Урал генератор как стартер
- Стартер-Генератор
- Установка стартера на мотоцикл урал своими руками
- Зачем нужен стартер?
- Подбираем зубчатый венец и стартер
- Крепеж стартера
- Проблемы с аккумулятором и генератором
- Заключение
- Электростартер
- Установка стартера на мотоцикл урал своими руками: видео
- Параметры выбора
- Инструкция по установке устройства своими руками
- Необходимый набор инструментов и материалов
- Процесс установки
- Установка стартера на мотоцикл урал своими руками
- Видео «Установка электростартера»
- Ставим стартер на мотоцикл Урал своими силами: проще простого
- Зачем нужен стартер?
- Установка стартера на мотоцикл Урал своими руками
- Подбираем зубчатый венец и стартер
- Тюнинг мотоцикла Урал своими руками. Установка стартера от ВАЗ 2110 на мотоцикл Урал
- Проблемы с аккумулятором и генератором
- Крепеж стартера
- МОЙ МОТОЦИКЛ
- Без усилий: устанавливаем электростартер на мотоцикл
- Подбор деталей
- Установка
- Доводка
- Дополнительные работы
- Тюнинг своими руками
Стартер-Генератор
Доброго времени суток всем оппозитчикам и не только. Сегодня по пути на работу сквозь нарастающий вой генератора в голову закралась мысль об установке автогенератора на свой урал. Сначала она переросла в размышления о том как поставить, потом — какой генератор валяется у меня в гараже, затем — что есть генератор ))). Так вот, как поставить много было размышлений, но больше понравился привод от маховика, а почему сейчас расскажу.
Автомобильные генераторы, как нам известно преимущественно трехфазные (потом через выпрямитель и т.д.) с ротором в виде многополюсного электромагнита. А генератор как нам известно — почти электродвигатель только наоборот. Если я не прав исправьте меня пожалуйста. И получается что если подать на статор генератора переменный трехфазный ток и постоянный ток на ротор (якорь) мы получим электродвигатель, достаточно мощный ( возможно с небольшими переделками обмотки ротора) чтобы вращать через ременный редуктор, получившийся в процессе установки, коленчатый вал моего Урала.
Многие зададут вопрос — где взять на мотоцикле переменный трехфазный ток такой мощности?
Так вот, В связи с моей тесно связанной с авиацией работой я увлекаюсь авиамоделизмом, а там в качестве ходовых двигателей сравнительно недавно используют трехфазные двигатели, причем довольно большой мощности (на сайте где затариваюсь запчастями есть движки и по 8КВт! да да, 8000вт) а питание идет от батарей, к примеру я летаю на батарее Li-Po (литий полимерная) 3S что обозначает 3 банки по 3.7 вольт выдает она примерно от 10 до 12.6 вольт (как заряжена) и около 60 ампер (бывают и больше). А двигатель к ней подключается через так называемый регулятор оборотов (не реклама, а для примера вот ссылка http://www.parkflyer.ru/product/114758/?refcat=20106) трехфазный электронный преобразователь с длительным током до 200 ампер и регулировкой оборотов. Подключаем его к аккумулятору и генератору, получаем замечательный крутящий момент. Я как то давно читал (по моему это был Моделист-Конструктор) про такую систему на яве, но там был самопальный преобразователь. Не бросайтесь карданами если что, лучше оцените, возможно ли?
- Вход или Регистрация
я думаю, что много кто об этом задумывался (и я в том числе), но надежных комплектующих раньше найти не было возможности, да и по характеристикам тоже мало что подходит. Вот ты сделай, а мы по — глядим, как работать будет)))
- Вход или Регистрация
Обратимость эл. машин это да, но я сомневаюсь в нормальной реализации этого деваса потому, что:
1.Крутящий момент полученного двигателя будет ли достаточным
2. Родные щетки могут не выдержать
3. Слишком геморно
Кстати я тоже об этом задумывался)))
А вообще кто-нибудь встречал серийно выпускающийся подобный девас?
- Вход или Регистрация
Тула -200, Т200М имели похожий девайс, на муравье в детстве сосед тоже с кнопки заводился. Называется Династартер. Но немного в другом исполнении, там по моему обмотки были раздельные для стартера и генератора, было бы место — можно и намотать, а щетки можно и усилить. На днях попробую запустить генератор как двиг с родными обмотками и щетками без нагрузки, регулятор есть на 30А самое много у меня, думаю выдержит. А такие движки я уже набил руку мотать)))
- Вход или Регистрация
Однако нужен мощный синхронный генератор (щеточный), большинство мощных генераторов безщеточные. Чтобы не мучиться со всякими трехфазными преобразователь, лутьше поставить генератор (двигатель) постоянного тока с последовательным возбуждением. Вот они тяговитые(в режиме двигателя должны обязательно быть загружены не меньше 25’/, от номинальной мощности, иначе идут в разнос). Приминяються в качестве двигателя на тепловозах, электровозах, белазах, трамваях, тролейбусах. Любой стартер являеться ДПТ, только как он поведет себя в режиме генератора.
- Вход или Регистрация
Дело в том что бесколлекторные двигатели (именно синхронные) гораздо эффективнее, просто их производство дороже, скорее всего из за магнитов, есть у меня такой двигатель как вы говорите, мощный, даже очень (4КВт, но подключен через диодный мост, сами понимаете что ему такой ток не очень нравится, на шильдике 74кг) стоит на циркулярной пиле, ремни дымятся ))), но есть в продаже бесколлекторные двигатели на боольшие мощности ( например, не реклама http://www.parkflyer.ru/47373/product/386732/?refcat=20211 ) вес посмотрите. Но это лирика, буду запускать пока то что есть.
Да, на самолетах у нас тоже стоит стартер-генератор, характеристики не помню ГСР-СТ-12/40Д называется.
- Вход или Регистрация
Вот ещё СТАРТЕР-ГЕНЕРАТОР — Патент РФ 2123130 Использование: электрооборудование автомобильного двигателя. Сущность изобретения: стартер-генератор состоит из маховика 1 автомобильного дригателя, являющегося ротором электрической машины стартера-генератора, статор которой расположен соосно с маховиком и закреплен на картере. По торцам маховика винтами закреплены полюсные кольца с когтевыми полюсами. С обеих сторон маховика у полюсных колец расположены управляющие обмотки . При работе в режиме стартера на трехфазную статорную обмотку подается трехфазный ток повышенной частоты от преобразователя. После запуска двигателя статорная обмотка автоматически отключается от преобразователя и подключается к выпрямителю. Для автоматического регулирования напряжения генератора в диапазоне 12-14 В управляющие обмотки подключены к регулятору напряжения. Изобретение позволяет снизить массу и упростить конструкцию системы стартер-генератор
- Вход или Регистрация
Как думаешь, дядьки из компании «Форд» знали что-нибудь об этом патенте, проектируя свой ecko-boost?))
- Вход или Регистрация
А если стартер заставить ток вырабатывать. поставить ротор на подшибники.
шеточный узел доработать(надежность) как вам такая ИДЕЯ.
- Вход или Регистрация
Хреново.
Потому что тебе придется менять передаточное отношение в процессе работы двигателя.
Иначе твой девайс либо не сможет провернуть двигатель в процессе старта, либо разлетится на фиг от высоких оборотов в процессе нормальной работы двигателя.
- Вход или Регистрация
Да про обороты я как-то сразу не подумал. но ведь например на болгарке ротор крутиться со значительными оборотами. как думаеш можно ротор стартера так-же усилить чтобы он не разлетался. я тоже размышлял о том чтобы автогенератор заставить стартером работать,,но пока сезон как-то не очень охота заморачиваться . да-и с кика мот заводиться нараз.
- Вход или Регистрация
Передаточное отношение стартер-маховик точно не помню, но что-то порядка 60/12, т.е.5.
У большинства мелких 500-800 Вт болгарок обороты в районе 11000 об/мин.
Волчий стартер имеет мощность те же 800Вт.
При запуске он раскручивает двигатель до 400-600 об/мин с передаточным 5. Т.е.сам он крутится со скоростью 2000-3000 об/мин.
При крейсерских 3000 об/мин скорость вращения будет уже 15000.
При максимальных 5500 об/мин скорость вращения твоего стартера-генератора будет составлять эпические 27500 об/мин.
Такая установка вряд ли будет когда-нибудь собрана и доведена до ума. На рабочих оборотах двигателя будут огромные потери на трение в зубчатой/ременной передаче как минимум. В подшипниках качения — тоже. Да и не найдешь ты их, рассчитанных на такие обороты. А если и найдешь — стоимость их будет равной или больше стоимости приобретения и установки стартера вместе со всеми работами.
ИМХО, стартер и генератор — это 2 разных устройства, как рот и задница, и не надо их совмещать.
- Вход или Регистрация
Идея хорошая, но и возражения заслуживают внимания. И всё же, критерием истины всегда выступает практика. Собери пробную установку используя разные стартеры и произведи замеры выдаваемых параметров.
- Вход или Регистрация
Грильяж, а ты, случайно, не в ракетостроении работаешь? А то у них, похоже, теперь такой же подход — вместо теоретических выкладок и расчетов доводят механику и электронику методом проб и ошибок. Свалилась ракета? Анализируем, почему, исправляем причину. Опять свалилась? О, еще одна причина, ее как-то не учли, надо исправить или попробовать другие компоненты. И так до победного.
- Вход или Регистрация
ДА все верно согласен с тобой НО ИДЕЯ-ТО больно заманчивая двух зайцев убить,,и она стоит того чтобы ее как следует обдумать.
- Вход или Регистрация
ДА все верно согласен с тобой НО ИДЕЯ-ТО больно заманчивая двух зайцев убить,,и она стоит того чтобы ее как следует обдумать.
- Вход или Регистрация
У меня генер ремнем сделан. как думаеш можно приспособить к нему стартер чтобы бендикс непосредственно к шкиву подцеплялся . или тоже колхозно выглядеть будет.
- Вход или Регистрация
Как сделаешь, так и будет выглядеть. Сделаешь колхозно — будет выглядеть колхозно. Сделаешь аккуратно — будет выглядеть аккуратно. Но сама идея стартера с ременной передачей, ИМХО, мертворожденная. Для вращения стартером двигателя нужно намного большее усилие, чем для вращения двигателем генератора. Ремень будет просто проскальзывать.
- Вход или Регистрация
Стартеры так сделаны, чтобы выдавать больше усилия, чем сами обороты.
- Вход или Регистрация
Да, об этом тоже думал, есть стартер хондавский, размером с волковский но внутри планетарный редуктор, потому и усилие ого-го, вращал 2,5 литровый двигатель с легкостью, скорее всего с ним и буду делать.
А генератор запустил, надо мотать обмотку на запуск отдельно, с меньшим сопротивлением, слабоват он как мотор. влезло бы всё, надо на маховике под зубчатый ремень теперь пазы резать.
- Вход или Регистрация
Ты про авиамоделизм тоже не забывай. Я также любил это дело раньше.
- Вход или Регистрация
Как тут забудешь, это тоже своего рода свобода, как и на мотоцикле) да и не дорого стало это увлечение, а стартер по моему больше для понта на Урале) а хочется.
- Вход или Регистрация
- Вход или Регистрация
Привет всем. Тему интересную для разговора вы затеяли и я бы сказал что не все так мрачно как вы это обсуждаете. Как то тоже заморочился этим вопросом и подошел к нему со всей серьезностью, проведя ряд вычислений и испытаний добился некого успеха так что все что вы здесь обсуждаете все реально воплотить но немного не дешево и далеко не быстро.
- Вход или Регистрация
Хотел бы вам предоставить на обсуждение свои мысли и разработки но пока не имею возможности. Могу сказать что испытания проводил с ГАЗовским стартером СТ230А1.3708 его обмотка статера и ротера как нельзя лучше всего подходит для таких целей но проблемы с охлаждением. Так же довольно таки сложная система создания редуктора для достижения необходимого соотношения работающего в обоих направлениях но с разными коэффициентами. В данный момент у меня очень мало времени для доведения этого девайса до ума но надеюсь его скоро закончить и предоставить подробный фото отчет .
- Вход или Регистрация
Я сам думал так сделать и ждал шестивольтовый генератор. Это эл. машина постоянного тока. Подавал напругу при разном включении обмоток друг относительно друга — момент крутящий маленький. В итоге на идею забил. С нашими генераторами такая хэ не прокатит — ибо являются синхронными эл.машинами переменного тока. Можно конечно заставить крутиться ротор — но достанешь ли ты или соберешь преобразователь из одной на 3 фазы? Плюс во время пуска надо будет накоротко соединять обмотку ротора. Момент пусковой очень низкий у таких двигателей. Поэтому сию идею я тоже забросил. Поставил стартер от десятки и запускаюсь с кнопочки.
- Вход или Регистрация
была и у меня тож такая идея совместить стартер с генератором,но по-моему слишком все сложно.
а может проще на вал генератора приспособить зубчатый венец и крутить двигатель стартером через вал генератора но скорей всего не подойдут передаточные числа и может не потянет стартер . т.к когда стартер крутит сразу через маховик то усилие при вращении незначительное.
хотя мой знакомый крутил,запускал двигатель таким образом( крутил за вал генератора ) через шкивы и ременную передачу, и все работало. на стартере (электродвигатель постоянного тока) был шкив малого диаметра а на генераторе чуть побольше .
единственый недостаток этакой системы что стартер постоянно крутиться вместе с генератором через шкивы и ремни. и быстро сломаеться. нужно будет попробывать потом подобрать зубчатый венец или исготовить но это сложно. успехов !
- Вход или Регистрация
находил в интернете .давно. стартер от(или для) явы
стыковка стартера и зубчатой шестерни( маховика) происходит под углом 90*. тоесть типа как в турбинке или в редукторе коническая передача.
Установка стартера на мотоцикл урал своими руками
Опишем как происходит установка стартера на мотоцикл Урал своими руками, подберем зубчатый венец и стартер, определим место для крепления. Расскажем про возможные проблемы и их решение.
Поклонники и просто владельцы мотоциклов Урал владеют не просто средством передвижения, а вещью сформировавшей целое поколение байкеров. Увы, возраст дает о себе знать и проявляется он в неприятных мелочах. Такой можно считать отсутствие стартера. Проблема не критичная, но доставляет некоторое неудобство. Решить вопрос помогли народные умельцы, которые начали приспосабливать стартера от автомобилей на свой байк. Сегодня расскажем, как происходит установка стартера на мотоцикл Урал своими руками.
Зачем нужен стартер?
Некоторые модели современных мотоциклов комплектуют стартерами по причине отсутствия заводной лапки. Здесь наличие стартера подразумевается изначально. Однако в остальных случаях он служит лишь для удобства ездока. Не нужно каждый раз упражняться перед поездкой, особенно если клапана не настроены или зажигание.
Урал, по причине своей архаичности даже не подразумевал установку стартера. На момент выпуска первых мотоциклов стартер был изыском, который советский гражданин позволить себе не мог, а дальше конструкция сохранялась по причине своей надежности.
Установка электростартера на мотоцикл Урал избавит вас от перекаченной правой ноги, внезапных повреждений коленной чашечки, поэтому можно считать процедуру упрощающей жизнь ездока.
Подбираем зубчатый венец и стартер
Первым делом обращаем внимание на маховик мотора, именно он является ключевым для дальнейших работ. Его вращение, если смотреть со стороны коробки передач, происходит против часовой стрелки, а значит нужно подбирать стартер, вращающийся в обратную сторону (по часовой стрелке). Здесь нам подойдут модели:
- СТ 353;
- СТ 367;
- СТ 369 ;
- От ВАЗ 2110 (21011);
Также возможна установка стартера на Урал от ряда моделей подходящих для импортных авто. Проблема таких стартеров – дороговизна, которая относится и к современным моделям автомобилей ВАЗ. Здесь выбирайте сами, что для вас в приоритете — стоимость детали или срок службы.
Обращайте внимание на наличие кожуха и его направленность. От этого параметра будет зависеть способ крепления детали и дальнейшая простота обслуживания. Вращать стартера, относительно собственной оси не желательно и может привести к его поломке.
Теперь нужно подобрать венец. Венец — зубчатая накладка на маховик, передающая вращение стартера двигателю, путем зубчатой передачи. Проблема состоит в том, что приобрести деталь – достаточно проблематично. Под размер маховика может подойти запчасть со снегохода Буран, а также более современных отечественных мотоциклов «Вояж», «Кобра», «Волк». Размер зубьев первого венца равен 2.5, а модуль трех последних 2.2. Этот параметр должен соотносится с модулем стартера.
В случае несовпадения модулей есть несколько вариантов решения проблемы:
- меняем венец/шестерню стартера на подходящую по модулю.
- подгоняем зубья имеющегося венца или шестерни стартера под модуль.
- с нуля изготавливаем венец или приводную шестерню стартера.
Крепеж стартера
Первым делом определяем место крепления элемента. Самым популярным считается левая верхняя сторона над маховиком. При этом мы столкнемся только с необходимостью вырезать окошко для зацепления шестерен стартера. Ставить стартер по центру или с правой стороны затруднительно, из-за необходимости переделывать ряд элементов мотора.
Для монтажа, под кожух бендикса выпиливают отверстие. Далее снимаются мерки, и из листа стали толщиной 4мм выпиливается крепление стартера. Такая толщина необходима, чтобы выдерживать нагрузки которые испытывает крепеж при работе механизма стартера. Аналогичным образом можно изготовить не одно сплошное, а пару креплений. Таким образом можно упростить процесс изготовления крепежа, но настройка зазоров станет намного сложней.
Совет. Для большей монолитности конструкции хвост стартера лучше всего закрепить жестко к мотору или прихватить хомутом.
Готовую пластину крепят болтами или точечно прихватывают аргоном, далее проводится пробная сборка. Теперь следует убедиться в выставленных зазорах:
- между зубчатым венцом маховика и роликовой муфтой зазор 2-4 мм;
- между бендиксом и венцом 3-7 мм.
Далее маховик вращают, наблюдая за совпадением шага бендикса и венца. При этом вращение маховика обеспечивают с помощью кикстартера. Убедившись, все работает как положено можно произвести пробный проворот, выкрутив свечи зажигания. Если стартер вращает маховик, при этом не издаются посторонние звуки, то пластину можно приваривать аргоном окончательно.
Важно! Сварка корпуса КПП возможна только после демонтажа всех резиновых деталей, установки первичного и вторичного валов и закрепления крышки на 4-х болтах.
Проблемы с аккумулятором и генератором
После того, как установка стартера на мотоцикл урал своими руками завершена – остается пара нерешенных проблем. Прежде всего автомобильный стартер требует более производительного аккумулятора. Выход из ситуации – установка недорогой батареи на новое крепление (с боковой части мотоцикла. Выглядеть все будет достаточно грубо, но зато недорого.
Другой способ – подбор импортного аккумулятора аналогичного размера с увеличенной 18 А/ч емкостью. Придется неплохо переплатить, зато внешний вид мотоцикла не пострадает.
Наконец оказывается, что родной генератор слабоват и зарядить новую батарею неспособен. Сразу ответим, что перемотка поможет увеличить производительность, но ее не хватит для наших целей. Как тогда быть? Есть несколько вариантов:
- генератор от ИМЗ. Есть дешевая модель 14.3771, которая отлично подходит, даже без переделок под наш мотоцикл. Ее огромный недостаток – ужасное качество сборки. Генератор часто выходит из строя. Решение – современные модели марки DENSO, которыми комплектуются данные мотоциклы.
- автомобильный импортный генератор. Здесь проблема состоит в его установке. Если вы выберете удлинение вала и монтаж через планшайбу, то учтите, что все работы должны быть выполнены с высокой точностью. Также такие генераторы можно установить с помощью ременного привода. У способа есть масса плюсов, в особенности – неприхотливость. Все что нужно это следить за состоянием ремня и раз в 10 – 15 тысяч проверять полость крышки генератора на наличие загрязнений.
Из недостатков такой переделки — упавшая мощность двигателя и увеличение нагрузки вала. С другой стороны мощность можно поднять другими способами, а нагрузки двигателя избежать не получится.
Заключение
Теперь вы знаете, как сделать стартер на мотоцикл Урал. Процесс не самый простой и основной его идеей является точность всех работ. Не забывайте проверить вращающиеся детали на биение, особенно если самостоятельно изготавливаете венец маховика. Работу можно упростить, если иметь достаточно средств, чтобы заказать один из продающихся комплектов для переделки в интернете. Останется только подготовить посадочные места, подогнать основные зазоры и готово.
Электростартер
Ну вот, наконец-то, я приступил к написанию этого поста. Давно хотел поставить электростартер на своего Боливара, но то не до этого, то не охота движок разбирать, то во время переборки хочется поскорей собрать и ездить. Однако, после неудачного вояжа в Ростов, на день рождения байк-хауса Олень, когда у меня в Ярославле провернуло коленвал со всеми вытекающими, я решил во время этой капиталки сделать себе, наконец-то, электрозапуск. Несмотря на то, что в интернете полно статей на эту тему, все они довольно расплывчаты, плюс я не видел ни одного видео, где «живой» 650сс Урал запускался с электростартера. Нет, видео полным полно, но на них показаны какие-то промежуточные этапы, типа: «вот я прицепил стартер, вот соединяю проводами с акумом и вроде бы что-то там крутит, но движок еще наполовину разобран». Что-то я отвлекся, ближе к теме.
Для того, чтобы поставить электростартер, необходимо купить зубчатый венец на маховик. Кто-то переделывает венец от Бурана (по-моему), я же взял уже готовый, который ставится вместо последнего диска сцепления.
Вместе с зубчатым венцом был приобретен кронштейн крепления стартера на коробку. Таких кронштейнов существует два, сверху коробки и сбоку. Но, поскольку у меня Ураловская коробка, да и стартер сбоку выглядит, на мой взгляд, намного эстетичней, мой выбор пал на боковое крепление.
В качестве стартера рекомендовался стартер от десятки с бендиксом на 9 зубьев. Но у меня в гараже валялся стартер от Оки, который, как выяснилось, практически идентичен десяточному стартеру, разница только лишь в крышке стартера. Обойдя несколько магазинов автозапчастей, я, все-таки, нашел необходимую мне крышку, таким образом, легким движением руки (и отворачиванием пары винтов) стартер от Оки был превращен в десяточный, попутно ему была сделана профилактика, смазан редуктор.
Дальше начинается самое интересное. Ориентируясь по креплению стартера, размечается окно на картере двигателя и коробки, после чего оно грубо вырезается (естественно не в размер), с последующей подгонкой напильником до необходимых размеров.
После чего на маховик был поставлен лишь зубчатый венец, маховик наживлен на коленвал, на картере была сделана отметка (с учетом того, что маховик сядет глубже), где заканчивается зубчатый венец и начинается маховик. На крышке стартера тоже была сделана отметка, где заканчивается бендикс, если его вытянуть до конца, после чего маховик был снят и отверстия подгонялись уже на чистовую.
С картера коробки пришлось срезать центрующие приливы, иначе зубчатый венец упирался в них. Пришлось разобрать воздушный фильтр и срезать его часть, чтобы стартер мог встать на свое место. Также были изготовлены две шпильки крепления коробки, которые пришлось делать больше из-за того, что теперь на них крепился еще и стартер.
После этого на коленвал был окончательно поставлен маховик в сборе со сцеплением, собраны движок и коробка, примерно поставлен на свое место стартер. После примерки были небольшие испытания, как крутит стартер маховик, не срываются ли зубья, нет ли где перекоса и т.д.
После того, как я убедился, что все идет удачно, были изготовлены втулки, чтобы закрепить стартер на нужном расстоянии и попутно прижать коробку.
После того, как стартер был закреплен окончательно, были проведены вторые испытания, чтобы убедиться, что все идет по плану.
После этого пошел финальный этап сборки двигателя. Поскольку воздушного фильтра теперь нет, я временно поставил нулевики. В дальнейшем поставлю стартерный фильтр от КБМТС.
Ну а теперь, собственно, финал. То, ради чего весь этот пост и затевался. Видео запуска мотоцикла Урал 650сс с помощью электростартера. Движок только после переборки. Новый коленвал из советских запасов, алюминиевые цилиндры, поршни АТ 78мм, новые головы. На видео — второй запуск. Первый запуск я не снимал, но запустился он почти сразу, после чего я дал ему 10 минут поработать, заглушил и решил снять это видео. Enjoy!
Установка стартера на мотоцикл урал своими руками: видео
В современных байках стартер вмонтирован «по умолчанию», однако Урал это действие обошло стороной. Когда этот байк только изготавливался, названная деталь была уникальной и считалась изыском, поэтому чтобы ее позволить себе приходилось раскошелиться. К счастью, стартер на мотоцикл Урал, можно установить своими руками.
Параметры выбора
Электростартер на Урал устанавливается после того, как выяснены все технические характеристики транспортного средства. Нередко автолюбители пользуются возможностью, если таковая имеется, и внедряют модели от донорной машины – ВАЗ 2109 и ее модификации.
Можно использовать изделие от других машин зарубежного производства, однако это будет стоить несколько дороже. При выборе детали также стоит присмотреться к венцу устройства. Если диаметр и шаг зубьев не соответствуют требованиям, тогда нужно разобрать конструкцию прибора и извлечь осевой вал с шестеренками. Ее зубчики стачиваются. Диаметр изнутри расширяется так, чтобы можно было напрессовать ее на лицевую сторону сточенной детали. Затем они свариваются друг с другом.
Инструкция по установке устройства своими руками
Как установить стартер на мотоцикл Урал можно узнать ниже (автор видео – Абсолют Снаб).
Необходимый набор инструментов и материалов
- канцелярские принадлежности для разметки;
- болгарка;
- шайбы, гайки, спицы.
Как поставить на Урал стартер узнаем ниже.
Процесс установки
Установка стартера на мотоцикл Урал осуществляется у верхней части КПП. Можно установить его и в левой, но тогда необходимо будет снять лапку или модифицировать прибор. Сначала нужно разметить выборку картера пускового механизма и коробки передач. После этого при помощи заготовленных болгарки или станка вырезать нужные места на выборке. Крепление может происходить несколькими способами.
С помощью пластины. Она может быть куплена в специализированном магазине или изготовлена своими руками. Важно, чтобы на пластине было центральное отверстие и заготовленные фиксаторы для крепления к корпусу мотора. Крепежные спицы КПП необходимо заменить более длинными. При конструировании устройства с пластиной, шайбы и гайки необходимо приготовить той подходящей толщины, чтобы при включении шестерня бендикса скрепилась с венцом маховика.
Маховик
Если производить монтаж с помощью дюралюминиевого фиксатора, который приваривается к КПП, нужно следить за тем, чтобы не произошло деформации. Для этого перед работой необходимо извлечь все резиновые детали.
Пластина приваривается к картеру, перед этим закрепленная двумя заранее подготовленными гайками. Неважно какой будет избран способ крепления, нагрузка с пластины будет сниматься с помощью крепления задней части изделия к внешней части байка. После того, как он будет на своем месте, необходимо отрегулировать необходимые зазоры.
Установка стартера на мотоцикл урал своими руками
Опишем как происходит установка стартера на мотоцикл Урал своими руками, подберем зубчатый венец и стартер, определим место для крепления. Расскажем про возможные проблемы и их решение.
Поклонники и просто владельцы мотоциклов Урал владеют не просто средством передвижения, а вещью сформировавшей целое поколение байкеров. Увы, возраст дает о себе знать и проявляется он в неприятных мелочах. Такой можно считать отсутствие стартера. Проблема не критичная, но доставляет некоторое неудобство. Решить вопрос помогли народные умельцы, которые начали приспосабливать стартера от автомобилей на свой байк. Сегодня расскажем, как происходит установка стартера на мотоцикл Урал своими руками.
Видео «Установка электростартера»
Как поставить стартер на мотоцикл Урал узнаем из ролика от канала Free Riders.
Ну вот, наконец-то, я приступил к написанию этого поста. Давно хотел поставить электростартер на своего Боливара, но то не до этого, то не охота движок разбирать, то во время переборки хочется поскорей собрать и ездить. Однако, после неудачного вояжа в Ростов, на день рождения байк-хауса Олень, когда у меня в Ярославле провернуло коленвал со всеми вытекающими, я решил во время этой капиталки сделать себе, наконец-то, электрозапуск. Несмотря на то, что в интернете полно статей на эту тему, все они довольно расплывчаты, плюс я не видел ни одного видео, где «живой» 650сс Урал запускался с электростартера. Нет, видео полным полно, но на них показаны какие-то промежуточные этапы, типа: «вот я прицепил стартер, вот соединяю проводами с акумом и вроде бы что-то там крутит, но движок еще наполовину разобран». Что-то я отвлекся, ближе к теме.
Ставим стартер на мотоцикл Урал своими силами: проще простого
В современных байках стартер вмонтирован «по умолчанию», однако Урал это действие обошло стороной. Когда этот байк только изготавливался, названная деталь была уникальной и считалась изыском, поэтому чтобы ее позволить себе приходилось раскошелиться. К счастью, стартер на мотоцикл Урал, можно установить своими руками.
Зачем нужен стартер?
Некоторые модели современных мотоциклов комплектуют стартерами по причине отсутствия заводной лапки. Здесь наличие стартера подразумевается изначально. Однако в остальных случаях он служит лишь для удобства ездока. Не нужно каждый раз упражняться перед поездкой, особенно если клапана не настроены или зажигание.
Урал, по причине своей архаичности даже не подразумевал установку стартера. На момент выпуска первых мотоциклов стартер был изыском, который советский гражданин позволить себе не мог, а дальше конструкция сохранялась по причине своей надежности.
Установка электростартера на мотоцикл Урал избавит вас от перекаченной правой ноги, внезапных повреждений коленной чашечки, поэтому можно считать процедуру упрощающей жизнь ездока.
Установка стартера на мотоцикл Урал своими руками
Оснащение мотоцикла стартером в большинстве случаев обуславливается тяготением его владельца к удобству и практичности, реже – острой необходимостью. В некоторых случаях, к примеру, когда техническая особенность агрегата не позволяет оборудовать его заводной лапкой, установка данного модуля является единственным выходом.
Стартер – электромеханическое устройство, предназначенное для запуска двигателя внутреннего сгорания. Приспособление представляет собой мощный электромотор смешанного возбуждения, работающий от постоянного тока, предоставляемого бортовой АКБ.
Подбираем зубчатый венец и стартер
Первым делом обращаем внимание на маховик мотора, именно он является ключевым для дальнейших работ. Его вращение, если смотреть со стороны коробки передач, происходит против часовой стрелки, а значит нужно подбирать стартер, вращающийся в обратную сторону (по часовой стрелке). Здесь нам подойдут модели:
Также возможна установка стартера на Урал от ряда моделей подходящих для импортных авто. Проблема таких стартеров – дороговизна, которая относится и к современным моделям автомобилей ВАЗ. Здесь выбирайте сами, что для вас в приоритете – стоимость детали или срок службы.
Обращайте внимание на наличие кожуха и его направленность. От этого параметра будет зависеть способ крепления детали и дальнейшая простота обслуживания. Вращать стартера, относительно собственной оси не желательно и может привести к его поломке.
Теперь нужно подобрать венец. Венец – зубчатая накладка на маховик, передающая вращение стартера двигателю, путем зубчатой передачи. Проблема состоит в том, что приобрести деталь – достаточно проблематично. Под размер маховика может подойти запчасть со снегохода Буран, а также более современных отечественных мотоциклов «Вояж», «Кобра», «Волк». Размер зубьев первого венца равен 2.5, а модуль трех последних 2.2. Этот параметр должен соотносится с модулем стартера.
В случае несовпадения модулей есть несколько вариантов решения проблемы:
- меняем венец/шестерню стартера на подходящую по модулю.
- подгоняем зубья имеющегося венца или шестерни стартера под модуль.
- с нуля изготавливаем венец или приводную шестерню стартера.
Тюнинг мотоцикла Урал своими руками. Установка стартера от ВАЗ 2110 на мотоцикл Урал
Установка стартера от ВАЗ 2110 на мотоцикл Урал
Необходимо приобрести или изготовить:
1.Пластину для крепления стартера к корпусу двигателя. 2. Зубчатый маховик от мотоцикла Урал Вояж или Урал Волк или изготовить у токаря. 3. Стартер от автомобиля ВАЗ 2110 4. Аккумулятор емкостью 20Ач
Проблемы с аккумулятором и генератором
После того, как установка стартера на мотоцикл урал своими руками завершена – остается пара нерешенных проблем. Прежде всего автомобильный стартер требует более производительного аккумулятора. Выход из ситуации – установка недорогой батареи на новое крепление (с боковой части мотоцикла. Выглядеть все будет достаточно грубо, но зато недорого.
Другой способ – подбор импортного аккумулятора аналогичного размера с увеличенной 18 А/ч емкостью. Придется неплохо переплатить, зато внешний вид мотоцикла не пострадает.
Наконец оказывается, что родной генератор слабоват и зарядить новую батарею неспособен. Сразу ответим, что перемотка поможет увеличить производительность, но ее не хватит для наших целей. Как тогда быть? Есть несколько вариантов:
- генератор от ИМЗ. Есть дешевая модель 14.3771, которая отлично подходит, даже без переделок под наш мотоцикл. Ее огромный недостаток – ужасное качество сборки. Генератор часто выходит из строя. Решение – современные модели марки DENSO, которыми комплектуются данные мотоциклы.
- автомобильный импортный генератор. Здесь проблема состоит в его установке. Если вы выберете удлинение вала и монтаж через планшайбу, то учтите, что все работы должны быть выполнены с высокой точностью. Также такие генераторы можно установить с помощью ременного привода. У способа есть масса плюсов, в особенности – неприхотливость. Все что нужно это следить за состоянием ремня и раз в 10 – 15 тысяч проверять полость крышки генератора на наличие загрязнений.
Из недостатков такой переделки – упавшая мощность двигателя и увеличение нагрузки вала. С другой стороны мощность можно поднять другими способами, а нагрузки двигателя избежать не получится.
Крепеж стартера
Первым делом определяем место крепления элемента. Самым популярным считается левая верхняя сторона над маховиком. При этом мы столкнемся только с необходимостью вырезать окошко для зацепления шестерен стартера. Ставить стартер по центру или с правой стороны затруднительно, из-за необходимости переделывать ряд элементов мотора.
Для монтажа, под кожух бендикса выпиливают отверстие. Далее снимаются мерки, и из листа стали толщиной 4мм выпиливается крепление стартера. Такая толщина необходима, чтобы выдерживать нагрузки которые испытывает крепеж при работе механизма стартера. Аналогичным образом можно изготовить не одно сплошное, а пару креплений. Таким образом можно упростить процесс изготовления крепежа, но настройка зазоров станет намного сложней.
Совет. Для большей монолитности конструкции хвост стартера лучше всего закрепить жестко к мотору или прихватить хомутом.
Готовую пластину крепят болтами или точечно прихватывают аргоном, далее проводится пробная сборка. Теперь следует убедиться в выставленных зазорах:
- между зубчатым венцом маховика и роликовой муфтой зазор 2-4 мм;
- между бендиксом и венцом 3-7 мм.
МОЙ МОТОЦИКЛ
В вечной войне отечественных конструкторов и технологов жертвами чаще всего оказывались потребители. Поэтому за исправление недочетов серийного изделия порой берутся совсем с другого конца производственно-потребительской цепочки.
Всё мне нравилось в моем тогдашнем новом «Соло»: и мотор, и тормоза, и управляемость. Даже отечественный полукиловаттный генератор, который все ругали, работал тихо и мягко. Первые пару тысяч «кэ-мэ». Потом его стало слышно. А на пяти тысячах его вой и течь масла заставили провести первый ремонт. Которого хватило ненадолго. Вой вернулся с новой силой. С этим надо было что-то делать, тем более что у моего товарища на ходу оторвало кусок ротора генератора и выплюнуло вместе с шестерней из мотора, разворотив картер и переднюю крышку. Генератор – тот самый, «полукиловаттник».
Ставить какой-либо агрегат с переходником мне не хотелось: сама идея приводить генератор от шестерни распредвала неудачна. Из-за угловых колебаний распредвала такая конструкция будет выть всегда, каким бы суперкрутым и мегаяпонским ни был генератор. Эти же вибрации рано или поздно раздолбят шестерню генератора или шпонку, или ротор… Вариант привода генератора ремнем от маховика был отвергнут из-за неэлегантности и сложностей в обслуживании (для замены ремня придется снять коробку, маховик – бр-р-р!).
Я хотел сделать конструкцию удобной и элегантной. Потому решил соорудить привод генератора от переднего конца коленвала. Идея не нова: немцы убрали генератор с распредвала уже на R75, конструкторы ИМЗ во всех перспективных разработках настойчиво ставили его спереди на коленвал – на И7Д в 51 году, и на М-65 в 67 году, и на М-73 в 1980-м.
Уже на первом этапе проектирования я отказался от мотоциклетных генераторов с безопорным ротором, работающих в масле. Во-первых, приделать на «уральский» коленвал хвостовик так, чтобы его не било, очень сложно: придется протачивать его в сборе с коленом, а это целая история. Во-вторых, современные мощные генераторы имеют большой диаметр статора, и он будет мешать установке стандартного зажигания. В-третьих, пришлось бы делать переднюю крышку картера («гусятницу») сложной формы, что для моих не очень больших возможностей было проблемой. И наконец – цена! Зачем платить сотни евро за импортный агрегат, который сложно установить и невозможно оперативно отремонтировать?
Поэтому я решил навесить на коленвал (консольно, через муфту) изделие самарского КЗАТЭ им. Тарасова, 9402.3701 от ВАЗ 2108–2110 (фото 9, 16 – вверху). По габаритам он меня устраивал, а мощностью обладал даже избыточной – киловатт! Плюсы – неоспоримы. Большая расчетная мощность означает, что даже с малых оборотов генератор обеспечит все потребности мотоцикла. (Сколько мотоциклу надо? Ватт 200?) Также я застрахован от перегрузок и перегрева агрегата. Подшипники ротора при такой конструкции практически не несут нагрузки – ни осевой, ни радиальной (ремень-то не надо натягивать!) – и, соответственно, практически вечны. А прямая передача от коленвала, без повышения оборотов, еще больше продлит срок службы подшипников и щеточного узла.
Сам генератор недорог и есть в любом магазине запчастей – и в сборе, и по деталям. А цена, к примеру, статора или выпрямительного блока в сравнении с импортными деталями просто смешная! В качестве нового масляного фильтра (фото 1) я выбрал самый распространенный из мотоциклетных, Champion F306 (аналог – HiFlo HF303). Непросто было уместить генератор между мотором и передним крылом: обязательным условием была стыковка конструкции со стандартной рамой и вилкой «Соло». Для заказа литой алюминиевой передней крышки картера пришлось изготовить мастер-модель (фото 2, 3): виртуальная болванка была поделена на слои, каждый слой вырезался из листового полистирола, потом части были собраны вместе, склеены, обработаны, подшпаклеваны…
Потом я сделал модели для переходника и заглушки отверстия стандартного крепления генератора. А пока ждал отливок, срезал с передней половины корпуса генератора все лишнее и изготовил ответную часть привода, по которой и работает сальник (фото 4). Вначале для привода я использовал муфту (фото 5, 7), вырезанную из 15-миллиметровой листовой маслобензостойкой резины, но она оказалась не очень надежной, поэтому была изготовлена новая, барабанного типа, со вкладышами из той же резины (фото 6).
Крышку выклеил стеклопластиковую, на болване из ДСП и пластилина (фото 8). Эта конструкция показала себя отлично. Все работает, светит и заряжается. На холостых оборотах помаргивает лампочка зарядки – совсем как на 150-ваттнике, – но стоит чуть тронуть ручку газа – гаснет. Да и шума стало значительно меньше (зато стали слышны все прочие звуки из мотора и коробки, особенно гул впускного тракта при активной езде). Новая конструкция прошла на разных мотоциклах многие тысячи километров. Генератор легко переносит сильную жару (в нижней части декоративной крышки предусмотрены прорези для охлаждения) и не заливается водой даже в сильный ливень.
У конструкции есть неоспоримые плюсы: надежность, долговечность, дешевизна и доступность деталей. Особенно важно, что она легко стыкуется с любыми моторами ИМЗ, начиная с М-72 и вплоть до современных 750-кубовых. Сохранена совместимость со стандартными системами зажигания, начиная от контактной кулачковой и тюменской – до УКТУСА-2 и «Дукати» (фото 9). Конструкция без проблем устанавливается на мотоциклы со стандартной геометрией с низким передним крылом и на колясочники с рычажной передней вилкой, а уж на «Волки» и «Вояжи» и подавно.
Но, к сожалению, поставить такой генератор на «Ретро» или колясочник с обычным высоким крылом нельзя. Поэтому я решил разработать второй вариант, максимально укоротив конструкцию, чтобы комплект вставал на абсолютно любую модель «Урала». Главное в версии 2 – упразднена муфта привода генератора как отдельная деталь. Теперь ее роль выполняет оригинальная шестерня коленвала, в которую установлены демпфирующие резиновые втулки, как на прежней барабанной муфте (на фото 10 справа).
Таким образом, удалось серьезно (на 15 мм) сдвинуть генератор к мотору и уменьшить габариты конструкции (см. левую крышку на фото 11). Угол наклона зуба на шестерне – такой же, как на «Герцогах». Соответственно, изменен угол наклона зуба на текстолитовом венце изготовленной на заказ шестерни распредвала (фото 12) – ее можно поставить опционально. Текстолит показал себя отличным материалом. Пропитанная маслом, шестерня отличной работает в паре со стальной, и даже после пробега в 30 тыс. км я не обнаружил на ней никаких следов износа (фото 13).
Вилка генератора также претерпела изменения: теперь все 6 пальцев расположены на ней (фото 14), а гайка сделана самоконтрящейся, для исключения случаев самоотвинчивания. Придвинув генератор к мотору, удалось упразднить еще одну деталь – переходник. Теперь установочные выступы генератора выполнены как одно целое с крышкой (фото 1, 15). Более плотная компоновка внесла ограничения на использование зажигания: теперь уже не поставить кулачки или «Оскол», только «Дукати» и некоторые виды «Сарумана» и УКТУС-2 (с серьезной доработкой). Эта компактная конструкция без проблем встает на любую серийную модель «Урала», в том числе на «совнархоз» с высоким крылом.
Однако даже в таком варианте она никак не помещается на «Ретро», мотор которого сдвинут на 5 см вперед по сравнению с другими «Уралами». Для решения этой проблемы я использовал генератор «Денсо» (фото 1) – тот самый, что нынче серийно ставят на заводе. Теперь его можно снять с переходника и установить в специально предусмотренную мной фрезеровку в крышке, зафиксировав за стандартные «уши» двумя болтами М10 (ближний на фото 16). Конечно, потребовалось изготовить и более «мелкую» стеклопластиковую крышку (правая на фото 11). Но конструкция получилась короче первоначальной на целых 30 мм (фото 17)! И генератор наконец-то перестал мерзко завывать. При этом он исправно гасит лампу зарядки даже на холостых оборотах. Такой вариант будет интересен владельцам модели «Ретро», а также новых мотоциклов с японскими генераторами, которые не желают мириться с воем и необходимостью периодически обслуживать переходник, но не доверяют отечественным агрегатам.
Версия 2 прошла испытания дальнобоем без единого замечания. Но, хотя на ней упразднен переходник генератора, она довольно сложна в изготовлении и монтаже – в основном из-за оригинальной шестерни коленвала, которую необходимо изготавливать в разных размерах и подбирать по группе картера. Первые экземпляры новой крышки выполнены по обходной технологии – фрезерованы из цельного куска, в отличие от литых крышек прежней. В планах – выпуск нового поколения китов как под отечественный «киловаттник», так и под штатный японский Denso на 500 Вт. Главное отличие – отказ от использования оригинальных шестерен коленвала. Они трудоемки в изготовлении и усложняют монтаж комплекта на мотор.
В новых комплектах шестерни остаются заводские, при этом длина комплекта в сборе всего на 4 мм больше, чем версии 2. Второе, не менее важное – изменение конструкции муфты привода генератора. Теперь крутящий момент с коленвала передается через трапецевидные резиновые буферы, работающие только на сжатие (рис. 18). Соответственно, вероятность разрушения демпферов стремится к нулю. Объем демпфирующего материала значительно больше, чем в версии 1 и тем более 2, что увеличивает плавность работы и продлевает ресурс демпферов.
Под новую конструкцию муфты увеличен размер сальника генератора: 60х80 вместо прежнего 55х80. Изменена и посадка, что исключает его выдавливание из крышки. Конструкция получилась удобнее в монтаже и универсальнее. Она встает на любую серийную модель«Урала», а также «нижнеклапанники». Работает с системами зажигания «Дукати», УКТУС-2 (после доработки), некоторыми разновидностями «Сарумана».
Комплект представлен в двух вариантах. Первый – с отечественным киловаттным генератором. Комплект полностью готов к монтажу на двигатель. В комплект входит оригинальная передняя крышка картера с установленным сальником, генератор с установленной муфтой, 2 комплекта демпферов, вилка коленвала, маслофильтр, декоративная стеклопластиковая крышка, заглушка отверстия стандартного генератора, прокладки под крышку картера и заглушку, запасной сальник, крепеж.
Второй – под генератор «Денсо» (предназначен в первую очередь владельцам современных мотоциклов с такими генераторами). В комплект входит оригинальная передняя крышка картера с установленным сальником, муфта генератора, 2 комплекта демпферов, вилка коленвала, маслофильтр, декоративная стеклопластиковая крышка, заглушка отверстия стандартного генератора, прокладки под крышку картера и заглушку, запасной сальник, крепеж. Сам же генератор в комплект не входит.
Зачем?
Владельцы аппаратов до 2006 года, которые мучаются с Г-424 или отечественными «полукиловаттниками», получают мощный и надежный генератор, который не шумит и разгружает детали ГРМ, повышая их ресурс. Детали на него доступны в любом магазине запчастей. Альтернатива – только Denso с переходником, которые ставят нынче на заводе. Однако она не лишена недостатков. Первый – мерзкий вой, который портит все впечатление от стильного ретро-мотоцикла. Второй – установка «Денсы» потребует замены шестерен ГРМ на австрийские «Герцоги», что вместе с ценой генератора выливается в значительную сумму. Это, кстати, третий недостаток. Кроме того, переходник «Денсы» требует регулярного обслуживания, периодической замены подшипников и сальника, и не снимает проблемы нагрузки на шестерни ГРМ. Наконец, найти детали от этого генератора не в пример сложнее, чем на отечественный агрегат. А для владельцев 6-вольтовой ретротехники установка такого комплекта – реальная альтернатива запиливанию картера под 12-вольтовый генератор.
Выпуск:
Журнал «МОТО» – декабрь 2013
Автор:
Василий «ПЗ» БИРЮКОВ, фото автора
Без усилий: устанавливаем электростартер на мотоцикл
Запуск мотоцикла с кикстартером может потребовать немало усилий, поэтому многие владельцы отечественной техники часто отказываются от неё в пользу недорогих зарубежных аналогов. Однако у российских мотоциклов есть свои преимущества, представленные простотой тюнинга, дешевизной запчастей, а также малой чувствительностью к качеству топлива и надёжностью большинства компонентов. Именно поэтому владельцы двухколёсной отечественной техники со стажем нередко устанавливают электростартер на мотоцикл — такая операция позволяет сделать «Урал» или «Днепр» намного более удобным. Это касается и малокубатурных зарубежных мотоциклов бюджетного класса, которые также часто оснащаются только кикстартером. Рассмотрим процедуру установки электростартера на примере отечественной техники.
Подбор деталей
Оптимальным вариантом являются электростартеры Херсонского завода, которые применяются в тракторных пусковых двигателях, а также в лодочных двигателях малого класса. Однако нужно быть очень осторожным в выборе компонентов — для «Урала» подходят компоненты с маркировкой СТ353, 367 либо 369. Не следует приобретать стартер СТ366, который устанавливался на «Запорожец» — он имеет обратную направленность и иную форму кожуха бендикса, несовместимую с мотоциклетным мотором. К такому электростартеру следует приобрести венец от снегохода «Буран» — он требует лишь минимальной доработки. Будьте внимательны — вам нужен агрегат с верхним расположением втягивающего реле, поскольку, находясь снизу, оно будет мешать менять масло в моторе.
Существует также возможность установить электростартер от автомобиля ВАЗ-2109 либо более современный узел от ВАЗ-2110, однако в этом случае венец придётся изготавливать самостоятельно, пользуясь профессиональным металлообрабатывающим станком. Для создания запчасти лучше использовать сталь марки 40-X либо иную, соответствующую стандарту твёрдости 35-42 HRC/E. На импортные мотоциклы электростартер нужно подбирать особенно тщательно — многие владельцы двухколёсной техники говорят, что подходящим вариантом являются узлы от промышленных генераторов или мощной садовой техники. Однако венец для стартера точно придётся вытачивать самостоятельно, поскольку унификация является отличительной чертой отечественных мотоциклов.
Установка
Существует несколько вариантов крепления электростартера к оппозитному мотоциклетному мотору:
- Изготавливаются более мощные и длинные шпильки КПП, после чего на них надевается дюралевая пластина с предварительно высверленным отверстием диаметром 76 мм для кожуха узла. Вариант применяется редко в силу малой прочности и негативного влияния на срок службы электростартера;
- Из дюраля изготавливается составное крепление в виде двух полумесяцев, которое приваривается снизу к картеру КПП. Будьте внимательны — в процессе аргоновой сварки все резиновые элементы трансмиссии должны быть удалены, однако валы и крышки стоит оставить на местах, поскольку их отсутствие может стать причиной серьёзной деформации картера;
- Изготавливается цельная дюралевая пластина, приваривающаяся к кожуху КПП. Вариант плох тем, что он заставляет полностью удалять контактный масляный фильтр, нарушая нормальную работу трансмиссии.
На зарубежных мотоциклах установка стартера осложнена отсутствием серьёзных наработок в данной области. Поэтому вам придётся проявить инженерную смекалку и изготовить соответствующее крепление либо переходную плиту, которая не будет мешать другим компонентам.
Перед установкой нужно тщательно обработать плоскость упора электростартера шлифовальной машиной, чтобы добиться идеального прилегания детали. Чтобы правильно закрепить фланец стартера, нужно снять втягивающее реле, а также полностью выдвинуть бендикс вперёд, чтобы понять, каким будет его рабочее положение. Агрегат фиксируется с помощью фланца, после чего необходимо проверить плотность её прилегания и устойчивость положения. Теперь нужно установить оптимальные зазоры, которые позволят добиться стабильной работы устройства.
Между шестерней, расположенной на стартере, и венцом маховика стоит оставить расстояние в 5–7 мм — чтобы выставить его, можно использовать сложенную во много раз фольгу. Также нужно оставить зазор, равный 2–4 мм, между венцом и роликовой муфтой, которая находится сразу за шестернёй. Измерять его стоит в положении покоя, а не в рабочем состоянии стартера, что позволит достичь устойчивой работы узла. Если вы приобретали подержанный стартер, убедитесь, что его бронзографитные втулки не изношены, а также совпадают по диаметру с осевым валом — в противном случае надёжность детали будет существенно снижена, а запуск мотора будет сопровождаться неприятными звуками.
Доводка
Когда положение стартера будет выставлено, его необходимо снять, чтобы окончательно приварить фланец к картеру КПП. Сделать это можно своими руками, однако вам понадобится оборудование для аргоновой сварки. Убедитесь, что все детали находятся на своём месте и начинайте работу. Помните, что после сварки металл должен остыть самостоятельно, поскольку его принудительное охлаждение приведёт к существенному снижению прочности соединения.
После остывания металла соберите стартер на фланце и убедитесь, что его шестерня не отходит от венца даже при достаточно сильных нагрузках на корпус узла. Теперь можно подключать электростартер к аккумулятору — при работе он должен создавать монотонный звук, а также вращать шестерню, не допуская блокировок или торможений. Кроме того, стоит проверить, насколько легко он сцепляется и расцепляется с венцом. К сожалению, установка электростартера может помешать работе педали запуска мотора. Поскольку убирать её полностью нежелательно, лучше просто изменить форму детали, сохранив резервный способ запуска мотора.
Дополнительные работы
Поскольку стандартная электросистема мотоцикла «Урал», равно как и цепь большинства импортных транспортных средств, не рассчитана на эксплуатацию техники со стартером, придётся внести в неё доработки. При малейшем снижении температуры окружающего воздуха может возникнуть проблема с запуском — стартер быстро разрядит аккумулятор, что заставит вас подзаряжать его и впоследствии пользоваться педалью. Опытные мотоциклисты рекомендуют установить на двухколёсное транспортное средство аккумулятор от японского автомобиля 90-х годов. Такая батарея имеет компактные габариты и достаточно большую ёмкость — вплоть до 65 Ач.
Однако установка крупного аккумулятора повлечёт за собой другую неприятность — генератор не сможет заряжать такую батарею полностью, и стартер вновь нельзя будет использовать. Чтобы устранить эту проблему, можно воспользоваться следующими техническими решениями:
- Перемотать стандартный генератор, чтобы повысить его мощность на 100–200 Вт. Однако нужно понимать, что надёжность такого узла снизится;
- Установку стартера часто сопровождают заменой стандартного генератора на узел от лёгкого трактора либо от современной модели Ирбитского завода;
- Поменять генератор на аналогичный узел от импортного малолитражного автомобиля 90-х годов — идеально подходят детали от Honda и Daihatsu.
Доработка электросети после установки стартера требует определённого профессионализма, поскольку при неправильном соединении проводов или при недостаточной намотке изоляции вы можете попросту сжечь мотоцикл.
Поскольку генератор со временем всегда теряет часть своей мощности, стартер может вновь перестать работать. Чтобы избежать возникновения такой проблемы, стоит каждые 10 тысяч километров очищать щётки узла, регулировать зазор его приводного механизма, а также устранять мелкие неисправности. Также каждые 5 тысяч километров осматривайте проводку — если на ней начинают появляться оплавленные участки или пробои, стоит установить кабели, имеющие большее сечение.
Тюнинг своими руками
Описанная выше процедура установки стартера требует достаточно хорошей сноровки и наличия специального оборудования. Поэтому при отсутствии у вас аппарата для аргоновой сварки или токарного станка следует заранее узнать, где можно воспользоваться услугами профессионалов соответствующего профиля. Все изготавливаемые детали крепления и шестерни должны иметь минимальные допуски, поскольку от этого зависит надёжность устанавливаемого электростартера. Сам стартер должен находиться в хорошем техническом состоянии — чтобы убедиться в этом, стоит проверять втулки и вал. Если все эти условия будут соблюдены, электростартер прослужит вам не один год, обеспечивая максимальное удобство запуска мотора мотоцикла.
Источник: