Музей маяковского на лубянке
- Музей Маяковского
- Государственный музей В. В. Маяковского
- Сэкономь на путешествии!
- Видео: Музей Маяковского
- История музея Маяковского
- Внутреннее оформление
- Фонды
- Музей Маяковского сегодня
- Как добраться
- «Маяковский долгострой». Почему ремонт музея продлится девять лет
- «Авангард» вместо авангарда
- КГБ, Капков, неизвестность
- Музей Маяковского
- Краткая история создания музея В. Маяковского
- Экспозиция уникального музея
- Как добраться до музея?
- Музей Маяковского откроется через два года
- Лента новостей
- Все новости »
- В Москве открыли музей-квартиру семьи Маяковских
- Незабываемый исчезнувший музей
Музей Маяковского
Государственный музей В. В. Маяковского
Музей Маяковского находится на Лубянском проезде в Москве. Он посвящен жизни и творчеству одной из наиболее выдающихся фигур русского литературно-художественного авангарда – Владимиру Маяковскому. Основанная в далеком 1938 году мемориально-литературная экспозиция сегодня входит в список самых неординарных культурных мест столицы, главным образом благодаря своим футуристичным интерьерам и нестандартному подходу к размещению выставочного материала.
С 2013 года основное здание музея Маяковского закрыто в связи с плановыми ремонтными работами, но предположительно в 2018 г. дом поэта вновь откроет свои двери москвичам и гостям города.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Музей Маяковского
История музея Маяковского
История музея Маяковского началась с банальной жалобы, которую бывшая «муза авангарда», а по совместительству и владелица авторских прав на издание произведений классика, Лилия Брик, отправила самому И. Сталину. Текст письма недвусмысленно намекал на то, что советское правительство слишком быстро забыло заслуги «певца революции», в то время как было бы неплохо собрать в одном месте все материалы, касающиеся его творчества, в качестве культурного наследия для потомков. Безусловно, пеклась гражданка Брик больше о собственном благополучии, чем о подрастающем поколении, поскольку к 1935 году популярность Маяковского пошла на спад, в связи с чем доход от издания его сочинений снизился. Однако жалоба возымела свое действие, и в 1937 г. Моссовет постановил создать музей-библиотеку в Гендриковском переулке – в квартире, в которой поэт прожил вместе с четой Бриков вплоть до 1930 года.
Чтобы идеализировать облик советского авангардиста, взаимоотношения любовного треугольника Маяковский – Лиля – Осип Брик решили не афишировать. В итоге музей Маяковского превратился в классическую библиотечную выставку: скучноватую, зато приличную и не имеющую ничего общего с романтическими пристрастиями классика.
В 1967 году учреждение переехало на новую «квартиру», в бывший доходный дом И. Стахеева в районе Лубянского проезда. Когда-то в этом здании Маяковский имел отдельную комнатку, где впоследствии и застрелился. Попутно с «местом жительства» музей сменил и профиль, превратившись в литературно-мемориальный объект. В 1987 г. внутреннее убранство учреждения подверглось полной реконструкции, превратившей его в тот уникальный комплекс инсталляций, который встречал посетителей дома на Лубянском проезде вплоть до 2013 года.
Интересный факт: во время Великой Отечественной войны музей Маяковского, в отличие от большинства других культурных учреждений столицы, работал в обычном режиме, ежедневно принимая посетителей.
Внутреннее оформление
Интерьер одной из самых оригинальных культурных площадок Москвы оформлен в виде «падающей» винтовой конструкции, оборудованной лестницей и занимающей 5 этажей дома на Лубянском проезде. Вершиной этой единой инсталляции является та самая «комнатенка-лодочка», которая когда-то была закреплена за поэтом, и в которой он закончил свои земные искания. По сути – это единственное историческое место во всем здании, сохранившее дух эпохи и некоторые следы присутствия своего известного хозяина.
Все остальные помещения музея Маяковского – сплошная ода советскому конструктивизму. Экспонаты и декоративные модули словно парят в воздухе, хаотично нависая над посетителями или замирая в свободном вертикальном падении. На территории музея практически не действуют законы симметрии и упорядоченности: здесь буйствует эффектный хаос из авангардистских композиций, плакатной живописи, литературных цитат и фотодокументов. Туристам, поверхностно знакомым с жизнью и творчеством поэта, лучше заказать полноценную экскурсию в компании гида, который растолкует назначение той или иной инсталляции, что позволит по-настоящему проникнуться атмосферой и понять, какие именно идеи стремились донести до зрителя создатели экспозиции. Кстати, фотосъемка в помещении не запрещена, но чтобы получить нормальные снимки, придется прихватить с собой вспышку: в большинстве залов освещение приглушенное.
Фонды
Основная доля демонстрируемых сегодня экспонатов была передана в музейную коллекцию родственниками поэта, в частности, его сестрами, а также единственной дочерью главного авангардиста союза – Патрисией Томпсон. Помимо традиционных рукописей, фотографий из личного архива и агитплакатов, сделавших из Маяковского первого советского рекламщика, в музее можно отыскать и кое-что из его личных вещей. Например, купленные во время поездки в Париж ботинки J.M. WESTON, которые классик очень берег, или стеклянный стакан, всегда сопровождавший поэта в поездках, так как «певец революции» очень боялся умереть от заражения крови, как его отец. Сохранился в музейных запасниках и лоскуток эпатажной желтой блузы в полоску, ставшей своего рода униформой раннего Маяковского.
Литературный фонд музея Маяковского насчитывает более 25 000 единиц хранения, среди которых прижизненные издания произведений поэта, а также воспоминания о нем современников.
Музей Маяковского сегодня
В 2013 году основную экспозицию на Лубянском проезде демонтировали, а здание закрыли на ремонт. При этом сам музей Маяковского продолжает работать, используя для размещения своих коллекций сторонние площадки, а также выезжая в регионы.
Кроме того, на Красной Пресне в квартире, принадлежавшей семье Маяковских, была открыта выставка «Дочка» в память об американской наследнице поэта – Патрисии Томпсон. В основу экспозиции положен фамильный архив миссис Томпсон, завещанный ей музею. Сама выставка состоит из двух частей. Первая из них рассказывает историю знакомства авангардиста с матерью Патрисии – Элли Джонс (Еленой Зиберт), а вторая часть демонстрирует историю семейства Зибертов. Посетить квартиру на Красной Пресне можно со вторника по субботу с 12:00 до 20:00 (в четверг с 13:00 до 21:00). Вход платный: стоимость взрослого билета с уже включенным экскурсионным обслуживанием – 300 руб., детского – 150 руб.
Как добраться
Добраться до основного здания музея Маяковского можно на метро – станция «Лубянка». Точный адрес объекта: г. Москва, Лубянский проезд 3/6, стр. 4.
Чтобы попасть на выставку «Дочка», придется доехать на метро до станции «Улица 1905 года», после чего отыскать на Красной Пресне дом под номером 36, где в 24-й квартире и расположилась вышеуказанная экспозиция.
«Маяковский долгострой». Почему ремонт музея продлится девять лет
Расположенный в центре Москвы Государственный музей В.В. Маяковского закрыли на ремонт в 2013 году, а открытие несколько раз переносили, теперь речь идет о 2022 годе. В Департаменте культуры московской мэрии не ответили, почему его понадобилось ремонтировать девять лет. Гендиректор компании, которая не смогла справиться с ремонтом музея в 2014–2015 годах, при этом выполняет в структурах московской мэрии заказы на 321 миллион рублей.
«Авангард» вместо авангарда
19 июля, в день рождения Владимира Маяковского, несколько десятков активистов левых групп возложили цветы к бюсту поэта, стоящему на выходе из метро «Лубянка». У собравшихся не было плакатов, поэтому полиция не распознала в происходящем акцию протеста и никого не задержала.
Между тем собравшиеся протестовали против нереальных для современной Москвы сроков ремонта музея Маяковского. Его закрыли в 2013 году, с тех пор обещали открыть в 2018 году, затем в 2019, теперь говорят об открытии в 2022 году.
Софья Сухова – координатор инициативы #спастиМаяковского – рассказала Радио Свобода, что в феврале 2020 года побывала в двух мемориальных квартирах Маяковского, находящихся в Пресненском районе, и там узнала от сотрудников, что основное здание музея Маяковского – конструктивистская экспозиция на Лубянке – закрыто с 2013 года, а когда откроется вновь – непонятно. Софья Сухова решила добиваться его открытия.
В марте до Москвы дошла пандемия коронавируса и общественная активность прекратилась. Теперь же, когда вновь проходят публичные мероприятия, #спастиМаяковского намерены привлекать внимание к ситуации с музеем.
– Есть две версии. Одна официальная, другая – правдоподобная. Первая принадлежит руководству музея и заключается в проблемах согласования по пожарной безопасности. Тогда возникает вопрос, почему директор музея не в состоянии решить данную проблему в течение семи лет. Вторая версия принадлежит части бывших и нынешних сотрудников музея. Речь идет о распиле средств, выделенных на ремонт здания. В любом случае, факт остается фактом, с 2013 года руководство музея оттягивает сроки открытия, – рассказывает Сухова.
Как выяснила в 2017 году «Открытая Россия» (сайт заблокирован в России), в 2014–2015 годах ремонт в музее Маяковского должна была сделать компания «Русстройком». На это было выделено почти 100 миллионов рублей, затем руководство Департамента культуры столичной мэрии заявило о «недобросовестном исполнении обязательств по контракту».
По данным базы «Контур.Фокус», с 2016 года ООО «Русстройком» находится в стадии ликвидации. Единственным учредителем этой кампании был предприниматель Рустам Сайпудинович Карибов. Несмотря на срыв работ в музее Маяковского, Карибов до сих пор получает столичные госзаказы. Теперь он – единственный учредитель ООО «Авангард», которое получило контракты со структурами столичной мэрии (в основном от Фонда капитального ремонта) на 321 миллион рублей. На момент публикации этого материала по указанному номеру телефона «Авангарда» так никто и не ответил.
КГБ, Капков, неизвестность
Музей Маяковского расположен напротив центрального офиса ФСБ (ранее – КГБ) на Лубянке. И в советские времена, и сейчас любые работы там проводятся под пристальным вниманием спецслужб. Собеседник Радио Свобода, много лет проработавший в музее Маяковского, отмечает, что действительно с ремонтом музея могли быть сложности.
Экспозиция музея была создана в 1987 году: до этого строительное подразделение КГБ случайно повредило его здание. По распоряжению Виктора Чебрикова (председатель КГБ с 1982 по 1988 годы) реконструировать музей взялись также чекисты.
По словам собеседника Радио Свобода, работа была сделана прекрасно, но были и сложности.
– Оборудование для вентиляции, отопления, инженерных коммуникаций было сделано на каких-то военных заводах по уникальному проекту. На нем вообще не было маркировки и, соответственно, негде было заказывать запасные детали, – рассказывает собеседник.
ФСБ же к музею охладело. Например, по его словам, у музея Маяковского был конфликт с соседями – книжным магазином «Библиоглобус». «Библиоглобус» решил открыть на своей территории кафе, перекрыв пожарный выход из музея. Кураторы из спецслужбы выступили в конфликте на стороне магазина.
Решение о капитальном ремонте здания принимал Сергей Капков – тогда глава Департамента культуры Москвы, притом что коллектив музея говорил, что достаточно ремонта косметического. Вскоре из музея уволили многих сотрудников, а также сменился директор. Капков не стал отвечать на вопросы Радио Свобода.
С 2014 года директором стал Алексей Лобов. Он также отказался от каких-либо комментариев, предложив обратиться в Департамент культуры Москвы, которому подотчетен музей. В пресс-службе департамента попросили прислать вопросы по электронной почте, на момент публикации ответ получен не был.
– Не буду называть свое имя, так как открытые выступления в СМИ закончатся увольнением. Мы все ждем, когда же откроется основная экспозиция, но ясности никакой. Сначала были уверены, что кто-то хочет отнять здание на Лубянке, но оно до сих пор сохраняется за музеем. Я несколько раз в 2019 году была на Лубянке: никаких ремонтных работ или подготовки к ним я не видела, – рассказала Радио Свобода одна из сотрудниц музея.
Лобов ответил на обращение группы #спастиМаяковского, что сейчас проходит согласование новая система пожарной безопасности.
Проектировщик Тарас Поляков, один из создателей обновленной концепции музея (подготовлена в 2015 году), заверил, что внешне музей мало изменится по сравнению с тем, каким его закрывали на реконструкцию. Правда, когда музей откроется, Поляков не знает.
– Мы попытались восстановить то, что было, в то же время учитывая современные технологии. Я добавил технологии, связанные с электроникой, которые будут акцентировать внимание на работах Маяковского в театре и кино. Появятся и новые экспонаты, которые посетители раньше не видели. Плохо, что в центре Москвы сохраняется такая помойка. Ситуация точно не связана с идеологией [государства]: есть какие-то юридические моменты, согласование системы пожарной безопасности, – считает Тарас Поляков.
Музей Маяковского
Музей Маяковского в Москве – память и дань уважения самому известному представителю русского авангарда начала XX века.
Краткая история создания музея В. Маяковского
Музей открылся в столице в 1974 году и расположился в московской квартире поэта, в которой он прожил 11 лет вплоть до своего самоубийства 14 апреля 1930 года.
В начале 90-х прошлого столетия музей подвергся кардинальной реконструкции – было принято решение сломать существующие шаблоны и создать экспозицию, которая бы наиболее полно воплощала собой дух поэта, любившего ломать каноны, рушить клише.
Фасад музея выполнен в постмодернистском стиле. На входе посетителей встречает огромная буква «Я», олицетворяющая самого поэта и тождественная названию его первого поэтического сборника.
Экспозиция уникального музея
На сегодняшний день экспозиция музея Владимира Маяковского включает в себя около 50 тыс. экспонатов, представленных личными вещами поэта, его записными книжками и письмами, которые он писал друзьям и близким людям, прижизненные издания его произведений, книгами о его творчестве. Особая ценность – фонд семьи Маяковских – документы, рукописи родителей и сестер выдающегося поэта.
Однако в музее нельзя увидеть привычных стеклянных витрин, за которыми хранятся бесценные рукописи или раритетные вещи, нет залов, которые бы плавно перетекали один в другой. Музей Маяковского в Москве – это воплощение его жизненного лабиринта, причудливый памятник футуризму и авангарду.
Именно по этому лабиринту предлагает прокатиться лодочка – первая комната музея. Это некое преддверие, настраивающее посетителей на встречу с неординарным поэтом, все в своей жизни делавшим на пределе: любить, ненавидеть, страдать и сострадать, критиковать, отстаивать свои взгляды.
Вторая комната экспозиции – «Рождение», в которой под потолком висит перевернутый кувшин. Это воплощение идеи рождения поэта, появившегося на свет в Грузии, где, согласно традиции, при рождении ребенка в землю закапывается кувшин с вином на его будущую свадьбу.
Посетителей музей Маяковского потрясает своей самобытностью, оригинальностью, неоднозначностью. В нем нарушены привычные геометрические соотношения. Предметы, не раз становившиеся частью стихотворений поэта – штыки, стулья, бюст вождя пролетариата Владимира Ленина, подвешены на веревках и плавают в пространстве, проводя аллюзии и стихам-лесенкам.
Центральное место в музее отведено лестнице. В какой бы части экспозиции ни находился посетитель, он всегда оказывается на одной из ступеней, которые все вместе образуют веер.
Вместе с гостями музея, двигающимися по сложному лабиринту жизни Маяковского, двигаются и окружающие вещи – все крутится, колышется, ни секунды не находясь в статическом состоянии. На фоне всего этого необычайно аскетичной кажется 20-ти метровая комната поэта, своим минимализмом воплощающая его идею о борьбе с вещизмом. Главной целью создателей экспозиции в отношении этой комнаты было воссоздать атмосферу, в которой поэту пришла в голову мысль покончить с собой, передать ощущение безысходности, отсутствия чувств и желаний.
Музей Маяковского в Москве – место встреч поклонников творчества поэта. По четвергам здесь проходят литературные вечера с участием поэтов, писателей, артистов, художников. Звучат бардовские песни, необычное исполнение стихотворений поэта. Для школьников проводятся программы, посвященные детским стихотворениям Владимира Владимировича.
В музее имеется и кинозал, где показываются фильмы с Владимиром Маяковским, редкие кадры кинохроники с его участием.
Как добраться до музея?
Музей Владимира Маяковского временно расположился по адресу: ул. Малая Дмитровка, д 29, стр. 4. в пешеходной досягаемости от станции метро «Маяковская» (выход к выставочному залу «Домик Чехова»).
Часы работы: с 11 до 19 часов, в четверг – с 13 до 21 часа, среда – выходной день.
Музей Маяковского откроется через два года
Лента новостей
- 22:30 В Афганистане паранджа подорожала в 10 раз
- 21:56 Банк России отметил замедление роста цен на продовольствие в большинстве регионов
- 21:22 Путин обсудил с президентом Таджикистана Рахмоном события в Афганистане
- 21:13 Минюст внес первым движение «Голос» в новый реестр незарегистрированных объединений-иноагентов
- 20:48 Американцы с 20 сентября начинают кампанию прививок третьими дозами вакцины от COVID-19
- 20:14 Путин обсудил с президентом Ирана ситуацию в Афганистане
- 19:41 Ливни обрушили на Москву четверть месячной нормы осадков
- 19:29 Для чеченца, который подрался с омоновцами на акции в поддержку Навального, прокуратура запросила шесть лет колонии
- 19:13 Всероссийская перепись населения пройдет с 15 октября по 14 ноября
- 18:51 Мосгорсуд признал законным увольнение генерала МВД Краковского
- 18:40 «Аэрофлот» отменил полеты в Бангкок
- 18:11 Суд оставил в СИЗО совладельца холдинга В&В, обвиняемого в хищении
- 18:10 Найдены черные ящики разбившегося Ил-112В
- 17:41 Кабмин ФРГ: Путин и Меркель обсудят в Москве ситуацию в Афганистане
- 17:10 СМИ: талибы публично казнили четверых командиров в Кандагаре
- 16:49 Экс-президент Афганистана Гани получил убежище в ОАЭ
- 16:20 Таиланд разрешил привитым «Спутником V» въезд в туристические районы
- 15:49 В Москве объявлен «оранжевый» уровень погодной опасности из-за грозы
- 15:21 Суд оставил еще на три месяца в СИЗО подельников экс-губернатора Пензенской области
- 15:20 Губернатор Ставрополья попросил Путина сделать курортный сбор постоянным
- 14:53 В давке в аэропорту Кабула пострадали около 20 человек
- 14:23 Проблемы с винтом могли стать причиной крушения Ил-112В в Подмосковье
- 13:54 Солист Rammstein выступит на фестивале «Спасская башня» в Москве
- 13:22 В Москве открыт маршрут от Северного речного вокзала до Южного Тушино
- 12:55 В МЧС назвали главную причину лесных пожаров в Якутии
- 12:25 Сдавшая ЕГЭ в 8 лет москвичка не поступила на бюджет в МГУ
- 12:10 Талибы обстреляли митингующих в Джелалабаде
- 11:45 Задержан четвертый из пятерых сбежавших из ИВС в Истре
- 11:35 Петербург обогнал Москву по числу новых случаев коронавируса
- 11:05 В Крыму задержаны пять террористов «Хизб ут-Тахрир»
- 10:45 Среди привившихся от COVID-19 разыграют по 100 тысяч рублей
- 10:19 У сотрудников агентства «Белапан» проходят обыски
- 09:51 СМИ: полиция начала обход москвичей, которые зарегистрировались на сайте Навального
- 09:15 Минцифры примет решение о замене паспорта на смарт-карту до конца года
- 08:51 В Госдуму внесен законопроект о возвращении прежнего пенсионного возраста
- 08:21 Со дна Курильского озера подняты тела всех погибших при крушении вертолета Ми-8
- 07:49 Жителей Челябинска попросили не выходить из дома из-за выброса сероводорода
- 07:16 Эпидемиолог: ковид станет сезонным заболеванием при достижении коллективного иммунитета
- 05:05 Алжир начал переговоры о покупке российского самолета Бе-200
- 03:57 Жара привела к росту цен на пшеницу
- 03:00 Сингапур выплатил 490 000 евро компенсации пострадавшим от побочных эффектов вакцины
- 01:53 Союзники по НАТО призывают переосмыслить альянс
- 01:25 Байден и Джонсон договорились о саммите G7 на следующей неделе
- 01:11 США начали расследование по поводу обнаружения человеческих останков в шасси самолета
- 00:55 Der Tagesspiegel: Пекин и Москва подготовились к смене власти в Кабуле
- вчера, 23:57 Британские ВВС подняли в воздух истребители навстречу российскому Су-24
- вчера, 23:32 «Рома» купила у «Челси» нападающего сборной Англии Тэмми Абрахама
- вчера, 22:44 Источник: предварительной причиной крушения Ил-112В стал помпаж двигателя
- вчера, 22:10 Подавляющее большинство российских вузов начнут учебный год очно 1 сентября
- вчера, 21:36 Талибы заявили, что Афганистан не будет центром производства наркотиков
Все новости »
Реконструкция музея на Лубянке затягивается из-за пересмотра противопожарной безопасности, рассказал Business FM его директор Алексей Лобов
У входа в Государственный музей имени В. В. Маяковского. Фото: Александра Мудрац/ТАСС —>
Реконструкция Государственного музея Владимира Маяковского на Лубянке затягивается еще на два года из-за пересмотра противопожарной безопасности помещения. Об этом Business FM рассказал директор музея Алексей Лобов.
Ранее Русская служба BBC сообщила, что любимый иностранными туристами музей по неизвестным причинам не открывается с 2012 года и, по-видимому, не откроется вовсе. По крайней мере, помещение пустует уже шесть лет.
Это не так: ремонт пришлось пересмотреть после трагического пожара в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня». Ожидается, что московское правительство вскоре одобрит новый план реконструкции.
Художники продолжают собирать постоянную экспозицию, говорит директор Государственного музея Владимира Маяковского Алексей Лобов:
— У нас уникальная экспозиция, огромное атриумное пространство. К таким пространствам предъявляются особые требования. В сентябре — октябре в проект были внесены корректировки, сейчас он находится на согласовании. Мы надеемся, что в марте зайдут строители. Если в марте строители заходят, то примерный срок открытия музея с экспозицией — первая половина 2020 года. Параллельно идет процесс подготовки экспозиции. Музей работает и готовится к открытию. Мы подбираем экспонаты, что-то меняем и дополняем. Надеемся, что к концу 2020 — началу 2021 года мы откроемся.
— Насколько сильно изменится экспозиция? Чего ждать и к чему готовиться?
— Мы максимально сохраняем уникальные находки старой экспозиции. Естественно, мы не меняем структуру помещения. У нас будет музейное кафе. Мы переносим гардероб, появляется просторный книжный магазин. Наверное, главное решение принято авторами экспозиции, которые создавали ее в 1987-1989 годах. У музея появится выставочный зал.
Затягивание сроков открытия музея никак не связано с «Зимней вишней» и переменами в правилах противопожарной безопасности. На самом деле причина в недостаточном финансировании реконструкции музея, считает исполнительный директор группы компаний «Пожарный центр» Александр Старостин:
Александр Старостин исполнительный директор группы компаний «Пожарный центр» «Ничего не изменилось на самом деле. К этому факту идет притягивание за уши «Зимней вишни». Если проектная организация допускает нарушения в проектных решениях, соответственно, отправляется на доработку. Сроки работы затягиваются, скорее всего, из-за скудного финансирования. Это обычная практика строительства».
По словам директора музея Маяковского, старая экспозиция, за которую так ценят музей, полностью сохранится. Это внушительных размеров авангардные инсталляции в стиле плакатной живописи Маяковского, своеобразное путешествие по его жизни и творчеству по спиральной лестнице. Главная точка музея — квартира поэта.
Business FM ожидает комментария департамента культуры Москвы по поводу реконструкции музея.
В Москве открыли музей-квартиру семьи Маяковских
В помещении нового музея.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
С виду шестой дом в Студенецком переулке напоминает обычную хрущевку, хотя и шестиэтажную. Под окнами торчат кондиционеры. Во дворике теснятся иномарки. На балконах висит бельишко.
Но стоит зайти в подъезд и сразу понимаешь, что дом был построен гораздо раньше хрущевского правления. Одни деревянные перила чего стоят и высоченные потолки.
По лестнице навстречу спускаются жильцы. В современной одежде. Со смартфонами в руках.
Вход в музей-квартиру.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
А вы подходите к 20-й квартире, толкаете дверь и оказываетесь в 1928 году. И не просто в комнатах, обставленных исторической мебелью того времени. А в комнатах, в которых бывал Владимир Маяковский.
Поэт был искренне счастлив, что у его мамы Александры Алексеевны и сестер Людмилы и Ольги появилось, наконец, собственное жилье. До этого момента они после переезда из Грузии сменили 14 адресов. Зимой оставались в Москве, а летом снимали что-нибудь за городом — подешевле.
И тут своя кооперативная трешка! За которую Володя внес первый взнос. И даже выхлопотал телефонную связь, чтобы побольше общаться со своими родными.
После скитаний это было круто.
В конце 20-х годов в доме еще не было централизованного отопления и приходилось топить печь. Но это никого не расстраивало. Именно после новоселья мамы и сестер Маяковский написал знаменитый «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру». В которой «Во — ширина!» и «Высота — во!» (три метра, — прим. авт).
А помните, как он расписал купание в ванне?
«Придешь усталый, вешаться хочется. Ни щи не радуют, ни чая клокотанье. А чайкой поплещешься — и мертвый расхохочется и от этого плещущего щекотания».
Несмотря на эти бодрые строки, поэт переживал тяжелые времена. И в творческом плане, и на личном фронте. Его пьесу «Баня» забраковали, выставку «20 лет работы» просто не заметили. До рокового выстрела оставалось два года.
Полицейская карточка Маяковского.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Ну а пока каждое появление Володи в Студенецком переулке расценивалось как праздник.
— Потому что случалось это не так часто, — рассказала «КП» научный сотрудник Государственного музея Маяковского Марина Кошелева. — Сестра Людмила закончила Строгановское училище и работала художником по тканям. Ольга трудилась на почтамте на Мясницкой. И не любила свою работу. Тогда Владимир устроил ее техническим секретарем в журнал «ЛЕФ», который сам же и выпускал. Она научилась печатать десятью пальцами, изучила бухгалтерию. И скоро стала ценным кадром.
Сам поэт жил в это время в Гендриковом переулке в четырехкомнатной квартире. С Лилей Брик и ее, пардон, супругом Осипом. Сейчас бы статус этих отношений молодежь бы расценила как «все сложно».
В квартире, ставшей музеем, проживали мама поэта и две его родные сестры.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Также у поэта оставался рабочий кабинет на Лубянском проезде. Сейчас там находится музей, который уже лет шесть как закрыт.
— Первой в этой квартире (в Студенецком переулке) умерла Ольга, — продолжает Кошелева. — Это случилось в 1949 году. У нее было больное сердце. Еще через шесть лет умирает мама поэта Александра Алексеевна. И Людмила остается одна. Она полностью посвятила себя пропаганде творчества родного брата. Подготовила полное собрание сочинений. Перезахоронила прах. Начала выкупать обратно семейные вещи. Дело в том, что когда Маяковские переезжали в Москву, в Грузии много пришлось продать. Шкаф из тисса, плетеные стулья, каштановый стол. Многое изготавливалось по чертежам Владимира Константиновича. И теперь через знакомых все это возвращалось обратно. Все имущество и квартиру Людмила завещала нашему музею. Она умерла 12 сентября 1972 года.
Записка сестре, написанная Маяковским.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Кстати, в одной из комнат на стене висит отрывной календарь. И именно эта дата последняя.
Вещи практически все подлинные. Кроме рукописей поэта (вместо них копии). Телефон у двери с номером 2-35-79. Тот самый, в который нужно было кричать: «Барышня! А соедините-ка меня с. Маяковским».
Новый музей открылся по адресу Студенецкий переулок, 6.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Мебель, фотографии. Бюст поэта (автор скульптуры — Александр Кибальников, именно его Маяковский возвышается на Триумфальной площади).
Полицейская карточка на 14-летнего Вову. Макет дома, в котором он родился (Багдади). На первом этаже, кстати, был маленький винный заводик. Ну а что вы хотите, Грузия.
Возможно, семья Маяковских и не переехала бы в Москву. Или переехала бы гораздо позже. Но в 1906 году внезапно умирает 49-летний отец поэта Владимир Константинович. От заражения крови. И мама решила оставить огромный дом, уехать в Москву и выучить детей.
Кроме временно закрытого музея на Лубянке и этой трешки в Студенецком переулке, есть еще одна квартира, в которой жила семья Маяковских и в которую теперь ходят на экскурсии. Она расположена на Красной Пресне. Здесь жили все вместе. Мама, сестры и сам поэт. Они это жилье снимали и при этом одну комнатку сдавали студентам.
Адрес: Студенецкий переулок, 6, квартира 20.
Режим работы: вторник, среда, пятница и суббота — с 12.00 до 20.00, в четверг — с 13.00 до 21.00. Понедельник и воскресенье — выходные.
Стоимость билета: 300 рублей.
К КОМУ ЕЩЕ МОЖНО ПРИЙТИ В ГОСТИ
— Дом-музей Марины Цветаевой
Здесь прошла молодость поэтессы. В экспозиции представлены книги 19 века, семейное фото, письма, рукописи, старинная мебель, зеркала, детские игрушки, портреты Цветаевой и многое другое.
Адрес: Борисоглебский переулок, 6 строение 1 (ст. м. «Арбатская»).
Режим работы: вторник, среда — с 12.00 до 19.00, четверг — с 12.00 до 21.00, пятница, суббота, воскресенье — с 12.00 до 19.00.
Стоимость билета: 300 рублей.
— Музей-квартира Федора Достоевского
Здание бывшей больницы для бедных. Две комнаты снизу занимал писатель. Их интерьер восстановили по воспоминаниям брата писателя. Среди предметов быта, бронзовых канделябров и прижизненных портретов выделяется уникальная книга, которую Достоевский читал ребенком — «Сто четыре избранные истории Ветхаго и Новаго завета».
Адрес: ул. Достоевского, 2 (ст. м. «Достоевская»).
Режим работы: вторник — с 11.00 до 18.00, среда, четверг — с 14.00 до 21.00, пятница, суббота, воскресенье — с 11.00 до 18.00.
Стоимость билета: 150 рублей.
— Музей-квартира Алексея Толстого
Здание входит в комплекс городской усадьбы Рябушинских. В свое время здесь жил Максим Горький и здесь же располагались редакции журналов «На стройках СССР» и «Наши достижения». Алексей Толстой заселился в августе 1941 года вместе с женой Людмилой. Экспозиция очень богатая. Живопись 16 века, фарфор, мебель западноевропейских мастеров, огромная библиотека.
Адрес: Спиридоновка, 2 строение 1 (ст. м. «Арбатская»).
Режим работы: вторник — с 11.00 до 18.00, среда, четверг — с 11.00 до 21.00, пятница, суббота, воскресенье — с 11.00 до 18.00.
Стоимость билета: 150 рублей.
МАЯКОВСКИЙ РАБОТАЛ В «КП»
Было время, когда великий советский поэт писал заметки для нашей газеты. С «КП» он сотрудничал с 1926 по 1929 год. И однажды написал: «Желаю оставаться «Комсомольской правдой». «Известия» — Твардовскому, а мне газету свойскую — что я читать привык». В то время наша редакция располагалась за Китайгородской стеной. Вот как вспоминает о Маяковском-журналисте писатель Розенфельд: «Возбужденные посетители на мгновение оборачивались, заметив огромную фигуру нового человека, но, не зная, кто это, снова пускались в увлекательные разговоры, а работники редакции, пробегая мимо Маяковского с гранками и пачками заметок, на ходу кивали ему и, если нужно было, кричали: «Зайдите к нам. Есть интересное дело».
Незабываемый исчезнувший музей
В дополнение к статье «Маяковский и Таганка»
Уже имея квартиру в Гендриковом переулке, В. Маяковский оставил за собой кабинет на Лубянке, т. к. отсюда ближе к Политехническому музею, в котором любил выступать поэт (первое выступление в 1917 году). Рукой подать до редакции «Комсомольской правды» (Малый Черкасский пер., 1), газеты «Известия» на Пушкинской площади, Госиздат (М. Никитская, 6/2).
Однако в квартире на Таганке велась громадная творческая жизнь, о которой уже написано в предыдущей статье. В дополнение хочу сказать, что в этой квартире Николай Асеев читал свою поэму «Семен Проскаков», Семен Кирсанов — поэму «Моя именинная», читали вслух «Уляляевщину» И. Сельвинского, «Первую конную» Вс. Вишневского, обсуждали фильмы Эйзенштейна — Броненосец «Потемкин» и «Октябрь».
Маленькая комнатка и спальня, и кабинет поэта настолько малы, что по меткому выражению Николая Асеева, было впечатление, что Маяковский, входя в комнату, натягивает ее на себя.
В. Перцов вспоминал также: «За два дня до нового,1930 года – 30 декабря – друзья устроили ему (поэту) на Гендриковом переулке шуточный домашний юбилей, встретили поэта юмористически-торжественной кантатой:
Владимир Маяковский,
Тебя воспеть пора.
От всех друзей московских
Ура, ура, ура. »
В Библиотеке -музее Маяковского бережно хранили его наследие. В стальных сейфах музея 68 записных книжек Владимира Владимировича. Это составная часть «лаборатории и арсенала» поэта, о которой говорил Маяковский, открывая выставку «20 лет работы». В больших белых конвертах, надписанных рукой поэта, хранились 4380 записок, присланных поэту во время его выступлений по городам Союза, 43 групповые фотографии Маяковского, кадры кинохроники, фонотека.
Целью работы музея было изучение и пропаганда творчества поэта. Музей организовывал выезды сотрудников на многие большие стройки с беседами о Маяковском, с демонстрацией передвижной выставки и записей голоса поэта. Ежегодно Музей проводил 80-100 выездных лекций, бесед и вечеров на заводах, в школах и вузах Москвы, Урала. Алтая, Дальнего Востока. Общее количество слушателей достигало 50-60 тысяч человек.
Встретившись 14 апреля 2008 года в ЦДЛ на представлении книги В. Маяковского «Флейта-позвоночник» (М. ПРОГРЕСС-ПЛЕЯДА. 2007) с известным критиком и литературоведом Андреем Михайловичем Турковым, узнала, что он в студенческие годы, обучаясь в Литинституте, в 1948-1950 годах работал экскурсоводом в БММ: «В то время директором музея была Агния Семеновна Езерская, ее заместителем по научной части — Надежда Васильевна Реформатская. Была замечательная библиотека и чудная, почти домашняя, обстановка. В музее несколько месяцев работала и Наталия Крымова».
Зам. директора по науке ГММ Муза Анатольевна Немирова ностальгически вспоминает: «Я работаю в музее с 1968 года. Моя должность тогда называлась зав. отделом пропаганды, у меня в подчинении были экскурсоводы. Директорами в разные годы были: в 50-ых годах Нина Дмитриевна Городецкая, затем с 1971 по 1981 год Владимир Васильевич Макаров, а с осени 1981 года — Светлана Ефимовна Стрижнева. Музею много внимания оказывал первый секретарь райкома партии Пролетарского района (так тогда назывался Таганский район). В музее было мало места и к зданию пристроили стеклянный читальный зал, куда приходили работать и школьники, и студенты, и ученые. Около мемориального дома был садик с кустами сирени, росла груша, посаженная поэтом. Здесь, в этом саду в один из приездов в Москву выступал Бурлюк.
Когда я в 1968 году пришла в музей, у меня уже был опыт музейной работы, поэтому меня сразу заинтересовали люди из окружения Владимира Владимировича Маяковского, которые были живы в то время. Я познакомилась с Натальей Александровной Брюхоненко, Еленой Владимировной Семеновой, художницей из ЛЕФа. В 1971 году познакомилась с Вероникой Полонской и дружила с ней до конца ее жизни. В 1968 году музей посетили Эльза Триоле и Луи Арагон. Раньше, где-то в 50-60-е годы, были две встречи с Бурлюком. Творчество Маяковского я полюбила еще в школе и вот, почти сорок лет, работаю в музее. Сегодня много споров о Маяковском, о его жизни и творчестве. Владимир Владимирович такое яркое явление, что все время будет волновать и колебать общественное мнение в ту или другую сторону».
О посещении музея в 1960 году рассказала поэтесса Маргарита Ногтева: «Была весна. Вокруг дома зеленели первые листочки. Дом производил впечатление семейного теплого гнезда и накрытый стол в просторной столовой, на котором стоял скромный чайник, и шторы, прикрывающие окна. Народу было мало. Помнится лесенка, ведущая в библиотеку, где за стеклами стеллажей хранились раритеты. Кресло, диванчик, все хранило тепло бывших жильцов. В комнатах царил дух поэта. В музее я познакомилась со своей ровесницей – молодой журналисткой из Ростова-на-Дону Зоей Пидорченко. Она писала стихи и интересовалась Маяковским. Я же тогда под впечатлением от посещения музея сочинила стихотворение, которое заканчивалось строками: «Маяковский! Маяк Маяковского Проторяет в бессмертие след, И весною в пушинках вербных, В завихрениях лепестков Я в тебе различаю веру, Снизошедшую с облаков».
Владимир Владимирович Радзишевский, проработавший в БММ с сентября 1968 до августа1972 года, а впоследствии — около 28 лет в редакции «Литературной газеты» рассказывает: «Последние 30 лет идет планомерное уничтожение мемориальных помещений, связанных с именем Владимира Маяковского.
Сначала не стало музея в Гендриковом переулке, по настоянию сестры поэта Людмилы Владимировны, которая обращалась к Суслову, с просьбой о закрытии музея. Причины: и личная неприязнь к Лили Брик, и обида на ущемление материальных интересов семьи в завещании брата.
Затем при реконструкции музея на Лубянке были искажены размеры и расположение кабинета Владимира Владимировича.
За эти же 30 лет, был возрожден сгоревший дом Блока в имении Шахматово. Все началось с поэтических праздников, которые стал проводить Станислав Лесневский в имении Блока. Затем было и строительство сруба дома будущего музея, и заполнение интерьеров мебелью и предметами быта.
На Таганке же, по крайней мере, сохранен дом. К сожалению, исчез памятник поэту, работы Гурама Кордзахия, поставленный в 1955 году. Он напоминал мне одну из фигур роденовских «Граждан». Рядом с музеем стоял поэт-человек, в котором ощущался задор молодости. В один из приездов в Москву около этого памятника сфотографировался Бурлюк.
Меня волнует также судьба библиотеки, ведь музей и назывался библиотека-музей В. Маяковского. В то время, когда я работал, она насчитывала порядка 120 тыс. экземпляров. Где теперь этот уникальный фонд, в каком недоступном для людей хранилище?»
2008 г.
Источник: