Утечка тока через генератор гранта
- Утечка тока через генератор гранта
- Утечка тока: странные дела
- Утечка тока: странные дела
- Аккумулятор «помер» за ночь. Что делать?
- Не выключили!
- Не так подключили
- А есть ли утечка?
- Грязные делишки
- Как обнаружить неисправность?
- Мультиметр
- Мультиметр
- Мультиметр
- Мультиметр
- А если не получается?
- Предохранители
- Аккумуляторы и батареи
- Ток утечки аккумулятора
- Утечка с аккумулятора при выключенном зажигании
- Какой ток утечки аккумулятора автомобиля норма?
- Как проверить аккумулятор на утечку тока мультиметром
- Как замерить ток утечки аккумулятора
- Найти и устранить утечку
- Нормальный ток утечки аккумулятора
- Большой ток утечки аккумулятора — проблемы
- Диагностика и устранение утечки тока в автомобиле
- Обратный ток диодного моста
- Неправильное подключение магнитолы
- Проблемы с сигнализацией и охранными системами
- Неисправности коммутирующего оборудования
- Видео: Поиск утечки тока в автомобиле
- Как проверить и определить утечку тока
- Видео: Полезный совет от автоэлектрика. Пока только утечка тока. А потом?
- Содержание:
- Норма утечки тока
- Приборы для проверки утечки тока
- Причина утечки тока
- Как найти утечку тока
- Проверка аккумулятора на утечку тока
- Как проверить генератор на утечку тока
- Как проверить стартер на утечку тока
Утечка тока через генератор гранта
Началось все с того, что внезапно, как говорится «нежданно и не негаданно» сдох АКБ. Придя в гараж, чтобы уехать на работу, одним утречком, меня ждала такая вот неприятность.Разумеется в тот день я ни куда не уехал на машине, а пришлось бежать как сайгаку на автобус.Сразу хочу уточнить, что авто простояло в гараже всего два дня.
Батарея покупалась вместе с авто и за полтора года ни разу проблем с ней не было. Мысль первая была, естественно, что-то забыл выключить. Но визуальная проверка показала, что все потребители(рукоятки и кнопки) были выключены. С другой стороны, после выключения замка зажигания и потребители почти все отключаются. Разве, что остаются габариты и ММС. Но для габаритов есть звуковая сигнализация своя (штатная) и на бортовом компьютере Штат, то же есть «пиликалка».
В подобной ситуации наверно докапаться до истины не представляется возможным. Обидно, досадно, ну и ладно, с кем не бывает.
Другая мысль- это ток утечки или проще говоря, что то где то «жрет заряд» с АКБ, когда авто стоит в режиме охраны и не эксплуатируется какое то время.
На всякий «пожарный» целесообразно проработать все варианты, дабы потом спать спокойно.
Погуглив этот вопрос наткнулся на хорошую запись здесь на Драйве, как замерить ток утечки на автомобиле.
(www.drive2.ru/l/4999996/?…oSDtrSJbFp2dxPW4pR4dmbwRQ)
Раньше не приходилось мерить ток утечки.
Итак, батарею зарядили, установили на автомобиль, прикрутили «+»
Имеем мультиметр китайский с мах замером по току 10А. По началу были сомнения хватит или нет этого придела для работы. В комментах тоже никто не писал ничего о таком мультиметре.
Как бы по замеру тока должно получиться тютелька в тютельку, будем пробовать.
Значит подключаем наш «тестер» в разрыв минусовой цепи. Черный провод(минус) прибора подключаем к клемме минус, а красный провод(плюс) к наклемнику силового провода массы(корпус, кузов) автомобиля.
Не забываем сначала отключить сирену сигнализации, т к при севшей АКБ автомобиль остался в режиме охраны, а уже потом подключать мультиметр.
Вроде как допустимый расход по току должен быть не больше 50мА. Этот вопрос хотелось бы поподробнее обсудить с вами в комментах, кто какими фактами владеет. Хотя по логике это ток небольшой, но все таки хотелось знать порог допустимых величин разрядки.
Продолжим, как рекомендуется в вышеупомянутой статье целесообразно найти цепь с повышенным потреблением тока, посредству выдергивания предохранителей. Так я и поступил. В итоге нашёл
А в дианостическом разъеме у меня сидит бк Штат.
Отстегнул я его значит и получил показания 0.04(0.05) и это не в режиме охраны, получается что бортовик хавает порядка 15-20 мА.
Что самое интересное при постановке на охрану ток уверенно держится на 0.05А, т е снова чуток увеличился(бк отстегнут). Выиграли совсем мало от этого.
Обратил внимание на один момент, когда открываешь дверь(плафон выключен) показания увеличиваются почти вдвое с 0.06 до 0.14А и при закрытии снова возвращается к 0.06А.
Так же посмотрел в мурзилке по Старлайну А91, что ток в режиме охраны не более 15мА.
Есть еще у меня модуль Старлайн М21, в мурзилке коротого говорится, что в спящем режиме хавает всего 5мА.
Попробовал его отсоединил для пробы, немного стало поменьше 0.03(0.04).
Все равно, исходя из математики, утечку порядка 15 мА так и не нашел. До сиги не полез, холодно сейчас ковыряться. Так и получается, что суммарно выходит 0.06А с «невыявленной» утечкой.
Наверно забью на это дело с поиском утечки.Просто по чаще контролировать заряд батареи по напряжению, тем более через модуль мне можно послать запрос о заряде АКБ и не надо под капот лазить.
Со временем надо будет определиться сколько ММС хавает в спящем режиме.
Как известно, заряд(напруга) и плотность величины идущие «в ногу» то есть, если падает напряжение, то уменьшается и плотность. Пора подзаряжать. Здесь на фото АКБ заряжен на 70%
Многое зависит от ваших передвижений, на сколько они продолжительные.Успевает батарея заряжаться или нет. Второй момент, на сколько исправно реле-регулятор дает зарядку на АКБ(вроде от 13.7-14.2 В, если не ошибаюсь) должно быть.
На последок видео: сколько хавает ММС(включено радио, режим звука фоновый, для разговора)
Утечка тока: странные дела
Опции темы
- Подписаться на эту тему…
Утечка тока: странные дела
Уже два месяца я бодаюсь с проблемой утечки тока в автомобиле Лада Приора 2009г. выпуска.
Обстоятельства появления и протекания проблемы весьма странные.
Надеюсь, здесь мне дадут дельный совет или наставят на верный путь.
Начиная с зимы в машине подсвистывал ремень генератора. Я ездил прекрасно и не придавал этому особого значения.
На майских праздниках, во время поездки с девушкой в парк Сокольники, неисправность генератора дала о себе знать: я не сумел завестись сразу после выключения двигателя. Аккумулятор оказался всажен, из-под капота при повороте ключа раздавался громкий треск.
Я прикурился от доброго человека и поплелся на ближайший сервис, где мне любезно подтянули на генераторе ремень.
Казалось бы, инцидент исчерпан. Но нет.
Утром следующего дня я снова не смог завести машину.
При этом генератор после подтяжки ремня был исправен и выдавал положенные 13-14 В.
Ровно после того дня аккумулятор стал всасываться на стоянке. Иногда он не сажался за 2 дня, а иногда проседал в 0 за несколько часов.
И это продолжается до сих пор.
Сперва я пробовал оставлять машину на ночь, выдернув предохранители с генератора. Думал, проблема в нем, раз с него все началось. Безрезультатно.
Затем интернет мне подсказал, что возможная причина утечки тока в диодном мосту или в реле регулятора напряжения на генераторе. Я купил эти детали и отвез машину в сервис, где мне их переставили. Вплоть до этого времени и сразу после установки генератор работал исправно в плане выработки напряжения.
Но утром следующего дня машина снова не завелась. Причем генератор стал выдавать около 10-11 В. ****я какая-то.
Я поехал к людям, которые ремонтируют генераторы. Показал им аккумулятор и генератор. Вердикт: аккум закорочен, диодный мост умер, вероятно, из-за этого (новый, Карл! За одну ночь, Карл!).
Купил новый аккум. Купил диодник опять. Поставили.
И я надеялся, что с этих пор проблема решена.
Через 3 дня машина не заводится с всаженным аккумулятором.
Генератор, тьфу-тьфу, работает.
Теперь что я делал и наблюдал сам:
Если снимать клемму с аккумулятора, заряд сохраняется. Долгое время так делал, пока был занят сессией и не было времени на ремонт.
В машине две сигналки — штатная и Центурион. Ставил на ночь только одну, только вторую, не ставил вообще, закрывая на центральный замок. Эффект один: всаживается.
Купил мультиметр.
Ни разу утечки тока я не обнаружил. На старом аккуме ток был в районе 0,2 А и раз в 5 секунд подпрыгивал до 0,6 А примерно. На новом аккуме стабильно 0,04-0,06 А.
Возникло две мысли:
1) Ток на стоянке возрастает в случайные моменты времени, которые я не могу отследить. Чтобы это проверить, нужен амперметр с функцией автоматического занесения показаний в память и возможностью после посмотреть динамику изменения тока за сутки, скажем. У меня такого прибора нет.
2) Утечка происходит после выключения двигателя.
Первый вариант может быть связан с сигналкой, например. Но какого хрена это появилось ровно в тот день после проблемы с генератором? Я не очень верю в такие совпадения.
Второй вариант мне кажется более вероятным. Когда я включаю в цепь мультиметр, мне приходится ее разрывать. А что, если утечка существует после выключения двигателя, а в момент разрыва цепи и ее соединения пропадает?
Это я попробую проверить, когда найду токовые клещи.
Также я наблюдал за динамикой изменения напряжения аккума после выключения двигателя. Напряжение падает плавно с 13 В до где-то 12,2 В.
И вроде как 12,2 В для аккума — это маловато?
Если да, то это косвенно указывает на 2 вариант.
Итак, надеюсь, что кто-то сможет мне помочь.
Что может быть причиной?
Какова роль генератора здесь?
Какие узлы продолжают работать после выключения двигателя, но перестают после перезагрузки цепи?
Заранее всем ответившим большое спасибо за участие.
Аккумулятор «помер» за ночь. Что делать?
Не выключили!
Простейшие причины утечек тока могут быть вызваны рассеянностью владельца машины. Грубо говоря, он не выключил на ночь внешние световые приборы, а машина, в свою очередь, ничего ему не подсказала.
Бывают и машины с дурной заводской задумкой — вспомнить хотя бы обогрев заднего стекла, цепь питания которого идет мимо замка зажигания.
А еще — дети! Особенно мальчики. Даже в нашем коллективе уже несколько сотрудников по первому зову жены не смогли покинуть дачу, после того как пацаны посидели на водительском месте и покрутили разные ручки, оставив включенными потребители.
Не так подключили
В эпоху повального увлечения автомузыкой многие магнитолы легко высасывали заряд батареи, потому что установщик не удосужился правильно их подключить. А ведь достаточно было пустить один провод питания через замок зажигания.
Второй нештатный похититель электричества — установленная противоугонка. Если до ее установки все было нормально, а затем начались проблемы, то размышлять нечего — пусть уважаемый установщик докажет, что он не верблюд. Справедливости ради отметим, что некоторые охранные системы действительно потребляют под сотню миллиампер, но даже при таком токе за ночь стоянки с батареей ничего не случится.
Наконец, не забывайте про гнездо прикуриватели или розетку — у кого что. Далеко не во всех машинах они обесточиваются при выключенном зажигании. Поэтому случайно забытый подключенный прибор — радар-детектор, регистратор, навигатор и т п. — может высасывать ток, не принося при этом никакой пользы.
А есть ли утечка?
Бывает и так, что никакой утечки нет, а батарея утром — никакая. Такое бывает при наличии отрицательного баланса «заряд/разряд». Если машина постоянно ползает в пробках, пробеги при этом короткие, глушить и пускать мотор приходится часто, а на улице еще к тому же и холодно, то батарея просто не успевает заряжаться до нормального состояния. А потому однажды отказывает. Кроме того, виноватой может быть всё та же автомузыка с киловаттными мощностями на выходе — такие музыкальные монстры потребляют сумасшедшие токи. Но, повторяем, к утечкам тока это не имеет отношения: это уже не утечки, а просто чрезмерное потребление.
Грязные делишки
Причиной настоящей утечки тока может быть то, чего у нас много — грязь, стало быть. Тут лидирует цепь с толстенным стартерным проводом, постоянно живущим в антисанитарных условиях — соль, вода и т.п. Практически те же проблемы могут быть и с проводкой генератора. И не только с проводкой — сам генератор напоминает дуршлаг, сквозь который постоянно фильтруется песко-соляная смесь, которой посыпают дороги. Поверхность батареи также редко бывает чистой: кулоны любят убегать по таким электропроводным участкам в «никуда». Заметим, что изношенная проводка с дрянной изоляцией способна порождать не только утечку, но и возгорание. Однако не будем о страшилках.
Как обнаружить неисправность?
Мультиметр
Машина чистая, сигналка и музыка в порядке, а батарея все-таки разряжается каждую ночь? Значит, пора хватать амперметр. Амперметр в чистом виде — это сегодня уже редкость, но переключить мультиметр в режим измерения тока несложно.
Мультиметр
Отсоединяем провод от минусовой клеммы батареи и подключаем мультиметр в образовавшийся разрыв. Двигатель, естественно, должен быть выключен. Прибор при этом тут же оживет и покажет величину тока, потребляемого машиной на стоянке.
Мультиметр
Если машина, как говорится, «голая» — без сигналок, «музыки» и др., то ток потребления не должен превышать 70–80 мА.
Мультиметр
Как только мультиметр отреагирует резким снижением показаний тока, виновник найден. Остальное — дело техники. Само собой, каждый предохранитель после проверки цепи следует тут же возвращать на место. Номиналы у них разные, а потому простая замена одного на другой недопустима.
А если не получается?
Если предохранители кончились, а мультиметр ничего не отловил, то остаются только силовые цепи, не защищенные ничем. Как правило, это стартер, генератор и система зажигания.
Предохранители
Особняком стоят сигналка и «музыка». Нужно ли «копаться» дальше — решайте сами. Если устранить утечку тока своими силами не позволяет квалификация и опыт, лучше отправиться на сервис. Теперь даже нечистый на руку сервисмен не сможет вас одурачить, ведь причина утечки вам уже известна.
Аккумуляторы и батареи
Информационный сайт о накопителях энергии
Ток утечки аккумулятора
Ситуация, когда аккумулятор разряжается за ночь так, что мотор заводится с трудом, знакома многим. Причиной является большой ток утечки аккумулятора автомобиля. Во время простоя происходит саморазряд батареи, забирают энергию паразитные токи в контуре автомобиля. Статья о том, как определить скрытых потребителей, и устранить утечку тока, выявить допустимый расход энергии в авто во время простоя и не посадить батарею
Утечка с аккумулятора при выключенном зажигании
Если зажигание выключено, мотор не работает, аккумулятор не подзаряжается. Вся энергия, накопленная во время движения, расходуется на питание потребителей – обогрев окон, работу медиацентра, освещение. Чем больше невыключенных потребителей, тем быстрее разряжается аккумулятор. Поэтому все приборы при длительном простое должны быть выключенными.
Однако при неправильно собранной схеме телевизора, звуковой системы, кондиционера может быть ток утечки. Часто ошибкой, приводящей к посадке напряжения аккумулятора, становится перевод этих приборов в спящий режим, не полное отключение. Проверка мультиметром на утечку выявит проблему.
К возникновению паразитных токов приводят окисленные контакты проводки. Причина -сопротивление, способствующее нагреву проводов. Паразитные токи в этом случае не главное – можно получить возгорание. К таким же последствиям проводит изношенная электропроводка со скрутками и плохой изоляцией.
Однако и сам аккумулятор со временем теряет емкость и скорость саморазряда увеличивается. Если большой утечки тока нет, а батарея разряжается, значит нужно проверить ее пригодность.
Какой ток утечки аккумулятора автомобиля норма?
Почему же допускается ток утечки аккумулятора, да еще и норма определяется? Каким должен быть ток утечки автомобиля ВАЗ старых моделей и современного АУДИ? Зависит это от оснащенности. В обеих машинах есть часы, охранная сигнализация, но АУДИ есть ЭБУ, который нельзя отключать, аудиосистема.
Часы потребляют 1мА, сигнализация – 20 мА, аудиосистема 3 мА – и норма для утечки тока на автомобиле ВАЗ составит 24-30 мА. Для АУДИ нормой будет 50-80 мА, но там и генератор более мощный, и аккумулятор емкий. Стандартная утечка тока с аккумулятора зависит от его оснащенности.
Как проверить аккумулятор на утечку тока мультиметром
Принимая как норму, ток утечки на собственном авто, можно выполнить замер суммарных паразитных токов мультиметром. Превышение нормы может произойти при коротком замыкании в сети или слишком мощных дополнительных потребителях. Иногда причиной утечки тока с аккумулятора становится неисправность генератора или стартера. Только через последовательную проверку сети на утечку тока можно установить истинную причину просадки емкости аккумулятора автомобиля.
Как замерить ток утечки аккумулятора
Для диагностики утечки тока потребуется тестер-мультиметр – он может работать как вольтметр, омметр и амперметр с проводами и зажимами «крокодилами». Потребуется рожковый ключ, перчатки и блокнот для записей.
Автомобиль следует подготовить:
- выключить всю электронику, включая видеорегистратор и усилители;
- отсоединить скрытые потребители в бардачке и под капотом;
- открыть капот, закрепить его и ослабить минусовую клемму на аккумуляторе;
- закрыть двери, но окна открыть для возможности проникнуть в салон, если сработает центральный замок.
Порядок измерения утечки тока аккумулятора
- мультиметр поставить на измерение ампер в положение 10 А;
- сделать разрыв цепи, подключить в разрыв амперметр только на отрицательном полюсе;
- снять показания утечки.
При показателях, соответствующих норме – 20-80 мА, диагностика считается законченной.
Найти и устранить утечку
В поисках нарушения, сопровождающегося утечкой тока, придется обследовать цепи всех потребителей. Начинать нужно с установленного внештатного оборудования. Именно там часто находят проблемы. Причины – дополнительный монтаж проводов выполнен в неподходящем и неудобном месте. Они могут нагреваться, перетираться.
Проблемным местом считают сигнализацию и двери. Неисправными могут быть концевики на схеме замыкания и размыкания двери. Сигнализация после включения через 5 минут должна уменьшить потребление тока. Нет – повод к обследованию.
Если причины утечки не установлены – проверять нужно генератор. Если силовой агрегат не подзаряжает аккумулятор, это определяется так:
- Замерить напряжение на клеммах АКБ при отсутствии потребителей – при полной зарядке 12,6- 12,9 В.
- Завести двигатель, включить потребителей – обогрев, фары, печку, произвести замер на клеммах АКБ – от 12,8 до 14,3 В.
Напряжение на клеммах меньше – генератор не подзаряжает аккумулятор.
Посмотрите видео, как проверить аккумулятор на утечку тока.
Нормальный ток утечки аккумулятора
Под утечкой тока подразумевают наличие тока, протекающего с шины питания на землю или в общий провод. Известно, что пусковая цепь замка зажигания питается от шины 15. Шина 30 питает всю автомобильную сеть с положительной клеммы аккумулятора. Выключенное зажигание не препятствует потреблению энергии другими приборами. Проверка аккумулятора на утечку тока проводится измерением с помощью мультиметра и визуальным обследованием состояния проводов.
Поэтому при большом токе утечки обследуют поочередно потребителей от шины 30:
- Автомагнитола – на исправной магнитоле утечка составляет 10 мА.
- Автосигнализация – охранное устройство потребляет до 200 мА тока, в зависимости от марки. Здесь есть обратная связь, приемопередатчик, GSM, но современные системы минимизируют допустимый ток утечки аккумулятора.
- Блок управления двигателем питается от шины 30, его утечка составляет единицы миллиампер.
- Климат-контроль, ABS, управление кузовом и другие системы управления суммарно допускают ток утечки в 10 мА.
- Неисправный генератор полностью разрядит аккумулятор за 30 минут, в штатной ситуации утечка составляет единицы мА.
- Влажные и грязные контакты создают токи электролиза, паразитные токи. При нормальном содержании проводов и контактов ток утечки составляет около 5 мА.
- Саморазряд аккумулятора – это тоже ток утечки. Внутренний саморазряд вызывается качеством электролита, сульфатацией, разрушением пластин, и он может превышать все другие потери.
Норма тока утечки складывается с учетом всех потребителей в зависимости от типа марки автомобиля.
Большой ток утечки аккумулятора — проблемы
Большим током утечки, при котором требуется непременно найти проблемную точку, считают величину в 0,5 А. Потеря в пол-ампера за десять часов поглотит 5 А/ч, а оставленный на 4 суток автомобиль разрядится в ноль. Поэтому на длительную стоянку автомобиль оставляют с разомкнутой цепью.
Если в авто есть проблемный узел, в котором создается ток утечки, там обязательно начнется разогрев в транзисторе или микросхеме. Блок выйдет из строя. При утечке тока по проводнику не наступит возгорания, но может повредиться изоляция. Это и приведет к замыканию, интенсивному разогреванию в месте контакта и пожару.
Как найти утечку тока на аккумуляторе без прибора? В темное время суток остановить авто, открыть капот, закрыть дверь, но охрану не подключать. Снять провод с положительной клеммы и подождать 5 минут. Снова подключить клемму аккумулятора. Если искра проскочит мощная – утечка есть. Небольшое искрение – процесс естественный. Дальше следует измерить показатели и определить проблемное место.
Абсолютно точный признак утечки тока без измерения – за неделю стоянки свежий аккумулятор полностью разряжается.
Диагностика и устранение утечки тока в автомобиле
Часто попытка завести утром автомобиль оборачивается провалом: стартер внезапно еле вращает коленвал, а подсветка приборной панели моргает в такт рывкам. В самом крайнем случае автомобиль просто не подает признаков жизни. Такие вещи случаются после нескольких дней стоянки, и первой рекомендацией в таких случаях (если ничего не было оставлено включенным) будет проверить утечку тока в автомобиле.
Этот термин появился во времена карбюраторных автомобилей, у которых после выключения зажигания не оставалось ни единого потребителя, подключенного к аккумулятору, и любое потребление тока без включения зажигания считалось утечкой. Сейчас же все сложнее: даже на бюджетных автомобилях в бортсети постоянно включены электронные блоки, которые, хотя и умеют «засыпать» для энергосбережения, все равно расходуют ток постоянно. В этом случае проверить и отличить утечку от нормального поведения автомобиля труднее.
Обратный ток диодного моста
В свое время это было основной причиной чрезмерного разряда аккумуляторов – генератор оставался единственным устройством, прямо связанным с АКБ после отключения зажигания. Автомобильный генератор – это трехфазная (реже-четырехфазная) машина переменного тока, который для использования в бортовой сети необходимо выпрямить. За это отвечает диодный мост – характерная «подкова» из мощных полупроводниковых диодов, которая в цепи автомобиля включена между статорными обмотками и аккумулятором.
Идеальный полупроводниковый диод проводит ток в одном направлении, на этом основано их использование в выпрямителях переменного тока. Но на практике у диода есть и обратный ток – будучи подключенным к аккумулятору диодный мост медленно высаживает аккумулятор на статорные обмотки. В норме обратный ток диода составляет несколько миллиампер, с учетом того, что в мосту их несколько, нормальным обратным током сборки считается 20-40 мА.
Однако полупроводники со временем деградируют, что приводит к изменению параметров диода, включая и рост обратного тока. Так утечки могут вырасти в разы – а постоянная нагрузка в сотню-две миллиампер.
Неправильное подключение магнитолы
Классическая ошибка – и классический же способ разрядить аккумулятор. Дело в том, что современные магнитолы рассчитаны на использование только при замке зажигания, установленном в положение «аксессуары» (АСС) или при включенном зажигании, для чего используется отдельный сигнальный провод, подключаемый к замку зажигания. Плюс же питания магнитолы напрямую идет на аккумулятор.
Без ключа такую магнитолу не включить, что и подвигает иногда людей намертво соединить провод ACC от магнитолы с плюсом зажигания, чтобы она включалась всегда. Но проблема в том, что при штатном подключении все время, пока ключ вынут из замка, в магнитоле под напряжением остается минимум цепей. Запускает этот «спящий» режим минимального энергопотребления отключение напряжения на выводе ACC.
Если же магнитола выключена кнопкой на панели, а напряжение на выводе ACC сохраняется, то вместо «спящего» режима большинство моделей переходят в режим ожидания, когда энергопотребление гораздо выше. Таким образом, неправильно подключенная магнитола способна добавить 40-50 мА к общему току утечки.
Сюда же отнесем и усилители – их напрямую запитывают аккумуляторы, а для энергосбережения используется сигнальный провод, управляемый магнитолой. Сами понимаете, сколько способен «высосать» мощный усилитель, если случайно сорвать этот провод, доставая что-то из багажника и оставив усилитель включенным.
Проблемы с сигнализацией и охранными системами
Сигнализации и иммобилайзеры должны работать, пока машина стоит с выключенным мотором. Это тоже дает вклад в токи утечки и, хотя при разработке подобных систем стремятся снизить энергопотребление до минимума, какой-то ток им нужен всегда.
В современных охранных системах контроллеры умеют «засыпать», но при сбоях программного обеспечения или неисправностях такая сигнализация продолжит потреблять повышенный ток. На дешевых моделях случаются и более серьезные проблемы – например, оснащенная простейшей китайской двусторонней сигнализацией машина намертво заблокировала работу автоматических дверей бокса и штатных сигнализаций соседних машин, забивая радиодиапазон постоянно работающим передатчиком антенного блока. Аккумулятор у этой машины регулярно по утрам оказывался ощутимо разряженным.
Неисправности коммутирующего оборудования
Нагрузка, подключаемая к проводке с постоянным присутствием напряжения через выключатели или реле, может стать причиной роста тока утечек. В любом случае источником проблем становятся контакты, неважно, выключателя или реле – подгоревшие и деформированные от перегрузки, они могут не размыкаться до конца, сохраняя пусть и большое, но сопротивление, через которое потечет ток.
Тем не менее, такие случаи редкость. А вот в современных автомобилях со сложными системами управления бортовыми потребителями цепи коммутируется полупроводниками, а не классическими реле. А любой полупроводник имеет и обратный ток – в коммутирующих транзисторах он мизерной величины, но при неисправности возрастает до ощутимых значений, не говоря уже о случаях пробоя транзистора, когда нагрузка перестает отключаться от питания.
Видео: Поиск утечки тока в автомобиле
Как проверить и определить утечку тока
Для проверки и измерения суммарного тока утечки используется мультиметр, включаемый в разрыв плюсового провода аккумулятора, с него снимается клемма, а щупы мультиметра в режиме измерения тока замыкают цепь через амперметр.
Однако помните, что при этом в момент снятия клеммы сбросится память магнитолы, а при восстановлении питания через мультиметр «проснутся» все блоки бортовой электроники, сработает сигнализация. Энергопотребление возрастет в разы, и говорить о точности измерения будет нельзя.
Поэтому проще чуть усложнить метод: взяв небольшой аккумулятор, сначала подключаем его к плюсовому и минусовому кабелям автомобильного аккумулятора, а только потом снимаем клемму – энергопитание в таком случае не прервется, и машина продолжит оставаться в «спящем» режиме. Подключив мультиметр между основным аккумулятором и клеммой, можно отключить дополнительную батарею – в этот момент тестер и начнет показывать реальный ток утечки в машине. Перед возвратом клеммы на место точно так же сначала подключим дополнительный аккумулятор, а затем отсоединим щупы тестера.
Что считать нормальным и ненормальным током утечки? В идеале заранее измерить его на исправном автомобиле — это и есть норма. Если это невозможно, то ориентируйтесь на усредненные данные: ток более 50-60 мА уже вызывает подозрения, приближающийся к 100 мА уже указывает на вероятное наличие проблем. Токопотребление выше 0,1-0,15 А явно выходит за рамки нормы.
Проще проверить утечку, если это генератор: сняв с него силовую клемму, вновь включаем мультиметр, но на этот раз между аккумулятором и генератором. При таком подключении амперметр покажет только обратный ток диодного моста.
С остальной же бортовой электроникой придется пойти методом последовательного отключения: поочередно отключая магнитолу, сигнализацию и так далее, смотрите, насколько изменяется общий ток утечки – отключение исправно работающего узла мало влияет на утечку, а вот неисправный или неправильно подключенный сразу выдаст себя падением тока утечки на ощутимый процент.
Отключение можно производить, вынимая соответствующий предохранитель. Извлекая предохранители мы поочерёдного размыкаем цепей в бортовой сети.
Видео: Полезный совет от автоэлектрика. Пока только утечка тока. А потом?
- Вы здесь:
В данной статье мы подробно рассмотрим вопрос, как проверить ток утечки на автомобиле, и как устранить данную проблему своими руками.
Содержание:
- Норма утечки тока
- Приборы для проверки утечки тока
- Причина утечки тока
- Как найти утечку тока
- Проверка аккумулятора на утечку тока
- Как проверить генератор на утечку тока
- Как проверить стартер на утечку тока
На старых автомобилях встречается проблема с утечкой тока из-за плохой изоляции, коррозии контактов, загрязнений.
В результате быстрее разряжается аккумулятор, при этом он не держит зарядку. Если оставить автомобиль на несколько дней на стоянке, то даже предварительно полностью заряженная батарея может оказаться пустой.
Норма утечки тока
Небольшая утечка тока – это практически норма в автомобиле. Дело в том, что к этому приводит сама конструкция электроснабжения, при которой используется плюсовая проводка. Минусом выступает металлические элементы машины.
Такая схема упрощает проводку, делает подключение более надежным, однако риск появления короткого замыкания существенно повышается.
К тому же, чем больше электроприборов, тем больше возможности для появления утечек и тем сложнее их искать.
Идеально, если на автомобиле утечек нет. Но такое бывает редко и в основном на новых автомобилях или прошедших капитальный ремонт.
Приемлемым считается показатель утечки в 15-70 мА.
Если брать легковые автомобили, то для них нормальный показатель лежит между 25-30 мА, максимально допустимое значение 40 мА. Но это показатель для штатных устройств.
При наличии большого количества дополнительных устройств. Например, колонок, сабвуфера, сигнализации, магнитол и т.п. ток утечки может доходить до 80 мА.
Если при проверке показатель оказался выше указанных значений, то нужно найти источник потерь и устранить его.
Приборы для проверки утечки тока
Чтобы проверить уровень потерь тока на автомобиле, специальное оборудование не требуется. Достаточно наличие мультиметра.
Недорогой прибор китайского производства можно найти в продаже от 300-500 рублей. Этого будет достаточно для проверки токов силой до 10 А.
Профессионалы используют амперметры или токовые клещи, но это не обязательно.
Перед проверкой нужно выключить зажигание. На мультиметре вставьте красный щуп в гнездо для замеров силы тока. Переключатель нужно установить в режим замеров силы постоянного тока до 10 А.
Режим измерения силы тока на мультиметре.
Отсоедините от батареи минусовую клемму и приложите к ней щуп, второй щуп присоедините к минусовому контакту АКБ.
Мультиметр покажет уровень потерь в электросистеме при отключенных потребителях.
Проверка уровня потери тока в состоянии покоя.
Еще проще проверять уровень потерь с помощью токовых клещей. При использовании этого прибора не потребуется отсоединять клеммы, что важно для автомобилей, оборудованных компьютерами. Поиск источника потерь тоже становится проще.
Чтобы провести проверку, достаточно поместить в рабочее кольцо кабель, идущий от плюсового или минусового провода.
Если на дисплее перед проведением измерения есть какие-то цифры, а не «0», то перед измерением нажмите кнопку обнуления показателей.
Использование токовых клещей.
Удобство клещей в том, что с их помощью можно проверить потери тока на любом проводе, что позволяет легко находить места утечек.
Причина утечки тока
Причин утечек может быть несколько. Чаще всего проблема в загрязненном корпусе аккумулятора. Из-за испарения электролита, часть его оседает на корпусе, превращая его в проводник, по которому протекает ток от плюсового контакта к минусовому.
Поэтому важно содержать аккумулятор в чистоте, и не допускать окисления контактов.
Утечка тока из-за грязного корпуса аккумулятора.
Нередко потери возникают из-за неправильного или небрежного подключения электроприборов, особенно нештатных.
Существуют следующие причины утечки тока:
- неправильный монтаж видеорегистратора, автосигнализации, магнитолы и других приборов;
- окисленные контакты в клеммных коробках;
Утечка тока из-за окисления контактов. - растрескивание, истирание изоляции проводов;
- оплавленная проводка из-за нагрева от двигателя;
- короткое замыкание;
- залипание контактов в реле электроприборов, из-за которых они остаются включенными;
- пробитый диод в генераторе;
- утечки в стартере;
- залипший концевик в двери или багажнике, из-за которого постоянно горит подсветка.
Если потери не слишком велики, то они легко компенсируются при ежедневном пользовании машиной благодаря подзарядке аккумулятора от генератора.
Однако после простоя в несколько дней может оказаться так, что АКБ будет полностью разряжена. Особенно быстро батарея разряжается зимой.
Саморазряд аккумуляторной батареи составляет примерно 1% за день. Однако из-за токов утечки разряд даже при полностью отключенных потребителях может составлять 4% и более.
Время от времени стоит проверять нет ли серьезных утечек. Если проблема имеется, нужно найти ее причину и устранить.
Как найти утечку тока
Для того, чтобы найти в электросистеме участок, отвечающий за потери, нужно заглушить двигатель, подождем примерно 15 минут.
После того, как все электроприборы ушли в спящий режим, начинаем проверку.
Снимаем плюсовую клемму на АКБ, подключаем между снятой клеммой и плюсовым выводом мультиметр и проверяем ток утечки.
Теперь нужно по одному вынимать все плавкие предохранители из коробки, каждый раз проверяя показатели на табло прибора.
Если после снятия очередного предохранителя ток утечки вернется в приемлемые нормы, то нужно будет проверить за какие именно системы отвечает плавкая вставка.
Утечка зафиксирована и нужно будет тщательно проверить весь участок электроцепи, включая провода, клеммы, гнезда и сам электроприбор, к которому подводится электричество.
Может быть ситуация, когда проверка предохранителей ничего не дала. В этом случае нужно проверять сам блок предохранителей, возможно, проблема в замыкании дорожек в ней.
Также нужно проверить питание стартера и генератора, утечки из-за грязной поверхности на АКБ, подключенное дополнительное оборудование, такое как звуковые приборы, автосигнализацию и др.
Даже если кажется, что утечки не слишком превышают максимальные, махать рукой на это обстоятельство не стоит. Летом проблема может быть незаметной.
Однако зимой, когда аккумулятор разряжается намного быстрее, может оказаться, что генератор не будет справляться с полно зарядкой батареи.
В этом случае есть риск оказаться без возможности завести двигатель.
Во время проверки нужно обязательно выключать двигатель. Иначе определить утечки будет невозможно из-за работы множества электроприборов и продолжающейся подзарядки аккумулятора генератором.
Чаще всего утечка возникает в подкапотном пространстве, так как в нем на провода и контакты воздействуют множество неблагоприятных факторов: влага, мороз, грязь, вибрация, жар от двигателя и т.д.
Поэтому прежде всего нужно проверять электросистему здесь. Следующий этап – проверка проводов и приборов в салоне.
Проверка аккумулятора на утечку тока
Проверить, не происходит ли утечка тока через корпус АКБ просто. Нужно всего лишь проверить – нет ли напряжения на корпусе.
Для этого достаточно мультиметра. Заглушите автомобиль. Теперь переключите тестер в режим проверки напряжения постоянного тока до 20 В.
Приложите щупы прибора к плюсовой и минусовой клеммам. При исправном аккумуляторе должно показывать около 12,5 В.
Оставьте красный провод на плюсовом выводе, а черный щуп приложите к нескольким местам корпуса батареи.
Если ток по корпусу проходит, то экран мультиметра покажет порядка 0,95 В, а не «0», как должно быть при отсутствии паразитных токов.
В режиме проверки силы тока тестер покажет около 5,06 А.
Если грязь стала причиной потерь напряжения, то АКБ нужно снять с машины и тщательно промыть корпус водой с содой, чтобы нейтрализовать кислоту, попавшую на корпус. При сильном загрязнении не помещает сначала помыть АКБ раствором автошампуня. После мытья хорошенько протрите батареи чистой, сухой ветошью.
Проверка корпуса аккумулятора на утечки.
Иногда проблема происходит из-за микротрещин в корпусе, через которые сочится электролит.
Поэтому тщательно осмотрите корпус, а также посмотрите посадочное гнездо аккумулятора на машине – нет ли там следов стекающего электролита.
Не забудьте помыть и протереть также посадочное гнездо, планку для крепления АКБ и силовые кабеля.
Как проверить генератор на утечку тока
Нередко утечка связана с генератором.
Проверка генератора производится по следующему алгоритму:
- на тестере устанавливается режим измерения постоянного тока;
- щупы мультиметра подсоединяются к клеммам аккумуляторной батареи;
- заводится двигатель;
- включаются мощные потребители: отопитель, ближний свет фар, обогреватель заднего окна, музыкальная система;
- проверяются показатели на экране прибора.
При подсоединении контактов к выводам АКБ при неработающем моторе, тестер покажет около 12,5 В.
После того, как двигатель заведется, напряжение повысится до 13,8-14,8 В.
Проблема обнаруживается после включения мощный потребителей тока. Если в этом случае на экране окажется меньше 12,8 В, то потери происходит в генераторе.
Для проверки можно поднять обороты двигателя до 1500 об/мин. Если теперь напряжение поднимется свыше 14,8 В, то это подтверждает диагноз неисправности генератора.
Скорее всего проблема в пробое одного или нескольких выпрямительных диодах. Также может быть межвитковое замыкание катушки ротора. Иногда проблемное место – реле напряжения.
Проверка генератора на утечки.
При значительно утечке, достигающей 2-3 А, генератор проверить особенно просто.
Если пробиты диоды или проблемы с катушкой ротора, то достаточно приблизить гаечный ключ или отвертку к шкиву генератора и почувствуете, как он примагничивает стальной инструмент.
Как проверить стартер на утечку тока
Стартер также ненередко является причиной значительной утечки тока. Многие автовладельцы, забывают про стартер, а его нужно проверять сразу после тестирования клеммной коробки, аккумулятора и генератора.
Чтобы выяснить, нет ли проблем со стартером, нужно снять с него силовой провод. Затем проверяем ток утечки на аккумуляторе со снятой клеммой. Если потери уменьшились – причина именно в стартере.
Стартер и подвод к нему силового кабеля.
Еще лучше проверять утечки с помощью токовых клещей. С помощью них проверяется ток на кабеле, подходящим к минусовому кабелю АКБ.
Затем машина заводится 3 раза. Показатели силы тока при этом будут в районе значений от 143 до 148 А. Максимум для легкового авто – 150 А.
Если показатели ниже 143 А, то через стартер происходят потери тока. Стартер нужно снимать и чинить, а возможно менять на новый.
Источник: