями, с четырёх сторон ведущими к скульптурной композиции. У подножия колокола закреплена мемориальная бронзовая доска, гласящая о том, что памятник установлен при императоре Александре II и посвящён заслугам Екатерины II перед Российским государством.
Скульптор
Автором проекта памятника Екатерине II и разработчиком его художественно – композиционного решения является талантливый русский художник, а впоследствии и скульптор, Михаил Осипович Микешин. Волею случая сыну крестьянина удалось поступить в Петербургскую Академию художеств и получить диплом о её окончании с отличием.
Его картины всегда заслуживали высочайшие отзывы ценителей искусства, одну из них приобрёл для своей коллекции Николай I. Участие во всемирных выставках неизменно приносило Микешину похвалу и медали.
Кроме памятника Екатерине II М. Микешин создал Памятник тысячелетия крещения Руси, скульптуру императрицы в Краснодаре и несколько других значимых работ
Памятник Екатерине II
Памятник Екатерине II расположен на площади Островского, рядом с Александринским театром и зданием Публичной библиотеки. Идея установить памятник Екатерине II впервые возникла ещё в первые годы её правления. Однако сама императрица оказалась против этого.
Поводом для реализации такой идеи стало 100-летие со дня восшествия на престол императрицы, в 1862 году. Тогда объявили конкурс на проект памятника, который первоначально хотели установить в Царском Селе, во дворе Царскосельского дворца. Победителем конкурса стал скульптор Михаил Микешин. Он изготовил модель памятника Екатерине II в стиле рококо, которая получила почётную медаль на Всемирной выставке в Лондоне.
В апреле 1863 года «Соединённые комиссии о пользах и нуждах общественных», все сословные отделения Городской думы и лично барон Фредерикс подняли вопрос об установке памятника Екатерине Великой на Александринской площади, рядом со зданием Публичной библиотеки, «учреждение которой принадлежит покойной императрице» [1, с. 140, 141].
Для нового места пришлось переделывать проект. По новому рисунку Микешина мастер Соколов отлил его макет в масштабе 1/16. Этот макет позже находился в павильоне «Грот» в Царском Селе. Общая идея в новом проекте осталась прежней. Императрица расположена на высоком пьедестале, вокруг которого разместились её приближённые. Личным пожеланием барона Фредерикса было:
В результате рядом с императрицей скульптор разместил девять персон, которые находятся в своих тематических группах: П. А. Румянцев-Задунайский, Г. А. Потёмкин и В. А. Суворов, Г. Р. Державин и Е. Р. Дашкова, А. А. Безбородко и И. И. Бецкой, В. Я. Чичагов и А. Г. Орлов-Чесменский. На переднем фасаде памятника Екатерине II помещена доска с атрибутами наук, художеств, земледелия, военного, сухопутного и морского дела. На книге, находящейся среди этих атрибутов, написаны слово «закон» и фраза «Императрице Екатерине II в царствование Императора Александра II-го 1873 год».
Руководителем всех работ по созданию памятника Екатерине II был назначен архитектор Д. И. Гримм. Кроме него и скульптора Микешина в работе принимали участие скульпторы А. М. Опекушин и М. А. Чижов, архитектор В. А. Шретер.
Ломка гранита в Финляндии и устройство фундамента памятника начались в 1869 году. Все соединения были выполнены при помощи выступов и гнёзд, без применения гвоздей, винтов или железных полос.
При подготовке фундамента в землю вбили 1 200 восьмиметровых свай. На них был положен закладной камень с вставленным в него ковчегом, созданным по рисунку Гримма, с образцами золотых и серебряных монет, медалями времён царствования Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I и Александра II. Под фундамент также положили доску с именем В. А. Бобринского, который тогда являлся главным управляющим путей сообщения и присутствовал при закладке.
Гранит для памятника Екатерине II доставляли из Карельского перешейка в Петербург по воде, выгружали на набережной около Летнего сада. Дальше камень перевозили по специальной переносной железной дороге, изготовленной на заводе Сан-Галли. Фигуры для постамента отлиты на литейном заводе Кохуна (фирма «Никольс и Плинке»). Пьедестал состоит из более 600 кусков гранита. Стоимость сооружения монумента составила 316 000 рублей, а вместе с изготовлением памятных медалей, организацией торжественной церемонии открытия и переустройством Александринского сквера — 456 896 рублей.
Открытие памятника состоялось 24 ноября 1873 года. Оно сопровождалось военным парадом и салютом. После церемонии открытия в Публичной библиотеке накрыли столы для чествования авторов памятника.
Спустя почти 20 лет после установки монумента обнаружились повреждения в его основании. О необходимости реставрации заговорили в начале 1890 годов, но она не была проведена даже к 200-летию основания Санкт-Петербурга (к 1903 году). Только в июне 1904 года Городская управа поручила ремонт памятника некоему Баринову. Окружающие памятник фонари ремонтировала фирма Верфеля, завершившая работы 3 ноября. К 1 июля 1905 года памятник Екатерине II был окружён низкой железной оградой, о чём рапортовал архитектор Бобров.
По памятнику Екатерине сквер перед театром в обиходе называют «Екатерининский», или просто «Катькин садик».
Памятник Екатерине II (Санкт-Петербург)
Памятник Екатерине II — памятник на площади Островского в Санкт-Петербурге, установленный в честь императрицы Екатерины II в 1873 году.
Содержание
История памятника
В начале 1860-х годов возникла идея к 100-летию восшествия на престол Екатерины II установить в городе памятник. Один из вариантов памятника, выполненный в масштабе 1/16 от натуральной величины, находится в павильоне «Грот» в Царском Селе. В центре сквера на Александрийской площади памятник императрице Екатерине ΙΙ был открыт в 1873 году. Его автор — художник М. О. Микешин. Гранит разных пород для пьедестала памятника привезли водным путём с Карельского перешейка к набережной Невы у Летнего сада, а оттуда — по специальной переносной железной дороге, изготовленной на заводе Сан-Галли, доставили на место. Расход на сооружение монумента составил 316 000 рублей, а вместе с изготовлением памятных медалей, организацией церемониала открытия и переустройством сквера — 456 896 рублей. Памятник сооружали более 10 лет — с 1862 по 1873 год. Его освящение прошло 24 ноября (6 декабря) 1873 года [1] .
В начале 1930-х годов партийные органы Ленинграда собирались демонтировать памятник как «старорежимный», поставив на пьедестал вместо статуи Екатерины статую Ленина, а на места снятых 9-ти фигур посадить представителей «мудрого ленинского политбюро». В конце 1960-х годов, из рук А. В. Суворова вандалами была вырвана шпага. Её воспроизводили заново дважды — покушения на шпагу продолжаются до сих пор [2] .
С декабря 1988 года Екатерининский сад состоит под государственной охраной. В 1989—2001 годах здесь была проведена реконструкция, с коренным переустройством и возвращением планировки, существовавшей в 1878 году [1] . В 1990-е годы с бронзовой груди императрицы сняли многокилограммовую цепь и орден, а у вельмож, сидящих в ногах Екатерины, украли различные аксессуары. Так например, Суворов в очередной раз остался без шпаги. По горячим следам удалось найти вандалов, и во время последней реставрации в 2003 году предметы вернули на своё место [3] .
Авторы
В сооружении памятника приняли участие художник Михаил Микешин, скульптурные работы выполнили Матвей Чижов, изваявший статую Екатерины, и Александр Опекушин, создавший фигуры, окружающие пьедестал. Автором проекта пьедестала памятника и лаврового венка вокруг его подножия, торшеров канделябров, доски для надписи под подножием монумента является архитектор Давид Гримм, который руководил всеми работами по созданию монумента. Орнаментальные детали фонарей были изготовлены по рисункам архитектора Виктор Шрётера [4] .
Технические данные
Пьедестал изготовлен из гранита, привезённого с Карельского перешейка: на нижнюю часть — из каменоломен Путсало, на базу и карниз — серый гранит из каменоломен Янисари и на постамент — тёмно-серый гранит из каменоломни Снескесальми. Фигуры сподвижников отлиты на бронзолитейном заводе «Николс и Плинке» в Санкт-Петербурге. На пьедестал ушло несколько кусков гранита, общий вес которых после окончательной отделки составил 16,5 пудов [источник не указан 479 дней] (примерно 270 кг). Главная статуя памятника с её бронзовым подножием надета на купол из гранита. На изготовление памятника и четырёх канделябров пошло 3100 пудов (50,8 т) бронзы [1] . Высота фигуры Екатерины II составляет 4,35 м.
Композиция
Бронзовая фигура Екатерины ΙΙ держит в руках скипетр и лавровый венок, с плеч ниспадает складками горностаевая мантия, у ног возлегает корона Российской империи. Императрица изображена с осанкой высочайшей особы, однако без строгости и с лёгкой улыбкой на лице. На груди виден орден святого Андрея Первозванного.
Вокруг пьедестала расположены девять фигур видных деятелей екатерининской эпохи: фельдмаршал Пётр Румянцев-Задунайский, государственный деятель Григорий Потемкин и полководец Александр Суворов обращены к Невскому проспекту, поэт Гавриил Державин и президент Российской академии Екатерина Дашкова — к Аничкову дворцу, князь Александр Безбородко и президент Российской Академии художеств Иван Бецкой — к Публичной библиотеке, полярный исследователь Василий Чичагов и государственный деятель Алексей Орлов-Чесменский — к фронтону Александринского театра. На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов, написано слово «закон» и сделана надпись: «Императрице Екатерине ΙΙ в царствование Императора Александра ΙΙ-го 1873 год» [4] [5] .
Памятник имеет сходство с памятником Тысячелетию России, находящимся в Великом Новгороде, что неслучайно, так как оба они проектировались Михаилом Микешиным. Нельзя не отметить и его сходство с памятником Екатерине II в Краснодаре, это была одна из последних работ скульптора [6] .
По первоначальному замыслу, памятник должен был быть установлен в Царском Селе, однако позже было решено установить его в Петербурге перед Александринским театром. Между Александринским театром и памятником Екатерине II разбит сквер, который называют Екатерининским.
События последних лет царствования Александра II — в частности, Русско-турецкая война 1877—1878 — помешали осуществлению замысла расширения мемориала Екатерининской эпохи. Д. И. Гримм разработал проект сооружения в сквере рядом с памятником Екатерине II бронзовых статуй и бюстов, изображающих деятелей славного царствования. Согласно окончательному списку, утвержденному за год до смерти Александра II, рядом с памятником Екатерине должны были разместиться шесть бронзовых скульптур и двадцать три бюста на гранитных постаментах.
В рост должны были быть изображены: граф Н. И. Панин, адмирал Г. А. Спиридов, писатель Д. И. Фонвизин, генерал-прокурор Сената князь А. А. Вяземский, фельдмаршал князь Н. В. Репнин и генерал А. И. Бибиков, бывший председателем Комиссии по уложению. В бюстах — издатель и журналист Н. И. Новиков, путешественник П. С. Паллас, драматург А. П. Сумароков, историки И. Н. Болтин и князь М. М. Щербатов, художники Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский, архитектор А. Ф. Кокоринов, фаворит Екатерины II граф Г. Г. Орлов, адмиралы Ф. Ф. Ушаков, С. К. Грейг, А. И. Круз, военачальники: граф З. Г. Чернышёв, князь В. М. Долгоруков-Крымский, граф И. Е. Ферзен, граф В. А. Зубов; московский генерал-губернатор князь М. Н. Волконский, новгородский губернатор граф Я. Е. Сиверс, дипломат Я. И. Булгаков, усмиритель «чумного бунта» 1771 года в Москве П. Д. Еропкин, подавившие пугачевский бунт граф П. И. Панин и И. И. Михельсон, герой взятия крепости Очаков И. И. Меллер-Закомельский [1] .
Городские легенды
Острословы рассказывают, что бронзовые фигуры екатерининских фаворитов вокруг пьедестала на памятнике Екатерине жестами демонстрируют размеры своих достоинств. Один только Державин виновато разводит руками. А над ними возвышается величественная развратная императрица с лукавой улыбкой и скипетром-эталоном в царственных руках. В действительности из изображённых на памятнике фаворитом Екатерины (по некоторым данным, даже тайным супругом) был только Г. А. Потёмкин [7] .
Одна из легенд утверждает, что под памятником зарыты «несметные богатства». При закладке памятника одна из экзальтированных дам сорвала с себя перстень и бросила в котлован. Её примеру последовали и другие дамы. Если верить городским слухам, то в советское время власти хотели провести раскопки в Екатерининском саду. Однако дело дальше кабинетных разговоров не пошло [7] .
Памятник Екатерине — самый несчастный монумент города. У него постоянно пропадают скульптурные детали (бронзовые цепи, ордена, шпаги), осколки стеклянных бутылок реставраторы обнаружили даже на голове императрицы. А как-то раз Екатерина была замечена в тельняшке с бутылкой в руке. Говорят, что это сделали подвыпившие моряки. [3]
В советское время Екатерининский сад стал любимым местом сбора шахматистов, которые и сейчас зачастую на скамейках устраивают турниры. Издавна в сквере назначали свидания люди нетрадиционной ориентации [8] .
Памятная монета
13 декабря 2011 г. Банк России выпустил в обращение памятную монету номиналом 100 рублей с изображением памятника Екатерине II в Санкт-Петербурге посвящённую 225-летию со дня основания первого Российского страхового общества. Монета изготовлена из серебра 925-й пробы тиражом 250 экземпляров и весом 1083,74 грамма . [9]
Императрица и девять подданных: памятник Екатерине II на площади Островского
© Фото: Instagram / @katrin_podrezon
Темы дня
- В Петербурге из-за съемок индийского кино перекроют некоторые улицы
- «Красная стрела» приобрела два здания в лофт-квартале «Скороход»
- В Пулково задержали шесть рейсов
- Центр им. Алмазова прекращает работу с коронавирусными пациентами
- Россельхознадзор уничтожил более 115 кг санкционной продукции
Есть легенда, что в основании композиции перед Александринским театром хранятся драгоценности. Так петербуржцы якобы отдали дань уважения великой императрице.
Екатерина Вторая правила Российской империей почти всю вторую половину XVIII века. Этот период, с 1762 по 1796 год, историки называют «золотым веком российского дворянства».
Императрица считала себя продолжательницей идей Петра Великого. Она провела несколько масштабных реформ (например, при её правлении ввели бумажные деньги) и при ней состоялись две русско-турецкие войны, после которых к стране присоединились южные земли.
Когда в России отмечали 100-летие с момента восхождения Екатерины II на престол, в Петербурге решили установить масштабный памятник. Проект создавали на протяжении десятилетия.
Открытие памятника 24 ноября 1873 года. Фото: И. Бианки / photographer.ru
Процесс затянулся, потому что императору Александру II не понравился первый проект. Его автором был художник Александр Микешин.
Первоначальный замысел по поручению государя рассматривали в Академии художеств. Из-за недостаточной монументальности проект отклонили.
Второй вариант, созданный Микешиным, также не был одобрен императором. Его забраковали и в Академии художеств, но позднее всё-таки был сделан окончательный проект.
Первым местом, где хотели установить памятник, было Царское Село. Позднее его решили разместить на площади перед Александринским театром.
Источник: