Где находится памятник медный всадник

Где находится памятник медный всадник

Содержание
  1. Кто изображён на памятнике Медный Всадник
  2. Медный всадник история создания памятника
  3. Скульптор Медного всадника Этьен Морис Фальконе
  4. Где находится Медный всадник
  5. Медный всадник
  6. История создания
  7. «Гром-камень»
  8. Описание памятника «Медный всадник»
  9. Памятник в культуре
  10. Как добраться
  11. Медный всадник
  12. История создания
  13. Интересные факты
  14. Мистика витает в воздухе: «Всадник Апокалипсиса» и другие легенды о статуе Петра на Сенатской площади
  15. Благословление царя
  16. Гром-камень
  17. Бедный, бедный Павел
  18. Всадник Апокалипсиса
  19. Змея-спасительница
  20. Враг не пройдет
  21. Медный всадник в Санкт-Петербурге — памятник Петру I
  22. Медный всадник — история создания
  23. Работа над памятником Петру I — Медный всадник
  24. Отливка Медного всадника
  25. Установка Медного всадника
  26. Памятник Медный всадник
  27. Медный всадник — название
  28. Легенды и Мифы о Медном всаднике
  29. Интересные факты о памятнике Медный всадник
  30. Медный всадник
  31. Легенда первая, металлическая
  32. Легенда вторая, каменная
  33. Легенда третья, архитектурная
  34. Легенда четвертая, шутливая
  35. Легенда пятая, серьезная

Кто изображён на памятнике Медный Всадник

Медный всадник – памятник императору Петру I в Санкт-Петербурге, грандиозный монумент, символизирующий мужество, силу духа и величие знаменитого правителя.

Большинство туристов, стремящихся осмотреть все достопримечательности Северной столицы, интересует, где именно в Петербурге находится легендарный памятник Медный всадник, изображающий Петра 1. Этот символ города насчитывает уже более двух веков и овеян множеством преданий и мифов.

Найти знаменитую статую, которой посвящена одноименная известная поэма А. С. Пушкина, не составит труда. Памятник Медный всадник находится на одной из центральных площадей Санкт-Петербурга – бывшей площади Декабристов (ныне Сенатской) – в открытом сквере. К нему очень удобно добраться через Александровский сад, пройдя через его западную часть.

Точный адрес Медного всадника в Санкт-Петербурге: Сенатская площадь, г. Санкт-Петербург, РФ, 190000.

Медный всадник история создания памятника

Идея создания монумента, призванного увековечить память выдающегося монарха, принадлежит императрице Екатерине II. Она считала, что подобное ответственное дело можно было бы поручить только истинному мастеру. В поисках такого человека князь Голицын – доверенное лицо императрицы – обратился за помощью к маститым представителям французской культуры того времени Дидро и Вольтеру. Великие философы посоветовали своей царственной корреспондентке Этьен-Мориса Фальконе – на тот момент автора не слишком известных скульптурных композиций.

Фальконе работал на заводе по производству фарфоровых изделий, но в глубине души давно мечтал попробовать свои силы в монументальном искусстве. В 1766 году он подписал с представителями Екатерины II контракт на создание бронзового памятника, согласно которому его вознаграждение составляло всего лишь 200 000 ливров.

Интересно, что в Россию Этьен-Морис приехал вместе с талантливой 17-ней ученицей Мари-Анной Колло, впоследствии вышедшей замуж за его сына. Об отношениях скульптора и его юной помощницы долго ходили различные слухи, причем не всегда приличные.

Мнения о том, как должен выглядеть символ российского самодержавия, оказались весьма различными:

  • Глава Императорской академии искусств Бельский считал, что Петра I необходимо изобразить величественно стоящим во весь рост и со скипетром в руке.
  • Императрица Екатерина II хотела видеть своего предшественника на коне, но обязательно с символами царской власти в руках.
  • Просветитель Дидро намеревался вместо статуи создать большой фонтан с фигурами аллегорического толка.
  • Скромный чиновник Штелин направил в Академию художеств письмо, в котором предлагал окружить статую императора изображениями добродетелей типа Честности и Правосудия, попирающими ногами пороки (Хвастовство, Обман, Лень и т. д.).

Однако автор будущего памятника Медный всадник имел собственное представление о том, как должно выглядеть его творение. Фальконе отказался от аллегорической трактовки образа императора и намеревался показать его как великого законодателя и радетеля о благополучии своей страны. Согласно замыслу скульптурной композиции, она должна была демонстрировать торжество человеческой воли и разума над стихийными природными силами.

Скульптор Медного всадника Этьен Морис Фальконе

Фальконе подошел к созданию Медного всадника в Санкт-Петербурге весьма ответственно. Модель статуи создавалась на протяжении 1768–1770 годов на территории бывшей летней резиденции императрицы Елизаветы. Прототипом коня для монумента послужили два орловских рысака Бриллиант и Каприз, считавшиеся украшением царских конюшен. По просьбе скульптора был сделан помост, высота которого практически совпадала с будущим пьедесталом. Один из офицеров верхом взлетал на его край и ставил коня на дыбы, так что Фальконе мог зарисовать все особенности строения туловища и мускулатуры лошади.

Голову императора вылепила Мария-Анна Колло, поскольку варианты ее наставника не были одобрены Екатериной II. В чертах лица Петра I с широко раскрытыми глазами отразились основные качества государя: мужество, сильная воля, высокий интеллект, справедливость. За эту работу императрица удостоила талантливую девушку членства в Императорской академии художеств и пожизненной пенсии.

Конь, на котором сидит государь, попирает копытами змею, которую изготовил русский мастер Гордеев.

После изготовления гипсовой модели Фальконе приступил к отливке статуи, но столкнулся с рядом проблем:

  • Из-за размеров монумента даже литейщики с хорошей репутацией отказывались заниматься отливкой, поскольку не могли ручаться за качество работы.
  • Когда наконец скульптор нашел помощника – мастера по изготовлению пушек Хайлова, оказалось очень сложно подобрать правильный состав сплава. Поскольку памятник имел лишь 3 точки опоры, стенки его передней части должны были быть не толще 1 см.
  • Первая отливка скульптурной композиции в 1775 году оказалась неудачной. Во время работы в мастерской лопнула труба, по которой текла расплавленная бронза. Катастрофические последствия удалось предотвратить благодаря мужеству Хайлова, заткнувшего дыру собственной одеждой и залепившего ее глиной. По этой причине верхнюю часть памятника пришлось заливать повторно спустя два года.

Множеством легенд овеяно происхождение постамента Медного всадника. В народе он известен как Гром-камень. В альтернативных исторических теориях, касающихся строительства Санкт-Петербурга, он занимает ключевое место. Некоторые исследователи предполагают, что официальная версия, согласно которой Гром-камень был перевезен в город из окрестностей небольшого поселения Конная Лахта, сфальсифицирована.

Однако исторические документы и свидетельства очевидцев, в том числе и иностранного происхождения, опровергают предположение, что гигантская гранитная глыба для памятника Медный всадник до обработки находилась на территории Петербурга. Любые попытки связать ее с мифологической цивилизацией атлантов, якобы и являвшихся основателями города на этом месте, безосновательны. Технологии того времени вполне позволяли перевезти даже такую огромную скалу на место возведения памятника.

Гром-камень весил более 1600 тонн, а его высота превышала 11 метров, поэтому до берегов Финского залива он был доставлен на специальной платформе. Она передвигалась по 2 желобам, расположенным строго параллельно друг другу. В них размещались три десятка больших шаров, выполненных из медного сплава. Передвижение платформы было возможно лишь в зимнее время, когда грунт подмерзал и лучше выдерживал тяжелый груз. Транспортировка этого натурального пьедестала до побережья заняла около полугода, после чего по воде он был перевезен в Санкт-Петербург и занял отведенное ему место на площади в 1770 году. В результате обтесывания размеры Гром-камня существенно уменьшились.

Через 12 лет после прибытия Фальконе в Северную столицу его отношения с государыней существенно ухудшились, поэтому он был вынужден покинуть страну. Работами по завершению статуи руководил Фельтен, а в 1782 году состоялось ее торжественное открытие.

Фальконе изобразил Петра I в простом и легком одеянии, без излишней роскоши, приличествовавшей его статусу императора. Этим он стремился показать достоинства монарха как человека, а не как великого полководца и победителя. Вместо седла конь покрыт звериной шкурой, символизирующей приход в страну благодаря Петру I просвещения и благ цивилизации.

Голову статуи венчает лавровый венок, а у пояса прикреплен меч, что говорит о готовности правителя в любой момент выступить на защиту Отечества. Скала обозначает трудности, которые Петру пришлось преодолевать в период своего царствования. Постамент украшает надпись, являющаяся данью уважения императрицы Екатерины II своему великому предшественнику, на русском и латинском языках. В складках плаща спрятана другая надпись, свидетельствующая об авторстве памятника. Вес монумента составляет 8 тонн, а высота – 5 метров.

С Медным всадником связано множество легенд, одну из которых отразил Пушкин в одноименной поэме. Согласно некоторым из них:

  • Якобы еще до установки скульптурной композиции призрак Петра I встретился будущему императору Павлу I на том месте, где сейчас располагается памятник. Почивший монарх предупредил своего наследника о грозящей тому опасности.
  • В 1812 году Медного всадника собирались эвакуировать, поскольку городу угрожали французы. Однако император явился во сне майору Батурину и сообщил, что пока он остается на месте, Петербургу ничего не грозит.
  • Некоторые люди верили, что памятник – это сам Петр I, решивший перескочить на любимом коне Неву со словами «Все Бога и мое». Однако он перепутал и сказал «Все мое и Бога», за что был покаран высшими силами и моментально окаменел прямо на площади.

Где находится Медный всадник

Памятник доступен для свободных посещений. Увлекательный рассказ о создании статуи и преданиях, связанных с ней, вы сможете прослушать, приняв участие в обзорных экскурсиях по Санкт-Петербургу. Их стоимость составляет в среднем от 780 RUR за человека до 2800 RUR – 8000 RUR за группу (в зависимости от продолжительности тура).

Читайте также  Колоннада казанского собора

Добраться до памятника можно несколькими способами:

  • От станции метро «Адмиралтейская» сверните налево к улице Малая Морская, затем поверните налево на проспект Декабристов и после этого сверните направо к берегам Невы. Путь займет не более 10 минут.
  • От станции метро «Невский проспект» пройдите вдоль канала Грибоедова до конца Невского проспекта и идите по направлению к Александровскому саду.
  • До Сенатской площади также курсируют автобусы № 27, 22 и 3, а также троллейбус № 5.

Медный всадник – это наиболее популярная достопримечательность Санкт-Петербурга, без осмотра которой получить полное представление о городе невозможно.

Медный всадник

Медный всадник в Санкт-Петербурге — памятник, посвященный русскому царю Петру I. Монумент является одним из главных символов города.

История создания

Модель Медного всадника создал французский скульптор Этьен Фальконе, которого рекомендовал Екатерине II философ Дени Дидро. Работа над статуей заняла у Фальконе 2 года. Помощниками скульптора были Федор Гордеев, вылепивший змею, и ученица Фальконе — Мари Анн Колло, создавшая голову статуи. В 1773 году в помощь французскому мастеру был назначен профессиональный архитектор Юрий Фельтен, который занимался общим руководством.

Гипсовая модель была закончена летом 1769 года и ожидала отливки. Сам Фальконе никогда не занимался подобной работой и потому отказался самостоятельно отливать статую. Первая, не совсем удачная, отливка состоялась в 1775 году. В процессе работы лопнула труба и только благодаря мастерству литейщика Емельяна Хайлова удалось спасти нижнюю часть скульптуры. Верхнюю часть закончили во время второй отливки, спустя 2 года.

Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа (18 августа) 1782 года на Сенатской площади Санкт-Петербурга. Фальконе на нем не присутствовал, так как покинул Россию в 1778 году. Работы по завершению проекта выполнил Юрий Фельтен. В 1976 году памятник был отреставрирован, так как на нем появились трещины.

«Гром-камень»

Пока шла работа над статуей в Петербург доставили «гром-камень» на котором установлен памятник. Камень нашли недалеко от деревни Конная Лахта. В настоящее время на этом месте находится Петровский пруд, который образовался в результате затопления котлована, после извлечения камня.

Перевозка и установка «гром-камня» заняла почти 5 месяцев, для этих работ специально выбрали зимнее время, чтобы земля не проваливалась под тяжелым грузом. На Сенатскую площадь огромную глыбу доставили на судне 26 сентября (7 октября) 1770 года. После обработки «гром-камень» значительно потерял в объеме.

Описание памятника «Медный всадник»

Медный всадник является вторым конным памятником, посвященным Петру I. Первый из них, работы скульптора Растрелли, находится перед Михайловским замком на Кленовой улице Санкт-Петербурга.

Концепция Медного всадника была разработана при участии Екатерины II, философов Дидро и Вольтера. Основная идея памятника заключалась в том, чтобы передать достижения Петра I в. развитии страны. Фальконе изобразил императора в простой развевающейся одежде, что по мнению автора отражает героизм Петра I. Царь восседает не в седле, а на медвежьей шкуре, которая символизирует народ, цивилизованный государем. Лавровый венок на голове и меч на поясе указывают на победы императора в качестве полководца. Петр I сидит на вздыбленном коне, под ногами которого извивается змея, что символизирует успешную борьбу с внешними угрозами. Кроме того змея служит более практичной цели, она обеспечивает устойчивость монумента, так как основной вес скульптуры приходится на задние ноги коня.

На постаменте имеется надпись «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782.», таким образом Екатерина II хотела показать преемственность власти.

Вид на памятник с Сенатской площади: панорама Google

Памятник в культуре

Самым известным произведением, благодаря которому памятник получил свое название, является поэма А. С. Пушкина «Медный всадник». По сюжету главный герой произведения — чиновник Евгений, потерявший свою возлюбленную в результате наводнения 1824 года, приходит к памятнику Петру I и бранит царя за создание Петербурга — города, который принес Евгению столько несчастий. Медный всадник оживает и бросается в погоню за главным героем.

Скульптуре часто приписывают мистические свойства. Известны легенды, когда бронзовая статуя являлась во снах или преследовала людей. Авторы художественных произведений не редко использовали этот мотив в своих книгах.

Как добраться

Медный всадник находится на Сенатской площади, рядом с Адмиралтейской набережной Санкт-Петербурга.

Остановка общественного транспорта «бул. Конногвардейский» находится в 5 минутах ходьбы от памятника. Здесь останавливаются автобусы № 3, 22, 27, 71, 100 и маршрутные такси № К-169, К-306.

От ближайшей станции метро «Адмиралтейская» (линия 5/фиолетовая ветка) идти около 10 минут. По дороге можно зайти в Александровский сад.

Заказать такси можно через мобильные приложения: Яндекс. Такси, Maxim, Uber, Gett.

Кроме того можно арендовать автомобиль, дорога от аэропорта Пулково займет около 40 минут.

Маршрут из аэропорта Санкт-Петербурга до Медного всадника на карте — Google Maps

Медный всадник: аэросъемка

Медный всадник

Медный всадник — самый знаменитый памятник Петру I — был установлен в 1782 году на Сенатской площади в Санкт-Петербурге по приказу Екатерины II.

История создания

Для работы был приглашен французский скульптор Этьен Фальконе, работавший в то время на фарфоровом заводе. Его кандидатуру предложил императрице Дени Дидро. , — писал философ о Фальконе. Получив приглашение, скульптор сразу же согласился, он всегда мечтал о монументальном искусстве.

Фальконе решил представить Петра I как .

Чтобы создать точную модель скульптор велел построить площадку с тем же наклоном, который должен был иметь постамент. Фальконе делал зарисовки, глядя, как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы. Голову Петра I вылепила ученица Фальконе Мари-Анн Колло. Скульптор трижды брался за эту работу, но каждый раз Екатерина II браковала ее. В результате Мари предложила свой эскиз, который и был утвержден императрицей. За эту работу девушку приняли в члены Российской Академии художеств, Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров. Змею под ногами коня — символ злых сил и победы Петра I над противниками его реформ, а также являющуюся третьей точкой опоры скакуна — выполнил русский скульптор Федор Гордеев.

Поиском камня-монолита Академия художеств занялась, когда еще не была готова модель памятника. Говоря современным языком, был объявлен конкурс на поиск камня для постамента, газета «Санкт-Петербургские ведомости» напечатала объявление. Камень был найден в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга крестьянином Семеном Григорьевичем Вишняковым. За эту находку его наградили премией в 100 рублей. Гранитная скала, разбитая ударом молнии, была названа «Гром-камень». Она больше чем на 4 м ушла в землю и вся была покрыта мхом. Монолит весил около 1600 тонн. Транспортировка камня заняла около полугода, сначала его на специальной платформе всю зиму волокли до Финского залива, а затем переправляли на судне.

Гигантский «Гром-камень» при огромном стечении народа прибыл в Петербург на Сенатскую площадь 26 сентября 1770 года. В то время это был пустырь, еще не было ни здания Сената, ни Исаакиевского собора. Начиная с 1775 года велись работы по отливке памятника. Этьену Фальконе не удалось завершить монумент самому, довершили дело Ю.М. Фельтон и Ф.Г. Гордеев.

Торжественное открытие памятника с военным парадом состоялось 7 августа 1782 года, в день 100-летия вступления Петра I на русский престол. Сигнал к открытию дала сама императрица.

Интересные факты

По повелению Екатерины II на постаменте начертано: «Екатерина II Петру I Лета 1782» на русском и латинском языках. Таким образом, императрица подчеркнула приверженность петровским реформам.

В память об открытии монумента была выпущена серебряная медаль с его изображением. Три экземпляра этой медали сделали из золота. Одну золотую и одну серебряную медаль императрица отправила Фальконе, который получил их из рук князя Д. А. Голицына в 1783 году.

Своим названием Медный всадник обязан одноименному произведению А.С. Пушкина, хотя выполнен памятник из бронзы. Медный всадник фигурирует в романах Ф.М. Достоевского и Андрея Белого.

Во время блокады Ленинграда Медный всадник был укрыт мешками с землей и песком, обшит бревнами и досками.

При реставрации памятника в 1976 году проводили исследование скульптуры при помощи гамма-лучей. Благодаря этому исследованию выяснилось, что каркас памятника может служить еще долгие годы. Внутрь фигуры была заложена капсула с запиской о реставрации, ее участниках и газетой от 3 сентября 1976 года.

Перед 300-летием Петербурга памятник был в очередной раз отреставрирован. Скульптуру очистили от патины, вокруг монумента установили невысокую ограду.

Мистика витает в воздухе: «Всадник Апокалипсиса» и другие легенды о статуе Петра на Сенатской площади

Петербург 18 августа отмечает важную дату. Ровно 239 лет назад, в 1782 году, был торжественно открыт знаменитый памятник Петру Великому — Медный всадник. Скульптура давно стала одним из главных символов Северной столицы. Однако внимание к памятнику столетиями и по сей день было приковано не только из-за его величественного внешнего вида. Медный всадник еще до своего возникновения на Сенатской площади был окутан мистическими историями и легендами, которых с течением времени становилось все больше.

Благословление царя

Этьен-Морис Фальконе, которому довелось ваять легендарный памятник Петру I, начал работать над его созданием в 1766 году. Создатель монументального произведения во время работы старался изучить как можно больше о жизни последнего царя всея Руси. Французский скульптор поднял множество архивов и документов, встречался с людьми, которые знали Петра Великого лично — все для создания достоверного образа императора.

Читайте также  Дом музей волконских в иркутске

Согласно легенде, Фальконе настолько старался прочувствовать все, что окружало царя, что однажды даже остался на ночь в спальне государя в его дворце в Летнем саду. Во сне скульптору явился дух Петра, которому тот пообещал служить верой и правдой и создать достойный великого государственного деятеля памятник.

Гром-камень

Напоминающий морскую волну камень, на котором поныне стоит бронзовая статуя всадника, долгое время был настоящей головной болью скульптора. Ходят слухи, что ради поисков глыбы даже дали объявление в газетах. На него откликнулся поставщик строительного камня Семен Вишняков, который узнал от неизвестного юродивого интересный факт: недалеко от Лахты была гранитная скала, которую сразила молния. Именно поэтому крестьяне прозвали расколотую глыбу Гром-камнем. Они также поговаривали, что во время Северной войны сам Петр Великий взбирался на скалу, чтобы лучше видеть расположение войск.

Как конкретно удалось в далекие от наших дней времена переместить громадину из Лахты на Сенатскую площадь, остается загадкой. Гравюры с изображениями и официальный документ о транспортировке Гром-камня могли быть лишь способом намеренно исказить правдивую информацию. Все ради того, чтобы скрыть, сколько людей погибло при перемещении валуна.

Бедный, бедный Павел

Еще одна мистическая история получила свое начало до возникновения памятника Петру Великому и обрела логичное завершение после смерти его правнука Павла I. Последний однажды якобы встретил подозрительного человека в черном плаще, который скакал прямо по Сенатской площади. Странная фигура обмолвилась пророческими словами: «Бедный, бедный Павел. Скоро ты снова увидишь меня здесь». Таким образом, Павлу довелось столкнуться лицом к лицу с призраком своего знаменитого родственника.

Однако встрече Павел I не сильно обрадовался. По словам очевидцев, мужчина побледнел как смерть и еще долго не мог оправиться от потрясения. И не зря он предчувствовал скорую кончину — Павла убили в Михайловском замке, несмотря на его так называемый защитный обряд — установку собственного памятника Петру с гравировкой «прадеду от правнука».

Всадник Апокалипсиса

Когда Медный всадник, наконец, стал достоянием Сенатской площади и всего города на Неве, старообрядцы дали ему собственное название. Так, памятник неофициально стал «Всадником Апокалипсиса», а во всех новшествах и преобразованиях людям мерещились пророчества. Они говорили, что памятнику «… имя смерть; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертой частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными».

Мистики памятнику прибавила и русская литература — спасибо Александру Сергеевичу Пушкину. Некоторые особо пытливые умы смогли найти подтверждение своих теорий в поэме великого классика «Медный всадник».

Змея-спасительница

Если верить еще одной легенде, Петр Великий едва не сгинул в Неве, когда в лихорадке ему померещилось наступление шведов. В бреду он пытался прыгнуть воду прямо на коне, но сделать царю это не удалось — змея обвила ноги скакуна.

Было ли это на самом деле, остается лишь догадываться. Доподлинно известно лишь одно — змея стала неотъемлемой частью монументального произведения. При этом создал ее не Фальконе, а русский скульптор Федор Гордеев.

Враг не пройдет

С течением времени Медного всадника начали наделять новыми свойствами. Так, в годы Великой Отечественной войны жители Ленинграда верили: памятник Петру Великому является хранителем города. Пока Медный всадник, а также статуи полководцев Суворова, Кутузова и Барклая де Толли стоят на своих местах, враг в город не пройдет. Так и случилось — за 900 дней блокады Ленинграда немцы не смогли прорваться в город, а памятники чудом остались целыми и невредимыми.

Напомним, что Медный всадник сейчас находится на масштабной реставрации. К юбилею, который состоится в 2022 году, памятник примет еще более строгий и стройный вид. Об этом писали НЕВСКИЕ НОВОСТИ.

Медный всадник в Санкт-Петербурге — памятник Петру I

Медный всадник в Санкт-Петербурге — самый известный памятник Петру I. Он расположен в открытом сквере на Сенатской площади и является уникальным произведением русской и мировой культуры. Медный всадник окружен известными достопримечательностями: с запада расположены здания Сената и Синода, с востока — Адмиралтейство, с юга — Исаакиевский собор.

Медный всадник — история создания

Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла. Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьен-Мориса Фальконе, работавшего в то время главным скульптором на фарфоровом заводе. «В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит. .. Корысти не знает», — писал Дидро о Фальконе.

Этьен-Морис Фальконе всегда мечтал о монументальном искусстве и получив предложение создать конную статую колоссального размера, не раздумывая согласился. 6 сентября 1766 года он подписал контракт, в котором вознаграждение за работу определялось в размере 200 тысяч ливров, что было достаточно скромной суммой — другие мастера просили значительно больше. 50-ти летний мастер приехал в Россию с 17-летней помощницей Мари-Анн Колло.

Мнения об облике будущей скульптуры были самые разные. Так, руководивший созданием памятника Президент Императорской Академии искусств Иван Иванович Бельской представлял скульптуру Петра I, стоявшего в полный рост с жезлом в руке. Екатерина II видела императора, восседающим на коне с жезлом или скипетром, а были и другие предложения. Так, Дидро задумал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами, а статский советник Штелин направил Бельскому подробное описание своего проекта, согласно которому Петр I должен был предстать в окружении аллегорических статуй Благоразумия и Трудолюбия, Правосудия и Победы, которые подпирают ногами пороки Невежество и Леность, Обман и Зависть. Фальконе отверг традиционный облик монарха-победителя и отказался от изображения аллегорий. «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения Народа. Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как побе­дителя, хотя он, конечно, был и, тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям», — писал он Дидро.

Работа над памятником Петру I — Медный всадник

Фальконе создавал модель скульптуры на территории бывшего временного Зимнего Дворца Елизаветы Петровны с 1768 по 1770 годы. Из императорских конюшен были взяты две лошади Орловской породы Каприз и Бриллиант. Фальконе делал зарисовки, глядя как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы. Модель головы Петра I Фальконе переделывал несколько раз, но так и не добился одобрения Екатерины II и в результате голову Медного всадника успешно вылепила Мари-Анн Колло. Лицо Петра I получилось мужественным и волевым, с широко открытыми глазами и озаренным глубокой мыслью. За эту работу девушку приняли в члены Российской Академии художеств и Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров. Змею под ногами коня выполнил русский скульптор Федор Гордеев.

Раздавленная змея символизирует враждебные силы

Гипсовая модель Медного всадника была изготовлена к 1778 году и мнения о работе были неоднозначными. Если Дидро остался доволен, то Екатерине II не понравился самовольно выбранный облик памятника.

Отливка Медного всадника

Скульптура была задумана колоссальных размеров и литейщики не брались за эту сложную работу. Иностранные мастера за литье требовали огромные деньги, а некоторые откровенно говорили, что отливка не удастся. Наконец, нашелся литейщик, пушечных дел мастер Емельян Хайлов, взявшийся за литье Медного всадника. Вместе с Фальконе они подбирали состав сплава и делали пробы. Сложность состояла в том, что скульптура имела три точки опоры и поэтому толщина стенок передней части статуи должна была быть небольшой — не более одного сантиметра.

Во время первой отливки труба, по которой заливалась бронза, лопнула. В отчаянии Фальконе выбежал из мастерской, но мастер Хайлов не растерялся, снял свой армяк и намочил его водой, обмазал глиной и приложил как заплату к трубе. Рискуя своей жизнью, он предотвратил пожар, хотя сам получил ожоги рук и частично повредил зрение. Верхняя часть Медного всадника все равно была испорчена, ее пришлось срубить. Подготовка к новой отливке заняла еще три года, но на этот раз она прошла удачно и в честь успешного завершения работы скульптор в одной из складок плаща Петра I оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1788 года».

Установка Медного всадника

Фальконе хотел установить памятник на постаменте в виде волны, выточенном из естественного куска скалы. Найти нужную глыбу высотой в 11,2 метров было очень трудно и поэтому в газете «Санкт-Петербургские новости» было опубликовано обращение к частным лицам, желающим найти подходящий кусок скалы. И вскоре откликнулся крестьянин Семен Вишняков, давно приметивший подходящую глыбу около деревни Лахта и сообщивший об этом руководителю поисковых работ.

Читайте также  Где находится дрезденская картинная галерея

Камень, весивший около 1600 тонн и названный Гром-камнем, доставляли сначала на платформе до побережья Финского залива, затем по воде до Сенатской площади. В извлечении и транспортировке камня участвовали тысячи людей. Камень установили на платформу, передвигавшуюся по двум параллельным желобам, в которую были уложены 30 выполненных из сплава меди шаров. Эту операцию проводили в зимнее время с 15 ноября 1769 года, когда земля была заледенелая и 27 марта 1770 года камень доставили к берегу Финского залива. Осенью глыбу погрузили на судно, специально построенное мастером Григорием Корчебниковым и 25 сентября 1770 года толпы народа встречали Гром-камень на берегу Невы у Сенатской площади.

В 1778 году отношения Фальконе с Екатериной II окончательно испортились и вместе с Мари-Анн Колло он был вынужден уехать в Париж.

Установкой Медного всадника руководил Федор Гордеев и 7 августа 1782 года состоялось торжественное открытие монумента, но его создатель так и не был приглашен на это событие. Военным парадом на торжестве руководил князь Александр Голицын, а Екатерина II прибыла по Неве в шлюпке и поднялась на балкон здания Сената. Императрица вышла в короне и порфире и дала знак открыть памятник. Под барабанную дробь полотняная ограда с монумента упала и полки гвардейцев прошли по набережной Невы.

Памятник Медный всадник

Фальконе изобразил фигуру Петра I в динамике, на вздыбленной лошади и тем самым хотел показать не полководца и победителя, а в первую очередь созидателя и законодателя. Мы видим императора в простой одежде, а вместо богатого седла — звериную шкуру. О победителе и полководце нам говорит только венчающий голову венок из лавра и меч у пояса. Расположение монумента на вершине скалы указывает о преодоленных Петром трудностях, а змея является символом злых сил. Памятник уникален тем, что имеет только три точки опоры. На постаменте выполнена надпись «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782», а на другой стороне тот же текст указан на латинском языке. Вес Медного всадника — восемь тонн, а высота — пять метров.

Медный всадник — название

Название Медный всадник памятник получил позже благодаря одноименной поэме А.С. Пушкина, хотя на самом деле монумент изготовлен из бронзы.

Легенды и Мифы о Медном всаднике

  • Существует легенда, что Петр I, находясь в веселом расположении духа решил на своем любимой лошади Лизетте перескочить Неву. Воскликнул: «Все божье и мое» и перескочил через реку. Второй раз крикнул эти же слова и тоже был на другом берегу. И в третий раз решил перепрыгнуть через Неву, но оговорился и произнес: «Все мое и божье» и тут же был наказан — так и окаменел на Сенатской площади, в том месте, где сейчас стоит Медный всадник
  • Говорят, что заболевший Петр I и лежал в горячке и причудилось ему, что наступают шведы. Вскочил он на коня и хотел ринуться к Неве на врага, но тут выползла змея и обвила ноги коня и остановила его, не дала Петру I прыгнуть в воду и погибнуть. Так и стоит Медный всадник на этом месте — памятник Как змея спасла Петра I
  • Существует несколько мифов и легенд, в которых Петр I пророчит: «Пока я на месте, моему городу нечего опасаться». И действительно, Медный всадник оставался на своем месте во время Отечественной войны 1812 года и во время Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда он был обшит бревнами и досками и вокруг него уложили мешки с песком и землей
  • Петр I рукой указывает в сторону Швеции, а в центре Стокгольма установлен памятник Карлу XII, противнику Петра в Северной войне, левая рука которого направлена в сторону России

Интересные факты о памятнике Медный всадник

  • Транспортировка камня–постамента сопровождалась трудностями и непредвиденными обстоятельствами и часто возникали аварийные ситуации. За той операцией следила вся Европа и в честь доставки Гром-камня на Сенатскую площадь была выпущена памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно. Генваря, 20, 1770»
  • Фальконе задумал монумент без ограды, хотя ограда всё-таки была установлена, но до наших дней не сохранилась. Сейчас находятся люди, которые оставляют надписи на памятнике и портят постамент и Медный всадник. Возможно, что в скором времени вокруг Медного всадника будет установлено ограждение
  • В 1909 и 1976 годах проводилась реставрация Медного всадника. Последнее обследование, проведенное с помощью гамма лучей, показало, что каркас скульптуры находится в хорошем состоянии. Внутрь памятника была заложены капсула с запиской о проведенной реставрации и газета от 3 сентября 1976 года

Медный всадник в Санкт-Петербурге — главный символ Северной столицы и полюбоваться одной из самых известных достопримечательностей города на Сенатскую площадь приходят молодожены и многочисленные туристы.

Медный всадник

Медный всадник, возвышающийся на Сенатской площади – самый известный памятник Петру I. Причем, популярным он стал практически с момента своего появления. Начиная с конца XVIII века о памятнике начали ходить городские легенды. Поэты слагали о нем стихи, а люди попроще сочиняли анекдоты. В наши дни изображение Медного всадника украшает открытки, сувениры и путеводители по Петербургу. Памятник включен в большинство популярных экскурсий по Петербургу. А город бережно хранит его легенды.

Легенда первая, металлическая

Несмотря на свое название, памятник сделан не из меди, а из бронзы. Медным он стал благодаря одноименной поэме А.С. Пушкина. Но почему поэт допустил подобную «ошибку»? На этот счет есть несколько версий.

  • Одни считают, что в названии медный скрыт намек на «медный», упрямый лоб. То есть – прямое оскорбление императора.
  • Другие уверены, что, напротив, слово «медный» было синонимом «прославленный». Вспомните медные трубы. А значит, этим названием поэт отдавал должное Петру.
  • Однако более похожа на правду третья версия. Памятник называли медным задолго до Пушкина. И этому есть свидетельства в литературе. Так что поэт просто использовал общеупотребимое название, чтобы каждый понимал, о каком памятнике идет речь.

Сенатская площадь. Фото: @olga.the.guide

Легенда вторая, каменная

Даже у камня, на котором стоит памятник, есть собственное имя и история. Гром-камень начинал свою жизнь как обычный валун. Все изменилось после того, как в газете «Санкт-Петербургские ведомости» дали объявление о поиске цельного куска скалы. Крестьянин, который на него откликнулся, сообщил, что есть такой камень. Однако лежит он в восьми верстах (в 8.5 км) от города и весит 1600 тонн.

Чтобы доставить Гром-камень на площадь, соорудили сложные механизмы. Первый, при помощи рычагов поднимал камень на платформу. Второй позволял везти эту платформу по желобам, внутри которых лежали металлические шарики.

Медный всадник. Фото: @bezrozovykh

Легенда третья, архитектурная

Екатерина II хотела видеть памятник Петру I с жезлом и скипетром в руках. Но скульптор Фальконе решился возразить императрице, что в те времена было неслыханной дерзостью. Еще более удивительно, что Екатерина приняла точку зрения самоуверенного француза. В результате Петр I предстал не в облике завоевателя, а в виде мудрого и несгибаемого правителя. Конь под ним олицетворяет мятежный народ. А змея под его копытами – противников реформ.

Саму же статуя создавали 8 лет. Основной сложностью стало найти баланс, держащийся на трех точках опоры. Работа длилась так долго, что скульптор уехал домой во Францию, так и не дождавшись ее окончания.

Медный всадник. Фото: @li_li_liliya

Легенда четвертая, шутливая

Много споров вызывает и то, что означает вытянутая рука императора. По одной версии, он указывает на место, где будет основан город. Другие верят, что этот властный жест направлен в сторону Швеции, давней противницы императорской России.

Однако в XIX шутники придумали альтернативное толкование. Согласно ей, правая рука указывает в направлении Невы. А локоть левой пренебрежительно направлен в сторону Сената (Верховного Суда по тем временам). Следовательно, жест императора означал, что лучше сразу утопиться в волнах Невы, чем судиться в коррумпированном Сенате.

Медный всадник. Фото: @imtheyoungestflexer1703

Легенда пятая, серьезная

Памятник Медному всаднику благополучно пережил несколько войн. Это удивительно, ведь он находится на открытом месте в центре.

  • В войну 1812 года Медного всадника хотели временно укрыть в Вологодской губернии. Однако от этой идеи отказались, так как одному из командующих приснился сон. В том сне Петр I обещал, что пока памятник на месте, город будет под его защитой.
  • Во время Великой Отечественной войны решили не рисковать и защитили памятник мешками с песком. А сверху обшили его бревнами и досками.

Салют на Сенатской площади. Фото: @paultwist8z

Любопытно, что даже во время сильных петербургских ливней на памятнике и на постаменте не образуется луж. Водяные струи стекают с него, словно почтительно огибая императора.

Любите легенды, загадки и тайны? Приглашаем на необычные экскурсии по Петербургу!

Источник: four-rooms.ru

Путешествуй самостоятельно