Чем отличается дизель от дизель генератора
- Дизельные генераторы и дизель электростанции — основные понятия
- Отличие ДЭС от ДГУ
- Особенности ДЭС и ДГУ
- Заключение
- Дизельная электростанция — дизель-генератор или электроагрегат?
- Внимание! Акция! Продается выставочный экземпляр
- Дизельная электростанция — дизель-генератор или электроагрегат?
- Узнаем, какой генератор лучше, бензиновый или дизельный
- Отличия генераторов
- Характеристики
- Какой выбрать?
- Какие больше покупают?
- Плюсы и минусы
- Бензиновых
- Дизельных
- Вывод
- Чем отличается бензогенератор от дизельгенератора и какой лучше выбрать
- Бензогенераторы
- Дизельгенераторы
- Преимущества и недостатки дизельгенераторов
- Сравнение дизельных и бензиновых электрогенераторов
Дизельные генераторы и дизель электростанции — основные понятия
Дизельный генератор (дизельная электростанция) — это электротехническое устройство, состоящее из генератора электричества (альтернатора) и двигателя на дизельном топливе, вращающего генератор. В зависимости от исполнения выделяют стационарные и мобильные дизель-генераторы, которые в свою очередь могут быть открытого типа, в шумозащитном кожухе или блок-контейнере.
Важно понимать различие между терминами «дизельный генератор», «дизель-генераторная установка (ДГУ)» и «дизель-электростанция».
Дизельный генератор — это агрегат, состоящий из альтернатора и дизельного ДВС, которые соединены между собой.
Дизель-генераторная установка (или ДГУ) — это дизельный генератор, закрепленный на раме, укомплектованный панелью управления, баком для горючего, а также защитным кожухом или установленный в блок-контейнере.
Дизельная электростанция (ДЭС) в свою основана на Дизель-генераторной установке, и подключенных к ней приборов автоматизации, перераспределения или трансформации электричества, источников бесперебойного питания, пульта дистанционного управления и других устройств. Таким образом, конструкция ДЭС представляет собой объединение электрогенератора, ДВС, сварной рамы, оборудования для управления и осуществления надзора за состоянием электростанции.
Генерация тока в аппарате происходит за счет преобразования энергии вращения альтернатора в электодвижущую силу. Генераторы делятся на два випа: синхронного типа и асинхронного.
Генератор асинхронный представляет собой электродвигатель, в котором для создания ЭДС используется остаточная намагниченность ротора. Из-за отсутствия необходимости охлаждения обмотки и подачи на нее электричества, асинхронные генераторы имеют долгий срок службы и высокую надежность. Однако в генераторах такого типа частота и напряжение тока зависят от скорости вращения двигателя, и поэтому не всегда стабильны.
Ротор синхронных генераторов имеет обвивку из электропроводов, которые запитываются электрическим током, создающим магнитное поле. Вращаясь, оно создает электродвижущую силу на обмотке статора (неподвижной части агрегата). Меняя параметры входного тока (подаваемого на ротор), можно регулировать выходные характеристики электричества. Поэтому синхронные генераторы имеют на выходе напряжение и частоту тока с высокими показателями стабильности. Также к достоинствам синхронных генераторов относится возможность подключения оборудования с повышенными пусковыми нагрузками: компрессоров, насосного оборудования, электродвигателей, аппаратов для сварки и т.д.
По выходному напряжению выделяют однофазные и трехфазные дизельные электростанции.
Однофазные генераторы имеют одну величину выходного напряжения — 220В (или 380). Трехфазные имеют на выходе напряжение и 220В и 380В. Коэффициент полезного действия у 3-фазных ДЭС выше, чем у однофазных.
Для охлаждения дизельных электростанций используется либо воздушный поток, либо специальная охлаждающая жидкость.
Воздушный способ охлаждения позволяет эксплуатировать дизель-генератор без остановки в течение не более 10 часов. Затем, необходимо будет провести одно-двух часовое охлаждение ДГУ, после которого устройство можно запустить опять. Поэтому, как правило, ДЭС с охлаждением воздушного типа используются в качестве резервного или аварийного источника электроэнергии.
Дизель электростанции с жидкостным охлаждением способны работать непрерывно в круглосуточном режиме, поэтому отлично подходят для основного энергоснабжения.
Широкий диапазон мощностей и вариантов исполнения дизельных электростанций позволяют использовать их в различных сферах: в строительстве, в торговле, в производстве, для проведения выездных мероприятий. Дизель-генераторы незаменимы при необходимости подачи электричества на удаленных объектах: промышленных поселках, военных городках, предприятиях связи.
Для подстраховки на случай отключения центральной электросети, ДГУ — дизельные генераторы обязательно используются в медицинских учреждениях, гостиницах и т.д. Приемлемая масса и габаритные размеры дизель-генераторных установок делают возможным их применение на ж/д и морском транспорте.
Обращаем Ваше внимание на то, что информация на данном веб-сайте ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ, и носит исключительно информационный характер. Подробную информацию о стоимости оборудования, пожалуйста, узнавайте у наших менеджеров.
Отличие ДЭС от ДГУ
Дизельный генератор — это надежное и энергоэффективное оборудование, которое используется в различных сферах для создания автономной системы электропитания. Такую технику применяют в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве, быту, муниципальной и других отраслях.
Понять отличие ДЭС от ДГУ достаточно просто:
- ДГУ — это дизель-генераторная установка. Эта техника имеет две основных составляющих — альтернатор и двигатель. Первый компонент предназначен для преобразования механической энергии в электрический ток, в то время как мотор способен вырабатывать механическую энергию поглощая дизельное топливо. Эти компоненты установлены на жесткой раме с баком для топлива и панелью управления. Такие устройства часто поставляются в специальном герметичном кожухе или металлическом антивандальном контейнере.
- ДЭС — это сложное устройство, основной составляющей которого является ДГУ. Помимо данного агрегата ДЭС оснащены приборами обеспечивающими автоматизацию и контроль параметров, а также источниками бесперебойного питания, стабилизаторами, системами автоматического ввода резерва, удаленного управления и прочим.
Особенности ДЭС и ДГУ
Дизельные генераторы делятся на два основных типа: синхронные и асинхронные. Асинхронный генератор — это электрический двигатель в котором для создания электродвижущей силы используется остаточная намагниченность ротора. За счет того что обмотка не нуждается в охлаждении и подаче электричества асинхронные аппараты имеют большой моторесурс и высокий уровень надежности. Необходимо отметить, что в этих источниках напряжение и частота напрямую зависят от скорости вращения вала, что может негативно сказаться на стабильности рабочих параметров.
Синхронный генератор имеет ротор с обшивкой из электрических проводов, на которые подается напряжение для создания магнитного поля. Во время вращения создается ЭДС на обмотке неподвижной части устройства. Изменяя параметры тока, подаваемого на ротор, можно регулировать эксплуатационные параметры установки. По этой причине синхронные генераторы вырабатывают электроэнергию со стабильными параметрами напряжения и частоты. Кроме того, их преимуществом считается возможность выдерживать интенсивные нагрузки, поэтому с помощью синхронных источников часто питают электрооборудование с высокими пусковыми токами.
По выходному напряжению дизельные устройства делятся на однофазные и трехфазные. Однофазные станции генерируют электрический ток с напряжением 220В, в то время как трехфазные устройства способны вырабатывать электричество на 220В и 380В. Трехфазное оборудование часто применяется в промышленной и строительной отраслях для питания крупных электроустановок.
Для охлаждения системы может использовать воздушный поток или жидкость. Максимальный срок безостановочной эксплуатации дизельного генератора с воздушной системой охлаждения составляет 10 часов, в то время как аналогичное оборудование на жидкостной системе может круглосуточно работать без остановок и выполнять функцию основного источника электроэнергии на объекте.
Заключение
Понять чем отличается дизель генератор от дизельной электростанции достаточно легко. ДГУ — главная составляющая ДЭС. На сегодняшний день на рынке представлен широкий ассортимент дизельных станций с различной мощностью. Такие устройства установлены везде где требуется надежная и долговечная аварийная или основная система питания. Если у вас остались вопросы по этой теме — свяжитесь с менеджером нашей компании.
Дизельная электростанция — дизель-генератор или электроагрегат?
Внимание! Акция! Продается выставочный экземпляр
Дизельная электростанция — дизель-генератор или электроагрегат?
Генераторам электричества, которые использую дизель в качестве топлива, очень «повезло» с количеством наименований. Можно насчитать несколько десятков вариантов различных названий и аббревиатур для них. Частично разные номинации оказываются вполне оправданными, поскольку конкретизируют тип установки, принцип ее работы, некоторые особенности и т.д. Однако в ряде случаев это могут быть всего лишь синонимы, которые появились из-за несоответствия между техническими терминами, кодифицированными наименованиями, разговорными вариантами и т.д.
Для начала разберемся, что представляют собой такие агрегаты, а затем более подробно разберем большинство их названий.
В первую очередь это стационарная или подвижная энергетическая установка, которая снабжена одним или более электрогенератором и использует привод от дизельного двигателя. Дизельными их называют, в том числе для того, чтобы разграничить с подобными установками, работающими на бензиновых двигателях или газу.
Подобные установки можно разделить на три вида:
1) Дизель-генератор
2) Дизель-электрический агрегат
3) Дизельная электростанция
Дизель-генератор – устройство, объединяющее дизельный двигатель и генератор.
Дизель-электрический агрегат – это дизель-генератор и разнообразные вспомогательные устройства, которые к нему прилагаются. Это могут быть приборы контроля, контейнер для топлива и т.д.
Дизельная электростанция – это уже полноценная установка, где помимо дизельного агрегата находятся пульт управления, устройства, распределяющие энергию, устройства автоматики, запасные части и т.п.
Для дизельных генераторов можно столкнуться с наименованиями:
· Дизель-генератор (здесь просто сокращается определение «дизельный»).
· ДГ – самая простая аббревиатура для всех дизельных генераторов.
· Дизель-электрогенераторы (здесь подчеркивается, что генератор вырабатывает электричество).
· Дизель-генераторная установка (фактически синоним дизельного генератора, который обычно используется специалистами в качестве технического термина).
· ДГУ – аббревиатура от сочетания «дизель-генераторная установка».
· Дизель-генераторный агрегат (еще один вариант синонима наравне с ДГУ, просто вместо слова «установка» используется вариант «агрегат»).
· ДГА — аббревиатура от сочетания «дизель-генераторный агрегат».
· Дизель-электрические установки (здесь слово генератор заменяется вариантом «установка», а результат производства и его источник указывают в определении).
· ДЭУ — аббревиатура от сочетания «дизель-электрическая установка».
Что касается дизельных агрегатов, их могут называть дизельные электроагрегаты или использовать сокращение АД (агрегат дизельный).
Следует также помнить, что аббревиатура АД используется как сокращенное стандартизованное название дизельных электростанций и генераторов по ГОСТам. Т.е.фактически это может быть любая дизельная электростанция, в зависимости от полного наименования. Например АД-100С-Т400-1Р будет означать, что это дизельный агрегат, постоянная мощность которого 100 квт., стационарный с напряжением переменного тока в 400 V.
Дизельные электростанции могут именоваться следующим образом:
· Дизель-электростанция (здесь сокращается определение «дизельный»).
· ДЭС – аббревиатура от сочетания «дизельная электрическая станция».
· ЭД – аббревиатура от сочетания «электроагрегат дизельный».
· Дизельные подстанции (вместо «электростанция» применяется вариант «подстанция»).
· Передвижные электростанции (дизельные электростанции делятся на передвижные и стационарные, в данном случае имеется в виду те, которые размещены на шасси, прицепе или транспортном средстве).
· ПЭС — аббревиатура от сочетания «передвижная электрическая станция».
· Блочно-контейнерные автоматизированные электростанции – тип дизельных электростанций, в котором сама дизельная установка и все, что к ней прилагается, размещена в утепленный контейнер. Такие контейнеры соответствуют железнодорожным габаритам, сами модули обычно стационарные, но возможен передвижной вариант в специальном кузове.
· БКАЭС — аббревиатура от сочетания «блочно-контейнерная автоматизированная электростанция».
· Блок-контейнеры электроснабжения – контейнеры, предназначенные для размещения в них оборудования, в том числе дизельных электростанций, поэтому иногда, чтобы подчеркнуть, что станция размещена в подобном блоке, их называют таким образом.
· БКЭС — аббревиатура от сочетания «блок-контейнер электроснабжения».
· Блочно-комплектные устройства электроснабжения – электростанция, размещенная в БКЭС.
Итак, при всем разнообразии названий дизельных установок, генерирующих электричество, по сути они все обозначают одно и тоже, лишь в некоторых случаях уточняя особенности исполнения агрегата или его предназначение.
Узнаем, какой генератор лучше, бензиновый или дизельный
Центральное электроснабжение не абсолютно надёжно и нередко даёт сбои, особенно в отдалённых уголках страны. Это может быть вызвано погодными аномалиями, авариями, перегрузкой старых электросетей, не рассчитанных на мощных потребителей электроэнергии. Может стать причиной сбоя в электроснабжении и профилактическая работа, и даже умышленная порча сетей. Несмотря на то, что аварийное, да и профилактическое отключение обычно случается внезапно, подготовиться к нему можно. Всё, что для этого необходимо – собственный генератор электроэнергии. Современные генераторы используют двигатели внутреннего сгорания, которые могут быть бензиновыми и дизельными. Попробуем разобраться, какой генератор лучше для частного дома — бензиновый или дизельный.
Отличия генераторов
Эти два класса генераторов различаются по принципу работы. Оба приводятся в действие двигателем внутреннего сгорания, но если в дизельных генераторах (ДГУ) смесь воспламеняется благодаря сжатию, то в карбюраторном (бензиновом) – благодаря электрической искре, которую производит специальная система зажигания.
Бензиновые моторы работают на бензине (иногда на бензине или газе, в таком случае их называют двухтопливными), а дизельные – на соляре.
Как следствие, двигатели имеют различные характеристики:
Параметры сравнения | Дизельный генератор | Бензиновый генератор |
Топливо | Соляра | Бензин А-95 |
Мощность | 2-200 и более кВт | 0,5-10 кВт |
Режим работы | Постоянный источник | Резервный источник |
Ресурс | 3000-7000 (до 40000) моточасов | 500-4000 моточасов |
Экономичность | Расход топлива в 1,2-1,5 раза меньше, чем у бензиновых | Сравнительно высокий расход бензина |
Ремонт | Относительно сложный, затратный | Простой |
Уровень шума | 55-72 дБ | 72-110 дБ |
Вес | Относительно большой | Небольшой |
Цена | В 1,5-2 раза дороже бензиновых | Относительно невысока |
Характеристики
Генераторы характеризуются следующими показателями:
- Мощностью силовой установки (в лошадиных силах);
- Объёмом двигателя, количеством цилиндров;
- Расходом топлива (в литрах в час);
- Объёмом бака;
- Количеством выходов;
- Мощностью самого генератора (в Ваттах);
- Фазностью (одно- или трёхфазный ток).
Какой выбрать?
При выборе следует учитывать следующие критерии:
- Производительность;
- Экономичность;
- Уровень шума;
- Условия эксплуатации.
Если есть потребность в высокой мощности, использовать лучше дизельный генератор.
Для небольшого частного дома или дачи подойдёт бензиновый.
Какие больше покупают?
Обзор рынка электрогенераторов показывает, что 58% всех проданных генераторов приходится на бензиновые модели, 22% — на дизельные, остальное – на двухтопливные агрегаты (газ+бензин).
Популярность устройств с бензиновыми двигателями обусловлена их сферой применения (большая часть покупателей используют генераторы для небольших частных домов и дач), а также их относительной дешевизной.
Наиболее популярные модели среди бензиновых следующие:
- Hyundai HHY3000F. Это однофазный агрегат, производимый в Южной Корее, номинальная мощность 2,6 кВт, максимум – 3 кВт.
- Двигатель Hyundai IC200. Одноцилиндровый, объёмом 210 сантиметров кубических. Мощность двигателя – 7 лошадиных сил. Шумовое загрязнение – 69 дБ. Запуск тросовый. Есть датчик уровня масла. Бензиновый кран и карбюратор расположены максимально удобно, бензобак вмещает 15 л топлива. Время работы без перебоев – 15 часов, есть два выхода. Цена – около 20 тыс. руб.
- ЗУБР ЗЭСГ-5500. Компактный, двухтопливный. Двигатель объёмом 389 миллилитров, электростартер отсутствует, запуск тросовый. В комплекте имеется редуктор для питания газом от баллона. Газ расходуется экономно (50 л на двое суток). Генератор однофазный с дополнительным выпрямителем. Вместо винтовых клемм имеется розетка. Число выходов – два. Цена такая же, как и у предыдущей модели.
- SКAТ УГБ-2500. Обладает встроенным счётчиком моточасов. Мотор 212 куб. см, есть масляный датчик и автоматический декомпрессор. Стартер тросовый. Шумность 70 дБ. Мощность генератора – до 2,5 кВт. Генератор защищён от перегрузок электронным регулятором напряжения. Две розетки. Цена – чуть более 16 тыс. руб. Каждые 8 часов требуется пауза, полного бака хватает на 13 часов работы.
- Huter DY3000L. Цена 12-13 тыс. руб. Производитель – Германия. Мощность – 2,5 кВт. Мотор 6500 л.с., ресурс 3000 часов, очень прост в ремонте. При необходимости может питаться газом от баллона. Шум – 67 дБ. Розетка на 220 В только одна, зато есть и выход на 12 В.
- Briggs & Stratton Elite 8500EA. Стоимость – 75 тыс. руб. Мощность максимальная 8,5 кВт, в длительном режиме – 6,8 кВт. Объём двигателя 420 миллилитров. Работает 12 часов на одной заправке. Удобное обслуживание, шумность 72 дБ, есть счётчик моточасов и 3 розетки на 220 В.
Из дизельных моделей популярностью пользуются:
- WESTER GND4800D. Китайское производство. Цена 45 тыс. руб. Мощность 4,2-4,8 кВт. 1 розетка на 12 В и 2 по 220 В, запускается только вручную. Расходует 16 литров солярки за 11 часов. Имеется звукоизоляция и колёса, защита от перегрузок, глушитель и счётчик моточасов. Вес достигает 170 кг.
- Hyundai DHY6000SE. Стоимость 87000 руб., мощность мотора 10 л.с., объём 406 миллилитров, бак на 17 л солярки, которая расходуется за 9 часов работы. Мощность генератора – 5,5 кВт. Оснащён звукоизоляцией, счётчиком моточасов, глушителем и колёсами. Вес до 160 кг.
- ВЕПРЬ АДП 3-230 ВЯ-Б. Отечественный производитель. Цена 130000 руб. Мощность мотора 7 л.с., расход топлива – 0,9 л/час. Бака хватает на 13,6 часов. Устанавливается в помещении с вентиляцией или под открытым небом. Вес 60 кг, запуск вручную, максимальная мощность – 3 кВт.
- ELEMAX SHX 8000Di, Япония. Стоит 519 000 руб. Вес – 257 кг, оснащён электростартером, двигатель 570 мл, 2 цилиндра, мощность 12 л.с., расход 2,2 л/час. Объём бака 32 литра, активная мощность – 7 кВт. Охлаждение жидкостное, ток однофазный. Три выхода.
- DAEWOO DPPD 9000SSE, Южная Корея, Китай, стоимость 97 тыс. руб. Мотор 15 л.с., может запускаться как ручным, так и электростартером. Ток однофазный, мощность 6,4-7 кВт. Выходы – 1 на 12 В, 2 на 220 В. 13 часов работает без перерыва, расходуя 15 литров топлива.
Плюсы и минусы
Чтобы решить, покупать дизельный или бензиновый генератор, следует изучить достоинства и недостатки каждого класса.
Бензиновых
Это самый популярный тип портативной электростанции. Бензиновый генератор от дизельного отличается компактными размерами и малым весом, что позволяет размещать его в небольшом помещении – на даче, в доме и даже в квартире. Обычно такие генераторы стоят недорого по сравнению с дизельными аналогами. Ещё одно преимущество – низкое шумовое загрязнение (как правило, меньше 70 дБ), особенно, если агрегат заключен в шумопоглощающий кожух, а двигатель имеет глушитель. Более того, бензиновые генераторы можно ставить под открытым небом, что делает их ещё более универсальными и мобильными. Существуют как закрытые модели, так и открытые, на раме. Последние охлаждаются воздухом, что облегчает конструкцию. Как правило, такие устройства оснащены четырёхтактными моторами.
Легко заводятся, даже при минусовых температурах.
К недостаткам относится тот факт, что бензиновые моторы с трудом выдерживают длительную бесперебойную работу, а некоторые модели для неё вообще не предназначены. Большинство таких агрегатов способны работать без перерыва 5-8 часов, после чего им нужна технологическая пауза продолжительностью минимум два часа. Ресурс двигателя составляет обычно меньше 4000 часов. Бензиновые двигатели требуют много качественного высокооктанового топлива (марка топлива указывается в паспорте, и чаще всего это А-95). В итоге, эксплуатация такого агрегата обойдётся дороже, чем дизельного аналога.
Дизельных
Дизельные генераторы могут быть как стационарными, с жидкостным охлаждением, так и портативными, с охлаждением воздушным. Как известно, дизельные двигатели лучше карбюраторных аналогов справляются с большими и длительными нагрузками. Это позволяет развивать мощность в несколько мегаватт. В свою очередь, это позволяет дизельным генераторам быть более универсальными. Они используются не только в частных домах и на дачах, но и на небольших фабриках, в офисных зданиях, в сфере телекоммуникаций, а также на стройплощадках, при съёмке кино и на концертах. Универсальности дизельных агрегатов способствует и длительный ресурс (в 10 раз больше, чем у бензиновых) и способность работать без остановки много часов кряду.
Дизельное топливо потребляется экономно.
Недостатки дизельгенератора: такой мотор более шумный, чем карбюраторный аналог. Впрочем, эта проблема решается с помощью шумозащитных кожухов. Если же такого кожуха или звукоизолирующего контейнера нет, генератор лучше установить в отдельном помещении, т.к. уровень шумового загрязнения достигает 100-110 дБ. При этом, модели в звукоизоляции стоят намного дороже. Особенности дизельного топлива не позволяют моторам заводиться при минусовых температурах. Решением этой проблемы является система подогрева (это электронное устройство, работающее от аккумуляторной батареи). Система подогрева также делает устройство более дорогим. Генераторы малой мощности такой системой обычно не оснащаются, поэтому в холодное время года им необходимо отдельное отапливаемое помещение. Цена дизеля на 20-40% выше, чем цена бензинового двигателя. Правда, этот недостаток компенсируется его экономностью.
Рекомендуем к просмотру следующее видео
Вывод
Таким образом, нельзя ответить, что лучше: два класса генераторов предназначены для разных целей.
Дизельные хорошо подходят для длительной работы и способны выдавать высокую мощность, бензиновые идеальны там, где требуется незначительная мощность в течение непродолжительного периода времени.
Выбирать генератор (бензин или дизель) следует, опираясь на собственные цели.
Чем отличается бензогенератор от дизельгенератора и какой лучше выбрать
Невзирая на прочие факторы различия, все автономные электростанции, работающие от двигателей внутреннего сгорания (ДВС), делятся на две большие группы – дизельгенераторы и бензогенераторы. Существует еще одна группа — электрогенераторы, работающие на газовом топливе, но в рамках данной статьи мы не будем ее рассматривать по двум причинам.
Во-первых, генераторы, использующие для работы жидкое топливо, достаточно легко в бытовых условиях переделываются для работы на газе. Во-вторых, эта группа оборудования не получила повсеместного распространения среди потребителей.
Основное отличие дизельного генератора от бензинового, кроется в работе ДВС. Поэтому для того, чтобы разобраться какой же генератор лучше выбрать и купить пользователю, следует обратить внимание на конструкцию двигателя и принцип его работы.
Бензогенераторы
Бензиновые миниэлектростанции применяются при наличии потребности в источнике электроснабжения небольшой мощности. Благодаря относительно небольшому весу и габаритам, бензогенераторы мощностью до 5 кВА достаточно мобильны и позволяют легко переносить их с места на место, при этом возможна и стационарная установка.
Миниэлектростанции на базе бензиновых двигателей называют бензогенераторы или бензиновые электростанции. Мощность бензогенератора обычно не превышает 20 кВА. Получение больших мощностей теряет экономическую целесообразность из-за более низкого ресурса и высокой стоимости топлива, относительно дизельных электростанций.
В бензогенераторах используются двухтактные или четырёхтактные бензиновые двигатели внутреннего сгорания воздушного охлаждения с частотой вращения от 3000 об/мин. Также двигатели бывают с верхним или нижним расположением клапанов. Повышенной надежностью обладают четырехтактные двигатели с верхним расположением клапанов и жидкостным охлаждением двигателя (масло, тосол или антифриз). Моторесурс таких станций может достигать 30.000 моточасов (до капитального ремонта двигателя).
Генераторные установки, снабжённые электрическим стартером, возможно, также, оборудовать различными устройствами автоматического запуска и слежения.
Дизельгенераторы
Дизельные электростанции и установки применяются в качестве основных, резервных или аварийных источников электроэнергии для потребителей одно- или трёхфазного переменного тока, для электропитания тепловозов, карьерных самосвалов, подводных лодок и другой техники. Также используют в малой энергетике, для энергообеспечения вахтовых посёлков, производств, установок связи и т. д., в качестве железнодорожных электростанций и энергорезервирования, в системе аварийного снабжения компьютерных сетей, потребителей собственных нужд на атомных и тепловых электростанциях, и других стратегических объектов, включенных совместно с ИБП.
Преимущества и недостатки дизельгенераторов
Основные преимущества и недостатки дизельных генераторов напрямую связаны с конструкцией и работой дизельного двигателя, которым они оснащаются.
Современные дизельные двигатели обычно имеют коэффициент полезного действия до 40-45 %, некоторые малооборотные крупные двигатели — свыше 50 %. Дизельный двигатель из-за особенностей рабочего процесса не предъявляет жёстких требований к испаряемости топлива, что позволяет использовать в нём низкосортные тяжелые топлива, такие как мазут.
Дизельный двигатель не может развивать высокие обороты — топливо не успевает догореть в цилиндрах, для возгорания требуется время инициации. Высокая механическая напряжённость вынуждает использовать более массивные и более дорогие детали, что утяжеляет двигатель. На максимальных эксплуатационных режимах топливо не догорает, приводя к выбросу облаков сажи, и подачу топлива на больших оборотах приходится уменьшать (механический или электронный корректор подачи).
Зато при низких оборотах дизельный двигатель может работать без дымления при большей цикловой подаче топлива. Потому он выдаёт высокий вращающий момент при низких оборотах, что делает автомобиль более «отзывчивым» в движении, чем такой же автомобиль с бензиновым двигателем.
По сравнению с бензиновыми двигателями, в выхлопных газах дизельного двигателя, как правило, меньше окиси углерода (СО), но теперь, в связи с применением каталитических конвертеров на бензиновых двигателях, это преимущество не так заметно. Основные токсичные газы, которые присутствуют в выхлопе в заметных количествах — это углеводороды (НС или СН), оксиды (окислы) азота (NOх) и сажа (или её производные) в форме чёрного дыма. При этом дизельный двигатель более топливно-экономичен по сравнению с бензиновым (на 30-40 %). Это связано с тем, что в дизельном двигателе степень сжатия воздуха можно доводить до больших величин по сравнению со степенью сжатия горючей смеси в бензиновых двигателях. Как следствие температура отработанных газов в первом случае составляет 600—700°С, что существенно ниже температур отработанных газов карбюраторных двигателей 800—1100°С. Таким образом, с отработанными газами в дизельном двигателе уходит меньше тепла.
Другим важным аспектом, касающимся безопасности, является то, что дизельное топливо нелетучее (то есть, сравнительно плохо испаряется и в замкнутом моторном отделении не образует большого количества легковоспламеняющихся паров) — таким образом, вероятность возгорания у дизельных двигателей намного меньше, тем более, что в них не используется искровая система зажигания.
Явными недостатками дизельных двигателей являются помутнение и застывание (запарафинивание) летнего дизельного топлива при низких температурах. Также они крайне чувствительны к загрязнению топлива механическими частицами и водой. Топливная аппаратура дороже и существенно сложнее в ремонте, так, как и форсунки и ТНВД являются прецизионными устройствами. Ремонт дизельных двигателей вообще значительно дороже ремонта бензиновых моторов аналогичного класса. Литровая мощность дизельных моторов также, как правило, уступает аналогичным показателям бензиновых моторов, хотя дизельные моторы обладают более ровным и высоким крутящим моментом в своём рабочем диапазоне.
В своей основе конструкция дизельного двигателя подобна конструкции бензинового двигателя. Однако, из-за более высоких давлений в цилиндрах на циклах сжатия и расширения, аналогичные детали должны быть прочнее аналогичных деталей карбюраторных двигателей и, следовательно, тяжелее. Хон на поверхности зеркала цилиндра более грубый, а твёрдость зеркал цилиндров выше. Головки поршней специально разрабатываются под особенности процессов сгорания и рассчитаны на повышенную степень сжатия. При прямом (непосредственном) впрыске головки поршней обычно содержат в себе камеру сгорания. Средние и тяжелые двигатели, как правило, имеют поршни с принудительным масляным охлаждением.
В целом, как видите, дизельные и бензиновые генераторы обладают определенным набором преимуществ и недостатков, которые обуславливают различные сферы их применения.
Сравнение дизельных и бензиновых электрогенераторов
Отличия дизельных и бензиновых электрогенераторов обусловлены конструктивными и эксплуатационными различиями дизельных и бензиновых двигателей, которые вращают вал генераторов, производящих электрический ток. И первые, и вторые по принципу своего действия являются двигателями внутреннего сгорания, однако технические характеристики бензогенераторов и дизель генераторов существенно различаются. Эти отличия обусловлены различием в конструкции их двигателей, типе используемого топлива, принципах подготовки рабочей смеси, подачи ее в цилиндры, способом поджигания.
В бензиновом двигателе топливо подается в карбюратор, где осуществляется его смешивание с воздухом. Готовая топливовоздушная смесь поступает в цилиндр, где и происходит ее воспламенение от искры свечи. В дизельном двигателе воздух и топливо подаются по отдельности. Вначале в цилиндр втягивается воздух, подвергаемый при обратном движении поршня сжатию до высокого давления (при этом происходит его нагревание). В конце такта сжатия форсунка впрыскивает в цилиндр топливо, которое самовоспламеняется от высокой температуры и поршень совершает свою работу. К особенностям дизельного двигателя относится отсутствие системы зажигания, отдельная подача топлива и воздуха, большая степень сжатия.
Если сравнивать дизельные и бензиновые двигатели вообще, безотносительно к электрогенераторам, то основные их отличия, вытекающие из различий конструкций и принципа работы, сводятся к следующему:
- у дизельного двигателя более высокий КПД;
- он более экономичен в отношении топлива;
- имеет больший ресурс;
- требует более профессионального обслуживания;
- более шумен;
- чувствителен к внешним температурным условиям;
- имеет более высокую цену.
Все эти различия, естественно, сохраняются и в электрогенераторах. Однако для потребителя, выбирающего между дизельным или бензиновым генератором, этой общей информации может оказаться недостаточно.
Мощность и режим работы. Бытовые бензиновые генераторы — это легкие, компактные, мобильные модели, предназначенные для использования в качестве резервных источников электропитания. Мощность бензогенераторов колеблется в основном в пределах 0,5-10 кВт. Хотя выпускаются и более мощные модели.
Мощность дизельных генераторов лежит в гораздо более широком диапазоне — от 2 до 200 и более кВт. Среди них есть как бытовые модели, рассчитанные на эпизодическое включение, так и промышленные стационарные агрегаты, предназначенные для непрерывной работы.
При эксплуатации дизельного генератора важно знать, что работа на малых нагрузках или холостом ходу вредна для дизельных двигателей. Так в инструкции по эксплуатации может встретиться требование не работать на холостом ходу более 5 мин, а с нагрузкой 20% работать не более 1 часа (цифры могут быть другими, например 40%). При этом запускается генератор на холостом ходу. Есть рекомендации, в виде профилактического мероприятия каждые 100 часов работы осуществлять стопроцентную загрузку, продолжительностью около 2-х часов. Так как воспламенение топлива в дизельном двигателе происходит за счёт высокой температуры в конце такта сжатия воздуха и подачи топлива в нужный момент, а на холостом ходу снижается средняя температура цикла, это приводит к нарушению процесса смесеобразования, сгорания в цилиндре и неполному сгоранию топлива. Что, в свою очередь, приводит к образованию стойких отложений в цилиндре, выхлопном коллекторе, закоксовыванию форсунки, разжижению масла в картере двигателя несгоревшим топливом и нарушению работы системы смазки.
Вид и расход топлива. Современные бензиновые генераторы работают на бензине А-92 или А-95, дизельные — на солярке. Степень сжатия у дизельных двигателей существенно выше — 18-22 единицы вместо 9-10 у бензиновых. У дизеля более качественная регулировка состава смеси. В цилиндры независимо от частоты вращения коленвала подается один и тот же объем воздуха, а объем топлива увеличивается с нагрузкой. В результате всего этого эффективность сжигания топлива и коэффициент полезного действия у дизельных генераторов выше, чем у бензиновых.
Считается, что в среднем КПД бензинового двигателя на 20% ниже, чем дизельного — при номинальных мощностях. На других режимах разрыв может достигать и 40%. Это означает, что характеристики дизель генератора для получения одной и той же величины произведенной электроэнергии позволяют тратить дизтоплива в 1,2-1,5 раза меньше, чем бензина (будь эта энергия произведена бензогенератором).
Ресурс. Ресурс дизельных генераторов значительно (в разы) превосходит ресурс бензиновых. Это объяснятся их более мощной конструкцией. Кроме этого, солярка в отличие от бензина является одновременно и смазочным средством, что уменьшает износ колец и цилиндров. Конкретные значения ресурса как бензиновых, так и дизельных генераторов зависят от конструкции их двигателя и материала блока цилиндров.
Характеристика двухтактных бензиновых генераторов с алюминиевыми цилиндрами по ресурсу составляет около 500 моточасов. Четырехтактные двигатели с верхним расположением клапанов и чугунным блоком цилиндров могут проработать и более 3000 моточасов.
Ресурс дизельных двигателей также зависит от многих параметров, в частности, от числа оборотов и типа охлаждения двигателя. Для небольших дизельных генераторов ресурс около 3000-7000 моточасов. Низкооборотные модели (1500 об/мин) превосходят про продолжительности работы высокооборотные (3000 об/мин). А двигатели с жидкостным охлаждением служат дольше, чем агрегаты с воздушным. Стационарные низкооборотные дизельные генераторы с жидкостным охлаждением западных и японских производителей способны проработать 40000 моточасов.
Уровень шума. В общем, бензиновые генераторы работают тише дизельных. Характеристики бензогенераторов и дизель генераторов по шуму составляют примерно: для первых — 55-72 дБ, для вторых — 72-110 дБ. Такое различие объясняется особенностями работы бензиновых и дизельных двигателей. Последние испытывают при работе увеличенные нагрузки и вибрации из-за повышенной степени сжатия. Однако шум дизельных генераторов зависит от степени их нагрузки — при холостой работе они шумят больше, чем под нагрузкой. В последнем случае уровень шума у них приближается к уровню шума бензиновых моделей.
Ремонт и обслуживание. Дизельный двигатель требует более профессионального ремонта и обслуживания, чем бензиновый — в силу того, что он более сложен. В отличие от карбюраторного двигателя, который довольно нетребователен к качеству топлива, дизельный генератор требует качественного топлива. Ремонт дизельного генератора (если уж он потребовался) оказывается обычно более затратен, чем ремонт бензинового. Правда, оценивая предстоящие траты на ремонт, нужно принять во внимание и то, что в долгосрочном плане большой ресурс дизеля способен компенсировать ремонтные затраты.
Запуск. Дизельные генераторы в сравнении с бензиновыми имеют более трудный запуск — как ручной, так и автоматический. Особенно зимой. Трудный запуск обуславливается особенностями конструкции и работы дизельных двигателей. На запуск оказывают влияние и мелкие неполадки: нарушение герметичности посадки иглы в форсунке, приводящее к плохому распылению топлива, износ деталей поршневой группы, вызывающий снижение давления в камере сгорания ниже тех значений, при которых происходит воспламенение топлива, неполадки топливного насоса.
Вес. В общем, дизельные электрогенераторы тяжелее бензиновых. Однако в портативных маломощных моделях разница в весе может практически не проявляться. Если мощность дизель генератора невелика, то его вес ненамного превышает вес бензогенератора такой же мощности.
Цена. Цена дизельных генераторов значительно (в 1,5-2 раза) выше бензиновых. Что и не удивительно, учитывая сложность их двигателей и большой ресурс работы.
Ниже для сравнения представлены некоторые технические характеристики дизельных и бензиновых генераторов.
Источник: