Храм артемиды эфесской
- Храм Артемиды в Эфесе
- Храм Артемиды в Эфесе (Temple of Artemis)
- Сэкономь на путешествии!
- Из глубины веков до наших дней
- Экскурсии к храму Артемиды
- Храм Артемиды Эфесской
- Храм Артемиды Эфесской: интересные факты
- Храм Артемиды Эфесской: кто архитектор, история строительства
- Как выглядел храм Артемиды Эфесской
- Как Герострат сжег храм Артемиды в Эфесе
- Храм Артемиды в Эфесе
- Историческая информация
- Хранилище храма
- Экскурсии
- Как добраться
- Золото для войны, четвёртое чудо света и эфесский мрамор
- Храм Артемиды Эфесской
- Немного о деталях
- История создания и воссоздания
- Интересное о почти забытом
- Храм Артемиды в Эфесе (Турция)
- Великий храм Античного мира
- Краткое описание, история
- Интересные факты о храме Артемиды в Эфесе
- В погоне за славой
- Где находится храм Артемиды и как до него добраться?
- Расположение на карте
Храм Артемиды в Эфесе
Храм Артемиды в Эфесе (Temple of Artemis)
Легенды о храме Артемиды, великолепном архитектурном сооружении античности, не одно тысячелетие будоражили воображение путешественников, отправляющихся в Малую Азию. Именно на этой земле, более известной нам как Анатолия, и принадлежащей сегодня Турецкой Республике, располагалось монументальное святилище, посвященное греческой богине Артемиде. Грандиозный мраморный храм, имеющий славу одного из семи чудес древнего мира, на протяжении веков своего существования пережил не одно драматическое событие, и, к сожалению, почти не сохранился до наших дней.
Сегодня достопримечательность под названием «храм Артемиды» – лишь руины и одна из остановок экскурсионных маршрутов по античному городу Эфесу. Посетить храм Артемиды Эфесской стремятся многие путешественники, отдыхающие в Турции.
Сэкономь на путешествии!
Из глубины веков до наших дней
Образ Артемиды (в древнегреческом пантеоне – богини охоты, также олицетворявшей Луну), здесь, в Малой Азии слился с представлениями доэллинского населения о еще более древней карийской богине плодородия и плодовитости, которая, кстати, была и покровительницей амазонок.
Культовое сооружение, посвященное Артемиде, существовало в Эфесе еще с незапамятных времен. Во всяком случае, самые древние реликвии, принадлежавшие святилищу, датированы VIII веком до н. э. Сегодня они находятся сегодня в Британском музее. Предположительно, первый храм Артемиды был разрушен киммерийцами.
В период между 550 и 460 годами до н. э., во времена, когда Эфес достиг небывалого расцвета, был построен новый храм, представляющий собой на то время самое грандиозное сооружение, когда-либо возведенное из мрамора. Эфесцы, решившие почтить Артемиду святилищем, превосходящим по своей красоте все прочие культовые сооружения, известные в те времена, поручили строительство храма прославленному зодчему Хейрсифрону из Кносса.
Местом для строительства Артемисиона (так здесь называли храм) зодчий избрал болотистую низменность на окраине Эфеса, подле устья реки Каистр. Такой выбор был обусловлен тем, что в этой местности нередко происходили землетрясения, а на пружинистом болотистом грунте колебания земли были бы менее разрушительными. Чтобы свести на нет даже наименьший риск повреждений храма землетрясением, Херсифрон приказал выкопать глубокий котлован и засыпать в него смесь древесного угля и хлопка, а уже на эту основу, призванную гасить подземные толчки, установить фундамент грандиозного святилища.
Строительство храма Артемиды продолжалось 120 лет. В нем принимали участие все города и государства Малой Азии. Скажем, Лидийский царь Крез, тот самый, богатства которого вошли в пословицу, прислал мраморные колонны, украшенные рельефными изображениями богов, о чем свидетельствуют две надписи на сохранившихся основаниях колонн. Когда же, наконец, строительство храма завершилось, он вызвал удивление и восторг у всех, кому довелось любоваться величественным и одновременно изящным мраморным сооружением. Фасады украшали скульптуры и барельефы, созданные прославленными мастерами тех времен.
Но простоял тот Артемисион не более ста лет. Летом 356 года до н. э. городской безумец по имени Герострат, жаждущий прославить свое имя, поджег храм. Нет достоверных данных, как ему удалось это сделать, но известно, что огонь стремительно охватил потолок, изготовленный из драгоценного ливанского кедра, и вскоре святилище превратилось в гору раскаленного камня.
Согласно преданию, именно в ночь сожжения храма македонская царица Олимпиада родила мальчика, которому суждено было стать властелином античного мира. Счастливый отец, царь Филипп, нарек сына Александром.
Когда через 23 года Александр Македонский, уже освященный славой великого завоевателя, подошел к стенам Эфеса, работы по восстановлению святилища Артемиды шли полным ходом. Эллины-эфесцы дружественно встретили Александра, и царь решил отблагодарить новых союзников значительными денежными пожертвованиями на восстановление Артемисиона. При этом полководец пожелал, чтобы в храме установили мраморную стелу, на которой были бы записаны его великие деяния. Однако, в глазах эфесцев македонец Александр оставался варваром, то есть человеком, родной язык которого был не греческий. А прославлять варвара в греческом храме было недопустимо.
Чтобы не разгневать могущественного царя прямым отказом, эфесцы прибегли к дипломатической хитрости: они провозгласили Александра равным богу. Это дало возможность жрецам Артемиды указать царю, что богу не приемлемо возводить храмы другим богам, так что Артемисион достроили без участия царя Македонии.
Работы возглавлял архитектор Хейрократ. За основу он принял проект своих предшественников, но сделал храм более высоким.
Артемисион, возведенный по замыслу Хейрократа, занимал огромную площадь – 110 на 55 метров. Как сообщает римский ученый Плиний Старший, храм окружали 127 мраморных колонн. Их высота достигала 18 метров. Это приблизительно уровень крыши современного шестиэтажного дома.
В храме, сложенном из белоснежных мраморных плит, стояла 15-метровая статуя богини, созданная из драгоценного дерева, слоновой кости и золота. Долгое время было неизвестно, какой вид она имела на самом деле, пока в 50-х годах прошлого века не была найдена золотая античная монета с изображением храмовой статуи Артемиды Эфесской, а со временем археологами была обнаружена и небольшая копия статуи.
Немало выдающихся греческих художников и скульпторов украшали Артемисион своими творениями. Прославленный афинский скульптор Пракситель создал барельефы на фризах. Другой знаменитый мастер, Скопас, выполнил чудесную резьбу колонн. Особое место занимали картины, принадлежащие кисти Апеллеса, выдающегося художника, который был родом из Эфеса. Таким образом, Артемисион был одним из крупнейших и наиболее прославленных музеев античности. Его картинная галерея была не менее известна, чем собрание живописи в пропилеях Афинского Акрополя.
Однако, не только картины и скульптуры хранились в эфесском храме. Святилище издавна было еще и сокровищницей, и банком. Свои деньги, золото, драгоценные украшения доверяли храму Артемиды на сохранение не только частные особы, но и государства.
Греческий полководец Ксенофонт, который более прославился своими историческими произведениями, упоминает, что, отправляясь в поход, он оставил здесь крупную сумму денег. Пока он отсутствовал, жрецы имели право свободно распоряжаться деньгами, а в случае гибели вкладчика – все оставалось храму. Военная удача не отвернулась от Ксенофонта, он вернулся с победой, и в знак благодарности построил в Греции на сохраненные деньги небольшой храм Артемиды, который был точной копией эфесского.
Уже гораздо позже, во ІІ столетии нашей эры, когда Эфес стал столицей римской провинции Азия, храм Артемиды не утратил ни своего значения, ни богатств. Римляне признали его «сокровищницей Азии». Вот что сообщает об этом римский писатель Дион Хризостом: «В сокровищницу храма Артемиды в Эфесе вложены большие деньги не только эфесцев, но и иностранцев, а также деньги, которые принадлежат другим городам и царям. Они хранят здесь деньги для безопасности, – продолжает писатель, – потому что никто и никогда не осмелится осквернить или разорить это священное место, хотя и были многочисленные войны, во время которых Эфес неоднократно был взят».
К этому добавим, что и при греках, и при римлянах святилище Артемиды владело священным правом убежища и защиты. На территории храма никто не смел задержать ни государственного преступника, ни раба, сбежавшего от жестокого хозяина, ведь они находились под защитой Артемиды.
Слава о красоте и сокровищах Артемисиона облетела весь античный мир. И эта известность в 263 году н. э. привлекла сюда орды готских племен. К тому времени Римская империя утратила былое могущество, и уже не имела возможности оборонять свои границы и провинции. Готы захватили Эфес, и разграбили знаменитое святилище.
Вскоре в Малую Азию пришло христианство. Культ Артемиды сменился поклонением Деве Марии, а разоренное святилище богини воспринималось христианами лишь как капище языческого идола. Наместники византийских императоров позволяли горожанам брать в развалинах Артемисиона мраморные плиты для возведения своих домов, словно из каменоломни. Из обломков эллинского храма была построена и церковь. Небольшая византийская часовня стоить здесь и сегодня. Кстати, когда в Константинополе возводили собор святой Софии (VI в.), его украсили колоннами античных храмов, которые собирали по всей империи. Есть в соборе и несколько колонн, которые когда-то украшали Артемисион.
Не меньший вред храму Артемиды нанес и болотистый грунт, который, по замыслу зодчего Хейрократа, должен был защитить сооружение от землетрясений. Все, что осталось от святилища, поглотило вязкое болото. Река Каистр занесла илом не только Артемисион, но и эфесский порт (сегодня от побережья Средиземного моря Эфес отделяет 6 км суши).
Лишившись выхода к морю некогда, цветущий город быстро пришел в упадок, и когда турки захватили Эфес в 1426 году, перед ними предстали лишь развалины. Завоеватели не стали восстанавливать Эфес, а построили в долине городок Сельчук, используя мрамор древних руин как строительный материал. Теперь болото, которое поглотило остатки храма Артемиды, находится на окраине этого провинциального турецкого города.
Единственное напоминание о когда-то великолепном храме Артемиды – одинокая ионическая колонна, сложенная в XIX веке из обломков посреди камышей. До этого времени никто не мог указать, где именно находилось легендарное чудо света. Подтверждением точного местонахождения храма Артемиды история обязана английскому архитектору и инженеру Джону Тертлу Вуду, сотруднику Британского музея. Свои изыскательские работы он начал в 1863 году, а продолжались они несколько лет.
Ключом к разгадке местонахождения храма стала надпись, обнаруженная при раскопках античного театра в Эфесе. В ней указывалось, что храм Артемиды Эфесской лежит в направлении Священной дороги, прямо на север. Джону Вуду удалось откачать болотные воды, и на глубине более шести метров были найдены фундаменты храма, а под ними – следы святилища, сожженного Геростратом.
Экскурсии к храму Артемиды
Историческая местность, где когда-то поражал людей своим величием храм Артемиды, находится в пределах городка Сельчук, в 700 м от автовокзала и в 20 км от популярного курорта Кушадасы.
Из Кушадасы в Сельчук лучше добираться на долмуше (турецкой маршрутке). Это удобнее, чем на автобусе, и дешевле, чем на такси (около 5 турецких лир).
Посещение самой достопримечательности бесплатное.
Кроме того, это место можно осмотреть, отправившись на автобусную экскурсию в Эфес из любого курортного города Турции. Сам античный город, благодаря реставрационным работам, хорошеет год от года, а объект под названием «храм Артемиды» входит в традиционный список исторических достопримечательностей популярного туристического маршрута. Для его осмотра достаточно четверти часа, но, безусловно, эта историческая местность достойна посещения.
Если повезет, вы увидите здесь трогательное и символическое действо: время от времени сюда приходит какой-нибудь из живущих по соседству мальчишек, и, сидя на берегу болота, поглотившего руины одного из Семи чудес древнего мира, старательно выводит на простой дудочке ноты национальных турецких мелодий. Эта парадоксальная сцена – своеобразная эпитафия античной эпохе, и она, действительно, производит впечатление. Музыкант же, в свою очередь, совершенно справедливо рассчитывает на щедрое поощрение.
Храм Артемиды Эфесской
Храм Артемиды Эфесской – одно из древних чудес света, располагавшееся в Малой Азии. Судьба сооружения печальна – его сжег Герострат, чтобы вписать свое имя в историю. Это ему удалось и теперь в ходу фраза “слава Герострата”.
Храм Артемиды Эфесской: интересные факты
Необычные и малоизвестные факты про древнее чудо света. Читайте их на Chydesa-Mira.Ru!
Говорят, Герострат сжег храм Артемиды в ночь, когда родился Александр Македонский. Это было явное предзнаменование того, что судьба Малой Азии решена: великому полководцу судилось полностью подчинить её – не зря Артемида, присутствуя при его рождении, отвлеклась и не смогла защитить свой дом.
Храм Артемиды в Эфесе находится в Турции, недалеко от города Сельчук на юге провинции Измир. Города Эфес, в котором он был построен сейчас не существует. Но несколько тысячелетий назад здесь проживало более 200 тысяч человек. Эфес тогда считался самым настоящим мегаполисом.
Первые поселения появились здесь ещё задолго до появления города (около 1500 лет до н.э.) – местность возле реки Каистр идеально подходила для этого. Эфес появился позднее, в XI в. до н.э., когда сюда пришли ионийцы и, захватив территорию, обнаружили, что культ древней богини «Великая Мать» чрезвычайно здесь почитаем.
Идея им понравилась, и они лишь слегка видоизменили её согласно своей мифологии: поклоняться стали Артемиде, богине плодородия и охоты (древние греки считали её покровительницей всего живого на земле, женского целомудрия, счастливого брака и хранительницей рожениц). А несколько веков спустя построили для неё шикарный храм, который современники практически сразу внесли в список «Семи чудес света».
Храм Артемиды Эфесской: кто архитектор, история строительства
Святилище строили 2 раза – на постройку первого храма ушло около ста двадцати лет (сооружён он был в середине VI в. до н.э), а сожжён – три столетия спустя, в 356 г. до н.э. На восстановительные работы времени понадобилось меньше, но, как и предыдущее здание, он также простоял недолго, в III в. его разграбили готы, а в IV ст. христиане его сначала закрыли, а затем – разобрали, и на сегодняшний день от него осталась лишь одна колонна высотой в четырнадцать метров.
Строительство первого святилища богини, учитывая, что им занимались три поколения архитекторов, можно поделить на три этапа.
Деньги на возведение одного из самых великолепных святилищ древнего мира дал Крез, последний царь Лидии, прославившийся своим легендарным богатством. Над проектом здания работал архитектор Херсифрон из Кносса, столкнувшийся при постройке святилища с рядом неожиданно возникших проблем, а потому применил несколько нестандартных, нетипичных и оригинальных решений.
Храм было решено построить из мрамора, правда, никто не знал, где именно его можно раздобыть в необходимом количестве. Говорят, что здесь помог случай: недалеко от города паслись бараны. Однажды звери устроили между собой драку, один из самцов «промазал», по сопернику не попал, но со всей силы стукнулся о скалу, от которой из-за сильного удара отвалился огромнейший кусок мрамора, и проблема была решена.
Второй уникальной особенностью храма Артемиды было то, что его построили на болоте. К такому нестандартному решению архитектор Херсифрон пришёл по одной простой причине: землетрясения здесь случались часто – и дома, в том числе храмы, по этой причине нередко разрушались.
Разрабатывая проект, Херсифрон пришёл к выводу, что болотистая почва будет смягчать подземные толчки, защищая, таким образом, храм. Чтобы сооружение не осело, строители вырыли огромных размеров котлован, наполнили его углём и шерстью – и только после этого сверху начали строить фундамент.
Ещё одной проблемой, с которой столкнулись, строя храм Артемиды Эфесской, оказалась доставка огромных и тяжёлых колонн: загруженные телеги попросту вязли в болотистой почве.
Поэтому Херсифрон принял решение применить нетрадиционный способ: в верхнюю и нижнюю часть колонны строители забивали металлические штыри, после чего обшивали её деревом и запрягали волов, которые тащили её к месту строительства. Поскольку колонна была достаточно большой, она без проблем катилась по вязкому грунту и не проваливалась при этом.
Установить вертикально массивные и тяжёлые колонны долго не получалось. Как Херсифрон решил эту проблему, неизвестно. Но до наших дней дошла легенда о том, что когда архитектор в отчаянии захотел покончить с собой, на помощь пришла сама Артемида и помогла строителям установить конструкцию.
Увы, архитектору не удалось увидеть храм Артемиды в Эфесе целиком – он умер задолго до окончания строительных работ Всего на сооружение грандиозной постройки было потрачено более 120 лет. Достраивал здание сначала его сын Метаген, а завершили строительные работы – Пеонит и Деметрий.
Архитектор Метаген
Следующий нестандартный ход пришлось применять уже Метагену: на колонны нужно было осторожно положить балку (архитрав), не повредив капители. Для этого строители положили на них сверху наполненные песком несвязанные мешки. При установке архитрава, он начинал давить на мешки, песок высыпался, и перекладина аккуратно занимала предназначенное для неё место.
Как выглядел храм Артемиды Эфесской
Строительные работы приблизительно в 550 г. до н.э. закончили архитекторы Пеонит и Деметрий. В итоге шикарное сооружение из белого мрамора, украшенное скульптурами лучших мастеров древней Эллады, не могло не вызвать восхищение горожан. Несмотря на то что детальное описание здания до нас не дошло, некоторые данные все же имеются.
Храм богини Артемиды в Эфесе считался самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина – 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м. Стены и крыша святилища были декорированы мраморными плитами. Стены храма изнутри украшали скульптуры, изготовленные Праксителем, и рельефы, выбитые Скопасом.
В середине храма находилась пятнадцати метровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и металлами. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные.
На найденной во время раскопок статуе учёные обнаружили огромное количество выпуклых образований, предназначение которых учёные толком не определили. Во время раскопок были найдены бусины в форме сосудов. Поэтому археологи склоняются к мысли, что эти «выпуклости» также являются бусами, которые жрецы вешали на скульптуру во время ритуалов (или же они там висели постоянно).
Храм Артемиды в Эфесе, в отличие от других подобных сооружений, был не только культурным и духовным центром города, но и являлся также финансовым и деловым центром. Здесь находился местный банк, проходили переговоры, совершали сделки. Он имел полную независимость от местных властей, а управляла им коллегия жрецов.
Как Герострат сжег храм Артемиды в Эфесе
Храм Артемиды в Эфесе простоял недолго – около двухсот лет. В 356 г. до н. э один из жителей города, Герострат, желая прославиться, поджег святилище. Это было нетрудно: несмотря на то, что само здание было возведено из мрамора, многие работы в середине были выполнены из дерева.
Следует учитывать, что потушить огонь было чрезвычайно трудно из-за его огромных размеров: необходимого оборудования для ликвидации пожаров такого масштаба они попросту не имели. После пожара от святилища остались лишь колонны и стены из белого мрамора. Но он почернел настолько, что жители города приняли решение полностью разобрать храм.
Преступника вычислили быстро – он абсолютно не прятался и заявил, что поджег здание ради того, чтобы потомки о нём не забыли. Чтобы этого не допустить, городской совет принял решение о том, что имя преступника должно быть полностью изъято из документов и кануть в небытие. Несмотря на то что в документах о нём писали, как об «одном безумце», людская память оказалась живучей. Имя Герострата вошло в историю античного мира навсегда.
Также были давно разрушены Колосс Родосский и Висячие сады Семирамиды – другие чудеса древнего мира.
Храм был довольно быстро восстановлен – уже к началу III ст. до н.э. – при этом возведение нового святилища профинансировал уже упоминавшийся Александр Македонский. Строительные работы были доверены архитектору Александру Дейнократу (по другой версии, фамилия его звучала как Хейрократ). При реконструкции он полностью придерживался предыдущего плана здания и лишь слегка усовершенствовал его, подняв храм несколько выше, на более высокое ступенчатое основание.
Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.
Картина из-под рук живописца вышла настолько совершенна и достоверна, что жителям города, когда они пришли за заказом, показалось, будто вооружённая молнией рука действительно высовывается из полотна. За такую работу эфесцы щедро отблагодарили Апеллеса, заплатив ему 25 золотых талантов (интересно, что в последующие несколько столетий ни одному художнику не удалось столько выручить за одну картину).
Отреставрированный храм Артемиды Эфесской простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н.э. после того как было принято христианство, язычество было запрещено – и святилище богини плодородия было разрушено: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны – и их постепенно засосало болото.
На сегодняшний день удалось восстановить разве что одну четырнадцати метровую колонну, которая оказалась на 4 метра ниже, чем была изначально. Впоследствии на фундаменте разрушенного храма Артемиды возвели церковь Девы Марии, но она также до наших дней не сохранилась – из-за чего месторасположение древнего храма оказалось полностью забытым.
Учёные на протяжении долгого времени не могли отыскать точного месторасположения храма Артемиды. Сделать это удалось лишь в 1869 г. английскому археологу Вуду, а уже через год британский музей организовал экспедицию, которая сумела отыскать лишь несколько фрагментов и мелкие детали древнего святилища. Полностью раскопать фундамент удалось лишь в прошлом столетии, а под ним обнаружились следы первого, сожженного Геростратом храма.
Храм Артемиды в Эфесе
Маршрутное такси | из Сельчука или Кушадас до поворота с указателем «Efes» |
Храм Артемиды Эфесской называют «утраченное чудо» — это руины и воссозданная из обломков одна из 127 колонн — все, что осталось от одного из семи чудес света. Храм располагался в Греции, в городе Эфес, а сейчас это окраина турецкого города Сельчук, недалеко от курорта Кушадасы, на юге провинции Измир.
Посетить достопримечательность стремятся все туристы, приезжающие в Турцию. Первый храм в честь богини охоты, плодородия, женского целомудрия и покровительницы всего живого — Артемиды — был возведен в VI—V вв. до н. э. Грандиозное мраморное сооружение высотой 52 метра, длиной 105 м, крышу которого поддерживали 127 18-метровых колонн в девять рядов, пережил много драматических моментов истории, в том числе и пожар, устроенный жителем Эфеса, пожелавшим прославиться на века.
В наше время на месте святилища находятся лишь обломки сооружения и одна из колонн, правда уже на 4 м короче исходной.
Историческая информация
Храм был построен между 550 и 460 годами до н. э. по проекту Херсифрона из Кносса на Крите. Работа над ним продолжалась более 100 лет. В результате эфесцы в своем сооружении превзошли все прочие культовые строения того времени, выполненные из мрамора.
Храм Артемисиона, как его называли в Эфесе, был построен на болотистой местности, так как в Эфесе нередко происходили землетрясения, а пружинистый болотистый грунт должен был немного отражать эти колебания. Для укрепления фундамента Херсифрон распорядился засыпать котлован для фундамента древесным углем и хлопком.
За более чем вековую историю возведения храма в его строительстве принимали участие все государства и города Малой Азии. Неудивительно, что после завершения работ величественный и изящный храм, декорированный лепкой и скульптурами самых известных мастеров своего времени, вызывал удивление и восторг у всех, кто его видел. Пока однажды ночью в 356 году до н. э. Храм Артемиды не был подожжен. На преступление пошел гражданин Эфеса, пожелавший прославиться на века. В официальных документах он был назван «один безумец». Имя же этого человека с этих пор стало нарицательным — Герострат.
В начале III в. до н. э. Храм Артемиды был построен заново. Средства на его возведение выделил Александр Македонский. Сооружение возвели по первоначальному проекту, но подняли на высокое основание.
В 263 г. Храм Артемиды разорили готы. Местные жители начали мародерствовать, срывая мраморную облицовку здания. Колонны начали падать, их обломки тонули в болоте, на котором святилище было построено.
В XVI в. Эфес, большей частью уже разрушенный, был завоеван турками. Завоеватели не стали восстанавливать город, а построили новый — Сельчук. Так что в наши дни болото, затопившее Храм Артемиды, находится на окраине турецкого города Сельчук.
С развитием археологии удалось разыскать следы постройки времен Александра Македонского, и только в XX в. был поднят фундамент храма, под которым были найдены следы сожженных Геростратом колонн. Их обломки с фрагментами рельефов декора сейчас выставлены в Британском музее. Некоторые из находок являются экспонатами в Стамбульском музее археологии.
Хранилище храма
Святилище Артемиды занимало огромную площадь 110 на 55 метров, поэтому не удивительно, что храм был хранилищем живописных полотен и скульптур знаковых для того времени мастеров.
В центре храма стояла 15-метровая статуя богини из слоновой кости и золота. Одета Артемида в одежды с изображением животных, ее тело имеет множество грудей, что вызывает споры относительно столь ненатуралистичного образа. По одной из версий, это не груди, а тестикулы верховных жрецов Храма: именно такую жертву они преподносили при вступлении в должность — бросали отрезанные органы к ногам богини.
Артемисион был также сокровищницей и банком. Причем золото, драгоценности и деньги на хранение в храм отдавали не только частные лица, но и государства.
Экскурсии
На экскурсию в Эфес из любого города-курорта Турции отправляются туристические автобусы, и обязательным местом для визита является Храм Артемиды. Посещение бесплатное для туристов, приехавших самостоятельно. Но если отправляться в составе экскурсионной группы, то придется заплатить организаторам поездки.
Чтобы познакомиться с Храмом хватит 20 минут. Более того, услуги гида здесь не нужны: исчерпывающая информация дана на стенде у входа.
Если повезет, то можно увидеть изумительное символическое действо: иногда к святилищу приходит кто-то из местных мальчишек, садится на берегу болота и начинает наигрывать на дудочке турецкие мелодии — как будто пишет эпитафию античности. Зрелище производит впечатление, поэтому логично, что исполнитель надеется на достойное вознаграждение.
Недалеко от Храма Артемиды расположены: трехъярусное сооружение древнего Большого театра, римский театр Одеон, библиотека Цельса, руины рыночной площади, Базилика Святого Иоанна Богослова, террасные дома зажиточных эфесцев.
Как добраться
Руины Храма Артемиды Эфесской находятся в 700 м от автовокзала города Сельчук и в 20 м от курорта Кушадасы. Дешевле всего добраться до развалин Эфеса на турецкой маршрутке-долмуше до поворота с указателем «Efes». Дорога от Сельчука по трассе D 550, а затем D 515 займет 20 минут, от Кушадасы по трассе D 515 — 30 минут.
В Сельчуке можно заказать такси от компаний Garaj Taksi, Efes Taksi, Ephesus Taxi Service. В Кушадасах стоянки такси организованы рядом с крупными торговыми центрами, в местах большого скопления людей.
Еще один способ вызвать такси — использовать приложения BiTaksi или Kiwitaxi.
Руины Храма Артемиды Эфесской на панораме Google-карт
На видео Храм Артемиды в городе Эфесе
Золото для войны, четвёртое чудо света и эфесский мрамор
Античная цивилизация. В нашем цикле знакомства с античной культурой вышло уже два материала: «Хорватский Апоксиомен из-под воды. Античная цивилизация. Ч. 2» и «Поэмы Гомера как исторический источник. Античная цивилизация. Ч. 1». Не так давно один из читателей «ВО» напомнил мне о том, что по этой теме давно не было никаких новых материалов. И вот, «звезды сошлись». Нашлась тема и под настроение, и к ней интересный иллюстративный материал, и… тема войны в ней также присутствует, пусть даже и не она в ней главная.
Итак, сегодня наш рассказ пойдет про четвертое чудо света – храм Артемиды в Эфесе. К сожалению, из семи чудес, которые были известны в эпоху Древнего мира, до нас дошло только лишь одно – три пирамиды в Гизе. Все остальные были разрушены и если от них что-то и осталось, то зачастую это даже не руины, а лишь какие-то фрагменты того же декоративного убранства, либо каменные блоки, вмурованные в стены более поздних построек и крепостей. Примерно так же обстоит дело и с этим величественным храмом, однако тут нам повезло немного больше. Впрочем, обо всем по порядку…
А было так, что жители материковой Греции постоянно нуждались в жизненном пространстве и периодически выводили часть своих граждан в колонии. Кстати, вполне демократичным путем. Кому оставаться, а кому ехать решал жребий, то есть воля богов. Одна из таких колоний была основана в Малой Азии напротив острова Самос и получила название Эфес. Город быстро разбогател, поскольку имел выгодное месторасположение, и разросся. Рядом с городом оказалось небольшое святилище местной богини плодородия в виде многогрудой женщины. С чего приплывшие сюда греки отождествили ее со своей богиней Артемидой – целомудренной девой, богиней Луны, охотницей, покровительницей молодых женщин, животных и… родов, не вполне понятно. Но так было. А всякой богини нужен храм и эфесцы решили его построить. Но денег у них на это не было до тех пор, пока город в 560 году до н.э. не завоевал лидийский царь Крез, богатый ну просто до невозможности. И хотя город он и завоевал, ссориться с греческими богами и особенно богинями явно не решился, а напротив – внес щедрые пожертвования на строительство храма Артемиды и даже… преподнес ему несколько колонн. Тут уж строить храм нужно было обязательно.
Поскольку в Малой Азии были часты землетрясения, местом для него выбрали заболоченный район, надеясь, что мягкий грунт смягчит толчки. Вырыли глубокий котлован, положили на дно балки из обугленных дубовых стволов, а сверху засыпали все это толстым слоем каменной крошки. Вот на таком фундаменте и построили первый храм. Его размеры были очень внушительны: длина 105 м, ширина 51 м, а поддерживали его кровлю 127 колонн высотой 18 метров каждая. Балки крыши были из кедра, а двери из кипариса. В целле – святилище храма – находилась двухметровая статуя богини из виноградной древесины, облицованная золотом и серебром
Удивительно, но так уж вышло, что храм этом оказался тесно связан и с судьбой другого великого человека античной эпохи – Александра Македонского. Случилось так, что новый храм не простоял и десяти лет, как был подожжен безумцем Геростратом, решившим таким образом обессмертить свое имя в веках. Он так прямо и сказал об этом на суде и… жители Эфеса решили принести клятву никогда его имя не произносить, чтобы еще и так его наказать за столь кощунственный поступок. Но, видно, кто-то из эфесцев все же проболтался, иначе как бы выражение «Слава Герострата» стало бы крылатым?
Возникает вопрос: как может сгореть каменный храм? Но дело в том, что в греческих храмах было много дерева. Это и перегородки внутри храма и двери, и потолочные перекрытия. Были богатые драпировки, пожертвованные храму сосуды с маслом. Все это прекрасный горючий материал. К тому же от жара мрамор превращается в известь. Так что неудивительно, что храм от пожара разрушился до основания. Но тем удивительнее, что между растрескавшимися стенами и обугленными балками эфесцы нашли статую Артемиды, практически не тронутую огнем. Это посчитали знамением, желанием богини, чтобы ее храм был восстановлен на этом самом месте. Более того, сличив даты, эфесцы узнали, что именно в день, когда сгорел их храм, в далекой Пелле родился сын могущественного царя Филиппа Македонского Александр. Во все времена находились ехидные и злоречивые люди, вот и то время нашлось не мало тех, кто начал спрашивать эфесцев, почему их Артемида не спасла свой храм от пожара, на что они придумали очень достойный ответ: «В ту ночь Артемида оказывала помощь при родах Александра в Пелле вблизи Салоник».
Известие о гибели храма потрясло всю Грецию. Начался сбор пожертвований на создание нового храма, еще более прекрасного. Строительство поручили архитектору Хейрократу, который начал с того, что превратил в его новый фундамент оставшуюся груду развалин. Их разровняли, утрамбовали и обложили плитами мрамора. После этого основание увеличилось до 125 м в длину и 65 в ширину. Количество колонн – 127, менять не стали, но 36 из них получили резными барельефами в основании высотой в человеческий рост. На них были изображены фигуры греческих богов и героев. Новый храм стал выше на два метра за счет более высокого основания, и еще он получил кровлю из каменных плит, лежавшую на каменных же балках, чтобы какой-нибудь Герострат его опять не поджег.
Интересно, что судьбы храма и Александра Македонского вновь пересеклись в 334 году до н. э., когда он посетил его после того как нанес поражение персам, высадившись в Малой Азии. В честь богини он организовал перед храмом церемониальное шествие, а жителям Эфеса пообещал дать денег на содержание нового храма и оплатить расходы по его строительству. Предложение было заманчивым, но жителям Эфеса оно не понравилось прежде всего потому, что в их глазах даже великий Александр был всего лишь… варваром (а варваром в Греции считали всех, кто не говорил на греческом языке) и чужеземцем, хотя и опасным, и они прибегли к хитрости. Они заявили, что видят в нем бога (у нас в учебниках обычно писали, что богом объявили его египетские жрецы) и отклонили предложение Александра под тем предлогом, что богу не пристало сооружать храмы в честь богини. Лесть во все времена действовала на людей безотказно. Вот и Александру такое заявление польстило, и он покинул эти места.
Нужно отметить, что храмы в Древней Греции, в том числе и храм Артемиды в Эфесе не были просто центром религиозного поклонения. Храм еще и выполнял роль крупного банка и места заключения сделок, поскольку гарантом честности являлось его божество. Всякий, кому требовались деньги, мог пойти в храм, привести с собой поручителей и обратиться к его главному жрецу с просьбой о ссуде. То есть он играл роль… директора банка, вот даже как. Обычно процентная ставка равнялась десяти процентам, то есть если человек брал, скажем сто талантов, то ежегодно платил по десять талантов в качестве процентов. Интересно, что города платили меньше — шесть процентов, причем если городу требовались деньги на войну, то жрецы храма Артемиды брали всего лишь полтора процента – вот так вот они войны и спонсировали.
Храм пользовался всеми своими привилегиями и при римлянах, вот только его богиня-покровительница стала называться Дианой. Лишь в 262 году н.э. он был разграблен и частично разрушен готами. А спустя 118 лет император Феодосий и вовсе запретил язычество, сделав государственной религией христианство, после чего храм стали использовать в качестве каменоломни. Поработали над ним и христиане, и турки-сельджуки, и арабы, остатки фундамента занесло илом, поскольку рядом протекала река Каистра, так что когда в эти места пришли, наконец, турки-османы, они даже и предположить не могли, что здесь когда-то стояло четвертое чудо света!
Интересная история, не так ли? Но нас, однако, в не меньшей степени интересует история археологических исследований Эфеса. А она началась еще в 1863 году, когда британский архитектор и инженер Джон Тертл Вуд, который с 1858 года проектировал здания станций железной дороги на линии Смирна — Айдын, заинтересовался бесследно пропавшим храмом Артермиды в Эфесе, который, однако, упоминался в Новом завете (Деяния апостолов 19:34). То есть не одного только Генриха Шлимана вдохновили на раскопки древние строки. Кроме него были и другие. Вуд получил фирман от Порты на проведение раскопок, деньги дал Британский музей, и Вуд начал копать. В феврале 1866 года, раскапывая театр Эфеса римского времени, Вуд обнаружил надпись на греческом языке, сообщавшую, что из храма в театр через Магнесийские ворота перевозились золотые и серебряные статуэтки. Год спустя он нашел Священный путь, которым Артемисион соединялся с городом. Наконец 31 декабря 1869 года Вуд сделал свое главное открытие: обнаружил, что руины храма покрыты шестиметровым слоем песка, после чего провел поистине титаническую работу: с 1872 по 1874 год удалил около 3700 кубометров песчано-каменистого грунта. Причем, сумел отправить в Британский музей ни много ни мало, как около 60 тонн различных фрагментов скульптуры и архитектуры. Но из-за тяжелых условий здоровье его пошатнулось и в 1874 году он возвратился в Лондон.
Научной общественности было очевидно, что сделано выдающееся открытие, но… что раскопано там далеко не все! Поэтому в 1895 году немецкий археолог Отто Бенндорф, договорившись с австрийцем Карлом Маутнером Риттером фон Мархофом о субсидии в 10 000 гульденов, возобновил там раскопки. А в 1898 году Бенндорфом был основан Австрийский археологический институт, который и сегодня играет ключевую роль в исследованиях Эфеса. С того времени австрийские ученые вели там раскопки практически непрерывно, вернее с перерывами на две мировые войны, и продолжаются там и сейчас с 1954 года. Правда, с этого года копать там стала и такая уже местная организация, как Археологический музей Эфеса. Англичане там тоже копали и в 1903 году сделали важное открытие: археолог Дэвид Хогарт нашел «сокровище Артемиды» — 3000 прекрасных жемчужин, золотые серьги, булавки для волос, броши и монеты из электрона – сплава золота и серебра, оказавшиеся древнейшими чеканными монетами. В 1956 году там раскопали мастерскую великого Фидия, где нашлись три копии статуи Артемиды из первого, сгоревшего храма. Так что раскопки там продолжаются уже больше века, но несмотря на это исследовано всего лишь 10 % общей площади древнего Эфеса, настолько он оказался велик. Правда, в сентябре 2016 года Турция отозвала лицензию австрийских археологов вследствие ухудшения отношений между Анкарой и Веной. Но ожидается, что они будут продолжены после выяснения отношений между этими странами. Увидеть находки из Эфеса можно в Венском дворце Ховбург, где имеется целый Венский музей Эфеса, в Археологическом музее Эфеса в городе Сельчук в Турции, то есть практически там же, где стоял древний Эфес, да еще и в море там же рядом искупаться, и также в Британском музее.
Очень важную роль в создании Музея Эфеса в Вене сыграло соглашение между Османской империей и Австрией. Тогда султан Абдул Хамид II преподнес щедрый подарок императору Францу-Иосифу: его императорскому дому были подарены некоторые из обнаруженных древностей. Впоследствии корабли австрийского Военно-Морского флота доставили несколько партий этих археологических находок в Вену, где они были выставлены на обозрение в храме Тесея в Фольксгартене. Так что все, что выставлено в Ховбурге, попало туда абсолютно законно! И это особенно ценно, так как вывоз древностей из Турции был затем вообще запрещен после принятия турецкого закона о древностях 1907 года. После этого Вена из Турции больше уже ничего не получала.
Коллекция хранилась течение многих лет, пока в декабре 1978 года наконец-то не был открыт Венский музей Эфеса в его современном виде внутри секции Нового дворца комплекса Ховбург. Посетителям представлен впечатляющий набор греческих барельефов и римских скульптур, которые когда-то украшали различные учреждения, включая обширные термальные ванны и Ефесский театр. Ряд архитектурных элементов создает впечатление о богато украшенных фасадах великолепных старинных зданий, а модель древнего города позволяет лучше понять соответствующее расположение объектов в топографии Эфеса.
Музей Эфеса в Вене ежегодно посещают два миллиона посетителей. А в Турции Эфесский музей это самый посещаемый туристический объект после Собора Святой Софии и Дворца Топкапы в Стамбуле. Кстати, за руинами нужен уход, нужна их реконструкция, а также восстановление древних памятников. Всем этим в Турции также занимаются современные австрийские специалисты, хотя эта их работа и почти незаметна.
Храм Артемиды Эфесской
Храм Артемиды Эфесской входил в число семи чудес света, но до наших дней в своем первозданном виде не сохранился. Более того, осталась лишь малая часть этого шедевра архитектуры, которая напоминает, что некогда древний город Эфес славился своими красотами и чтил богиню плодородия.
- Немного о деталях
- История создания и воссоздания
- Интересное о почти забытом
Немного о деталях
Храм Артемиды Эфесской располагался на территории современной Турции. В античные времена здесь был процветающий полис, в нем велась торговля, проживали выдающиеся философы, скульпторы, живописцы. В Эфесе почитали Артемиду, она была покровительницей все даров, которые преподносили животные и растения, а также помощницей в деторождении. Именно поэтому в честь нее был составлен масштабный план строительства храма, который по тем временам было непросто возвести.
В итоге святилище получилось довольно большим, с шириной 52 м и длиной 105 м. Высота колонн составляла 18 м, всего их насчитывалось 127. Считается, что каждая колонна была подарком одного из царей. Сегодня увидеть чудо света можно не только на картинке. В Турции воссоздан великий храм в уменьшенном виде. Для тех, кому интересно, где расположена копия, можно посетить парк Миниатюрк в Стамбуле.
Храм богине плодородия возвели не только в Эфесе, ведь строение с таким же названием было на острове Корфу в Греции. Этот исторический памятник был не таким масштабным, как эфесский, но также считался выдающимся произведением архитектуры. Правда, на сегодняшний день и от него мало что осталось.
История создания и воссоздания
Храм Артемиды Эфесской возводили дважды, и каждый раз его ждала печальная судьба. Масштабный проект был разработан Херсифроном в начале VI в. до н. э. Именно он выбрал необычное место для возведения будущего чуда света. В этой области часто были землетрясения, поэтому для основания будущего строения избрали болотистую местность, которая уменьшала толчки и предотвращала разрушения от природного катаклизма.
Средства на строительство были выделены царем Крезом, но ему так и не удалось увидеть этот шедевр в законченном виде. Дело Херсифрона продолжил его сын Метаген, а закончили Деметрий и Пеоний в начале V в. до н. э. Храм был построен из белого мрамора. Скульптуру Артемиды сделали из слоновой кости, украсили драгоценными камнями и золотом. Внутренняя отделка настолько впечатляла, что строение по праву считалось одним из красивейших в мире. В 356 году до н. э. великое творение окутали языки пламени, отчего он потерял свое былое очарование. Многие детали конструкции были деревянными, поэтому они сгорели дотла, а мрамор стал черного цвета от копоти, ведь потушить огонь в таком массивном строении в те времена было невозможно.
Все хотели знать, кто сжег главное здание в городе, но долго искать виновника не пришлось. Грек, сжегший храм Артемиды, сам назвал свое имя и гордился содеянным. Герострат хотел, чтобы его имя навечно сохранилось в истории, поэтому решился на такой шаг. За это советом было поджигателю назначено наказание: стереть его имя со всех источников, чтобы он не получил желаемого. С того момента его прозвали «одним безумцем», но и до наших времен дошло, кто спалил первоначальное здание храма.
К III в. до н. э. за счет средств Александра Македонского храм Артемиды восстановили. Его разобрали, укрепили основание и вновь воспроизвели в первозданном виде. В 263 году святое место разграбили готы в ходе нашествия. С принятием христианства язычество было под запретом, поэтому храм постепенно разбирали по частям. Позднее здесь была построена церковь, но и ее разрушили.
Интересное о почти забытом
За долгие годы, пока Эфес был заброшенным, святилище разрушалось все сильнее, а его руины тонули в болоте. Многие годы ни одному человеку не удавалось найти место, где находилось святилище. В 1869 году Джон Вуд обнаружил части потерянного достояния, но добраться до фундамента удалось лишь в XX веке.
Из вытащенных из болота глыб по описанию попытались восстановить одну колонну, которая получилась чуть меньше, чем была прежде. Ежедневно у нее делают сотни фото приезжающие туристы, мечтающие хотя бы отчасти прикоснуться к одному из чудес света.
В ходе экскурсии рассказывается множество интересных фактов, связанных с храмом Артемиды Эфесской, а всему миру теперь известно, в каком городе находился красивейший храм античного периода.
Храм Артемиды в Эфесе (Турция)
Территория Древней Греции почти совпадает с границами современного государства, но некоторые части теперь отошли другим странам. Так произошло с Эфесом, теперь он принадлежит Турции. Древний город был заложен на берегу Эгейского моря, постепенно оно мелело, унося с собой былую славу и процветание. Но на пике расцвета в городе возвели храм, равного которому по величине и красоте еще никто не видел. Позже всемирную известность принесли археологические раскопки, при которых обнаружились многочисленные руины древних построек. Храм Артемиды в Эфесе ученые опознали по единственной уцелевшей колонне.
История храма полна величественных и трагичных событий. Об облике сооружения можно судить только по реконструкции на основе найденного фундамента и нескольким мелким фрагментам. Но и этого оказалось достаточно, чтобы обнаружить много интересных фактов об одном из 7 чудес света.
Великий храм Античного мира
Артемида почиталась как покровительница охоты, животных, семейных отношений, плодородия. К ней обращались с мольбами о помощи беременным и роженицам. Символично, что место для строительства храма выбрали неподалеку от древнего святилища, посвященного карийской богине плодородия.
Первые постройки были из дерева. Они постоянно разрушались от землетрясений, сгорали при пожарах, приходили в негодность от влажного климата и древесных вредителей. После многочисленных попыток сохранить здание, было принято решение возвести для почитаемой богини большой светлый храм.
Краткое описание, история
Строительством занялись самые известные мастера того времени. В город пригласили из Кносса архитектора Херсифрона. Он создал проект, по которому начал строится храм Артемиды в Эфесе, впоследствии ставший чудом света.
Сооружение одного их самых величественных храмов шло долго и конечно, одной человеческой жизни не хватило. Следующим, кто продолжил строить храм Артемиды в Эфесе, стал сын архитектора Метаген, после него — зодчие Деметрий и Пеонит.
Полностью воссоздать облик храма не удалось, о внутреннем убранстве можно судить только по оставшимся описаниям и уже не определить, факты ли это или художественный вымысел. Достоверно известно, что длина основания составляла 105 м, ширина 51 м. Количество колонн, поддерживающих свод, достигало 127, высота каждой — 18 м. Ко входу вели широкие ступени, портик был украшен искусно высеченными барельефами. Центральную часть опоясывал двойной ряд колонн с резными капителями.
Основным материалом стал мрамор, им же облицована часть внутренних помещений. Перекрытия и часть декоративных элементов выполнили из дерева. Центральной точкой храма был постамент со статуей богини высотой 15 м., инкрустированная драгоценными камнями и золотыми пластинами.
Следует знать! Статуя удивительной красоты стала еще одной причиной того, что храм Артемиды в Эфесе причислен к семи чудесам света.
Над постройкой и украшением трудились выдающие мастера древности:
- рельеф колонн — Скопас;
- украшение алтарной части — Пракситель;
- росписи и фрески — Апеллес.
Каждый из них вложил кусочек души в свое творение, поэтому храм был не просто чудом света — им восхищался каждый, кому довелось побывать в нем или даже посмотреть на величественное здание издали. Храм Артемиды Эфесской стал достойным местом для почитания богини.
Место для постройки искали долго. Жители и мастера, наученные горьким опытом обрушения предыдущих конструкций, подошли к решению вопроса творчески. За аксиому взяли факт, что в городе и окрестностях регулярно происходят сильные колебания почвы. Значит, следует их погасить. Путем расчетов пришли к выводу, что болотистая местность меньше подвержена резким сотрясениям. Так были найдены руины древнего капища, на месте которых начали рыть котлован. Чтобы создать надежную основу, гасящую колебания, котлован заполнили углем и шерстью, уложив их слоями. В процессе постройки возникало еще много сложных ситуаций, но они успешно решались, благодаря находчивости строителей.
Интересные факты о храме Артемиды в Эфесе
В постройке участвовали многие, одни помогали финансами, другие вкладывали умение, третьи предлагали новые технические решения. Совместными усилиями было возведено уникальное по тем временам здание, постепенно ставшее центром политической и культурной жизни города.
Важно! Жрецы давали на территории храма неприкосновенность при условии, что человек пришел без оружия.
Вокруг возведения здания возникло несколько легенд. Учитывая пристрастие греков к всевозможным мистическим событиям, это не удивительно.
- Считается, что мрамор в окрестностях нашли с помощью баранов. Два самца затеяли драку и один стукнул рогами по скале, открыв мраморный скол. Проблема материала для постройки и облицовки была решена.
- Долго не могли решить задачу транспортировки колонн. Их размер и вес глубоко вдавливал повозки в песчаную поверхность. Их стали обшивать деревом, вбивая при этом в торцы прутья. Затем волы волоком тащили колонны к подножию здания.
- Иначе как вмешательством Артемиды трудно объяснить феномен установки колонн в идеально вертикальное положение, а также укладку каменной балки порога.
- Горизонтальные перекрытия, архитравы, нужно было уложить так, чтобы не повредить капители колонн. Снова применили нестандартный подход, предварительно уложив несколько пешком. Архитравы весом выдавливали песок, он постепенно высыпался, а перекрытия плавно становились на место.
- Кроме статуи богини, во внутренних помещениях хранилась уникальная картина, на которой изображен Александр Македонский в образе Зевса с мечом — молнией в руке. Причем мастерство художника было таково, что создавалось впечатление, будто острие выходило за рамки картины, а глаза героя следили за перемещением посетителей.
- В исторических летописях зафиксировано, что значительную сумму на строительство пожертвовал Крез.
В погоне за славой
Самоутверждаться можно разными способами. Одни пишут гениальные картины и создают скульптуры. А другие идут по пути разрушения. Так произошло и с храмом Артемиды Эфесской. Его величие и роскошь привлекли внимание Герострата. Не имея других талантов, он поджег здание, чтобы прославиться в веках, как величайший разрушитель. Внутренние помещения выгорели полностью, поскольку там было много деревянных элементов. Остались почерневшие и закопченные колонны и свод. Получилось, что здание простояло около 200 лет. Построенное в 550 году до н.э в 356 оно было уничтожено в первый раз.
Преступник не прятался, а с гордостью заявлял о своем поступке, объяснив, что таким образом хотел оставить память о себе в истории. Жители были настолько разгневаны вандализмом, что постановили навсегда вычеркнуть его имя из списков и никогда о нем не вспоминать. Снова заговорили о Герострате из-за трудов историка Феопомпа, где он упомянул о том, кто сжег храм Артемиды в Эфесе. История сохранила имя Герострата, но не как героя, а как величайшего глупца, уничтожившего одно из чудес света.
Храм, подобно фениксу, возродился в еще большем величии. Испорченные мраморные плиты облицовки сняли и заменили другими, во внутренних помещениях появились предметы искусства, статуи и драгоценные вазы, которые приносили в дар знатные посетители соседних стран. К подножию снова приходили горожане и гости Эфеса.
В III ст. до н.э. реконструкция была закончена, финансировал постройку Александр Македонский. Благодарные жители города выразили свою признательность, заказав Апеллесу портрет великого полководца и разместив его в центральной части неподалеку от статуи богини.
По величине храм Артемиды в Эфесе превосходит Парфенон, а по количеству инженерных разработок и богатству интерьера заслуженно стоит в одном ряду с другими чудесами света античного мира. К сожалению, он был разрушен повторно и разделил участь Колосса Родосского и Висячих садов Семирамиды, оставив о себе только память.
Где находится храм Артемиды и как до него добраться?
Предполагаемый вид храма можно увидеть только на картинке, расположение храма тоже оставалось загадкой. Давно изменились очертания прибрежной зоны и границы стран, по старинным указаниям бродить в поисках можно бесконечно. Обнаружить руины здания помог случай. В 1869 году английский археолог Вуд, проанализировав летописи, нашел приблизительные указания о месте Эфеса. Зная, в каком городе находился храм Артемиды, не составило труда очертить круг поисков, и через год туда выехала крупная экспедиция. Их добычей стали несколько мелких фрагментов. В XX веке удалось раскопать фундамент, восстановить часть колонны и обнаружить среди более поздних элементов остатки первого сооружения, сожженного Геростратом.
Чтобы посетить место, где высился храм Артемиды Эфесской, нужно добраться до поселения Сельчук и выйти на дорогу в Кудашасы, чуть дальше находится нижний вход в древний город.
Осмотр достопримечательности занимает 15 — 20 минут, поскольку от блистательного храма осталась только колонна и красочная история, похожая на сказку. Но поток туристов не иссякает, всем хочется если не прикоснуться к чуду, то хотя бы побывать на месте, где оно существовало.
Расположение на карте
Если ориентироваться на современную географию, то храм Артемиды находится в Турции, Эфес теперь принадлежал бы этой стране и находился у города Сельчук на юге Измира. Но в давние времена это была Древняя Греция. Много веков назад Эфес был крупным и богатым, велась оживленная торговля, у пристани встречались корабли из соседних стран. Теперь город с храмом Артемиды превратился в призрак прошлого, только археологические раскопки и память поколений не дали им исчезнуть насовсем.
Источник: