Мечеть аль марджани казань
- Мечеть Марджани в Казани
- Как добраться
- История
- Архитектура и внутренний декор
- Интересные факты о святыни
- «Аль-Марджани»: как казанские татары добивались у Екатерины права на мечеть
- С высочайшего повеления «бабушки-императрицы» (мечеть «Марджани», «Первая соборная», «Старокаменная»)
- * * *
- Мечеть аль-Марджани в Казани
- История
- Интерьер и экстерьер
- Практическая информация для посещения мечети
- Как добраться до мечети Марджани в Казани
- Аль-Марджани — мечеть в Казани: описание, история, реликвии и святыни
- Старая Татарская слобода
- Аль-Марджани (мечеть): история создания
- Мечеть в наши дни
- Название
- Архитектура
- Интересные факты
- Как добраться?
- Отзывы туристов
- Символ веры. Как появилась главная мечеть Казани?
- Место в небе
- Борьба за знания
- Мечеть аль-Марджани – символ веротерпимости
- Содержание:
- Екатерина II в Казани
- История мечети
- Архитектурные особенности, интерьеры и святыни
- Полезная информация для туристов
- Как добраться
Мечеть Марджани в Казани
Мечеть Марджани в столице Татарстана – это обитель, являющаяся воплощением многоконфессиональной веротерпимости в России, которую провозгласила еще императрица Екатерина II в 18 столетии. На протяжении двух веков обитель являлась самой большой и важной в Казани. Мечеть, помимо основного, имеет и другие названия. Ее именуют, как Первая соборная, Юнусовская. Святыня старо-Татарской слободы находится на пересечении двух улиц КаюмаНасыри и побережья водоема Нижний Кабан. Месторасположение отличается живописностью. Само здание выступает в роли знакового воплощения многоконфессиональной терпимости к вере. Памятник архитектуры посещает большое количество туристов России и из других стран. Он восхищает своей архитектурой, сложной историей и обилием тайн. Непременно стоит посетить это место в рамках экскурсии по столице.
Как добраться
Посетить эту и другие мечети можно в составе экскурсионной группы
Здание находится по адресу – Каюма Насыри, 17. Найти достопримечательность легко, так как она находится в самом центре города. Если вы приехали на электричке, то от вокзала ходят автобусы под номерами 1, 6, 35, 63, 99, 74. Также отправляются с этой же остановки троллейбусы – 5 и 10. Удобно пользоваться метро. Выход делается на станции «Площадь Габдуллы Тукая». Удобно совершать поездку в Казань экскурсионным туром. Так, вы сможете узнать о существовании и многих других достопримечательностей.
История
Памятник истории татарского народа имеет историческое прошлое длиною в два века. Длительное время это была единственно действующая обитель в Казани. Остальные не функционировали. Здание построено из кирпича и состоит из двух этажей. Первый ярус был возведен с разрешения императрицы на средства прихожан (1766-1770 гг.). В общей сложности в строительстве приняло участие 62 человека. Было собрано около 5000 рублей. После посещения императрицей Слободы в 1767 году было принято решение о возведении двух мечетей из камня. Екатериной Великой был собственноручно подписан большой наказ. Правительство сама указала место для будущих святынь.
Казанская Соборная мечеть Марджани возводилась при участии местных татарских мастеров. Стройка шла по задумке В. Кафтырева. Именно он занимался перестройкой Нижнего Новгорода после пугачевского восстания. Использовались генеральные планы и «образцовые проекты», являющиеся едиными в России. В итоге обитель «Марджани» стала главным украшением города. Каменный орнамент, булгаро-татарский узор вызывает восторг у наблюдателя.
Минарет мечети монтирован на четырехскатную крышу зеленого цвета. Такой вариант строения характерен для татарского зодчества. Обитель названа так неслучайно. Так в империи называли известного религиозного реформатора. Это был ученый и историк, который служил в святыне в роли имама (1867-1881 гг.). Недалеко от постройки находится дом Марджани и медресе. Здесь священнослужитель обучал своих учеников религии, учитывая при этом научную точку зрения об устройстве мира.
Архитектура и внутренний декор
Святыня возведена в таком стилистическом направлении, как провинциальное барокко. Татарские мастера смогли умело подойти к данному вопросу, не забыв об использовании древних булгарских мотивов. Строение в два этажа обладает Т-образно пристройкой, расположенной с северной стороны. Войти в здание можно с юга. Здесь находится правое крыло пристройки.
Обитель разделяется на функциональные зоны. Первый этаж – это хозяйственные корпуса. Второй этаж используется для молельных залов. Перекрытие помещений выполнено при помощи сводов. Второй этаж особенно прекрасен. На сводах монтирован объемный узор из лепнины. Орнамент является растительным и включает в себя мотивы декоративно-прикладного искусства. Лепнина смотрится реалистично. Она выполнена в голубых, зеленых, золотистых тонах.
С правой стороны вы увидите дверь. Она делит залы на две части. Лестница тянется к минарету. Она является винтовой и открывает выход к круговому балкону. Ярусы минаретов отличаются сдержанной отделкой.
Оконные проемы, наоборот, богато украшены. Они оснащены наличниками в стиле барокко, одиночными и сдвоенными пилястрами с элементами татарского декоративно-прикладного искусства.
Здание является памятником архитектуры федерального значения. Инициатором проекта являлся Абубакир Ибрагимов. Это был великий авторитетный религиозный деятель. Абубакир – заседатель Оренбургского магометанского духовного собрания. Не раз был переизбран на данную должность. После его кончины имам-хатибом в 1793 году стал Ибрагим Хузяш.
Первоначально кровля была покрыта дранкой. В 1795 году было принято решение провести ремонт. Крышу покрыли пилеными досками. В 1797 году состоялся пожар. Провели снова перекрытие конструкции. На этот раз использовали жесть. В 1860 году вокруг обители появилась красивая ограда, выполненная из камня. Решетчатое ограждение снесли по причине ветхости.
К 1863 году Михраб стал находиться немного восточнее. Строение стало значительно больше. Сделали окно. В 1885 году провели комплекс работ, направленных на укрепление минарета. Появилось на территории еще одно здание. Большая доля восстановительных работ проводилась за счет пожертвований. Марджани с трепетом произносил имена вкладчиков, как символ благородства и бескорыстия.
В 1850 году духовным наставником мечети выступал ученый ШагабутдинМарджани. Данный человек создал большое количество научных работ. Им написана известная во всем мире книга «Мустафад ал-Ахбар». Не стало деятеля в 1889 году. Мусульманскую общину возглавил его сын – МухаметбурганутдинМарджани. Новый правитель постоянно болел и принимал по этой причине мало участия в жизни мусульман. Поэтому, основная доля обязанностей возлагалась на ХайрутдинаИсхакова. У этого человека был достаточно тяжелый характер. В связи с этим, он не уделял должного внимания нуждам прихожан.
У людей возникало беспокойство по данному поводу. Поэтому, в качестве помощника местные жители решили выбрать ахунаСафиуллу Абдуллина. После этого ситуация наладилась. Прихожане были довольными. В роли последнего священнослужителя выступал внук ШигабутдинаМарджани. В этот период произошло объединение Левой набережной Кабана и несколько улиц. Сегодня святыня посещается многочисленными гостями. Среди них есть даже делегации зарубежных стран. Это визитная карточка республики.
С 1995 года сегодня руководителем объединения мусульман является Мансур-хазратДжалалетдин. У прихожан и верующих из других городов святыня пользуется большим спросом. В праздничные дни собирается много людей. На молитву в пятницу количество пришедших достигает 600-700 человек. Во время мусульманских праздников все желающие не могут поместиться в здании. Поэтому, нередко намаз для людей организуется снаружи, на небольшой площади, которая примыкает к строению.
Сегодня государством созданы максимально благоприятные условия для веры. Превознесение ислама достигнуто благодаря стараниям имама– Мансура-Хазрата. Вокруг святыни образовалось много социальных построек. Возвели дом для сирот, престарелых людей, медицинский центр, мастерские для занятия народным промыслом. Это центр ислама в Поволжье. Вблизи есть небольшой магазин с продуктами, где продаются разрешенные для ислама товары.
С 2001 года здание закрылось на реконструкцию. Она завершилось к празднованию его 1000-летия. На данный процесс планировалось выделить около 27 миллионов рублей. Над всей необходимо проектной документацией работает ГУП «Татинвестгражданпроект».
Власти столицы гордятся своими мечетями. Ведь они являются отражением истории, культуры, традиций республики. В них хранятся важнейшие исторические страницы, содержащие как радостные, так и трагические моменты. За состоянием духовных центров тщательно следят.
Мечеть хранит в себе надмогильный каменьМухаммад-гали бека. Сегодня место является таким же популярным, как и в прошлом. Оно используется для проведения собраний, конкурсов, разнообразных культурных мероприятий. Территория нередко применяется для организации ярмарок и выставок. Это место для поведения обрядов Курбан-байрама. Здесь часто разбиваются шатры, проводятся мусульманские праздники. Многие туристы специально приезжают сюда для посещения ярмарки мусульманской литературы.
В комплексе других зданий выделяется мухтасибат города Казани Духовного Управления Мусульман Республики Татарстан. Через дорогу есть магазинчик символики Ислама. Здесь можно будет приобрести несколько полезных книжных изданий. Вблизи есть кафе, где вы можете остановиться, чтобы перекусить.
Интересные факты о святыни
Возведение минарета началось в 18 веке. Власти города написали письмо императрице. В нем содержалась информация о том, что сооружение получилось чрезмерно высоким. На что императрица сказала, что ей было указано только место для святыни, а остальное все зависит от градоначальников. Минарет может иметь какую угодно высоту, так как небо не признано ее владением. Остроумный ответ строители взяли на вооружение. Древняя мечеть всегда являлась примером для подражания. Она выступала законодательством моды в мусульманском мире. Оригинальная форма здания легко узнаваема на всех фотографиях.
Изначально обитель носила другое название – Эфенди. Потом название сменилось на Юсуповскую в дань памяти семьи купцов в Казани, которая взяла на себя обязательства по уходу за объектом. Кстати, Юсуповы и в настоящее время жертвуют средства на реставрационные работы. Сегодняшнее название появилось только в 19 веке. Так решили почтить память имама, который вел службу в 1850-х годах.
Здание характеризуется богатым убранством. Большая доля предметов интерьера была подарена знаменитыми личностями. Полумесяц, расположенный на наконечнике, покрыт позолотой, которая содержит большое количество драгоценного металла.
Посещение обители способно подарить истинное удовольствие. Святое место издали напоминает гору, покрытую снегом. Вершина видна из различных городских районов. Вокруг обители царит атмосфера гармонии и умиротворения. Культовое сооружение – центр ислама в Поволжье. Основная его деятельность направлена на организацию мирного существования религиозных объединений на планете.
Марджани славился упорством, смелостью, силой духа. Это была героическая личность, способная преодолеть многочисленные трудности и испытания на своем пути. Реформатор заложил фундамент для формирования новых направлений в религиозном образовании. Его педагогическая деятельность вбирала в себя такие науки, как астрономия, история, богословия, геометрия. Историк приобщал народ к знаниям мировой цивилизации. Он настаивал на учете русской культуры, не забывая об исконных татарских традициях. Медресе при мечети являлось центром реформ. Благодаря таланту великого деятеля Казань превратилась в город, который открыл свои двери для всего мира.
Сегодня столица Татарстана является крупным туристическим центром. Туристы, делегации приезжают сюда для того чтобы получить как можно больше информации об удивительном крае. Святыня аль-Марджани. За весь период своего существования она ни разу не прерывала службы. Обитель всегда являлась девствующей.
«Аль-Марджани»: как казанские татары добивались у Екатерины права на мечеть
Удивительная история первого соборного мусульманского храма столицы Татарстана. Часть 1-я
В дни, когда мусульмане Татарстана постятся в священный месяц Рамазан, уместно вспомнить, как в Казани появились мечети после ее завоевания Иваном Грозным. Самым первым каменным «домом Аллаха» в городе была мечеть «Аль-Марджани». История появления этого мусульманского храма довольно любопытна. «Реальное время» публикует отрывки из книги «Исторические мечети Казани» татарстанских историков Радика Салихова и Рамиля Хайрутдинова.
С высочайшего повеления «бабушки-императрицы» (мечеть «Марджани», «Первая соборная», «Старокаменная»)
Среди исторических и архитектурных достопримечательностей Старо-Татарской слободы есть памятник, вызывающий у мусульман вот уже на протяжении двух столетий особое чувство — чувство благоговения. Это одна из двух самых древних и первых в городе каменных мечетей, построенных после покорения Казанского ханства, ныне известная под именем выдающегося религиозного деятеля Шигабутдина Марджани.
Белоснежное здание с изящным минаретом и золотыми полумесяцами, величественно возвышающееся на высоком берегу озера Кабан, начинает свою историю с далекого 1767 года, когда губернский центр осчастливила визитом императрица Екатерина II. Просвещенная царица соизволила тогда принять представительную делегацию от татарского населения и благосклонно выслушала прошение, в котором мусульмане сетовали на то, что пожар 1749 года и несправедливые действия местных властей лишили их естественного права отправлять свои религиозные обряды.
Просвещенная царица соизволила тогда принять представительную делегацию от татарского населения. Фото iske-kazan.ru
Члены делегации, богатые казанские купцы и предприниматели, просили «заступницу» прекратить гонения и разрешить жителям слободы построить две каменные мечети. Екатерина II, убежденная сторонница веротерпимости в государстве, повелела губернатору Андрею Никитичу Квашнину-Самарину издать соответствующее разрешение и не препятствовать татарам в строительных работах.
За кажущейся простотой принятия решения и благожелательного отношения к чаяниям казанских татар скрывается многовековая история борьбы мусульманской общины Казани за право свободно исповедовать ислам. Историю строительства мечети «Аль-Марджани» и развития ее махалли невозможно рассматривать в отрыве от фактов, событий и явлений, непосредственно повлиявших на судьбу исламской культуры в Казанском крае.
* * *
Следствием завоевания в 1552 году Казанского ханства стала активная миссионерская политика среди татарского населения края. Сами казанские походы проходили под воззвания митрополита Макария, призывавшего Ивана IV к борьбе «со всем христолюбивым воинством против супостат твоих, безбожных казанских татар, иже всегда неповинно проливающих кровь христианскую и оскверняющих и разоряющих святые церкви».
После взятия Казани войсками Ивана Грозного, в том числе и мечети, были разрушены. По свидетельству князя А.М. Курбского, в рукопашной схватке вместе с воинами, защищавшими город, погиб и цвет мусульманского духовенства: «И когда загнали их [воинов] к мечетям, которые стоят у царского двора, вышли тут навстречу их абазы и сеиды и муллы с главным их епископом, а на их языке великим ансари или эмиром по имени Кулшариф муллой, и бились с нашими так упорно, что погибли все до одного».
После взятия Казани войсками Ивана Грозного, ее дворцы и мечети подверглись разграблению и были уничтожены. Фото: Елена Сунгатова / art16.ru (Фиринат Халиков. Осада Казани)
Оставшееся в живых после битвы мусульманское население было выселено за пределы города. Только участвовавшим в покорении края и лояльным по отношению к русскому правительству, но не пожелавшим креститься служилым татарам, была выделена земля для поселения за озером Кабан. Таким образом в районе современных улиц Ш. Марджани, К. Насыри, Ф. Карима и З. Султана было положено начало Старо-Татарской слободе.
В 1565—1568 годах в ней насчитывалось 150 дворов. Большинство жителей занимались хлебопашеством вдали от города и на весь летний период выезжали в деревни. В слободе царили скученность и теснота, в каждом дворе проживало по 10 и более семей. Собственной татарской администрации в слободе не существовало. Своеобразным судебным органом, занимавшимся разбором различных дел и тяжб, являлась так называемая Татарская судная палата. Управленческие функции были возложены на четырех «прикащиков из детей боярских», проживавших в самой слободе. Писцовые книги сохранили имена «казанских жильцов» — Артемия Староельского, Ивана Товарищева, Ивана Головачева, Михаила Волкова.
В городском посаде, примыкавшем к кремлю, были поселены русские люди, переведенные из городов центральной России, торговцы и ремесленники. Татарам, проживавшим в слободе, запрещалось посещать русскую часть города. Подобное положение дел сохранялось и в первой трети XVII века. Немецкий путешественник Адам Олеарий (1603—1671), автор «Описания путешествия в Московию. », в 1630-х гг. писал о Казани: «Город заселен русскими и татарами, но кремль одними лишь русскими, и ни один татарин не должен быть в нем, под страхом смертной казни».
Однако, несмотря на все трудности, Старотатарская слобода к концу XVI века становится своеобразным мусульманским пригородом Казани. В ней возводятся мечети, рассматривавшиеся православной церковью как центры духовной оппозиции христианизаторской политики, проводимой руками Казанской епархии. В 1591 году митрополит Гермоген в своей челобитной царю Федору Иоанновичу с тревогой писал о появлении рядом с Кремлевским холмом мусульманских храмов: «Да прежде сего, от казанского взятия в сорок лет, не бывали в Татарской слободе мечети, а ныне де учали мечети ставить близко посаду, всего как из лука стрелить».
Адам Олеарий (1603—1671), автор «Описания путешествия в Московию. », в 1630-х гг. писал о Казани: «Город заселен русскими и татарами, но кремль одними лишь русскими, и ни один татарин не должен быть в нем, под страхом смертной казни». Фото tatmuseum.ru
В результате этого 18 июля 1593 года увидела свет «Царская грамота в Казань» о построении слободы с церковью и переводе туда из уезда новокрещенов, поколебавшихся от соседства с иноверцами в православной вере, о разрушении татарских мечетей, «с запрещением впредь строить оные…».
В ней утверждалось, что «указы отца нашего блаженныя памяти царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии, и наши о том в Казани есть, что мечетям татарским в Казани быть никак не велено, и то сделалось вашим [воеводским] небреженьем и оплошкою, так есте сбредили, да и к нам о том не писывали, а при прежних наших боярах и воеводах и дьяках мечети татарския ото взятия и по вас не бывали». Воеводам И.М. Воротынскому и А.И. Вяземскому в ультимативной форме было приказано: «И вы б мечети татарские все велели посметати и вперед мечети однолично ставити не велели».
Помимо разрушения мусульманских храмов, светским и духовным властям Казанского края вменялось в обязанность ужесточение контроля и надзора над новокрещенными татарами. В соответствии с царской грамотой воеводам предписывалось взять на учет всех новокрещен с женами и детьми в Казанском уезде и в пригородах, перевести в Казань и поселить их в специально отведенной для жительства слободе «меж русских людей, а татар бы близко не было». Так рядом со Старо-Татарской возникает Новокрещенская слобода.
Мечеть аль-Марджани в Казани
Мечеть аль-Марджани в Казани, имеющая также названия Первая соборная, Юнусовская или Эфенди (Господская) — это одна из первых мечетей города, которая была основана в 1770-х годах. Мечеть входит в комплекс достопримечательностей Старо-татарской слободы.
История
Однажды императрица Екатерина II посетила Казанскую губернию и очень удивилась гостеприимству местных жителей. Настолько, что вернувшись она выпустила указ «О терпимости всех вероисповеданий» и разрешила мусульманам строительство каменных мечетей. Так была построена двухэтажная аль-Марджани, внутри которой расположены два зала, а снаружи — трехъярусный минарет.
Строительство мечети велось только с помощью пожертвований простых жителей. По свидетельствам истории — 62 человека смогли собрать огромную для того времени сумму, составляющую 5 тысяч рублей. Большую часть суммы пожертвовала семья купцов Юнусовых, также они помогали деньгами и после окончания строительства — на содержание и расширение мечети.
Интересно, что во время спешного строительства мечети Марджани в Казани, архитекторы не точно рассчитали угол направления на Мекку, поэтому мечеть все еще имеет неправильное направление.
В мечети в свое время велось преподавание не только обязательного богословия, но и новинок для того времени — истории, астрономии, геометрии. В советское время это была единственная мечеть Казани, и все мусульмане города приходили сюда совершать намаз.
Восстанавливать внешний вид памятника архитектуры начали в 1996 году. Также, как и изначальное строительство мечети, реставрация выполнялась с помощью добровольных пожертвований верующих и меценатов. Часть денег также была выделена государством, благодаря чему к 2001 году мечеть полностью восстановила свой облик.
Кроме того, во время реставрации появилась мысль о строительстве большого мусульманского комплекса, связанное с тем, что количество традиционно верующих увеличивается из года в год, поэтому появляется необходимость развития услуг для этого сословия. В планах создать кафе и базы отдыха, специализированные магазины и детские сады для мусульман. Имам создал проект окружающей инфраструктуры, который в данное время постепенно претворяется в жизнь. К примеру, уже открыто кафе «Марджан» с продукцией халяль, а также магазины мусульманской еды и одежды, в особенности для женщин. Дети мусульман могут посетить специализированный досуговый центр, а их мамы в это время порадовать себя массажным кабинетом и даже специальным женским фитнес-центром. В будущем планируется реставрация различных близлежащих памятников архитектуры, открытие новых музеев, и главное — мусульманской поликлиники.
А в самой мечети аль-Марджани сейчас часто проводят традиционный исламский ритуал заключения брака под названием «никах», а также различные культурные мусульманские мероприятия, например, Курбан-байрам, Ураза-байрам и другие.
Поблизости от мечети находятся такие достопримечательности, как здание Духовного управления мусульман Татарстана, Казанский исламский колледж, а также различные торговые лавки с мусульманской литературой и продуктами халяль.
Интерьер и экстерьер
За основу при строительстве был взят стиль барокко, глядя на мечеть, кажется, что в ней спроектировали такое количество различных элементов декора, на которое хватило всех собранных денег.
Чуть позже к зданию была пристроена уникальная ажурная ограда с воротами, на двух концах которых стоят закругленные башенки. Мечеть является уникальным памятником традиционной татарской архитектуре — на наличниках окон красуется традиционный цветочный орнамент, а противостоят ему массивные колонны. Внутри мечети выделено несколько зон: на первом этаже находятся хозяйственные помещения, поэтому интерьер здесь простой, не содержащий особенных украшений. Второй этаж — это основная зона, на нем находятся залы для молитв, которые украшены великолепной лепниной и прекрасными позолоченными орнаментами с лилиями. Во всем интерьере мечети аль-Марджани видны барочные мотивы.
Практическая информация для посещения мечети
Мечеть Марджани открыта для посещения туристами, но только с соблюдением определенных правил, общих для всех религиозных исламских достопримечательностей. Женщинам при посещении мечети необходимо быть в закрытой одежде, обязательна длинная юбка и покрытая платком голова. Обувь все туристы без исключения должны оставить при входе в мечеть. Во время молитв посторонние в здание не запускаются, ведь по пятницам и в праздничные дни сюда приходит огромное количество верующих мусульман, поэтому иногда, когда все желающие не поместились внутри мечети, намаз читается во дворе. Если вы слышите, что муэдзин призывает к молитве с минарета — значит вход в мечеть аль-Марджани закрыт.
Как добраться до мечети Марджани в Казани
Мечеть расположена недалеко от центра города Казань, практически на самом берегу озера Нижний Кабан. До этого места ходит множество автобусных маршрутов. Есди поехать на автобусах под номерами 5, 23, 56, 68, 71 и 72, то выходить нужно на остановке улица Юнусовская. Автобусы под номерами 5, 6, 23, 56 и 72 останавливаются на улице Каюма Насыри. От этих остановок необходимо будет пройти небольшое расстояние пешком, это займет не более 5 минут. Также можно воспользоваться услугами такси: Яндекс.Такси, Uber, Gett, Maxim и другие.
Мечеть аль-Марджани на google-панорамах
Интерьер мечети аль-Марджани на google-панорамах
Аль-Марджани — мечеть в Казани: описание, история, реликвии и святыни
Аль-Марджани – мечеть , которая является гордостью столицы Татарстана Казани. Это великолепный архитектурный и исторический памятник, который входит практически во все экскурсионные маршруты по древнему городу.
Старая Татарская слобода
Это один из интереснейших районов исторического центра столицы Татарстана, где сосредоточены старинные памятники, относящиеся к мусульманской культуре. Старая Татарская слобода занимает территорию площадью 87,95 гектара.
Здесь расположено 75 памятников культуры и истории, которые относятся к периоду с начала XVIII века до прошлого столетия. Одним из них, бесспорно, является Аль-Марджани – мечеть, которая стала историческим символом начала многоконфессиональности в России, которую провозгласила императрица Екатерина II в семидесятых годах XVIII века. Более двух веков мечеть была главной и крупнейшей в Татарстане и сегодня она остается центром духовности мусульман республики.
Аль-Марджани (мечеть): история создания
Строительство этого сооружения началось в 1766 году с позволения Екатерины II во время ее визита в Казань. Примечательно, что строительство велось на средства прихожан. Шестьдесят два человека собрали более пяти тысяч рублей.
Аль-Марджани стала первой соборной мечетью из камня, построенной в городе после завоевания его Иваном Грозным. Строительные работы были завершены в 1770 году. Мечеть была двухэтажной с трехъярусным минаретом на крыше. Внутреннее убранство сочетало в себе традиционные татарские декоративные мотивы с элементами «петербургского» барокко.
Значительно позже (1861) у мечети появилась с северной стороны пристройка с лестницей. В 1885 году решено было перестроить минарет, и его кардинально изменили: была уменьшена его высота, что стало неким проявлением веротерпимости мусульман.
Кровлю мечети, которая до этого имела килевидную форму (очень напоминавшую Петропавловский собор), сменили на скатную крышу, закрыв практически полностью восьмигранный нижний ярус минарета. А еще через два года (1887) на средства купцов М. Валишина и В. Гизетуллина был обнесен металлическим ажурным парапетом круговой балкон минарета.
Мечеть в наши дни
Сегодня в России создаются все условия для верующих различных конфессий. Благодаря усилиям имама-мухтасиба столицы Татарстана вокруг мечети строится мусульманский культурный центр, который призван объединить вокруг себя детский дом, дом престарелых, медицинский центр, исламскую библиотеку, магазины халял ризык (продуктов питания, разрешенных мусульманам), мастерские народных умельцев, гостевой дом.
Название
За свою долгую историю древняя мечеть несколько раз была переименована. Вначале ее назвали Первой приходской. В конце XVIII века мечеть получила название в честь одной из самых богатых купеческих семей города. Ее стали именовать Юнусовской. Домовладелец и промышленник Ибрай Юнусов внес основную сумму на строительство мечети. И после ее открытия семья Юнусовых долгое время содержала и поддерживала мечеть.
Лишь в конце XIX века она обрела свое нынешнее название в честь татарского просветителя и ученого Шигабутдина Марджани, который более тридцати лет был главой (имам-хатибом) мечети.
Архитектура
Сооружение построено в традициях средневековой татарской религиозной архитектуры — с высоким минаретом на крыше, а также с использованием стилевых форм барокко. К сожалению, нет точных данных об архитекторе этого сооружения, но исследователи склоняются к версии, что им стал В. И. Кафтырев.
Архитектурно-стилистическим ядром Аль-Марджани (Казань) избрали концепцию эклектики с доминирующим средневековым исламским стилем и некоторыми элементами барокко. Фасады Аль-Марджани считаются уникальными. Зодчему удалось приоткрыть тайную завесу красоты и мудрости ислама, и он довел ее до мира в виде великолепной и величественной мечети.
Включение декоративных мотивов в богатый и яркий язык стиля барокко сделало эту архитектуру понятной и доступной. Здесь нет строгой симметрии: если в основных пропорциях просматривается закономерность, то каждый отдельно взятый элемент отличается от следующего деталями, размерами, декоративным оформлением. Кажущаяся простота скрывает за собой тончайшую и кропотливую работу великолепных мастеров.
Винтовая лестница, расположенная внутри минарета, поможет вам подняться на верхний ярус и увидеть круговой балкон для муэдзина. Ярусы минарета почти лишены декора. Специалисты относят их к периоду эклектизма. Арочные высокие проемы окон второго этажа обрамляют барочные наличники, простенки и углы выделяются одинарными и спаренными пилястрами, которые влеплены в ионические капители. Минарет имеет позолоченные наконечники с полумесяцами. Стены окрашены в белый цвет, а крыша в зеленый. С наступлением темноты здание дополнительно подсвечивается.
Первый этаж строения занимают служебные помещения. На втором находятся молельные залы. Их своды и стены украшают зеленая и голубая лепнина и позолоченные орнаменты. Интерьер выдержан в строгом стиле, характерном для ислама. Внутреннее пространство мечети разделено на два зала. Здесь можно увидеть растительный орнамент и лепнину зеленого, голубого и золотистого цветов.
Сегодня Казанская соборная мечеть Аль-Марджани является действующим храмом. Здесь проводятся собрания, культурные и учебные мероприятия мусульманской общественности. На территории мечети можно посетить ярмарки духовной литературы, увидеть обряды Курбан-байрама. Здесь же в праздничные дни устанавливают шатры для совместного разговения Ураза-байрама, отмечаются все мусульманские праздники.
У главного корпуса находятся административные и гражданские постройки: колледж и магазины, в которых можно приобрести халяль-продукты, литературу.
Аль-Марджани – мечеть, реликвии и святыни которой привлекают туристов и верующих из разных стран мира. Являясь центром исламской культуры республики, мечеть очень популярна среди верующих Татарстана. На ее территории хранится важный исторический артефакт, который имеет огромное значение для исламского мира, – камень с могилы бека Мухаммада-гали, которого почитают мусульмане всего мира.
Интересные факты
- Когда в XVIII веке началось строительство минарета, градоначальники Казани обратились с письмом к Екатерине II, в котором указали, что минарет получается слишком высоким, на что русская императрица остроумно заметила, что она указала строителям лишь место для мечети. Они вправе подниматься вверх сколько угодно, так как небо не является ее владением.
- В советские времена Аль-Марджани была единственной действующей мечетью в Казани.
- В те же советские годы радио многих мусульманских стран нередко передавали новости из Казани. Древняя мечеть всегда была примером, некой законодательницей мод в мусульманском мире: как соблюдать фетвы, выполнять законы шариата, держать уразу.
Как добраться?
Мечеть Аль-Марджани (Казань), адрес которой: Каюма Насыри, 17, найти совсем не сложно, поскольку она находится в самом центре города. От железнодорожного вокзала до остановки «Театр им. Камала» вас довезут автобусы: № 1, 6, 10а, 30, 35, 7, 63, 74а, 99. Кроме того, можно доехать до главной достопримечательности города на троллейбусах № 7, 5, 10 до той же остановки. Можно воспользоваться услугами метро, доехав до станции «Площадь Габдуллы Тукая».
Отзывы туристов
Аль-Марджани – мечеть, которая входит в маршруты практически всех экскурсионных туров по древнему городу. Отзывы туристов, посетивших этот удивительный комплекс, свидетельствуют о том, что они получили истинное наслаждение от посещения этого святого места. Туристы отмечают, что мечеть напоминает издали заснеженную горную вершину, которая видна из многих районов города. Здесь царит особая атмосфера духовности и чистоты, которые свойственны всем культовым сооружениям, независимо от того, какую веру в них исповедуют.
Аль-Марджани – мечеть, которая, как и в древности, является в наши дни центром ислама в Поволжье. Она направляет свою деятельность на мирное существование религиозных конфессий не только в Татарстане, но и во всем мире.
Символ веры. Как появилась главная мечеть Казани?
Место в небе
Величайшее разрешение на постройку мечети дала сама Екатерина Великая в 1767 году.
«Проезжая мимо Татарской слободы (ныне Старо-Татарская слобода. — Прим. ред.), императрица отметила красоту и богатство здешних домов, — рассказывает Мансур хазрат Джалялетдин, имам-хатыйб мечети Марджани, имам-мухтасиб Казани. — Спросив жителей, чего же им не хватает, государыня получила ответ — мечети. Указ о её возведении она подписала лично».
Средства на строительство культового здания пожертвовали сами прихожане — 62 человека собрали пять тысяч рублей, по тем временам большие деньги. Мечеть построили за три года — в 1770-м году.
Любопытные факты о строительстве мечети приводит выдающийся татарский просветитель Каюм Насыри. В своём очерке «Мечети Казани» он пишет: «Когда дело дошло до возведения минарета, городские власти, обеспокоенные его высотой, написали Екатерине Второй:
«Ты хоть и дала мусульманам разрешение на строительство мечетей, но они строят очень высоко».
На это царица ответила, что определила им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в её владения».
Мечеть Марджани трижды переименовывали. Первоначальное «Байлар мэчете» («Эфенди», что значит «Господская») сменилось на «Юнусовскую» в честь известной в то время династии купцов Юнусовых, проживавших в махалле (квартал с жителями, осуществляющими местное самоуправление. — Прим. ред.) и помогавших строить мечеть. Сейчас мечеть носит имя имама-мухтасиба Шигабутдина Марджани, служившего в ней в 1850-1889 годах.
Во все времена мечеть была маяком для мусульман-татар.
«Из уст в уста передаются рассказы о том, как во времена Великой Отечественной войны отсюда, прямо как от военкоматов, уходили на фронт мужчины, — говорит Мансур хазрат. — Приходили помолиться Всевышнему перед возможной смертью».
Первая соборная мечеть Казани, первая каменная, появившаяся после взятия города Иваном Грозным, привлекала внимание мусульман и за рубежом.
«По радио в мусульманских странах во времена СССР часто передавали новости из Казани, — вспоминает Мансур хазрат. — На аль-Марджани всегда равнялись, в каком-то смысле мечеть была законодательницей мод — как держать уразу, как соблюдать фетвы, законы шариата».
В мечети работали самые известные богословы, бывшие учителями многих татарстанских муфтиев.
«Во время пятничных намазов мечеть всегда полна прихожан, —
говорит Мансур хазрат. — В праздники верующих так много, что им приходится стоять на улице».
Борьба за знания
Не менее интересная история у медресе «Марджания», которое находится рядом с мечетью. В разные годы его выходцами были поэт Абрар Сагиди, композитор Салих Сайдашев, большевик Хусаин Ямашев. Именно здесь начал свою педагогическую деятельность учёный и просветитель Ш игабутдин Марджани. Он стал реформатором учебного процесса в казанских медресе и первым ввёл в расписание светские предметы — математику, геометрию, астрономию, историю.
Постепенно медресе превратилось в одно из самых крупных в мусульманской России, ежегодно здесь получали образование 120 шакирдов. Взгляды Марджани не пришлись по вкусу некоторым представителям казанского духовенства, в том числе неофициальному лидеру — богатейшему купцу Ибрагиму Юнусову. Между ними началось противостояние. Когда Юнусов отказал Марджани в средствах на строительство нового здания медресе, чтобы вместить всех шакирдов, прихожане мечети заняли сторону реформатора. Кирпичное двухэтажное здание построили на общественные деньги. Юнусов вместе с братом, тоже купцом, построили свое здание медресе (сейчас ул. Ф. Карима, 6). Между Марджани и Юнусовыми началась борьба за шакирдов.
Вот что писал в своих воспоминаниях сам Шигабутдин Марджани: «Было несколько попыток поджечь медресе, но всякий раз его удавалось сберечь. И, наконец, в 1875 году, когда весь народ был на намазе в мечети, его всё-таки сожгли. В огне погибло множество книг…». Сильно пострадавшее здание отремонтировали, и в 1880 году выстроили новое здание. Отреставрированное медресе существует и по сей день.
Мечеть аль-Марджани – символ веротерпимости
Одним из украшений Старо-Татарской слободы в Казани является белоснежный мусульманский храм. Первая соборная мечеть в городе появилось после того, как императрица Екатерина II объявила о толерантном отношении к разным религиозным конфессиям в России. С конца XVIII века этот храм остается центром духовной жизни мусульман Татарстана.
Содержание:
- Екатерина II в Казани
- История мечети
- Архитектурные особенности, интерьеры и святыни
- Полезная информация для туристов
- Как добраться
- Дополнительная информация
- Мечеть аль-Марджани на карте
Екатерина II в Казани
Народы Казанского ханства издавна исповедовали ислам. После взятия столицы русскими войсками на покоренных землях стало распространяться православие, однако большинство местных жителей придерживались старых традиций.
Шли годы, в Казани возводили христианские церкви, а значительная часть горожан продолжала оставаться мусульманами. В первой половине XVIII века, когда появился Новокрещеный приказ, в городе начали сжигать религиозные книги и сносить оставшиеся мечети. При этом новых храмов мусульманам строить не разрешали. Гонения на ислам и ущемление прав мусульман длились более двух веков.
В 1767 году российская императрица Екатерина II пожелала посмотреть восточные области своей страны и узнать больше о живущих там народах. По ее распоряжению была снаряжена целая флотилия, которая отправилась вниз по Волге. В конце мая четыре императорских галеры подошли к Казани и по высокой весенней воде вошли в устье Казанки.
Екатерина II увидела живописный Казанский кремль , побывала на богослужении в Богородицком монастыре и встретилась с состоятельными горожанами. Она приняла представительную делегацию татарских мусульман и разрешила им строить в городе каменные мечети.
Четырехдневный визит в Казань российской императрицы решил судьбу верующих татар. Екатерина II прекратила все гонения на ислам и этим заслужила большое уважение у татарского народа. До сих пор в Татарстане российскую императрицу называют «эби патша», то есть «бабушка-царица».
Галера «Тверь», на которой государыня приплыла по Волге, долгое время хранилась в Адмиралтейской слободе, но в середине прошлого века деревянное судно сгорело во время пожара. Точную миниатюру галеры можно увидеть на улице Петербургская в Казани. Красивая императорская карета сохранилась. Оригинал выставлен в Национальном музее Татарстана, а бронзовый макет – на улице Баумана.
История мечети
Мечеть аль-Марджани стала первым каменным мусульманским храмом, который появился в городе со времен Иоанна IV Грозного. Она была возведена по проекту казанского архитектора Василия Ивановича Кафтырева на средства прихожан в 1770 году. Жертвователями на храм стали 62 жителя Казани, которые собрали 5000 рублей. Больше всего денег отдал богатый промышленник и домовладелец Ибрай Юнусов.
Здание вышло очень большим и красивым. Казанский градоначальник был недоволен. Он отправил письмо Екатерине II и пожаловался, что минарет получился слишком высоким. В ответе императрица написала, что дала право мусульманам строить на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, так как оно не входит во владения императрицы.
Поначалу новую мечеть называли Первой соборной, а потом – «Эфенди» — Господской. На протяжении всей истории храм активно поддерживала мусульманская община города. В 1861 году на деньги купца И. Г. Юнусова к храму сделали большую пристройку с лестницей. От этого здание на одну оконную ось стало длинней по фасаду.
Через два года на средства того же благотворителя был расширен михраб. По купеческой династии Юнусовых, которые много тратили на содержание храма, мечеть стали называть Юнусовской.
В 1860-е годы богатый казанский торговец Зайнулла Усманов пожертвовал значительную сумму для перестройки минарета. В той части, которая указывала на святую для мусульман Мекку, прорубили окно, и внутри стало гораздо светлее. Состоятельные купцы Мифтахутдин Валишин и Валлиула Гизетуллин дали средства на ажурную металлическую ограду. Год за годом мечеть становилась все красивее и красивее.
С 1850 года на протяжении 39 лет в мусульманском храме служил имам-хатиб Шигабутдин Марджани. Просвещенный проповедник, педагог и археограф пользовался большим уважением у верующих Казани. Марждани прославился, как историк, талантливый этнограф и востоковед. С конца XIX века мечеть стала носить его имя. В наши дни памятник знаменитому богослову украшает набережную озера Кабан в Казани.
До прихода советской власти в храме проводили религиозные обряды, обучали богословию, геометрии, астрономии и истории. В советские годы мечеть аль-Марджани не закрыли. Она оставалась единственным действующим мусульманским храмом Казани, куда верующие могли приходить за духовной поддержкой и совершать намаз.
Культовое здание и территорию вокруг него неоднократно реставрировали. Большой объем работ был выполнен при подготовке к празднованию 1000-летия города, которое отметили в августе 2005 года.
Архитектурные особенности, интерьеры и святыни
Старую мечеть считают одним из самых красивых памятников татарской культовой архитектуры, и она по праву стоит в одном ряду с самыми выдающимися достопримечательностями Казани. Здание возведено в традициях средневекового мусульманского зодчества с использованием элементов провинциального барокко. Благодаря гармоничному слиянию двух разных стилей – европейского и восточного, культовая постройка имеет изящный облик и неповторимую красоту.
Оформление выполнено в мотивах «петербургского» барокко и многовековых традиций декоративного искусства татарского народа. Стены храма окрашены в белый цвет, а крыши – в зеленый. Наконечники и полумесяцы на малых архитектурных формах и минарете покрыты позолотой и выглядят очень нарядно.
Основное здание двухэтажное с т-образной пристройкой с северной стороны. Над ним возвышается стройный трехъярусный минарет. Нижний этаж используется под служебные нужды, а на верхнем находятся два богато декорированных молельных зала с мягкими коврами на полу.
Стены и своды помещений для молитв украшены позолоченными растительными орнаментами и разноцветной лепниной. В стене, которая разделяет залы, есть винтовая лестница на минарет. Она выводит на небольшой круговой балкон, откуда муэдзин пять раз в день призывает верующих к намазу.
Главная святыня хранится в мечети со времен Казанского царства. Это камень с могилы Мухаммад-гали бека, который датируют 1530 годом.
Полезная информация для туристов
Мусульманский храм стоит в Казани уже более двух с половиной веков и каждый день открыт для верующих и туристов. Вход бесплатный. В отличие от новодельной мечети Кул-Шариф , здесь во всем чувствуется намоленность и дух старины.
В храме проводят собрания, лекции, презентации, встречи со знаменитыми людьми, религиозные праздники и книжные ярмарки. В мечети заключают браки между мусульманами – никах.
В архитектурный комплекс входит казанский мухтасибат, который занимается руководством мусульманскими общинами всего Татарстана. На другой стороне улицы находится исламский колледж. Неподалеку работают кафе «Марджан», открыты магазины с халяльными продуктами и одеждой для мусульман, и лавка, где торгуют мусульманской литературой и символикой.
Полюбоваться мечетью аль-Марджани можно в любое время дня и ночи. Старинное здание очень красиво смотрится в лучах солнца и эффектно подсвечивается в темноте.
Чтобы попасть внутрь мечети, туристов просят уважать чувства верующих и соблюдать определенные правила. На женщинах должна быть закрытая одежда, длинная юбка, а голова покрыта платком. Перед храмом все разуваются и оставляют обувь у входа в мечеть.
Нельзя посещать мечеть во время намаза. Если вы услышали напевный призыв муэдзина, вход в храм открыт только для верующих. Во время праздников, когда желающих помолиться приходит очень много, намаз читают во дворе.
Как добраться
Мусульманский храм находится между берегом озера Нижний Кабан и улицей Каюма Насыри. От станции метро «Площадь Габдуллы Тукая» до мечети можно за 20 минут дойти пешком. Неподалеку делают остановку трамвай № 2, автобусы и троллейбусы, которые идут до «Речного вокзала».
Источник: