Ансамбль сенатской площади

Ансамбль сенатской площади

СЕНАТСКАЯ ПЛОЩАДЬ

Cенатская площадь, она же Петровская, ныне площадь Декабристов, — одна из главных площадей Санкт-Петербурга, входящая в ансамбль центральных площадей. Единственная из них, она обращена к реке Неве и является одновременно частью ансамбля невских набережных. Существующий архитектурный ансамбль Сенатской площади создан в XIX веке в стиле ампир.

Площадь находится на берегу Большой Невы, с востока ограничена боковым корпусом Главного Адмиралтейства. Так как в XVIII в. Адмиралтейство было крепостью, то вокруг него были открытые эспланады, на месте которых позже и возникла система центральных площадей. В начале XVIII в. на месте Сенатской площади был заболоченный луг, западнее которого находились «Смоляная баня» (на месте здания Синода), Канатный двор и другие службы Адмиралтейства, с юга (на месте Конногвардейского бульвара и далее по его линии) был Адмиралтейский канал, соединявшийся с каналами, окружавшими Адмиралтейство.

Ф. Перро. Адмиралтейская площадь. 1841

В 1710 г. около Адмиралтейства возвели церковь св. Исаакия Далматского, посвящение которой воплощает провиденциальную связь Петра I с Александром Невским — оба родились в праздник этого святого. Точное место церкви неизвестно, по одной из версий она располагалась на берегу Невы на месте Сенатской площади. В 1712 г. в ней состоялось официальное венчание царя с Екатериной Алексеевной (Екатериной I). В 1717–1727 гг. вместо нее построили вторую, каменную церковь св. Исаакия Далматского. Похожая на Петропавловский собор, с увенчанной шпилем колокольней, она стояла в центре будущей Сенатской площади на берегу Невы, и при законодательном упорядочении городской топонимики в 1738 г. площадь была названа Исаакиевской. В 1727 г. от Исаакиевской церкви на Васильевский остров был наведен первый в городе наплавной Исаакиевский мост, существовавший до 1916 г. (сохранились гранитные устои начала XIX в.). Вниз от площади по течению Невы в царствование Анны Иоанновны по жестким императорским указам была благоустроена и застроена домами вельмож Английская набережная.

Трехэтажный дом в стиле барокко на углу площади и набережной, с 1744 года принадлежавший графу А.П. Бестужеву-Рюмину, при его опале был конфискован, и указом императрицы Екатерины II в него из здания Двенадцати коллегий был переведен Правительствующий Сенат. С тех пор площадь получила название Сенатской. В 1779 г. архитектор И.Е. Старов капитально перестроил Сенат, придав фасадам классические формы, центр фасада отметил мощный четырехколонный портик со скульптурой.

Исаакиевская церковь оказалась непрочной, и после нескольких попыток спасти здание по предложению архитектора С.И. Чевакинского решено было в удалении от Невы, за Адмиралтейским каналом, строить новый храм. В 1768 году его начали строить по проекту А. Ринальди в стиле рококо, впервые в Петербурге здание было облицовано мрамором.

Э.М. Фальконе. Памятник Петру I («Медный всадник») 1782

В 1768–1782 гг. на месте разобранной церкви св. Исаакия Далматского в центре Сенатской площади был установлен первый в России монумент — конная статуя Петра I (скульптор Э.М. Фальконе, при участии М. Колло, Ф.Г. Гордеева; архитектор Ю.М. Фельтен) — бронзовая фигура античного полководца с лицом Петра I, на вздыбленном коне, попирающем змея, на постаменте в виде монолитного гранитного утеса. По сторонам монумента, получившего после известной поэмы А.С. Пушкина имя «Медный всадник», Адмиралтейство и Сенат — учреждения, воплощающие преобразовательную деятельность Петра I, позади него — новый Исаакиевский собор и вся Россия, перед монументом — Нева, на противоположном берегу сохранившая ансамбль зданий петровского времени. Десница царя обращена к Неве, в сторону Петропавловского собора и порта на Стрелке Васильевского острова. Площадь была переименована в площадь Петра Первого (Петровскую), но в обиходе ее часто по-прежнему называли Сенатской.

А. Давыдов. Открытие памятника Петру Великому. 1782

Строительство Исаакиевского храма затянулось, и по указу Павла I он был в 1798–1802 гг. завершен в упрощенном виде архитектором Винченцо Бренной. Рядом с ним в 1805 г. в юго-западной части площади Дж. Кваренги построил Конногвардейский манеж в виде греческого храма с замыкающим перспективу от Дворцовой площади необычно глубоким портиком — восьмиколонным в первом ряду и четырехколонным во втором. Перед портиком были установлены мраморные копии античных статуй Диоскуров. В 1806–1823 гг. архитектор А.Д. Захаров срыл валы и засыпал рвы Адмиралтейской крепости и полностью перестроил здание Главного Адмиралтейства. В новом виде оно обращено к площади длинным боковым фасадом с тремя ризалитами, центральный выделен 12-колонным дорическим портиком, во фронтоне которого помещены атрибуты морского и военного триумфа, в боковых ризалитах — 6-колонные лоджии.

Дж. Кваренги. Бывший Конногвардейский манеж. 1804–1807

Третий Исаакиевский храм был архитектурно неадекватен своему предназначению, и в 1818 г. началось строительство на его месте четвертого Исаакиевского собора по проекту О. Рикара де Монферрана. К 1842 г. был завершен экстерьер крупнейшего храма Санкт-Петербурга (освящен в 1858), облицованного мрамором и оформленного 112 монолитными гранитными колоннами коринфского ордера, крупнейшие из которых образуют четыре портика.

Дом Лобанова-Ростовского

Вид со смотровой площадки Исаакиевского собора на Исаакиевскую площадь

Грандиозный объем Исаакиевского собора замыкает пространство Петровской площади с юга, за ним начала формироваться новая Исаакиевская площадь. Рядом с собором на стыке Петровской, Адмиралтейской и Исаакиевской площадей Монферран построил дом князя Лобанова-Ростовского, позднее приобретенный в казну для размещения Военного министерства. Его главный фасад и фасад, обращенный к Исаакиевскому собору, оформлены 8-колонными портиками коринфского ордера и лоджиями с коринфскими колоннами в угловых ризалитах.

Исаакиевская площадь. Р. Клодт, Р. Залеман. Н. Рамазанов.
Памятник императору Николаю I.
1856–1859

Ф. Лидваль. Гостиница «Астория». 1908–1912

На площади перед зданием Сената 14 декабря 1825 года произошло первое в истории России вооруженное выступление против самодержавия — восстание декабристов, в память о котором в 1918 г. Сенатская площадь была переименована в площадь Декабристов.

В 1829–1834 гг. на месте старого здания Сената и соседнего дома купчихи Кусовниковой, между Галерной улицей и Адмиралтейским каналом, по проекту Росси архитектором А.Е. Штаубертом сооружен комплекс зданий Сената и Синода, соединенных аркой, переброшенной над Галерной улицей. Росси «привел» всю западную сторону площади «под один фасад», высотой в 8,5 саженей (25,5 м), стилистически гармонирующий с фасадом Адмиралтейства на восточной ее стороне и соразмерный ему (на одну сажень выше). В результате площадь превратилась в законченный архитектурный ансамбль. В то же время основные мотивы архитектуры зданий Сената и Синода варьируют в укрупненных формах решение фасада стоящего рядом на набережной дома графов де Лаваль, созданного ранее Ж. Тома де Томоном, что увеличивает градостроительный эффект связности, ансамблевости.

К. Росси. Сенат и Синод. 1829–1834

Исаакиевская площадь. Празднование двухсотлетия
со дня основания Санкт-Петербурга.
Старая открытка

В зданиях Сената и Синода, как и Главного штаба, Росси вновь использовал прием соединения двух протяженных зданий аркой (над Галерной ул.). Узкая арка кажется зрительно шире благодаря двум парам коринфских колонн, обрамляющих ее с каждой стороны, и единому аттику, венчающему эту композицию. Такие же две пары колонн поставлены по концам зданий. Фасады меж ними почти во всю ширину оформлены 8-колонными коринфскими лоджиями, со ступенчатыми аттиками над ними, в которых помещены изображения государственных орлов и летящих гениев Славы.

К площади обращены 32 колонны, еще 22 оформляют скругленный угол и обращены к Неве. Между парными колоннами на уровне второго этажа в нишах помещены аллегорические скульптуры государственных и религиозных добродетелей: Мудрости, Законоведения, Закона, Твердости, Бдительности, Беспристрастия, Правосудия и Истины (на фасадах Сената), Благочестия, Веры, Богословия, Духовного просвещения (на фасаде Синода). Закругленный аттик Сената увенчан крестом домовой церкви.

Архитектура арки, соединяющей здания Сената и Синода, заявляет ее как триумфальную. На ступенчатом постаменте ее аттика — государственный герб в окружении «Правосудия» и «Благочестия» (другие интерпретации — «Беспристрастность и Благоговение», «Закон и Вера»); ниже — рельефы «Закон естественный» (в центре), «Закон божественный» (со стороны Синода) и «Закон гражданский» (со стороны Сената), своего рода три основы российской государственности. Рельефы разделены монументальными фигурами гениев, несущих книги и символы правосудия. Всё в совокупности может быть интерпретировано как «Триумф Закона» и заявляет равноправие гражданской и духовной власти как оснований государственности российской империи.

Читайте также  Храм большого будды паттайя

В 1842 г. был засыпан Адмиралтейский канал от Адмиралтейства до Благовещенской площади, на его месте по проекту Росси был создан бульвар. В начале бульвара между зданиями Синода и Конногвардейского манежа в 1845–1846 гг. под руководством архитектора Н.Е. Ефимова были поставлены две колонны сердобольского гранита в честь боевых заслуг лейб-гвардии Конного полка в русско-французских войнах 1812–1814 гг., венчаемые «ангелами мира» — скульптурами крылатой Победы-Ники с лавровыми венками в руках (дар прусского короля Фридриха III Николаю I в ответ на конные группы П.К. Клодта с Аничкова моста).

Сенатская площадь с триумфальной аркой является памятником деяниям Петра I, основавшего в России мореплавание, государственное право и государственную власть над церковью. Часть площади занята Александровским садом, устроенным на месте Адмиралтейской площади в 1872–1874 гг. и названным в честь Александра II; дерево, посаженное им, выделено оградой.

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Сенатская площадь

Площади

Краткое описание

Сенатская площадь – один из самых старых архитектурных центров Санкт-Петербурга. На севере она выходит к Неве, на юге за Александровским садом просматривается Исаакиевский собор. С западной стороны располагаются Сенат и Синод, на восточной границе – Адмиралтейство.

Визитная карточка площади – Медный всадник, памятник российскому императору Петру I. Бронзовая статуя – знаменитая достопримечательность города на Неве, его главный символ.

История

Для Петра I закладка кораблей Балтийского флота была важным событием. В 1704 году между Мойкой и Невой на острове началось строительство Адмиралтейства – крепости и верфи.

Сенатская площадь исторически развивалась из гласиса перед Адмиралтейством – открытой местности для лучшего обстрела врага при атаке с запада. Когда крепость потеряла свое военное значение, эта территория приобрела новый смысл. Началось формирование городской площади.

Для сплава леса в 1717 году по южному краю будущей Сенатской площади прорыли канал. Он соединял Новую Голландию и Адмиралтейскую верфь. В 1844 году Адмиралтейский канал заключили в каменную трубу и засыпали. На его месте проложили Конногвардейский бульвар.

Постепенно окрестность вокруг верфи превратилась в обширный Адмиралтейский луг. Его прибрежная западная часть застраивалась частными домами. Здесь в 1709 году построили деревянную церковь, освятили в честь игумена Далматской обители Исаакия. Храм долго не простоял в сыром климате. В 1717 году вторую церковь заложили в камне. В дальнейшем Исаакиевский собор ограничил часть Сенатской площади с юга.

С 1727 года к Васильевскому острову через Неву провели Исаакиевский мост из деревянных барок-плашкоутов. Почти двести лет прослужил мост жителям города. Пожар уничтожил его в июле 1916 года. Мост так и не восстановили. О нём сейчас напоминают гранитные устои на Адмиралтейской набережной.

К середине XVIII века по приказу императрицы Елизаветы на углу площади рядом с Английской набережной для канцлера Бестужева — Рюмина возводится здание. Особняк построили в стиле барокко на месте дворца князя Меншикова.

В правление Екатерины II дом отписали в казну. В 1763 году его по императорскому указу передали Сенату, располагавшемуся ранее в здании Двенадцати коллегий. Пространство между Адмиралтейством и Сенатом получило наименование Сенатская площадь.

На площади в 1782 году установили памятник императору Петру I. Сенатская площадь получила новое название – Петровская. Но для жителей Петербурга площадь, как и прежде, была Сенатской

Восточная граница Сенатской площади полностью оформилась к 1823 году, когда построили обновленные корпуса Адмиралтейства. А в 1825 году 14 декабря шеренги военных выстроились перед этими корпусами. Мятежные полки отказались присягать Николаю I. Началось восстание декабристов.

Офицеры вывели и построили в каре около 3 тысяч человек. Их окружили верные императору войска. Залпы картечи обратили в бегство восставших. К ночи все закончилось.

В 1874 году вокруг Адмиралтейства создали сад. Частью его стала Сенатская площадь. Возле памятника Петру посадили невысокие деревья, разбили газоны. Ближе к Исаакиевскому собору появились дубы.

Участок сада в 1890 году преобразовали. Устроили площадь, и территорию рядом с Медным всадником вымостили булыжником. Обустроили павильон, чтобы укрыться в дождливую погоду. Со временем он обветшал и был разобран в 1903 году.

В 100-летие декабрьского восстания площадь переименовали. В 1925 году она стала площадью Декабристов

При Советском Союзе Медный всадник стал свидетелем выступлений инакомыслящих.

В 2008 году Валентина Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга, подписала постановление о возвращении исторического названия площади Декабристов. Площадь вновь стала Сенатской.

Архитектура

Площадь широко открыта на Неву и является украшением набережных. Архитектурный ансамбль Сенатской площади эффектно выглядит со стороны Васильевского острова.

Слева – Адмиралтейство, справа – здания Сената и Синода. Доминирует в центре Исаакиевский собор, и на его фоне – памятник Петру

В 1829–1834 годах по проекту Росси между Галерной улицей и Адмиралтейским каналом возвели здания Сената и Синода. Здания соединили в единый комплекс, перебросив над Галерной улицей арку. Две пары коринфских колонн с каждой стороны и единый аттик над этой композицией зрительно расширили узкую арку. Архитектура арки позволяет назвать ее триумфальной.

Западную сторону площади привели под один фасад 25 метров в высоту. Он по стилю и размеру гармонировал с фасадом Адмиралтейства на противоположной стороне.

Завершающий элемент ансамбля Сенатской площади – Исаакиевский собор. Его построили в 1818–1858 годах по проекту Монферрана. Золотой купол собора возвышается над историческим центром Санкт-Петербурга. В итоге площадь стала законченным архитектурным ансамблем.

Главный элемент Сенатской площади — Исаакиевский собор

Что находится рядом

От Адмиралтейства под одинаковыми углами расходятся 3 луча:

  • в центре – Гороховая улица
  • в стороны – Вознесенский и Невский проспекты

Эти улицы образовали так называемый Невский трезубец и объединили главные городские площади – Исаакиевскую, Дворцовую и Сенатскую.

От Сенатской площади можно выйти на невские набережные:

  • Английскую
  • Адмиралтейскую
  • Дворцовую

Аллеи Александровского сада приведут к Адмиралтейскому фонтану и бюстам:

  • Н. В. Гоголя
  • М. Ю. Лермонтова
  • А. М. Горчакова
  • М. И. Глинки

А дальше от красот природы переход к великолепию Дворцовой площади и Зимнего дворца.

Где находится

Метро

Станция метро Адмиралтейская

Как добраться

Станция метро Адмиралтейская. Выход на Малую Морскую. По ней налево до Исаакиевского собора. Поворот направо к Неве. Справа впереди – Александровский сад. Сенатская площадь за ним.

Или из метро налево, и через Александровский сад – выход на набережную Невы у Адмиралтейства.

Наземный транспорт

  • остановка Дворцовая площадь – автобус № 7,10,24,191; троллейбус № 1,7,10,11
  • остановка Адмиралтейский проспект – автобус № 10
  • остановка Конногвардейский бульвар – автобус № 3,22,27,71,100

Архитектурный ансамбль Сенатской и Исаакиевской площадей

Сенатская площадь

Сенатская площадь начала создаваться еще в середине XVIII века на территории Адмиралтейской эспланады. Завершилось ее формирование лишь в первой половине XIX века. Центр площади отмечен памятником Петру I — Медным всадником, созданным в 1782 году скульптором Фальконе. Широко открытая на Неву площадь является частью художественного убранства невских набережных. Современники говорили о ней: «Красивая рама великолепной картины».
Эффектно выглядит архитектурный ансамбль Сенатской площади при взгляде с противоположного берега Невы. Слева находится Адмиралтейство, с правой стороны площади — монументальные здания Сената и Синода. В центре — доминанта — Исаакиевский собор и на его фоне — «Медный всадник».
К сожалению, эта прекрасная панорама испорчена частью Александровского сада, деревья которого закрывают нижнюю часть собора, скрывают от зрителя неповторимую красоту планировки Сенатской площади.

Генеральный план Сенатской площади О. Монферрана

В альбоме О. Монферрана 1820 года показан генеральный план площади. По замыслу зодчего, она имела форму прямоугольника с соотношением сторон 1:3, вытянутого от Невы к Синему мосту. Портики домов в классическом стиле, украшенные колоннадами коринфского ордера, создавали уравновешенную композицию, отличавшуюся парадностью, торжественностью, гармонировавшую с фасадами Адмиралтейства и Конногвардейского манежа. Такие здания не только создали бы ансамбль, но и подчеркнули архитектурную значимость Исаакиевского собора.

Этот вариант застройки площади О. Монферран перенес в генеральный план 1825 года. С западной стороны предполагалось построить дома с фасадами, аналогичными фасаду дома Лобанова-Ростовского. На плане 1825 года в этой части О. Монферран сделал надпись: «Вновь запроектированный фасад, подобный дому Лобанова». С юга от Исаакиевского собора был спроектирован сквер.

Дом Мятлева

Дом Мятлева, стоящий на Исаакиевской площади, и дома более ранней застройки, как нарушающие правильность прямоугольника, предполагалось снести. Но варианты перепланировки Исаакиевской площади, предложенные зодчим в проектах 1820 и 1825 годов, не были осуществлены. Вместо предложенных Монферраном зданий остались и дом Мятлева, и другие дома, не отвечающие общему архитектурно-художественному ансамблю.

Читайте также  Кижи музей деревянного зодчества

Мариинский дворец

Ныне завершает Исаакиевскую площадь Мариинский дворец, построенный в 1839–1844 годах по проект ту архитектора А. И. Штакеншнейдера. Между Исаакиевским собором и Мариинским дворцом по обеим сторонам площади архитектор Ефимов в 1844–1853 годах построил два интересных в архитектурном отношении здания для Министерства государственных имуществ. По архитектуре, композиционным приемам они напоминают итальянские палаццо XVII века.

Памятник Николаю I

В центре Исаакиевской площади находится созданный по проекту О. Монферрана памятник Николаю I — последняя работа зодчего. Проект был утвержден 2 мая 1856 года. Строительство продолжалось три года. Открыли памятник уже после смерти Монферрана. Памятник представляет собой конную статую императора Николая I, созданную скульптором П. К. Клодтом. Постамент памятника эллиптической формы, с четырьмя барельефами, которые изображают отдельные события царствования Николая I.
Постамент выполнен из красного финляндского гранита, сердобольского камня и темно-красного шокшинского порфира. Его верхняя часть облицована белым мрамором. Четыре символические фигуры — Вера, Правосудие, Сила и Мудрость -дополняют художественное оформление. Утверждают, что лица статуй имеют портретное сходство с членами царской семьи.

В 1911 году на месте домов, построенных еще в начале XVIII века, по проекту архитектора Ф. И. Лидваля было возведено здание гостиницы «Астория», являющееся интересным образцом гражданского строительства начала XX века в нашем городе. Рядом — здание, по строенное в XVIII веке как жилой дом. Затем оно неод нократно перестраивалось и в конце XIX века было при способлено под гостиницу, получившую название «Англетер».

Сенатская площадь

Ансамбль Сенатской площади

Сенатская площадь входит в обязательную программу любого туриста, так как на ней расположен самый известный памятник Петербурга — Медный всадник, работы скульптора Этьена Фальконе. Памятник Петру I был открыт в 1782 году.

В 1823 году по проекту архитектора Андреяна Дмитриевича Захарова было построено современное здание Главного адмиралтейства. Сейчас в здании Адмиралтейства расположен Главный штаб Военно-Морского Флота России.

В 1825 году на Сенатской площади произошла попытка государственного переворота — Восстание декабристов.

В 1834 году завершилось строительство зданий Сената и Синода по проекту архитектора Карла Росси. В настоящее время в здании Синода размещается Конституционный суд Российской Федерации, а в здании Сената — Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина.

С Адмиралтейской набережной, на которую выходит Сенатская площадь, открывается потрясающий вид на Неву и Университетскую набережную на противоположном берегу Невы, Меншиковский дворец, Манеж Первого кадетского корпуса, дворец Петра II и здание Двенадцати коллегий.

На востоке Сенатская площадь граничит с Александровским садом, через который можно пройти на Дворцовую площадь к Эрмитажу (около 1 км).

От Медного всадника до ближайшей станции метро «Адмиралтейская» идти около 1 км, а до Исаакиевского собора — всего 300 метров.

Через Сенатскую площадь проходит один из наших самых интересных пешеходных маршрутов — Исаакиевский собор — Новая Голландия и самый длинный маршрут — Петербург за один день.

Остатки «Гром-камня», из которого сделан пьедестал Медного всадника, можно увидеть на маршруте Северное побережье Невской губы.

Голову Медного всадника можно рассмотреть поближе в Русском музее.

Интерактивная карта Сенатской площади

Медный всадник

Сенатская площадь

Сенатская площадь

Сенатская площадь

Сенатская площадь

Луг на Сенатской площади

Вид на Исаакиевский собор с Сенатской площади

Манеж

Здания Сената и Синода

Здание Сената
Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина

Арка между зданиями Сената и Синода

Арка над Галерной улицей

Здания Сената и Синода

Подсветка зданий Сената и Синода

Памятник Петру I на Сенатской площади

Вид на Меншиковский дворец с Английской набережной

Сенатская пристань

Сенатская пристань

Вид на Манеж Первого кадетского корпуса с Адмиралтейской набережной

Сенатская пристань

Медный всадник

Подсветка здания Синода

Петровский спуск на Адмиралтейской набережной у Сенатской площади

Вид на Университетскую набережную

Адмиралтейская набережная

Адмиралтейская набережная у Сенатской площади

Петровский спуск

Вид на дворец Петра II и здание Двенадцати коллегий

Адмиралтейская набережная

Медный всадник

Сенатская площадь

Сенат и Синод

Города

России

Санкт-Петербург

Площадь Декабристов

(бывшая Сенатская)

Площадь Декабристов расположена в центральной части Санкт-Петербурга на левом берегу Невы. С востока она ограничена зданием Адмиралтейства, с запада – зданиями, в которых до 1917 года размещались Сенат и Синод, с юга – Исаакиевским собором. Изначально площадь называлась Сенатской из-за расположенных рядом правительственных учреждений. Это была одна из первых площадей Санкт-Петербурга. В 1710 здесь была построена первая деревянная церковь, освященная в честь Исаакия Далматского. В 1727 году от нее до противоположного берега Невы был протянут плашкоутный (наплавной) Исаакиевский мост.

Медный всадник

Главной достопримечательностью площади Декабристов, несомненно, является памятник Петру I, вошедший в историю под названием «Медный всадник». Это название укоренилось в народе благодаря одноименной поэме А.С. Пушкина, в которой памятник Петру Великому является одним из главных действующих лиц. История Медного всадника началась в 1766 году, когда императрица Екатерина II задумала создать конный памятник Петру I и пригласила для этого в Россию французского скульптора Э. Фальконе.

Во время работы Э. Фальконе использовал гипсовую маску и «восковую персону» царя, стремясь добиться максимального сходства. Ему долго не удавалось вылепить голову царя, в конце концов, эту работу прекрасно выполнила помощница скульптора, М. Колло. Ей удалось запечатлеть в чертах лица Петра I непоколебимую волю, ум, властность и мужество. Змею у основания памятника вылепил русский скульптор Ф.Г. Гордеев. Более пяти лет (1772-1777) длилась отливка памятника из бронзы. Сложность этого процесса заключалась в том, что размеры фигуры Петра на коне были просто огромны, и в том, что памятник должен был держаться всего на трех небольших опорах. Это становилось возможным только в том случае, если стенки верхней части монумента сделать более тонкими, а значит, и более легкими, чем стенки нижней части.

Э. Фальконе планировал отлить памятник за один раз, чтобы избежать швов, но во время первой отливки форма треснула, и жидкий металл хлынул в помещение. Фигуру удалось спасти только благодаря мужеству литейщика Е. Хайлова, быстро заделавшего трещину глиной. Однако верхняя часть памятника (выше ног Петра и груди лошади) была безнадежно испорчена. Через три года она была отлита отдельно, и еще год потребовался на соединение двух частей памятника, заделку швов и шлифовку.

По проекту Э. Фальконе, постаментом для памятника должен был стать огромный валун. Он символизировал скалистый берег Невы, на который царь Петр I «взлетел» на взмыленном коне, чтобы обозреть просторы Невы и Финского залива.

Подходящий камень был найден в 1768 году в деревне Лахта. Колоссальный монолит весил примерно 1600 тонн. На Сенатскую площадь его доставили только к сентябрю 1770 года. Обработка камня началась еще во время перевозки. В итоге, гранитный монолит приобрел форму скалы и волны одновременно, что должно было символизировать утверждение Российского государства на Невских берегах и господство в Балтийском море.

Основные работы по созданию памятника были закончены в 1778 году. В это время в России шла крестьянская война под предводительством Е. Пугачева, и Екатерине II было не до памятника. Отношения императрицы со скульптором и до этого были очень сложными, а в 1778 году они окончательно испортились, и Э. Фальконе уехал из России, не дождавшись открытия памятника. Оно состоялось только в августе 1782 года, в день столетия восшествия на престол Петра I. С тех пор фигура Петра Великого, сидящего на вставшем на дыбы коне и указывающего рукой на Неву, Академию наук и Петропавловскую крепость, является символом Санкт-Петербурга. На голове Петра лавровый венок – символ победы, конь под ним топчет ногами змею – символ зла и непокорности петровским реформам.

Архитектурный ансамбль площади Декабристов

Сенатская площадь, несомненно, является одной из главных площадей Санкт-Петербурга, и установка на ней памятника Петру I только упрочила ее статус. Неслучайно именно к Медному всаднику, как к символу преобразований, пришли восставшие полки 14 декабря 1825 года. Хотя восстание декабристов закончилось трагически, это событие навсегда вошло в Российскую историю. В 1925 году, в столетнюю годовщину со дня восстания, Сенатская площадь была переименована в площадь Декабристов. Это название она сохраняет и сегодня.

Ансамбль площади Декабристов был бы неполным без окружающих ее зданий. В 1805-1823 годах по проекту архитектора А.Д. Захарова было перестроено здание Адмиралтейства. Оно приобрело величественно-спокойный вид, гармонично вписалось в ансамбль тогда еще Сенатской площади. Александровский парк, разбитый в 70-х годах XIX века перед зданием Адмиралтейства, занимал и часть Сенатской площади.

Читайте также  Высота башни в дубае

В 1829-1834 годах по проекту архитектора К.И. Росси были перестроены здания Сената и Синода. Архитектор соединил два здания высокой узкой аркой, разместил над ней скульптурную группу, символизирующую веру и закон. Фасады обоих зданий были украшены лоджиями с десятиколонными портиками, угол здания Сената, выходящий к Неве со стороны площади, также был декорирован колоннадой. На фасадах здания размещены скульптуры, символизирующие правосудие, веру, мудрость, благочестие и другие несомненные достоинства. В настоящее время в зданиях Сената и Синода размещается Центральный государственный исторический архив.

На площади Декабристов начинается Конногвардейский бульвар, проложенный в 1842 году. На бульвар боковым фасадом выходит здание бывшего манежа Конногвардейского полка, построенное в 1804-1807 годах по проекту Дж. Кваренги. Торец здания оформлен в виде глубокой лоджии с массивным портиком, у которого были установлены копии античных статуй юношей с конями. С 1977 года в нем размещается выставочный центр «Манеж».

Наконец, последним звеном ансамбля площади Декабристов стал Исаакиевский собор, построенный в 1818-1858 годах по проекту О. Монферрана. Огромный золотой купол собора виден практически из любой точки исторического центра Санкт-Петербурга, а с площади Декабристов он выглядит особенно величественно и гармонично вписывается в ансамбль площади.

В настоящее время площадь Декабристов сохраняет статус если не административного, то культурного центра города. На большей части площади разбит сад с живописными цветочными клумбами и аккуратными газонами. Это одно из излюбленных мест прогулок жителей и гостей Санкт-Петербурга.

Порекомендуйте эту страницу своим знакомым. Просто нажмите на кнопку «g+1».

Сенатская площадь в Санкт-Петербурге.

Сенатская площадь просторная, широко раскрытая на Неву. Расположенная перед бывшим зданием Сената и Синода – один из самых пронзительных петербургских пейзажей. Ее композиционный центр – сквер с памятником Петру Великому. Этот знаменитый монумент, один из символов имперского Петербурга, был создан французским скульптором Этьеном Фальконе в 1782 г. Император изображен здесь в виде всадника, на скаку останавливающего разгоряченного коня и подчиняющего его своей твердой воле. Жестом правой руки он утверждает свою победу, торжество новой России, а его конь попирает змею, олицетворяющую противников петровских реформ.

Интересно, что модель головы Петра I создал не сам Фальконе (она ему никак не удавалась), а его ученица Мари Колло, которая, желая помочь учителю, сделала ее за одну ночь. Саму модель можно увидеть в Русском музее на площадке второго этажа главной лестницы. Момент отливки статуи был драматичен: глиняная форма треснула от раскаленной бронзы. Литейный мастер Емельян Хайлов с риском для жизни заделал трещину и довел отливку до конца.

Основанием статуи служит огромная гранитная скала, найденная в лесу у села Лахта и называвшаяся в городе «гром-камень», поскольку когда-то она была рассечена ударом молнии. По преданию, на нее при жизни поднимался Петр I, осматривая окружающую местность. Чтобы перевезти огромную глыбу в Петербург, ее поставили на желоба, внутри которых находились бронзовые шары. Четыре месяца при помощи рычагов и канатов глыбу тянули к Финскому заливу, одновременно обтесывая ее.

Затем «гром-камень» перенесли на баржу и доставили в Петербург. Обратите внимание на его форму – она напоминает морскую волну и тем самым символизирует стремление русского царя вернуть для России выход к морю. На постаменте памятника лаконичная надпись на русском и латинском языках «Петру Первому – Екатерина Вторая». К этому монументу традиционно возлагают цветы молодожены и фотографируются на его фоне. Памятник Петру с легкой руки Александра Пушкина все называют Медным всадником, поскольку именно так он был назван в его знаменитой поэме. Множество других поэтов, писателей, художников, музыкантов также вдохновлялись этим торжественным монументом.

История Сенатской площади тесно связана с одним из самых драматических моментов истории нашей страны. 14 декабря 1825 г. здесь произошло знаменитое восстание декабристов. Группа офицеров, сторонников политических реформ, вывела на эту площадь войска, отказавшиеся присягнуть новому императору Николаю I. Захватив Сенат, они хотели наложить вето на его воцарение.

В этот момент памятник Петру, с которым связывали все передовое и прогрессивное в России, оказался в центре каре восставших, и декабрист Александр Бестужев символически заточил свою саблю о его гранитный гребень. Однако вскоре площадь была окружена верными царю войсками, по мятежникам был открыт огонь, и восстание было подавлено. Пятерых руководителей мятежа приговорили к смертной казни, многие другие после расследования были осуждены на разные сроки каторги и ссылки. Сто лет спустя, уже при советской власти, Сенатская площадь была переименована в площадь Декабристов. Затем ей вернули историческое имя.

Раньше перед памятником Петру на Васильевский остров вел наплавной мост через Неву, но он сгорел перед самой революцией от искр, вылетевших из трубы проходившего рядом буксира. Это зрелище наблюдал поэт Александр Блок, отметивший его в своей записной книжке. Больше мост не восстанавливали, от него остался только гранитный спуск к реке.

С востока Сенатская площадь ограничена огромным желтым зданием Адмиралтейства – первой русской кораблестроительной верфи на Балтике. Адмиралтейство было заложено по повелению и личным карандашным наброскам Петра I, о чем 5 ноября 1704 г. в царском походном журнале была сделана запись: «Заложили Адмиралтейский дом и веселились в Аустерии». Для работы на верфи по всей стране нанимали «для корабельного дела охочих плотников». Лес для кораблей привозили с Волги, использовали также и местные деревья.

Первое судно – 18-пушечный бомбардирский корабль спустили на воду уже в 1706 г. Спуск судна всегда был праздником – салютовали орудия, играла музыка, корабельный мастер получал награду. Царь придавал огромное значение развитию российского флота. Он любил повторять, что тот властитель, «который едино войско имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, две руки имеет».

К концу жизни Петра Адмиралтейство встало в ряд крупных европейских верфей. Английский посланник в Петербурге Джеффрис писал в Лондон: «Корабли строят здесь не хуже, чем где бы то ни было в Европе». При жизни основателя города на Адмиралтейской верфи построили более 40 кораблей, всего же отсюда на воду сошло около 300 судов. Современник Пушкина Николай Тургенев говорил по этому поводу: «Петр создал флот, на котором мы прибыли с земли варварства на землю образованности».

Адмиралтейство одновременно являлось и верфью, и крепостью, державшей под прицелом фарватер Невы. В башне над главным входом в Адмиралтейство располагалась Адмиралтейств-коллегия – высший орган управления российским флотом, где вместе с адмиралами заседал и сам царь. Он бывал на верфях ежедневно и проводил там много времени. Заседания коллегии, как правило, продолжались до 11 часов, когда поднимавшийся в пять утра государь, по давней привычке, подкреплял себя анисовкой. Адмиралы с удовольствием следовали его примеру. С тех пор предобеденную выпивку стали называть «адмиральский час» или «адмиральский полдень».

Петровское Адмиралтейство было большим (что естественно, так как там одновременно строилось по несколько судов), но не слишком выразительным и красивым. Поэтому в начале XIX в. оно было перестроено по проекту русского архитектора Андреяна Захарова. Сохранив прежнюю планировку здания, Захаров придал ему абсолютно новый – легкий и гармоничный – облик. Его золоченый шпиль высотой 72 м был увенчан флюгером-корабликом, ставшим одним из основных символов Санкт- Петербурга. «…И светла Адмиралтейская игла» – так Пушкин писал именно об этом шпиле.

Эта грандиозная постройка воплощает идею величия России как морской державы. Ее фасад богато украшен скульптурами и барельефами, в аллегорической форме прославляющими созданный Петром русский военно-морской флот. К сожалению, не все скульптурное убранство Адмиралтейства сохранилось. Во второй половине XIX в. по просьбе священнослужителей убрали «непристойные языческие фигуры», украшавшие павильоны. На опустевших пьедесталах появились якоря и маленькие пушки с ядрами, которые сохранились до сих пор.

В XIX в. здание Адмиралтейства было передано Училищу корабельной архитектуры, от которого ведет свою историю находящийся здесь и поныне Военно-морской инженерный институт, поэтому здесь часто можно встретить молодых людей в морской форме – будущих специалистов по атомным подлодкам. Адмиралтейство является архитектурным центром города, от которого, по замыслу Петра, расходятся три луча: Гороховая улица в центре, Невский и Вознесенский проспекты по сторонам. Образовав так называемый Петербургский трезубец, эти улицы объединяют вокруг себя главные городские площади – Дворцовую, Исаакиевскую и Сенатскую.

Источник: four-rooms.ru

Путешествуй самостоятельно