Марфо мариинский женский монастырь

Марфо мариинский женский монастырь

Содержание
  1. Православная общественность Владивостока встревожена
  2. Марфо-Мариинская обитель
  3. Марфо-Мариинская обитель милосердия
  4. Сэкономь на путешествии!
  5. Основные моменты
  6. История Марфо-Мариинской обители
  7. Марфо-Мариинская обитель в наши дни
  8. Архитектурный комплекс монастыря
  9. Как добраться
  10. Марфо-Мариинский женский монастырь и Иоанно-Кронштадский Митрополичий реабилитационный центр «Воскресение» (Белгород)
  11. Содержание
  12. История [ править ]
  13. Храмы [ править ]
  14. Успенско-Николаевский собор [ править ]
  15. Покровский храм [ править ]
  16. Часовня во имя Царственных мучеников и новомучеников [ править ]
  17. Социальное служение [ править ]
  18. Работа с наркозависимыми [ править ]
  19. МАРФО-МАРИИНСКАЯ ОБИТЕЛЬ МИЛОСЕРДИЯ
  20. Храмы
  21. Святыни
  22. Марфо-Мариинская обитель в Москве
  23. Описание
  24. История основания
  25. Закрытие обители
  26. Современное состояние
  27. Ставропигиальный женский монастырь — Марфо-Мариинская обитель милосердия в Москве

Православная общественность Владивостока встревожена

Марфо-Мариинская обитель города закрыта из-за ковида

В редакцию Русской народной линии поступило обращение с далёкой окраины России от православных жителей Владивостока, прихожан Марфо-Мариинской обители, в котором выражается тревога в связи с ситуацией вокруг монастыря. В письме сообщается:

«Дорогие братья и сестры! Просим Ваших святых молитв о здравии монахинь Марфо-Мариинского женского монастыря во Владивостоке! Почти у всех насельниц монастыря внезапно обнаружен ковид. Большинство сестёр в тяжёлом состоянии. Монастырь полностью закрыт.

По необъяснимым причинам в информационном пространстве нет никаких сведений о катастрофе, постигшей монастырь. Нигде нет призывов к молитве, нет даже никаких сообщений и просьб к православным о помощи обители. Православная общественность Владивостока и Приморья очень встревожена. Нельзя допустить, чтобы обитель была брошена, мы должны приложить все усилия в оказании помощи сестрам.

Монастырская земля давно представляет большой интерес для международного бизнеса. В преддверии саммита АТЭС 2012 во Владивостоке были даже попытки провести через территорию монастыря новую автомобильную трассу, разрушив тем самым обитель. Тогда монастырь удалось отстоять. А в 2019 году в обители случился крупный пожар – сгорел весь сестринский корпус. Корпус восстановлению не подлежит.

Ковидный удар по монастырю случился внезапно. В городе эпидемиологическая обстановка относительно спокойная. Открыты все торговые центры, места массового скопления людей.

Монастырь – духовная крепость Владивостока и всего Приморья. Основан по благословению митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря) на историческом месте, где в начале XX века находилась резиденция первого Владивостокского архиерея – епископа (в последствие митрополита) Евсевия (Никольского).

Одна из особо чтимых икон обители — Державный образ Пресвятой Богородицы. Эта икона участвовала в знаменитом Крестном ходе «Под Звездой Пресвятой Богородицы» в 2008 году.

Сейчас значительная часть монахинь в тяжёлом состоянии. Одна из пожилых монахинь – мать Аполинария – скончалась.

Призываем всех православных к молитве за сестер Марфо-Мариинской обители Владивостока, и за всё наше Приморье!».

Постскриптум. Наши коллеги из православного центра «Хризма» после нашей публикации связались с монастырём, где им подтвердили информацию о тяжёлом состоянии заболевших монахинь. И дали телефон монахини Варвары (Розановой) +7-908-440-79-07 , к которому привязана карта для тех, кто сможет оказать помощь болеющим инокиням и насельницам обители.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия «Насилию.нет»»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр).

Марфо-Мариинская обитель

Марфо-Мариинская обитель милосердия

Марфо-Мариинская обитель – женский православный монастырь, основанный в начале прошлого века в Москве. Его сестры занимаются помощью больным и неимущим, а также проводят большую благотворительную работу с детьми-сиротами и инвалидами. Традиции Марфо-Мариинской обители милосердия были заложены ее основательницей – великой княгиней Елизаветой Федоровной и сохранились до наших дней. Выбирая название для своего монастыря, Елизавета Федоровна посвятила его сестрам Лазаря, святым Марфе и Марии, которые стали символом двух путей христианского служения – созерцательной молитвы и деятельной любви.

Сэкономь на путешествии!

Основные моменты

Сегодня в России и странах СНГ отрыто около двух десятков отделений, которые работают по уставу Марфо-Мариинской обители, оказывая помощь всем нуждающимся. Сестры, которые там трудятся, проходят стажировку в Москве.

С 2014 года обитель является ставропигиальным женским монастырем, то есть ее деятельность подчинена непосредственно патриарху. В церковных кругах такой статус считается самым высоким. В стенах монастыря живет 30 монахинь и настоятельница. Сестрам разрешено сохранять особый уклад жизни, которого придерживались монахини еще в начале прошлого века, при Елизавете Федоровне.

Верующие в монастыре Во время церковного праздника

С 2008 года в Марфо-Мариинской обители создан музей, рассказывающий о ее основательнице. Побывать в нем могут все желающие. Ежедневно в 11.00 и 15.00 по монастырю проводят экскурсии, которые начинаются в Покровском соборе. Посетители могут увидеть две отреставрированные комнаты, в которых в 1911 году жила Елизавета Федоровна. Здесь хранятся ее вышивка, принадлежавшие великой княгине иконы, рояль, сервиз с фамильным гербом, редкие фотографии и документы.

В музее монастыря

История Марфо-Мариинской обители

В 1905 году от бомбы революционера и террориста Ивана Каляева погиб великий князь и родной брат российского императора Сергей Александрович. Его вдова Елизавета Федоровна вскоре после смерти мужа продала принадлежавшие ей драгоценности и купила в центре Москвы большую усадьбу с четырьмя домами и просторным садом. С 1909 года здесь была создана Марфо-Мариинская обитель. Она не являлась обычным женским монастырем, так как жившие в обители сестры активно занимались благотворительностью и работали в госпиталях.

Памятная доска об основании обители

Елизавета Федоровна ратовала за то, чтобы в работе монастыря использовался не только отечественный, но и европейский опыт, и хотела возродить в стране чин диаконисс. Так называли женщин-священнослужительниц, которые при зарождении христианства имели право вести богослужения, крестить других женщин, давали начальное религиозное образование и помогали больным. Добиваясь возрождения института диаконисс, Елизавета Федоровна сумела заручиться поддержкой членов Священного синода. Однако, окончательное решение так и не было принято, так как против него возражал император Николай II.

Для обучения сестер Марфо-Мариинской обители были приглашены лучшие московские врачи, и их наставляли опытные священники. В отличие от обычных монастырей, после определенного срока сестры могли снять с себя монашеские обеты и вернуться к мирской жизни.

При монастыре работали больница, приют для детей, аптека и столовая, где бесплатно кормили неимущих. В обители проводили свои заседания члены Географического и Императорского Палестинского обществ, и сюда приходили, чтобы послушать духовные чтения.

Марфо-Мариинская обитель в начале XX века

Елизавета Федоровна жила при Марфо-Мариинской обители и являлась настоящей христианской подвижницей. Она молилась, работала сестрой милосердия, а в годы Первой мировой войны помогала раненым и собирала пожертвования. Из обители на фронт уходили поезда с продовольствием, лекарствами и подарками для солдат. В 1916 году при личном участии основательницы начали строить первый в стране протезный завод. Любопытно, что это предприятие по сей день занимается выпуском комплектующих частей для медицинских протезов.

В 1918 году большевики арестовали Елизавету Федоровну, выслали ее на Урал и убили, сбросив в выработанную шахту. Обитель продолжала работать до 1926 года, и в ней проживало 115 сестер. После закрытия монастыря еще два года больных принимала поликлиника, руководила которой княжна Голицына. Когда и ее арестовали, некоторых из сестер насильно выслали в Туркестан, а другие переехали в Тверскую область, где стали заниматься огородничеством.

Великая княгиня Елизавета Федоровна

После того, как Марфо-Мариинскую обитель ликвидировали, в храме Покрова Богородицы оборудовали кинотеатр, а позже организовали дом санитарного просвещения. В послевоенные годы в соборе размещались мастерские реставраторов, а в здании Марфо-Мариинской церкви была открыта амбулатория.

В 1992 году монастырская территория перешла в собственность церкви, а собор возвратили верующим в 2006 году, когда его освободили реставраторы.

Марфо-Мариинская обитель в наши дни

Сегодня в монастыре открыт детский дом и гимназия для девочек, столовая для неимущих и медицинский центр, где получают помощь дети, имеющие диагноз ДЦП. При Марфо-Мариинской обители работает патронажная служба, помогающая в военных госпиталях, на станции скорой помощи и в детском хосписе, где находятся неизлечимо больные дети.

При монастыре также открыты курсы для беременных «Я не одна», группа для детей-инвалидов с дневным пребыванием, Школа милосердия и Школа приемных родителей. Сестры и приглашенные лекторы проводят занятия по церковной истории. Гости обители, при желании, могут побывать в мемориальном музее великой княгини Елизаветы Федоровны.

Читайте также  Заповедник брянский лес

Такой большой объем работы не под силу только 30 монахиням, поэтому для каждого из благотворительных проектов Марфо-Мариинская обитель привлекает добровольцев. Всего в монастыре трудится около 250 человек.

Архитектурный комплекс монастыря

На территории Марфо-Мариинской обители можно увидеть два храма. Оба они действующие, и каждый день, утром и вечером, здесь проходят церковные службы.

Главный монастырский храм – Покровский собор. Он был выстроен в неорусском стиле по проекту архитектора Алексея Щусева с 1908 по 1912 годы. Талантливый архитектор возвел собор в традициях древних зодчих Новгорода и Пскова, наделив его популярными в начале прошлого века элементами модерна. По желанию Елизаветы Федоровны расписали храм известные российские художники – Михаил Нестеров и его ученик Павел Корин.

Покровский собор Лик Христа на храме Монастырский сад Крест Голгофы на восточном фасаде Каменная резьба на входе в храм Памятник основательнице монастыря

На соборной звоннице установлено 12 колоколов, подобранных так, чтобы звучание напоминало знаменитые ростовские звоны. Покровский собор не очень большой и способен вместить одновременно до тысячи верующих.

Рядом стоит другая церковь, освященная в честь святых Марии и Марфы. Она была построена в 1909 году в качестве домового храма при больнице. Церковь устроена так, чтобы тяжелобольные могли слышать и видеть церковные службы, не вставая с кровати.

На территории Марфо-Мариинской обители находятся также небольшой одноэтажный домик садовника, сторожка с часовней Серафима Саровского и крохотная часовня Елизаветы Федоровны. С 1990 года в монастыре стоит памятник его основательнице.

Как добраться

Марфо-Мариинская обитель расположена в центре столицы, на ул. Большая Ордынка, 34. До нее нетрудно дойти пешком от станций метро «Полянка», «Третьяковская» или «Новокузнецкая». Если подъезжать на наземном транспорте, то стоит добираться на автобусе № М5 (остановка «Иверский переулок), автобусе № М6 и троллейбусе № 8 (остановка «Метро «Полянка»»).

Марфо-Мариинский женский монастырь и Иоанно-Кронштадский Митрополичий реабилитационный центр «Воскресение» (Белгород)

Мiръ Россия Белгородская область Белгород Марфо-Мариинский женский монастырь и Иоанно-Кронштадский Митрополичий реабилитационный центр «Воскресение» (Белгород)

Марфо-Мариинский монастырь в Белгороде основан в 1993; в 2010 при монастыре был основан Иоанно-Кронштадский Митрополичий реабилитационный центр «Воскресение», помогающий нарко- и алкозавиимым. Престольные праздники: 17 июня, день памяти правв. Марфы и Марии.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Храмы
    • 2.1 Успенско-Николаевский собор
    • 2.2 Покровский храм
    • 2.3 Часовня во имя Царственных мучеников и новомучеников
  • 3 Социальное служение
    • 3.1 Работа с наркозависимыми
  • 4 Святыни
  • 5 Фото
  • 6 Видео
  • 7 Как добраться
  • 8 Расписание богослужений
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Марфо-Мариинский женский монастырь в городе Белгороде был основан по образцу Марфо-Мариинской обители Милосердия великой княгини Елизаветы Феодоровны в Москве. Раньше на этом месте никогда не было монастыря, а стояли неподалеку друг от друга два храма Успенско-Николаевский собор и храм в честь Покрова Божией Матери, которые теперь входят в состав монастыря. Успенско-Николаевский собор — памятник архитектуры начала XVIII века, а Покровский храм — памятник архитектуры конца XVIII века. Открытие в Белгороде Марфо-Мариинского женского монастыря благословлено Определением Священного Синода Русской Православной Церкви (выписка из журнала №125) от 28 декабря 1999 года.

В 1993 году начались активные работы по восстановлению Покровского храма. При этом храме было решено открыть женский монастырь. Монастырь создавался по уставу Марфо-Мариинской обители милосердия, которая была основана в Москве в 1909 году великой княгиней Елисаветой Феодоровной, прославленной Русской Православной Церковью в лике святых в конце XX века.

9 февраля 1994 года в одноэтажном здании, расположенном во дворе монастыря, была совершена первая Божественная Литургия. Почти два года (до восстановления и освящения Покровского храма) здесь совершались Богослужения по воскресным и праздничным дням.

Открытие в Белгороде Марфо-Мариинского женского монастыря благословлено Определением Священного Синода Русской Православной Церкви (выписка из Журнала №125) от 28 декабря 1999 года. В настоящее время в восстановленном Покровском храме ежедневно совершается Божественная Литургия, вечером — вечернее Богослужение.

На воскресном вечернем Богослужении поется акафист Покрову Божией Матери или празднику. Благодаря усердию насельниц, в монастыре соблюдается Богослужебный Устав.

Сестры регентуют, поют и читают на клиросе.

Вся монастырская одежда и храмовое облачение изготавливаются насельницами. Сестры поддерживают чистоту и порядок не только в храме, но и в гостинице для паломников, готовят обед для работающих в монастыре строителей, благотворительно окормляют бедных людей и паломников. Насельницами прилагаются усилия и для развития собственного подсобного хозяйства.

В селах Вергилевка (Белгородский район) и Русская Березовка (Ракитянский район) существуют монастырские подворья. Монастырь по своему уставу общежительный. В настоящее время в обители живут 30 насельниц.

В обители действуют приют для девочек-сирот, благотворительная столовая, патронажная служба и магазин церковной утвари. Обитель имеет около 20 самостоятельно действующих по уставу обители отделений в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке.

Храмы [ править ]

Успенско-Николаевский собор [ править ]

Успенско-Николаевский собор — самый древний каменный храм, сохранившийся на Белгородской земле. Строительство его, по свидетельству составившего в 1785 году «Описание Курского наместничества» Ивана Башилова, относится к 1692-1703 гг. Возведение собора осуществлялось силами солдат Белгородского гарнизона и московскими стрельцами во главе с Иваном Прокофьевым.

В алтаре собора (до его закрытия) хранилась записка о том, что Петр I 15 июля 1701 г. «. пожаловал на свое Государское Богомолье на строения каменныя церкви Успение Пресвятые Богородицы да Великого чудотворца Николы что строится в Белгороде в солдатской слободе Жилой сто рублёв денег». В 1759 г. собор сильно пострадал от пожара: сгорели деревянная крыша, купола, иконостас, обгорели стены. В начале XIX в. собор был обнесен высокой кирпичной оградой.

На месте северозападной башни в 1889 г. была выстроена круглая часовня в память избавления Государя императора Александра III и его августейшего семейства от опасности при крушении поезда 17 октября 1887 г. В начале 30-х годов XX века собор закрыли. Здание переоборудовано под хлебозавод.

В 1986 г. храм взят под охрану государства как памятник архитектуры XVII века. В 1998 г. собор передан Белгородской и Старооскольской епархии, в 1999 г. к празднику Пасхи собор отдан Марфо-Мариинскому женскому монастырю.

Успенско-Николаевский собор представляет собой редкий для Белгородского региона оригинальный образец храма с асимметричным планом и барочным декором, характерным для поздне-московского зодчества. Собор трехпрестольный: главный престол — в честь Успения Пресвятой Богородицы, южный придел — во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского, Чудотворца, в трапезной, в северной ее части устроен алтарь во имя Святого Иоанна Крестителя. В настоящее время на храме ведутся реставрационные работы.

Покровский храм [ править ]

Старший священник: протоиерей Вячеслав Иванович Чистяков.

Духовенство храма: протоиерей Симеон Егорович Ходеев, иерей Сергий Мирович Михальчук, диакон Алексий Викторович Амосов.

Однопрестольный храм Покрова Пресвятой Богородицы был возведен в 1791 году. В 1837 г. к нему был пристроен придел во имя Святителя Митрофана Воронежского, а в 1865 году — придел во имя Святителя Тихона Задонского.

В конце 20-х годов XX века храм оказался в числе «подлежащих закрытию». В нем была размещена пересыльная тюрьма.

При восстановлении храма в 90-е годы найдено множество человеческих останков.

В 50-е годы здание храма использовалось под механические мастерские.

В 1991 году начаты реставрационные работы.

В 1993 храм стал монастырским — из с. Зимовенька в Белгород был перемещен центр Марфо-Мариинской женской обители, образованной в 1990.

Храм является памятником архитектуры.

Часовня во имя Царственных мучеников и новомучеников [ править ]

Часовня во имя Царственных мучеников и новомучеников освящена 17 июля 1999 года архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном.

Архитектор — В.Я. Бусыгин.

Под часовней было устроено место для захоронения останков людей, пострадавших в богоборческие времена за веру, и воинов, защитников Отечества в годы Второй мировой войны.

При ведении реставрационных работ на территории Марфо-Мариинского монастыря, где расположена часовня, до сих пор находят останки погибших людей.

Каждый год в дни прославления царственных мучеников здесь совершаются Богослужения.

Социальное служение [ править ]

Работа с наркозависимыми [ править ]

В 2010 году при монастыре был основан Митрополичий реабилитационный центр «Воскресение», по благословению митрополита Белгородского Иоанна, председателя Синодального Миссионерского Отдела Русской Православной Церкви. Реабилитационный центр помогает нарко- и алкозависимым. Курс реабилитации обычно составляет от 3 до 6 месяцев. Проводится ресоциализационная программа, включающая проживание и работу в городе под контролем, сразу после реабилитации.

В Центре организованы два направления постоянно действующих амбулаторных (без проживания в ребцентре) курсов:

  • Для созависимых – родственников зависимых;
  • Для зависимых от алкоголя и табака.

Из зависимых прошедших курсы и их родственников были организованы два Согласия «Трезвости». Два раза в неделю для них и всех желающих проводятся беседы и кинолектории. Члены Согласий дважды в неделю принимают участие в службе молебнов с акафистом перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша». Работает круглосуточный телефон доверия для попавших в алкогольно-наркотическую беду. Открыт больничный храм в Облнаркодиспансере, где раз в неделю служится Божественная литургия и ведутся еженедельные встречи и беседы с зависимыми находящимися на лечении. Мы проводим лектории с показом видеоматериалов в учебных заведениях Белгородской области. Ведется преподавание предмета «Православное трезвение» в Белгородской Православной Духовной семинарии и т.п.

25 июня 2013 года был освящен новый, специально для этого построенный реабилитационный центр в селе Малые Маячки в 50 километрах от Белгорода. В задачу центра входит реабилитация наркозависимых и алкоголезависимых граждан, желающих избавиться от своих зависимостей, и сделать это в комфортных условиях, позволяющих оказать гораздо более высокоэффективную помощь.

МАРФО-МАРИИНСКАЯ ОБИТЕЛЬ МИЛОСЕРДИЯ

Покровский храм Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве

Марфо-Мариинская обитель милосердия в Москве, женский монастырь, ставропигия Русской Православной Церкви

Марфо-Мариинская обитель милосердия была основана в 1909 году великой княгиней Елисаветой Феодоровной. После трагической гибели мужа, великого князя Сергия Александровича Романова, она удалилась от светской жизни и решила всецело посвятить себя служению Богу и ближним. Прообраз деятельности будущей обители великая княгиня увидела в служении двух евангельских сестер, труженицы Марфы и молитвенницы Марии.

Свои драгоценности княгиня разделила на три части: первая была возвращена казне, вторая отдана ближайшим родственникам, третья пошла на благотворительность, и главным образом, на создание Марфо-Мариинской обители. На деньги от продажи личного имущества на Фонтанке в городе Санкт-Петербурге и драгоценностей Елисавета Феодоровна приобрела усадьбу с садом на Большой Ордынке. В двухэтажном доме с выходом на улицу обустроили больницу, здесь же соорудили домовую церковь во имя святых праведных Марфы и Марии.

10 февраля 1909 года состоялось официальное открытие Марфо-Мариинской обители милосердия. Сначала здесь жили шесть насельниц, к концу 1909 года их стало 30, к 1918 года их было уже 105.

22 мая 1908 года на Большой Ордынке состоялась закладка соборного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, который строился до 1912 года архитектором А.В. Щусевым в стиле модерн с элементами древнего новгородско-псковского зодчества. Расписывать храм Елисавета Феодоровна пригласила художников: Михаила Васильевича Нестерова, его ученика Павла Корина и скульптора Сергея Тимофеевича Коненкова.

Осенью 1909 года был освящен второй, больничный, храм обители во имя святых праведных Марфы и Марии — по замыслу настоятельницы он был устроен так, чтобы тяжелобольные, не вставая с кровати, прямо из палат сквозь открытые двери могли видеть богослужение.

9 апреля 1910 года епископ Трифон (Туркестанов) посвятил первых 17 сестер во главе с великой княгиней в крестовые сестры. На следующий день за Божественной литургией митрополит Московский Владимир (Богоявленский) возвел Елисавету Феодоровну в сан настоятельницы.

В 1911 году в Обители действовали больница для бедных женщин и детей, дом для бедных чахоточных женщин, бесплатная амбулатория с выдачей лекарств, трудовой приют для девочек, воскресная школа для взрослых женщин, бесплатные библиотека, столовая и странноприимница. Все эти учреждения обслуживались сестрами.

Революция 1917 года поначалу никак не повлияли на деятельность обители. Но 7 мая 1918 года, за матушкой прибыл отряд латышских стрелков. Простившись с сестрами, под вооруженной охраной латышских стрелков, она уехала в машине в сопровождении двух сестер — келейницы Варвары Яковлевой и Екатерины Янышевой. 18 июля 1918 года великая княгиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара (Яковлева) были живыми сброшены в шахту вблизи города Алапаевска.

Обитель просуществовала до 1926 года. Затем еще два года на её территории действовала поликлиника, где работали бывшие сестры под руководством княжны Голицыной. После ее ареста одни насельницы были высланы в Туркестан, а другие создали маленькое огородное хозяйство в Тверской области и выживали там под руководством отца Митрофана Серебрянского.

После закрытия в соборном храме обители открылся городской кинотеатр, потом дом санитарного просвещения, а в Марфо-Мариинской церкви — амбулатория имени профессора Ф. Рейна. Ее храмовую икону святых Жен-Мироносиц передали в соседнюю замосквореченскую церковь Николы в Кузнецах, а на территории бывшей обители установили статую Сталина. После войны в бывшем Покровском храме разместились Государственные реставрационные мастерские, позднее переименованные в Художественно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря.

В Марфо-Мариинском храме еще в 1980-х годах работала лаборатория Всесоюзного института минерального сырья и кабинет лечебной физкультуры с оборудованным в помещении бывшего храма спортивным залом.

17 августа 1990 года на территории обители был открыт памятник основательнице обители великой княгине Елизавете Федоровне, созданный скульптором В.В. Клыковым.

Возрождение обители милосердия началось в 1992 году, когда постановлением столичного правительства архитектурный комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской Патриархии. Ключи от главного собора обители — Покрова Пресвятой Богородицы — были возвращены Церкви центром имени И.Э. Грабаря лишь в конце 2006 года.

В 1995 году сестричество, действовавшее с 1992 года, официально преобразовано в обитель.

В 2006 году при обители была создана социальная служба.

30 мая 2014 года патриаршее подворье Марфо-Мариинская обитель милосердия преобразовано в ставропигиальный женский монастырь с сохранением особого уклада жизни, восходящего к основательнице обители преподобномученице Елисавете, и присвоением имени «ставропигиальный женский монастырь — Марфо-Мариинская обитель милосердия» [1].

Храмы

  • Елисаветы Федоровны, часовня
  • Марфы и Марии, домовый храм больничного корпуса
  • Покрова Пресвятой Богородицы
  • Серафима Саровского, часовня в привратной сторожке

Святыни

  • ковчежец с частицей мощей первой настоятельницы обители милосердия преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, переданной из Иерусалима в 2005 году
  • ковчежец с частицей мощей преподобномученицы инокини Варвары
  • ковчежец с частицей мощей преподобноисповедника Сергия (Сребрянского), первого духовника Марфо-Мариинской обители
  • частичка мощей преподобноисповедника Гавриила (Игошкина)

Марфо-Мариинская обитель в Москве

Описание

памятник архитектуры (федеральный)

Ма́рфо-Марии́нская оби́тель милосе́рдия — ставропигиальный женский монастырь Русской православной церкви с особым укладом жизни, восходящим к основательнице обители великой княгине преподобномученице Елизавете Фёдоровне. Располагается в Москве на улице Большой Ордынке. Обитель основана в 1909 году.

История основания

Вскоре после гибели своего мужа, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича Елизавета Фёдоровна продала свои драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых) и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где и расположилась Марфо-Мариинская обитель милосердия (это не был монастырь в точном смысле слова: сестры обители занимались благотворительной и медицинской работой). Соборный храм обители — Покровский собор — был спроектирован Алексеем Щусевым совместно с Б. В. Фрейденбергом и Л. В. Стеженским.

При создании обители был использован как русский православный, так и европейский опыт. Хотя сёстры, жившие в обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определённого срока могли уйти из обители, создать семью и быть свободными от данных прежде обетов. Сестры получали в обители серьёзную психологическую, методологическую, духовную и медицинскую подготовку. Им читали лекции лучшие врачи Москвы, беседы с ними проводили духовник обители о. Митрофан Сребрянский (позднее архимандрит Сергий; канонизирован Русской православной церковью) и второй священник обители о. Евгений Синадский.

По плану Елизаветы Фёдоровны, обитель должна была оказывать комплексную, духовно-просветительскую и медицинскую помощь нуждающимся, которым часто не просто давали еду и одежду, но помогали в трудоустройстве, устраивали в больницы. Нередко сестры уговаривали семьи, которые не могли дать детям нормальное воспитание (например, профессиональные нищие, пьяницы и т. д.), отдать детей в приют, где им давали образование, хороший уход и профессию.

В обители были созданы больница, амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют, бесплатная столовая и ещё множество учреждений. В Покровском храме обители проходили просветительские лекции и беседы, заседания Императорского православного палестинского общества, Географического общества, духовные чтения и другие мероприятия.

Закрытие обители

В апреле 1918 года Елизавета Фёдоровна была арестована. Обитель продолжила свою деятельность до 1926 года, а затем в её помещениях два года действовала поликлиника, в которой работали сёстры под руководством княжны Голицыной. После ареста княжны часть сестёр была выслана в Туркестан, другие переселились в Тверскую область, где создали огородное хозяйство под руководством о. Митрофана Сребрянского.

После закрытия обители в её соборном храме (Покровский собор) был кинотеатр, позднее дом санитарного просвещения. В Марфо-Мариинской церкви разместилась амбулатория имени профессора Ф. А. Рейна — филиал ЦЕКУБУ. После Великой Отечественной войны здание Покровского храма передали под Государственные реставрационные мастерские (позднее — Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря).

Современное состояние

Вскоре после распада СССР, в январе 1992 года, Архиерейский Синод РПЦЗ направил в Россию викария Западно-Европейской епархии РПЦЗ епископа Каннского Варнаву (Прокофьева) с поручением организовать постоянно действующее Синодальное Подворье в Москве, которое осуществляло бы власть Архиерейского Синода в России. По прибытии в Москву, по приглашению бывшего клирика Московского Патриархата Алексия Аверьянова, открыл подворье РПЦЗ в одном из корпусов бывшей Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке, принадлежавшем городской поликлинике; там же разместился неофициальный штаб Национально-патриотического фронта «Память», возглавляемого Дмитрием Васильевым, что привело к ряду скандальных ситуаций. Связь с «Памятью» нанесла ущерб репутации РПЦЗ в России. Религиозный диссидент Зоя Крахмальникова в июне 1993 года писала: «Связь РПЦЗ с „Памятью“ даёт абсолютную победу Московской Патриархии над Зарубежной Церковью, а для того, чтобы победа была прочной, помещение, в котором некогда была Марфо-Мариинская обитель, незаконно занятое о. Алексием [протоиерей Алексий Аверьянов] и „Памятью“, не отбирают, хотя решение о передаче его Сестричеству Московской Патриархии давно принято».

В 1992 году постановлением правительства Москвы комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской патриархии. Однако главный Покровский храм был возвращён Центром имени И. Э. Грабаря лишь в конце 2006 года, поскольку выезжать ему было некуда.

В настоящее время в обители работает приют для девочек-сирот, благотворительная столовая и патронажная служба. Сёстры работают в военных госпиталях, НИИ скорой помощи имени Склифосовского. В 2010 году на территории Марфо-Мариинской обители открыт медицинский центр «Милосердие», специализирующийся на реабилитации детей-инвалидов с диагнозом ДЦП. В октябре 2011 года открылась детская паллиативная выездная служба, осуществляющая обучение родителей уходу за неизлечимо больными детьми, а также медицинское наблюдение.

Марфо-Мариинская обитель имеет около двадцати отделений, работающих по её уставу, в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке, на европейской части России, в Белоруссии и на Украине.

29 сентября 2010 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл поручил епископу Орехово-Зуевскому Пантелеимону (Шатову) совершать богослужения в Марфо-Мариинской обители, наблюдать за духовной жизнью сестер, принимать участие в решении текущих дел обители.

30 мая 2014 года решением Священного синода Русской православной церкви Марфо-Мариинская обитель милосердия преобразована в ставропигиальный женский монастырь с сохранением особого уклада жизни, восходящего к основательнице обители преподобномученице Елизавете. При этом было определено, что в вопросах социального служения и дел милосердия обитель подчиняется Патриарху Московскому и всея Руси через Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, а в вопросах монашеской жизни — через Синодальный отдел по монастырям и монашеству.

Ставропигиальный женский монастырь — Марфо-Мариинская обитель милосердия в Москве

О сновательницей и первой настоятельницей московской Марфо-Мариинской обители была великая княгиня св. Елисавета Феодоровна. В 1894 г. состоялась свадьба ее младшей сестры Алисы Гессенской и Николая II. Великая княгиня стала заниматься благотворительностью и помогать беспризорным, больным и беднякам. Когда в 1904 г. началась Русско-японская война, она отправляла на фронт санитарные поезда, продовольствие, обмундирование, лекарства, подарки и даже походные церкви с иконами и утварью, а в Москве открыла госпиталь для раненых и комитеты по призрению вдов и сирот военнослужащих. Именно в то время великокняжеская чета начала покровительствовать Иверской общине в Замоскворечье, где готовили сестер милосердия. После смерти мужа Елисавета Феодоровна, полностью удалившись от светской и дворцовой жизни, разделила драгоценности на три части: первая была возвращена казне, вторая отдана ближайшим родственникам, третья пошла на благотворительность, и главным образом, на создание Марфо-Мариинской обители. Большой участок с роскошным садом княгиня приобрела на деньги от фамильных драгоценностей и от проданного особняка на Фонтанке в северной столице. «Обитель труда и милосердия» стала беспримерным явлением в истории православной Москвы. По замыслу основательницы, ее сестры совмещали молитву и рукоделие с помощью мирянам, а неимущие люди могли найти себе здесь и утешение, и реальную помощь, прежде всего, квалифицированную лечебную — хорошие московские врачи работали в местной бесплатной больнице и на специальных курсах при обители обучали сестер основам медицины.

Особо они готовились ухаживать за смертельно больными, не утешая их надеждой на мнимое выздоровление, а помогая приготовить душу к переходу в Вечность. Кроме того, сестры милосердия служили в больнице при обители, в детских приютах, лазаретах, помогали нуждающимся и бедным многодетным семьям — на это настоятельница собирала благотворительные пожертвования со всей России и никогда не отказывалась от помощи мирян. В обитель же принимались православные девушки и женщины от 21 до 45 лет. Сестры не давали монашеских обетов, не облачались в черное, могли выходить в мир, спокойно покинуть обители и выйти замуж (Павел Корин, трудившийся над росписью соборного храма обители, сам был женат на ее бывшей воспитаннице), а могли и постричься в монашество. Иногда считают, что св. Елисавета изначально хотела возродить древний институт диаконисс.

В обители на Ордынке были устроены две церкви, часовня, бесплатные больница, аптека, амбулатория, столовая, воскресная школа, приют для девочек-сирот и библиотека. На наружной стене обители висел ящик, куда бросали записки с просьбами о помощи, и этих просьб поступало до 12 тысяч в год. Настоятельница собиралась открыть отделения обители по всем губерниям России, устроить загородный скит для ушедших на покой сестер, а в самой Москве организовать во всех частях детские приюты, богадельню и построить дом с дешевыми квартирами для рабочих. 22 мая 1908 г., в праздник Вознесения Господня, на Большой Ордынке состоялась закладка соборного храма во имя Покрова, который строился до 1912 г. архитектором А. Щусевым в стиле модерн с элементами древнего новгородско-псковского зодчества. Расписывать храм Елисавета Феодоровна пригласила выдающихся художников: Михаила Нестерова, его ученика Павла Корина и известного скульптора С. Коненкова. Нестеров создал здесь свои известные композиции: «Путь к Христу», изображавшую 25 фигур, «Христос у Марфы и Марии», «Утро Воскресения», а также подкупольное изображение Бога Сафаофа и лик Спаса над порталом. В Покровском храме была устроена потайная лестница, ведущая в подземную усыпальницу — ее расписывал Корин на сюжет «Путь праведников ко Господу».

Там настоятельница завещала себя похоронить: после того, как сердцем избрала Россию своей второй родиной, она решила изменить свою волю и пожелала обрести покой не в палестинской церкви св. Марии Магдалины, а в Москве, в стенах своей обители. В память же о благодатном посещении в молодости Святой Земли, на фасаде Покровской церкви был изображен вид Иерусалима, с ротондой Гроба Господня и куполом церкви Марии Магдалины. 12 колоколов храмовой звонницы были намеренно подобраны под «Ростовский звон», то есть звучали наподобие знаменитых колоколов Ростова Великого. Один дореволюционный краевед отмечал приземистый облик соборной церкви, «к земле привязывающей», «земной, трудовой характер храма», словно воплощающий замысел всей обители. Внешне очень маленький, почти миниатюрный храм был рассчитан на тысячу человек и предполагался одновременно лекционным залом. Слева от ворот под сосенками поставили синеглавую часовню, где сестры читали псалтырь по умершим сестрам и благотворителям обители, и где ночами часто молилась сама настоятельница.

Осенью 1909 г. был освящен второй, больничный храм обители во имя свв. Марфы и Марии — по замыслу настоятельницы он был устроен так, чтобы тяжелобольные, не вставая с кровати, прямо из палат сквозь открытые двери могли видеть богослужение. А на следующий год, когда обитель открылась, св. Елисавета приняла в его стенах монашеский постриг — посвящал ее в монашество митрополит Владимир (Богоявленский), будущий новомученик, убитый в Киеве в январе 1918 г. В апреле 1910 г. на всенощном бдении по особому составленному Святейшим Синодом чину совершилось посвящение 17 насельниц вместе со святой Елисаветой в звание крестовых сестер, а наутро за Литургией св. Елисавета была возведена в сан настоятельницы обители. Епископ Трифон, обращаясь ко св. Елисавете, сказал: «Эта одежда скроет Вас от мира, и мир будет скрыт от Вас, но она в то же время будет свидетельницей Вашей благотворной деятельности, которая воссияет пред Господом во славу Его».

Настоятельница вела жизнь подвижницы, проводя время в молитвах и в уходе за тяжелобольными, иногда даже ассистируя врачам на операции и собственноручно делала перевязки. По свидетельствам пациентов, от самой «великой матушки» исходила какая-то целительная сила, которая благотворно влияла на них и помогала выздороветь — здесь исцелялись многие из тех, кому уже отказывали в помощи врачи, и обитель оставалась их последней надеждой. Настоятельница с сестрами активно выходили в мир и лечили проказы общества: помогали сиротам, неизлечимым больным, беднякам, обитателям Хитровки, которых княгиня уговаривала отдать детей ей на воспитание. Она организовала общежитие для мальчиков, которые потом составили артель посыльных, а для девушек — дом работниц с дешевой или бесплатной квартирой, где они уберегались от голода и влияния улицы. Устраивала рождественские елки для бедных детей с подарками и теплой одеждой, изготовленной руками сестер.

Открыла приют для неизлечимо больных туберкулезом. Чахоточные женщины обнимали княгиню, не сознавая опасности для нее этих объятий, а она никогда не уклонялась от них. Помогала настоятельница и духовенству, особенно сельскому, где не было средств построить или обновить храм, священникам-миссионерам на Крайнем Севере и на других окраинах России, русским паломникам, отправлявшихся посетить Святую Землю. На ее средства был построен русский православный храм в итальянском городе Бари, где находится гробница св. Николая Чудотворца. После революции обитель не трогали и даже помогали с продовольствием и медикаментами. Чтобы не давать повода провокациям, настоятельница и сестры почти не выходили из стен; каждый день служилась Литургия. Постепенно власти подбирались к этому христианскому островку: сначала прислали опросные листы для проживающих и излечивающихся, потом арестовали несколько человек из больницы, потом объявили о решении перевести сирот в детский дом. А в апреле 1918 г., в Светлый Вторник после Пасхи, в обители служил Литургию и молебен св. Патриарх Тихон, давший св. Елисавете последнее благословение.

Сразу после его отъезда настоятельница была арестована — ей даже не дали просимых двух часов на сборы, выделив только «полчаса». Простившись с сестрами, под вооруженной охраной латышских стрелков, она уехала в машине в сопровождении двух сестер — любимой келейницы Варвары Яковлевой и Екатерины Янышевой. Ее московская обитель просуществовала до 1926 г., а потом еще два года там действовала поликлиника, где работали бывшие сестры под руководством княжны Голицыной. После ее ареста одни насельницы были высланы в Туркестан, а другие создали маленькое огородное хозяйство в Тверской области и выживали там под руководством о. Митрофана Серебрянского. После закрытия в соборном храме обители открылся городской кинотеатр, потом дом санитарного просвещения, а в Марфо-Мариинской церкви — амбулатория им. профессора Ф. Рейна. Ее храмовую икону святых Жен-Мироносиц передали в соседнюю замосквореченскую церковь Николы в Кузнецах, а на территории бывшей обители установили статую Сталина.

После войны в бывшем Покровском храме разместились Государственные реставрационные мастерские, переведенные сюда из Никольского храма на Берсеневке. Вплоть до недавнего времени эта организация под именем Художественно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря занимала помещения замосквореченской обители. А в Марфо-Мариинском храме еще в 1980-х гг. работала лаборатория Всесоюзного института минерального сырья и кабинет лечебной физкультуры с оборудованным в помещении бывшего храма спортивным залом. Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия началось в 1992 г., когда постановлением столичного правительства архитектурный комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской Патриархии. Ключи от главного собора обители — Покрова Пресвятой Богородицы — были возвращены Церкви центром им. И.Э. Грабаря лишь в конце 2006 г. Имеются святыни: частицы свв. мощей прмц. Елисаветы и инокини Варвары. В 2006 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при обители была создана социальная служба.

Источник: four-rooms.ru

Читайте также  Музей всех религий казань
Путешествуй самостоятельно