Фрески кносского дворца

Фрески кносского дворца

Правители Атлантиды, невесты Минотавра и другие тайны, которые хранит древний Кносский дворец

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Когда археолог Артур Эванс обнаружил остатки дворца на Крите близ современного Гераклиона, он решил, что обнаружил обиталище легендарного критского царя Миноса – и лабиринт, где некогда бродил чудовищный Минотавр. Раскопки показали, что на Крите существовала развитая цивилизация, и она старше древнегреческой на тысячу – или тысячи – лет. Цивилизация, уничтоженная наводнением, как и легендарная Атлантида…

Результаты дальнейших исследований просто поражали. Очевидно, критская цивилизация (Эванс предложил называть ее минойской в честь того самого царя) развивалась поразительным образом – ничто не указывало на существование фортификационных сооружений или военного флота. Однако же это государство существовало на стыке морских торговых путей и само существовало не только благодаря дарам щедрой природы, но и за счет торговли! Некоторые фрески изображают отряды чернокожих воинов, что дает возможность говорить о тесных морских связях Крита с африканскими странами. Некоторые считали минойскую цивилизацию матриархальной – на это указывали многочисленные фигурки богинь, скульптурные и живописные. Археолог Мария Гимбутас утверждала также, что об особом почтении к женщинам говорят повсеместные изображения лилий и бычьих голов, напоминающих женскую репродуктивную систему. Женщины на Крите были свободны, равны с мужчинами, могли управлять общиной и практиковали полиандрию.

Обитатели древнего Крита были великолепными инженерами. В Кноссом дворце обнаружены остатки отлично спроектированных коммуникаций: сложная и совершенная система водопровода для подачи питьевой воды во дворец, канализационная система со специальным устройством для очистки, вентиляция и прекрасно оборудованные ванные комнаты. Преемники критян – греки – были неплохо осведомлены в области архитектуры и инженерного дела, но и в эпоху своего расцвета они не достигли такого уровня. Строительство дворца-лабиринта, оборудованного на невероятно высоком техническом уровне, Эванс приписал Дедалу, выполнявшему капризы царя Миноса. Ремесла у минойцев также были прекрасно развиты – от ювелирного дела до оружейного. На Крите находят очень древние разработанные месторождения меди, золота и серебра.

Жизнь минойцев была счастливой и благополучной, а мировоззрение наполнено любовью к природе – об этом ученым рассказали фрески Кносского дворца. Минойцы любили изображать животных, особенно морских жителей – осьминогов, рыбок, угрей и непонятных существ, над видовой принадлежностью которых ученые ломают голову. В создании орнамента минойцы были свободны и подчас неряшливы – ни симметрии, ни четкого ритма, словно не рука художника, а само море нарисовало портреты своих детищ. Они усеивали морскими звездами и раковинами вазы стиля камарес, фрески, керамические лари, но самый известный морской сюжет – в предполагаемых покоях царицы в Кносском дворце. Над входом плещутся в волнах, соревнуясь друг с другом, дельфины. Эта фреска вдохновила художника Валентина Серова на создание работы «Похищение Европы».

И обращение художника к образу быка вовсе не случайно – это мощное существо явно было объектом поклонения на Крите. Многочисленные бычьи фигуры и отдельно изображенные головы, сопровождаемые топором-лабрисом, наполняют интерьеры дворца. Кроме того, минойцы нередко изображали обезьянок и птиц, а подчас создавали красочные изображения неведомых созданий с телом льва, птичьим клювом и крыльями.

Огромный пласт фресковой живописи минойцев – это изображения людей, занятых таинственными ритуалами. Процессии с дарами природы, ларцами, обоюдоострыми топорами, утонченные мужчины и женщины, стремящиеся отдать почести неизвестному божеству… И снова здесь мы видим образы быков.

Есть версия, что на территории Кносского дворца устраивались особые ритуалы, танцы с быками, изображенные на фресках. Изящные юноши и девушки – все люди, изображенные на фресках, отличаются нежной и изысканной красотой – играют с быками, прыгают через их мощные спины и приветствуют грозных животных. Именно эти изображения и позволили Эвансу связать Кносский дворец с Минотавром, а Серову – с очарованной Зевсом-быком Европой. Тавромахия считается формой жертвоприношения – но неизвестно, человеку или быку суждено было пасть убитым перед сотнями зрителей. Есть версия, что немалое число древнегреческих мифов о любви женщин к быкам связано с тем, что бык на Крите был символом плодородия, мужского начала, супругом великой богини минойцев, а значит, тавромахия была скорее красивым состязанием, нежели аналогом современной корриды. С мужественным быком символически стремились соединиться женщины, а мужчины – позаимствовать его силу. Прекрасные дамы в жемчугах, мирно беседующие на фресках – невесты сурового Минотавра.

Примерно в 1470 году до нашей эры на острове Санторини произошло сильное извержение вулкана, спровоцировавшее землетрясение, а затем цунами. Часть суши оказалась под водой, все вокруг усеял пепел, небеса окрасились кроваво-красным… Кости, найденные в вазах, говорят о трагическом упадке людей, вынужденных самыми жестокими жертвоприношениями молить богов о милости. Тщетно — критская цивилизация так и не оправилась от этой катастрофы. На Крит вторглись воинственные племена с континента – предки древних греков. Разгадав причины упадка критской цивилизации, ученые предположили, что именно эта ужасная история дошла до нас в легендах об Атлантиде.

Фрески Кносского дворца сохранились далеко не полностью. То, что сейчас радует глаз туристов, было воссоздано практически из праха – из крошечных цветных черепков. По большей части фрески дорисованы реставраторами, которые могли догадываться об их содержании по фрагментам. Поэтому, быть может, многие части фресок с важными для понимания сюжета элементами были утеряны безвозвратно. Настоящая Атлантида продолжает хранить свои секреты от любопытных гостей…

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Фрески Кносского дворца

Английский археолог Артур Эванс был изумлён красотой фресок Кносского дворца, и заметил удивительное сходство египетского изобразительного искусства с фресками дворца царя Миноса на Крите. Дальнейшие исследования доказали самобытность Минойской культуры, самостоятельно сформировавшейся на Крите.

Стены Кносского дворца украшены фресками, сохранившимися весьма неплохо, – на них можно увидеть обычных молодых и красивых людей, причудливые растения, мифических животных, дельфинов, нередко встречается изображение быка – то мирно пасущегося, то разъяренного.

Учёные до сих пор не пришли к единому мнению – был ли Кносский дворец резиденцией царя Миноса, правителей Крита или религиозным сооружением.

Сегодня археологи все больше склоняются к версии о том, что огромный Дворец в Кноссе были ни чем иным, как колумбарием — священным захоронением умерших людей.

Несмотря на пасторальную направленность критского искусства, фресок, изображающих красной охрой критских юношей с цветами в волосах, белой краской девушек и женщин в изящных шёлковых одеждах, на фресках Дворца в Кноссе не было найдено ни одного смеющегося лица, нет улыбающихся людей.

На всех фресках лица людей подчеркнуто печальны, их позы строги и величавы, их одежды просты, они исполняют определённый ритуал, изображены целые процессии людей, приносящих дары и жертвы богам Крита.

Даже легендарные изысканные женщины с открытой грудью, одетые в переднички с вышитыми на них горными цветками, представляют служительниц культа Змеи (или Змея), властительницы подземного царства.

Служительницы культа Великой Матери Земли, по всей видимости, не были придворными артистками, а служили плакальщицами во время панихиды.

По обычаю, в знак траура они обнажали грудь и распускали волосы. Тот же траурный обычай существовал и в Древнем Египте.

Особенно интересно выполнены фрески в тронном зале Кносского дворца, в котором установлен каменный трон царя Миноса. По обе стороны от трона — каменные скамьи для придворных аристократов и советников царя.

Стена за каменным троном расписана в красных и жёлтых тонах. Царский трон охраняют царские грифоны, именно они считались покровителями царских скифов, грифоны всегда выходят победителями во всех сражениях.

На фреске, среди цветущих лилий, изображён юноша в набедренной повязке и в ритуальной короне исполняющий определённый ритуал.

Известно, что во время похорон эртуски устраивали спортивные соревнования, видимо этот ритуал бы воспринят ими от «этеокритян» — «древних критян», которые тоже проводили спортивные состязания среди юношей.

На этой фреске изображены юноши в кулачном бою.На Крите был принят обычай ритуальных прыжков через быка, в котором состязались и юноши, они нарисованы красной охрой, и молодые девушки, изображены белой краской. Такую традицию цветного изображения мужских и женских тел впоследствии воспримут и греческие художники вазописцы.

Кносский дворец в изобилии украшен фресками на которых запечатлена окружающая природа, причудливые растения и богатый животный мир.

Грациозно скачущие козлы и притаившиеся в кустах молодые львы.

Куропатки и ласточки изображены на фресках в естественных и динамичных движениях, это роднит их опять же со скифским звериным стилем, распространённом на огромных территориях от Северного Причерноморья и до Ассирии и Месопотамии.

Кносский дворец на Крите

Когда-то на территории Кносского дворца жил Минотавр, сын жены царя Миноса и священного быка. Чтобы чудовище с человеческим телом и бычьей головой согласилось безвылазно жить в построенном для него лабиринте, ему бросали на съедение преступников, а раз в восемь лет присылали дань – семь девушек и семь юношей. Дабы не жертвовать своими подданными, критский царь требовал присылать молодых людей с Афин: этот город находился под влиянием царя Миноса.

Тесей, отцом которого являлся афинский правитель Эгей, узнав о происходящем, решил убить чудовище, а потому уговорил отца заменить его на одну из жертв (они договорились: если Тесей победит Минотавра, он заменит черные паруса белыми). К чудовищу юноша отправился не сразу: оказавшись во дворце Мидоса, он очаровал дочь царя, Ариадну, а влюблённая девушка быстро придумала, как сделать так, чтобы её возлюбленный нашёл дорогу из лабиринта, подарив ему клубок, нить которого указала бы дорогу назад.

Победив чудовище, Тесей отправился домой, захватив с собой Ариадну, но было одно «но». Минос обещал отдать дочь в жёны богу Дионисию – а потому её брак с Тесеем в планы олимпийца не входил. Но на все требования вернуть девушку юноша не прореагировал. Тогда боги наслали на Тесея проклятье – и он забыл о том, что обещал отцу. Эгей, увидев паруса чёрного цвета, не дождавшись прибытия корабля, бросился в море.

Легенда о Минотавре

Учёные, которые занимаются изучением минойской цивилизации, всё больше склоняются к мысли, что легенда о Минотавре возникла не просто так, а имела вполне реальную жизненную историю. По одной из версий, «полубог» являлся учителем царя Миноса, звали его Тавр и был он очень жестоким человеком, который нередко организовывал бои, предлагая в качестве приза афинских детей.

Читайте также  Белокуриха достопримечательности экскурсии

Награда обычно ему и доставалась: он был очень искусным воином и победить его способен был не каждый. Так, долго продолжаться не могло – и, в конце концов, победу над ним одержал афинянин Тесей, в результате чего царь Минос освободил его город от уплаты дани молодыми людьми.

Есть ещё одна гипотеза, которая раскрывает секрет возникновения легенды о Минотавре. Некоторые учёные утверждают, что борьба с быком была хорошо продуманным театральным представлением и являлась ритуалом посвящением молодых аристократов (многочисленные фрески Кносского дворца непосредственно рассказывают об этом событии).

Дворец

Кносский дворец находится на холме Кефал, на севере острова Крит в административном округе Греческой Республики, в четырёх километрах от побережья Критского моря, южнее столицы Ираклион. Найти город можно по следующим координатам: 35° 17′ 52″ с. ш., 25° 9′ 47″ в. д. или по адресу: Крит, Minoiton, Heraklion 71409.

Лабиринтом дворцовый комплекс прозвали неслучайно. Кносский дворец царя Миноса был построен до того запутано и хаотично, что многие посетители, незнакомые с его планом, попросту терялись и выход находили с трудом. Интересно, что дворец строился дважды. Первый дворцовый комплекс, построенный царем Миносом (по предположениям, главным архитектором являлся Дедал), был возведён около четырёх тысяч лет назад и оказался разрушен мощнейшим цунами, который по оценкам геологов обрушился на остров между 1645 и 1500 гг. до н.э. Второй дворец был отстроен ахейцами по плану первого, но они пробыли в нём не больше века, после чего по неизвестным причинам покинули город.

Период, когда был создан первый дворец и последующие за ним годы (1700 по 1450 гг. до н.э.), считается временем расцвета минойской цивилизации, в частности, города Кносс, а потому архитектура, живопись и даже инженерные технологии находились на высоком уровне. Довольно показательным является факт, что археологи среди развалин Кносского дворца нашли немало документов, которые дали возможность определить, что на острове существовало сразу три вида письменности: иероглифическое письмо (знаки были запечатлены в виде рисунков), а также линейное письмо А и Б – знаки изображались контурными линиями.

Считается, что Кносский дворец являлся самым большим сооружением, возведённым представителями минойской цивилизации: площадь его составляла 130 на 180 метров (многие его называют первым небоскрёбом древнего мира: в нём были постройки, насчитывающие около пяти этажей). Во дворце был предусмотрен водопровод, канализация, вентиляция, а также находилось огромное количество жилых комнат, мастерские, залы для приёмов, комнаты правителя и т.п.

К сожалению, точных данных о том, как именно выглядел этот памятник архитектуры, не сохранилось, а по найденным развалинам об этом можно лишь догадываться. В результате реконструкции, археологи смогли хоть и не полностью, но восстановить облик древнего строения.

Двор Кносского дворца

Кносский дворец изначально не предусматривал никаких фортификационных сооружений, а все его постройки (залы, галереи, лестницы, переходы) в хаотичном порядке располагались вокруг центрального каменного двора квадратной формы, 50 на 50 м.

Поскольку местные архитекторы искусством симметрии не владели, они строили здания там, где считали нужным, и на то, насколько гармонично вписывается постройка в ансамбль, особого внимания не обращали. Поэтому одни помещения были вырублены прямо в скале, другие возведены из кирпича (поскольку эта местность всегда была сейсмически активной, минойские мастера, чтобы придать постройкам устойчивость, чередовали камень с прослойками из дерева).

С точки зрения архитектуры, интересными являлись сужающиеся к низу красные и чёрные колонны дворца. Наверху каждого столпа находилась круглая капитель, где лежала плита, поддерживающая потолок. Формам, древние мастера Крита, не уделали особого внимания – они исполняли чисто практическую функцию: являлись опорами, в то время как у персов и египтян колонны часто имели форму растения.

Также была интересной и конструкция каменных лестниц дворцового комплекса: они не только соединяли постройки друг с другом, но и имели желоба, по которым во дворец поступала питьевая вода, наполнялись бассейны и ванные, были установлены трубы, выводящие из уборных отходы.

Дворец изнутри

Кносский дворец оконных проёмов вовсе не имел. Их без труда заменяли огромных размеров отверстия в потолке, которые, если здание имело несколько этажей, находились друг над другом, благодаря чему солнечные лучи добирались до нижнего яруса (в зависимости от величины проёма, мастера добивались разного уровня освещённости комнат). Эти отверстия также обеспечивали вентиляцию в помещениях, что было немаловажно в жарком климате острова.

Западное крыло дворцового комплекса служило административным и религиозным центром (здесь находились три каменные шахты, куда во время проведения религиозных церемоний богам приносили дары – жертвенных животных, вино, масло, молоко, мёд). В этой же части здания был расположен Тронный зал – самое роскошное помещение дворца. В зале небольшого размера помещалось не более шестнадцати человек. Трон правителя с высокой спинкой был сделан из гипса, и сохранился до наших дней. Находится он в зале, являясь самым древним троном европейского континента.

На стенах Тронного зала повсюду были изображены лежащие среди лилий грифоны. Сэр Эванс, который обнаружил Кносский дворец и руководил раскопками, в существовании царя Миноса не сомневался, а потому считал, что он был не только правителем, но и верховным жрецом. Поэтому мифические животные здесь находились не зря – голова орла символизировала Воздух, тело льва – силу Земли, хвост змеи – потусторонний мир.

Помещения, в котором жила семья правителя, находились отдельно от прочих жилых комнат, а к ним можно было подняться по широкой лестнице. Царские комнаты были светлыми, а стены украшали различные росписи. Фрески Кносского дворца (растения, зигзагообразные узоры, ритуальные действия) художники писали по сырой штукатурке красками.

Интересны были и портреты, нарисованные древними художниками: лица людей отличаются друг от друга, отсутствуют застывшие позы, а среди цветов наиболее популярный красный оттенок с чёрной отделкой (нередко можно увидеть оранжевые, голубые и бирюзовые тона).

Росписи на стенах украшали практически весь дворец, причём все фрески были нарисованы очень искусно, а детали – очень хорошо прорисованы. Популярной темой были бои с быками, спортивные занятия, частично сохранилась фреска с сидящей на скале птицей голубого цвета, фоном которой служат горы, розы и ирисы. Также на стенах нередко встречаются изображения элегантных дам с замысловатыми причёсками (древним живописцам настолько удачно получилось передать хрупкость, красоту и изящество женщин, что исследователи условно назвали эти фрески «парижанки» или «придворные дамы»).

Гибель Кносса

Извержение вулкана Санторин, произошедшее между 1645 и 1500 гг. до н.э. на соседнем острове Тира, который был расположен в Эгейском море, разрушило все ближайшие города и поселения не только на Крите, но и на берегу Средиземного моря. Гибель соседних с Тирой территории вызвало не столько само извержение (оно было такой силы, что вулкан полностью развалился и его конус исчез с лица Земли), сколько последовавшее за ним цунами, которое смело всё на своём пути, в том числе и разрушило Кносский дворец.

Интересно, что при раскопках остатков людей или животных, которые погибли бы в результате катаклизма, не было обнаружено, это означает, что люди, предупрежденные землетрясением, успели покинуть опасную территорию.

Когда извержение закончилось, большое число пепла, которое полностью покрыло остров (в центре Крита его слой составлял около двадцати сантиметров, а на восточном побережье – около метра), полностью препятствовало произрастанию любой растительности на этой территории на протяжении не одного десятка лет.

Через некоторое время жизнь на острове всё же возобновилась – в XV ст. до н.э. его заселили ахейцы, которые восстановили замок, сохранив прежний план Кносского дворца. Прожили они здесь не более века – и в 1380 г. до н.э. Кносс, а с ним и Кносский дворец полностью пришёл в упадок.

Кносский дворец в наши дни

Кносский дворец был обнаружен британским археологом Артуром Эвансом в конце XIX ст. после того, как его внимание привлёк холм Кефал, внешний вид которого сильно напоминал занесённые песком развалины древнего города. А ещё через какое-то время он услышал об одном из купцов, который обнаружил на своём участке возле холма огромные горшки и развалины каких-то сооружений. Для Эванса этих сведений оказалось достаточно: он организовал раскопки, а параллельно с ними восстанавливал разрушенные древние постройки, поэтому туристам тяжело отличить остатки древних сооружений от тех, что построил Эванс.

Искусство Крита. Фрески Кносского дворца. Парижанка.

Трудно представить себе человеческое общество, действительно воспринимающее жизнь как сплошной праздник. И вряд ли такое общество когда-либо существовало. Но важно, что были люди, пожелавшие именно так изобразить жизнь, быть может опять-таки веря в магическую силу изображения; что были люди, очевидно ценившие в творчестве, которое мы ныне называем искусством, только то, что наполняло их душу безмятежной радостью, веселило их, утверждало в иллюзии легкого, приятного, бездумно-ликующего восприятия мира.

Чуждое великим вопросам, извечно волнующим человечество, но подлинно восхитительное, быть может, самое изящное из всех, до и после него возникших, абсолютно законченное в своем мастерстве, это искусство расцвело в III и II тысячелетиях до н. э. в восточной части Средиземного моря, к югу от Эгейского моря,— на острове Крите.

Греческая мифология прославила этот остров сказаниями о влюбленных богах и царевнах, о героях, побеждающих злые силы, и о первом полете человека. На Крите родился сам главный греческий бог Зевс, и туда же, приняв образ быка, доставил он по волнам похищенную им финикийскую царевну, красавицу Европу. На Крите отважный Тесей убил кровожадное чудовище Минотавра, получеловека-полубыка, запертого в лабиринте, построенном зодчим Дедалом. И совершив этот подвиг, благополучно выбрался из лабиринта по клубку ниток, который дала ему влюбленная Ариадна, дочь критского царя Миноса. С Крита вылетели Дедал и Икар на крыльях из перьев, скрепленных воском, но воск растаял у Икара, слишком высоко поднявшегося к солнцу, и он упал в море, в память о нем названное потом Икарийским.

Бесчисленны художественные произведения, созданные на эти сюжеты и в античном мире, и в эпоху Ренессанса, а имена их героев остались и по сей день нарицательными. Но в греческих мифах о Крите трудно было распознать зерно истины, и они долго почитались всего лишь свидетельством какой-то духовной связи между Элладой и островом, где якобы царствовал Минос, сын Зевса и Европы, стяжавший себе славу справедливейшего из правителей.

Однако о том, что царь, а быть может, несколько царей с таким именем правили Критом, упоминалось не только в мифологии, но и в трудах греческих историков. Упоминалось о Крите и в египетских текстах. Не подлежало сомнению, что критское царство было некогда сильной державой с могущественным флотом, что само географическое положение острова — между Европой, Северной Африкой и Малой Азией — отводило ему значительную роль в международных торговых сношениях того времени и что его культура должна была развиваться в благотворном соприкосновении с древними культурными мирами долины Нила и Двуречья. Но до самого начала нынешнего века оставалось совершенно неясным, какова была эта культура, какое место народ, населявший в бронзовом веке этот остров, занимает в истории мировой, и в частности европейской, цивилизации.

Читайте также  Юсуповский дворец питер

Хранитель Оксфордского музея Артур Джон Эванс (впоследствии получивший титул сэра за свои исключительные заслуги по открытию Критской цивилизации) начал копать на Крите в марте 1900 г. Уже на третий день он записывал:

Древний Крит открывался ему без каких бы то ни было позднейших наслоений — в своем первозданном виде.

Этот английский ученый был человеком упорным и в то же время наделенным подлинной исследовательской страстью.

Заинтригованный доставленными из Крита печатями с какими-то непонятными письменами, он решил выяснить на месте их происхождение. Вначале Эванс предполагал там остаться недолго. Однако археологические работы на Крите так увлекли его, что он посвятил им остаток жизни. Умер он в 1941 г. девяностолетним стариком, заслужив признательность человечества замечательным проникновением в глубь веков, в истоки великой цивилизации, подлинно беспримерной по своему значению.

О своих исследованиях Эванс рассказал в четырехтомном труде, в котором, назвав в честь царя Миноса критскую культуру «Минойской», разделил ее на три основных периода:

  • Раннеминойский — III тысячелетие до н. э.
  • Среднеминойский — первая половина II тысячелетия до н. э.
  • Позднеминойский — вторая половина II тысячелетия до н. э.

Прежде чем более подробно остановиться на содержании и стиле критского искусства, отметим некоторые его особенности, поразившие всех исследователей.

Как в Египте и в Месопотамии, строительное искусство процветало на Крите. Но похоже, что здесь это искусство имело преимущественно светский, дворцовый характер. То же относится и к другим искусствам. Ведь не обнаружено ни одного крупного художественного памятника, прославляющего божество.

А между тем у критян, несомненно, была какая-то религия. В мелкой пластике встречаются изображения божеств, а в живописи — культовых церемоний. Но ясно, что не религия — главная тема критского искусства.

Высказывалось предположение, что критяне собирались для таких церемоний в особых «священных» рощах. Но факт остается фактом: они не стремились запечатлеть в грандиозных постройках, в стенных росписях или в мраморе и граните свое представление о божестве. Не значит ли это, что само это представление было у них более расплывчатым, менее самодовлеющим, чем у вавилонян и у египтян? А если так, то не потому ли, что страх перед богами, олицетворяющими могучие силы природы, был им менее свойствен?

Чтобы наладить земледелие в краях, где плодородие почвы зависело от разливов больших рек, египтянам и вавилонянам приходилось осуществлять грандиозные ирригационные работы, постоянно заботиться об удержании вод. Обуздание стихии требовало обращения к богам. На Крите можно было обойтись без этого: мягкий климат способствовал земледелию во все времена года, обилие плодов земных — зерна, винограда, оливкового масла и меда — обеспечивалось, при сравнительно легком труде, самой природой.

Но ведь не земля, а море поглощало в первую очередь деятельность островитян — мореплавателей и купцов. Однако и море со всеми его опасностями и коварством, равно как и частые на Крите землетрясения, не побуждали критян возвеличивать в камне богов с расчетом на их благорасположение.

Как объяснить это? Мы пока что не располагаем сведениями, проливающими свет на верования и мироощущение древних обитателей Крита.

Критские дворцы не были укреплены: ни рвов, ни мощных крепостных стен не обнаружено вокруг них при раскопках. Вероятно, критяне считали, что флот их, властитель моря, достаточно могуч, чтобы отразить любое нападение.

Не дворец-крепость, а просто дворец со всем великолепием, связанным с этим понятием. Ощущение безопасности в дворцовых покоях, вера, что вражеская угроза рассеется где-то вдали, должны были накладывать отпечаток на всю жизнь их обитателей. А кругом дворца — высокие горы со сверкающим снегом, цветущие равнины, оливковые рощи под вечно синим небом, а за ними теплое, бархатное море, которое бороздят надежные корабли критского царя!

Мы почти ничего не знаем о социальной структуре Критского государства. Жестокости человеческого неравенства, возможно, определяли судьбу критского народа в не меньшей степени, чем народов долины Нила и Двуречья. И, однако, в отличие от художников Египта и Вавилонии, критские художники не изображали сильных мира сего более рослыми, чем простые смертные. Опять примечательное явление, свидетельствующее о каких-то особенных чертах критской цивилизации.

Царские дворцы! Самый большой, площадью в двадцать тысяч квадратных метров, раскопан . По сторонам большого внутреннего двора было в нем столько комнат, коридоров, запутанных ходов, что он подлинно походил на лабиринт.

Тут все говорит о стремлении сделать каждодневную жизнь как можно удобнее и приятнее.

Свет и прохлада даже в самые знойные дни. Такое сочетание достигалось заменой окон световыми колодцами-двориками, с первыми лучами зари вырывающими из мрака дворцовые покои.

Специальные вентиляционные устройства, вращающиеся двойные двери, великолепные помещения для омовений, водоотводные каналы, бесчисленные мастерские и кладовые.

Белые стены, темные сверкающие колонны, суживающиеся книзу, — особенность критской архитектуры; ничего громоздкого, давящего.

В своих дворцах критские цари жили вольготно и пышно. Впрочем, и их наиболее богатые подданные строили себе прекрасные жилища, и роскошь их жизни, вероятно, напоминала царскую.

Все свои доходы от земледелия, торговли и пиратских набегов цари и критская знать обращали в драгоценности, накапливая золотую посуду, изделия из серебра и слоновой кости и заботясь о том, чтобы у них ни в чем не было недостатка.

В кладовых Кносского дворца выстроились рядами глиняные сосуды-пифосы, вышиной в человеческий рост, где хранилось оливковое масло, мед и вино. Эванс подсчитал, что их емкость достигала семидесяти пяти тысяч литров.

Извлечь из жизни все радости, окружить себя прекраснейшими творениями рук человеческих и сверкающими драгоценностями — вот как будто о чем заботилась прежде всего верхушка критского общества.

Главным украшением дворцовых покоев была живопись — самое полное и замечательное выражение критского художественного идеала.

В сравнении с искусством Египта и Месопотамии эта живопись раскрывает перед нами совершенно новый, особенно волнующий нас мир.

Вот, например, фрагмент стенной росписи, изображающий совсем юную девушку в профиль.

Огромный глаз, изображенный, как в египетских росписях и рельефах, в фас. Влияние Египта часто сказывается в критском искусстве. Но в нем дышит совсем иной дух.

Во-первых, сам образ.

Оживленное личико, вздернутый нос, вишневый ротик, игривый завиток, спадающий с высокой шапки темных кудрей.

Прозрачные кружева и лиф ярких голубых и пурпурных тонов.

Какое обольстительное создание!

Нам ясно, почему, найдя этот фрагмент, Эванс сразу же окрестил девушку «Парижанка». Так она и обозначается до сих пор в истории искусства.

Парижанка! Но дело не только в самом образе. Вглядитесь в контур: какая живая, трепещущая и в то же время точная, уверенная в своей лаконической выразительности линия! А в цветовой гамме какая игривость, какая полнозвучная нарядность, рожденные непосредственностью мимолетного видения!

Не правы ли те, кто усматривает в критской живописи первые проблески импрессионизма?

*Парижанка, также известная как La Parisienne, так её назвал археолог Артур Эванс — фреска Кносского дворца, датированная примерно XVI—XV веками до н. э. Сейчас является одним из центральных экспонатов Археологического музея Ираклиона, почти полностью посвященного искусству минойской цивилизации.

Первоначально фреска находилась в одном из помещений второго этажа Кносского дворца. Она изображала ритуальный пир, участники которого сидели друг напротив друга с чашами в руках. Сохранился лишь фрагмент изображения головы девушки и большого ритуального узла на одежде сзади.

Кносский дворец на Крите

» class=»wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_70151″>

Кносский дворец на Крите – место, которое обязательно посещают туристы. И этому имеется объяснение: комплекс расположен недалеко от столицы Крита, города Ираклиона. Но не только удобное положение привлекает гостей. Центр – ожившее свидетельство древнейшей цивилизации. Гуляя по переходам, изучая древние фрески, легко представить жизнь горожан 2000 лет до н.э. А легенды, которыми окутана старинная постройка, добавляют руинам очарования.

История строительства

Первый Кносский дворец минойцы, предположительно, построили в 2000 году до н.э. А уже в 1700 году сооружение почти полностью разрушило землетрясение. Тогда погиб не только этот дворец: практически все постройки на острове уничтожила стихия. Но через некоторое время здание восстановили. Это было время полного расцвета критской цивилизации, поэтому постройка превзошла предыдущую по красоте, изяществу и роскоши. Но простояла она недолго: в 1450 году до н.э. снова погибла. О причине исчезновения здания до сих пор спорят эксперты. Ученые считают чудом, что части дворца удалось раскопать и реконструировать.

Открытие Эвансом

Изначально раскопки на месте существования Кносского дворца провел в 1878 году греческий археолог Калокеринос. Ему удалось обнаружить некоторые артефакты, после обнародования которых к раскопкам проявили интерес европейцы. Англичанин Артур Эванс один из них. Эванс приезжает на остров в 1900 году и выкупает все земли, где, по его мнению, находятся остатки уникального здания. Но до 1905 года его работу нельзя назвать удачной: находки незначительны и малоинтересны.

А в 1905 году Эванс раскапывает артефакты, значение которых трудно переоценить:

  • обилие предметов домашнего обихода
  • фрески Принц с лилиями и Процессия
  • фреску Игры с быком
  • фреску Парижанка
  • остатки дворцовых покоев, включая Тронный зал, и служебных построек (мастерские, хранилища)
  • надписи на досках

Но Эванс не остановился на достигнутом: он провел масштабную реконструкцию построек. При этом сам выполнял работу архитектора. Именно благодаря этой колоссальной работе сегодняшние посетители имеют представление о том, каким было это сооружение после первой реконструкции (1700-1450 годы до н.э.).

Конечно, не обошлось без введения абсолютно новых деталей. Все колонны, которые украшают постройку, заново созданы Эвансом: минойцы для изготовления колонн использовали дерево, которое отлично предохраняло здание от разрушения во время толчков при землетрясении, но быстро сгнивало и повреждалось жучками-короедами. При реконструкции здание получило колонны, вытесанные из камня.

Ученые не имеют единого мнения о правильности принятого Эвансом решения: некоторые считают, что достаточно было просто законсервировать раскоп, а артефакты передать в музеи. Но, тем не менее, благодаря реконструкции памятник привлекает туристов.

Версии гибели дворца

Известно несколько версий окончательной гибели постройки:

  1. В 1450 году до н.э. на острове бушевал пожар, который и стал причиной гибели Кносса.
  2. По документам, в это же время Крит захватили Микены: город-государство в материковой части Греции. Известно, что захватчики были безжалостны, они разрушали все, что попадалось под горячую руку. Но конкретных фактов об их правлении не существует.
  3. В 1000 году до н.э. микенцев вытеснили римляне (римская Греция). Они начали строить на острове по своим канонам. Но подробно об этом периоде известно еще меньше.
  4. В период с 1450 по 1380 годы до н.э. город и дворец захватили ахейцы: это стало реальным из-за того, что микенская цивилизация пришла в упадок. В это время дворец еще существовал и активно использовался новыми владельцами. А после 1380 года до н.э. ахейцы бросили постройку и ушли из города.

Ученым еще предстоит сделать окончательный вывод о трагедии, постигшей уникальную постройку.

Лабиринт Минотавра

Принято считать, что Кносский дворец – это и есть лабиринт минотавра. В пользу этого утверждения свидетельствуют факты:

  • древний знак лаброс (лабиринт) на стенах помещения
  • хаотичная и запутанная планировка комнат, коридоров, переходов
Читайте также  Аргентина страна достопримечательности

Но противники приводят контраргумент: миф о спрятанном от глаз людей чудовище возник намного раньше, чем построили комплекс. Все это время Минотавр должен был где-то содержаться. Предположительно, для этого использовались пещеры, которых на Крите великое множество. А пока ученые спорят, туристы охотно посещают комплекс, представляя, что именно здесь путеводная нить Ариадны спасла героя Тесея от чудовища.

Архитектура

Некоторые современные архитекторы считают, что называть комплекс дворцом ошибочно. Скорее, это целый закрытый город, способный существовать автономно. На первый взгляд, Кносс – запутанная и бессистемная постройка. Но ее логическим центром является двор, размер которого 50Х50 метров.

Здесь пересекаются извилистые коридоры и переходы. Комплекс имеет водопровод, канализацию, вентиляцию. Он расположен как над поверхностью земли, так и под землей. Примечательно, что комплекс не имеет оборонительных стен: минойцы доминировали над народами, жившими по соседству, и врагов не боялись. Гораздо опаснее для цивилизации была стихия.

Тронный зал и другие помещения

Тронный зал – отлично сохранившееся помещение. Название оно получило из-за массивного кресла из камня. Рядом расположена ванна для омовений. Предположительно, в этой комнате правители Кносса давали аудиенции. Но комплекс славится и другими постройками. Это помещения для хозяев дворца, придворной знати и жрецов.

А другие комнаты, напротив, имели служебное назначение:

  • кладовые для хранения зерна и готовых продуктов
  • кулурес (ямы, которые использовали для хранения зерна или для складирования остатков жертвенных животных)
  • мастерская ремесленников
  • бассейн для омовений всех входящих

Комплекс имел собственную таможню: в зале проходили досмотр все посетители.

Легенды и мифы

Это чудесное место порождает замечательные мифы:

  1. Сам Минос – сын Зевса и похищенной богом Европы. Но Зевс приказал правителю Крита Астерию жениться на Европе и стать отцом ее детей. Именно поэтому Минос стал законным правителем острова, обласканным богами.
  2. Посейдон подарил Миносу белого быка, который имел чудесную стать. Но морской царь поставил условие: животное следует принести в жертву. Однако Минос не смог расстаться с быком, а в жертву принес другое животное. Обман раскрылся: Посейдон сделал так, что жена земного царя отдалась белому быку. От противоестественной страсти родился урод: голову он имел бычью, а тело – человечье. К тому же, чудовище было злое и агрессивное: сразу после рождения он чуть не проглотил кормилицу. Минотавра (вместе с матерью) заточили в лабиринт, откуда не было выхода. А придумал и построил запутанное здание Дедал. Любой, кто входил в пещеры, поедался чудовищем.
  3. Но желающих стать кормом для Минотавра в Кноссе не было. Поэтому после победы над Афинами Минос приказал раз в 10 лет отправлять в лабиринт 7 афинских девушек и 7 афинских юношей. Жертва приносилась дважды. А в третий раз в число юношей попал Тесей. Он победил Минотавра, а выйти из лабиринта смог по путеводной нити Ариадны.

Как умер Минос, легенды не рассказывают. Но и после смерти он продолжал распоряжаться судьбами людей в царстве Аида.

Интересные факты

Артур Эванс вел раскопки на собственные средства, в результате чего его семья чуть было не разорилась. Кроме того, для археолога он был слишком порывист: вместо медленной расчистки приказал рабочим срыть все, по его мнению, неинтересные слои. Из-за этого решения почти ничего не известно о памятнике после его второго разрушения.

Эвансу не хватало достоверных данных. Но это его не печалило: он попросту сочинял недостающие архитектурные детали. Одних ученых это возмущало, другие относились к таким действиям с пониманием. Кроме того, ученый мастерски восстановил уникальные минойские фрески. Греки ценят работу, проведенную англичанином: на территории раскопа стоит памятник самоотверженному архитектору.

Некоторые современные архитекторы считают Кносс старинным небоскребом, причем весьма комфортабельным: здание имело несколько этажей, вентиляцию, канализацию, водопровод и освещение. Мифический Минотавр, обитавший в лабиринте, был перенесен Данте в Божественную комедию: полузверь-получеловек стал судьей и палачом в адском круге. И популярность Минотавра с тех пор не стала меньше.

Минойцы создали более развитую цивилизацию, чем греки: города последних были колониями Крита. Основными соперниками островного государства были Египет и Месопотамия. Такой вывод сделали ученые, изучив артефакты на раскопе Кносса. Комплекс является музеем и одновременно центром изучения: раскопки на территории периодически возобновляются: возможно, поздние находки ответят на многочисленные вопросы ученых.

Время работа и цены на билеты

Для взрослого туриста входной билет стоит 15 евро, для детей до 18 лет билет покупать не требуется. Для того, чтобы сэкономить, следует приобрести билет на официальном сайте.

А пройти бесплатно можно:

  • в зимние месяцы (ноябрь-апрель): каждое первое воскресенье
  • в международный день туризма: 27 сентября
  • в праздничные дни (указаны на официальном сайте дворца)

В курортный сезон (май-октябрь) центр принимает посетителей ежедневно с 8 утра до 7 часов вечера. В зимнее время (ноябрь-апрель) комплекс работает с 9 утра до 3 часов дня. За полчаса до закрытия гостей перестают пропускать на территорию.

Где находится и как добраться

Достопримечательность находится по адресу: Minoiton, Heraklion 71409. Доехать сюда можно несколькими способами:

  1. На автобусе от Ираклиона. Номер маршрута – 2, интервал движения 10 минут. Выйти следует на последней остановке.
  2. На такси. Поскольку цель путешествия расположена всего в 6 км от центра Ираклиона, это недорого.
  3. На арендованном автомобиле. Это удобный вид путешествия: рядом с памятником имеется парковка. А сама поездка от Ираклиона не займет много времени. При движении из другого города, следует использовать навигатор.

Если исходная точка маршрута не Ираклион, а перемещаться планируется на общественном транспорте, то рекомендуется сначала добраться до городского автовокзала, затем сесть на автобус номер 2 и следовать до конечной остановки.

Кносский дворец

На живописном Крите, в окрестностях популярного курорта Ираклиона, находится знаменитый Кносский дворец. Он является красивейшим памятником древней архитектуры Греции и окутан множеством мифов и историй. Трудно найти человека, который не слышал о Минотавре и других легендах, связанных с этим местом. Вопреки разрушительной силе времени, варваров и землетрясений, отдельные элементы дворца очень хорошо сохранились и представляют огромный интерес для туристов.

Кносский дворец в мифологии

В древнегреческих документах чрезвычайно тонка грань между реальной историей и мифологией, поэтому трудно утверждать, что было на самом деле, а что породила фантазия поэтов. Предполагается, что Кносский дворец, как и большинство построек на Крите, основал царь Минос. Он пользовался милостью Зевса и Посейдона, которые не раз выручали его в трудную минуту.

Согласно легенде, Минос обязан был приносить в жертву Посейдону самого красивого быка, но однажды пожадничал и отдал менее достойное животное. Рассерженный бог в отместку пробудил страсть его жены к быку, от союза с которым и родился Минотавр – человек с бычьей головой.

Существо это было очень кровожадным и требовало человеческих жертв. Ежегодно юношей и девушек отправляли в коридоры лабиринта на съедение Минотавру, пока однажды в их числе не оказался Тесей. Принц Афин сумел победить жестокого Минотавра. Правда, для этого ему понадобилась помощь Ариадны – дочери Миноса. Позже Тесей с возлюбленной покинули остров, а через несколько столетий сильное землетрясение значительно повредило дворец, и почти полностью разрушило лабиринт.

История Кносского дворца

В архитектуре минойского периода Кносский дворец считают самым крупным и монументальным строением. Находился он в административном и экономическом центре острова. На одном месте дворец возводили дважды. Первая постройка датируется 1900 годом до н.э. Она была разрушена сильным землетрясением.

Отстроенный заново дворец стал величайшим сооружением. Несколько столетий он являлся важным культурным и административным центром, пока в 1500 г. до н.э. не проснулся вулкан на соседнем острове. В результате сейсмической активности, от Санторини к Криту направились сильнейшие приливные волны. Они нанесли непоправимый урон не только Кносскому дворцу, но и всей минойской цивилизации.

Развалины дворцового комплекса были обнаружены в начале прошлого века А. Эвансом. Именно он и трудился несколько лет со своей командой над восстановлением величественного здания. Под его руководством также произведена частичная реконструкция сооружений, однако эти работы современники часто подвергали критике.

Описание и архитектурные особенности

В древности Кносский дворец состоял из множества соединенных между собой построек и занимал несколько уровней. Некоторые ученые считают, что лабиринт Минотавра располагался где-то поблизости от дворца. Другие же, изучив запутанный план комплекса, уверены, что сам дворец и являлся лабиринтом. Его корректнее называть городом, а не просто дворцом, ведь на площади 16 000 м² расположилось более 1300 помещений.

Обнаружить какую-либо системность в архитектуре очень сложно. Возникает ощущение, что строили его абсолютно обособленные бригады. Некоторые комнаты прорублены в скалистой породе, другие отделаны грязевым кирпичом. В постройке мало симметричных деталей, фрески и декоративные элементы размещены вопреки законам гармонии, зато технология строительства находится на высочайшем уровне.

Некоторые элементы являются очень эффектными и привлекают внимание архитекторов, историков и обычных туристов. Одними из них являются «иррациональные» колонны, выкрашенные в охряный и черный цвета. Они имеют необычную форму и сужены книзу.

Не менее интересны большие лестницы, выполненные из цельных блоков. У лестниц имелись специальные каналы для сточных вод, таким образом была внедрена древнейшая канализационная система.

Удивительно, что все здания лишены привычных нам окон. Для проникновения света и вентиляции строители предусмотрели многоуровневые отверстия в потолках.

В процессе раскопок найдено большое количество статуй, предметов быта и драгоценностей. В отделке помещений хорошо сохранились древние фрески. Путешествуя по Кноссу, туристы словно перебираются на небольшие яркие островки старинного дворца. Чтобы не заплутать в бесчисленных коридорах, стоит воспользоваться картой развалин.

Как добраться?

Кносс расположен на Крите, недалеко от города Ираклиона. Регулярные автобусные рейсы отправляются от автостанции каждые полчаса, а иногда и чаще. Можно добраться к музею на автомобиле. Чтобы туристы не заблудились, по пути встречается множество указателей к главной достопримечательности острова. У самого входа на территорию дворца оборудована большая автомобильная парковка с бесплатным въездом.
Посетить дворец можно с групповой экскурсией. Её предлагают в соседних городах и прямо на месте. Возле входа на территорию дворца, приблизительно за 15-20 минут, собираются экскурсионные группы по 6-10 человек. Также можно нанять персонального гида.

Музей ежедневно открывает двери перед туристами. Дважды в год режим работы меняется:

  • 8:00-19:00 (апрель-октябрь);
  • 9:00-15:00 (ноябрь-март).

В выходные дни независимо от сезона, рабочий день заканчивается в 15:00. Вход на территорию платный. Несовершеннолетние граждане проходят на территорию бесплатно.

Как подготовиться к экскурсии

Экскурсия по развалинам занимает несколько часов, поэтому необходимо иметь удобную одежду и обувь, а также запастись водой. Головной убор и солнцезащитные средства также не будут лишними. В летние месяцы стоит приходить до обеда или после 16:00, иначе можно получить солнечный удар, ведь тени почти нет.

Чтобы подробнее изучить достопримечательности, в киосках у входа можно купить карту и путеводитель. Они предлагаются на различных языках, в том числе и на русском.

Источник: four-rooms.ru

Путешествуй самостоятельно