Трехфазный генератор из магнитов своими руками
- Как правильно делать дисковый генератор инструкция
- Общие правила построения аксиального генератора
- Намотка катушек и соединение
- Как переделать асинхронный электродвигатель в мощный электрогенератор
- Что потребуется:
- Процесс изготовления генератора
- Смотрите видео
- Как сделать трёхфазный ветрогенератор своими руками?
- Ветрогенератор 1000 Вт на три фазы своими руками
- Изготовление магнитных дисков своими руками
- Изготовление диска индуктивностей трёхфазного ветрогенератора
- Схема соединений индуктивностей трёхфазного ветрогенератора
- Подшипниковый узел на трёхфазный ветрогенератор
- КРАТКИЙ БРИФИНГ
- Cамодельный генератор для ветряка
- Изготовление ветрогенератора на неодимовых магнитах своими руками: конструкция ротора ветряка с аксиальным генератором
- Самодельный ветряк
- Тихоходные ветрогенераторы
- Изготовление ротора на постоянных магнитах
- Модификация автомобильного генератора
- Изготовление ротора из ступицы и тормозного диска
- Ветряк с аксиальным генератором на неодимовых магнитах
- Изготовление статора
- Выбор количества фаз
- Модификация статора автогенератора
- Изготовление статора аксиального типа
- Сборка крыльчатки
- Аксиальный генератор на ферритовых магнитах
Как правильно делать дисковый генератор инструкция
Здравствуйте, мне часто пишут по поводу того как лучше делать аксиальный дисковый генератор, сколько магнитов должно быть и сколько катушек. Спрашивают каким проводом нужно мотать катушки, и по сколько витков. Спрашивают про соотношение магнитов к катушкам, и про то как соединять катушки между собой. Вот на эти вопросы я постараюсь ответить сопровождая их рисунками.
Общие правила построения аксиального генератора
1.Расстояние между магнитов по кругу на дисках должно быть равно их ширине, но чем плотнее тем лучше, идеально если магниты будут почти вплотную друг к другу. Ниже я более подробно описал, если не можете определится делайте расстояние равным ширине магнитов, работать будет как у всех.
2. Круглые магниты, квадратные, или прямоугольные, по сути не важно, это потом отразится на форме катушек. Для первого варианта проще круглые магниты и катушки.
3.Толщина дисков должна быть равна толщине магнитов, или немного тоньше.
4.Количество витков в катушках для 12V АКБ по 60 витков, для 24V ВКБ по 90 витков.
5.Толщина статора по толщине магнитов.
6.Соотношение катушек к магнитам 4:3, на 9 катушек 12 магнитов, на 12 катушек 16 магнитов.
Однофазные генераторы не делают потому что будет сильная вибрация генератора при работе.
Соотношение магнитов к катушкам должно быть таким: на каждые три катушки должно быть по четыре магнита, соотношение 3/4. То есть на 9 катушек должно быть по 12 магнитов на дисках. На 12 катушек должно быть 16 магнитов. На 18 катушек должно быть 24 магнита (по 24 магнита на каждом из двух дисков). Можно делать соотношение и 2/3, генератор тоже будет работать, но как показали некоторые опыты такой вариант немного проигрывает, более подробно здесь — Тестирование генераторов со статорами на 12 и 18 катушек, что оказалось лучше
Магниты должны быть толщиной не менее 10 мм, можно правда и тоньше, но тогда придётся делать тонкий статор, вообще статор должен быть примерно равен толщине магнитов. Форма магнитов, круглые они, квадратные, или прямоугольные, не особо важна, потом это повлияет на форму катушек, будут ли они ровно круглые, треугольной вытянутой формы. Для крупных и мощных генераторов от 1.5кВт магниты можно ставить толщиной 15-20 мм, и делать более толстый и прочный статор толщиной 15-20 мм.
Обычно расстояние между магнитов делают равным их ширине, но чем больше площадь заполнения магнитами дисков по кругу тем лучше. Расстояние между магнитов чем плотнее тем лучше. Но если делать расстояние между магнитов равным ширине самих магнитов, или в половину ширины магнитов то тоже будет работать нормально. Из-за увеличения диаметра дисков увеличивается скорость магнитов за оборот, и напряжение катушек увеличивается пропорционально росту скорости движения магнитов.
Но работают те витки катушек, которые попадают под магниты, поэтому чем реже магниты на диске тем меньше витков катушек принимают участие в работе, и здесь выигрыш только в диаметре, но большой чес получается и много меди уходит. если расположить магниты близко друг другу то диаметр дисков становится меньше, витков в работе больше, а меди меньше. Так в общем эффективнее.
Обычно делаю расстояние между магнитов равное их ширине, но те кто делал расположение магнитов плотнее, и даже вплотную при меньших диаметра и размеров генераторов получали тот же результат. Как делать тут уже решать вам.
Для схемы 9 катушек на 12 магнитов подойдут круглые магниты, и их лучше размещать на диске почти вплотную друг к другу. Внутренний диаметр круглых катушек можно делать меньше диаметра магнита.
Для 12 катушек на 16 магнитов также можно делать круглые катушки и ставить круглые или лучше квадратные магниты. Расстояние между магнитов чем плотнее тем лучше. А так в зависимости от размеров можно сделать расстояние около 5-10 мм между магнитами, если квадратные то в самом узком месте должно быть такое расстояние.
Для 18 катушек на 12 магнитов лучше использовать прямоугольные магниты с расстоянием равным их ширине. При этом внутренняя дырка катушки должна быть почти равна размерам магнита. Если 24 магнита ставить на дисках то расстояние между магнитами будет вплотную.
Ниже рисунок для сравнения насколько перекрываются катушки магнитами если магниты ставить почти вплотную и с расстоянием между магнитами равным их ширине.
Так.же вариант перекрытия магнитами статора на 18 катушек и 12 катушек.
Какой вариант лучше на этот вопрос однозначного ответа нет, любой вариант будет работать. Проще наверное делать как большинство, с расстоянием между магнитов равным их ширине, так как медь дешевле и её можно не экономить.
Намотка катушек и соединение
Количество витков в катушках для зарядки АКБ 12 вольт обычно делается по 60 витков, если ветряк на 24 вольта то по 90 витков в катушке. Более подробно про расчёт напряжения генератора и его мощности я описал здесь — Расчёт генератора новая версия
Соединяются катушки фазы так: Начало первой катушки это начало фазы. Конец первой катушки соединяется с началом второй. Конец второй с началом третьей. Конец третьей на выход если у вас по три катушки на фазу это конец фазы. Вторая и третья фаза соединяется также как и первая. Всего на выходе должно быть шесть проводов, по два повода с каждой фазы. Далее уже можно соединить звездой, для этого три конца фаз или три начала фаз соединяются в одну точку, а три свободные конца уже на трёхфазный диодный мост. Ниже рисунок соединения одной фазы.
Лучше не соединять фазы генератора сразу звездой, а вывести из статора все концы фаз, чтобы потом можно было соединять по разному. Может быть так что с вашим винтом генератор будет лучше работать при параллельном соединении фаз.
По конструкции самого генератора есть два варианта
Первый вариант самый распространённый, диски здесь крутятся на валу, а статор больше по диаметру, и крепится шпильками с внешней стороны, тесть по внешнему диаметру. Обычно для изготовления за основу берут автомобильную ступицу и на её основе строят генератор. Второй вариант это когда статор крепится по внутреннему диаметру за неподвижный вал. А диск с подшипником надевается на этот вал, и с обратной стороны к нему притягивается второй диск.
Как переделать асинхронный электродвигатель в мощный электрогенератор
Многие задумываются о получении бесплатной электроэнергии, преображая в нее кинетическую энергию ветра или воды. Продаваемые для этого ветрогенераторы или мини ГЭС достаточной мощности стоят очень дорого. Чтобы сэкономить, генератор для своей установки по производству бесплатной энергии можно сделать на базе обычного электродвигателя.
Что потребуется:
- асинхронный трехфазный электродвигатель;
- неодимовые прямоугольные магниты — http://ali.pub/4yy1yd
- эпоксидная смола.
Процесс изготовления генератора
Чтобы сделать генератор, нужно разобрать асинхронный трехфазный мотор. У него извлекается ротор, чтобы оснастить его в дальнейшем постоянными магнитами.
Далее нужно определиться с количеством и размером магнитов. Они должны быть в виде прямоугольников. Причем по ширине каждый магнит должен полностью перекрывать 2 паза на сердечнике статора, то есть ложиться на 3 шипа. В таком случае он будет воздействовать своим полем сразу на 3 катушки обмотки статора. Для двигателя из данного примера подходит магнит шириной 25 мм.
Сердечник данного статора состоит из 12 групп, в которые входят по 3 шипа. Таким образом, на ротор нужно прикрепить соответственно 12 рядов магнитов. Между ними чередуется полярность. Магниты каждого ряда должны выстраиваются в линию соответствующую по длине продолжительности сердечника ротора. Так как для изготовления генератора были выбраны магниты 40х25х10 мм, то их помещается по 3 в ряд.
Нужно закрепить магниты на якоре с помощью эпоксидного клея. Так как от этого диаметр ротора увеличится, то его возможно понадобится перед этим проточить, чтобы он после добавления магнитов мог поместиться в статор.
Такое количество неодимовых магнитов на роторе делает проблематичным его установку в статор, так как они притягиваются. Есть риск пораниться при установке, поэтому нельзя помещать пальцы между притягивающимися сердечниками.
Двигатель собирается. После этого нужно доработать его клеммную колодку. В ней имеется 6 выводов обмоток, которые нужно подключить по схеме звезда. Необходимо 3 из них соединить в один узел. Тогда между ним и любым другим оставшийся концом обмотки будет 220В.
После этого генератор можно подключать с помощью редуктора к ветряку или делать из него мини ГЭС. Также возможно напрямую соединить его с двигателем внутреннего сгорания. При достаточных оборотах от него можно питать практически любые бытовые электроприборы.
Смотрите видео
Как сделать трёхфазный ветрогенератор своими руками?
Главная страница » Как сделать трёхфазный ветрогенератор своими руками?
Конструкции ветряных генераторов для применения в домашних условиях представлены обширным набором вариаций. Между тем большая часть рассматриваемых схем ветрогенераторов, как правило, основана на использовании стандартных электродвигателей. Моторы подбирают, исходя из оптимальных параметров работы в режиме генератора, либо модернизируют – добавляют магниты, перематывают и т.д. Эффективность таких установок крайне низка. Между тем существует интересный вариант конструкции своими руками – трёхфазный ветрогенератор мощностью около 1000 Вт, где готовый электродвигатель не применяется.
Ветрогенератор 1000 Вт на три фазы своими руками
Основное отличие такой конструкции от типичных существующих вариантов – изготовление «с нуля» генератора – главного компонента трёхфазной ветрогенераторной установки, а также механической части — узла подшипников вала винта. Всё остальное:
- винт,
- лопасти,
- опорная штанга,
- система автоматики,
выполняются согласно классическим конструкциям ветряных генераторов, подходящих под условия домашнего хозяйства. Поэтому рассмотрим основу темы – изготовление своими руками трёхфазного генератора ветряка на неодимовых магнитах.
Конструкция трёхфазного ветрогенератора содержит:
- Диски магнитные (2 шт.).
- Неодимовые магниты (12 шт.).
- Диск индуктивности (1 шт.).
В собранном виде рабочий диск индуктивности закреплён и остаётся неподвижным, тогда как диски, оснащённые неодимовыми магнитами, закреплённые на валу винта, вращаются силой ветра. В результате наводимым магнитным полем в теле проводников катушек индуктивности формируется ЭДС (электродвижущая сила).
Изготовление магнитных дисков своими руками
Магнитные диски диаметром 500 мм, под установку неодимовых магнитов ветрогенератора своими руками, вырезаются из материала, подобного листовым облицовочным строительным панелям. Вырезанную заготовку нужно разметить, а именно определить:
- внешний край дисковой области под равномерное размещение дюжины прямоугольных магнитных элементов,
- центральную область под изготовление отверстия для посадки на вал винта трёхфазного ветрогенератора.
Далее под каждый отдельно взятый неодимовый магнит размечается и вырезается инсталляционное поле – по форме соответствующее форме магнита. Эту работу удобно проделать с помощью электро-лобзика, используя подходящую опору для рабочего листа материала.
Подготовка дисковой основы под размещение неодимовых магнитов. Размеченные места посадки удобно вырезаются электрическим инструментом — электролобзиком
На следующем этапе производства трёхфазного ветрогенератора своими руками, изготовленные диски, оснащённые неодимовыми магнитами, необходимо залить эпоксидной смолой. Для этого из пластиковой плёнки делают большеразмерные заливные «стаканы», как показано на картинке ниже.
Пример сооружения большого стакана под заливку эпоксидной смолой уложенных по вырезам неодимовых магнитов. В центре основы просверлено отверстие под крепление
Оснастив детали трёхфазного ветрогенератора пластиковыми стаканами, полученные заготовки под заливку эпоксидной смолой следует разместить на поверхности, установленной строго горизонтально относительно земли.
В области центральной части монтажного диска устанавливается малый «стакан», — устройство, склеенное из листов толстой бумаги. Размер диаметра такого стакана — 50 мм. Благодаря такого рода технической вставки, удаётся сформировать посадочный круг для узла подшипников самодельного ветрогенератора.
Процедура заливки магнитной дисковой основы ветрогенератора эпоксидной смолой. Для лучшей текучести смолу можно немного подогреть выше комнатной температуры
Далее останется только аккуратно залить внутрь полученного «стакана» предварительно разведённую жидкую эпоксидную смолу. Заливка выполняется до уровня несколько ниже (на 1 – 2 мм) уровня верхней рабочей плоскости неодимовых магнитов.
Необходимо дождаться полного затвердения структуры залитой эпоксидной смолы. Конечным результатом получаются две технические детали самодельного трёхфазного ветрогенератора, подобные такой, что изображена на картинке ниже.
Так выглядит готовый магнитный диск ветрогенератора, после полного застывания эпоксидной смолы. В общей сложности требуется изготовить два экземпляра
Изготовление диска индуктивностей трёхфазного ветрогенератора
Прежде чем делать дисковое плато под катушки индуктивности, логично изготовить необходимое число непосредственно катушек. В общей сложности для трёхфазного ветрогенератора потребуется девять элементов индуктивности.
Под изготовление индуктивностей генератора ветряка используется медный провод диаметром 1,4 мм. Намотка индуктивностей выполняется проводом в две жилы. Такой вариант намотки обеспечивает прохождение токов высокого уровня без риска повреждения проводника.
Количество витков каждой катушки индуктивности для данной конструкции – 35. Этого числа вполне достаточно при условии применения в составе трёхфазной ветрогенераторной установки 12-вольтных накопительных аккумуляторных батарей.
Если вместо 12-вольтовых аккумуляторов предполагается применять 24-вольные АКБ, соответственно, число витков катушек увеличивают вдвое – до 70. Под намотку катушек индуктивности удобным видится использование нехитрого приспособления, конструкция которого показана на картинке ниже:
Несложное приспособление, состоящее из двух деревянных пластин круглой формы и шпильки с резьбой под гайки, помогает быстро намотать нужное число катушек
После приготовления требуемого числа катушек индуктивности (9 шт.), изготавливается дисковое плато под размещение этих элементов конструкции. Плато следует изготовить с учётом всех требований, предъявляемых к установкам генерации электричества.
Для производства дискового плато индуктивностей самодельного ветрогенератора, в частности, потребуется изготовить форму под заливку эпоксидной смолой. Форма делается на основе фанерного листа или подобного материала, обладающего диэлектрическими свойствами.
Приготовление формы под заливку эпоксидной смолой и равномерное распределение катушек по кругу
Катушки индуктивности статора самодельного ветрогенератора размещают равномерно по всей окружности изготовленной формы. Предварительно место укладки индуктивностей покрывается диэлектрической антистатической тканью, чем исключается риск электрического пробоя.
Поверх катушек индуктивности также настилают слой диэлектрической антистатической ткани. После выполнения изоляционных работ заливают форму эпоксидной смолой до верхнего уровня установленных катушек индуктивностей. Получившиеся неровности заливки аккуратно сглаживают кистью.
Процедура заливки, до начала которой необходимо все элементы закрыть специальным материалом, исключающим появление статического электричества
Схема соединений индуктивностей трёхфазного ветрогенератора
Выводы катушек, залитых смолой на плато индуктивностей, потребуется спаять в соответствии с трёхфазной конфигурацией. На приведённой ниже схеме наглядно показаны пути соединений. Получается конфигурация спайки: 1-4-7; 2-5-8; 3-6-9; соответственно.
Схема соединения всех девяти катушек индуктивности, размещённых на дисковом плато. Так получают трёхфазный выход ветрогенератора
Для того чтобы полученное на трёхфазном генераторе своими руками напряжение выпрямить и получить однофазное постоянное напряжение, используются схемы выпрямительных устройств. Такие схемы достаточно просты, широко распространены и собираются без особых проблем.
Выпрямленное напряжение перенаправляется через модуль автоматики на зарядное устройство. Далее полученная трёхфазным ветрогенератором энергия аккумулируется в батареях. Можно использовать любой классический вариант контроллера заряда, к примеру, такой как здесь.
Принципиальная схема для сборки трёхфазного выпрямителя. На выходе получают однофазное постоянное напряжение, пригодное для подачи на зарядный модуль
Подшипниковый узел на трёхфазный ветрогенератор
Учитывая чувствительность дисковой схемы трёхфазного ветрогенератора по отношению к возможным перекосам и вибрациям конструкции, особого внимания для производства заслуживает подшипниковый узел.
Вариантов разработки подшипникового узла самодельного ветрогенератора существует множество. Но в любом из выбранных вариантов потребуется применять надёжные, точные, высокооборотные подшипники.
Разработчиками этой конструкции применялись роликовые подшипники (2 шт.), которые устанавливались внутри узла, выполненного по принципу «труба в трубе». Внутренняя труба исполняет роль промежуточного звена между отдельными подшипниками.
Вариант сборки подшипникового узла для трёхфазного ветрогенератора. Этот узел должен выполняться особо тщательно с применением надёжных подшипников
После сборки в единое целое всех описанных деталей конструкции трёхфазного ветрогенератора, получается достаточно мощная энергетическая установка, созданная своими руками.
По результатам испытаний такой трёхфазный ветрогенератор способен в среднем выдавать до 1000 Вт мощности.
Винт ветрогенератора на три фазы выполняется классическим трёхлопастным вариантом. Размах лопастей конструкции предпочтительно выполнить как минимум на 1,8 метра. Получается конструкция, примерно такого же исполнения, как показано на картинке ниже.
Конечный результат – домашняя трёхфазная ветряная генераторная установка мощностью до 1000 Вт. Это уже более серьёзное технологическое оборудование по сравнению с ветряками на основе различных электродвигателей.
Вот, примерно так, посредством представленных выше примеров домашней технологии, вполне доступным видится исполнение конструкции — трёхфазный ветрогенератор. Самодельная электрическая система, действующая от силы ветра, позволит если не полностью, но частично экономить электричество. То есть налицо экономичная сторона дела, в частности, имеющая прямое отношение к бытовому хозяйству.
При помощи информации: Instructables
КРАТКИЙ БРИФИНГ
Zetsila — публикации материалов, интересных и полезных для социума. Новости технологий, исследований, экспериментов мирового масштаба. Социальная мультитематическая информация — СМИ .
Cамодельный генератор для ветряка
Как сделать низкооборотный генератор для ветряка из неодимовых магнитов. Самодельный генератор для ветряка, схемы, фото, видео.
Для изготовления самодельного ветряка в первую очередь требуется генератор, при чём, предпочтительней низкооборотный. В этом и заключается основная проблема, найти такой генератор достаточно сложно.Первое что приходит в голову, взять стандартный автомобильный генератор, но все автомобильные генераторы рассчитаны на высокие обороты, зарядка аккумулятора начинается от 1000 об/мин. Если установить автогенератор на ветряк, то достичь таких оборотов будет сложно, понадобится делать дополнительный шкив с ременной или цепной передачей, всё это усложняет и утяжеляет конструкцию.
Для ветряка нужен низкооборотный генератор, оптимальный вариант генератор аксиального типа на неодимовых магнитах. Поскольку таких генераторов по доступной цене в продаже практически нет, аксиальный генератор можно изготовить самостоятельно.
Самодельный генератор для ветряка из неодимовых магнитов.
Для изготовления генератора аксиального типа понадобятся:
- Ступица от авто, тормозные диски.
- Неодимовые магниты.
- Медная проволока (0,7мм).
- Эпоксидная смола.
- Крепёжные элементы.
Генератор аксиального типа для ветряка представлен на схеме.
В данном случае в роли статора будет диск с катушками, ротором будут два диска с постоянными магнитами. При вращении ротора в катушках статора будет генерироваться ток, который нужен нам для зарядки аккумуляторов.
Самодельный генератор: изготовление статора.
Статор – неподвижная часть генератора состоит из катушек, которые размещаются напротив магнитов ротора. Внутренний размер катушек обычно равен внешнему размеру магнитов, которые используются в роторе.
Для намотки катушек можно изготовить простое приспособление.
Толщина медной проволоки для катушек примерно 0,7 мм, количество витков в катушках нужно подсчитывать индивидуально, общее количество витков во всех катушках должно быть не менее 1200.
Катушки размещаются на статоре, выводы катушек можно подключить двумя способами, в зависимости от того на сколько фаз будет генератор.
Трёхфазный генератор будет более эффективным для ветрогенератора, поэтому рекомендуется соединить катушки по типу звезда.
Чтобы катушки зафиксировать на статоре их заливают эпоксидной смолой. Для этого нужно сделать форму для заливки из куска фанеры, чтобы жидкая смола не растеклась, нужно сделать борта из пластилина или аналогичного материала. На этом этапе нужно предусмотреть проушины для крепления статора.
Важно чтобы получилась идеально ровная плоскость, поэтому перед заливкой матрицу с катушками нужно установить на ровную поверхность. Катушки перед заливкой нужно тщательно проверить мультиметром и выложить на матрицу по кругу с таким расчётом, чтобы потом магниты ротора находились напротив катушек.
В матрицу заливается жидкая эпоксидная смола по уровень края катушек, перед заливкой форму нужно смазать вазелином.
Когда смола полностью застынет, матрицу разбираем и извлекаем готовый статор с катушками.
Статор фиксируется на корпусе генератора с помощью болтов или шпилек с гайками.
Самодельный генератор: изготовление ротора.
В этой конструкции ротор будет двусторонним, статор с катушками будет посредине между вращающимися дисками с магнитами.
На каждом диске ступицы нужно по кругу расположить магниты, в последовательности поочерёдно меняя полюса.
Когда диски ротора будут установлены, магниты должны быть направлены друг к другу разными полюсами.
Магниты нужно приклеить к дискам суперклеем и залить эпоксидной смолой, верхняя часть магнитов должна остаться непокрытой.
Изготовление ротора для самодельного генератора видео.
Чтобы закрепить статор на ветрогенераторе нужно изготовить металлическое основание, статор крепится к нему с помощью болтов или шпилек.
Собираем всю конструкцию, при этом нужно оставить минимальный зазор между статором ротором, чем меньше зазор, тем эффективней генератор будет вырабатывать энергию. На выход из катушек нужно подключить диодный мост.
В итоге у вас получится аксиальный генератор на неодимовых магнитах. Самодельный генератор может работать на низких оборотах и при этом вырабатывать достаточно энергии для зарядки аккумуляторных батарей, что немаловажно при установке ветогенератора в районах, где преобладают слабые ветра.
Генератор для ветряка видео.
Изготовление ветрогенератора на неодимовых магнитах своими руками: конструкция ротора ветряка с аксиальным генератором
Обновлено: 6 января 2021
- Самодельный ветряк
- Тихоходные ветрогенераторы
- Изготовление ротора на постоянных магнитах
- Модификация автомобильного генератора
- Изготовление ротора из ступицы и тормозного диска
- Ветряк с аксиальным генератором на неодимовых магнитах
- Изготовление статора
- Выбор количества фаз
- Модификация статора автогенератора
- Изготовление статора аксиального типа
- Сборка крыльчатки
- Рекомендуемые товары
Самодельный ветряк
Приобретение ветрогенератора — дорогостоящая и не всегда полностью эффективная затея. Образцы ветряков, имеющиеся в продаже, имеют ограниченный срок службы, низкую ремонтопригодность и высокую цену. Покупка такого комплекта не по карману многим потенциальным пользователям. Выходом из положения становится самостоятельное изготовление ветрогенератора, обходящееся гораздо дешевле и позволяющее получить устройство с высокой эффективностью и производительностью.
Самодельный ветряк имеет высокую ремонтопригодность и, как следствие, длительный срок службы. Зачастую конструкцию по ходу эксплуатации модернизируют, улучшают и доводят до максимально возможных параметров, чего нельзя сделать с заводскими комплектами.
Тихоходные ветрогенераторы
Наиболее привлекательными конструкциями ветряков для большинства регионов России являются образцы, дающие высокие показатели на слабых и средних ветрах — тихоходные ветряки. Для них характерна возможность начинать вращение при низких скоростях потока, выдавая достаточное напряжение для питания приборов потребления.
Выработка энергии на таких устройствах производится генераторами, адаптированными к работе с ветряками. Специфика конструкции таких генераторов состоит в высокой чувствительности, поскольку устройство изначально рассчитывается на работу с низкими скоростями вращения.
Для того, чтобы обеспечить заданный режим работы, необходимо обмотку возбуждения исключить из конструкции, заменив ее постоянными магнитами. В результате отпадет необходимость подачи напряжения для образования электромагнитов, индукция станет более стабильной, независимой от источника питания на обмотке ротора. Кроме того, отпадет надобность в щеточном узле, подающем питание на обмотку возбуждения.
Изготовление ротора на постоянных магнитах
Конструкция генератора на постоянных магнитах в каком-то смысле проще, чем с электромагнитным возбуждением. Создание такого устройства может выполняться как на базе готового генератора, так и при помощи подручных материалов.
Модификация автомобильного генератора
Создание ротора на постоянных магнитах требует достаточно серьезного вмешательства в конструкцию. Необходимо уменьшить диаметр на толщину магнитов плюс толщину стальной гильзы, которая одевается на ротор для образования сплошного магнитного потока и одновременно служит посадочной площадкой под магниты. Некоторые специалисты обходятся без гильзы, устанавливая магниты прямо на ротор с уменьшенным диаметром и фиксируя на эпоксидку.
Процесс изготовления требует участия производственного оборудования. В токарный станок зажимается ротор и аккуратно снимается слой с таким расчетом, чтобы установленные магниты вращались с минимальным зазором, но вполне свободно. Установка магнитов производится на пластины ротора с чередованием полюсности.
Наибольшего эффекта удается добиться при установке относительно небольших по размерам магнитов, расположенных рядами в продольном направлении. Достигается ровный и мощный магнитный поток, воздействующий на силовые обмотки статора с равномерной плотностью во всех точках.
Изготовление ротора из ступицы и тормозного диска
Рассмотренный способ относится к готовым генераторам, нуждающимся в небольших изменениях конструкции. К таким устройствам относятся автомобильные генераторы, часто применяющиеся самодеятельными конструкторами в качестве базового устройства. Зачастую генераторы собирают полностью самостоятельно, не имея готового устройства.
В таких случаях действуют несколько иначе. За основу берется автомобильная ступица с тормозным диском. Она качественно отбалансирована, прочна и приспособлена к нагрузкам определенного рода. Кроме того, размер ступицы позволяет разместить по окружности большое число магнитов, позволяя получить трехфазное напряжение.
Магниты с чередованием полюсности размещают на равноудаленном от центра расстоянии. Очевидно, что наибольшее число можно установить, если приклеивать их как можно ближе к наружному краю. Наиболее точным показателем станет размер магнитов, который определит возможность размещения на определенном расстоянии. Число магнитов должно быть четным, чтобы не сбивался ритм чередования полюсов при вращении.
Наклейка магнитов на ступицу производится при помощи любого клея, оптимальным вариантом считается эпоксидная смола, которой заливают магниты полностью. Это защищает их от воздействия влаги или от механических воздействий. Перед заливкой по краю ступицы рекомендуется сделать бортик из пластилина, не позволяющий эпоксидке стекать со ступицы вниз.
Конструкция генератора на автомобильной ступице наиболее удобна при изготовлении вертикального ветряка. Примечательно, что подобную схему можно использовать и без ступицы, на диске, вырезанном из обычной фанеры. Такая конструкция намного легче, позволяет выбирать удобный размер, что делает возможным создание чувствительного и производительного устройства.
Ветряк с аксиальным генератором на неодимовых магнитах
Наиболее сильными магнитами, обладающими оптимальными параметрами для использования в конструкции генератора, являются неодимовые магниты. Они несколько дороже обычных, но превосходят их многократно и дают возможность создать мощное устройство при относительно компактном размере.
Принципиального отличия в конструкции не имеется. Неодимовые магниты изготавливаются в различных формфакторах, позволяющих выбрать наиболее удобный для себя вариант — тонкие продолговатые брусочки, форма таблетки, цилиндры и т.д. если используется металлический ротор, то приклеивать магниты необязательно, они сами по себе с усилием прикрепляются к основанию. Остается лишь залить их эпоксидкой для защиты от коррозии.
Приобрести такие магниты проще всего через Интернет, заодно можно сразу же выбрать самую удобную форму.
Изготовление статора
Статор — это неподвижная часть генератора, несущая силовую обмотку, индуцирующую электрический ток. В зависимости от типа конструкции, статор может быть использован от готового устройства (например, от автомобильного генератора), или изготовлен с нуля самостоятельно. Техника изготовления в каждом случае своя, но принцип остается общий — по окружности, охватывающей вращающийся ротор, располагаются катушки, вырабатывающие переменный ток.
При модификации автомобильного генератора иногда силовые обмотки не трогают, предпочитая изменить конструкцию ротора и на этом остановиться. Чаще всего причиной тому является слабая техническая или теоретическая подготовка, когда мастер имеет весьма смутное представление, как именно подобные вещи делаются. Рассмотрим вопрос внимательнее:
Выбор количества фаз
Многие мастера пытаются облегчить себе задачу, делая генератор на одну фазу. В данном случае простота весьма сомнительная, так как экономия усилий получается только на стадии намотки катушек. Зато при эксплуатации получается неприятный эффект — амплитуда напряжения имеет классический вид, отчего выпрямленный ток имеет пульсирующую структуру.
Скачки противопоказаны аккумуляторам, создают отрицательное воздействие на все узлы комплекса и способствуют быстрому выходу из строя. Появляется вибрация, которая может стать причиной жалоб соседей, источником неприятных ощущений для людей или животных.
Трехфазная конструкция, напротив, имеет более мягкую огибающую, в выпрямленном состоянии ток практически не имеет каких-либо отклонений. Мощность устройства имеет стабильное значение, сохраняется в рабочем состоянии механическая и электрическая часть агрегата.
Выбор между трех- и однофазным устройством однозначно следует делать в сторону трехфазной конструкции. Количество намотанных катушек возрастает, но число витков не настолько велико, чтобы отказываться от более качественного результата из-за призрачной экономии времени.
Модификация статора автогенератора
Автомобильный генератор имеет готовые силовые катушки, плотно уложенные в каналах статора. Для получения качественного результата требуется изменить чувствительность статора, поскольку номинальная частота вращения автомобильного двигателя находится в пределах 2000-3000 об/мин, а на пике может подниматься до 5000-6000 об/мин. Таких параметров ветряк выдать не в состоянии, а использование повышающей передачи значительно снизит мощность крыльчатки.
Решением вопроса становится увеличение количества витков, для чего старые обмотки демонтируются, а на их место наматываются новые, с большим числом витков из более тонкого провода. При этом, нельзя использовать слишком тонкий провод, так как с возрастанием числа витков растет и сопротивление, делающее генератор менее производительным. Необходимо соблюдать «золотую середину», увеличивая количество аккуратно, без излишнего рвения.
Важно! Подобная операция требует расчета, но на практике чаще всего поступают проще — наматывают столько витков, сколько способна вместить конструкция статора. Результат обычно достигается положительный, поскольку слишком большое число витков вместить не получится.
Изготовление статора аксиального типа
Такая конструкция подойдет для генератора аксиального типа, ротор которого создан из ступицы и тормозного диска от автомобильного колеса. Статор имеет форму плоского диска, по окружности которого расположены силовые обмотки. Они должны быть намотаны из достаточно толстого провода, чтобы число витков было достаточным, но и сопротивление не снижало эффективность конструкции. Количество катушек кратно трем, чтобы на каждую фазу приходилось одинаковое количество.
Соединяются они между собой звездой, для каждой фазы соединяются 1, 4, 7, 10 и т.д. При намотке однофазного статора каждая катушка мотается в противоположном направлении — первая по часовой стрелке, вторая — против, затем опять по часовой и т.д. соединяются они последовательно.
Готовый статор устанавливается соосно с ротором. Зазор между катушками и неодимовыми магнитами должен быть минимальным, но ход ротора свободный, без соприкосновения с катушками.
Для защиты от влаги, пыли или прочих воздействий катушки обычно заливают эпоксидной смолой. Для этого предварительно делается по внешнему краю диска статора бортик из пластилина высотой, немного превышающей слой заливки.
Сборка крыльчатки
Крыльчатка должна обеспечивать максимальную чувствительность. Перед тем, как начать создание ветряка, следует подробно изучить метеорологическую обстановку в регионе, направление и скорость преобладающих ветров, частоту и силу шквалистых порывов, возможность ураганов. Эта информация поможет выбрать наиболее подходящую конструкцию ветряка (вертикальный или горизонтальный, размер, количество лопастей и т.п.).
Создание крыльчатки производится из подручного материала на основании параметров генератора. Размер лопастей должен обеспечивать начало вращения при невысоких скоростях потока, но не создавать чрезмерно большой преграды. Это снизит риск падения мачты при сильном порыве или шквале.
Регионы с нестабильными и часто меняющимися ветрами (каких большинство в России) больше подходят для эксплуатации вертикальных конструкций. Горизонтальные ветряки считаются более эффективными, но нуждаются в установке на высокие мачты, что создает проблемы при обслуживании.
Рабочее колесо ветрогенератора должно быть качественно отбалансировано и прочно соединено. Установка комплекта на крышу дома запрещается, особенно, если в нем проживает несколько семей. Рекомендуется выбирать открытое место на возвышении неподалеку от дома, чтобы длина кабеля не создавала большого сопротивления. Поблизости не должно быть преград, высоких деревьев или зданий, заслоняющих прямой поток ветра.
Аксиальный генератор на ферритовых магнитах
Наверное многих интересует возможность использования альтернативной энергии. Автор данного устройства как раз является одним из таких, он так же читал различные статьи в интернете посвященные возобновляемых источникам энергии. Особенно его заинтересовало использование энергии ветра, так как в его местности ветра довольно сильные и он сразу понял, что должная конструкция ветрового генератора будет выдавать довольно большое количество энергии.
Ознакомившись с основными типами ветряков и используемых в них генераторах, автор остановился на аксиальном генераторе с ферритовыми магнитами.
Материалы, которые были задействованы автором для создания данного генератора:
1) металлическая труба
2) подшипники
3) шпилька
4) алмазные диски диаметром 22 см
5) 40 ферритовых магнитов
6) эпоксидная смола
7) провод толщиной 0.5 мм
уголок металлический
9) шуруповерт
10) фанера
11) лобзик
Рассмотрим более подробно конструкцию данной модели генератора, а так же основные этапы его сборки.
Данный генератор был построен полностью с нуля. Его основой послужила ступица, которую автор собрал самостоятельно из отрезка трубы. В данную трубу были установлены подшипники и шпилька. Приварив к данной трубе несколько отрезков уголка, автор получил готовую основу для крепления статора будущего генератора своего ветряка.
Ступица, и уголки для крепления статора, разметка перед сваркой
В качестве роторов генератора автор решил использовать алмазные диски с диаметром около 220 мм. Для того, чтобы точно закрепить на них все ферритовые магниты, автор расчертил их таким образом, чтобы получилось двадцать одинаковых секторов, на стыках которых и были размещены магниты. Для того, чтобы магниты были надежно закреплены на дисках, автор использовал супер клей и эпоксидную смолу: для начала магниты были зафиксированы каплей супер клея, а затем залиты эпоксидной смолой.
Установка магнитов на диски ротора:
Так примерно будут стоять диски ротора:
Данная оправа понадобилась автору для того, чтобы более легко и удобнее намотать 15 катушек проводов. Именно такое количество катушек решил использовать автор для создания статора. Приспособление для намотки одевалось на шуруповерт, после чего он включался и автор наматывал 325 витков провода толщиной 0.5 мм. Такое большое количество витков провода для катушек автор обуславливает тем, что ферритовые магниты, использованные для создания генератора, довольно слабые. Итоговая толщина катушек составила 9 мм. Поэтому замеры сопротивления одной фазы показали значение в 18.5 Ом, что понятное дело не является лучшим показателем для постройки генератора, но благодаря такой конструкции катушек, напряжение будет в пределах нормы и подойдет для зарядки аккумуляторов.
Готовые катушки статора, провод 0,5 мм по 325 витков, толщина 9 мм:
После того как катушки были полностью готовы, автор решил приступить к изготовлению статора на их основе. Для начала автор взял лист фанеры и вырезал необходимую форму для статора. В эту форму автор планирует поместить катушки и залить их эпоксидной смолой. Чтобы затем было проще отделить статор от формы, автор обтянул фанерную заготовку скотчем. После чего все шесть проводов от фаз были соединены вместе и все залито эпоксидной смолой.
Катушки статора перед заливкой эпоксидной смолой:
Форма для отливки статора, под низом шаблон с пленкой, края формы обклеены скотчем:
Когда форма затвердела, автор отделил ее от заготовки и получил готовый статор. Следующим шагом автор собрал все части генератора воедино и протестировал его вручную. Таким образом, при соединении в треугольник и раскрутке генератора от руки, ток короткого замыкания получился около 1.5 ампер и напряжение в 15 вольт. Так же автор протестировал генератора при помощи шуруповерта. Для этого шуруповерт был специально соединен с генератором и автору удалось раскрутить до 700 оборотов в минуту и получить напряжение в 47 вольт.
Готовый статор аксиального генератора:
Общий вид готового генератора для ветряка
Затем автор приступил к сборке выбору подходящего винта для данной модели генератора. Было изготовлено несколько винтов из ПВХ трубы диаметром 110 мм. Однако подобные винты не давали необходимых результатов, так как были слишком тихоходными и не развивали нужных скоростей для полноценной работы генератора.
Генератор с винтом перед установкой на мачту:
Источник: