Храм василия блаженного архитектура
- Храм Василия Блаженного — история и загадки
- Храм Василия Блаженного — настоящее название
- Храм Василия Блаженного — история
- Храм Василия Блаженного — архитектура
- Храм Василия Блаженного — задумка
- Храм Василия Блаженного — наши дни
- История, загадки и обзор Храма Василия Блаженного – самой красивой церкви России
- Храм Василия Блаженного
- Предания старины
- Архитектурная композиция собора
- Интерьер храма
- Путешествие сквозь время
- Видео: тайна куполов
- Храм василия блаженного архитектура
- 7 интересных фактов о храме Василия Блаженного
- Храм-памятник
- Грандиозная стройка в рекордные сроки
- Храм в честь прорицателя
- Царская сокровищница и аналой на Лобном месте
- Русский зодчий или европейский мастер
- Иконостас с заворотом
- «Лазарь, поставь на место!»
- Храм Василия Блаженного
- История строительства
- Внешнее и внутреннее убранство. Иконостас
- Как добраться
- Экскурсии в храме
- Храм Василия Блаженного
- История строительства
- Значение собора в СССР
- Собор в 1991-2014 гг.
- Храм – символ дерзаний Ивана Грозного
- Происхождение названия
- Архитектурная композиция
- Интерьеры
- Часовня св. Василия Блаженного
- Сколько куполов
- Музей
- Время работы
- Как добраться
Храм Василия Блаженного — история и загадки
Храм Василия Блаженного — самая красивая и загадочная церковь во всей России. Считается, что зодчих, создавших ее лишили зрения, постройку не позволил снести сам Сталин, а во время войны храм прятали от обстрелов. Верхний ярус собора напоминает лабиринт, а основание — восьмиконечную звезду. Мы собрали все самое важное о храме, по которому иностранцы безошибочно опознают Россию.
Храм Василия Блаженного — настоящее название
Храм Василия Блаженного — культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Это — самый узнаваемый русский храм. Мало кто знает его истинное название — Собор Покрова Богородицы, что на Рву. 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года когда-то освятили центральную Покровскую церковь собора. Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь.
Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы. Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком.
Храм Василия Блаженного — история
Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились. Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.
В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.
Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.
«По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу».
Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!». Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.
Храм Василия Блаженного — архитектура
Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую — девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.
Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.
Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.
Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого — Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.
В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.
Храм Василия Блаженного — задумка
Такой выбор зодчих связан с тем, что по задумке Храм Василия Блаженного должен был символизировать собой рай, град Господень. Идея принадлежала митрополиту Макарию, зодчие постарались воплотить ее в жизнь. Эпохи менялись, вместе с ними менялось представление людей о том, как должен выглядеть рай, поэтому и собор претерпевал изменения. Неизменной оставалась основная задумка: храм Василия Блаженного — прообраз рая небесного, расцветшего сада. В его оформлении виноградные листья, прекрасные цветы, растения, которые не растут на земле…
Храм Василия Блаженного — наши дни
В Храме Василия Блаженного сейчас можно увидеть росписи разных веков: соседствуют XVII и XIX век. Это — удивительный памятник архитектуры. Например, там есть загадочные изображения тюльпанов. Откуда о них знали в средневековой Москве? Или фреска с морской водорослью. Где еще могли увидеть ее местные жители? Эта фреска не повторяется ни в одном элементе собора.
Путешествуя по второму ярусу храма, посетители настолько ярко переживают смену пространств, росписей и архитектурных особенностей собора, что кажется, будто человек попал в прекрасный лабиринт. Это — одна из удивительных особенностей храма Василия Блаженного.
Читайте также:
История, загадки и обзор Храма Василия Блаженного – самой красивой церкви России
Храм Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного – самая красивая и загадочная церковь в России. Зодчих, создавших храм, ослепили. Сам Сталин не позволил собор снести, а во время Великой Отечественной войны здание прятали от обстрелов.
Истинное название храма – Собор Покрова Богородицы, что на Рву, за которым в народе закрепилось название «собор Василия Блаженного». Действующий православный храм, музей и достопримечательность Красной площади, узнаваемый символ Москвы для иностранцев, охраняемый объект наследия ЮНЕСКО – храм Василия Блаженного.
Предания старины
Собор возведен в 1555-1561 годах на Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке, по велению Ивана Грозного. На месте, где красуется собор, в XVI веке соорудили оборонительный ров глубиной 13 и шириной 36 метров, проходивший вдоль кремлевской стены через Красную площадь. Ров засыпали в 1813 году.
Царь, отправляясь на покорение Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды – дал обет Богу построить невиданный прежде храм на Руси, если победит нашествие врагов.
Строили храм 6 лет только в теплое время года. Согласно легенде, царь наблюдал за строительством с башни на кремлевской стене. Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном неповторимом экземпляре, зодчих собора Барму и Постника по приказу Ивана Грозного ослепили.
Во время Великой Отечественной войны храм замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. После войны Сталину предлагали убрать собор как помеху для проведения победного парада. Каганович, показывая Сталину макет площади, приготовленной для парада, убрал изображение храма. Сталин резко оборвал его: «Лазарь, поставь на место!» С тех пор неприкосновенность храма ни у кого не вызывала сомнения.
Архитектурная композиция собора
Архитектура собора необычна. Храм Василия Блаженного – сооружение нарядное, праздничное, похожее на гигантский цветочный куст. У здания высотой 60 метров нет глубокого фундамента. Девять самостоятельных храмов с отдельным входом построены на едином основании – подклете (наземном подвале) – и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, украшенными орнаментом в виде трав и цветов.
Постройку возвели из кирпича, фундамент и цоколь – из белого камня. Стены храма толщиной 3 метра, высота приделов – 6 метров. За толстыми стенами устраивались тайники, в которых хранилась царская казна.
Первоначально снаружи храм окружала открытая галерея-гульбище. Центральная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы завершалась высоким шатром, отделанным внутри черно-красной росписью на белом фоне. Шатер – идея Божественного покрова, распростертого над русской землей – укреплен на «стояке», круговой конструкции, уходящей в небо. Наружный декор – пилястры, филенки, стрелы, розетки.
Приделы увенчаны луковичными главками-куполами с крестами. На луковках – изразцы, яркое и праздничное украшение с неповторимым рисунком. Купола собора похожи друг на друга, но при этом выполнены по-разному: воплощена идея частичных отличий при общем подобии. Трехшатровая открытая звонница с массивным колоколом дополняла ансамбль собора, роспись стен которого имитировала кирпичную кладку.
В 1588 году к собору пристроили десятую церковь над могилой московского чудотворца Василия Блаженного. Церковь – самостоятельный храм с отдельным входом, где проходили богослужения: остальные храмы не отапливались. С XVII века имя придела перенесли на собор с «народным» наименованием «храм Василия Блаженного».
Со временем собор изменился: к нему пристроили одиннадцатую церковь, появилась ризница – хранилище церковных ценностей и святынь. Храм украсили сводчатыми шатровыми крыльцами с орнаментальной росписью, напоминающей цветочные ковры. Снаружи роспись – имитация кладки из валунов – «дикий камень».
12 июля 1561 года собор освятил митрополит Макарий. Каждая церковь получила посвящение в честь церковного праздника и дней, в которые проходили решающие бои за Казань. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, потому что 14 октября, в день праздника Покрова, начался штурм Казани. По наименованию главной церкви собор получил название. Перед храмом – памятник Минину и Пожарскому.
Интерьер храма
Внутреннее пространство храма – бесконечная вереница сводчатых помещений, украшенных экспозициями из истории строительства собора. Всюду чувствуется древность. Архитектурное украшение – ступенчатые подоконники узких высоких окон, которые отражают и рассеивают свет, попадающий на каждую ступеньку, поэтому в храме светло и уютно.
Под окнами – маленькие круглые отверстия (голосники), которые не усиливают звук, а очищают от лишних голосовых колебаний. Звук становится сочным и ярким, песнопения, проповеди и молитвы слышны отчетливо.
Собор украшен росписью, выполненной масляными красками. На стенах – сюжеты из жития святого Василия Блаженного. На западной стороне – образ Покрова Пресвятой Богородицы. Верхний ярус расписан фресками святых – покровителей царского дома Романовых: мученицы Ирины, Иоанна Предтечи, святой Анастасии Узорешительницы и Федора Стратилата. На южной стороне – Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга.
Паруса свода (треугольники под потолком) расписаны иконами Евангелистов, а перекрытия – иконами Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Божией Матери. Под куполом – образ Спаса Вседержителя.
Иконостас создан по проекту архитектора Андрея Павлинова и украшен резьбой по дереву и прорезным позолоченным кружевом. Он так велик для небольшого храма Покрова, что продолжается на боковых стенах. Иконостас украшают старинные иконы – Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного на фоне Красной площади московского Кремля, написанный в XVIII веке.
Путешествие сквозь время
Собор несколько раз был на краю гибели. В 1812 году во время войны с Наполеоном здесь размещались французские конюшни, в Москве полыхали пожары, а храм заминировали, чтобы взорвать. Вопреки всему, он сохранился, будто сама Богородица оберегала его. Разграбив ценности, завоеватели оставили церковь. Во времена запрета на богослужения храм Василия Блаженного не тронули.
В 1918 году собор взят под охрану государства как памятник национального и мирового значения. Богослужения совершались регулярно до начала XX века. Последнего настоятеля храма Иоанна Восторгова расстреляли.
С 21 мая 1923 года собор открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. В 1928 году храм стал филиалом Государственного исторического музея и является им поныне. В соборе проведены 4 глобальные реставрации. В 1990 году Покровский собор включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 года Русской Православной Церкви разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и в соборе Василия Блаженного. Первое богослужение в храме состоялось на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1991 года.
2001 год – начало реставрационных работ в храме, продолжавшихся 10 лет. На восстановление интерьера 10 церквей потрачено 390 миллионов рублей. В 2008 году собор вошел в «семерку чудес света» России. 15 августа 1997 года после реставрации открыта церковь Василия Блаженного с регулярным богослужением.
Видео: тайна куполов
Храм василия блаженного архитектура
Собор выстроен из кирпича. В XVI веке этот материал был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич – плинфа. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна. Нынешняя их расцветка утвердилась только в середине XIX века.
Московский собор Святой Троицы на Рву был составлен из новых, самобытных типов церквей, родившихся в Москве ХVI века.
Многоглавие собор получил сразу при строительстве. Помимо 9 основных глав на 9 приделах, 8 малых символических главок было поставлено в основании шатра центрального Покровского придела, 4 малых главки имелось возле главы Входоиерусалимского придела и 4 главки — на двухэтажной храмовой звоннице. Все 25 глав были покрыты сначала белым железом, потом в конце ХVI века их сделали узорчатыми медными, которые в начале ХVII века при Борисе Годунове позолотили.
Шатровый храм Покрова Пресвятой Богородицы был также и многоглавым (с указанными 8 главками). Кстати, основание шатра — звездчатое, символизирующее божественный восьмиконечный нимб, причем шейки главок стояли на верхнем ярусе 24 круглых нимбов-кокошников, символизировавших 24 небесных Судьи человечества.
Ярусные храмы, наподобие Ивана Великого, стоят по кресту с четырех сторон центрального Покровского придела. Вначале они выглядели выше и стройней, так как соборные лестницы около них были сначала открытыми.
Огненные храмы с круглыми кокошниками стоят по диагональному кресту с четырех сторон центрального придела. Среди огненных храмов Москвы они появились здесь одни из первых.
Мемориальный характер Покровского собора воплощен во всей его архитектуре ликующе-праздничной и нарядной. Это шатровый столпообразный храм. На едином основании — высоком подклете поставлены девять самостоятельных зданий, соединенных между собой переходами: восемь увенчанных главами приделов окружают высокую центральную башню церкви Покрова, завершающуюся шатром и главкой.
В конце XVI — начале XVII века храм перестроился. Первоначально вся эта живописная группа зданий была опоясана открытой террасой-гульбищем Позднее над ней, как и над открытыми наружными лестницами, ведущими на подклет, возвели своды и превратили ее в крытые галереи, а над крыльцами поставили шатры. Сначала купола храма были, видимо, шлемовидными, но довольно скоро их заменили узорными луковичными главами, что больше отвечало всему узорочью декоративного убранства Василия Блаженного, как и многоцветная окраска, сменившая прежний красный цвет с разделкой белыми швами «под кирпич» и с белокаменными деталями. Форма шатровой башни доминирует в архитектуре собора, сообщая ему устремленность ввысь. Вдвинутые между столпами приделы благодаря своим небольшим кубическим основаниям и трем ярусам кокошников, «поднимающих» главу, также оказываются похожими на башни.
Если в композиции объемов господствует восьмерик, то в декоре ведущей является форма кокошника. Поставленные «вперебежку» кокошники разных размеров, по-разному декорированные и в разных сочетаниях, обрамляют основные объемы и вносят ту же динамику движения вверх, которой наделены все элементы архитектуры памятника. В соответствии с мемориальным характером собора акцент сделан на его наружном убранстве, причем стихия декора (все эти пилястры, филенки, стрелы, муфтированные колонки, карнизы, машикули, розетки и т.д.) торжествует над ордерным началом, оплетая все формы сверху донизу. Внутри башни храма декорированы очень сдержанно. В шатре центрального столпа имеется орнаментальная роспись XVI в., выполненная черной и красной красками по белому фону (подобная же роспись сохранилась в шатре Троицкого придела): в декоративные «кирпичные» арки, опирающиеся на фризовые тяги восьмерикового основания шатра, вписаны раковины, напоминающие раковины в закомарах Архангельского собора в Кремле; на эти же тяги опирается ажурная сетка из гибких линий, также расписанных «под кирпич» и как бы воссоздающих конструкцию шатра (нечто подобное можно видеть в наружном белокаменном декоре шатра церкви Вознесения в Коломенском). Под шатром раскрыты фрагменты фресковой надписи XVI в. о завершении строительства Покровского храма в 1561 г. Внутренние переходы и галереи расписаны в XVII в. пышным растительным орнаментом, включающим мотивы цветов и трав (западный участок внутренней галереи сохранил уникальный для своего времени кессонированный потолок и роспись XVI в., имитирующую кирпичную кладку). В XVIII-XIX вв. стены собора были покрыты масляной живописью (при реставрации эта роспись невысокого качества постепенно удаляется; фрагменты живописи XVIII в. в центральном столпе сохранены). Иконостасы приделов перенесены из других церквей (как правило, из разобранных в XVIII в. храмов Московского Кремля) или установлены сразу после окончания строительства (есть среди них и старые тябловые иконостасы и новые XVIII-XIX вв.). Иконы в иконостасах относятся к XV-XVII вв. К числу лучших образцов иконописи принадлежит икона «Вход в Иерусалим» XVI в. в западном Входоиерусалимском приделе. Колокольня возведена в 1681 г. на месте звонницы конца XVI в., четверик которой послужил основанием для сооруженного над ним шатрового восьмерика. Постройка Покровского собора вне стен Кремля на главной торговой площади города подчеркнула его общенародное значение и сделала храм новым центром Москвы. Как памятник архитектуры, он знаменовал собой вершину развития московского зодчества XVI в.
Как многие русские храмы, собор Святой Троицы на Рву имел несколько посвящений, отражавшихся в его названиях. Первое — Самой Божественной Троице: Ей посвящен главный восточный придел. Кстати, на всех планах Москвы ХVII века собор назван Троицким. Второе посвящение — Покрову Пресвятой Богородицы (собор Покрова на Рву). Третье — Входу Господню в Иерусалим (собор в ХVII в. называли просто «Иерусалим»). Четвертое — святым, во дни которых «была Божия помощь и победа православному царю над бусурманы». Пятое — обетное, «еже обещася» царь Иван поставить храм, если будет взята Казань, ликвидирован смертоносный мусульманский полумесяц с востока и юга Руси. Шестое — народ, по дополнительному приделу 1588 года и мощам юродивого в нем, назвал позднее храм «св. Василия Блаженного». Наконец, седьмое посвящение — «архитектурно-символическое» (24 нимба-кокошника в основании шатра и главы на нем; 25-главая композиция «напрестольной сени» Храма Москвы под открытым небом). В христианской числовой символике 25 храмовых глав или кокошников знаменуют 25 небесных престолов Судей человечества, которые должны явиться в Горнем Иерусалиме в день Страшного Суда.
«Народное диво», «ультра национальное произведение», — так называли его современники. Он действительно явился величайшим памятником архитектуры Русской цивилизации.
7 интересных фактов о храме Василия Блаженного
Храм-памятник
Покровский собор — это не просто церковь, а храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Главная битва, в которой русские войска одержали победу, произошла в день Покрова Пресвятой Богородицы. И храм был освящен в честь этого христианского праздника. Собор состоит из отдельных церквей, каждая из которых также освящена в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань, — Троицы, Входа Господня в Иерусалим и других.
Грандиозная стройка в рекордные сроки
Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг нее во время походов на Казань возводились храмы — они отмечали громкие победы русского войска. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем — это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет — с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы.
Храм в честь прорицателя
Хотя официальное название собора — собор Покрова на Рву, все знают его как храм Василия Блаженного. По преданию, известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды практически весь год, проповедовал милосердие и помощь ближним. Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года. Сын Ивана Грозного Федор Иоаннович распорядился построить церковь, посвященную Василию Блаженному. Она стала частью Покровского собора. Церковь была единственным храмом, который работал всегда — круглый год, и днем, и ночью. Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного.
Царская сокровищница и аналой на Лобном месте
В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание — перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировался он через специальные узкие отверстия — продухи. Изначально помещение использовали как склад — там хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей. Позже узкий вход в подклет заложили — его нашли лишь во время реставрации 1930-х годов.
- Фрески затопленного монастыря, которым больше 350 лет
- Фрески разрушенных храмов: 7 экспонатов Музея имени Андрея Рублева
- Маршрут по Суздалю: кремль, колокольни и монастырские пирожки
При своих колоссальных внешних размерах, внутри Покровский собор совсем невелик. Возможно, потому, что изначально он строился как мемориальный памятник. Зимой собор и вовсе был закрыт, так как не отапливался. Когда в храме начали проводить службы, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось очень мало людей. Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.
Русский зодчий или европейский мастер
До сих пор доподлинно неизвестно, кто построил храм Василия Блаженного. У исследователей есть несколько вариантов. Один из них — собор возвели древнерусские зодчие Постник Яковлев и Иван Барма. По другой версии, Яковлев и Барма были на самом деле одним человеком. Третий вариант гласит, что автором собора стал иностранный архитектор. Ведь композиция храма Василия Блаженного не имеет аналогий в древнерусском зодчестве, а вот в западноевропейском искусстве найти прототипы здания можно.
Кем бы ни был архитектор, существуют печальные легенды о его дальнейшей судьбе. Согласно им, когда Иван Грозный увидел храм, то был поражен его красотой и велел ослепить зодчего, чтобы тот никогда и нигде не повторил свою величественную постройку. Другая легенда гласит, что строителя-иностранца и вовсе казнили — по той же причине.
Иконостас с заворотом
Иконостас для собора Василия Блаженного создали в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом — он настолько велик для небольшого храма, что продолжается на боковых стенах. Его украшают старинные иконы — Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного, написанный в XVIII веке.
Также храм декорирован росписями — они созданы на стенах здания в разные годы. Здесь изображены Василий Блаженный, Богородица, главный купол украшен ликом Спаса Вседержителя.
«Лазарь, поставь на место!»
Собор несколько раз едва не разрушили. Во время Отечественной войны 1812 года здесь разместились французские конюшни, а после храм и вовсе собирались взорвать. Уже в советское время сподвижник Сталина Лазарь Каганович предлагал разобрать собор, чтобы на Красной площади стало больше места для парадов и демонстраций. Он даже создал макет площади, и здание храма с нее легко снималось. Но Сталин, увидев архитектурный образец, сказал: «Лазарь, поставь на место!»
Храм Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного, или Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву – один из самых красивых и узнаваемых архитектурных памятников Москвы, прочно ассоциирующийся с российской культурой во всем мире. Предания гласят, что создателей прекрасного храма лишили зрения по приказу Ивана Грозного, в сложные постреволюционные годы строение не разрешал снести сам Сталин, а во время Великой Отечественной войны собор был надежно спрятан от обстрелов.
Адрес: Россия, Москва, Красная площадь.
Время работы: 08.11.-30.04 с 11:00 до 17:00.
01.05.-31.05 с 11:00 до 18:00.
01.06.-24.08 с 10:00 до 19:00, кроме среды.
25.08.-03.09 с 10:00 до 16:00, кроме среды.
04.09.-07.11. с 11:00 до 18:00.
Службы проводятся каждый воскресный день, а также во второй день Пасхи. Начало в 10:00.
Цена билета: вход – от 150 RUB.
Храм Василия Блаженного, или Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву – один из самых красивых и узнаваемых архитектурных памятников Москвы, прочно ассоциирующийся с российской культурой во всем мире. Предания гласят, что создателей прекрасного храма лишили зрения по приказу Ивана Грозного, в сложные постреволюционные годы строение не разрешал снести сам Сталин, а во время Великой Отечественной войны собор был надежно спрятан от обстрелов.
История строительства
Первоначально на месте собора возвышалась деревянная церковь, вокруг которой после походов на Казань строились дополнительные храмы. Когда Казань окончательно была завоевана московским правителем, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить весь архитектурный комплекс в камне, дабы увековечить славную победу в веках.
Согласно первому плану центральных храм должны были украсить семь церквей, однако для симметрии число строений увеличили до восьми. Так, на одном основании были возведены девять самостоятельных храмов и одна звонница. Каждый храм венчал купол с уникальным рисунком. Грандиозное 65-метровое сооружение было построено всего за шесть лет. Вплоть до начала XVII столетия храм был самым высоким столичным строением.
Экстерьер храма. Фото:
Несмотря на официальное название – собор Покрова на Рву, в народе он известен прежде всего как Храм Василия Блаженного. Согласно преданию, московский юродивый Василий Блаженный, известный своим даром прорицательства и чудотворными делами, собирал пожертвования на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Сын Ивана Грозного распорядился о строительстве церкви в честь святого, которая также стала частью композиции Покровского собора. Эта церковь была единственной открытой для прихожан на протяжении всего дня. Именно по названию обители весь собор стали называть Храмом Василия Блаженного.
До настоящего времени доподлинно не известно, кто же построил легендарный храм – русские зодчие или иностранные мастера. Согласно самому популярному варианту, собор строили московские архитекторы Иван Барма и Постник Яковлев. Другие исследователи склоняются к тому, что на самом деле автором собора выступил европейский мастер, указывая на то, что в древне-русской архитектуре нет аналогов храма, хотя в европейской похожие строения встречаются.
Внешнее и внутреннее убранство. Иконостас
Храм имеет сложную структуру. Главная столпообразная церковь в честь Покрова Божией Матери, с четырех сторон окружена осевыми церквями, между которыми находятся еще четыре церкви меньшего размера. Во второй половине XVII века к комплексу была пристроена Шатровая колокольня.
Внутреннее убранство девяти храмов отличается по стилистике, цветовой гамме и манере исполнения. Стены оформлены масляной росписью, но кое-где сохранились изначальные фрески XVI столетия. Одна из самых почитаемых святынь храма – резная арка над захоронением Василия Блаженного.
Главная ценность собора – его уникальный иконостас, в котором собрано более четырех сотен икон XVI-XIX столетий, исполненных новгородскими и московскими мастерами церковной живописи. Иконостас был создан в конце XIX столетия по проекту архитектора Павлинова. Иконы XIX века написаны московским иконописцем и реставратором О. Чириковым.
Как добраться
Храм входит в архитектурный ансамбль Красной площади. Добраться можно классическим способом – на метро, или наземным транспортом — на автобусах № 158, м5 до одноименной остановки по улице Варварка, после чего проследовать к месту назначения через Васильевский Спуск.
От вокзалов удобнее доехать на метро. Ближайшие к площади станции – «Охотный ряд», «Китай-город», «Театральная», «Площадь революции».
Экскурсии в храме
Покровский храм сегодня – действующий собор русской православной церкви и филиал Исторического музея. Вход в храм платный. Полная стоимость билета – 500 рублей, льготная – 150 рублей. В последнее воскресенье месяца студенты, школьники, а также представители многодетных семей могут пройти бесплатно. Сборные экскурсии в Храм Христа Спасителя проводят сотрудники музея по отдельному расписанию. Доплата за экскурсионную программу – 100 рублей с человека.
Храм Василия Блаженного
» class=»wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_4223″>
Необычный храм повелел построить царь Иван IV, чтобы прославить победу своих войск в борьбе против Казанского ханства. Место для церкви было выбрано в самом центре города. Существует несколько гипотез о том, кто руководил строительными работами и создавал план храм Василия Блаженного.
История строительства
В записях 17 в. упоминаются известный мастер каменных дел Иван Барма и псковский зодчий Постник Яковлев. Согласно популярной легенде, после завершения строительства они были лишены зрения по приказу государя. Таким варварским способом, царь якобы закреплял авторское право на неповторимый облик здания.
Другая версия утверждает, что над храмом трудился неизвестный итальянский архитектор, сумевший воплотить в постройке черты византийского и западноевропейского стилей.
В 17 в. достраивается придел в честь Василия Нагого, над папертью возводиться церковь девы Феодосии, сооружаются навесы над лестницами, галерея защищается сверху кровлей, появляется 2-х этажная колокольня.
В 18 в. после сноса деревянных церквушек на Красной площади, престолы из них перемещают в пределы собора и меняют названия некоторых.
Значение собора в СССР
После революции 1917 года религиозная деятельность в храме была запрещена. Здание превращено в музей. В нем последовательно осуществлялись реставрационные работы.
В 30 гг. к стенам собора перенесен монумент Минину и Пожарскому. По одному из планов благоустройства города предполагалось снести церковь, чтобы расширить территорию Красной Площади. Однако храм удалось отстоять.
В середине 20 в. на стене была обнаружена надпись, указывающая точную дату окончания стройки– 12 июля 1561 года.
Собор в 1991-2014 гг.
Храм давно считается своеобразной «визитной карточкой» России, одним из символов православной веры. В начале 90 -х гг. он был возвращен Русской Православной Церкви. В часовне Василия Блаженного стали проводиться регулярные богослужения.
В качестве выдающегося памятника древнерусского зодчества сооружение вошло в перечень объектов Всемирного наследия, охраняемых ЮНЕСКО.
Реставрационные работы, проводимые в помещениях комплекса, позволили воссоздать и обновить живописные фрески на стенах и фасаде.
Покровский собор номинировался от России в конкурсе «Семь чудес света». Он неоднократно становился победителем международных и национальных первенств:
- «Чудо России» (2008)
- «Меняющийся музей в меняющемся мире» (2011)
- «Лучшие из лучших в туризме» (2014)
- 20 самых красивых мест Москвы
Храм – символ дерзаний Ивана Грозного
Царь Иван IV вошел в историю России, как владыка положивший начало расширению государства. Он организовал и осуществил целый ряд военных операций, которые укрепили границы Московского княжества и превратили его в единую целостную державу. Расширение территорий происходило за счет присоединения поволжских ханств. Венцом политической интервенции стал захват Казани, в течение многих десятилетий противостоящей Москве.
Это знаменательное событие произошло на следующий день после отмечания Покрова Пресвятой Богородицы , 2 октября 1552 года.
Возведение собора должно было с одной стороны увековечить память о победе, а с другой стороны символизировать объединение территорий под эгидой Руси.
Таким образом, воплощалась в жизнь идея Ивана Третьего о том, что Московскому государству суждено перенять эстафету от Византии и стать Третьим Римом.
Происхождение названия
Собор был возведен в честь торжества Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день вспоминают событие, произошедшее при осаде Константинополя. Божья Матерь услышала молитвы горожан и прикрыла город своим покрывалом, тем самым защитив от врагов.
Поскольку место для церкви располагалось у Алевизова рва, окружавшего Кремль, то полное название собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву.
После сооружения придела Василия Блаженного, его наименование перешло на весь комплекс.
Архитектурная композиция
Планировка здания характеризуется 3 особенностями:
- отсутствие единого фасада
- конфигурация 8-угольной звезды
- замена подвала на подклеть
Для строительства храма был создан насыпной холм на месте рва. Этим объясняется невозможность. Уникальность сооружения в том, что весь храмовый комплекс воздвигнут на единой основе. По замыслу строителей, приделы были объединены между собой общей галереей.
Часовни посвящены праздникам и памяти святых, чьи дни совпали с датами победных сражений Казанского похода:
- Пресвятая Троица
- Вход Господа в Иерусалим
- Николай Чудотворец
- Григорий Армянский
- мученики Киприан и Устиния (позже мученики Адриан и Наталия)
- Александр Свирский
- Чудотворец Варлаам Хутынский
- Святители Павел, Иоанн и Александр (позже ИоаннМилостивый)
В качестве строительного материала использовался кирпич. Нижняя часть была выполнена из белого камня. Для укрепления здания, кладка дополнительно фиксировалась с помощью скреп из металла.
У комплекса небольшие размеры:
Интерьеры
Собор отличается декоративностью внешнего вида, полихромностью орнаментов и росписей, умелым сочетанием различных архитектурных элементов.
Комплекс стоит на едином подклете, заменяющим фундамент. Своды внутри зданий поддерживаются столбами. Для вентиляции используются узкие прорезные отверстия в стенах – продухи. Естественное освещение проникает внутрь через световой барабан под куполом церкви.
Убранство часовен отличается сочетанием цвета и манерою росписи. Фрески наносились масляными красками. В храме собрана огромнейшая коллекция (св.400) икон (16-19 вв.). Большая часть из них создана новгородскими и московскими живописцами.
Часовня св. Василия Блаженного
Василий Нагой или Блаженный прославился при жизни своими благочестивыми поступками. Его предсказания часто сбывались, поэтому к словам юродивого прислушивался даже царь. После смерти старца, Иван Грозный приказал похоронить тело на кладбище у Кремлевских стен, во рву.
Позже рядом с ним был возведен Покровский Собор. Царь Федор Иоаннович повелел воздвигнуть над могилой святого человека придел. Он получил имя Василия Блаженного. Мощи юродивого были помещены в раку и перенесены в собор.
Часовня имеет форму куба, который венчает небольшая маковка. Внутренний интерьер украшен масляной росписью. Она сохранилась с начала прошлого века (1905 г):
- Спас Вседержатель – в центре, под куполом
- Праотцы – вокруг светового барабана
- Деисус и евангелисты – на сводах
- Житие Василия Блаженного – на стенах с севера и юга
- Покров Пресвятой Богородицы – на стене в западной части
Стены придела условно разделены на верхнюю и нижнюю части:
- на верху – святые покровители царской династии
- внизу – орнамент в древнеславянском стиле
Пол здания покрыт плитами, отлитыми из чугуна в Касли.
В часовне установлен иконостас необычной формы. Сжатый объем помещения не позволял разместить иконы вдоль одной стены. Потому, по замыслу архитектора А.Павлинова, часть образов была перенесена на боковые стены. Такой тип иконостаса получил наименование « с заворотами». Основная часть икон была написана художниками, возглавляемыми О.Чириковым, в конце 19 в.
Южную стену украшает огромная икона Богоматерь Владимирская, выполненная на металлической основе. На ней изображена Божья Матерь в окружении московских святых.
Могила Василия Нагого отмечена аркой. Его рака с мощами пропала в начале 17 в. Сохранился лишь покров. Он был вышит мастерицами из окружения Ирины Годуновой.
С 1929 по 1991 год придел был закрыт. Богослужения в нем возобновились в 1997 году.
Сколько куполов
Поскольку собор представляет собой храмовый комплекс, то в нем насчитывается 10 куполов. Каждый купол венчает соответствующие престолы, расположенные по разные стороны от центральной Покровской церкви. Десятая маковка возвышается над колокольней.
Главы всех церквей имеют форму луковиц. Они отличаются разнообразием рисунков и окраски. У храма Покрова шатрообразное навершие с маленькой главкой.
Интересно, что общее количество куполов сократилось в 2,5 раза, по сравнению с изначальным. В первое время собор украшало 25 глав. Центральный обозначал Господа, а его окружение – 24 старцев, восседающих по сторонам престола.
Музей
После прекращения богослужений, по решению советского правительства, здание храма с начала 20-х гг. стало использоваться как историко-архитектурный музей. В нем открывается экспозиция, формируются фонды, начинают проводиться исследовательские работы.
С 1928 г. музей становится подразделением Государственного исторического музея. Его выставочная деятельность имела антирелигиозную направленность. Параллельно с работой экспозиционной части в здании проводятся крупномасштабные реставрационные мероприятия.
Музей прекращал работу в период 1941-1947 гг. В разные годы в помещении были представлены тематические собрания, посвященные строительству и архитектуре 16 века, библиографии 16-20 века, завоевательным походам Ивана Грозного.
Покровский храм является одним из главных туристических объектов столицы. С 1991 г. наряду с музейной, в нем возобновляется религиозная деятельность.
- оружия 15-16 вв.
- колоколов 16-20 вв.
В 2014 г. вниманию посетителей была представлена постоянно действующая экспозиция «Сокровища Покровского собора». В нижней части здания экскурсанты знакомятся с историей храма. В верхней части публика осматривает старинные интерьеры с элементами живописных и скульптурных работ мастеров древнерусского искусства.
Время работы
График работы меняется в течение года и зависит от сезона. А также погодных условий. При понижение температуры менее -15С° храмовый комплекс остается закрытым.
График | 1.06-24.08 | 25.08-3.09 | 1.05-31.05 и 4.09-7.11 | 8.11-30.04 |
Рабочее время | 10-19 ч. | 10-16 ч. | 11-18 ч. | 11-17 ч. |
Выходной | среда | среда | нет | нет |
Санитарный день проводится ежемесячно в первую среду.
Как добраться
Собор возвышается в непосредственной близости от стен Кремля и набережной Москвы-реки. Его официальный адрес: Красная площадь, 2.
Доехать к храму можно наземным и подземным транспортом.
- до ст. «Китай-город» (пешком по ул. Варварка до Большого Москворецкого моста)
- до ст. «Охотный ряд», «Театральная», «Площадь Революции» (с Манежной площади пешком по ул. Ильинка до Красной площади)
- №25 до ост. «Красная площадь»
- № Н1 и Н2 (ночные), 12ц и 144ц до ост. «Театральная площадь»
- № 158, Н4 и Н5 (ночные) до ост. «Славянская площадь»
На троллейбусах №16, 45, 63 (круглосуточный) до ост. «Славянская площадь».
Источник: