Что ломается в генераторе авто

Что ломается в генераторе авто

Содержание
  1. Сломался генератор в машине — выясняем причины
  2. Устройство агрегата
  3. Принцип работы
  4. Типичные неисправности
  5. Причины поломок
  6. Из-за чего может сломаться даже новый генератор? Три ошибки водителей
  7. Старый аккумулятор
  8. Музыкальная система
  9. Вода опасна для электрики
  10. Неисправности генератора автомобиля — признаки и способы устранения
  11. Неисправности генератора автомобиля – признаки и их устранение
  12. Признаки неисправности генератора
  13. Причины неисправности генератора
  14. Диагностика генератора
  15. Детальная проверка генератора
  16. Особенности ремонта генератора
  17. Ремонтный комплект для генератора
  18. Стоимость ремонта ГУ в автосервисе
  19. Как не сломать генератор
  20. Заключение
  21. Генераторы: как они устроены, и как их ремонтируют
  22. «Дитя света»
  23. Как устроен генератор
  24. Неисправности генератора
  25. Ремонт генератора
  26. Генератор изнутри
  27. 7 неисправностей генератора в автомобиле
  28. Основные признаки неисправности автомобильного генератора
  29. Горит индикация разряда АКБ на панели приборов
  30. Закипание аккумулятора
  31. Тусклый свет фар
  32. Генератор издает посторонние звуки
  33. 7 неисправностей
  34. Разрушение подшипников якоря
  35. Износ щеток
  36. Износ токосъемных колец
  37. Выход из строя реле-регулятора напряжения
  38. Межвитковое замыкание обмоток
  39. Пробой или обрыв диодов выпрямительного моста
  40. Недостаточная мощность
  41. Как проверить генератор
  42. Устранение поломок

Сломался генератор в машине — выясняем причины

Установленный в автомобиле генератор вырабатывает электроток, необходимый для функционирования потребителей и зарядки аккумулятора. Определить, что генератор в машине сломался, водители могут по характерным признакам. Агрегат работает при заведенном моторе, монтируется на блоке цилиндров и приводится в действие с помощью ременной передачи от шкива коленвала двигателя. Благодаря приводу с использованием клинового или поликлинового ремня ротор автогенератора вращается со скоростью, в 2‒3 раза превышающую частоту вращения коленвала.

Устройство агрегата

Если генератор в машине сломался, причины незамедлительно устраняются для недопущения повторения дефектов при дальнейшей эксплуатации. Используемые на разных транспортных средствах источники тока отличаются габаритами и мощностью, но имеют идентичное устройство:

  • Корпус, закрывающийся крышками, в котором скомпонованы элементы агрегата. Для вентиляции предусмотрены специальные окна.
  • Ротор с обмоткой, на валу которого смонтированы два токосъемных кольца, а также крыльчатка и шкив. Якорь монтируется на роликовых подшипниках необслуживаемого типа.
  • Статор, состоящий из сердечника, собранного из стальных пластин, и обмотки для формирования переменного электротока.
  • Щеточный узел, передающий электроток через графитные щетки на токоприемные кольца.

С целью преобразования переменного напряжения в постоянное, для работы с которым рассчитана электросеть машины, устанавливается выпрямитель. Конструктивно модуль состоит из диодов, припаянных на пластинах, эффективно отводящих излишнее тепло. Диодный мост не пропускает электроток при заглушенном двигателе с целью предотвращения разрядки аккумулятора.

Реле-регулятор на полупроводниках обеспечивает требуемое значение выходного напряжения в системе электрооборудования транспортного средства. Необходимость в устройстве возникает по причине разной частоты вращения коленвала, зависящей от нагрузки на мотор. Кроме того, для зарядки АКБ величина напряжения меняется с учетом наружной температуры.

Принцип работы

При включении зажигания электроток от аккумулятора через щетки и токосъемные кольца подается на обмотку ротора и наводит электромагнитное поле. После вращения коленвала силового агрегата начинает проворачиваться ротор автогенератора. Благодаря пересечению электромагнитным полем витков обмотки статора, на клеммах индуцируется переменное напряжение. Когда частота вращения ротора достигает определенного значения автогенератор самовозбуждается (питание возбуждаемой обмотки от клеммы генератора).

Пройдя через выпрямитель и регулятор, переменное напряжение приобретает требуемое для работы электрооборудования автомобиля значение. Если нагрузка превышает мощность автогенератора, то в электросистему подключается аккумуляторная батарея. Работоспособность агрегата сигнализируется на щитке приборов специальной лампочкой «контроль заряда».

Типичные неисправности

В исправном состоянии автогенератор характеризуется номинальным напряжением 12/24 В (в зависимости от типа электрооборудования автомобиля), электротоком и частотой вращения и КПД. В процессе эксплуатации автовладельцы сталкиваются с электрическими и механическими поломками источника тока. Наиболее часто возникают следующие дефекты:

  • обрыв или короткое замыкание обмотки;
  • замыкание или повреждение роторной обмотки возбуждения;
  • износ, подгорание или загрязнение контактных колец;
  • повреждение графитовых щеток или держателей;
  • перегорание выпрямителя или регулятора напряжения;
  • разрушение подшипников, на которых установлен вал ротора;
  • окисление или обрыв клемм, а также проводов;
  • образование трещины на корпусе, повреждение элементов крепления;
  • чрезмерный износ шкива и пр.

Причины поломок

Сбои автогенератора водитель может определить по миганию или постоянному горению контрольной лампочки на панели приборов. Также на проблемы в работе источника тока указывают следующие признаки: снижение яркости головного света, недозарядка или перезарядка АКБ, неустойчивая работа мотора на холостых оборотах, свист приводного ремня при движении автомобиля, посторонние звуки из капотного пространства.

Генератор автомобиля рассчитан на продолжительную эксплуатацию без ухудшения своих параметров. Работоспособность и ресурс исправной работы агрегата зависит от технического состояния аккумулятора, а также системы электрооборудования и всех подключенных потребителей тока. Причины поломки агрегата:

  1. при короткозамкнутом АКБ резко возрастает сила зарядного тока, приводящая к перегоранию выпрямителя и регулятора напряжения;
  2. неправильная регулировка степени натяжения ремня приводит к его проскальзыванию, в результате генератор не обеспечивает нормированных эксплуатационных показателей;
  3. попадание на обмотки технических жидкостей при обслуживании авто, а также влаги с дорожного покрытия, вызывающей коррозию и окисление контактов;
  4. случайные механические воздействия при выполнении работ в подкапотном пространстве;
  5. длительный срок эксплуатации вызывает естественный износ комплектующих и приводного ремня.

Эксплуатация транспортного средства с неисправным источником тока приведет к быстрой глубокой разрядке аккумулятора и поломке потребителей, подключенных к электрооборудованию. При обнаружении первых симптомов, указывающих на проблемы с автогенератором, необходимо предоставить автомобиль специалистам для проведения диагностики и точного определения причин возникновения дефекта. Для решения проблемы требуется специальный инструмент и качественное оборудование. Если сломался генератор в машине, признаки (симптомы) проверят и квалифицированно устранят причины поломок специалисты автосервиса Бендикс Шоп.

Из-за чего может сломаться даже новый генератор? Три ошибки водителей

При правильной эксплуатации генератор может служить десятки лет. Его потенциала вполне достаточно, чтобы удовлетворить все потребности оборудования автомобиля. Однако при неправильной загрузке генератор начинает работать с гораздо большими нагрузками и быстро выходит из строя. Что это за ошибки и как их избежать?

Старый аккумулятор

Генератор работает совместно с аккумулятором, и от их слаженной работы зависит многое. Если автомобилист не уделяет внимание батарее и закрывает глаза на ее очевидные неисправности, то генератор тоже долго не протянет. Бывает, что на сравнительно новую машину ставится старая батарея со следами разрушившихся ячеек и химическими отложениями на клеммах, которые говорят, что внутри корпуса идут короткие замыкания между ячейками.

В одной из банок появляется искра, вызывающая повышенное образование водорода. Аккумулятор тратит энергию на бессмысленный электролиз. В этом случае нагрузка на генератор возрастает, и он фактически работает, чтобы восполнить потери энергии.

Закоротившая батарея приводит к резкому росту потребления тока и нехватке энергии для других систем. Генератор раскручивается на полную мощность, перегревается и в таком виде работает часами день за днем, разогреваясь до 70-75 градусов. Ресурс технического узла быстро сокращается. Ломаются шкив и токосъемные щетки, повреждается регулятор напряжения, замыкаются витки статорной обмотки, изнашиваются подшипники и провода зарядной цепи.

Поэтому важно, чтобы аккумулятор в автомобиле был исправным.

Музыкальная система

Многие автомобилисты устанавливают в машины нештатные аудиосистемы. Порой работы проводятся в гаражах и не включают расчеты энергопотребления. Меломанов не всегда волнует вопрос о том, каким образом акустическая система с множеством колонок и сабвуферами будет потреблять ток и хватит ли мощностей генератора на восполнение энергии. Чаще всего энергии недостаточно, так как производители не ставят на массовые автомобили мощные источники тока. Наступает так называемый отрицательный энергобаланс, аудиосистема забирает энергию из батареи и быстро разряжает ее. В итоге генератор вновь включается на полную мощность и в режиме максимальной загрузки вырабатывает ток, чтобы обеспечить работу зажигания.

В общем, тюнингованная аудиосистема способна быстро убить генератор.

Вода опасна для электрики

Много вреда наносят генератору и частые мойки моторного отсека, а также поездки по глубоким лужам или преодоление ручьев вброд. Вода на корпусе генератора проникает внутрь, вызывая коррозионные процессы. Появление ржавчины провоцируют и дорожные противогололедные реагенты, которые в виде испарений попадают в моторный отсек при движении и оседают на корпусе технического узла.

Если генератор начал издавать посторонние звуки и свист, а в его корпусе просматривается искрение, то это верные признаки скорой поломки. Чаще всего генератор меняется целиком.

Иногда свистят изношенные подшипники привода генератора или старый проскальзывающий ремень.

Неисправности генератора автомобиля — признаки и способы устранения

Представить без наличия генератора невозможно как современный автомобиль, так и уже устаревшие версии.

Большая часть современных машин, особенно с мягким гибридом, получают бортовую систему, где напряжение будет порядка 45 В. В обычных же автомобилях напряжение питания составляет 12В.

Если доверять информации современной статистики, то неисправности с электрическим оборудованием в автомобиле возникают довольно часто. По различным данным это одна из наиболее часто встречающихся поломок. Условное разделение их может быть на две группы – источники электрического тока и потребители.

Неисправности автомобильного генератора. Разговор о том, что в автомобиле конкретной модели может выйти из строя та или иная деталь, был бы слишком громким. В современных машинах очень непросто предсказать, какая деталь генератора сломается первой. Но все же существует список неисправностей, которые могут потребовать ремонта или замены в первую очередь:

  • Поврежденный провод зарядки;
  • Выход из строя диодного моста;
  • Разрушение или износ подшипников;
  • Замкнутые витки провода в обмотке статора;
  • Выход из строя регулятора напряжения;
  • Износ токосъемных колец;
  • Износ щеток генератора;
  • Повреждение / износ шкива генератора.
Читайте также  Что такое контент генератор

Из приведенного выше перечня чаще всего приходят в негодность щетки генератора. Именно они подвергаются износу прежде всего и рассматриваются в качестве расходного элемента. Для замены можно приобрести как оригинальную версию щеток, так и те, которые просто подходят по параметрам.

Из приведенного выше перечня чаще всего приходят в негодность щетки генератора. Именно они подвергаются износу прежде всего, и рассматриваются в качестве расходного элемента

Нередко встречаются ситуации, когда за неисправностью генератора следует выход из строя и АКБ, где могут посыпаться пластины, закипеть электролит или же он будет недозаряжен.

Устройство генератора. Все электрические приборы автомобиля рассчитаны на работу с генератором, напряжение в цепи которого может быть 12V или 48 V. Большая часть машин построена на первом варианте. В стандартную комплектацию автомобильного генератора входят такие детали:

  • Шкив;
  • Передняя и задняя крышка (корпус);
  • Статор;
  • Ротор;
  • Передний и задний подшипники;
  • Диодный мост (выпрямитель);
  • Регулятор напряжения;
  • Защитный кожух.

Признаки неисправности генератора. С учетом того, что задачей генератора становится производство электроэнергии, по характеру поломки могут быть разделены на два типа – механические и электрические. Чаще встречается первый тип поломок, к которому можно отнести:

  • Нарушение целостности корпуса;
  • Элементы крепления;
  • Выход из строя подшипников;
  • Поломка прижимных пружин;
  • Нарушение центробежности вала (изогнутый вал).

Это минимальный перечень того, что может случиться в механической части. Касательно же электрики, здесь все более непредсказуемо. Наиболее часто может происходить:

  • Обрыв обмотки;
  • Пробой диодного моста;
  • Износ щеток генератора;
  • Замыкание между витками;
  • Биение ротора об статор;
  • Выход из строя реле регулятора.

Нередко причиной неисправности может быть совсем другая деталь, не имеющая отношения к генератору.

Многие современные генераторы автомобиля совершенно непригодны к ремонту. В первую очередь, стоит попытаться устранить неполадки механического характера, заменив поврежденные детали новыми.

Устранение. Многие современные генераторы автомобиля совершенно непригодны к ремонту. В первую очередь, стоит попытаться устранить неполадки механического характера, заменив поврежденные детали новыми.

При наличии проблем в электрической части, например, завышенного напряжения, стоит выполнить замену диодного моста или регулятора напряжения.

Заключение. Это минимальный список моментов, на которые следует обратить внимание при эксплуатации машины. Для большей части моделей в сети Интернет уже расписаны типичные поломки и способы их устранения. Игнорирование недостатков в работе генератора может привести к необратимым последствиям.

Неисправности генератора автомобиля – признаки и их устранение

Признаки и виды неисправностей автомобильного генератора, проверка и диагностика, особенности ремонта, цены. Видео про неполадки генератора.

В репертуаре Михаила Задорнова была история о том, как один водитель умудрился починить «Газик» с помощью садовых ножниц, консервной банки и женских колготок, применённых в качестве ремня генератора. Далее, как рассказывает легендарный сатирик, когда машина поехала, то один из двух сидевших в ней немцев обронил фразу «видимо, поэтому мы проиграли войну».

Конечно, есть и другие методы ремонта агрегата, преобразовывающего обороты мотора в электроэнергию. Некоторые из них представлены в этом обзоре.

Признаки неисправности генератора

Если попытки завести машину приводят не к запуску двигателя, а к раздающимся из подкапотного пространства гулу и завываниям, либо же мотор то и дело отключается при передаче тяги колёсам или на холостую – значит, стоит всерьёз обратить внимание на состояние генератора. Так как он содержит в себе механические и электронные компоненты, то и неисправности, которые могут приключиться с этим аппаратом, разделяют на две упомянутые категории.

К первой группе относятся повреждения картера генератора или крепёжных элементов, также неполадки с подшипниками, прижимными пружинами, приводным ремнём. Проблемы с электроникой агрегата имеют место при неисправности выпрямителя, реле или обмоток, ненужных контактах, пробоях, и тому подобном.

Те или иные неполадки в работе генераторного устройства, сокращённо обозначаемого аббревиатурой ГУ, весьма вероятны, когда:

  • при заведённом моторе индикатор разрядки АКБ мигает или просто светится;
    аккумулятор закипает;
  • при работающем ДВС фары светят слабо, но при нажатии на педаль акселератора они значительно ярче;
  • генератор издаёт гул, писк или вой;
  • автомобильный сигнал, подаваемый при заведённом двигателе, имеет слабую громкость или искажения;
  • машина глохнет сама по себе.

Отключение мотора во время езды, к тому же сопровождаемое завываниями, может быть вызвано недостатком вольт в сети машины. В такой ситуации знающий автомобилист сперва проверит наличие электроэнергии в АКБ, и если этот показатель окажется достаточным, проведёт диагностику генератора.

Но даже наличие признаков неисправности этого агрегата вовсе не гарантирует, что он вышел из строя. Здесь не исключены обрывы цепи в разъёме предохранителей или замке зажигания. Также неполадки с реле-регулятором могут вызвать активацию индикатора поломки ГУ. Потому, прежде чем демонтировать и потрошить генератор, желательно выяснить, действительно ли он виноват в том, что машина не едет.

Причины неисправности генератора

Эти устройства в основном ломаются из-за долгого износа или корродирования. Большинство механических поломок генератора, таких как деформация щёток или развал подшипников, вызваны продолжительным временем работы устройства.

Причём, генераторы, выпускаемые в настоящее время, обычно оснащаются необслуживаемыми подшипниками. При достижении определённого срока эксплуатации или пробега эти детали просто меняют на новые. То же касается и электроники агрегата. А среди других причин неисправностей ГУ можно выделить:

  • низкое качество деталей генератора;
  • неправильная эксплуатация устройства;
  • сложные условия работы агрегата: высокая температура, попадание на него дорожных реагентов, жидкости, загрязнений.

Диагностика генератора

Состояние современных генераторов часто оценивается путём определения напряжения в бортовой сети. Другой вариант – демонтаж агрегата с машины и диагностика его на специальном стенде.

Напряжение измеряется на контактах АКБ при выключенном, а затем и работающем двигателе. Измерительный прибор должен показывать:

  • пока двигатель не запущен – около 12 В;
    при заведённом моторе – 13,8-14,7 В.

Превышение напряжения при работающем генераторе является признаком «перезаряда», вызванного неполадками с реле. Заниженное значение этого показателя говорит о том, что предназначенной аккумулятору электроэнергии не хватает или она не поступает вовсе. Недостача тока подзарядки указывает на неисправность ГУ или проводки.

Детальная проверка генератора

Если генератор не выдаёт ток в нужном количестве, то прежде всего рекомендуется проверить предохранитель. В случае исправности этой детали следует оценить состояние самой ГУ и её периферии.

Ротор генератора исследуется на предмет свободного вращения, также выясняется, не повреждены ли ремень, провода или картер агрегата. Если эти элементы в порядке, стоит проверить, не заклинило ли щётки в процессе эксплуатации и не сменили ли они своё положение. Засорение желобов токосъёмников также вполне вероятно, на что может указать сильное искрение.

Большинство неисправностей механического типа, случающихся с ГУ, связаны с подшипниками. При подобных поломках генераторы свистят или завывают. Причём, высокотональный свист, доносящийся из подкапотного пространства при разгоне машины или нажатии на газ без нагрузки, сигнализирует о том, что приводной ремень недостаточно натянут.

Тестирование роторной обмотки производится с использованием мультиметра путём подключения щупов прибора к токосъёмникам генератора и фиксирования величины сопротивления. Нормальное значение этого параметра соответствует диапазону 1,8-5 Ом, выход из которого указывает на следующие неполадки:

  • занижение – обмотка «коротит»;
  • завышение – разрыв провода обмотки.

Статорную обмотку тоже нелишним будет проверить, только уже на контакт с картером ГУ. Для этого замеряется совместное сопротивление этих элементов при условии, что они отключены от диодного моста. Если мультиметр указывает на знак «бесконечность», то можно утверждать, что «пробой на массу» в данном случае не имеет места.

Наконец, и сам выпрямитель, отключённый от статора, тестируется мультиметром с помощью функции «проверка диодов». Для этого:

  • плюсовой щуп мультиметра подключается к аноду выпрямителя или его катоду;
  • минусовой щуп измерительного прибора прикладывается к выводу фазы;
  • измеряется сопротивление;
  • щупы меняются местами и замер сопротивления повторяется;
  • при исправном выпрямителе полученные показания должны существенно отличаться.

Ещё одна неполадка, которая может подстерегать выпрямитель – это окисление его контактов. Обычно такое происходит при высокой температуре работы ГУ.

Особенности ремонта генератора

В случае неполадок с ГУ обычно производится замена деталей, являющихся причиной поломок. Сломавшиеся щётки и подшипники меняются на исправные без разговоров. А поводом для обновления ремня может быть:

  • обрыв;
  • потеря упругости;
  • деформация;
  • прошествие установленного срока работы.

Перемотка неисправных обмоток генератора иногда встречается в перечне услуг, предлагаемых автоумельцами или сервисами. Но с учётом стоимости такого ремонта и надёжности результата, как правило, производится замена ротора или статора целиком.

Ремонтный комплект для генератора

Для того, чтобы самостоятельного отремонтировать генератор, автомобилисту, вполне вероятно, понадобятся определенные запчасти. Однако найти их в наборе бывает непросто – имеющиеся в продаже ремкомплекты для ГУ содержат, как правило, разве что шайбы, болты и гайки.

Поэтому умелец, взявшийся за восстановление этого агрегата, зачастую вынужден самостоятельно формировать нужный ремкомплект. Подобный набор может содержать:

  • щётки и крепления для них: от 70 руб.;
  • подшипники: от 80 руб.;
  • регулятор напряжения: от 330 руб.;
  • выпрямитель: от 720 руб.

Весь генератор обойдётся автолюбителю в сумму от 3800 руб.

Стоимость ремонта ГУ в автосервисе

Рядовому автолюбителю вполне под силу своими руками справиться с большинством неисправностей ГУ. Только делать это нужно осторожно, особенно новичкам, чтобы не усугубить имеющиеся неполадки. А если поломок слишком много, то, возможно, имеет смысл генератор вообще заменить.

Читайте также  Фишка генератора ford fusion

Автомобилисты, особо ратующие за результат ремонта ГУ, наверняка предпочтут доверить этот процесс автосервису. Ориентировочная цена за такую работу составит:

  • демонтаж и монтаж ГУ: от 800 руб.;
  • обследование ГУ с разборкой: 500 руб.;
  • тестирование ГУ на стенде: 300 руб.;
  • услуги по установке новых реле, выпрямителя, статорной обмотки, ротора: от 500 руб.;
  • установка новых подшипников: от 1200 руб.;
  • обновление щёток: от 900 руб.;
  • установка новых контактных колец: от 1200 руб.

Как не сломать генератор

Популярный ранее метод тестирования ГУ с отключением АКБ совершенно не подходит для современных автомобилей и даже опасен для них. Резкие перепады напряжения, возникающие в результате таких исследований, могут привести в нерабочее состояние всю электронную начинку машины. Потому диагностировать генератор следует либо с помощью измерений вольтажа аккумулятора, либо с применением специального стенда.

Кроме того, чтобы лишний раз не подвергать генератор риску поломки, желательно не допускать:

  • использования напряжения более 14 В для тестирования электроцепи агрегата;
  • контактирования полюса генератора с его корпусом даже на непродолжительное время;
  • заливания устройства водой, маслом, охладителем и другими жидкостями;
  • повреждений картера ГУ при монтаже её на машину или в результате того, что устройство уронили;
  • оснащения машины дополнительной техникой, если это приведёт к энергопотреблению, превышающему возможности ГУ;
  • использования агрегата при неисправной или разряженной АКБ, ненадёжной электропроводке машины, неполадках с автомобильным компьютером.

Заключение

В принципе, ремонт генератора машины не должен представлять для автолюбителя особой сложности, хотя этот процесс не быстр и требует должного внимания. И прежде чем разбирать это устройство, желательно провести его детальную диагностику, включающую в себя внешний осмотр ГУ, а также проверку её электронных компонентов. Чаще всего в агрегате ломаются щётки с подшипниками, менее капризны выпрямитель и реле. А чтобы приводной ремень не порвался в самый неподходящий момент, следует периодически проверять натяжение и состояние этой детали.

Видео про неполадки генератора:

Генераторы: как они устроены, и как их ремонтируют

Уважительное «геннадий» или панибратское «гена» неспроста написаны с маленькой буквы! Это не имя автослесаря, а шутливо-жаргонное прозвище электрогенератора – одного из важнейших узлов автомобиля, практически не изменившего свою конструкцию за несколько десятилетий. Давайте познакомимся с «геннадием» поближе, изучив его сильные и слабые стороны и поняв, с каких фронтов можно ждать сюрпризов по электрической части автомобиля.

«Дитя света»

А втомобильный генератор в современном понимании порожден любовью человечества к электрическому свету. Машины эпохи зари автомобилизма имели лишь простейший узел под названием «магнето» – миниатюрный генератор, совмещенный с прерывателем зажигания, интегрированный в корпус двигателя и выдающий исключительно высоковольтные импульсы для работы свечей. Ни лампу, ни какой-то иной потребитель электроэнергии к магнето подключить было нельзя, поэтому машины XIX века освещали дорогу карбидными лампами, в которых горел ацетилен – от двигателя внутреннего сгорания помощи ждать не приходилось.

Однако достаточно скоро стало очевидно, что двигатель автомобиля должен порождать больше электричества: не только для собственной работы, но и для работы внешних потребителей – фар, клаксона, измерительных приборов передней панели, зарядки батареи и тому подобного. Поэтому рядом с высоковольтной «искровой» обмоткой магнето появилась дополнительная обмотка – низковольтная, дающая бортовое напряжение. МАГнето + ДИНамО-машина = магдино. Так стали называться первые генераторы.

Но поскольку магнето и магдино традиционно встраиваются непосредственно в двигатель, мощность их ограничена небольшими габаритами. И как только стало ясно, что рост мощности генераторов неизбежен, «гена» стал внешним – он переехал на кронштейн на блоке цилиндров и вращение стал получать от внешней передачи – ременной, а иногда цепной или шестеренчатой.

Первые генераторы вырабатывали постоянный ток, однако после развития в середине ХХ века полупроводниковой промышленности и появления мощных выпрямительных диодов генераторы стали производить переменный ток, который затем выпрямлялся до постоянного диодными мостами. Смена типа тока позволила скачкообразно в несколько раз и понизить габариты и массу генераторов, и поднять их мощность.

Собственно, современный генератор практически идентичен тому, что стоял на машинах, разработанных и 10, и 20, и 30, и более лет тому назад. Двигатели и КПП год за годом усложняются, а едва ли не главный внешний электроагрегат остается практически неизменным. Его конструкция неидеальна, но являет собой золотой баланс свойств и стоимости. Появляются, правда, дополнительные узлы и усовершенствования – например, вместо элементарного шкива для ремня на генератор может устанавливаться обгонная муфта, как в стартерном бендиксе, или в обмотке статора увеличивается количество катушек и усложняется диодный мост, но большинство генераторов все же по-прежнему обходятся классической конструкцией.

Как устроен генератор

Две половинки корпуса, отлитые из алюминия, образуют «бочонок» и стянуты друг с другом болтами. Внутри «бочонка» расположена кольцевая обмотка – катушка статора, с которой мы снимаем переменное напряжение. Снаружи к этой обмотке подключен диодный мост, прикрытый пластиковой защитной полукрышкой и делающий из переменного напряжения постоянное. Через корпус генератора проходит ось – вал, вращающийся на двух подшипниках и приводимый в движение за шкив ремнем от коленвала двигателя.

На валу генератора установлен и вращается вместе с ним ротор с катушкой внутри – электромагнит. Через пару скользящих контактов и угольные щетки на него подает управляющий ток регулятор напряжения, следящий за тем, чтобы генератор выдавал на выходе 14 вольт – без регулятора величина напряжения будет зависеть от оборотов и способна достичь нескольких десятков вольт, опасных для 12-вольтового автомобильного электрооборудования.

Неисправности генератора

Генератор на большинстве машин достаточно прост по конструкции, и благодаря этому количество разновидностей его неисправностей невелико, а диагностика несложна. «Плавающих» проблем, которые затруднительно выловить и локализовать, в нем практически никогда не бывает.

Самые слабые узлы генератора – не механические, а электронные: это диодный мост, состоящий из шести мощных диодов, объединенных в три группы на алюминиевой пластине-радиаторе, и регулятор напряжения. Выходят из строя они из-за перегрузки (из-за систематической работы с перегрузкой от нештатных потребителей тока, если прикуривать чужую машину, не заглушив свой двигатель, или из-за короткого замыкания в банках аккумулятора), из-за появления микротрещин от постоянной смены подкапотной температуры в широких пределах и проникновения в трещины влаги, а также иногда и вовсе без видимых причин – с электроникой это случается… В регуляторе напряжения еще вдобавок со временем стачиваются графитовые щетки. При этом и диодный мост, и регулятор напряжения в сборе со щетками могут быть заменены на новые.

На втором месте по выходу из строя – подшипники. Их в генераторе два — более мощный и массивный передний, а также задний – меньших габаритов. Страдает чаще всего передний, поскольку на него приходятся и нагрузка от туго натянутого ремня, и проникновение пыли и влаги извне. Подшипники проявляют себя гулом и визгом, который исчезает, если завести мотор при снятом ремне генератора. Они также могут быть заменены новыми.

На третьем месте – более неприятные неисправности, хотя и, к счастью, более редкие. Могут сточиться до основания два медных колечка на валу – контакты для питания обмотки ротора, по которым скользят графитовые щетки регулятора напряжения. Колечки эти достаточно долговечны, поскольку пружины щеток слабенькие, но, отработав несколько комплектов щеток, кольца с годами могут прийти в негодность. В качестве запчастей встречаются не всегда, и для конкретной модели генератора их можно не найти… Если же купить удалось, то снимаются с вала они единым блоком (залиты в пластик), и одним блоком же ставятся новые.

Еще от старости может произойти разрушение изоляции проводов обмотки статора и возникнуть короткое замыкание между витками. Как правило, такое ремонтировать невыгодно, хотя в принципе перемотка возможна. Неисправности типа разрушения корпуса рассматривать, наверное, не стоит, хотя и они, безусловно, случаются, и, как ни странно, некоторые отечественные производители генераторов поставляют в розничную продажу половинки «бочонка».

Ремонт генератора

Теперь рассмотрим ремонт генератора на живом примере. Автомобиль ВАЗ-2115 приехал на сервис с проблемой отсутствия зарядки аккумулятора. Электрик, к его чести, не приговорил, не глядя (как это часто делается), диодный мост и регулятор скопом, а сперва проверил проводку к генератору, затем (не снимая генератор с машины) извлек из него регулятор напряжения и проверил его при помощи внешнего источника напряжения 15-16 вольт и нагрузочной лампы, сымитировав штатную работу – регулятор оказался исправен. Целыми оказались и щетки регулятора, контактные кольца на валу и обмотка ротора. После этого мастер посветил фонариком на диодный мост, увидел обугленный диод, сделал вывод о неисправности моста… и предложил полную замену генератора!

Почему? Все просто: на наш генератор, рожденный Ржевским заводом автотракторного электрооборудования ЭЛТРА, модели 5102.3771, устанавливается 80-амперный диодный мост МП13-80-3-2, который стоит в магазине… 909 рублей, и меняется он не так, как, скажем на старой-доброй «девятке», где это делалось при помощи отвертки и без снятия генератора с машины. В нашем случае мост меняется с использованием мощного паяльника, и генератор для этого, по-хорошему, должен лечь на верстак. Это изрядная возня, требующая к тому же определенной аккуратности. Мастер не захотел связываться с этим менее, чем за 2 000 рублей, и намекнул владельцу, что стоимость запчасти и ремонта почти в 3 000 рублей на генератор 2006 года выпуска выглядят бледно на фоне цены нового генератора в сборе в 4 450 рублей. Иначе говоря, можно за 3 000 починить, а можно за дополнительные 1 500 рублей к цене ремонта получить нового «гену» на гарантии, с новыми подшипниками, обмотками, гарантированно лишенными усталостных трещин лака, и так далее. Владелец согласился с такими доводами, и генератор был заменен на новый.

Читайте также  Что делает генератор в мотоцикле

Вот такой неожиданный исход… Мы хотели понаблюдать за недорогим восстановительным ремонтом, а столкнулись с крупноузловой дорогостоящей заменой. Впрочем, ремонт уже завершен, машина восстановила подвижность и уехала, и у нас появилась возможность в спокойной обстановке внимательно взглянуть на генератор изнутри, изучить конструкцию и разобраться, прав ли был мастер. Более того, нам никто не запрещает починить его самостоятельно.

Генератор изнутри

Разборку генератора начинаем со снятия шкива с вала: 6-ручьевой шкив под поликлиновый ремень аккуратно зажимаем в тисках через алюминиевые прокладки и откручиваем гайку пневмогайковертом. Легкие следы замятия на шкиве не страшны, если они контролируемы и прогнозируемы – ни канавки, ни кромки не деформированы.

На валу виден паз под шпонку, однако шпонки самой нет, как нет и паза для нее в шкиве. На данном генераторе шкив крепится трением – затяжкой гайки с гровером с упором во внутреннее кольцо подшипника, а через него – в ротор.

Снимаем пластиковую «полукрышку», под которой прячутся диодный мост и регулятор напряжения. Видим, что мост неисправен – пробит как минимум один диод из шести. Это заметно даже без проверки тестером – видно, что диод обуглен.

Регулятор напряжения снимается легко – откручиванием двух гаек М8. Электрически его уже проверяли, визуально тоже видно, что щетки изношены незначительно. Продуваем, вытираем и откладываем в сторону.

7 неисправностей генератора в автомобиле

Генератор в автомобиле предназначен для питания бортовой электросети стабилизированным напряжением при работающем двигателе. Одновременно подзаряжается аккумуляторная батарея, если она потеряла часть энергии и принимает зарядный ток.

Обычно используется трёхфазная генерация переменного тока с последующим преобразованием в постоянный, встроенным выпрямителем. Выходное напряжение поддерживается в заданных пределах имеющимся в составе электронным реле-регулятором.

Основные признаки неисправности автомобильного генератора

Нарушения в работе могут быть электрическими или механическими:

  • недостаточное выходное напряжение под нагрузкой из-за падения мощности генератора;
  • выход значения напряжения из допустимых пределов по причине неправильной работы регулятора;
  • пробои, обрывы и замыкания в обмотках или выпрямителе;
  • отказ щёточного блока со встроенным электронным реле;
  • начавшееся разрушение подшипников ротора;
  • неправильная работа приводного ремня из-за износа шкива;
  • поломка обгонной муфты.

Каждая неисправность вызывает свои характерные внешние проявления.

Горит индикация разряда АКБ на панели приборов

Наиболее частый симптом – включение сигнальной лампочки красного цвета на приборной панели, поскольку она именно для фиксации проблем с генератором и предназначена. Будет ошибкой считать эту индикацию лишь признаком отсутствия зарядки аккумулятора.

Например, если батарея полностью заряжена, то и ток через неё прекращается. Это нормальный, штатный режим. Лампа укажет на другое – генератор не вырабатывает ЭДС нужной величины, а значит параллельно соединённый с ним аккумулятор обслуживает бортовую сеть самостоятельно.

Долго продолжаться это не сможет, батарея разрядится, и напряжение упадёт ниже допустимого для потребителей уровня.

Закипание аккумулятора

Одним из параметров свинцово-кислотной АКБ является предельное напряжение на её клеммах, с превышением которого вместо нормальной зарядки начинается разложение электролита с бурным выделением газов.

Говорят, что аккумулятор кипит. Это не совсем так, для кипения нужна температура гораздо более высокая. Но внешние признаки те же.

Электроника генератора предусматривает отсечку напряжения выше определённого уровня. Процесс происходит в релейном режиме, колебания сглаживаются, выглядит это как стабилизация безопасной величины, на которую рассчитаны потребители.

Если реле-регулятор не справляется, напряжение начинает зависеть от оборотов, ничем не ограничиваться и превышать предельные 14,5-14,7 вольта.

Закипание электролита ещё не самое страшное в таком аварийном режиме. Все электроприборы автомобиля будут работать с превышением рабочего напряжения, могут перегреваться и выгорать.

Тусклый свет фар

Ослабевание светового потока фар – один из признаков пониженного напряжения, если контрольная лампа по какой-то причине на это не указала.

Головной свет – один из самых мощных и заметных потребителей, поэтому покажет отклонения в работе генератора ещё до того, как это проявится на стартёре при попытке запуска двигателя.

Генератор издает посторонние звуки

Чаще всего вой, скрип или хруст происходит от подшипников. Они довольно сильно нагружены массивным якорем и натяжкой ремня, не всегда правильно отрегулированной. Со временем их износ проявится в виде хорошо слышимого даже снаружи звука.

Но не только механика порождает посторонний шум. Нарушение электрического баланса при отказе одной из фаз генератора переменного тока тоже породит звуковые колебания. При этом громкость будет зависеть от электрической нагрузки на неравномерно работающие обмотки.

7 неисправностей

Многолетнее использования динамомашин переменного тока в автомобилях без особых изменений в их конструкции позволяет выделить типовые неисправности.

Разрушение подшипников якоря

Механика всегда теоретически менее надёжна, чем электроника, поскольку подвержена износу даже при штатной работе. Более всего это связано с подшипниками ротора (якоря).

Обычно они небольшого размера, что связано со стремлением выполнить узел более компактным, поэтому работают на пределе своих возможностей. Замена смазки не предусмотрена, а заложенная заводом быстро стареет и вырабатывается из-за несовершенства уплотнений.

Начинается локальный перегрев беговых дорожек и шариков, усталостное выкрашивание металла (питтинг), появляются зазоры. Подшипники сначала воют, а потом и хрустят. Нужна немедленная замена, иначе разрушатся все прочие детали получившим непредусмотренную свободу ротором.

Износ щеток

Для передачи напряжения на обмотку возбуждения, расположенную в роторе, используются подвижные контакты в виде медных колец и прилегающих к ним угольных (графитовых) щёток.

Несмотря на низкий коэффициент трения, щётки изнашиваются, это компенсируется их значительной длиной и поджиманием пружинами. Но со временем весь запас вырабатывается, контакт пропадает, и обмотка якоря остаётся без питания. Генерация прекращается. Кроме того, щётки могут зависнуть из-за попадания в их зазоры продуктов износа и просто грязи.

Износ токосъемных колец

После неоднократной замены щёточного узла настаёт очередь коллекторных колец, которые значительно твёрже графита, но всё равно истираются. Результат будет в точности тем же, что и при износе щёток.

Выход из строя реле-регулятора напряжения

Современные регуляторы выполняются по интегральной технологии и размещены в едином со щётками легкосъёмном узле. Принципиально слабых мест в электронном реле нет, но температура, вибрации и некачественное исполнение вызовут отказ. При этом напряжение может как уменьшиться, так и возрасти, смотря что именно в схеме выгорает.

Межвитковое замыкание обмоток

Статор намотан достаточно толстым медным проводом с лаковой изоляцией. Если со временем лак потеряет прочность и произойдёт контакт между соседними витками, то образовавшийся короткозамкнутый участок начнёт забирать на себя значительную часть мощности генератора, перегреваться и снижать отдачу узла в целом.

Проявится это шумом, возможно, задымлением, и падением выходного напряжения с добавлением нагрузки.

Пробой или обрыв диодов выпрямительного моста

Выпрямление происходит по трёхфазной схеме, в нём участвуют шесть мощных кремниевых диодов. Они выдерживают достаточно высокую температуру, но плохо охлаждаются, и предел легко превышается. Постепенно происходит деградация кристалла, диод выходит из строя. Генератор резко теряет мощность.

В современных генераторах установлены дополнительные диоды для питания обмотки возбуждения. Они меньше нагружены, но и сами по себе рассчитаны на небольшие токи. Поэтому отказывают не реже основных.

Недостаточная мощность

Практически любая неисправность ведёт к понижению максимальной отдачи. Генератор может нормально работать с малыми нагрузками, но просаживает напряжение после включения мощных потребителей или снижения оборотов двигателя. Точно измерить мощность можно лишь на стенде.

Как проверить генератор

Простейшая проверка состоит в замере напряжения бортовой сети на средних оборотах двигателя, когда аккумулятор уже набрал свой потерянный при пуске заряд.

Напряжение даже при включённых фарах должно удерживаться в диапазоне 13,5-14,5 вольта. Если оно меньше и при этом уменьшается со временем – генератор неисправен.

Более точно генератор исследуется на стенде. Для каждого прибора существует характеристика, где указана зависимость отдаваемой мощности от оборотов ротора.

Прибор раскручивается внешним приводом стенда, нагружается балластным реостатом, замеряются скорость вращения, ток нагрузки и выходное напряжение. Они должны соответствовать паспортным данным конкретной модели.

Устранение поломок

В зависимости от пробега автомобиля, состояния и вероятной поломки генератора принимается одно из решений:

  • замена подшипников ротора, иногда с обоймами или крышками;
  • при обнаружении дефектного диода меняется мост в сборе;
  • реле-регулятор со щётками можно сменить, не снимая генератор с двигателя;
  • замена колец ротора не всегда предусмотрена конструкцией, но часто возможна, в противном случае меняется ротор в сборе;
  • обмотки статора также можно извлечь и заменить, искать в них обрывы или КЗ витков бессмысленно, так надёжность не обеспечивается.

В типовом случае меняется щёточный узел, подшипники и диодный мост. Если проблема этим не решается, то разумнее будет заменить генератор в сборе, собирать новый из запчастей экономически не оправдано.

Источник: nevinka-info.ru

Путешествуй самостоятельно