Дворец культуры и науки варшава
- Дворец культуры и науки — первый небоскреб Варшавы
- Особенности расположения комплекса
- История
- Интересные факты
- Архитектурный стиль комплекса
- Что обязательно посмотреть и где побывать
- Обзорная площадка
- Польская Академия наук
- Музей техники
- Музей эволюции
- Драматический театр
- Часы работы
- Стоимость билетов
- Как добраться
- Дворец культуры и науки в Варшаве
- Описание комплекса
- Адрес Дворца культуры и науки в Варшаве
- Как добраться
- Время работы
- Дворец Культуры и науки в Варшаве: история появления и культурные особенности
- История строительства
- Роль Дворца культуры и науки в жизни Польши в советское время
- Роковая часть истории Дворца
- Отношение поляков к этому зданию
- Время работы и смотровая площадка
- Место в искусстве и культуре сегодня
- Жил-был Дом: Дворец культуры и науки в Варшаве
- Дворец зависимости. О сталинской высотке в центре Варшавы
- Чтобы позлить поляка, иногда бывает недостаточно потролить его фразой «Белосток наш» или поинтересоваться коэффициентом сопротивления туловища польского президента смоленским деревьям. Поэтому, для усиления эффекта, еще можно спросить, как пройти к главному украшению Варшавы — величественном Дворцу культуры и науки, который был построен в центре польской столицы Вождем Народов. В этом случае велик шанс схлопотать по морде крепким польским кулаком… с запахом средства для отмывания английских унитазов.
- Batushka, Bölzer и Behemoth в Кракове. С глубочайшим неуважением к верующим
- Дворец науки и культуры в Варшаве: история, фото, отзывы
- Подарок Советского Союза дружественному польскому народу
- Сочетание соцреализма и истории
- Польский «колосс» в цифрах и фактах
- Структура и предназначение здания
- Споры о целесообразности существования сооружения
- Достопримечательности в окрестностях дворца
Дворец культуры и науки — первый небоскреб Варшавы
В Варшаве, разрушенной во время войны, сохранились и старинные замки, и соборы, а невысокие дома чередуются с многоэтажками. При въезде на железнодорожный вокзал в глаза бросается необычный для польского города небоскреб со шпилем. У российских туристов создается впечатление, что они вернулись в Москву, а не остановились в Польше. Дворец культуры и науки не совсем вписывается в архитектуру столицы Польши, а похож на здание университета на Воробьевых горах.
Особенности расположения комплекса
Сооружение, сложенное из кирпича и состоящее из 42 этажей, находится на площади Парадов. Небоскреб долгое время был виден из разных точек города. Выше Дворца культуры в городе и сейчас нет, но дом окружают многоэтажки. Создается впечатление, что сооружение, напоминающее о социалистическом прошлом, в Польше пытаются скрыть за небоскребами, символизирующими процветающий капитализм.
С железнодорожного вокзала здание видно, как на ладони, оно разместилось рядом с ним.
История
Величественное сооружение высотой около 240 метров, ставшее культурным центром польской столицы, у некоторых жителей до сих пор вызывает раздражение. В 1951 году Юзеву Сигалину пришла телеграмма о том, что Иосиф Виссарионович решил сделать подарок братскому народу в виде небоскреба.
Архитектору советовали не задавать никаких вопросов Молотову во время предстоящего визита и принять решение советского вождя.
Разработку проекта величественного сооружения поручили Льву Рудневу, который взял за основу стиль Московского МГУ. Чтобы небоскреб вписался в архитектуру города, советский зодчий побывал в Кракове, Торуни, Хелме. Руднев представил чертежи, из которых польскому правительству понравилось одно здание.
Из Советского Союза на сооружение дворца привезли рабочих, а поскольку прибыло 3,5 тыс. человек, Варшава выделила целый район для их проживания.
За 3 года, в 1955 строительство закончили, но небоскреб получился выше, чем планировался. В эпоху социализма в него часто приезжали важные личности из СССР, и людям, что охраняли помещения, запрещалась рассказывать, где они работают.
При возведении высотки погибло 16 строителей, их похоронили на православном кладбище.
Интересные факты
Сооружено из 40 млн. кирпичей. На одной скульптуре, украшающей высотку, что вначале получила имя вождя советских народов, была нанесена его фамилия и инициалы, но гравировку быстро убрали. На площади 123 тыс. кв. м вмещается 3288 комнат. Высота сооружения составляет 188 метров, шпиля – 49.
Многим гражданам Польши и жителям Варшавы Дворец культуры не нравится. Дом имеет дурную славу. Со смотровой площадки, обустроенной на 30-м этаже, уже в 1956 году бросился вниз турист из Франции, а затем последовала серия подобных самоубийств. Теперь терраса ограждена, и прыгнуть или выпасть с площадки невозможно.
В конце восьмидесятых, когда отношения между Польшей и Советским Союзом резко ухудшились, из главного зала дворца убрали скульптуру из бронзы, на которой один из строителей держит в руках флаг СССР.
В небоскребе, что входит в десятку высочайших в Европе, в 60-х годах состоялся концерт Rolling Stones, группа ранее не выступала в странах, где господствовала идеология социализма.
Многие граждане Польши не прочь снести Дворец культуры и науки, который напоминает о сложном периоде в жизни народа и государства. Идею снесения комплекса поддерживал Радослав Сикорский. Руководитель МИДа выступил с заявлением, что здание нужно снести так же, как и стену в Берлине. Большинство жителей страны не поддержали такую инициативу.
Архитектурный стиль комплекса
Во время знакомства со старинными городами Польши зодчий из СССР изучал особенности национального стиля. В проекте, который Руднев разрабатывал на основе советской высотки, уже построенной в Москве, появились черты польского историзма.
В архитектуре комплекса этот стиль смешан с неоампиром, что характеризовал сталинскую эпоху.
В элементах башни здания просматривается сходство с ратушей в Кракове, которую Руднев использовал, как образец. Есть в ней такие же детали, как и в аттике Кажимежского рынка.
Часы на башне Варшавского дворца, установленные в 2000 году, сделали его самым высоким небоскребом в мире, оснащенным встроенным циферблатом и стрелками, но вскоре титул пришлось отдать Токио.
Что обязательно посмотреть и где побывать
В величественном сооружении хватило места не только для культурного и научного, но и для делового центра. Во дворце работает более трех тысяч офисов и организаций. Значительное пространство занимают:
- выставки;
- театры;
- магазины;
- бассейны.
Интересные экспонаты хранятся в Музее стекла. Планетарий привлекает посетителей современным телескопом, из которого хорошо наблюдать за небесными телами.
Обзорная площадка
Туристов, приехавших в Варшаву, притягивает 30-й этаж высотки. Чтобы туда попасть, нужно купить билет и войти в кабину скоростного лифта, который быстро довезет на высоту чуть меньше 115 метров. Обзорная площадка ограждена решеткой, которая не дает прыгать вниз, но не мешает любоваться пейзажами Варшавы, делать снимки на память.
Польская Академия наук
Во нем разместилась администрация государственного учреждения, основанного в 1952 году и собравшего в свои ряды ученых Польши. Тематические отделения Академии наук руководят НИИ, в которых занимаются аспиранты, желающие получить докторскую степень. Институты проводят исследования в различных сферах, включая археологию и историю.
Академия наук разместила филиалы в столицах Бельгии и России, в Париже и Берлине.
Музей техники
Удивительные впечатления оставляют залы экспозиций, где хранятся вещи, которые люди использовали в обиходе не очень давно. Сейчас трудно представить, как можно работать на печатной машинке, писать перьями.
В зале авиамоделирования Музея техники собраны современные радиоуправляемые геликоптеры и немецкие трипланы начала XX века. Коридор экспозиции горного дела создан в виде забоя с манекеном шахтера.
В Музее техники интересно:
- Побывать в зале транспорта.
- Посмотреть на первые летательные аппараты.
- Увидеть табуляторы и перфокарты.
В витрине под стеклом стоит машина Энигма, что расшифровывала секретные сообщения во время войны. В одном из залов хранятся телеграфы с клавишами, как у пианино.
Музей эволюции
Чтобы приобрести книги по биологии и естественным наукам, узнать, как развивалась жизнь на Земле, почему погибли динозавры, гостей Варшавы приглашают в Музей эволюции. В зале рептилий хранятся скелеты ящеров, обитавших в пустыне Гоби.
В новой экспозиции представлены:
- чучела хищников и их добычи;
- черепа наземных животных;
- останки летающих рептилий.
В музее организовываются выставки, рассказывающие об эволюции моря. На симпозиумы приглашают польских палеонтологов, физиков, биохимиков.
Драматический театр
В пятидесятые годы часть коллектива отделилась от Дома войска Польского и начала работать над созданием собственного постановочного стиля.
Драматический театр разместился во Дворце науки, и уже полвека радует жителей Варшавы и гостей современными пьесами в оригинальной интерпретации. Спектакли, в постановке которых участвуют известные режиссеры – Рене, Свидерский – включают и танцы, и вокал.
Часы работы
Открыт в любой день недели, с 10 утра и 20.00. С первого мая и до конца сентября, в субботу и пятницу, прогуливаться по залам разрешается дольше на 3 часа 30 минут – до 23.30.
Стоимость билетов
Вход в небоскреб свободный. Отдельно оплачивается посещение смотровой площадки, цена составляет 20 злотых, для детей снижается до 15, для туристов из экскурсионной группы билет обойдется в 15 и, соответственно, в 12. Чтобы лучше рассмотреть варшавские пейзажи, посетителям предлагают взять в аренду бинокль. Стоимость услуги – 2 злотых.
Как добраться
Доехать до площади Дефилад, где разместилось высотное здание, в Варшаве несложно, воспользовавшись метро линии 1 или 2, и выйти на ст. Centrum или Swietokrzystka. В сторону здания ездят автобусы 151, 109,160, а также 411 и 227, останавливается городской транспорт на Dw. Centralny, что находится рядом с высоткой.
Дворец культуры и науки в Варшаве
Улицы Варшавы. Сколько они вмещают в себя домов – низеньких, чуть заметных, и современных многоэтажных, с крышами у небесных границ. Но ни одно столичное здание не может сравниться с главным небоскребом Варшавы – Дворцом культуры и науки. При чем, не только Польша признает за Дворцом право на получение звания архитектурного великана — среди высотных рекордсменов Евросоюза, он почетно занял свое законное место в элитной десятке.
Кто-то, правда, из поляков порой ворчит на исторического гиганта, видя в нем символ советской коммунистической власти, а для кого-то этот факт, в общем-то, и неважен. Главное, что не всякая столица сможет похвастаться таким высотным зданием, пусть даже и сталинским подарком. А «рост» у Дворца не много не мало – 237 метров.
Описание комплекса
Дворец культуры и науки в Варшаве уже давно перестроился на ритм современной жизни. В нем выставляют свои шикарные произведения художники, здесь постигают азы науки студенты двух ВУЗов и тут же проходят дискуссии в конференц-зале, сюда приходят на киносеанс влюбленные пары и здесь зачастую можно встретить любителей шоппинга. Во Дворце прекрасно уживаются магазины и музей, кинотеатр и офисы. Места хватает всем, ведь во Дворце располагается 3 288 комнат.
В больших залах проходят презентационные встречи и серьезные конгрессы. Самый главный зал способен принять три тысячи гостей. Есть во Дворце и собственные студии. А, когда-то сюда торопились поклонники группы Роллинг Стоунз, чтобы послушать их музыку вживую.
Возраст Дворца недавно превысил отметку 60 – летнего юбилея. Идея его возведения в польской столице принадлежала Иосифу Сталину. А воплощать задумку вождя довелось советским и польским строителям. Благодаря их трудам, в 1955 году Дворец начал свою работу.
Самым привлекательным этажом для посетителей варшавского Дворца культуры и науки является тридцатый. Сюда смельчаков доставит высокоскоростной лифт. Именно здесь находится уникальная смотровая площадка, с которой вся столица видна, как на ладони. Во Дворце, кстати, есть и планетарий. Так что можно не только полюбоваться городскими красотами, но и восхититься звездными картинами неба. А для любителей спокойного земного отдыха несомненный интерес представит музей, в котором есть множество изысканных стеклянных творений.
Вид с верхнего этажа Дворца Культуры и Науки
Дворец культуры и науки в Варшаве помимо культурного и информационного назначения, выполняет и еще одну весьма важную функцию – он не позволяет туристам заблудиться. Ведь такой высотный ориентир никогда не подведет.
А уж, сколько варшавский Дворец слышал у своих стен признаний в любви – и не сосчитать. Ведь именно здесь назначаются главные свидания Варшавы. Романтические встречи проходят под самыми высокими не только в Польше, но на всем мировом пространстве, часами на величественной башне. Часы уникальны по многим параметрам – они имеют четыре циферблата, шестиметрового диаметра каждый. В размерном ряду Европы варшавские часы занимают почетное второе место.
Есть у Дворца культуры и науки и маленький секретик – на самом верху высотного здания расположилось гнездо покорителя небес сокола-сапсана.
Такая вот она жизнь варшавского Дворца культуры и науки – переплетение прошлого и настоящего, с несомненной надеждой на замечательное будущее.
Адрес Дворца культуры и науки в Варшаве
Найти Дворец культуры и науки в Варшаве можно очень легко – рядом с ним расположен железнодорожный вокзал. Точный адрес Дворца:
- plac Defilad, 1
Как добраться
Доехать до Дворца культуры и науки в Варшаве можно автобусами 109, 160, 227, 151, 411. Остановка будет называться Dw. Centralny. Также можно воспользоваться столичным метро – м 1 станция Centrum и м 1, м 2 станция Swietokrzystka.
Время работы
Дворец культуры и науки принимает посетителей в любой день недели. Время открытия – 10.00, а закрывается Дворец в 20.00. Если посещение приходится на летний период – с 1 мая и до 1 октября, то в пятничный или субботний день погулять по Дворцу можно подольше – до 23.30
Дворец Культуры и науки в Варшаве: история появления и культурные особенности
Возведенный в 50-х годах 20 века «польский небоскреб» или «сталинская высотка» стал подарком Польше от Советского Союза. Дворец культуры и науки, имея богатую историю, межнациональные связи и внушительные габариты, до сих пор вызывает неоднозначные эмоции у поляков и является предметом спора для населения Варшавы.
- История строительства
- Роль Дворца культуры и науки в жизни Польши в советское время
- Роковая часть истории Дворца
- Отношение поляков к этому зданию
- Время работы и смотровая площадка
- Место в искусстве и культуре сегодня
История строительства
Изначально на месте Дворца культуры и науки в послевоенной разрушенной Варшаве предполагалось выстроить сооружение, по своей архитектуре сочетающееся с Польским постройками. Проектировавший его архитектор долго и тщательно изучал стиль крупных польских городов – Замосць, Краков, Хелм, и представил на выбор властей несколько вариантов проектов, один из которых был 20-ти метровым сооружением, получившим одобрение властей.Но воплотить в жизнь этот проект не удалось.
Главный архитектор Варшавы Юзеф Сигалин получил засекреченную телеграмму из Москвы, в которой говорилось о готовящемся визите в Польшу Вячеслава Молотова, министра иностранных дел Советского Союза. Молотов привез с собой предложение о строительстве небоскрёба в Варшаве. Власти Польши приняли неожиданное предложение. Вскоре после этого была создана рабочая группа польских архитекторов и направлена в Москву для совместной разработки с советскими специалистами проекта будущего небоскрёба. Но каково же было удивление поляков, прибывших в столицу СССР, когда их вниманию представили уже готовую документацию и описание типично советского здания:
- автор – Иосиф Виссарионович Сталин,
- утвержденный главный архитектор – Лев Руднев,
- стиль – готический,
- начало строительства — 1952 г.,
- окончание строительства – 1954-1955 г.г.,
- источник финансирования – бюджет СССР,
- работы будут вести советские строители.
Как и планировалось, к работам приступили в 1952 году. Более 3500 советских рабочих трудились на стройке. В то время этот проект был идеальной коллаборацией Советского Союза и Польши, позволяющей полякам перенять опыт у советских инженеров и архитекторов, ведь многие применяемые при строительстве идеи и решения были в прямом смысле инновационными для польских строителей.
Дворец культуры и науки во время V Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве, июль 1955 г.
К слову, строителей было привлечено так много, что для их проживания были построены деревянные бараки, которые до сих пор также остались в городе, в районе Бемово (Bemowo). Сегодня там располагаются общежития для студентов. Называется этот район Osiedle Przyjaźń («Имение приязнь», если переводить дословно). В строительстве участвовало около 3,5 тысяч человек. За все время 16 рабочих погибло в результате несчастных случаев.
Вот так сегодня выглядят бараки строителей Дворца культуры и науки
Строительство было завершено в 1955 году: 21 июля 1955 года между СССР и Польшей был подписан передаточный акт, а начиная с 22 июня здание открыло свои двери для посетителей.
Дворец культуры и науки имени Иосифа Сталина – такое название было присвоено 42-этажному зданию высотой около 230 метров, общей площадью около 120 000 квадратных метров, — планировался как штаб-квартира партии и как «замок для народа» для проведения торжественных мероприятий и чествования наилучших трудящихся советской Польши.
Роль Дворца культуры и науки в жизни Польши в советское время
В течение многих лет каждый важный гость, приезжавший в Варшаву, обязательно посещал Дворец культуры и науки. Вот только некоторые из деятелей посещавших его:
- Никита Хрущев
- Юрий Гагарин
- Ким Ир Сен
В Конгресс-холле дворца выступали: Марлен Дитрих, The Rolling Stones, Элла Фицджеральд.
Коридоры Конгресс-холла во Дворце культуры и науки
Роковая часть истории Дворца
Самоубийства составляют отдельную главу в истории сооружения. Еще до установки защитной решетки на смотровой площадке 8 человек покончили жизнь самоубийством, спрыгнув с верхних этажей. Включая одного француза, который считал это место более достойным, чем Эйфелева башня. Последним самоубийцей стал молодой ученый из Польской академии наук, уволенный с работы за связи с подпольной организацией «Солидарность».
Отношение поляков к этому зданию
Поистине, царский подарок польскому народу по задумке автора идеи Иосифа Виссарионовича должен был стать настолько грандиозным, чтобы его могли лицезреть из любого уголка Варшавы.
Но, несмотря на всю свою колоссальность, этот дворец стал одним из самых «спорных» сооружений. И хотя он уже давно не носит имя Сталина, но своей популярности от этого не утратил. После падения коммунизма предпринимались попытки сноса Дворца науки и культуры, с целью новой застройки такой огромной территории. Но Дворец устоял, и даже был занесен в реестр архитектурных памятников как часть культурного наследия.
Многие поляки недолюбливают Дворец, считая, что он не вписывается в архитектурный стиль города. А после смерти Сталина этого гиганта стали открыто называть символом советской оккупации, знаком советского господства над Польшей. В годы строительства уставшие от войны поляки не видели смысла такого огромного вложения в одно сооружение, когда полуразрушенной Варшаве требовалось капитальное восстановление.
Время работы и смотровая площадка
В настоящее время Дворец культуры и науки открыт для посетителей в качестве выставочного и музейного комплекса, а другую его часть занимают офисные помещения.
Туристы со всего мира приезжают в Варшаву и спешат посетить выставочные залы и музеи, расположившиеся в здании Дворца. На 30-м этаже Дворца оборудована смотровая площадка, с которой открываются завораживающие виды на город.
Посетить Дворец, подняться на смотровую площадку можно ежедневно с 10.00 до 20.00. В сезон высокой туристической активности – с мая по сентябрь – смотровая площадка открыта для посещения круглосуточно.
Место в искусстве и культуре сегодня
Сегодня Дворец науки и культуры является одной из самых знаменитых достопримечательностей Варшав. В 2007 году он был официально признан культурным наследием. «Здание – город» умело объединяет в себе деловой, культурный и досуговый центры. Во время всемирной акции «Ночь музеев» тут проходит центральная экспозиция, регулярно проходят выставки и мероприятие, а само здание подсвечивают в тематические цвета во время разных событий.
Во Дворце располагаются более 2000 государственных учреждений и коммерческих организаций, являя собой деловой центр Варшавы. Поэтому здесь ежегодно организуется и проводится большое количество деловых мероприятий для бизнеса.
Огромная развлекательная площадка Дворца – бассейны, кинотеатры, магазины, кафе, рестораны и даже планетарий – это досуговый центр как для поляков, так и для гостей столицы.
Туристов привлекает возможность посетить выставки и музей, побродить по витиеватым коридорам и лабиринтам залов, где они могут рассматривать узоры на старом паркете, социалистические рельефы и огромного размер латунные люстры. Все залы Дворца носят имена знаменитых советских граждан – ученых, космонавтов, политиков.
Можно по разному относиться к этому сооружению, но нельзя спорить с тем, что за полвека своего существования Дворец науки и культуры стал визитной карточкой Варшавы.
Жил-был Дом: Дворец культуры и науки в Варшаве
В ноябре прошлого года представители польского правительства принялись обсуждать снос Дворца культуры и науки в Варшаве. Подобные разговоры для Польши не новы, и споры о судьбе «символа СССР» возникают регулярно. Аналитический портал RuBaltic.Ru представил, что мог бы рассказать о себе сам Дворец и как ему живется в такой непростой политической обстановке.
Добрый день! Позвольте представиться: я — Дворец. Без ложной скромности, просто констатация факта: кто-то студент, кто-то тигр в зоопарке, а у меня вот такая судьба. Нет-нет, не подумайте, что я дряхлая развалина, построенная каким-нибудь королем в незапамятные времена, — не настолько я стар, но мой возраст всё же вполне почтенен. Три года назад мне исполнилось шестьдесят лет — юбилей. Будь я человеком, уже был бы на пенсии, ходил с внучатами на рыбалку и закатывал в банки огурцы… Но дворцы не ходят на рыбалку, дворцы — возвышаются. Вот я и возвышаюсь по мере сил. И возвышаюсь не абы где, а в столице — столице Польши, Варшаве, в самом ее центре, на площади Дефилад.
Дворец культуры и науки / Фото: allcastle.info
Времена моего детства нельзя назвать легкими. Прямо скажем, тяжелые были времена. Я появился на свет всего через семь лет после окончания Второй мировой войны — мой первый камень был заложен в мае 1952 года. В ту пору и людям-то приходилось туго, а ведь люди куда меньше нас, каменных великанов, а нам, чтобы вырасти, нужно невероятно многое. Правда, растем мы куда быстрее людей, что правда, то правда. Если, конечно, стройку не заморозить — знавал я таких своих собратьев, кому не повезло. Но меня такая участь миновала, и всего через три года я праздновал свое настоящее рождение — как Дворца культуры и науки.
Что и говорить, вытянулся я сильно — говорят, есть такое словечко «акселерация», когда дети перегоняют в росте своих родителей, — вот и я оказался куда выше всех представителей старшего поколения: вместе со шпилем во мне насчитывалось двести тридцать семь метров, а это, скажу я вам, почти в два раза больше, чем у одного из легендарных великанов древности — пирамиды Хеопса, куда уж там домикам вокруг меня. Они, конечно, не одобряли — старшие всегда ворчат по любому поводу, уж я-то теперь знаю! — мол, куда такой вымахал, нет бы остановиться на ста двадцати метрах, как предлагали вначале, сколько сил да денег на тебя угрохано, скромнее надо быть, вот как мы…
Дворец культуры и науки / Фото: culture.pl
Да, некоторая правда в их словах была: я и правда был необыкновенно высок, перегнал все дома не только в городе, но и во всей стране, да и средств требовал немало. Чтобы прокормить мой растущий организм, трудились три тысячи шестьсот строителей из Советского Союза и несколько сотен поляков, скормив мне ни больше ни меньше сорок миллионов кирпичей и двадцать шесть тысяч тонн стальных конструкций. Звучит как в сказке, верно?
А вот в качестве феи-крестной, взмахом палочки обеспечившей мне не только безбедную юность, но и самое жизнь, выступала как раз Страна Советов — видите ли, я оказался чем-то вроде рождественского подарка под елкой. Как девочкам дарят нарядные платья, так Варшаве решили подарить меня. И на подарок не скупились, сделав меня сорокадвухэтажным, так что я и вправду балованный ребенок, что уж там. Но зато я вижу дальше остальных — и, может быть, это взрастило во мне философский взгляд на вещи.
И, как оно всегда бывает, стоит возвыситься над толпой — и тебе открывается то, что недоступно большинству. Да, я чувствовал себя гадким утенком в городе, не знавшем небоскребов, но выяснилось, что в других городах они есть. Оказалось, что я не одинок, что у меня есть семья пусть и не самых близких, но родственников, проживающих за границей.
Впоследствии я узнал, что у нас есть даже что-то вроде родового имени — «сталинская неоготика». Мои братья и сестры, как старшие, так и младшие, возвышаются в Москве, Праге и Риге, а прочие, более дальние родственники, коих в Европе принято называть собирательным словом «кузен» — еще во многих городах разных стран.
Среди них и университеты, и гостиницы, и здания министерств, и даже Академия наук, так что родство вполне почетное, вызывающее уважение. Все они очень высоки, но за пределами Советского Союза я был самым высоким, что рождало во мне законную гордость.
Прекрасные сталинские высотки / Источник: wowavostok.livejournal.com
Для нас, семейства дворцов, не жалели денег на наряды и украшения, мы блистали гранитом и мрамором, щеголяли статуями и барельефами, в то время как города вокруг — что в Польше, что в СССР — медленно восставали из руин. Лично я не просто копировал стиль моих родственников, но и не забывал о своей национальной принадлежности: то, что я вырос на польской земле, давало о себе знать и накладывало отпечаток на мой внешний облик. Так что по другой линии своими родственниками я вполне могу считать башню ратуши в Кракове и некоторые другие польские здания.
Внутри я был не менее впечатляющ, чем снаружи: мое внутреннее пространство вмещало аж три с четвертью тысячи помещений, общая площадь которых составила более ста двадцати тысяч квадратных метров. В одном Зале конгрессов могли усесться три с половиной тысячи человек, а ведь был еще Драматический театр со зрительным залом на восемьсот мест, Концертный зал, только вполовину меньший, два кинозала и даже бассейн… Что говорить, я был шикарен и знал это!
Долгие годы я был символом польской столицы, самым высоким строением во всей стране. Одни мною гордились, другие считали не подарком, а «символом оккупации». Но я-то продолжал жить и работать, выполнять свое предназначение. Для нас, зданий, очень важно быть нужными, не простаивать, а исполнять свои задачи, иначе мы хиреем, ветшаем и в конце концов умираем — вот я и старался как мог.
И мне есть чем гордиться! Например, я имел честь принимать первого в мире космонавта в 1961 году. И именно в моих стенах прошло первое на территории соцлагеря выступление легендарной рок-группы Rolling Stones в 1967 году. Это событие я до сих пор вспоминаю с ностальгией.
Выступление легендарной рок-группы Rolling Stones в 1967 году / Фото: a.d-cd.net
Теперь же времена изменились. Точнее, меняться они начали давно и постепенно. Я это заметил еще тогда, когда с моей таблички — моего паспорта, если хотите, — исчезло имя Сталина, а именно это имя я носил со дня открытия. Но я не придал этому особого значения, ведь всё остальное было в порядке. И на какое-то время меня оставили в покое, позволив спокойно работать, но потом, в 1989 году, мой вестибюль покинули скульптуры моих создателей — советского и польского рабочего. Я долго грустил, ведь я успел привязаться к ним за эти годы. К тому же они напоминали мне о днях юности, когда я стремительно рос под руками подобных им людей.
Но и это я пережил — мы, здания, куда выносливее, чем люди, как в материальном плане, так и в душевном, тут уж нам повезло.
Вестибюль Дворца / Источник: yandex.ru
Потом меня стали обступать новые высотные здания — скучные и безликие. Я пытался с ними поговорить, но они не понимали меня, отвечая что-то на причудливой смеси разных языков; я стал чувствовать, что теряю себя в этой толпе, но всё же старался держать себя в узде и не поддаваться панике, благо опыта я успел набраться порядочно.
Но даже наше в прямом смысле железобетонное спокойствие может пошатнуться, когда год за годом приходится волноваться за само свое существование. Уже десяток лет вокруг меня ходят беспокоящие разговоры.
Кому-то я мешаю, как архитектурное излишество, кто-то говорит, что слишком дорого меня содержать, а иные и вовсе напирают на идеологию и кричат, что я чего-то там символ. Нежелательный символ, конечно.
От всех этих криков поневоле хочется сжаться до размеров незаметной хрущевки и затеряться в толпе таких же, но, увы, я на такое не способен. Остается ждать своей участи, гордо выпрямив шпиль, — дворец я или нет, в самом деле! Вот и снова поговаривают, что наступивший год может стать для меня последним, несмотря на то что с 2007 года мои заслуги официально признали и включили меня в реестр архитектурных памятников… Тогда же обо мне хорошо позаботились: не только подкрасили мне стены, но и переоборудовали залы, сделав их более современными. Чего стоит один Концертный зал на три тысячи мест! А дети! Дети Варшавы думают, что на верхушке моей башни живет Санта-Клаус, и пишут ему письма.
Но, видимо, на всех не угодишь, потому что все мои красоты и все мои достижения не переубедят чиновника, тот же самый десяток лет мечтавшего избавить от меня город. Что ж, на случай, если, как ни жаль, мы не увидимся с вами больше, позвольте раскланяться, ведь нам, дворцам, непозволительно забывать о хороших манерах, в какую бы эпоху нам ни довелось жить.
Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!
Дворец зависимости. О сталинской высотке в центре Варшавы
© SHAKAL.TODAY. При копировании активная ссылка обязательна! _(ツ)_/
Чтобы позлить поляка, иногда бывает недостаточно потролить его фразой «Белосток наш» или поинтересоваться коэффициентом сопротивления туловища польского президента смоленским деревьям. Поэтому, для усиления эффекта, еще можно спросить, как пройти к главному украшению Варшавы — величественном Дворцу культуры и науки, который был построен в центре польской столицы Вождем Народов. В этом случае велик шанс схлопотать по морде крепким польским кулаком… с запахом средства для отмывания английских унитазов.
Конечно, вся огромная Варшава это не только советский Дворец культуры и науки. Это еще десятки захватывающих пивных мест, каждое из которых станет украшением вашего Инстаграма. Чего стоит один Королевский дворец! Однако же проклятая сталинская высотка в самом сердце столицы до сих пор остается доминантной архитектурной формой, которую не смогли поглотить даже построенные вокруг нее небоскребы — и ведь возведены они были именно для того, чтобы оттенить Дворец культуры и науки. Но — не получилось. Угрюмый сталинский ампир до сих пор самое высокое, самое массивное здание Польши, и сияющие стеклянные небоскребы вокруг него выглядят тусовкой тонконогих смузихлёбов, среди которых затесался старый, но все еще крепкий и злой, сталинист.
Немного истории. Огромное здание начали строить в 1952 году, как «подарок» советского народа жителям Варшавы. Слово «подарок» взято в кавычки потому, что презент не выглядел желанным — пшеков просто поставили перед фактом. Ситуация напоминала рождение Санкт-Петербурга: «Здесь будет град!» — взвизгнул вдруг Петр Великий на берегу Невы, чем до смерти напугал местных бобров. Так и с Дворцом культуры и науки, за тем лишь исключением, что бобры поляки могли выказывать только всеобщее одобрение и даже .
Степень «необходимости» Дворца на фоне спиленной под полубокс Варшавы. Фото: FoKa/ Forum
Интересно, что к строительству высотки самих поляков практически не приглашали. От них требовалось одно — собственно территория в 3 гектара и ресурсы. Все остальные принципиальные решения — за Москвой:
- Здание должно быть построено в «сталинском» стиле (или мы всех расстреляем);
- Главным архитектором назначен Лев Руднев (или мы всех расстреляем, и Руднева тоже);
- Строительство финансирует и осуществляет СССР (или мы всех расстреляем);
- В процессе строительства будут использованы советские материалы, а для выполнения работ приглашены советские строители (или мы всех расстреляем);
- Строительные работы начнутся в середине 1952 года и продлятся 2,5-3 года (а потом мы всех расстреляем).
Batushka, Bölzer и Behemoth в Кракове. С глубочайшим неуважением к верующим
Появление в напрочь каталицизированной Польше команды Behemoth, наводящей ужас на верующих по всему миру, само по себе удивительно. Но, что более примечательно, пример оказался заразительным (показательным).
От польского правительства требовалось только определить окончательное место строительства, а также дальнейшую сферу применения. Т.е. мы вам построим здание в 235 метров в разрушенной войной Варшаве, а вы потом думайте, что с этой обременительной (Дворец жрал столько же электричества, сколько нужно для города в 30 000 душ) красотой потом вообще делать.
Несмотря на то, что строительство велось ударными темпами (а в те славные для работодателей времена «кофепаузы» означали «выйти расстрелять кого-нибудь из работников»), завершить Дворец при жизни Сталина не удалось. Наверно, узнав бы об этом, сам Вождь народов тоже велел бы кого-нибудь расстрелять, но к году сдачи грандиозной «народной» стройки он уже два года как был в мавзолее, при своем . К слову, к этой постройке идиотская в своем смысле легендарная фраза про «дотянулся проклятый Сталин» тоже применима — за время строительства Дворца погибло 16 рабочих. Но т.к. все они были коммунистами, они продолжили и после смерти работать в три смены и в итоге были торжественно вмонтированы в стены, под звуки оркестра. Вранье, конечно, но Дворец действительно построен на костях.
22 июля 1955 Дворец культуры и науки представили общественности, и, надо полагать, под . Поляки слабо себе представляли, им вот это вот все, но сотни тонн бетона и стали не нуждались ни в каких вопросах — они просто были, и с этим уже ничего нельзя было сделать.
Первые робки попытки озвучить то самое «зачем» появились в конце 50-х. Поляки ВНЕЗАПНО поняли, что вместо вот этого вот всего можно было построить много чего еще. В прессе появились критические замечания архитекторов, и даже отдельные недовольные отзывы трудящихся. Дальше — больше. Чем глубже зарывался труп Сталина в грунт, тем смелее становились поляки. Дошло до того, что Pekin (от польского «Пекин», аббревиатуры PKiN — Pałac kultury i nauki) вдруг начали называть «исполинским уродом», а в 90-х и вовсе «памятником коммунизму». И в наши дни сильны позиции тех, кто хочет этот Дворец снести. Громче всех на эту тему бомбит у шизофренической правящей польской партии «Право и Справедливость»:
«(…) Сейчас обсуждается идея проведения референдума в Варшаве в период выборов в органы местного самоуправления (осенью 2018 года). Варшавяне должны получить право вынести свою оценку сталинской высотке, раз партия «Гражданская платформа» собирается узнать их мнение о монументах, посвященных смоленской катастрофе».
inosmi.ru
Но, на самом деле, вряд ли что-то серьезно угрожает этому зданию. Все-таки Дворец уже полвека как часть истории Польши, ее визитная карточка даже в эпоху немного истеричной декоммунизации, что идет в Варшаве в последние годы. Да, Дворец серьезно «утяжеляет» ее исторический центр, придает ей определенный смысл и неизбежно напоминает о ее коммунистическом прошлом. Однако же, зайдя внутрь, понимаешь, что поляки давным-давно свыклись с этим зданием и превратили его в огромный музей коммунизма и уже давно на нем зарабатывают. Терраса на 30 этаже всегда набита туристами, в холле идет бойкая торговля сувенирами, а также проходят выставки — в общем, коммунистическому медведю давно обломали все клыки и показывают за злотые на потеху публике. Разве это не прекраснее и не смешнее сноса огромного здания.
Дворец культуры и науки открыт 7 дней в неделю. Время работы: 10:00-20:00. Если посещение приходится на летний период — с 1 мая и до 1 октября, то в пятничный или субботний день время работы продлевается до 23:30.
Билет (взрослый): 20 польских злотых и 15 злотых детский.
Совкодрочеры и сталинисты обслуживаются бесплатно (с расстрелом).
Годнота, неполиткоррект и оскорбления чувств кого угодно — в новом шакальем Телеграм-канале! Подписывайся !
Дворец науки и культуры в Варшаве: история, фото, отзывы
Просматривая открытки, буклеты и другие сувениры, привезённые из Польши, можно заметить, что везде присутствует изображение величественного здания с устремлённым в небесную высь шпилем. Эта грандиозная многоэтажка входит в десятку самых высоких строений всего Европейского союза. Дворец науки и культуры в Варшаве был построен в 1955 году и по сей день является визитной карточкой не только столичного города, но и всей страны.
Подарок Советского Союза дружественному польскому народу
Идея строительства высотки в центре Варшавы имела политическое значение и исходила лично от И. В. Сталина. Первоначально предполагалось, что Дворец науки и культуры будет возведён высотой 120 метров. Этот проект был утверждён польским правительством, но потом по настоянию советского архитектора Льва Руднева и его варшавского коллеги Джозефа Сигалина было решено увеличить размеры здания почти вдвое. В итоге Дворец науки и культуры вырос в высоту на 42 этажа, что вместе со шпилем составило 237 метров.
Поскольку здание являлось подарком Польше от СССР, финансирование проекта, как и выполнение строительных работ, взяла на себя советская сторона. В общей сложности на строительных площадках начиная с 1952 года были задействованы 3200 человек. После смерти Сталина по решению Государственного Совета и Совета министров Польской Народной Республики Дворец науки и культуры получил имя советского лидера. Рассматривалось предложение установить на площади памятник Сталину, даже был объявлен конкурс на лучший эскиз монумента. Но потом от этой идеи решили отказаться.
Сочетание соцреализма и истории
Подготовка к возведению высотного здания началась в 1951 году. Советские архитекторы во главе с Львом Рудневым приехали в Польшу и с группой местных коллег посетили несколько польских городов и деревень, чтобы изучить стили исторического зодчества страны. В итоге за основу был взят проект, по которому строился Московский государственный университет им. Ломоносова, но с учётом местной специфики. Было решено, что Дворец науки и культуры должен быть «социалистическим по содержанию, но национальным по форме».
Здание построено в том месте, где когда-то толпились в беспорядке неухоженные домишки. Великолепный Дворец стал символом новой эпохи, уникальным объектом современного строительства, призванным избавить столицу от уродливых форм архитектуры. С верхних этажей открываются впечатляющие воображение виды изменившегося за последние годы города. Силуэт здания подчёркивает красоту окрестностей от старых районов до многоэтажных жилых комплексов, зелёных парков и спортивных стадионов. Дворец науки и культуры станет символом социалистической Польши. Приблизительно такого содержания публикации в местных газетах были приурочены к открытию сооружения в 1955 году.
Польский «колосс» в цифрах и фактах
Дворец науки и культуры в Варшаве, адрес которого за последние шесть десятилетий не изменился, находится на площади Парадов, д. 1. Это самый высокий объект не только в столице, но и во всей Польше. Здание имеет 42 этажа общей площадью 817 тыс. м 2 . Архитектура строения сочетает в себе элементы социального реализма, ар-деко и польского историзма.
На 30-м этаже есть смотровая площадка, с которой открывается панорамный вид Варшавы. Начиная с 1956 года с этой площадки, находящейся на высоте более 100 метров, был совершён ряд самоубийств, после чего здесь установили металлические ограждения в виде защитных решёток.
В 1989 году после охлаждения отношений между Советским Союзом и Польшей из центрального вестибюля убрали скульптуру, олицетворяющую дружбу народов. В 90-е годы звучали призывы некоторых политических деятелей Польши снести здание как символ «советского господства над свободной страной».
В 2000 году на фасад верхнего этажа водрузили огромный часовой циферблат, что сделало Дворец самой высокой на тот момент башней с часами в мире.
В 2007 году строение занесено в Государственный реестр архитектурных памятников Польши.
Структура и предназначение здания
Сегодня Дворец науки и культуры в Варшаве, фото которого вы видите в этой публикации, находится в ведении городской мэрии. В здании размещаются различные компании и учреждения, в том числе Польская академия наук.
Обширные интерьеры дворца вмещают несколько сценических площадок, музеев, книжных магазинов, офисов и деловых центров. К услугам горожан и гостей столицы работают кинотеатры, библиотеки, бассейн, почтовое отделение.
Здесь также имеется концертный зал на 550 зрителей и конгресс-холл, рассчитанный на 2880 мест. Ежегодно в стенах Дворца проводятся конференции, заседания, выставки, форумы и фестивали как национального, так и международного уровня.
Споры о целесообразности существования сооружения
Несмотря на то, что Дворец науки и культуры давно стал символом Польши и выполняет множество полезных функций, время от времени в политических кругах возникает полемика, касающаяся этической подоплёки присутствия строения советской эпохи на польской земле. Мнения по этому поводу резко расходятся, кто-то считает, что сегодня никакого политического значения Дворец не имеет, другие настаивают на сносе здания, третьи предлагают превратить его в музей.
Остаётся надеяться, что здравый смысл восторжествует, и политические передряги не станут причиной для уничтожения великолепного памятника архитектуры, каковым является Дом науки и культуры в Варшаве. Отзывы простых людей, побывавших в этом здании, никогда не касаются идеологических аспектов. И местные жители, и многочисленные туристы восхищаются масштабностью сооружения, выдержанностью и неповторимостью архитектурного стиля.
Достопримечательности в окрестностях дворца
Гостей польской столицы в первую очередь привлекает само сооружение, со смотровых площадок которого можно увидеть весь город в любое время суток. В нескольких минутах ходьбы от площади находится база отдыха и развлечений.
Рядом расположен ТЦ «Золотые террасы» – крупнейший торговый комплекс Варшавы. Поблизости есть отели и гостиницы. Из окон самых комфортабельных номеров открывается вид на сверкающие огнями башни Дворца науки и культуры.
Источник: