Гатчина дворец павла 1
- Большой Гатчинский дворец
- Новости Гатчинского дворца
- Цены на билеты в Гатчинский дворец в 2021 году
- Режим работы Гатчинского дворца 2021
- История
- Реставрации Гатчинского дворца
- Архитектура
- Интерьеры, залы и комнаты
- Экскурсии по Гатчинскому дворцу
- Как добраться до Гатчинского дворца
- На общественном транспорте
- На автомобиле
- Большой Гатчинский дворец: императорская резиденция в стиле английского замка
- История Гатчинского дворца
- Дворец графа Орлова
- Гатчина при Павле
- Гатчинский дворец при Николае I и Александре III
- Гатчина после революции
- Фотографии Большого Гатчинского дворца
- Адрес, режим работы, проезд
- История Гатчинского дворца и экскурсия по залам и другим помещениям
- Гатчинский дворец
- История появления и строительство
- Особенности здания
- Перестройка во времена Павла I
- Перестройка во времена Николая I
- Дворец в советское время
- Архитектура Гатчинского дворца
- Дворцовые интерьеры
- Залы Гатчинского дворца
- Мраморная столовая
- Тронная Павла I
- Малиновая гостиная
- Парадная опочивальня
- Белый зал
- Туалетная комната
- Аванзал
- Подземный ход
- Наши дни
- Гатчинский дворец
- Дом Павла I
- Перестройка дворца
- Гатчинский дворец сегодня
- Дворец Павла 1 в Гатчине.
- Гатчинский дворец
Большой Гатчинский дворец
Большой Гатчинский дворец является центральной достопримечательностью Дворцового парка в Гатчине, расположенного в 45 км от Санкт-Петербурга. До середины ХХ столетия дворец-музей считался крупнейшим среди аналогичных культурно-исторических объектов, находящихся в окрестностях Ленинграда. Его нередко называли «Пригородным Эрмитажем» и даже «Замком русского Гамлета». Он пережил величие, национализацию, разрушение, забвение и дождался настоящего возрождения.
Сегодня объект культурного наследия государственного масштаба, ставший одним из символов Гатчины, включен в список Юнеско как «памятник, связанный с историческим центром Санкт-Петербурга».
Новости Гатчинского дворца
В музейном комплексе проводятся различные мероприятия на постоянной, временной и заказной основе. Это:
Цены на билеты в Гатчинский дворец в 2021 году
Стоимость посещения постоянных экспозиций Гатчинского дворца:
- для взрослых — 450 руб.;
- для учащихся школ и студентов — 200 руб.;
- для людей старше 65 лет — 250 руб.;
- для семей (2 взрослых с детьми) — 1100 руб.
Родители могут воспользоваться уникальной возможностью знакомства ребенка с историческими материалами в игровой форме. Взятый в аренду за 250 рублей (+входной билет) «Музейный сундучок» раскроет множество тайн, станет сказочным проводником по дворцовым залам и даже переносным стульчиком или столиком. Программы различаются уровнем сложности и рассчитаны на детей 5–8 и 9–12 лет. Залог за «Музейный сундучок» составляет 1000 руб. Программа доступна со среды по воскресенье с 11:00 до 16:00.
Аудиогиды с обзорной экскурсией по Гатчинскому дворцу и с прогулкой по комнатам, где проживала семья императора Александра III, обойдутся по 200 руб. В качестве залога нужно оставить либо 2000 руб., либо водительское удостоверение.
Право на фото-, видеосъемку в Гатчинском дворце:
- любительская — 100 руб.;
- свадебная фотосессия — 2000 руб.
Доступ к экспозициям в парке (Собственный сад, павильоны) и Приоратском дворце оплачивается отдельно. Цены на билеты можно уточнить здесь.
Подробно о льготах и праве бесплатного входа указано на интернет-странице дворца-музея.
Режим работы Гатчинского дворца 2021
Музей в Гатчинском дворце работает по сезонному расписанию.
- с 17 июня по 31 августа — ежедневно с 11:00 до 19:00, касса — 10:00-18:00.
- с 1 сентября по 17 июня — с 10:00 до 18:00, кроме понедельника, касса — до 17:00.
- 1 июля;
- 5 августа;
- с 1 сентября по 14 июня — первый вторник каждого месяца.
История
Время строительства Большого Гатчинского дворца приходится на 1766–81 гг. Территория мызы была приобретена Екатериной II у князя Бориса Куракина и подарена за год до начала работ графу Григорию Орлову. Это была одна из благодарностей императрицы за участие ее фаворита в организации дворцового переворота, случившегося в 1762 г.
Строительство дворца продвигалось неспешно. Коробка была возведена в 1768 г., оформление экстерьера закончилось в 1772 г., а внутренняя отделка затянулась до 1781-го. За 15 лет Екатерина II не единожды наведывалась в Гатчину, чтобы лично ознакомиться с ходом продвижения работ. После смерти Орлова в 1783 г., она вновь выкупила Гатчинскую мызу, но уже у графских наследников и подарила ее своему сыну, будущему императору Павлу I.
В 1801 г. Гатчинский дворец вместе с угодьями перешел к вдовствующей императрице Марии Федоровне. Еще при жизни она распорядилась о порядке дальнейшего наследования загородного комплекса. Сначала он должен был перейти в вечное пользование Николаю I, а затем — к его прямым потомкам по мужской линии.
После отречения Николая II от престола, Временным правительством было принято решение о переводе императорских дворцов в статус национальных музеев. В дальнейшем его поддержали пришедшие к власти большевики. Гатчинский дворец открыли для широкой публики в мае 1918 года.
- июнь—август 1941 г. — в Удмуртию и Ленинград эвакуировано почти 12000 экспонатов музея. Остальные были спрятаны в подвалах и захоронены в парке;
- август—сентябрь 1941 г. — дворец поврежден в результате немецких бомбардировок;
- до января 1944 г. — период гитлеровской оккупации. Перед отступлением немецких войск здание было сожжено и заминировано, найденные ценности частично вывезены в Германию, частично — уничтожены;
- 1948 г. — проведен минимальный объем восстановительных работ. Вопрос о реконструкции музея отклонен безоговорочно;
- 1950–59 гг. — размещение во дворце Военно-морского училища и ВНИИ;
- 1960 г. — исключение объекта из списков архитектурных памятников;
- 1970-е — восстановление статуса архитектурно-исторического памятника;
- 1976 г. — начало реставрационных работ;
- 1985 г. — открытие для посетителей первых трех дворцовых залов и одной постоянной выставки.
После отклонения вопроса о воссоздании Гатчинского дворца-музея, сохраненные экспонаты были переданы 24 музеям. В родные пенаты уникальные предметы возвращаются с большим трудом. До сих пор многие из них находятся в «чужих» экспозициях.
Реставрации Гатчинского дворца
За всю свою историю дворец реконструировался несколько раз. Первая перестройка случилась при императоре Павле I в. 1796–97 гг. В этот период по проекту архитектора Винченцо Бренна были надстроены и оборудованы жилыми помещениями Кухонное и Арсенальное каре, заложены стенами открытые галереи и аркады, возведена бастионная стена и заложен Собственный сад.
Вторую серьезную перестройку начал Николай I в. 1840-е годы. Работы проводились под руководством русского архитектора, профессора Р. И. Кузьмина. На этом этапе реконструировались оба каре и парадная лестница. Кроме того, была снесена бастионная стена и установлен памятник Павлу I.
В 1880-х, уже при Александре III заменили водопроводные и канализационные сети, а также усовершенствовали систему отопления. В этот период в императорской резиденции появилось электричество, и был проведен телефон.
Приведением Большого Гатчинского дворца к виду, соответствующему периоду его наивысшего расцвета, приступили в 1976 г. Проект разрабатывался под руководством М. М. Плотникова, принимавшего участие в восстановлении многих архитектурно-исторических памятников, расположенных в окрестностях Ленинграда. В настоящее время реставрация дворцовых интерьеров продолжается.
Архитектура
Внешний облик Гатчинского дворца совместил в себе элементы средневекового замка и роскошной загородной усадьбы. В общий комплекс входят:
- центральный корпус;
- 2 полуциркулярные галереи;
- 2 служебных каре с внутренними двориками — Кухонное и Конюшенное (Арсенальное);
- две 5-тигранные башни — одна с часами, другая (сигнальная) с громоотводом.
Здание располагается на возвышенности, поэтому явно доминирует над всей округой. Северный фасад, выглядящий намного скромнее, обращен к Дворцовому парку и озеру, а южный, более величественный, — выходит на плац и Липовую аллею. Изогнутые полукружиями галереи изящно соединяют трехэтажный корпус с боковыми каре, внешние углы которых сглажены восьмигранными башнями, подчеркивающими сходство дворца со средневековым замком.
В целом планировка строения органична, каждый архитектурный элемент расположен на своем месте. Фасады украшены пилястрами, полуколоннами, оригинальными парапетами и аттиками, замковыми камнями и рельефными сандриками. Поэтажные деления подчеркнуты антаблементами.
Интерьеры, залы и комнаты
Внутреннее убранство дворца характерно для стиля русского классицизма, сложившегося на стыке XVIII–XIX столетий. Первоначально в интерьерах присутствовала изящная лепка, включающая декор с цветочными мотивами, и уникальный наборный паркет. Позже появилась характерная для барокко пышность — позолота и гобелены, орнаментальные формы и драпировка. И все это — в гармоничном сочетании со строгой античностью. За всю свою историю Гатчинский дворец не раз менял свое убранство.
Сегодня в Большом Гатчинском дворце можно посетить несколько отреставрированных залов и помещений, среди которых:
- Мраморная столовая;
- Тронная Павла I;
- Аванзал;
- Малиновая гостиная;
- Парадная опочивальня;
- Овальный будуар;
- Башенный кабинет;
- Белый зал;
- Туалетная;
- комнаты семьи императора Александра III и пр.
Интерактивный план дворца-музея:
Экскурсии по Гатчинскому дворцу
Стоимость индивидуального экскурсионного обслуживания на русском языке — 1600 руб., на иностранном — 2000 руб. (без учета музейного билета). Доплата за экскурсионное сопровождение по групповым сеансам — 100 руб. с каждого посетителя.
Кроме традиционных туров, проводятся театрализованные игры-экскурсии для групп от 5 до 25 человек. Их стоимость составляет 3000-7000 руб. Для детей школьного возраста предусмотрен целый ряд интерактивных программ по цене от 250 руб./чел. В каждом случае требуется покупка входного билета.
Прейскурант на театрализованные экскурсионные услуги, в том числе для молодоженов, начинается с суммы 15000 руб. Заказать индивидуальную музейную экскурсию можно по указанным выше телефонам или связавшись с администрацией по e-mail.
Как добраться до Гатчинского дворца
Доехать из Санкт-Петербурга до Большого Гатчинского дворца можно на общественном транспорте и автомобиле.
На общественном транспорте
В пределах Гатчины до остановки «Дворец» можно добраться на городских автобусных маршрутах — № 3, 7, 8, 28, 518, 525, 533, 537. Схемы их следования указаны на сайте.
От станции метро «Московская» Санкт-Петербурга до остановки «Дворец», расположенной напротив дворцового комплекса, доезжают:
- маршрутные такси — № 18 и 18А (выход на ул. Авиационную);
- автобусы — № 431 (выход на Алтайскую улицу).
С Балтийского вокзала Санкт-Петербурга до железнодорожной станции «Гатчина-Балтийская» отправляются электропоезда по расписанию. До комплекса останется пройти всего 500 метров.
На автомобиле
Из Санкт-Петербурга к Гатчинскому дворцу можно доехать по Киевскому шоссе (Р-23/Е-95). Время в пути — около часа.
Большой Гатчинский дворец: императорская резиденция в стиле английского замка
Среди дворцовых пригородов Санкт-Петербурга Гатчина стоит несколько особняком — дворец построен в нехарактерном для России стиле английского охотничьего замка.
Гатчинский дворец. Роспись по фарфору, вторая половина XIX века
История Гатчинского дворца
История Гатчины уходит своими корнями в XIII век. Этим временем датируются самые ранние археологические находки. К 1499 году относится первое письменное свидетельство в Новгородской писцовой книге о «селе Хотчино над озерком Хотчиным». По итогам Столбовского мирного договора 1617 года эти земли были переданы Швеции и вернулись вновь к России в августе 1702 года, в ходе Северной войны.
Дворец графа Орлова
В 1765 году императрица Екатерина II подарила эти земли своему фавориту, графу Григорию Орлову (1734-1783). В 1766 году на берегу красивого озера по проекту архитектора Антонио Ринальди начинается строительство дворца. К 1781 году был возведен трехэтажный центральный корпус, который соединялся двухъярусными полуциркульными галереями с одноэтажными служебными постройками, выстроенными в форме прямоугольников с внутренними дворами. Так возникли два «каре» — Кухонное и Конюшенное, впоследствии переименованное в Арсенальное.
Дворец украшали десять граненых башен. Узкие вестибюли завершали полуциркульные своды. К берегу Серебряного озера вел подземный ход. Все это придавало дворцу вид средневекового английского замка. Фасады и коридоры первого этажа были облицованы разнообразными гатчинскими известняками.
Гатчина при Павле
После смерти графа Орлова в 1783 году, Гатчина становится резиденцией будущего императора Павла. В 1890-е годы архитектор Винченцо Бренна перестраивает Гатчинский дворец. Он оставил прежнюю композицию здания, боковые каре надстроил до уровня галерей, которые сделал закрытыми. На плацу перед дворцом был прорыт ров с четырьмя мостами, установлены решетки и пушки. Все это усилило сходство дворца с европейским замком.
В 1799 году главным архитектором Гатчины был назначен Андреян Дмитриевич Захаров, закончивший работы Бренны. После убийства императора Павла в 1801 году Гатчина перешла вдовствующей императрице Марии Федоровне. В 1809-1811 годах архитектор Андрей Никифирович Воронихин произвел во дворце небольшие изменения.
Гатчинский дворец при Николае I и Александре III
Затем Гатчина становится одной из резиденций императора Николая I. В 1845-1856 годах под руководством архитектора Романа Ивановича Кузьмина были произведены существенные переделки: заново отстроены боковые каре, надстроены на один этаж боковые башни корпуса, наружные фасады облицованы парицкой и ротковской плиткой. В угловой башне Кухонного каре была возведена новая церковь, в Арсенальном каре оборудованы апартаменты для владельцев Гатчины. Комнаты XVIII века были отреставрированы, в центральном корпусе устроена новая парадная лестница. 1 августа 1851 года возле стены была установлена статуя Павла Первого работы И.Витали.
Император Александр III подолгу жил в Гатчине, за что его даже прозвали «гатчинским затворником». При нем во дворце появились новейшие технические усовершенствования: проведены электричество и телефон, заменены водопровод и канализация, калориферное отопление пришло на смену печному.
Гатчина после революции
После революции Гатчина была преобразована в музей, который открыл свои двери 19 мая 1918 года. В центральном корпусе и галереях экспонировались парадные и жилые комнаты конца XVIII века. В Арсенальном каре был организован музей дворцового убранства и быта второй половины XIX века. В помещениях, не умеющих историко-культурной ценности, устраивались временные выставки. До войны Гатчина была крупнейшим среди пригородов Ленинграда музеем.
Большой урон Гатчинскому дворцу был нанесен в годы Великой отечественной войны. Немцы быстро продвигались к Ленинграду, поэтому музейным работникам удалось спасти лишь основные коллекции и архив музея. 9 сентября 1941 года сотрудники музея были эвакуированы. До января 1944 года Гатчина была оккупирована немцами. Большому дворцу был нанесен серьезный урон. При их отступлении дворец был заминирован и сожжен.
После войны были проведены необходимые работы, в 50-е годы во дворце располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем — ВНИИ «Электронстандарт». Только в 1960-е годы началась реставрация. Большим подспорьем являлась большая коллекция акварелей 1870-х годов с видами парадных и жилых интерьеров. 9 мая 1985 года были открыты первые восстановленные залы дворца.
Фотографии Большого Гатчинского дворца
Находясь в Гатчинском дворце, обязательно поднимитесь на Сигнальную башню. Наверху расположена смотровая площадка, откуда открываются красивые виды на Гатчину, Гатчинский парк, а также сам Гатчинский дворец.
Лестница на Сигнальную башню Вид на Гатчинский парк с Сигнальной башни Панорама Гатчины с Сигнальной башни Панорама Гатчинского дворца с Сигнальной башни Часы и колокола на башне
Признаюсь, Гатчина — это один из моих самых любимых дворцов в пригородах Петербурга. По этим залам я, кажется, готова бродить бесконечно.
Парадная лестница Гатчинского дворца Аванзал Мраморная столовая Тронный зал Овальный будуар императрицы Марии Федоровны Парадная опочивальня Туалетная Картинный зал Белый зал
Часть помещений дворца до сих пор находится в процессе реставрации.
Чесменская галерея Храм Пресвятой Живоначальной Троицы в Гатчинском дворце Мраморная лестница Портрет Александра III Мраморная лестница Трон Александра III Личные покои Александра III и членов его семьи Личные покои Александра III и членов его семьи Личные покои Александра III и членов его семьи Личные покои Александра III и членов его семьи Кабинет управляющего Галерея
В сторону парка из дворца идет подземный ход.
Подземный ход Галерея
К Большому Гатчинскому дворцу примыкает большой парк с озерами, павильонами, декоративными мостами и прочими парковыми затеями.
Адрес, режим работы, проезд
Адрес: Гатчина, Красноармейский проспект, д. 1
Режим работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.00), выходной — понедельник, санитарный день — первый вторник месяца.
Телефоны: 8 (812) 958 0366 (справки, администратор); 8 (81371) 93 492, 8 (81371) 76 715 (заказ экскурсий)
Сайт: gatchinapalace.ru
Проезд:
- на а/м — Киевское шоссе
- на электричке — от Балтийского вокзала
- на автобусе № 431 и на маршрутке № 18 и 18А — от ст. м. «Московская»
Кроме того, Вы можете заказать экскурсию по Гатчинскому дворцу и парку.
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Я раньше частенько бывал в Гатчине, и мимо дворца ходил.
История Гатчинского дворца и экскурсия по залам и другим помещениям
Гатчинский дворец
Гатчинский дворец – бывшая резиденция российских императоров, построен в 45 километрах южнее Санкт-Петербурга на возвышенности близ Серебряного озера (1766-1781). Выделяется среди дворцовых комплексов Северной столицы тем, что создан в стиле европейского охотничьего замка.
История появления и строительство
Земли, на которых воздвигнут дворец, переданные прежде Швеции, вновь вернулись в Россию в августе 1702 года во время Северной войны. Петр I подарил расположенное среди лесов и чистых озер поместье сестре Наталье Алексеевне. Землю выкупила Екатерина II в подарок фавориту Григорию Орлову, по приказу которого в мае 1766 года архитектор Антонио Ринальди начал строить на месте усадьбы дворец с башнями и подземным ходом.
Особенности здания
Архитектор декорировал дворцовое здание гранеными башнями, к пруду вел подземный ход.
К зданию усадьбы пристроили два дугообразных крыла – галереи с лоджиями, по краям которых возвели симметричные прямоугольные здания с закрытыми внутренними дворами, ограничивающими территорию дворца.
Фасад нижних этажей облицован цветными гатчинскими известняками. На внутреннем фасаде установили две восьмигранные башни и статуи «Война» и «Мир», у главного входа – скульптуры «Справедливость» и «Осторожность».
Фасад главного здания облицевали травертином – износостойким отделочным камнем. В 1781 году граф Орлов поселился в шикарно отделанной резиденции. Хозяин приобрел во дворец дорогие произведения искусства, предметы интерьера, книги и оружие.
Перестройка во времена Павла I
Павел I, получивший наследство после смерти Григория Орлова в 1783 году, перестроил его на свой вкус. Будущий правитель Российской империи пригласил для этого итальянского архитектора Винченцо Бренну, который превратил дворец в военизированное крепостное строение с элементами загородного особняка.
Вместо зеленых лугов рядом появился каменный плац для военных парадов. Перед строением вырыли ров, перебросив через него мост, установили пушки. С 1796 года Гатчинский дворец – официальная императорская резиденция Павла I, а с 1881 года – императора Александра III. До 1828 года дворец принадлежал Павлу I. При Александре III здесь появилось электричество и телефон.
Перестройка во времена Николая I
Новую перестройку начал Николай I, пригласив Романа Кузьмина. Архитектор увеличил число внутренних комнат, добавил подземные этажи и надстройки. В стиле Ренессанса оформил вестибюль и Мраморную лестницу. В 1851 году реконструкция завершилась, а на плацу во дворе установили памятник Павлу I.
Дворец в советское время
В мае 1918 года дворец признан государственным музеем с 54 тысячами художественных объектов мирового значения. Во время Великой Отечественной войны немецкие солдаты подожгли резиденцию, экспонаты удалось сохранить.
В 1950 году он перешел в ведение Военно-Морского училища СССР. После масштабной реконструкции в мае 1985 года для туристов открыли парадные залы и подземный ход, ведущий из императорских покоев к Серебряному озеру. В Гатчинском дворце снимали фильмы «Левша», «Юнкера», Война и мир».
Архитектура Гатчинского дворца
Гатчинский дворец – архитектурно-дворцовый ансамбль, сочетающий черты классицизма в интерьерах с элементами средневековых замков во внешнем облике.
- Главный корпус с пятигранными башнями по сторонам.
- Две полукруглые галереи.
- Два прямоугольных здания с восьмигранными башенками по углам.
Здание расположено на холме, северный фасад обращен к Белому озеру и Дворцовому парку, южный – на плац внутреннего двора. Первый этаж главного здания и галерей отделан простыми пилястрами. Окна украшают рельефные наличники.
На втором этаже богатые пилястры и колонны. Третий этаж – с простейшими наличниками на окнах.
Северный фасад открывается постепенно при обходе и выглядит скромно. Центр фасада украшает балкон с ажурной решеткой. К аркам входных дверей ведет широкая гранитная лестница, имеющая всходы с трех сторон.
Изогнутые галереи изящно соединяют трехэтажный корпус с боковыми зданиями. Внешние углы, сглажены восьмигранными башнями, что подчеркивает сходство дворца со средневековым замком.
Дворцовые интерьеры
Гатчинский дворец не раз менял убранство. Реконструировались:
- Мраморная столовая.
- Тронная Павла I.
- Аванзал.
- Малиновая гостиная.
- Парадная опочивальня.
- Овальный будуар.
- Туалетная комната.
- Комнаты семьи Александра III.
Архитекторы воплощали в жизнь новые веяния и приспосабливали резиденцию под растущие потребности владельцев. Интерьеры дворца создавались в два этапа. Первый архитектор Антонио Ринальди украшал залы тонкой изысканной лепкой, наборными паркетами из ценных пород дерева. Стены декорировались стилизованными цветами, плодами, побегами.
Второй архитектор Винченцо Бренни оформил залы по-новому, сочетая строгие античные архитектурные формы с барочной пышностью. Лепка и позолота, включенная в сложные композиции, смотрелась богато и изысканно. Драпировки и гобелены – торжественны и загадочны.
Залы Гатчинского дворца
Главный элемент убранства залов Гатчинского дворца – большие живописные полотна. Для этого архитектор определил место, разделив площадь стен тонкими профилированными тягами.
Мраморная столовая
Мраморная столовая площадью 110 квадратных метров использовалась для парадных обедов. Стены украшают живописные полотна. Главное украшение зала – колонны каррарского мрамора с капителями.
Установленные на невысокие пьедесталы, они поддерживают карнизы, богато украшенные лепниной. Стволы колонн декорированы валиками. Пышная отделка перекрытия, полотнища дверей, паркет геометрического рисунка выглядят торжественно и строго.
Гипсовые барельефы на стенах изображают сцены из мифов о греческом боге виноделия Дионисе. Лепной потолок украшен двумя живописными плафонами. Изящно смотрятся предметы декоративной бронзы: часы и подсвечник, мраморный камин, украшенный зеркалом в бронзовой золоченой оправе.
Тронная Павла I
Торжественный и нарядный зал площадью 50 квадратных метров. Украшают зал французские гобелены и декоративные ковры из Индии. Над камином – гобелен богини плодородия Цереры.
Паркет из ценных пород дерева. В центре паркетного покрытия переплетенные венки, окруженные фигурной сеткой из ромбов. Резное золоченое тронное кресло – работа придворного мастера Мейера.
Довершает убранство зала бронзовый стол с круглой доской из яшмы и деревянные белые торшеры. На потолке – лепнина с одноглавыми орлами, венками, гирляндами с обильной позолотой.
Малиновая гостиная
В Малиновой гостиной гобелены и мебель вишневого цвета. Украшает зал люстра из слоновой кости с бронзой и декоративные вазы, украшенные фигурками детей, гирляндами цветов, листьев, гроздьями винограда. Обитая малиновым бархатом резная мебель доставлена во дворец из Франции.
Двери гостиной украшены живописными панно на мифологические сюжеты. Полотнища дверей сверкают золоченым резным орнаментом. Карниз декорирован лепными деталями. Паркет расписан букетами и венками.
Парадная опочивальня
Парадная опочивальня площадью 72 квадратных метра. Каждая стена имеет оригинальную отделку, построенную на сочетании белого и голубого цветов, изысканно оттененных позолотой. Голубой лионский шелк, вытканный серебром медальонами, букетами цветов украшает стены. Размещенные напротив друг друга зеркала создают видимость бесконечного пространства.
Резная кровать огромных размеров с балдахином над ней соседствует с синими фарфоровыми вазами в золоченой бронзе и сочетается с декором дверных полотен. В алькове – потайная дверь на темную винтовую лестницу, ведущую в покои императора.
Белый зал
Белый зал площадью 250 квадратных метров – для многолюдных торжественных церемоний. Лепные украшения стен, мраморные барельефы, арочные оконные проемы, двери из ценных пород дерева с мраморными наличниками украшают зал. Статуи в египетских одеяниях и жрецы с жертвенным подносом, выполненные из черного мрамора, смотрятся необычно и грациозно.
Туалетная комната
Туалетная комната дворца украшена лепниной. Стены серо-голубого цвета с изображением венков, зверей и птиц. Простенки оживлены гирляндами. Над дверями – панно со спящими мраморными амурами. Паркет украшает виртуозный рисунок растительного характера.
Аванзал
Аванзал – приемная для гостей, ожидавших Высочайшего выхода, открывает анфиладу парадных помещений. Зал площадью 55 квадратных метров при Павле I служил для смены караула, охраняющего внутренние покои дворца.
Стены украшает лепной декор: шлемы римских воинов, знамена и щиты. Над мраморным камином с лазуритом – портрет императора Павла I. Вдоль стен расставлены стулья красного дерева.
Подземный ход
Подземный ход длиной 130 метров ведет в грот и выходит на берег Серебряного озера. Стены хода отделаны известняком. Это один из многих ходов подземелья, образующих ходов. В подвалах хранили пищу и вино.
Наши дни
В наши дни Гатчинский дворец – музей. Переживший величие, национализацию, разрушение, забвение и возрождение, которым занялись вплотную в 1976 году. Реставрационные работы продолжаются по сей день. Гатчинский дворец включен в список ЮНЕСКО как «памятник, связанный с историческим центром Санкт- Петербурга».
Гатчинский дворец
Изначально дворец в Гатчине строился для фаворита Екатерины II графа Григория Орлова по проекту архитектора Антонио Ринальди в стиле итальянского палаццо, строительство было завершено в 1781 году.
Изначально дворец в Гатчине строился для фаворита Екатерины II графа Григория Орлова по проекту архитектора Антонио Ринальди в стиле итальянского палаццо, строительство было завершено в 1781 году.
Кроме замка с башнями, Ринальди воздвиг в парке Чесменский обелиск в честь победы русского флота над турецким в бухте Чесма в 1770 году, колонну Орла (она посвящалась графу Орлову), создал грот «Эхо», завершающий подземный ход от дворца к Серебряному озеру, заключил в гранитную оправу Восьмигранного колодца сильный подземный ключ рядом с Серебряным озером.
Дом Павла I
После смерти графа в 1783 году Екатерина II выкупила дворец у его наследников и подарила сыну Павлу I. Григорий Орлов не жил в Гатчине постоянно, посещая дворец во время охоты или отдыха, для Павла же Гатчина стала поистине домом.
Трехэтажный центральный корпус был соединен переходами с боковыми флигелями, квадратными в плане. Фасад дворца облицован местным известняком пудостским камнем. Совместно с архитектором Винченцо Бренна Павел Петрович перепланировал парк и занялся перестройкой дворца, сделав парадные залы с роскошными интерьерами.
Увлечение Павла военным делом отразилось в новом облике построек. Из охотничьего дома гатчинский ансамбль превратился в замок с крепостным рвом и широким плацем для военных парадов. На этом плаце в 1851 году, после смерти императора, поставили ему памятник работы скульптора Ивана Витали.
Парк Гатчинского дворца был разбит в живописном месте, обустроен в английском стиле и включал в себя сложную систему озер.
В былые времена к Серебряному озеру из дворца можно было попасть через подземный ход. Сам ход сохранился и сегодня, но теперь он тупиковый. При Павле I пейзажный парк дополнили архитектурными постройками, появилось Адмиралтейство для кораблей озерной флотилии, по проекту В. Бренны построили пристань-террасу, соорудили мосты, архитектор Н. Львов спроектировал Амфитеатр. Память о романтических отношениях императора с его супругой хранит павильон Венеры, который расположен на углу острова Любви и с трех сторон омывается водой Белого озера.
Самая необычная постройка дворцового комплекса — Приоратский (Земляной) дворец. Архитектор Н. Львов использовал смелую идею построить дворец из земли землебитным способом. Работы по строительству дворца завершились в 1799 году. По замыслу дворец был возведен для приора Мальтийского ордена, Великим магистром которого был Павел. Но по назначению дворец никогда не использовался.
После смерти Павла Петровича владелицей Гатчины стала вдовствующая императрица Мария Федоровна. 21 января 1827 года она составила завещание, в котором Гатчинский дворец переходил «в вечное владение» императора Николая I и его потомства мужского пола.
Перестройка дворца
В 1840-х годах начались работы по перестройке дворца под руководством Романа Ивановича Кузьмина. Реконструкция коснулась боковых корпусов — Кухонного и Арсенального каре. В обновленных помещениях Арсенального каре расположились апартаменты царской семьи. Во времена правления Николая I и Александра II Большой Гатчинский дворец использовался для охоты в окрестных лесах и кратковременных посещений. Своим домом его выбрал император Александр III в 1881 году. Александр Александрович начал создавать во дворце экспозицию произведений искусства, некоторые экспонаты были приобретены еще графом Г.Г. Орловым. После смерти императора постоянным местом жительства дворец оставался для вдовствующей императрицы Марии Федоровны.
19 мая 1918 года, после революции, Гатчинский дворец приобрел статус музея и был открыт для посетителей. Интерьеры императорской резиденции сохранялись в новом музее до 1941 года, с началом войны была проведена эвакуация сотрудников и наиболее ценных экспонатов. В июле начались бомбежки Гатчинского района немецкой авиацией, в результате которых дворец значительно пострадал. Работы по спасению Гатчинского дворца были предприняты в 1944 году. Музейные работники пытались вернуть экспонаты, что-то удалось обнаружить у местных жителей. Были проведены несколько выставок из уцелевших предметов.
Вплоть до 1976 года масштабные реставрационные работы во дворце не проводились, в разное время в нем размещалось военно-морское училище, затем институт «Электронстандарт».
Гатчинский дворец сегодня
8 мая 1985 года после реставрации для посещения были открыты три парадных зала дворца. Реставрационные работы продолжаются до сих пор. Кроме помещений самого дворца будут восстановлены парковые постройки, например Фермы со скотным двором. Царские особы приходили на Ферму в специальный «павильон для отдыха», чтобы отведать домашнего молока и творога. Руководство музея планирует отреставрировать павильон и возобновить работу Фермы.
Дворец Павла 1 в Гатчине.
Строительство
В 1765 году Екатерина II выкупила Гатчинскую мызу (будущий город Гатчину) у князя Бориса Александровича Куракина и подарила её своему фавориту графу Григорию Григорьевичу Орлову в благодарность за организацию дворцового переворота 1762 года, в результате которого она стала императрицей. 30 мая 1766 года на территории мызы началось строительство Гатчинского дворца.
Для разработки проекта дворца Григорий Орлов совместно с Екатериной II пригласили итальянского архитектора Антонио Ринальди. Его проект удачно сочетал в себе элементы русской загородной усадьбы и английского охотничьего замка. В итоге Гатчинский дворец стал единственным замком в пригородах Петербурга. Строительство продвигалось медленно, в конце 1768 года дворец был доведён до карниза, в 1770 году начались работы по наружной отделке, которые продолжались до 1772 года. Внутренняя отделка затянулась до конца 1770-х годов (в центральном корпусе дворца до 1950-х годов сохранялась медная доска с указанием дат начала и окончания строительства «Заложен в 1766 мая 30. Окончен 1781 года»).
После окончания строительства новый дворец представлял собой здание, состоящее из трёх связанных между собой частей. Основная часть — центральный трёхэтажный корпус с примыкавшими к нему двумя пятигранными башнями. На южной были часы, на северной — громоотвод. Главный корпус соединялся двумя полуциркульными галереями с одноэтажными служебными каре — Кухонным и Конюшенным, представлявшими собой замкнутые четырехугольники с внутренними дворами, по углам которых располагались восьмиугольные башни. Снаружи здание было облицовано парицким известняком, добывавшимся недалеко от Гатчины в деревне Парицы. Облицовка вестибюля и парапета над карнизом была сделана из пудостского камня. Сведений о внутреннем убранстве дворца в эти годы практически не сохранилось, так как были утеряны описи имущества графа Орлова.
Орлов недолго прожил в новом дворце. После его смерти в начале 1783 года Гатчина была выкуплена обратно у его братьев Екатериной II (4 июля 1783 года) и 6 августа этого же года была подарена великому князю Павлу Петровичу (будущему императору Павлу I), куда новый владелец переехал в сентябре. В это время Павел Петрович был занят строительством своей резиденции, которая была названа его именем (Павловск). Из-за ограниченности личного бюджета Гатчиной он смог заняться только когда в Павловске были закончены основные работы, в 1790-х годах.
Первая перестройка дворца
Существовало несколько неосуществлённых проектов перестройки дворца. Один из них представляет особый интерес, поскольку на плане, датируемом 1783 годом, на оси Гатчинского дворца (на месте современного Балтийского вокзала) показан новый монументальный дворец, замыкающий своим массивом обширный плац перед дворцом. Этот проект не был осуществлён в Гатчине, но явился прообразом Михайловского замка в Санкт-Петербурге. Другой проект предполагал строительство ещё одного обширного дворца с тремя внутренними дворами на территории, прилегающей к Арсенальному каре.
Но глобальные планы перестройки дворцового комплекса не были одобрены Павлом I и было принято решение о расширении служебных помещений имеющегося дворца. Основной этап работ во дворце начался в 1796 году, архитектором стал Винченцо Бренна, работавший в то время в Гатчине. В его задачу входили надстройка обоих каре вторыми и третьими этажами и приспособление их под жильё, а также переделка открытых галерей — колоннад во втором этаже главного корпуса. После перестройки вместо открытых галерей появились стены, декорированные полуколоннами. Кроме того, стены появились на первом этаже в центре главного корпуса на месте открытых аркад и сквозного прохода в парк. Работы по устройству комнат для семьи Павла I в Арсенальном каре (бывшем Конюшенном) и в главном корпусе дворца были начаты в 1797 году. Кроме этого площадь перед дворцом, занятая газонами, была превращена в плац, окружённый бастионной стеной, а со стороны парка на прилегающей к дворцу территории устроен небольшой Собственный сад.
В 1799 году Павел I назначил главным архитектором Гатчины Андреяна Дмитриевича Захарова. Ему пришлось закончить некоторые работы во дворце, так как в это время Бренна был занят на постройке Михайловского замка в Петербурге. В частности Захаров закончил надстройку Кухонного каре. Также по его проекту на месте старой церкви во дворце, которая существовала ещё с орловских времён, в 1800 году была построена новая.
После смерти Павла I в 1801 году Гатчина стала принадлежать его жене Марии Фёдоровне. По её желанию в 1809—1811 годах архитектором Андреем Никифоровичем Воронихиным во дворце были произведены небольшие переделки. В основном они касались внутреннего убранства дворца, а также для приспособления его «на случай зимнего пребывания».
Вторая перестройка дворца
Следующий этап крупных работ по перестройке дворца пришёлся на 1840-е годы, когда он принадлежал императору Николаю I. С 1844 года работами в Гатчинском дворце руководил Роман Иванович Кузьмин, который с 1841 года был в должности главного архитектора Министерства Императорского двора. Основные работы велись в каре, которые были практически полностью перестроены. В каре были сделаны подвальные этажи, увеличена высота первого и третьего этажей, а между ними построен небольшой второй этаж, который рассматривался как антресольный. За счет перестройки высота каре увеличилась до высоты полуциркульных галерей. Из-за изменения высоты каре центральный корпус дворца перестал доминировать над зданием, поэтому под руководством Кузьмина к боковым башням корпуса был достроен ещё один этаж. Кроме крупных работ по реконструкции дворца в центральном корпусе были проведены реставрационные работы и перестроена парадная лестница. На балконе фасада, выходящего на плац был построен навес, поддерживаемый колоннами, которые по замыслу архитектора должны были быть мраморными, но в конечном итоге были выполнены из чугуна. Также в 1850 году были полностью разобраны обветшавшие бастионы и подпорные стены, окружавшие плац перед дворцом, и возведены заново без изменения первоначального замысла Бренны. Это были последние крупные работы по перестройке дворца, при следующих владельцах проводился только необходимый текущий ремонт.
1 августа 1851 года на плацу перед дворцом был установлен памятник Павлу I, отцу Николая I.
При императоре Александре III в 1880-х годах во дворец были проведены электричество, телефон, заменены водопровод и канализация, печное отопление заменено калориферным.
Дворец после революции
После Февральской революции 1917 года и отречения от престола императора Николая II к власти пришло Временное правительство во главе с Александром Фёдоровичем Керенским. Дворец перестал принадлежать царской семье, и по решению нового правительства 27 мая 1917 года в пригородных дворцовых резиденциях начали работать комиссии по приемке и описи имущества дворцов. Гатчинскую комиссию возглавлял Валентин Платонович Зубов. Параллельно обсуждался вопрос о дальнейшем использовании дворцов. Было решено, что дворцы, в том числе и гатчинский, должны стать национальными музеями. После Октябрьской революции, 26 октября 1917 года, Зубов стал первым директором гатчинского дворца-музея.
В дни революции в Гатчине столкнулись казачьи части генерала Краснова и отряды красногвардейцев. 27 октября 1917 года во дворец прибыл штаб третьего конного казачьего корпуса во главе с председателем временного правительства Керенским. 1 (14) ноября 1917 года на площади перед дворцом был проведён митинг, на котором нарком советского правительства по военным и морским делам Павел Ефимович Дыбенко убедил казачьи части не выступать против советской власти в Петрограде, в результате чего в ночь с 1 на 2 ноября Керенский покинул дворец, который заняли революционные войска.
Для посещения музей был открыт 19 мая 1918 года.
Период с 1918 по 1941 год был временем развития дворца как музея. Только в 1919 году, во время Гражданской войны, дворец оказался в зоне боевых действий, когда войска Юденича вошли в Гатчину. Красноармейцы, погибшие во время этих событий, были похоронены на плацу перед дворцом. Могила до нашего времени не сохранилась.
Сохранились данные о посещаемости дворца-музея в первые годы после его открытия. Например, в 1921 году музей посетило наибольшее количество посетителей — более 21 тысячи человек.
Дворец в годы Великой Отечественной войны
После объявления о начале войны в пригородных дворцах-музеях, в том числе и в гатчинском, начали принимать меры по эвакуации ценностей и по защите зданий от воздушных бомбардировок. 15 августа 1941 года под окнами дворца разорвалась первая авиабомба, а уже в конце месяца город оказался в пределах досягаемости немецкой артиллерии. 24 августа снарядами было повреждено Арсенальное каре, а 3 сентября во двор каре упала авиабомба, причинившая ему значительные повреждения.
Осуществить полную эвакуацию находящихся во дворце ценностей не удалось. Только четыре эшелона с самыми ценными экспонатами были отправлены в тыл, а также один эшелон был отправлен в Ленинград. Оставшееся имущество было размещено в подвалах дворца, часть крупной скульптуры была захоронена в парке, другая часть закрыта мешками с песком. Только 9 сентября оставшиеся сотрудники музея эвакуировались. В этот же день снарядом была повреждена башня Кухонного каре, другой снаряд взорвался около паркового фасада дворца.
Гатчина и дворец до января 1944 года находились в руках оккупантов. При отступлении немецкие войска сожгли и заминировали гатчинский дворец. Часть оставшихся ценностей они уничтожили, часть увезли в Германию. На одной из стен дворца на штукатурке сохранилась надпись «Здесь были мы. Сюда мы больше не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто»[2]. Эта надпись с фрагментом стены была сохранена и сейчас демонстрируется в экспозиции дворца.
Дворец в послевоенные годы
В послевоенные годы началось восстановление Гатчинского дворца. Но работы, проводимые во дворце, не были реставрационными в полном смысле этого слова. Принимались меры, чтобы это здание можно было использовать. В 1944 году уцелевшие мраморные, гипсовые барельефы и отдельные декоративные детали были закрыты временными щитами. В 1948 году были восстановлены межэтажные перекрытия, кровля, оконные и дверные проёмы.
В 1961—1963 годы начались работы по восстановлению дворца как памятника русской культуры. Архитектором М. М. Плотниковым была начата разработка проекта возрождения Гатчинского дворца. Проводились архитектурные обмеры, поиск архивных материалов, выполнялись чертежи интерьеров первого и второго этажей. Однако работы были прерваны и возобновились только в 1976 году.
Восстановительные работы продолжались около девяти лет, и первые интерьеры дворца-музея были торжественно открыты для обозрения 9 мая 1985 года, в сорокалетний юбилей Победы.
Восстановление интерьеров дворца продолжается и сейчас. Средства, выделяемые на восстановление дворца в постперестроечное время были минимальны, но с 2006 года значительно увеличились. Полное восстановление дворца и парка планируется к 2012 году.
Большой дворец является одним из неофициальных символов Гатчины — его изображение часто можно встретить на сувенирной продукции, на обложках книг, посвящённых городу.
Гатчинский дворец
Продолжаем прогулку по Гатчине. После Приоратского дворца дворца предлагаю посетить Гатчинский дворец. История дворца в Гатчине начинается с 1765 года, когда Григорий Орлов получил в подарок от Екатерины II это имение. И с 1766 года под руководством Антонио Ринальди началось строительство прекрасного дворца. К 1781 году дворец был готов, но судьба распорядилась иначе и в 1783 году, после смерти Орлова, Екатерина выкупает дворец для своего сына Павла Петровича, хотя у Павла уже был прекрасный дворец в Павловске. Теперь для меня неудивительно, что здание начал переустраивать любимый архитектор Павла I Винченцо Бренна. После трагической гибели Павла его вдова Мария Федоровна осталась хозяйничать в Гатчине, а уже после ее смерти перестраивал Гатчину Николай I. Затем настала небольшая пора забвения усадьбы, но после воцарения Александра III в 1881 году Гатчинский дворец обрел вторую молодость. Этот император любил Гатчину и проводил здесь довольно много времени. После революции Гатчина стоновится музеем, что спасало ее от разграбления, но во время Великой Отечественной войны музей сильно пострадал. Реставрационные работы здесь идут до сих пор.
И теперь предлагаю пройти во дворец.
Сразу говорю, что в подземный ход не пойдем, потому что туда ходят группами, а у нас индивидуальный тур… Хотя вестибюль впечатляет не меньше
Основное время проведем на втором этаже среди парадных залов. Начнем с Мраморной столовой, предназначавшейся для парадных обедов
Верхняя Тронная Павла
Далее осматриваем Малиновую гостиную Марии Федоровны. Здесь выделяется гобелен из серии «История Дон Кихота», подаренной Павлу Людовиком шестнадцатым в 1782 году во время путешествия по Европе «графа и графини Северных» (под этими именами посещали дворы Европы Павел Петрович и Мария Федоровна). Серия была из трех гобеленов, но после войны два из них забрали в восстанавливаемый Павловск, чтобы компенсировать утрату тамошних гобеленов — их еще перед Великой Отечественной войной продали за границу. В Гатчине ждут возвращения своих гобеленов, а в Павловске их отдавать похоже не собираются
Парадная опочивальня Марии Федоровны. Здесь после войны интерьер полностью восстановлен. Кстати, можно опять сравнить с Павловском))
Овальный будуар Марии Федоровны
Без Тронной Марии Федоровны никак обойтись нельзя. А при Орлове комната была Китайской, потом уже Картинною, затем стала Тронной
Вот мы и подошли к самому большому помещению дворца — Белому залу. Здесь проводились балы и другие торжества.
очень понравился наддверник, изображающий льва в колосьях пшеницы, омары, живущие над другой дверью, не получились(((
Чесменская галерея еще не отреставрирована. А ведь тоже был роскошный зал когда-то
А вот Домовая церковь почти не пострадала ни от войны, ни от времени. И службы проходят в интерьере, сохранившимся с девятнадцатого века.
И немного о лестницах))) вот так сейчас выглядит дорога к храму
И лестница Сигнальной башни, на которую я попыталась подняться, но не смогла
Источник: